fantlab ru

Герберт Уэллс «Первые люди на Луне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
1043
Моя оценка:
-

подробнее

Первые люди на Луне

The First Men in the Moon

Другие названия: На Луне; Первое путешествие на Луну

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мистер Бедфорд и чудак-изобретатель мистер Кэйвор на шаре, изготовленном из кейворита, вещества изобретенного Кэйвором, совершают полет на Луну. Им предстоит множество приключений, а вернуться возможно смогут не все...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация:

Журнал «The Strand Magazine», 1900, Vol. XX: No. 119, November, pp. 529-540; No. 120, December, pp. 697-705; 1901, Vol. XXI: No. 121, January, pp. 30-41; No. 122, February, pp. 160-169; No. 123, March, pp. 279-290; No. 124, April, pp. 400-409; No. 125, May, pp. 497-507; No. 126, June, pp. 657-663; Vol. XXII: No. 127, July, 16-29; No. 128, August, pp. 141-149.

Illusrations by Claude A. Shepperson. [Клод А. Шепперсон]


Входит в:

— журнал «Мир приключений 1910' 11», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`10», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`12», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`9», 1910 г.

— журнал «Amazing Stories, December 1926», 1926 г.

— журнал «Amazing Stories, February 1927», 1927 г.

— журнал «Amazing Stories, January 1927», 1927 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «На Серебряной планете», 1993 г.


Экранизации:

«Первые люди на Луне» / «First Men in the Moon» 1964, Великобритания, реж: Нэйтан Юран

«Первые люди на Луне» / «The First Men in the Moon» 1997, США, реж: Джек Флетчер

«Первые люди на Луне» / «The First Men in the Moon» 2010, Великобритания, реж: Дэймон Томас



Похожие произведения:

 

 


Первое путешествiе на луну
1905 г.
Первые люди на Луне
1910 г.
Первые люди на Луне
1913 г.
Первые люди на Луне
1923 г.
Первые люди на Луне
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 2
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 3
1930 г.
Первые люди на Луне
1939 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Борьба миров. Первые люди на Луне
1957 г.
Избранное
1959 г.
Первые люди на Луне
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 3
1964 г.
Первые люди на Луне. Пища богов
1968 г.
Лунариум
1975 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Первые люди на Луне. Пища богов
1986 г.
На Серебряной планете
1993 г.
Спящий пробуждается
1993 г.
Пища богов
1994 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 3. Когда спящий проснется. Первые люди на Луне
1994 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2002 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 6. Первые люди на Луне. Великие искания
2002 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2004 г.
Война миров
2005 г.
Первые люди на Луне
2006 г.
Первые люди на Луне
2009 г.
Война миров
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Первые люди на Луне
2010 г.
Первые люди на Луне
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров
2014 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2015 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне
2016 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2017 г.
Первые люди на Луне. Пища богов
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Лучшие романы
2022 г.

Периодика:

Мир приключений 1910`9
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 10
1910 г.
Мир приключений 1910`12
1910 г.
Мир приключений 1910' 11
1910 г.
Amazing Stories, December 1926
1926 г.
(английский)
Amazing Stories, January 1927
1927 г.
(английский)
Amazing Stories, February 1927
1927 г.
(английский)
Уральский следопыт № 4, апрель 1975 г.
1975 г.

Аудиокниги:

История покойного мистера Элвишема. Первые люди на Луне
2005 г.
История покойного мистера Элвишема. Первые люди на Луне
2005 г.
Первые люди на Луне
2015 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The First Men in the Moon
1901 г.
(английский)
The Portable Novels of Science
1945 г.
(английский)
The Collector's Book of Science Fiction by H. G. Wells
1978 г.
(английский)
The First Men in the Moon: A Critical Text of the 1901 London First Edition, with an Introduction and Appendices
1998 г.
(английский)
The First Men in the Moon
2001 г.
(английский)
The First Men in the Moon
2017 г.
(английский)
The First Men in the Moon
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С детства перечитывал этот роман десятки раз; до того, что наизусть помнил большие куски текста. И до сих под помню «Все видимое пространство под нами занимала Луна — исполинский кривой клинок белой зари, исщербленный прорезами мрака; серповидный берег, затопляемый волнами тьмы, из которой вздымались навстречу солнцу вершины гор и утесов...»; «Звон будил эхо в кратере и вибрировал в такт мерцанию крупных звезд. Кроваво-красный солнечный полумесяц опускался при этих звуках...»; «А на небе — молодой месяц, синий и мутный, как отдаленная горная вершина склонялся к западу вслед за солнцем...».

В 12 лет мне было крупно плевать на абсолютную ненаучность каворита; на невозможность полета на каворите, даже при его наличии; на полную невозможность существования атмосферы только на одной половине Луны и т.д.

Мне было интересно другое — вот Бэдфорд встречает Кавора; вот они строят шар; вот летят в пустоте и падают во мрак лунной ночи; вот ждут восхода солнца...

Все это казалось мне исключительно изумительным, завораживающим, дразнящим и обещающим.

Детство уходит безвозвратно, но когда я хочу вспомнить детство — я беру, и читаю этот прекрасный роман. Для меня этого достаточно, чтобы поставить ему высочайшую оценку.

И две экранизации я, соответственно, пересматривал неоднократно.

И меня не коробит прямолинейный сюжет; нисколько. Герои, коих всего, по сути, два, сугубо индивидуальны. Возможно, их характеры несколько прямолинейны — но они есть!

Фрикообразный гений Кавор и сугубо приземленный, материальный, капиталистический Бэдфорд образуют отличную пару, в которой один не затмевает другого.

И, при всей прямолинейности, сюжет также не является пустым; он весьма интересен и разнообразен внутри этой прямолинейности.

И бесчинства Бэдфорда в моем детстве воспринимались мной исключительно положительно — мы тогда не знали никаких Халков и прочих монструозных персонажей. Образно говоря, в пещере лунных мясников Бэдфорд и ведет себя наподобие Халка.

Считаю, что и с литературной точки зрения написано очень качественно; прекрасный, разнообразный, богатый язык (может, частично тут заслуга конкретного, неизвестного мне, переводчика).

И при всей невозможности описанного, Луна видится ярко и подробно; и её вполне земной характер (с добавлением некоторой экзотики) также оставляет исключительно приятное впечатление.

Я, конечно, пристрастен, но не могу найти в этом ограненном алмазе никаких изъянов.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

великолепный пример социально-научной фантастики. по моему скромному мнению, именно социальное направление в фантастике излюбленная тема Герберта Уэллса и её исполнение ему отлично удаётся. на сей раз на недостатки человечества автор указывает через призму обитателей Луны — селенитов. сразу скажу, что у меня, как у читателя, они не вызывают ни капли симпатии, да и вообще нет там героя, который вёл бы себя как Герой. есть Кейвор, есть Бедфорд, Великий Лунарий и лунатики, но все они представляются мне жалкими, а от части неприятными. думаю, этого и хотел достичь Уэллс, ведь описанные им представители человеческого рода местами трусливы, нерешительны, рассеянны, а порой агрессивны и грубы. селениты же предстают в образе бесчеловечных (хотя, они вроде и не должны такими быть:)) и почти беспомощных существ неприятной наружности. порой всё же и те и другие в чём-то оказываются хороши, чего скрывать-то:)

развязка интересная получилась, вызывает несколько противоречивые чувства — вроде бы Кейвору следовало бы держать язык за зубами, не пострадал бы тогда, но если бы скрыл или соврал, то поступил бы как истинный Землянин:) парадокс:)

несложный роман в отличном остроумном исполнении. есть в этом произведении Уэллса также достаточные для научной фантастики объяснения изобретений и природных явлений, что меня всегда радует:)

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будучи счастливым обладателем полного собрания сочинений Герберта Уэллса, я прочел большинство его произведений. Процентам 20 я поставил оценки, но отписать комментарий решил лишь здесь (хотя, я могу и передумать)), так как во всех лень, а это мое любимое. Хочу не соласиться с мнением Странника — эту книгу можно чиатать в любое время. Для того чтобы читать фантастику, любить ее, очень важно абстрагироваться от реальности. Особенно это важно сейчас, когда лучшие экземпляры были написаны несколько десятков лет назад, и из-за этого сильно устарели технически.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, после «Войны миров» этот роман — как глоток воды после путешествия по пустыне!:pray: Как мне понравилось, просто слов нет!

Серьезно теперь. Роман чисто фантастический, хотя с первых строк я не ожидала, что он будет именно ОБ ЭТОМ. Думала, что это что-нибудь о научных изысках полусумасшедшего ученого. Ан нет, все оказалось гораздо интереснее. А как написано! Язык превосходный, надо сказать. Благодаря живому изложению, роман читался мною с удовольствием, с нетерпением (желание узнать, что будет дальше, не покидало меня до самого конца). Совершенно странно мне чувство симпатии к мистеру Кейвору, который вроде бы ничего хорошего не сделал, я поражаюсь, отчего он может мне нравится. Мистер Брэдфорд, хоть и является главным героем книги, как герой меня не привлекает, хотя я с интересом следила за его приключениями. Сразу видно — это обычный человек, из миллиона таких же обычных людей, жизнь которых не может и не должна влиять на что-то в мире. Ученый же, застрявший на Луне, привлекает меня своей тягой к изучению дотоле неизвестных недр небесного тела, стремлением к уведомлению родной планеты о свойствах этих недр... В общем, любопытен он мне. Гораздо более мистера Брэдфора.

+10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантазии человеческой нет предела! На двое 1901 год а Уэльс пишет об антигравитации (или схожем явлении) для полетов к другим планетам. Пусть это с современной точки зрения нереально, но уж лучше пушки Жуль Верна. А описания условий Луны хоть и неправдоподобно, но весьма остроумно. Интересно получились жители луны. Конечно напиши кто сейчас такое произведение — над ним только посмеются, но тогда в далеком 1901 это был прорыв в НФ.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Символично, что роман был предложен к чтению в год полувекового юбилея высадки людей на Луну. Как-то до этого не попадался в руки, несмотря на то, что с концепцией и отрывками был знаком ещё с детства из «Занимательной физики» Перельмана.

Идея фантастического изобретения, положенная в основу, гениальна при простоте и логичности. Собственно, если задуматься, она является естественным продолжением «Человека-невидимки» с противоположным знаком: если там речь шла об абсолютной проницаемости для лучей, то здесь – об абсолютной непроницаемости, в том числе и для гравитационного воздействия.

Встречаются мнения о «ненаучности» кейворита, подразумевающие, что он не будет работать именно тем способом, что описан в романе, а также допускает построение «вечного двигателя» (на увеличении потенциальной энергии поднимаемых предметов), таким образом нарушая закон сохранения энергии. Тем не менее, соображения, высказанные Кейвором, и путь к открытию (от теоретической гипотезы к выявлению необходимых свойств, а затем физической структуры и состава подходящего носителя) как раз хорошо иллюстрируют процесс научного поиска.

Один из отличных, на мой вкус, моментов – описание мини-катаклизма, взбудораженной природы и одномоментно затянувшегося тучами неба при рождении вещества с нестандартными физическими свойствами. Это вообще удавалось Уэллсу, предвосхитившему в другом произведении, пусть и не с абсолютной точностью, картину взрыва ядерных бомб. Как знать, может солидный список исполнившихся его фантастических предсказаний ещё пополнится? Вдруг ведь в будущем общепринятые физические представления ещё подвергнутся уточнениям, взгляды на природу гравитацию будут пересмотрены (тем более что гипотетическая Теория Всего, или «единая теория поля», объединяющая все известные в настоящее время фундаментальные взаимодействия, до сих пор не построена), и изобретён механизм влияния на неё, пусть и не совсем такой, как виделся Кейвору...

***

Структуру книги составляют контрастирующие по характеру и настроению части (знакомство с героями и опыты с кейворитом; путешествие и прибытие на Луну; приключения в пещерах; возвращение Бедфорда и его необычный психоделический опыт в условиях изолированности и невесомости; прибытие домой; общение Кейвора с лунянами). Что-то, несомненно, должно понравиться больше, что-то меньше. Меня, кроме начала, восхитило описание рассвета и заката на Луне (заодно можно вспомнить, что местные сутки на Луне длятся лунный месяц) и изумительные описания её пейзажей. Собственно, картина буйно пробуждающейся к жизни флоры заставила подумать: ага! так вот чем Брэдбери вдохновился на своё «Зелёное утро«!

Интересно проследить, как эволюционировали представления о наличии атмосферы, пригодной к дыханию, в старейших произведениях о полётах на Луну.

Лукиана (которому, как основоположнику, Уэллс отдал должное эпиграфом к роману) такие вопросы вообще не тревожили, его герой испытал лишь лёгкое головокружение от высоты.

По предположению одного из персонажей Эдгара По, атмосфера, пусть и с постепенно уменьшающейся плотностью, простирается очень далеко за пределы планет, поэтому для путешествия на воздушном шаре было достаточно лишь взять «аппарат для сгущения воздуха» и отделаться лишь неприятными ощущениями.

Герои Жюля Верна, строящие пушку для запуска снаряда в космос, считают возможным допустить, что атмосфера может существовать в низинах и на обратной стороне Луны.

Наконец, Герберт Уэллс идёт на максимальный компромисс: атмосфера, сильно разреженная, но богатая кислородом, существует в пределах лунных кратеров и только днём, ночью замерзая и выпадая снегом. Кроме того, «внутри Луны, очевидно, много гигантских пещер, заполненных воздухом».

***

Хотя роман, написанный на рубеже веков, и сосредоточен на приключениях главных героев, но есть пара моментов, где он отражает веяния эпохи.

В качестве символа людской алчности и жажды завоеваний используется приходящее на ум Бедфорду, когда он хочет колонизировать Луну, знаменитое стихотворение «Бремя белых» Киплинга, тогда только что опубликованное [1899] и сразу вызвавшее широкие обсуждения.

Возникает и имя Никола Тесла. Инженер-изобретатель, известный смелыми и зачастую спорными масштабными идеями и проектами, по-видимости, в массовом сознании играл примерно такую же роль, как сейчас Илон Маск :) В частности, он объявил в 1899 году, что принял в горах Колорадо три искусственных радиосигнала космического происхождения (а Маркони, внедритель «беспроволочного телеграфа», также упомянутый Уэллсом, в свою очередь, заявил, что Тесла поймал сигналы его радиопередатчика из Европы, что также весьма сомнительно). Новость об этом, возможно, повлияла на дописывание завершающей части романа, наиболее отличной по характеру от других (хотя и посвящённой лунянам, но по сути представляющей мрачновато-сатирический «взгляд со стороны» на земную цивилизацию).

***

Из отдельных забавных эпизодов запомнилась ещё перемолвка с хозяйкой трактира, после которой Бедфорд перестаёт волноваться о покидании Земли. Как видимо, сделав философское наблюдение, что, в сущности, для обывателя-домоседа полёт на Луну не особо отличается от поездки в другой город.

Ну и конечно, надо отметить превосходный, местами ироничный язык Уэллса, живые, многоплановые портреты, размышления и диалоги персонажей (по сравнению, например, с частенько довольно дидактическими жюль-верновскими). И «жужжащий» учёный Кейвор, и переменчивый, склонный к авантюрам Бедфорд получились запоминающимися индивидуальностями.

Моя оценка: 9 (с плюсом) из 10.

Надо ли читать: желательно, часть архиклассического наследия НФ.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно гениальное произведение! В начале века Уэлс умудрился утереть нос всем фантастам и футурологам середины 90-х! На мой взгляд — одна из лучших вещей Уэлса.

P.S. Естественно, критика относительно того, что на луне нет жизни здесь абсолютно не уместна. Это был только 1900 год! Никто тогда ещё не задумывался о мирах вне нашей планетной системы. Полет на Луну выглядел тогда таким же нереальным, как сегодня полет к звездам! Спектральный анализ и фотографирование в астрономии возникли только в 1860х годах. А в Солнечной системе еще не были открыты все крупные небесные тела. Плутон вообще был открыт в 1930 году.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из романов, вдохновлением для которых послужили книги Жюля Верна. Весьма неплохо. Конечно, в наш век описание селенитов, лунных коров, Центрального озерa и т. д. выглядит немного наивным, но для того времени фантазия была весьма возможна. Единственное, что Уэллс прогадал — то, что люди полетят в космос уже через 60 лет после написания романа, а не через века...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же, представления о Луне в этом романе устарели просто на бесконечность, да даже во время написания уже не могли не показаться абсурдными, ну и что? Да, здесь на Луне есть атмосфера и растительность, пригодная в пищу для людей. Да, обычный человек может в одиночку сконструировать аппарат межкосмический, да, первыми людьми на Луне оказались максимально неподходящие для этого люди — робкий учёный и наглый прощелыга. Но в этом же во многом и прелесть истории. Первооткрывателями иной цивилизации становятся достаточно обычные и предельно неподготовленные к этому люди.

Вообще роман ясно и чётко разделён на две части — первая чисто приключенческая, герои летают, бегают, сражаются, спасаются и т.д. Вторая — типо исследовательская. Здесь автор уже фантазирует о социальном устройстве иного муравьиного вида — селенитов, о том, как рационально устроен их жутковатый, казалось бы мир, и насколько гуманным он выглядит на фоне ещё более абсурдного и дикого человеческого общества.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, конечно, книга не про путешествие двух чудаков на Луну. На самом деле эта книга про такое общество, в котором автор никак не хотел бы жить. Общество абсолютных винтиков и гаечек, очень рациональное и социально успешное. Термитник. Видимо, Уэллс настолько сам испугался этого общества, что даже не рискнул место действия организовать на Земле, от греха подальше...Ну и невеселое наблюдение, что наших путешественников интересует, оказывается, в другом мире все то же, что и на Земле — золото.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Квинтэссенция раннего Уэллса, увязанные в тугой клубок отличная научно-фантастическая идея, жесткое социальное конструирование, необходимая доза хоррора плюс в нужных местах — юмор. Идеальный коктейл, отлично читающийся и сейчас.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вообще ПЕРВОЕ фантатическое произведение, которое я прочитал (лет в 8-9). Сначала думал, что все описанное в книге происходло в реальности, но дойдя до слова «селениты», понял: «я читаю что-то не то». И тогда отец впервые довел до меня смысл слова «фантастика». Вообще, для своего времени идея антигравитации революционная.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная литературная заслуга Герберта Уэллса — он первым осознал перспективы и основную цель научной фантастики. Жюль Верн применял фантастический антураж для украшения своих научно-приключенческих романов; Герберт Уэллс жил в период бурлящего взлома викторианского уклада в Великобритании, и почти все его главные книги ставят насущные вопросы — как перестроить общество и какими средствами при этом следует пользоваться. Уэллс понял, что фантастика — неоценимый инструмент для исследования сущности человека и взаимоотношений человек/общество. Да, Уэллс проявил неистощимую фантазию, он первым описал машину времени, антигравитацию, параллельные миры и т. п., но это у него не главное, так что не стоит в отзывах клеймить его за неправильное представление о физике Луны.

Фантастический антураж в книгах Уэллса мастерски используется для укрупнения социально-нравственных проблем (иногда до гротескного уровня). Вот примеры.

(Машина времени) — предостережение, что классовый антагонизм может привести человечество в тупик

(Чудесное посещение) — сатира на викторианское общество и его псевдо-добродетели.

(Остров доктора Моро) — глубокие размышления о животной и человеческой сущности.

(Война миров) — общество неустойчиво и не готово противостоять мощной внешней силе.

(Человек-невидимка) — обречённый бунт преступного гения-одиночки против (тоже довольно сатирически показанного) общества.

Теперь вернёмся к «Первым людям на Луне» — здесь отвратительное общество селенитов буквально лепит своих членов в практических целях. Именно это, а не антигравитация и не приключения героев — основной идейный мотив автора. Это такое же предостережение, как в «Машине времени» — должен быть баланс между индивидуальными и общественными интересами. Уэллс был противником крайностей, когда общество капитулирует перед жадным и аморальным индивидуализмом или, напротив, беспощадно подминает человеческую личность.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман показывает насколько тонка грань между утопией и антиутопией. К тому же автор не заяваляет, а заставляет читателя самого для себя решить, какое общество (лунное или земное) является утопичным.

Кейворит — пусть и фантастическое вещество, но на Луну оно отправить человека не могло, поскольку из описания следует, что оно гравитационно нейтрально. Поэтом оно НЕ ОТТАЛКИВАЛОСЬ бы от Земли, а парило бы над ней в том положении, в котором бы его оставили. А вот чтобы происходило отталкивание, тогда вещество должно было обладать невозможными (по крайней мере в нашей Вселенной) свойствами — отрицательной плотностью. Но ведь не это главное в произведении, это всего лишь способ попасть в другой мир.

Интересно показан внутренний мир главных героев и, самое главное, Бедфорда. Какой он, положительный или отрицательный, а, может, нейтральный? Автор нам не говорит. У меня сложилось парадоксальное впечатление, что ни одно из приведённых определений не подходит. В определённые периоды автор придаёт силу той или иной акцентуации характера. Кейвор — идеалист без тени тщеславия. Но его устами звучат известные нам теперь истины. А ведь роман писался ещё до начала эры мировых войн.

Интерес представляет описание гравитационного разворота шара при возвращении Бедворда на Землю и его приземление. Как будто читаешь про возвращение «Аполлона-13».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая это произведение следует отбросить все технические подробности, которые уж очень детализирует автор и тем самым вызывает улыбку у современного читателя. Я считаю, что лучше сосредоточится на описании полета на Луну, описания первого знакомства с селенитами. Особо поражает отношение к другой части живых существ, как к дикарям, недоразвитым, ох, как явно это проскальзывает у автора. Ну, что вы хотите, гражданин Великой Британии, которая правит миром. Еще более интересно описание, пусть и отрывочное, устройства селенитского общества. Для 1900 года вполне революционное произведение в фантастике, очень даже оригинальное. С учетом всего того, что пишут современные писаки, лучше уж читать этот роман.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх