Герберт Уэллс «Война миров»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
К концу 19 века большинство астрономов всей Земли склонялись к мнению, что на Марсе могут существовать не более чем примитивные формы жизни. Но, однажды, на Марсе стали происходить яркие вспышки и к Земле устремились потоки огня, которые были не чем иным, как космическими капсулами, нацеленными на территорию Британии. Теперь землянам предстоит на собственной шкуре убедиться в уровне развития марсиан. А Земля может получить незавидный статус колонизированной планеты.
Первая полная публикация — 1897 год (Pearson's Magazine, April – December 1897). Книжное издание — 1898.
Первая публикация в России: Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. Том 2, июнь 1898, № 6, стр. 1-16.
Про отдельные неточности в переводе М. Зенкевича В. Т. Бабенко писал тут.
В 1998-1990 годах по роману был снят сериал производства Канады и США.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— журнал «Мир приключений 1910`1», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`2», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`3», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`4», 1910 г.
— журнал «Amazing Stories, August 1927», 1927 г.
— журнал «Amazing Stories, September 1927», 1927 г.
— журнал «Famous Fantastic Mysteries July 1951», 1951 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «Айзек Азимов, Герберт Уэллс. Научно-фантастические романы», 1983 г.
— антологию «Tune in for Fear», 1985 г.
— антологию «Movie Monsters: Great Horror Film Stories», 1988 г.
— антологию «Зарубежная литература. 11 класс», 2001 г.
— антологию «Зарубежная литература XX века», 2003 г.
— журнал «Зарубежный роман, №3, 2010», 2010 г.
Награды и премии:
Экранизации:
— «Война миров» / «The War of the Worlds» 1953, США, реж: Байрон Хэскин
— «Война миров» / «The War of the Worlds» 2005, США, реж: Тимоти Хайнс
— «Война миров» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Стивен Спилберг
— «Война миров Х.Г. Уэллса» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Дэвид Майкл Лэтт
- /языки:
- русский (148), английский (22), испанский (1), литовский (1), украинский (2), белорусский (1), болгарский (1), татарский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (154), периодика (12), аудиокниги (11), другое (1)
- /перевод:
- В. Бабенко (4), В. Вебер (1), З. Журавская (2), М. Зенкевич (83), Д. Магула (1), И. Магур (5), Д. Паламарчук (1), М. Перфильева (3), Э. Пименова (13), К. Толстой (3), Т. Томашевич (1), С. Флорин (1), В. Хорошенко (1), М.А. Шишмарёва (1), О. Юсте (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 2 сентября 2008 г.
С одной стороны, перед нами одно из самых масштабных полотен за всю историю мировой фантастики — практически, не имеющая аналогов в литературе, жесткая реалистичная картина конфронтации человека с неведомым и непознанным.
Именно в этом плане, роман Уэллса стал абсолютной классикой, которая рядом с прочими представителями жанра «они пришли из космоса, что бы нас поработить» смотрится подлинным недостижимым Эверестом, по сравнению с локальными холмиками и другими среднего размера возвышенностями. Но с другой строны, Уэллс был не просто научным фантастом, а одним из родоначальников «социальной школы», и поэтому сама идея возможного вторжения инопланетных гадов, была лишь наиболее очевидным планом, лишь маскирующим подлинный интерес автора. Но какой?
Ответ приходит, если посмотреть на дату создания романа — 1898. Заканчивается не просто еще один век в истории, нет, на пороге уже стоит новая эпоха, ощущением прихода которой буквально наэлектризованы умы тогдашнего населения планеты. Появились и интегрированы в повседневную жизнь первые телеграфы, улицы городов рассекают первые хромированные «самодвижущиеся коляски», на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый сеанс «передвижных картинок» братьев Люмьер.... Однако, это лишь верхушка айсберга — что-то неведомое и страшное для консервативного сознания обывателей, куется в военных лабораториях. Мир неуловимо для глаз меняется, что бы уже никогда не вернуться к прежнему состоянию. И само название романа Уэллса отсылает нас не просто к борьбе с инопланетным вторжением, а именно к глобальному противостоянию двух миров: старого, консервативного, цепляющегося за уцелевшие осколки ценностей викторианской эпохи, и мира нового: безжалостного, рационального до последней косточки, а по сему — дегуманизирующего по самой своей сути. Принято считать, что у человека и марсианина, изначально очень мало общего, что прагматичная логика инопланетян, позволяющая им использовать для очищения территории от людей тактику «выжженой земли» чужда и непонятна современному, для даты написания романа человеку. Но так ли это, на самом деле?
Всего через 16 лет грянет первая война новой эпохи, первая не только по невиданным до сих пор, масштабам участников и потерь, но и в свете использованных в ней новейших технических разработок. И люди, умирающие под воздействием токсичных газов, боевые машины, поначалу такие же неуклюжие, но исстребляющие маленьких, практически оловянных, по сравнению с их громадой, солдатиков, из уэллсовской фантазии шагнули в суровую реальность. Единственная из идей Уэллса, которая не получила воплощения в современной военной инженерии — это использование тепловой энергии для генерации разрушительного теплового луча, но это можно списать на излишнюю дороговизну и нерентабельность данных разработок. В самом деле, зачем уделять им время, когда иной вид мирной энергии, поставленной на службу человеку, может по нажатию одной кнопки (рычага, тумблера) сметать целые города? До таких «фантазий», пожалуй, даже у Уэллса не хватило пессимизма!
На самом деле, роман Уэллса можно воспринимать, как настоящее пророчество об оборотной стороне научного прогресса. На фоне событий обеих мировых войн и различных военных конфликтов в течение всего 20 века, сравнение прагматичной логики марсиан и обычных людей, уже не кажется мне столь неуместным. Герои Уэллса, простые англичане, обитающие по старым обычаям и прописным нормам своего времени, с ужасом взирают на полнейшую унификацию гуманизма в лице чужеродных пришельцев, только не с другой планеты, а фактически, из собственного будущего! Появление бомб, танков, торпед, легко и просто осуществляющих многотысячные разрушения, заставило воспринимать все минувшие до него прочие конфликты Нового времени и средневековья, чуть ли не как детские потасовки. Оно изменило не только суть конфликтов, но и предельно дегуманизировало психологию людей, участвующих в конфликтах, сделав из них, фактически «людей нового мира». То есть, тех же уэллсовских марсиан.
«А как же финал? Как увязать противостояние природных сил с Вашей концепцией романа?» — спросят несогласные с моим отзывом. И самое печальное, что оно как раз прекрасно с ней согласуется! Каждое новое действие НТР по укрощению и использованию природных сил в своих интересах, нарушает естественную гармонию. Как результат: словно, дамоклов меч обрушиваются на поселения «новых людей» землятрясения, смерчи, ураганы.... Потом — мутировавшие штаммы различных болезней, постоянно поражающие тысячи людей по всей Земле. И эту битву невозможно выиграть, победа в ней всегда останется за естественным ходом явлений, то есть природным. Поэтому, финал Уэллса — лишь один из возможных, но вполне вероятный, только уже не для марсиан, а для того, кто является для природного порядка самой главной угрозой — то есть, как ни прискорбно, человека разумного....
Прекрасно осознаю, что моя трактовка романа во многом спорна, но я и не претендую на его «окончательное прочтение». Просто хочется, что бы спустя 110 лет после создания, новые читатели открыли этот Великий Роман, который по моему мнению, является убедительнейшим Реквиемом по всей ныне существующей человеческой цивилизации и попытались задуматься над его социальным и философским содержанием. Может быть, в данном вопросе я и неправ. Однако, это как раз тот самый вопрос, в котором мне совсем не хочется оказаться правым....
дочь Михаила, 7 сентября 2008 г.
Война миров — событие глобального масштаба! Значимо оно для всех участников, даже для тех, кто является сторонними наблюдателями — для нас. Внесу свою лепту и я.
Заметила, что существует множество мнений относительно сути произведения — милитаризация, трусость людской породы, доказательство истинности слов «каждый сам за себя» и прочие, подобные этим. Честно, нахожусь несколько в замешательстве. Вероятно, этим важным мыслям в романе нашлось достойное место, но ведь Уэллс сам вполне доступно озвучил тему своего творения. Зачем же переиначивать?
«Прежде чем судить их [марсиан] слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных... но и себе подобных представителей низших рас». Эти слова из романа как нельзя лучше отражают заглавную мысль произведения — колонизация. Да-да, она самая. Старый свет, большей частью Англия, вел активную политику относительно откровенного порабощения народов и земель Африки и Индии. При таком раскладе легко провести параллель между сюжетом романа и тогдашней жизнью. Марсиане — Колонизаторы; ужаснувшиеся и разбежавшиеся по углам Люди — Представители низших рас (со слов Уэллса); оружие марсиан, по силе превосходящее обороноспособность человечества — военная техника людей, более мощная в сравнении с копьями аборигенов; гибель марсиан от земных бактерий, неведомых им раньше — экзотические болезни, унесшие жизни европейцев, не готовых к опасностям тропиков.
«Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими и том же духе?» — обращается к нам с вопросом автор. Ответ очевиден, всё предельно просто и искать скрытого смысла в тексте не нужно. Роман есть роман, пусть даже и такой замечательный как «Война миров», так для чего приписывать ему значимость пророчеств? Уэллс предположил как могут быть усовершенствованы технические достижения, не больше.
Однако, назвать роман фантастикой ради фантастики так же нельзя. Прочтение его не просто спасение от скуки на пару-тройку свободных вечерков. Нет, смысл точно оставляет послевкусие, горький привкус разочарования что ли. Вспомним образ главного героя, имя которого я забыла. Не случайно это человек из толпы, хотя не без амбиций. На протяжении повествования он переживает целую гамму чувств — любопытство, решимость и неуверенность, разочарование, торжество всего естества и конечно же страх, леденящий ужас (возможно, не самое подходящее выражение, отдаёт какой-то дешевизной, но только такую острую грань этого чувства будет испытывать человек, загнанный в угол, теряющий разум от безысходности и ждущий неминуемой гибели). Почему именно он, не знаю. Можно предположить, что читатели будут представлять своё поведение в подобной ситуации, не удивлюсь даже, если найдут много схожего с героем повествования. А так как со стороны видней, глядишь, и задумаются о сущности человеческой.
Подводя итог, Уэллс говорит: «Кругозор человечества вследствие вторжения марсиан сильно расширился. <...>Теперь мы стали более дальнозорки», — и слова его передают какую-то надежду на людей, населяющих мир, не знавший нападения марсиан. Дескать, бди! и следи за свой неровной поступью, кто знает какая напасть ждёт тебя завтра?
skein, 2 мая 2013 г.
Как ни удивительно, но одна из лучших книг о Второй мировой была написана за сорок лет до самой войны…
Крах старого мира. Опустевшие улицы древних европейских городов и жуткий вой сирены над руинами. Толпы беженцев – ещё вчера мирных сытых обывателей. Отчаяние и проблески надежды. Нечеловеческая жестокость в сочетании с нечеловеческим же рационализмом. Высочайшие достижения науки на службе у людоедов… Откуда у жителя столицы величайшей мировой империи в конце самодовольного, исполненного веры в Прогресс и конечное торжество гуманизма XIX века такие странные видения? Видно уже тогда что-то носилось в воздухе, какое-то смутное предчувствие грядущих сумерек.
Тип повествования необычен для военной фантастики. Мы видим события не глазами полководца, двигающего стрелочки на карте, и даже не глазами солдата, «знающего свой маневр», а растерянным взглядом обычного человека, брошенного в самую гущу. Он видит лишь обрывки событий, а не целую картину, не знает, что происходит, кто побеждает, где линия фронта, жив ли ещё, наконец, кто-нибудь из его родных! И вот эта-то фрагментарность создаёт жуткое ощущение достоверности, как будто автор не придумал свою книгу, а уловил смутные образы, пришедшие из грядущих десятилетий, и воплотил их в форме страшной сказки о конце цивилизации.
«Если я еду в Лондон и вижу оживленную толпу на Флит-стрит и Стрэнде, мне приходит в голову, что это лишь призраки минувшего, двигающиеся по улицам, которые я видел такими безлюдными и тихими; что это лишь тени мертвого города, мнимая жизнь в гальванизированном трупе».
Халвомёт, 4 апреля 2013 г.
Считаю, что именно «Война Миров» Герберта Уэллса стала отправной точкой во всех последующих фантазиях об инопланетных вторжениях на землю.
Автор создал сюжет, ставший классикой — инопланетные захватчики атакуют Землю, нанося страшный урон, а затем оказываются побеждены практически случайно.
Уэллс смешивает две сюжетные линии — одна относится непосредственно к вторжению, а вторая рассказывает о том, как его переживает самый обычный человек. Автор очень реалистично показывает реакции и само поведение главного героя, который страшно напуган происходящим и имеет лишь одно стремление — убежать как можно дальше от опасности.
«Война миров», в отличие от большинства фантастических произведений максимально приближена к читателю, очень достоверна и в определенном смысле реалистична. А что касается частого употребления названий английских поселков и городков, то Уэллс ведь писал свои книги в первую очередь для английского обывателя, чтобы какой-нибудь колбасник из Вулвича, прочитав книжку сказал: «А я ведь там живу!».
olvegg, 29 октября 2007 г.
Что, на мой взгляд, делает «Войну Миров» шедевром, классикой жанра — так это полное правдоподобие, реализм происходящего. Создается впечатление, что читаешь настоящие воспоминания участника событий. И не важно, что на Марсе на самом деле нет разумной жизни и гигантские пушки — не самый эффективный способ доставки межпланетных экспедиций. Зато как удивительно точно описана реакция благополучного и, казалось бы, незыблемого викторианского общества на вторжение — от противоречивых слухов и недоверия через возрастающую тревогу к внезапному осознанию смертельной и неостановимой опасности, всеобщей панике и отчаянию. Увы, история полна подобных примеров, и вовсе не фантастических...
Орсон Уэллс позже довел реализм книги до логического завершения, заменив прошедшее время на настоящее в своей знаменитой радиопостановке.
aleks-predator, 3 марта 2020 г.
Рождение жанра о вторжении пришельцев
Я прочитал «Войну миров» еще в детстве. Мне кажется, у многих была подобная история. Кто-то из взрослых советует прочесть интересную книгу (в моем случае это был отец), а ты уже затем спустя годы и даже десятилетия понимаешь логическую цепочку. В чем она? Все просто. Герберт Уэллс и его роман о вторжении марсиан на Землю был, наверное, первым произведением подобного рода. Роман стал культовым, знаменитым и почитаемым. Он положил начало целому жанру в книгах и киноискусстве. По этой причине его советуют от поколения к поколению и тем самым прививают любовь к подобному. Читается в основном в детстве, запоминается теплыми впечатлениями, становится любимым произведением, а более поздние уже слегка блекнут на фоне классики Уэллса. И картина вполне себе повторяется, когда уже ты начинаешь советовать своим детям прочесть эту книгу (я обязательно буду).
Я обожаю эту книгу. Одно из ярких воспоминаний детства, когда прочитываешь страницу за страницей и с ужасом представляешь подобную картину вторжения, когда люди не могут дать отпор, погружаясь в хаос происходящих событий.
Книга читается на удивление быстро и легко, несмотря на то, что была создана более века назад. Автор отлично демонстрирует переживания людей, их психологическое состояние, нерв всей истории. Огромные ужасающие машины до сих пор для меня предстают, как лучшие корабли/орудия инопланетян. И так интересно было наблюдать, как похоже их видят создатели экранизаций.
Нравятся описания событий в Лондоне, разных местечек, все подробно и настолько интересно, что сам будто оказываешься там же среди этих бедных людей, что подвергаются атакам тиранов. Автор прекрасно передает ужас, погружает в него. До сих пор помню, что вырываясь (с неохотой) от чтения, я вдруг осознавал, что я не там, это всего лишь книга, вокруг все спокойно и тихо. Это ли не признак великолепного атмосферного произведения.
Роман Уэллса пронизан картиной того, что зазнавшееся в своем превосходстве человечество на самом деле может оказаться всего лишь обычным видом, который может быть порабощен, использован, как и мы делаем с животными и природой в целом. В произведении мы встречаем как отчаявшихся и падших людей, так и тех, кто благороден и с достоинством переносит тяжелое время.
Меня не покидает чувство, что даже спустя сотню с лишним лет, если произойдет похожая ситуация, человечество будет вести себя подобным образом. Мир людей не меняется. Действия, мысли, склад ума все такие же, как и в романе Уэллса.
«Война миров» — отличное произведение, которое стало родоначальником целого направления в научной фантастики, как впрочем и многие другие произведения автора. Это необходимая книга для прочтения всеми, и она заставит взглянуть на роль человека во Вселенной.
Sir Shorris, 26 ноября 2018 г.
Первое мое знакомство с этим легендарным романом состоялось, как и у многих, еще в детстве. Я был заинтригован сюжетом и, с замиранием сердца, читал страницу за страницей… Именно тогда зародилось мое особенное отношение к жанру благородной научной фантастики, которое не угасло и по сей день, а «Война миров» гордо возглавила список любимейших произведений на долгие годы.
С тех пор я не решался перечитывать эту книгу, боясь, по-видимому, разрушить детские впечатления. Возможно, я так и не сделал бы этого, если бы мою скромную коллекцию книжных раритетов не пополнило редкое издание этого романа (1935 года выпуска), приобретенное в очень хорошем состоянии у одного уважаемого питерского букиниста. В издании был представлен ранний перевод романа, выполненный Э. К. Пименовой, в ее интерпретации озаглавленный как «Борьба миров». Мне захотелось сравнить его с «каноническим» переводом Зенкевича, знакомым с детства, и я подумал: «Была не была, перечитаю!» Могу сказать, что не только не разочаровался, но и получил истинное удовольствие, открыв для себя много нового в этом выдающемся художественном произведении!
Во-первых – роман читается легко и приятно, написан красивым слогом, изобилует живописнейшими картинами, тончайшими и детальными описаниями мест, предметов, людей, их состояний и переживаний… Ты будто бы сам видишь все собственными глазами и веришь в это до глубины души. Отдельно хочу отметить, с какой любовью Уэллс упоминает и описывает десятки предместий и уголков Лондона. Их названия встречаются практически на каждой странице. Особенно контрастно на этом фоне сельской идиллии, выполненном в почти «бальзаковском» или «стендалевском» стиле, смотрятся слова «марсианин», «боевой треножник», «тепловой луч» и т.д. Они как будто из другого времени! Сразу понимаешь, какой эффект это произведение производило на читателей той эпохи!
Ну и конечно – насколько мастерски автором передано ощущение страха, напряженных до предела нервов, отчаяния граничащего с безумием. Насколько точно он обрисовал поведение различных психотипов людей в моменты столкновения с глобальным бедствием, описал вечное стадное чувство, неконтролируемый «социальный организм» толпы, управляемой паникой и страхом… Показал как краток путь от «венца всего живущего» до существа, находящегося на нижней ступени развития. Но при этом указал и на лучшие человеческие качества — редчайшее самообладание и благородство.
И самое главное — предвидел ли уважаемый мистер Уэллс, что пройдет 120 лет, а люди не изменятся? Что всех персонажей из «Войны миров», их мысли, действия и поступки, человечество нашего времени будет с легкостью узнавать в своем сегодняшнем окружении?
drugndrug, 5 апреля 2020 г.
«Война миров» вообще на некоторое время выдернула меня из реальности. У меня было ощущение, будто я не книгу читаю, а смотрю фильм. Более того, вижу всё своими глазами взаправду. Уэллсу очень хорошо удалось описать эпизоды, когда горожане спасаются бегством из Лондона, и сам Лондон – разрушенный и опустошенный. Эти эпизоды в меня так врезались, что во время прогулок по Невскому я видел вместо зданий — Зимнего Дворца, Казанского Собора, Дома Книги, Собора Спаса На Крови, гостиниц, различных салонов и магазинов – одни только руины. Спокойно шествующие прохожие мимо меня казались мне толпой, в паническом страхе покидающей Петербург…
Да, что и говорить, Уэллсу удалось поразмять моё воображение.
NEPROSNENKOE, 3 января 2014 г.
Шикарнейшая книга!
Мне так понравилась, что я даже составила визуальный ряд с кадрами из фильма.
Предлагаю Вашему вниманию. Не судите строго)) я старалась.
----------------------------------
Царство человека кончилось...
Написано очень красивым и простым языком. Плавно. Интересно. Притягательно. С искоркой. И я даже не побоюсь этого идиотского и популярного сегодня слова, с экшеном в некоторых моментах.
Я большая поклонница фильма Война миров с Томом Крузом и была готова, что книга мне придется не по вкусу. Так как День Триффидов меня порядком разочаровал. Поэтому я была готова к тому, что возможно будет так скучно и занудно, как многие пишут, что придется даже бросить читать. Мои опасения были напрасны. Книга засосала с первых страниц. Никакой занудности и дотошности я особо не заметила. Наоборот. Была удивлена обратным.
Все очень жизненно. Описания достаточно эмоциональные. Повествование ведется от первого лица, и очень подробно, но не дотошно. Такое ощущение, что автор сам являлся истинным свидетелем всего описанного в книге. А кто знает. Все возможно, может и являлся... Почему нет?))
Нравится кому или нет, но в экранизации 2005 года имеется очень много отсылок к книге. По крайней мере многие действия и переживания главного героя Круз передал очень точно. Конечно фильм адаптирован на наше время и перевернут сюжет, но все же действия и чувства героев переданы великолепно. Пока читала, перед глазами стоял Том Круз, бегущий по улице, весь покрытый прахом мертвых соседей.
Людям, которым книга пришлась не по вкусу или показалась скучной, могу сказать только то, что это история не о Терминаторе или Трансформерах, или в данном случае о машинах из космоса. Признаюсь, я ничего не имею против Трансформеров, к примеру. И мне тоже нравится Терминатор, и Войну миров я смотрела раз 20, если не больше, но нужно абстрагироваться от мейнстрима, когда читаешь классику! В первую очередь это история не о страшных смертоносных машинах, а о людях, которые переживали все ужасы, панику и кошмары нападения из вне.
"…даже люди, до того напуганные и измученные, что у них подгибались колени, вдруг, точно гальванизированные страхом, становились на мгновение более энергичными. Жара и пыль истомили толпу. Кожа пересохла, губы почернели и потрескались. Всех мучила жажда, все устали, все натрудили ноги. Повсюду слышались споры, упреки, стоны изнеможения; у большинства голоса были хриплые и слабые. Вся толпа то и дело выкрикивала, точно припев:
- Скорей, скорей! Марсиане идут!»
Киношники сегодня умеют поразить картинкой и спецэффектами, и большое им за это спасибо. Тем не менее глубже и сильнее книги ничего до сих пор не придумано. Редко фильм сможет передать все эмоции, весь накал страстей в отличии от книги, когда картинка сама возникает у тебя в голове.
Читая книгу Война миров, в очередной раз я убедилась на сколько человек слаб по своей натуре, как физической, психической так и моральной. Лиши человека привычного уклада жизни, он или с ума сойдет, или умрет с голоду, или будет убит пришельцами, а возможно даже своими сотоварищами по беде. Главное, что перед опасностью мировой катастрофы, человек всегда проигрывает. Так мы устроены. Гнев и страх – неотъемлемые компоненты людей.
«Теперь мы знаем, что нельзя считать нашу планету вполне безопасным убежищем для человека; невозможно предвидеть тех незримых врагов или друзей, которые могут явиться к нам из бездны пространства. Быть может, вторжение марсиан не останется без пользы для людей; оно отняло у нас безмятежную веру в будущее, которая так легко ведет к упадку…»
Crossbow, 14 февраля 2013 г.
Мне роман понравился прежде всего своей атмосферой и яркостью описанных картин и событий. Произведение Уэллса искусно пробуждает красочные образы в сознании читателя. Очень увлекательная хроника событий, важные философские рассуждения о правильности-неправильности путей человеческой цивилизации, о морали и нравственности, о стойкости, силе духа и ответственности. О том, что не следует так уж кичиться званием «царь природы». О том, как легко, в одночасье можно потерять человеческий облик и житейские ценности.
Минус романа — невероятно частое, сверх меры, употребление названий городов, районов и прочих «мест».
В любом случае, памятуя о том, что роман написан более ста лет назад, его живучесть именно как НФ-произведения, с одной стороны — потрясает, а с другой — наоборот, видится вполне закономерной. Безусловно, Уэллс использовал научные знания и проекты своего времени — эти его частые упоминания пара (это более чем в духе того времени:-)), «зеленого дыма», ядовитого черного облака (ассоциации с отравляющими веществами Первой Мировой), тепловой луч (голубая мечта того времени:-))), само понятие «пушка», из которой марсиане выстреливали свои цилиндры (сразу вспоминается Жюль Верн с его «Из пушки на Луну») и некоторые другие моменты. Но всё это приводится настолько аккуратно, что читатель не заостряет внимание на технических описаниях, а чувствует прежде всего настроение событий, психологию людей, а также мастеровито, с душой описанные бытовые сцены.
Вот поэтому роман вполне современен и актуален до сих пор.
Konst, 22 ноября 2008 г.
Удивительно, что даже сегодня, спустя столетие, этот роман способен напугать читателя. Нет, не вторжением «зеленых человечков» ( кого нынче этим испугаешь, столько всего после Уэллса было написано и снято на эту тему). В «Войне миров» убедительно показано как хрупок наш человеческий мир, так скурпулезно выстраеваемый в течении многих веков, как стремительно он может быть низвергнут в полнейший хаос, как быстро слетает с людей маска цивилизованности и респектабельности, когда в дело вступает инстинкт выживания. От осознания этого становится по-настоящему страшно.
видфара, 17 августа 2009 г.
Бессмертная классика НФ жива и поныне, несмотря на сонмы продолжений и продолжателей, пересказов и экранизаций. О чём этот роман? О войне? О столкновении двух разных миров? Нет, всё это, конечно, есть на страницах книги. И всё же в первую очередь «Война миров» посвящена нашему собственному миру, в её основе всё то же предупреждение человечеству, что и в«Машине времени». Предупреждение о будущем. Которое тогда ощущалось буквально стоящим за дверью, на пороге. И автор чувствовал — у этого грядущего в запасе «жестокие чудеса»... Пусть он не угадал частностей,но в сути не ошибся. И потому роман не устарел, а словно старое вино приобрёл новый привкус. Другое дело, что само имя его стало нарицательным для фантастики не самого высокого полёта. Но это издержки популярности. Они не могут помешать этому шедевру и дальше оказывать мощное влияние на мировую литературу.
maxim_l, 29 июля 2013 г.
С позиции технологий, произведение, для своевого времени, Великолепно! С моральной стороны, в отношении поведения и психологии человека в подобной ситуации, актуально, так как человек за прошедшие 100 лет внутренне не изменился... Повествование очень напоминает ведение дневника, в котором подробно описываются происходящие события...удивляет то, как Г. Уэллс так смело описывает ход событий, а ведь аналогов подобной тематики не было, и соответственно автор рисковал, в этом его гений, его талант!!! но, что мне больше всего понравилось, это позиция автора в отношении человека, сравнение действий человека, направленных на уничтожение себе подобных (приведен пример уничтожения колонистами аборигенов в Новой Зеландии) и действий пришельцев, сравнение бездумной, бездуховной кровожадности человека и опять же пришельцев...и главным моментом всего произведения (то что совсем задело за живое) — это внушительный монолог артиллериста о адаптации человека к сложившимся условиям оккупации Земли, то что люди чтобы выжить и быть полезными пришельцам, будут готовы пожертвовать всеми своими ценностями и превратится в животных (история доказывает, как автор прав)...поэтому, считаю данное произведение гениальным и БРАВО автору!!!
unusual999, 10 февраля 2010 г.
Война миров — это не просто фантастическое произведение. Это роман, пронизанный социальными и психологическими явлениями на фоне вторжения другой цивилизации. Все происходящие события описаны от лица человека, втянутого в гущу событий и повидавшего больше, чем все остальные. Через призму его суждений и оценок проглядывает взгляд на пришельцев с марса и поведение людей. Удивляет то, насколько поздно люди осознали грозящую им опасность, насколько плохо готово человечество к торжению враждебных существ. Поражает поведение людей, готовых заниматься чем угодно, только не решением текущей проблемы, как быстро люди, оторванные от привычного уклада становятся подобны животным.
Но автор говорит о том, что не только люди ошибаются на своем пути, что возможно, пришельцы тоже не идеальны и могут просчитаться. В конечном итоге это и спасло человечество от гибели. Значит насколько бы ни были марсиане могущественны, они все же могут ошибаться и не учесть всего, что ожидает их на нашей планете. Значит люди, живя на земле что-то да могут: даже просто своим существованием и тем, что очень хотят сохранить себя для жизни.
Перед глазами поведение каждого человека в этой ситуации, каждый пытался решить для себя вопрос «как быть»? Многие не выдерживали и сходили с ума, кто-то погибал по глупости или наивности, некоторые от жадности или страха. Когда ты один и нет надежды и помощи, очень трудно найти выход.
Произведение очень реалистично и порой кажется, что оно вполне могло стать реальностью. Описания мыслей и чувств людей, их поведения, очень типичны и великолепно прописаны.
Отличное глубокое произведение, интересное, захватывающее и заствляющее задуматься, а готовы ли мы к встрече с неизведанным?
artem-sailer, 23 сентября 2016 г.
Трудно представить себе шок, который должен был испытать викторианский читатель, ознакомившись с эпохальным произведением Уэллса. Безусловно, классика жанра, открывшая в литературе новый подход и тысячу связанных с данной темой произведений.
Есть мнение, что любое НФ-произведение ХХ века (читай — любое вообще, за исключением Жюля Верна) так или иначе опирается на творчество Уэллса. Думаю, половина из них имеет истоками именно «Войну миров».
Пусть даже сегодня именно военный сценарий кажется пережитком, однако это такой вариант, который нужно пройти, понять и прийти к чему-то другому. Примерно так же Дарвина сегодня изучают обязательно после знакомства с Линнеем и Ламарком. Так и Уэллса (в особенности — «Войну миров») должен знать любой современный любитель фантастики. А уж про писателей, работающих в жанре, вообще молчу.
Что интересно — книга и сегодня читается очень даже на ура. Не устарела, хотя многие научные моменты сейчас уже не совсем актуальны. Этика у викторианских англичан, конечно, отличается от человека сегодняшнего. Но полотно, написанное Гербетом нашим Уэллсом, поражает масштабом и эпохальностью.