FantLab ru

Герберт Уэллс «Война миров»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Голосов:
4698
Моя оценка:
-

подробнее

Война миров

The War of the Worlds

Другие названия: Борьба миров

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 271
Аннотация:

К концу 19 века большинство астрономов всей Земли склонялись к мнению, что на Марсе могут существовать не более чем примитивные формы жизни. Но, однажды, на Марсе стали происходить яркие вспышки и к Земле устремились потоки огня, которые были не чем иным, как космическими капсулами, нацеленными на территорию Британии. Теперь землянам предстоит на собственной шкуре убедиться в уровне развития марсиан. А Земля может получить незавидный статус колонизированной планеты.

Примечание:

Про отдельные неточности в переводе М.Зенкевича В.Т.Бабенко писал тут: https://kklub36-6.livejournal.com/


В произведение входит:

8.83 (18)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Экранизации:

«Война миров» / «The War of the Worlds» 1953, США, реж: Байрон Хэскин

«Война миров» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Стивен Спилберг

«Война миров Х.Г. Уэллса» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Дэвид Майкл Лэтт

«Война миров» / «The War of the Worlds» 2005, США, реж: Тимоти Хайнс



Похожие произведения:

 

 


Борьба мировъ. Сонъ и пробуждение м-ра Грагама
1901 г.
La Guerde Des Mondes
1906 г.
Остров доктора Моро. Война миров
1910 г.
Борьба миров
1918 г.
Борьба миров
1918 г.
Борьба миров
1922 г.
Борьба миров
1927 г.
Борьба Миров
1928 г.
Война миров
1930 г.
Борьба миров
1935 г.
Фантастика
1935 г.
Борьба Миров
1945 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Борьба миров
1956 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Борьба миров. Первые люди на Луне
1957 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Герберт Уэллс. Фантастические произведения
1979 г.
Избранные произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Герберт Уэллс. Фантастические произведения
1983 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Война миров. Рассказы
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Машина времени. Война миров
1984 г.
Машина времени. Война миров
1984 г.
Война миров
1986 г.
Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы
1987 г.
Машина времени. Война миров
1987 г.
Машина времени. Война миров. Рассказы
1987 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Спящий пробуждается
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Война миров. Спящий просыпается
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Зарубежная литература. 11 класс. Часть первая
2001 г.
Война миров
2001 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2002 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 5. Война миров. В дни кометы
2002 г.
Машина времени. Война миров
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Зарубежная литература XX века
2003 г.
Война миров
2003 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2004 г.
Машина времени
2004 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Война миров. Рассказы
2009 г.
Война миров
2010 г.
Война миров
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Война миров
2014 г.
Война миров
2014 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2015 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Война миров
2016 г.
Борьба миров
2017 г.
Война миров
2017 г.
Война миров
2017 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2017 г.
Война миров. Чудесное посещение
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Машина времени. Борьба миров
2018 г.
Машина Времени. Остров доктора Моро. Война миров
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Война миров
2019 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
2019 г.

Периодика:

Мир приключений 1910, книга 2
1910 г.
Миръ приключений, № 1, 1910
1910 г.
Миръ приключений, № 3, 1910
1910 г.
Миръ приключений, № 4, 1910
1910 г.
Уральский следопыт № 6, июнь 1975 г.
1975 г.
Зарубежный роман, №3, 2010
2010 г.

Аудиокниги:

Война миров
2003 г.
Война миров
2005 г.
Лучшие романы
2005 г.
Война миров. Машина времени
2006 г.
Война миров
2008 г.
Война миров
2012 г.
Война миров
2014 г.
Война миров
2016 г.
Война миров
2017 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Amazing Stories, August 1927
1927 г.
(английский)
Amazing Stories, September 1927
1927 г.
(английский)
The War of the Worlds
1960 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy
1977 г.
(английский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
Война на световете
1978 г.
(болгарский)
Tune in for Fear
1985 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Movie Monsters: Great Horror Film Stories
1988 г.
(английский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The War of the Worlds
1998 г.
(английский)
The Time Machine & The War of the Worlds
1999 г.
(английский)
The War of the Worlds
2001 г.
(английский)
The War of the Worlds: A Critical Text of the 1898 London First Edition, with an Introduction and Appendices
2001 г.
(английский)
The War of the Worlds
2003 г.
(английский)
War of the Worlds
2003 г.
(английский)
The War of the Worlds
2005 г.
(английский)
Війна світів
2007 г.
(украинский)
Английский язык с Г. Уэллсом. Война миров / H. G. Wells. The War of the Worlds
2008 г.
(английский)
The War of the Worlds
2010 г.
(английский)
The War of the Worlds
2017 г.
(английский)
La guerra de los mundos
2018 г.
(испанский)
The War of the Worlds
2018 г.
(английский)
The War of the Worlds
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас сюжетом о враждебных пришельцах никого не удивишь, но только представьте как пугала «Война миров» читателей конца XIX века. Герберт Уэллс написал свой роман настолько ярко, до жути правдоподобно и впечатляюще, что книгу помнят и любят даже спустя 121 год после выхода.

На сюжете романа подробно останавливаться нет смысла, его знают если не все, то большинство любителей фантастики. Поэтому кратко: на Землю прилетают марсиане с завоевательными намерениями. Люди пытаются дать отпор, но получается плохо. «Война миров» сильно цепляет своей мрачной атмосферой и демонстрацией большого количества возможных моделей поведения человека в условиях грядущего тотального уничтожения. Нечто подобное позже показывал Дж. Уиндем в «Дне триффидов». При этом роман имеет еще и политический подтекст и многими читателями того времени воспринимался как критика внешней политики Великобритании. Интересно и то, как Уэллс переворачивает картину мира, показывая «цивилизованного» человека не колонизатором, а жертвой. И тот факт, что в финале

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
марсиане умирают от земных болезнетворных бактерий, вполне может быть отсылкой к гибели британских солдат от каких-нибудь болячек в какой-нибудь Индии. А может быть это снова перевертыш, обыгрывающий то, как европейские колонизаторы принесли индейцам оспу, тиф, корь и прочие «радости жизни».
В общем, роман дает много пищи для размышлений.

Естественно, произведение, ставшее всемирно известным, не могло оставаться без вольных продолжений. Первое из них вышло почти сразу после оригинала – это было «Эдисоновское завоевание Марса» Гаррета Патмена Севисса. Дальше больше: вольных продолжений «Войны миров» вышло довольно много и некоторые из них были написаны такими известными авторами, как братья Стругацкие («Второе нашествие марсиан»), Лазарь Лагин («Майор Велл Эндью»), Кристофер Прист («Машина пространства»), Дэвид Брин («Париж покоряет всех») и др.

В сентябре 2019 года в России вышла книга Стивена Бакстера «Война миров 2. Гибель человечества» с припиской на обложке: «продолжение, официально одобренное наследниками Герберта Уэллса». С этой книгой, безотносительно ее содержания, связано два интересных факта. Во-первых, Стивен Бакстер в 1995 году уже писал продолжение на роман Уэллса («Корабли времени», вольный сиквел «Машины времени»). Во-вторых, «Война миров 2. Гибель человечества» одобрения наследников Уэллса не получала и «официальным» сиквелом считаться не может. Дело в том, что роман должен был выйти в оригинале еще в 2015 году и действительно с одобрения наследников, но что-то не срослось и одобрения он не получил. Тогда издатели просто подождали истечения срока права на творческое наследие, которое произошло в декабре 2016-го, и уже в январе 2017-го выкатили свое «официальное» продолжение. Немного подробнее об этом есть здесь (https://www.telegraph.co.uk/books/authors/war-of-the-worlds-sequel-the-martians-are-returning/) и здесь (https://www.theguardian.com/books/booksblog/2015/dec/08/war-of-the-worlds-hg-wells-massacre-of-mankind-unofficial-sequels).

Но хватит о грустном. «Война миров» — хороший научно-фантастический роман, который читается с интересом и сегодня. У него есть ряд неплохих экранизаций (например, фильм Стивена Спилберга 2005 года), есть и ряд интересных продолжений (например, Кристофер Прист неплохо совместил идеи сиквелов «Войны миров» и «Машины времени» в своей «Машине пространства»). И наверняка он еще не раз вдохновит людей сделать что-то значительное.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый известный роман Герберта Уэллса, «Война Миров». Во первых, он примечателен уже самим своим сюжетом. Много есть произведений о вторжении злых пришельцев на Землю, но этот роман — единственный достаточно достоверный и не наивный, который даёт представление о том, как бы такое вторжение выглядело не в 20-21 веке и не в будущем, а в веке 19-ом. В «Войне миров» сочетается винтажная историчность и научная фантастика. И особенно ценно то, что этот роман и написан в 19-ом веке, именно из него растут корни всех прочих произведений на эту тему.

Кроме того, обращает на себя внимание изображение войны, как таковой. Причём написано это ещё до обеих Мировых Войн. Тогда ещё фантастическим казалось описание того, как в совершенно мирную местность, далёкую от полей сражений, вдруг приходит война. Люди оказываются к этому совершенно не готовы; вначале они не воспринимают происходящее всерьёз, но очень быстро повсюду начинаются паника, хаос и разруха.

В романе представлены психологически очень достоверные примеры того, как общество в целом и отдельные люди реагируют на происходящие ужасы. Есть и мысли о сущности людей, как таковых.

В общем, «Война миров» — классика не только фантастики, но и просто литературная классика.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли в наш время повториться успех Орсона Уэллса?

Нет.

Марсиане не страшные: страшнЫ те, на которых они напали. Боевой треножник крайне неэффективен. Особенно, если вспомнить эпизод, когда, во вспышке молнии, ГГ видит его стоящим в моменте на двух ногах, с поджатой третьей. Вот если убрать эту ногу совсем — тут и конец вторжению. Как убрать? Для этого мирные земляне изобрели ракеты земля-земля с ювелирной точностью попадающие в цель из-за пределов действия теплового луча. Поэтому земляне и изобрели танки, способные перемещаться даже через ножку (эпицентр) ядерного взрыва.

Тепловой луч? В пределах горизонта? Серьезно? Война ведется из-за него, такое современное обыкновение. Лазеров, видимо, нет и не будет (кроме ослепляющих), но есть масса вундервафлей, которые действуют не хуже.

Про черный дым даже говорить не хочется. Если бы марсиане Уэллса случайно подсмотрели, что за заливное тетушки Полли варили современные повара — то они сами бы бросили свой Марс и в ужасе бы убежали.

Ни один цилиндр, куда бы он не упал, не просуществовал бы более получаса. Так что, на эту фактуру романа смотреть явно не стоит.

Что есть? Классика:

1. Вторжение злобных инопланетян. Изобретение темы — тут надо десять с плюсом ставить.

2. Злобные умерли от микроорганизмов, которые были мобилизованы землей и победили супостата. Браво.

История героя на этом фоне вообще теряется. Я первый раз читал в возрасте 12 лет. Мне не интересно было, кто смотрел на что из окна: какой дядя кого толкал плечами; мне был интересен Сын Грома. Но вот потом я внезапно обнаружил, что герой есть. Он безликий рассказчик. Но у него есть чувства.

Из-за грома марсианского вторжения, который гремит в моих ушах — 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Была такая старенькая книжка — «Отзовитесь, марсиане». Лет в 6-7 я ею зачитывался. Она казалась мне невероятно красивой, невероятно познавательной и невероятно интересной. Там сообщались различные сведения о планете Марс и истории ее исследований, разные странности, наблюдаемые астрономами, возможность наличия там жизни и марсиан. И были среди прочего две главы об образах марсиан в фантастике. «А что, если они злые?..» — и кратко пересказывалась «Война миров». «А что, если они добрые?..» — и кратко пересказывалась «Аэлита» (ага, добренькие. Хотя если сравнивать с уэлссовскими марсианами...) Самые страшные моменты «Войны миров» (например, про питание марсиан), впрочем, были милосердно умолчаны.

И я страшно захотел прочитать ее полную версию. Среди моих детских рисунков немаловажное место заняли сцены из «Войны миров»: люди разглядывают упавший снаряд, марширующие треножники, старинные пушки, стреляющие по ним, солдаты в киверах (ну, не знал я, как выглядели британские солдаты того времени) превращаются в живые факелы, «башка» треножника взрывается от меткого выстрела... Да и вообще треножники и подобная странная техника прочно и надолго поселилась в моем воображении, мирно (или не очень) уживаясь с анимешными роботами из «Макросса» и всевозможными фантастическими чудищами.

Но «Война миров» почему-то так и не попадала мне в руки. Про майора Велла Эндъю я прочел и то раньше! Эта книга тоже сильно впечатлила меня — хотя почему-то казалось, что «Война миров» все равно должна быть лучше...

«Войну миров», а также многие другие произведения Уэллса я сумел прочесть лишь студентом, когда жил на квартире у одной хозяйки, у которой был многотомный сборник. В книге я не разочаровался: динамично развивающиеся события, страх и отчаяние героев, множество правдоподобных деталей, технических подробностей, упоминаний последующей жизни после войны... Особенно любопытно описание вида Земли из космоса, сделанное задолго до космических полётов. Впрочем, там и еще много чего описано «задолго до». Опасное любопытство обывателей, равнодушие и спокойствие тех, кто не видит бедствия, разрушения и паника, паранойя и навязчивые мысли... А ведь книга издана в 1898-ом году — когда никто и не мог представить себе мировой войны! (Лагин в «Майоре...» дал очень прозрачные отсылки на Вторую мировую — и от этого его книга несколько «удешевилась») Да и, в конце концов, это одно из первых произведений на тему инопланетного вторжения!

Так что не слишком удивительно то, что радиослушатели поверили радиопостановке по мотивам этой книги. (Впрочем, скорей всего, паники не было — это журналисты, по своему обыкновению, всё преувеличили)

Сильно портит книгу финал — типичнейший deus ex machina. Он еще в детстве, в том самом кратком пересказе, вызывал у меня недоумение. Думается мне, автор и сам прекрасно понимал его внезапность и несуразность: неужели высокоразумные существа не могли заранее подумать о простейших мерах предосторожности? С их уровнем технологий это было бы очень легко осуществить. Просто трудно было придумать другой хэппи-энд, не растягивая книгу до размеров эпопеи (чтоб «Война миров» не стала такой, как «Война и мир»).

Кстати, при сегодняшнем перечтении этот отрывок сильно напомнил мне о другом произведении Уэллса:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нужно придумать такой образ жизни, чтобы люди могли жить, размножаться и в относительной безопасности растить детей. Сейчас я скажу яснее, что, – по-моему, нужно делать. Те, которых приручат, станут похожи на домашних животных; через несколько поколений это будут большие, красивые, откормленные, глупые твари. Что касается нас, решивших остаться вольными, то мы рискуем одичать, превратиться в своего рода больших диких крыс… Вы понимаете, я имею в виду жизнь под землей. Я много думал относительно канализационной сети.

А что, если это альтернативное продолжение «Войны миров»? )))

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, вопрос, конечно, интересный. После Кларка, Азимова, Шекли, Саймака, Герберта, Стругацких, Крапивина, Логинова, Дяченко, Злотникова, после всего этого — чуть ли не бесконечного — списка, а — надо ли вообще, в принципе, даже и вспоминать, что был такой — Уэллс, с его тогдашними шедеврами?

Кстати, о шедеврах, кто не в курсе. 30 октября 1938-го вышел в свет радиоспектакль по книге «Война миров» с трансляцией на США и Канаду. Ну да, режиссёр немного переборщил с антуражем, и тем не менее — вот такие были последствия: «...Людей охватила паника. Приняв все за реальность, люди бились в истерике, выпрыгивали из окон, хватали первое попавшееся под руки и выбегали из домов. Дороги забили массы машин, которые неслись, не соблюдая правил. У людей было одно желание — спрятаться, убежать от того ужаса, который несут марсиане. В госучреждениях, полицейских участках, больницах не переставая звонили телефоны, люди умоляли спасти их. Правда, были и воинственные требования: открыть арсеналы и раздать народу оружие, срочно минировать дороги на пути следования марсиан и даже направить на них летчиков-смертников на наполненных взрывчаткой самолетах. Впоследствии телефонные компании отметят, что линии в эту ночь были нагружены впятеро больше обычного...».

Конечно, в наш век засилья Интернета, вездесущих флэшмобов, информационных войн и всего прочего — такие отзывы СМИ-шнеков надо делить на 27 и отнимать от полученного 543, ну да, ну да, ну да... и тем не менее. Чего там такого было в этой радиопостановке, если хотя бы хоть кто-то дернулся и стал сухари в мешок собирать да спички?

Конечно же, принято, как бы, таковую классику — ещё в детстве, как говорится, в юные годы осваивать. Но ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, ещё до сих пор не сподобился, то — надо исправляться, однако. Надо

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это оказалась совершенно пустая книга. Она интересная, насыщенная событиями, но совершенно бесполезная. Я придерживаюсь мнения, что книги должны давать пищу для размышлений, оставлять после себя вопросы, заставлять задуматься над теми или иными вещами. Исключение составляет фэнтези, роль которого, по моему мнению, чисто развлекательная, но и тут есть исключения. После Уиндема, Азимова, Дяченко, стала считать, что фантастика она вот такая, философская, местами непонятная мне, но привлекательная. «Война миров» совершенно не вписалась в привычную картину мира. Можно конечно порассуждать и поискать скрытые послания, но, боюсь, что их тут нет. Сначала мне казалось, что автор образно описывал Мировую войну, но до неё было ещё очень далеко. Отображение войны, как понятия, как глобального явления? Не думаю. Может быть автор хотел показать, что человек является высшим существом ,даже по сравнению с инопланетным созданием? Не похоже. Потому, как попади этот человек на Марс, и его ждал бы ещё более бесславный конец. Или наоборот, целью стояло показать, что в общем-то человек мало чем отличается от обычного кролика. Ходит на двух ногах , разговаривать умеет, а так такой же пугливый, беззащитный и дикий, сотри с него лоск цивилизации и объяви охоту. Но кажется мне, что всё намного проще. Это просто развлекательная литература, призванная развлечь, и которая не обязана нести в себе какой-нибудь скрытый смысл.

Было интересно. Спасибо за внимание.

Сначала слушала в исполнении Станислава Концевича. Перед началом каждой главы музыкальная вставка, читает быстро, эмоционально. Чтение создавало впечатление динамичного, немного голливудского, приключения. В целом мне понравилось. Голос у чтеца приятный, не хриплый. Потом решила послушать Виктора Рудниченко. С голосом этого чтеца книга стала совсем другой. Во-первых, перевод оказался другим, более поэтичным. Читает Рудниченко с большим количеством эмоций и переживаний в голосе, на мой взгляд. Теперь я слушала не просто историю о нападении марсиан, а ещё и историю трагедии и ужаса людей, вынужденно оказавшихся в самом центре войны, не важно кем устроенной. Есть ещё несколько вариантов озвучивания, но эти два понравились мне больше всего. Какой из них выбрать — решать вам.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое мое знакомство с этим легендарным романом состоялось, как и у многих, еще в детстве. Я был заинтригован сюжетом и, с замиранием сердца, читал страницу за страницей… Именно тогда зародилось мое особенное отношение к жанру благородной научной фантастики, которое не угасло и по сей день, а «Война миров» гордо возглавила список любимейших произведений на долгие годы.

С тех пор я не решался перечитывать эту книгу, боясь, по-видимому, разрушить детские впечатления. Возможно, я так и не сделал бы этого, если бы мою скромную коллекцию книжных раритетов не пополнило редкое издание этого романа (1935 года выпуска), приобретенное в очень хорошем состоянии у одного уважаемого питерского букиниста. В издании был представлен ранний перевод романа, выполненный Э. К. Пименовой, в ее интерпретации озаглавленный как «Борьба миров». Мне захотелось сравнить его с «каноническим» переводом Зенкевича, знакомым с детства, и я подумал: «Была не была, перечитаю!» Могу сказать, что не только не разочаровался, но и получил истинное удовольствие, открыв для себя много нового в этом выдающемся художественном произведении!

Во-первых – роман читается легко и приятно, написан красивым слогом, изобилует живописнейшими картинами, тончайшими и детальными описаниями мест, предметов, людей, их состояний и переживаний… Ты будто бы сам видишь все собственными глазами и веришь в это до глубины души. Отдельно хочу отметить, с какой любовью Уэллс упоминает и описывает десятки предместий и уголков Лондона. Их названия встречаются практически на каждой странице. Особенно контрастно на этом фоне сельской идиллии, выполненном в почти «бальзаковском» или «стендалевском» стиле, смотрятся слова «марсианин», «боевой треножник», «тепловой луч» и т.д. Они как будто из другого времени! Сразу понимаешь, какой эффект это произведение производило на читателей той эпохи!

Ну и конечно – насколько мастерски автором передано ощущение страха, напряженных до предела нервов, отчаяния граничащего с безумием. Насколько точно он обрисовал поведение различных психотипов людей в моменты столкновения с глобальным бедствием, описал вечное стадное чувство, неконтролируемый «социальный организм» толпы, управляемой паникой и страхом… Показал как краток путь от «венца всего живущего» до существа, находящегося на нижней ступени развития. Но при этом указал и на лучшие человеческие качества — редчайшее самообладание и благородство.

И самое главное — предвидел ли уважаемый мистер Уэллс, что пройдет 120 лет, а люди не изменятся? Что всех персонажей из «Войны миров», их мысли, действия и поступки, человечество нашего времени будет с легкостью узнавать в своем сегодняшнем окружении?

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много слышал об этой книге, фильм смотрел с Томом Крузом. Так собственно и предполагал, что фильм не раскрывает всего, что было в книге, собственно фильм и значительно отличается от книги, просто разительно, похожи только описания самих треножников и некоторые сцены схожи. Довольно о фильме, ближе к книге, книга написано по моему мнению в жанре документалистики, такое ощущение, что читаешь чей-то дневник происходящих событий и автор оказывается практически всегда в самой гуще событий, удачно сделан переход на двоюродного брата, что добавило рассказу естественности. Не буду описывать множество интересных деталей, расскажу о впечатлении вкратце. Книга понравилась! Однозначно к прочтению! Актуальность не потеряла, конечно вооружение там было допотопное, никаких тебе крылатых ракет и стингеров. Однако (ухожу в детали) по книге марсиане адаптировались к вооружению, и кто так сказать знает, если бы в наше время события происходили, то марсиане бы и под наше вооружение адаптировались.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая в свои далеко за двадцать такие книги, как «Остров Сокровищ», например, понимала, что опоздала с их прочтением на молодость. Но с этой книгой я опоздала поколений этак на пять. Как не прискорбно, но даже классика может устареть.

Да, книга не могла не вызвать уважения. Потому что она – родоначальник целого огромного жанра как в литературе, так и в кино: постапокалиптическая катастрофа после вторжения «чужих». И, несмотря на явную устаревшесть книги и мою не особую любовь к жанру, всё равно кое-то восхитило. Просто великолепно была прописана атмосфера первых дней паники. Но всё хорошее впечатление рухнуло в тартарары, когда устрашившись невиданной мощи марсиан, некоторые военные корабли напросто дезертировали на безопасное расстояние. А когда первые дни, когда паника допустима, остались позади – ничего не изменилось. Правительство сбежало, люди зверели и сходили с ума всё больше; никому даже в голову не пришла мысль о борьбе. Человечество не само себя спасло – спасло его нежданно-негаданно свалившееся на голову чудо.

Пожалуй, стоило бы принять это за особенности жанра, и не придавать глубокого значения, но просто накануне я как раз закончила книгу о Великой Отечественной. Причём не художественную, а военные мемуары (Марина Павловна Чечнева, «Небо остаётся нашим»). В том числе о том, как в первые дни войны 18-летние девушки осаждали военкоматы с требованием послать их на фронт, сражаться с в ту пору казавшимся неуязвимым врагом, и если нужно погибнуть. У нас девочки-студентки рвались в бой и на смерть, а у них – мужчины-профессионалы с оружием бежали. Я далеко ушла от темы? Но именно этим мне и запомнится навсегда книга «Война миров»: мне кажется, я ещё никогда так остро не понимала, почему Европу фашисты смяли за считанные месяцы, а нас, со всей своей мощью, так и не смогли. И впредь не удастся сделать это даже марсианам, имей они такое желание.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Книга пережившая свое время и, глубокий смысл которой остается актуальным и по сей день. Фантазия автора по истине не имела границ! Описание инопланетян, средств их передвижения и тактики их поведения при колонизации Земли были действительно революционными для своего времени, а может и для нашего времени «высоких технологий». Автор будто сам оказался невольным зрителем и участником той паники и всемерного хауса, который воцарился в результате катастрофы, описанной в произведении. Главный герой и его действия вызывают неподдельное сопереживание и отклик в душе. И как бы это не прозвучало тривиально, но финал действительно тронул.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга пережила просто немыслимое количество адаптаций, переосмыслений и пародий, обросла неисчислимым количеством почитателей, порицателей и подражателей. И чтобы я про нее не сказал, равно хорошего или плохого, наверняка это уже было сказано кем-то до меня. Но я все же скажу.

На мой взгляд, как классика фантастика и предтеча всех этих историй о вторжении инопланетян «Война миров» замечательна. Как книга, имеющая в себе массу актуальных идей до сих пор… так себе. Просто тема вторжений извне, столкновений цивилизаций и поведения людей в критических ситуациях после как только не рассматривалась (да и до, если честно, тоже, просто не в столь фантастическом антураже), поэтому «Война» остается одной из первых, не самых выдающихся историй на этот счет. В отличие скажем, от той же «Машины времени», чей простой, но мощный посыл к сожалению актуален и до сих пор, а тема не слишком популярна. Ведь всегда легче обращаться к теме врагов извне, чем к проблема внутри самого общества.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто не читал «Войну миров» в детстве, тот не я. Но, удивительно, как изменилась книга, когда я сама изменилась и выросла.

Сюжет остался прежним — марсиане пытаются захватить землю, но терпят неудачу. Но в прошлом я читала эту книгу как «Блииин, что-то скучновато... ооо! Фантастика! Ооо, инопланетяне! Ого, какие механизмы!» Теперь книга получилась о другом.

Теперь эта книга стала артефактом. Я осознала, что в 1897 г. вместе с ней из печати вышла целая эпоха человечества. Культура, научная деятельность, промышленность — все выросло отсюда. Это первый роман подобного рода, повлиявший на все последующие поколения литераторов и мои любимые Стругацкие, и Хайнлайн, и Булычев, думаю и Филип Дик — все под впечатлением и обаянием, все приложились к написанию «авторских фанфиков» — не прямое использование героев и сюжета, но самой идеи.

Сейчас за захватом Земли марсианами легко угадывается колонизация европейцами других материков, потребительское отношение людей к природе, столкновение менталитетов и накал политической обстановки перед Первой Мировой Войной. Марсиане мне уже не видятся безобразными бесформенными сгустками, а я реально поверила Уэллсу, что они — наша будущая ступень эволюции, когда мозг отбросит рамки условностей тела, пола, физиологии. Еще не без иронии отметила, что в конце 19 в. вовсе не Америка была пупом земли, он был в Англии. И как точно Герберт подметил основы человеческой психологии в момент паники! Может и написано немного наивно и не современно, но и терминологии не было, ее еще нужно было как-то создать!

И все же самое ценное, что я нашла в книге, это то, что надежда — есть; человек не хилая и слабая цепочка случайных событий, а эволюционно обоснованное прекрасное создание; что в любой ситуации главное — вести себя достойно. Восхищаюсь гением автора, что и через 100, и уже 120 лет после написания, книга жива!

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я раньше не читал «Войну миров» по, в принципе, банальной причине – 1898 год, я думал, что роман окажется, да, может значимым для жанра, но вялым, архаичным и до мерзости наивным. И вот сейчас, закрыв последнюю страницу, я нахожусь в каком-то шоке – я просто не ожидал, что вещь окажется настолько серьёзной и настолько сильной. Отпали даже страхи касательно архаичности – нет, роман архаичен в чём-то, но понятно архаичен (всё-таки написан в конце 19-го века), но в нём есть и совершенно новаторские по тем временам вещи типа «теплового луча» (лазера?), химического оружия (и это до применения иприта!) и тому подобное! И это только в техническом плане! Само повествование – какое-то невероятно динамичное, ёмкое и тревожное (что само по себе удивляет и восхищает!), да ещё и очень-очень убедительное – будто прогнало все мысли о том, что роман написан кода-то давно, делало его достаточно современным (да-да, вот такое ощущение было!), если не сказать «вещью вне времени»! И я, конечно, ожидал, что роман значителен для жанра, но в моём представлении это было так же, как значительна, допустим, для жанра «Утопия» Томаса Мора (ну, вы понимаете, о чём я) – а оказалось… Я сейчас не просто думаю, что роман породил направление фантастики о вторжении пришельцев, я сейчас вижу (и у меня от этого земля уходит из-под ног), что львиная доля подобного рода фантастики это практически лишь вариации «Войны миров» – в литературе (ну, например, «Кракен пробуждается» Уиндема, «Кукловоды» Хайнлайна и другие), и в кино («Скайлайн», «День независимости» и другие)! В «Войне миров» есть всё, все мотивы которые как под копирку использовались позже и используются сейчас – это и техническое превосходство пришельцев над нами, их всесилие, и отношение «вторженцев» к людям (как к насекомым), и разрушение мифа о величии человечества и того, что человек вершина природы; это и моральное крушение людей в наступающем хаосе (разве это не вечный мотив, выросший из той давки на дороге и из безумия лондонцев, например?); здесь есть даже определённый рецепт борьбы с такими захватчиками, пусть и звучащий из уст не совсем психически здорового человека, но разве мы не видели исполнения этого в других фантастических вещах разных авторов? И, главное, здесь есть герой, который не просто стремиться выжить, но и остаться при этом человеком. И всё это оказывается такой матрицей, практически точным рецептом многих и многих вещей написанных гораздо позже другими авторами. Но радует то, что это не просто матрица, а совершенно цельный, чёткий и сильный роман; не роман-зародыш, а роман-скульптура, которую пытались и пытаются копировать. И это только явные вещи, тот самый каркас, который использовали позже все кому не лень. А если вглядеться дальше? Нет ли в этом романе лавкрафтовского космического ужаса – всесильное зло, пришедшее из космоса, пугающее ещё и тем, что это не конец, и что угроза может оказаться не единственной в своё роде? И не из этих ли треножников выросли всевозможные Годзиллы и другие циклопические чудовища, разрушающие города как игрушки? Не из этих ли картин мёртвых, усыпанных ядовитым пеплом городов вышел современный постапокалипсис? И всё это – из небольшого по объёму романа, очень живого, динамичного, цельного и, не побоюсь этого слова, захватывающего даже сейчас, в 21- веке, но написанного больше сотни лет тому назад. Разве это не потрясающе? Разве это не гениально?

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нелюбимая книга самого любимого писателя — субъективное мое мнение о книге. Почти все темы книг Уэллса — новы, интересны и стали фундаментом для дальнейшего развития фантастики. Здесь у Уэллса было наибольшее попадание, тема вторжения пришельцев дальнейшим масштабом затмила совершенно даже путешествия во времени. За одно это следует обязательно прочитать эту книгу.

Но есть и недостатки. Может, буду ругать всю задумку, а не столько эту книгу, но позвольте. Во-первых, книга не дает ответа, даже косвенно не намекает о причинах начала всех событий. Зачем вторгатся вообще? Во-вторых, слишком безликий образ интервентов, поражающие описания внешнего облика и действий при полном игнорировании психологии и мотировки их действий. В-третьих, заметнее всех удачно перекочевал в другиеткнишу момент: интервенция сразу в одну страну и малыми силами. Развитые воинствующие агрессоры не могут ни в разведку, ни в оценку противника. Ну и напоследок, не особо впечатлил, хотя очень интересный, но недостаточно отраженный взгляд землян. Ожидал большего, в сравнении с другими замечательными книгами Герберта Уэллса. А так все равно, очень хорошая книга, хоть и не вершина творчества Уэллса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельный «пинок» за названия глав. «Глава в которой викарий умрет» или какое-то такое именование, книги под рукой нет и забылось точное название, но суть такая. Хотя и весь заголовок книги такой, нам дают понять, что от цилиндров добра не ждать. Расписанная интрига, которая создается уже разрушенной — похвалы точно не заслуживает.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Война миров» напомнила мне могучий древний дуб, окружённый молодой дубравой, которая теснится вокруг, но не может перерасти патриарха. Едва ли не все сюжетные ходы, все находки автора за сто лет успели превратиться в штампы. Кто может сосчитать бесконечные байки о пришельцах, явившихся поработить нашу планету? А можно ли вообразить постапокалипсис без более или менее душераздирающей картины одичания человечества? Но Уэллс нашёл эти сюжетные ходы впервые, и даже через сто с лишним лет чувствуется, как свежо и сильно они звучали в своё время.

Роман действительно великолепно построен. Ну разве не мощная идея — перенести действие в обыденное, безмятежное графство Суррей, затем в Лондон, предельно приближая историю к читателю! «Отравленный пояс» Конан Дойла, с похожим приемом, вышел лишь через пятнадцать лет. Повествование от первого лица, несколько отстраненная, «хроникальная» интонация подкрепляют впечатление реализма происходящего. Это же известная история, когда радиопостановку «Войны миров» в США таки приняли за отчет о реальных событиях — и паника была вполне реальная.

И, конечно же, поражает контраст между нарастающей угрозой и спокойствием обывателей, разбивающимся лишь при непосредственном явлении марсиан.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх