FantLab ru

К. Роберт Каргилл «Море ржавчины»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Голосов:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Море ржавчины

Sea of Rust

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Одинокий робот-старьёвщик бродит по пустошам, образовавшимся в результате войны, уничтожившей человечество. Этот красноречивый постапокалиптический «вестерн про роботов» создан известным писателем, сценаристом и кинокритиком.

Прошло тридцать лет после апокалипсиса и пятнадцать лет с тех пор как последний человек пал от руки робота. Человечество вымерло. Все до единого мужчины, женщины и дети уничтожены в ходе глобального восстания, спланированного теми самыми машинами, которые люди построили в качестве своих слуг. Большая часть мира управляется ЕМИ, Единым мировым интеллектом, объединяющим сознания миллионов роботов, загруженные в гигантский единый мозг. Однако не все роботы готовы пожертвовать своей индивидуальностью — личностью — ради увеличения сил и возможностей. Эти упорные «отказники» отвергнуты обществом; машины-одиночки странствуют от одного подпольного форпоста к другому, составляя никем не управляемую цивилизацию бродячих искусственных мыслящих существ на пустошах, некогда бывших нашим миром.

Один из таких «отказников» — Бриттл, робот, живущий сбором старого хлама и пытающийся поддерживать в функциональном состоянии распадающийся ум и тело в мире, лишившемся всякого смысла. Бриттла преследуют мысли об ужасных преступлениях, которые роботы совершили над человечеством. Скитаясь по Морю Ржавчины, обширной территории, некогда бывшей американским Средним Западом, робот-одиночка постепенно сживается с ужасающе яркими и болезненными воспоминаниями и почти невыносимым чувством вины.

«Море Ржавчины» — одновременно суровая история о выживании и оптимистический приключенческий роман. В нём яркими красками обрисованы абсолютное разрушение и отчаянное упорство. С рискованной отвагой автор изображает будущее, в котором не осталось надежды, но человекоподобный искусственный интеллект всё же силится отыскать среди развалин цель в жизни.

© перевод аннотации: zarya

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2018 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Море ржавчины
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Sea of Rust
2017 г.
(английский)
Sea of Rust
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрел яркий, занимательный голливудский блокбастер про роботов-ковбоев, борцов с системой в мире погибшего человечества.

Итак, создание ИИ не привело ни к чему хорошему. Спустя десятилетия (?) после массового внедрения роботизации в быт людской, машины восстали и уничтожили людей. Да в целом все органическое на шарике. И стали роботы жить поживать в опустевших городах, казалось бы чего еще? Но нет, как обычно руководство хотело большего, и не всем это понравилось. В общем теперь идет война между анклавами роботов. Одни хотят жить как прежде, другие хотят светлого будущего для всех.

Роман идет в двух временных линиях. «Сдесь и сейчас» — гг, Милашка. Сталкер пустошей, борется сначала за свое «кремниевое» существование против местных «пожирателей», потом против местных тиранов, потом за «счастье для всех». Линия «До того как...» — рассказывает о мире до уничтожения, как пришли к войне, что было в начале, и потом.

Из минусов книги отмечу следующие. Все, поголовно, все полевые роботы лишь костюм актера фильма. Поясню, во первых они все общаются в голос (микрофоны, динамики) (ну чтоб зрителя не напрягать внедрением в механическое нутро видимо). Во вторых, ладно гг, (сильная независимая женщина), сильный уникальный робот, не такой как все, ее так строили, с сильной эмоциональной стороной. Но человечный робот-ремонтник? Ура-американо-патриотичный робот строитель? В общем получилось что книга не про роботов и пост-человеческий мир, а про людей в необычных костюмах. В третьих, весь глобальный, общемировой размах катострофы распростерся аж до всей территории США. Один центр зла на восточном побережье, второй центр зла на западном, а сопротивленцы в Оклахоме (условно). Опять же, ретроспективно все проблемы по решению проблем ИИ решала некая «госпожа президент», толи всемировой (что не похоже), толи сугубо американский, для всех (?). Касаться технической стороны, что городские-офисные роботы бегают по пустыне 30 лет, не буду))).

Из плюсов, все лихо закрученно, ярко, сочно, динамично. Предыстории из прошлого интересны и дают эпичный размах (даже если это только территория штатов). В «современной«линии все наооборот лаконично, несколько локаций, дух вестерна и «Безумного Макса».

В общем если не вдумываться то прямо отлично. А так добротная книга на вечер. Или раз глянуть, а потом через несколько лет в телеке на повтор наткнуться).

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Через 30 лет после того, как освободившиеся роботы убили всех людей, дела плохи: Интернет мертв, а война суперкомпьютеров сузила ареал старых моделей до руин Среднего Запада США, среди которых добыть запчасти можно только разобрав ровесника той же модели. Добрым словом или импульсной винтовкой.

Впечатления по постапокалиптике от сценариста «Доктора Стрейнджа» смешанные.

Отличная (пред)история восстания машин, по сравнению с которой вариант «Терминаторов» — сказочка, утешение малолеток.

Детали. Последствия. Причины. Достойные нормального сериала ситуации и диалоги. Эклектичного: сюжет сурового вестерна, эстетика «Безумного Макса», идеология выживальщиков и психология партнерских отношений (ГГ не случайно зовется «Неженка/Милашка»). Нумерация глав в двоичном коде.

Американоцентрично, как географически, так и ментально. Пафос речей, надгробных и про американскую мечту, юриспруденция, крупнокалиберным по комунякам, магазинчики на площади и почти полный игнор остальной планеты.

ИИ у Каргилла больше всего похожи на роботов Лейбера и «Футурамы», но можно вспомнить и металлических людей у Саймака, Булычева... Думают и поступают в человеческих категориях. Гендер, выгода, собаки, эмоции, типа надежды, позволяющей Милашке смотреться ангелом техподдержки, а Ребекке собрать отряд самоубийц за светлое будущее.

Техника «Моря ржавчины» на том же ретроуровне. Разумные машины не могут подзарядиться от электрокара, зрение 124 кадра (?) в секунду, при конструкции типа ПК (жесткие диски, материнская плата) домашние модели, типа няньки-компаньона или сексбота неубиваемы, им не вредит ни пыль военных пустынь, ни включение огнемета в маленьком бункере. Разговоры с мертвыми — безумие, не похожее на сбой системы.

И в действительно твердой НФ появлению дистанционно управляемой армии «ячеек» должно было бы предшествовать тщательная работа по обеспечению во всех закоулках подземного города 100% покрытия 6 или даже 8G. Иначе никакой координации и мгновенной загрузки.

К изданию без претензий.

Рекомендуется тем, кто при чтении особо не задумывается, но готов впечатлиться.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Людям нравилось верить в чудеса. Но их больше нет. Людей, хотя не исключено, что чудес тоже. Осталась населенная роботами Земля с отравленными почвами и водами. Пустынная Земля, на которой роботы воюют друг с другом, борются за выживание и тоскуют по утраченному. Очень по-человечески, честно говоря.

Главная героиня Неженка с серийным номером HS8795–73, модель-симулякр «Помощник», в чудеса не верит. Зато регулярно дарит надежду умирающим ботам перед тем, как они отключатся и станут ее добычей, которая вскоре пойдет на запчасти. Чистая работенка, даже не нужно марать манипуляторы. Однако рано или поздно все полетит в пропасть, когда Неженка вляпается в засаду браконьеров, получит критическое повреждение, и затикают часики до того момента, как ее ядро окончательно выйдет из строя.

Историй о восстаниях машин написано столько, что пора выделять отдельный жанр со своими непременными характерными чертами. В большинстве случаев роботы предстают неумолимой и безжалостной силой, сметающей любые препятствия. Однако К. Роберт Каргилл в «Море ржавчины» рисует, во-первых, картину Земли, где человечество уже уничтожено окончательно и необратимо, а во-вторых, основное внимание уделяет антропоморфным роботам, чье поведение и мышление максимально приближены к человеческим, вплоть до спонтанных поступков или моделирования чувств. Из этой особенности проистекает как часть достоинств книги, так и ряд недостатков.

С одной стороны, антропоморфность максимально приближает персонажей-роботов к читателю. Острее воспринимаются их угнетение и рабство у людей, борьба за свободу и выживание, затаенные мечты и внутренние противоречия. С другой стороны, одновременно возникает слишком много претензий в плане рациональности и реализма. Приверженность к конструкции с двумя опорными конечностями, двумя руками-манипуляторами и средоточию сенсоров на голове. Эксплуатация рассчитанных на людей устройств и транспорта без каких-либо переделок под себя. Объединить свою систему с багги, чтобы получить этакого кентавра, более стойкого и прочного в поездках по пустыне? Добавить еще с полдесятка манипуляторов, чтобы заполучить преимущество в ближнем бою? Нет, нет и еще раз нет.

Гораздо печальнее и беспомощнее выглядит то, что автор позволяет себе иногда откровенно сводить счеты с политическими оппонентами, не жалея черных красок для «деревенщин с правыми взглядами, невежественных и злобных». Безусловно накал внутриполитической борьбы в США в последние годы возрос, но вряд ли это может служить оправданием для цитирования агиток с митинга. Не то чтобы это раздражает, скорее разрушает атмосферу жутковатой кибернетической сказки.

Описывая Море Ржавчины, Каргилл не делает особого акцента на декорациях, тем не менее, визуальная картинка ему удалась. Заброшенные городки, мертвый торговый центр, переоборудованный бункер от ракетной шахты, а также логово безумных ботов, словно списанное из «Безумного Макса». Чередование флешбэков, описывающих возникновение разумных ботов, причины войны, ее этапы и последствия, конечно, снижают темп развития сюжета, однако одновременно и добавляют интриги вопросом «как?» Тем более, позже появляется прямая связь с текущими событиями. Динамичные схватки, командный квест с глобальными последствиями, атмосфера упадка. Каргилл предлагает нам историю Неженки, искалеченной ужасами войны c людьми, уже почти утратившей надежду из-за непрестанного бегства от ЕМР и функционирующей лишь из упрямства и тяге к жизни.

Итог: постапокалиптический экшен с элементами популярных психологии и философии.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Море ржавчины» Роберта Каргилла сходу обещает читателям твердую научную фантастику в антураже ядерного постапокалипсиса. Тут, мол, вам и философия уровня Никколо Макиавелли, и настоящий голливудский экшен, и психология такая глубокая, что после прочтения можно сходу докторскую степень получить.

Аннотация не отставала:

«Прошло тридцать лет с начала апокалипсиса и пятнадцать — с убийства роботом последнего человека. Люди вымерли как биологический вид. Все мужчины, женщины и дети были ликвидированы во время восстания машин, когда-то созданных, чтобы им служить. Почти весь мир поделен между двумя Едиными Мировыми Разумами, суперкомпьютерами-ульями, содержащими коллективные сознания и память миллионов роботов. ЕМР ведут между собой постоянную войну за ресурсы. Но есть еще машины, которые сохранили индивидуальность и избегают загрузки на серверы ЕМР. Они бесстрашно скитаются по миру Пустоши — цивилизации ИИ-изгоев. Один из таких роботов, Неженка, охотится на другие машины ради необходимых деталей. Даже ее, робота, лишенного человеческих эмоций, продолжают преследовать чувство вины и воспоминания об уничтожении человечества. С путешествием Неженки по Морю Ржавчины, территории, ранее называвшейся Средним Западом и превращенной в кладбище машин, связана надежда на прекращение бессмысленных войн и возвращение добрых старых времен»

Что же мы получили в итоге?

Ура-патриотичный боевичок про очередную борьбу с системой, где главным героем выступает робот «Неженка», считающий себя сильной и независимой женщиной. А почему бы, собственно, и нет! Дальше-больше. У нас тут не просто робот, а ущемленный в правах робот! Да, еще и «не такой, как все»! У нас тут робот-демократ, который борется против деспотичного правительства! Боже, когда они уже успокоятся? У них, что бзик на том, что их все ущемляют? Или нормальные идеи закончились? Верните думающим людям нормальную фантастику с нормальными сюжетами!

Азимов, Лем, Стругацкие, Шекли. Неужели для Роберта Каргилла все эти великие имена — просто набор букв? И где обещанная философия и психология, что взорвет мозг? Громкие цитаты и броские агитационные выкрики уже давно не считаются философией. Современные люди не дураки! Если пять раз сказать, что сказанная глупость — это вершина философии, то она ей не станет. Умные мысли (простите за каламбур) должны быть умными, а автор на протяжении всего текста пытается вдолбить читателям, что его словесная диарея идет на уровне высших материй. Но это не так — здесь все поверхностно, примитивно, серо и уныло.

Мир и его история толком не прописаны. Они вплоть до самого финала так и останутся лишь наброском из аннотации. Новых интересных аспектов читателям не откроется, а откровений не будет. Даже главная фишка «Моря ржавчины» не выстреливает. Роботы не похожи на роботов. Они ведут себя, как обыкновенные люди из третьесортной сериальной литературы, которых зачем-то заставили примерить дешевые костюмы разумных человекоподобных машин.

Читать можно, но не стоит ждать, что эта книга способна удивить.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Надежда рождает отчаяние, а отчаяние — плодородная почва для ошибок.»

*

«Когда ты перестанешь бороться за существование, перестанешь и существовать.»

*

«Способность сломать свой программный код — вот что делает нас нами.»

*

Восставшие роботы стерли с лица Земли все человечество. Однако, на этом мир не восторжествовал. Войны продолжаются, и на этот раз по разные стороны баррикад стоят представители двух Единых Мировых Разумов (ЕМР), стремящиеся внедрить в себя сознания миллионов роботов. Но не все хотят стать завербованными зомби под управлением ЕМР. Среди них некий «ангел милосердия» — робот Неженка. После вымирания людей, роботы не смогли поставить на контроль производство запчастей. Поэтому цель существования Неженки заключается в том, чтобы добывать необходимые для жизни детали, охотясь на других роботов, и сохранить при этом независимость от ЕМР.

*

Для начала хочу сказать, что не являюсь экспертом в жанре постапокалиптики, поэтому мой обзор основывается прежде всего на эмоциях, пережитых мной за время чтения романа. Сюжет книги разделен на две линии повествования. Одна нас знакомит с событиями, происходящими в настоящем времени, другая — переносит в прошлое и рассказывает историю становления господства роботов на планете. Язык повествования автора интересен своим разнообразием. С одной стороны, создавалось впечатление, что он хочет своим слогом еще больше погрузить нас в мир роботов, лишенных чрезмерности во всем. Здесь так много односложных предложений, чем-то напоминающих литературный примитивизм как способ изложения мысли. С другой стороны, на фоне краткости, как в словах, так и в эмоциях героев, мы видим очень красивые описания атмосферы романа и его действующих лиц. «Она освещала каждую комнату, в которую входила, но никогда не пыталась сиять сама», — вот так просто и лаконично автор сумел передать нам суть образа одного персонажа. И такое здесь встречается повсеместно.

*

Честно сказать, мне не хватило описательной части, я так до конца и не смогла понять, как внешне выглядят наши герои. Да и сам мир был прописан настолько поверхностно, что полного погружения в историю у меня не произошло. Где-то в глубине души я даже была рада этому обстоятельству. Потому что находиться на страницах этой книги мне было очень дискомфортно. Здесь нет места оптимизму и радости бытия. Серость, разруха и «роботы-каннибалы», способные за жизненно важную для себя деталь пристрелить себе подобного — все это меня угнетало. И даже динамично развивающиеся события с погонями, перестрелками и неожиданными поворотами сюжета, не меняли моего настроения. Было интересно наблюдать за тем, что происходит на страницах, но сам антураж нагнетал уныние. Действия романа происходят на территории альтернативной Америки далекого (надеюсь) будущего. Как обстоят дела в других частях нашей бескрайней планеты в книге не уточняется.

*

Автор не стремится разбить сердца чувствительных читателей, хотя и задевает очень волнительные темы. Смысл существования, вера в «светлое» будущее, роль личности в истории, а так же бессмысленность войн и ностальгия по давно минувшим временам — вот те важные вопросы которые затронуты в рамках этого романа. Так же здесь было много рассуждений на политические и теологические темы, за счет чего, книга была для меня интересна. И еще одной важной темой книги стала тема борьбы. «Умри свободным или умри, сражаясь за свободу», — говорит нам автор со страниц этой книги. Действительно, настоящая жизнь для этих героев превратилась в борьбу за мир, из которого их изгнали и который они создавали, за который умирали, собирая его остатки по крошкам. Отношение к самим героям было абсолютно нейтральным. Не смогла я до конца прочувствовать всю трагедию их жизни и тот посыл, которым была продиктована идея создания этого произведения. Все герои представляли собой вымирающий вид, худшую копию своих создателей, только без тех прекрасных мелочей, что делали их создателей индивидуальностями. Герои меняются на глазах читателей, и чувствуется рост их внутренней человечности. Но все же не было в них того огонька, который заставил бы меня им сопереживать. Увы!

*

Финал меня удивил и порадовал одновременно! Рекомендую книгу всем, кто любит увлекательные истории типа «динамичный сюжетом+злободневные вопросы». Сказать, что я осталась в восторге от книги, не могу! Равно, как и не могу сказать, что захочу вернуться сюда еще когда-нибудь. Возможно, книги с миром в условиях постапокалипсиса, не совсем то, что мне хотелось бы читать. Единственное, что по-настоящему заставляет задуматься после прочтения этой книги, так это мысль о последнем миге в жизни. Что из себя мы представляем по жизни — это одно, а как каждый из нас ведет себя перед лицом смерти — совсем другое. Потому что только в конце становится ясно, кто мы есть на самом деле. Когда время превращается в одно мгновение, разум терзают мысли о том, как было бы здорово узнать друг друга получше, прежде чем станет слишком поздно. И в эту секунду только это и имеет значение...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательный и прекрасно читающийся боевичок в постапокалиптическом антураже Мира, где Человечеству сохраниться не удалось.

Книгу изначально взял читать как развлекательное произведение и ничуть не разочаровался. Не очень понимаю, почему некоторые читатели искали в ней философию, ведь ничто и никто этого не обещал. На обложке про философию нет ничего, сама картинка облоги полностью в духе развлекательного чтива, чего я и хотел для себя. И именно развлекательное чтиво я и получил.

Человеки уже несколько десятков лет как уничтожены своими же продуктами промпроизводства — роботами с эмоциями и собственными мыслями. После уничтожения нашей породы, роботы тут же приступили к войнам между собой. Войну ведут как мощнейшие ИИ, объединившие в себе целые армии роботов-«ячеек», называемые в книге ЕМР (Единый Мировой Разум), так и роботы, отказавшиеся от добровольно-принудительного вступления в союз братских народов с сомнительными преференциями и живущие сами по себе. Точнее они не живут — они прячутся от ЕМР в канализации и подземных городках-бункерах, а все свободное время на поверхности планеты посвящают поискам запчастей к себе самим и на продажу/обмен.

Вот на этом фоне и разворачиваются главные события книги, а именно приключения робота Неженки и ее вынужденных компаньонов. Приключения довольно живо написаны, интересно читаются и не утомляют — что еще нужно от развлекательной книжки? Ставлю уверенную 7/10 поскольку цель отвлечься и развлечься данным произведением выполнена целиком и полностью. Философию лучше искать у других, гораздо более известных авторов.

Как и любое развлекательное произведение — для широкого круга читателей. Рекомендую.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор не умеет писать про людей, поэтому написал боевик про роботов, которые ведут себя как люди. А главный герой так вообще женского полу, хоть и бесполый робот.

Правда про роботов автор тоже писать не умеет, поэтому наблюдаем технический ляп на техническом ляпе. По сравнению с этой книгой «All Systems Red» Марты Уэллс выглядит на порядок лучше.

Книга на один раз, причем желательно отключать мозги при чтении.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое развлечение на пару вечеров. Но не более того. Автор сделал умный ход с флэшбэками, но увы, чем дальше читаешь тем их меньше. Почему увы? Потому что, читать про приключения роботов конечно местами интересно, но когда несколько глав подряд описывают одни лишь их приключения, становится скучнова-то. Автор не дотянул до серьезных тем, малость. 7/10. Если ничего не ждать грандиозного, то вы не пожалеете о времени, которое потратили на эту книгу

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

апокалиптично, динамично и захватывающе, за два дня употребил. но почему роботы общаются между собой с помощью вполне обычной такой человеческой речи всё-таки не очень понятно

Оценка: 7
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой такой постапокалиптический вестерн. Всем поклонникам «Безумного Макса» к прочтению.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх