FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Пещера»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
1533
Моя оценка:
-

подробнее

Пещера

Роман, год (год написания: 1997)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 103
Аннотация:

Мир Пещеры — это современный мир, в котором полностью отсутствуют войны и люди не ведают, что такое насилие, а значит живут долго и счастливо. Если бы не одно НО: человеческая агрессивная природа. Очень сложно построить такое общество, где люди не испытывают потребность применить силу. И это становится возможным благодаря Пещере — месту, где все люди, засыпая, оказываются в виде экзотических животных. И вот тут законы дикой природы работают безотказно: либо ты победил, либо утром тебя находят мертвым в постели...

© sham
Примечание:

Первое издание романа — май 1998 г., на титуле обозначен 1997 г.


Входит в:

— антологию «Странники», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 341

Активный словарный запас: средний (2925 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Мраморный фавн, 1998 // Роман

лауреат
Мечи, 1999 // Лунный Меч

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1999 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Пещера
1997 г.
Пещера
2000 г.
Пещера
2002 г.
Пещера
2003 г.
Городской цикл
2005 г.
Пещера
2007 г.
Пещера
2008 г.
Трон
2010 г.
Пещера
2016 г.

Электронные издания:

Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

La Caverne
2009 г.
(французский)
Печера
2010 г.
(украинский)
La Caverne
2010 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Написанный в 1998-ом году, этот роман был 7-м романом авторов (по информации с сайта FantLab). Вроде уже далеко не дети в творческом смысле. Уже написаны первые 3 книги «Скитальцев» — цикла, который я очень люблю. Слушая же этот роман, на ум, чаще прочих, мне приходило слово «беспомощность». Тут, конечно, и беспомощность Сарны, и беспомощность Павлы, но и беспомощность языка авторов.

Пример. Не прослушав и 10% текста, я услышал слово «отхлебнул» 3 раза. Причем последние 2 «отхлебнул» разделяет между собой меньше страницы. Ну а последнее из этих 3-х «отхлебнул» меня вообще убило:

…отхлебнул от своей чашечки

Я, конечно, ни разу ни филолог, и поправьте меня, друзья мои, если я ошибаюсь, но, по-моему, по-русски так не говорят. А?

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень непднозначное произведение. Для своего времени оно было бесспорно актуальным и неожиданным (стоит вспомнить с чем у нас и поныне ассоциируются тот период)

Но сейчас, спустя 20 лет, меня не покидало ощущение, что многое я уже где-то видел или имел возможность пережить нечто подобное посредством тех или иных видов искусства. В моем читательском опыте уже не одна сотня книг (в том числе достаточное количество утопий и антиутопия), и могу сказать что здесь мир не самый гармонично построенный. Идея с Пещерой конечно очень хороша, но для какой цели? У меня возникает много вопросов, каким же образом весь этот процесс регулируется, к тому же агрессивное поведение людей полностью в реальном мире судя по всему полностью не пропадает, эмоции остаются незатронутыми. Я предполагаю, что вспышки насилия имели бы место в таком обществе... В общем нет раскрытия данной темы — когда и зачем люди пришли к таким мерам.

Сюжет, по-моему, как бы это помягче... не соответствует формату романа. Он слишком затянут и очень уж скучен. Главная идея ведь состоит в существовании мира ночного, так зачем нужно было так много расписывать вполне обыденные перепетии обычных людей. Должен признаться, что я поклонник остросюжетной фантастики, ну и фэнтези, и другим читателям мои придирки покажутся нелепыми и чрезмерными, но что есть то есть.

Подведу итог. Хорошая идея, но до конца она явно не раскрыта. Вот если бы авторам снова к ней вернуться и попробовать дописать , исправить все недочёты и ошибки. Красивая история, но явно затянутая описанием рутины и повседневности обычной жизни. Временами казалось, что произведение совершенно проходное и среднее, но идея берёт верх. Моя оценка — 7.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Слова, произнесенные человеком за несколько часов до смерти, приобретают особый смысл.»

*

«Если кто-то хочет покончить с собой, но его спасают, — значит, это спектакль…»

*

«Фотохудожник сумел вытащить из его некрасивого лица все возможное обаяние, и теперь фотографический двойник, Кович-второй, смотрел на мир с ласковым прищуром голодного крокодила.» 

*

«Тайны – кислота, эффективно разъедающая самую прочную связь между самыми близкими людьми.»

*

Возможен ли мир без войн, кровопролития и насилия? «Возможен!» — говорит Марина и Сергей Дяченко, предлагая нашему вниманию роман-притчу в стиле городского фэнтези «Пещера». Книги Дяченко отличаются особым стилем изложения, редкими сюжетами и финалами, где авторы дают лишь намек на конечный исход событий и позволяют читателю самому решить его. Те, кто читал произведения этих авторов, согласятся со мной, что от них становишься зависимым, стремясь перечитывать.

*

Представьте, что параллельно нашему привычному миру, назовем его условно Реальный, есть мир Пещера, в который люди попадают во сне. В мире Пещеры каждый человек приобретает свой животный облик, все делятся на хищных и травоядных, со всеми вытекающими из этого последствиями. Все они пытаются выжить в мире Пещеры, где каждый выступает в роли хищника или жертвы, сильного или слабого. От чего зависит периодичность попадания в этот мир никому не ясно, ясно одно, что если ты умрешь в мире Пещера, то в Реальном мире ты просто не проснешься и на утро про тебя скажут: «Сон ее был глубок и смерть пришла естественно.»

*

Павла Нимробец вот уже несколько дней подряд просыпается в холодном поту. И все лишь потому, что постоянно попадает в мир Пещеры, где ей чудом удается выжить, убежав из лап коварного саага — самого страшного хищника Пещеры. Сама Павла в мире Пещеры относится к травоядным, она — сарна, лакомый кусочек для всех хищников. А еще есть хищные схрули и барбаки, и травоядные тхоли. В Реальном мире на тему мира Пещеры говорить не принято и эта тема считается постыдной. Не сложно понять удивление Павлы, когда совершенно случайно, по необъяснимым чертам, на уровне природной интуиции, она в Реальном мире узнает того человека, который в мире Пещеры несколько раз пытался лишить ее жизни. 

*

Роман написан потрясающим языком, который читается на одном дыхании. Дяченко, как никто другой умеют заворожить и взволновать читателя. Сюжет очень интересный и развивается невероятно динамично. Здесь есть все: погони с перестрелками, психиатрическая клиника с исследованиями, выживание в мире Пещеры с животной грызней, зрелищные постановки в театре Драмы с закулисными разборками и, конечно, любовь. Любовная линия в романе нетривиальная и представляет собой неявный любовный треугольник.

*

Образ главной героини меня не сильно привлек. Павла — абсолютно несобранная, безалаберная, весь роман кем-то помыкаемая девушка. Ее образ затерялся на фоне прекрасных мужских образов. Весь роман она делала то, чего не хотела делать. И это не очень импонировало. А вот образ режиссера Романа Ковича был потрясающим. За этот образ готова сказать авторам отдельное спасибо! Невероятная харизма, потрясающий потенциал и мощная энергетика — все это Роман Кович. Его самоотдача искусству опустошает его до последней капли, но именно она и делает его в глазах актеров театра, да и в глазах читателей, лидером с большой буквы, которому хочется поклоняться и на которого все смотрят с обожанием. Он для актеров театра — царь и бог, что вполне заслуженно!

*

Финал романа прекрасен! Дяченко до последней фразы держат всех читателей в огромном напряжении. И именно финал отвечает на один из самых важных вопросов, поднятых авторами в этом произведении: можно ли преодолеть свою животную сущность и даже в мире Пещеры остаться человеком?

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я слушала книгу на сайте КНИГА В УХЕ. Чтецы Игорь Князев, Вероника Райциз. Начало шло с трудом. Даже хотела бросить слушать. Но дослушала до конца. Неоднозначно. Произведение сложное. Не восторг... Но в то же время сильно... Озвучка великолепная. Но второй раз ни читать, ни слушать бы не стала.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В человеке сидит зверь, бесспорно, много инстинктов, много желаний... но в человеке есть и интеллект, рассудок, который делает его человеком, дарит ему любовь, доброту, сострадание, ставит его выше животного... в животном мире больше насилия, меньше лжи, но больше насилия и безразличия, и было абсолютно не верным решением убрать интеллект оставив одни инстинкты...

А задумались ли вы о том, что Пещера, весь её мир рукотворен? Всё говорит о том, что она создана и подконтрольна создателю – человеку. Контроль за всеми особями, безошибочное определение их местонахождения и входа в мир Пещеры, безоговорочное подчинение воли Егеря, да и вообще наличие самого Егеря говорит о рукотворности этого мира. Получается, что человечество, имея такие, невообразимого масштаба и силы воздействия технологии, не придумало ничего лучше как отдать контроль за жизнью и смертью инстинктам животных. То есть не контролировать агрессию, не лечить ее, не воздействовать как-то благотворно на психику людей с помощью этих технологий, а просто разрешить животное, смертельное насилие в виртуальном мире, который на прямую связан с реальным.

От идеи романа я, мягко говоря, не в восторге. Но к прочтению рекомендую, есть над чем подумать, есть что взять, ну и конечно слог, игра словом и воображением.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто сказать — понравилось — это ничего не сказать...

Я В ВОСТОРГЕ!!!

Безумно завораживающая вещь!

Все животные инстинкты в людях показаны такой сказочной аллегорией, что я прекрасно представляла неведомых сарн, саагов и схрулей...

И этот протест, буквально — революция против власти...

Сильная книга. Безусловно войдет в мой «топ»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга авторов, потому после прочтения книги и перед написанием комментария — отзыва, прочитал другие отзывы. К сожалению, моя оценка будет 7, но твердой и для этого произведения вполне заслуженной, книга мне понравилась и я не смогу назвать это «бульварным чтивом», как множество книг на полках «Фантастики» и её поджанров. В целом я ожидал чуть иное произведение, мне даже не совсем ясен пафос восторженных комментариев. Но обо всем чуть поподробнее — Итак:

Начну с положительного — очень интересная задумка, по крайней мере такого я ранее не встречал, мир, разделенной на «дневной» и «ночной» (Пещера), очень хорошо передается социальная часть повествования, авторы дали большие и широкие (развернутые) психологические портреты героям, показали быт и привычки каждого, довольно очень подробное описания для подобной книги. Хорошо показан рост и совмещение различных линий повествования, есть динамика, есть движение и развитие сюжета и раскрытия героев. Интересно было читать аналогию людей-зверей, психологические портреты потенциальных жертв и потенциальных охотников...

В то же время большинство того, что я отнес к положительному имеет обратную сторону — до конца не раскрыто, либо спущено на тормозах. очень подходит цитата «Не верю!» Станиславского, ибо главные герои мне показались через чур искусственными, не реальными. Главная героиня реально подбешивает, качественным получился Раман, которого было не понять, что как он мог ввязаться в такое «г...» с такими, как ГГ... Тема «Пещеры» не раскрыта, увы и ах, так и не узнаем, что это из себя представляет, на сколько она создана, искусственно или нет. Также нет продолжения темы, что за «дОбрый доктор», что за мутанты и что вообще за народ и что за местность была, откуда Тритан пришел и собственно для чего он туда ходил... К сожалению, для меня, до середины книга казалась интересной, набирала обороты, задавал вопросы, развивало сюжетные линии — а потом превратило все в унылое повествование на строго определенные темы, что существенно «обрезало» общую картину. Есть не состыковки по общей композиции.

В целом я бы резюмировал, что роман получился натянутым и вымученным, при такой недосказанности по ключевым вопросам, можно было ограничиться размером «повести», а не романом. Но прочитать книгу вполне рекомендую, да и далее планирую ознакомиться с другими книгами авторов.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что в романе было по-настоящему классно — так это ощущение нарастающего напряжения и ожидания, которое авторам удалось создать на этапе подготовки спектакля по «Первой ночи» к последнему прогону.

Вообще «театральная» часть вышла куда лучше, живей и понятней, чем «психологическая», или «пещерная». Изначально это очень интересная заявка: мир, в котором Ид полностью вынесен в область ночных снов. Всем людям снится один и тот же сон, мир Пещеры, в котором каждый играет свою роль: кто-то охотник, кто-то жертва, кто-то и то, и другое. Таким образом находит выход естественная человеческая агрессия, и в дневном мире царит тишь-гладь.

Формально Пещеру-то авторы нарисовали, только мира-без-агрессии я так и не увидела. Когда режиссер доводит до истерики начинающих актеров просто ради развлечения — это не агрессия? Когда начальник орет на подчиненную и всячески третирует ее за мелкие оплошности — это тоже не агрессия? Уж психолог-то мог бы учесть, что такая агрессия может быть похлеще физической. Но нет, уровень бытовой агрессивности у персонажей (при том, что они все — нормальные люди) вполне обычный. И либо Пещера не выполняет своих функций, либо ее функции совсем не такие, какие преподносятся обществу загадочной организацией Треглавец, которая всем этим управляет.

Погадать об истинном назначении Пещеры, конечно, довольно интересно. Положим, это удобный механизм, чтобы «убрать неугодных» — учитывая, что убийства в Пещере вроде как анонимные, ну хищник съел травоядного, бывает. И никто не узнает, как оно на самом деле было, такая смерть во сне считается естественной. Но устраивать такой сложный эксперимент только с этой целью как-то очень бессмысленно. В этой связи неочевидно, во-первых, влияние Пещеры на повседневную жизнь (так, чтобы вот прямо изменить обычную рутину людей из этого воображаемого мира по сравнению, скажем, с нашей рутиной).

Еще одна претензия — никогда не поверю, что будь Пещера сто раз табуированной темой, не было бы никаких исследований на этот счет, никаких безумных сект, никакого искусства, в конце концов. Это в развитом-то обществе, в котором есть машины и телевидение. Притом, что наказание за поднятие табуированной темы тоже неочевидно: ну, могут отменить проблемный спектакль «по соображениям общественной нравственности» — в СССР за анекдоты давали по 10 лет лагерей, скажем, и никто не переставал их рассказывать, и все все знали. А тут какое-то общество блаженных инфантилов получается. И глаза у них откроются, очевидно, только если им что-то покажут по телевизору, официально — к этому ведет финал, по крайней мере.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вначале мне понравился этот эпический пафос финала — трансляция запрещенной пьесы в обманом захваченном телецентре
. Но по большому счету, стоит задуматься — это ведь пшик. Уловка, использованная и в «Облачном атласе»: героиня излагает свое «откровение», за ее «эфирное время» бьется с врагами группа поддержки — предполагается, что это изменит мир. Мир, испытывающий тотальный недостаток информации и сплошь состоящий из людей-ведомых — может быть. Но обычный квази-современный мир с ее переизбытком — ой, вряд ли.

Интересна еще линия с «горными княжествами» и деревнями, так страшно казнящими «оттудиков» — она началась как-то очень скромно и не в тему — и в итоге повисла в воздухе. Получается, что на расстоянии нескольких дней пешего пути (! это очень мало для цивилизации, в которой есть машины) процветает не просто варварство, а полнейшее Средневековье — и эта цивилизация не чешется ничего с этим сделать.

Из всего этого выходит очень нехорошая мораль, к сожалению. Совсем не такая, боюсь, какую закладывали авторы. О том, как страшно общество нелюбопытных людей-инфантилов, людей-жертв. Которым по загадочным причинам власть предержащие устроили такой заповедник, защищают их от агрессии более активных и жизнеспособных особей. А жертвы в ответ делают именно то, что и положено жертвам — не сопротивляются. Главная героиня, Павла, как раз образчик такого поведения. С самого начала текста мы узнаем, что она неорганизованная, безалаберная и безответственная на работе. Зато терпеливо сносит сначала гнев начальника, а потом происходящие с ней странные вещи. И даже когда ее любовник на несколько месяцев (!) запирает ее в психушке и проводит над ней какие-то нехорошие опыты — она и не думает этому сопротивляться. А терпеливо верит, когда ей говорят, что она психически больна, что она должна то, должна се. Удивительно, что продемонстрировав такую дивную живучесть в Пещере, в дневном мире она оказывается просто образцово беспомощной — хотя по идее это должно коррелировать. Усилия случайного друга убедить девицу, что она не больна, что не надо доверять всем, что не надо позволять ставить над собой опыты — все впустую.

Зато режиссер Кович вызывает очень большую симпатию своей полнейшей адекватностью, заботливостью, целеустремленностью и вообще порядочностью. Его персонаж вполне раскрыт и понятен, и все его поступки не вызывают вопросов «ну какого черта» (в отличие от поступков Павлы или Тритана), а порождают ощущение полнейшей правильности и единственно возможного пути для здравого человека. Включая последний поступок, да. Поэтому все, что в романе связано непосредственно с ним, очень живо и интересно. А вот все, что связано непосредственно с непутовой Павлой — увы. К сожалению, в реальном мире и так слишком часто приходится наблюдать бестолковые метания подобных недотыкомок, и терпеть их еще и в литературе — уже чересчур, поэтому первую половину романа, где Павла солирует, я больше скучала и раздражалась.

Самое интересное, что могло бы быть в тексте — раскрытие смысла Пещеры (или хотя бы смысла Треглавца) или какой-то поворот в сознании масс, связанный с этой пресловутой Пещерой — увы, отсутствует. Героическая демонстрация запрещенного спектакля — хорошая тема для социально драмы из советской эпохи, а не для фантастики, да и в общем контексте романа и заявленной широты проблематики выглядит как-то несерьезно. Я в принципе поддерживаю идею, что «удел человека — знание», и поэтому странный мир Пещеры гораздо лучше рационализировать и изучить, чем замалчивать, но, по здравому размышлению, никакого катарсиса не происходит. Ну спектакль, ну и что. Даже пусть спектакль хороший и режиссер гений — этого недостаточно, чтобы положить на чашу весов, если на другой, например, человек, заживо насаженный на обод колеса и сброшенный в овраг горными дикарями, не знающими никаких Пещер.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сделайте глубокий вдох. Теперь выдох. Снова вдох... Вам удобно на кушетке? Вы что-то покраснели. Ах да, сделайте выдох... ))) ... А как еще можно избавиться от агрессии?

Кто-то заводит дневник, кто-то метелит чучело начальства и прочих недругов (почему-то в подавляющем кол-ве случаев они совпадают), а кто-то занимается дыхательными гимнастиками, беря пример с вечнонестареющих йогов. Но есть еще методики, и одна из них — Пещера. Как подавить агрессию в жизни? Оказывается, самый верный способ избавиться от агрессии — это сожрать кого-то во сне...

Пещера полна погонь, убийств, всякого насилия. И страхов, где они выплескиваются наружу. Но люди будущего именно так и поступают, во сне превращаясь в хищников и потенциальных жертв, чтобы в жизни избавиться от агрессии и, как следствие, насилия. И в Пещере они необычные животные, кто-то щиплет мох, а кто-то нападает на тех, кто щиплет мох — законы естественного отбора еще никто не отменял. Но, поскольку, все «жители» Пещеры, так сказать, видоизменены, то и узнать друг друга в жизни очень сложно. И встреча в Пещере это поединок силы и ловкости против скорости и маневренности, но в жизни они могут видеться хоть каждый день, не знать об этом. Собственно, сюжет на этом и закручен — хищник встретился со своей сбежавшей от него жертвой, и они друг друга узнали...

Роман действительно хорош, не зря у него столько положительных оценок. По-моему, слегка затянут, несколько переполнен описательными сценами, но в целом оставил лично у меня очень приятное впечатление. Сам мир необычен, и идея Пещеры, и служба, которая наблюдает за происходящим, и маленькая и пугливая ГГ, с которой и происходит главная метаморфоза, и ее любовь и страсть.

Такая система, как по мне, дееспособна, более того, она и сейчас частично реализована. В том же пространстве, где мы с вами сейчас и находимся, в интернете. Маски, аватарки, смех и слезы — мы очеловечиваем отношения в интернете, но анонимность делает свое дело, и зачастую можно не узнать, кто же был этот крикливый, или заносчивый, или попросту хам... И если бы мы выходили в сеть во сне, а поутру только вспоминали о наших похождениях на форумах, то роман уже перестал бы быть фантастикой... Правда, в книге, если тебя съели, то у тебя нет двух или более выходов, тебя поосто находят мертвым в постели...

... На счет три вы очнетесь, но ничего помнить не будете. Вам снился лес, яркий солнечный день пробивается сквозь листву, тропинка, ведущая к озеру... Раз, два три!

Всем приятного прочтения ))) 8/10

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В некоторых предыдущих комментариях я нашла для себя интересные идеи для размышлений, а с другими была в корне не согласна. Например, некоторые писали о том, что Павла якобы очень быстро оправилась от смерти мужа. Но ведь это совершенно не так. Каждый человек переживает потерю близкого по-своему: одни замыкаются в себе, а другие находят в себе силы действовать. С Павлой произошёл второй вариант: она пошла против системы, тем самым пытаясь отомстить за смерть любимого человека.

Что касается персонажей, то лично меня раздражала Стефана, которая всегда была убеждена в своей правоте и никому не позволяла думать иначе. Образ Павлы мне тоже не особо понравился: маленькая запуганная девочка, плывущая по течению, которая в конце позволяет таки себе стать сильной. Не понравилась она мне именно по началу книги (возможно, потому что со мной в жизни произошла схожая метаморфоза). Наиболее приятным персонажем для меня стал режиссёр Раман Кович — человек верный своей идее.

Из второстепенных персонажей особое внимание привлекла начинающая актриса Лица. Для меня она стала символом того, что даже сарна в душе может быть саагом на сцене жизни, то есть человек волен сам выбирать, каким зверем ему быть.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Имена были в общем-то на слуху, но на эту книгу вышел случайно. Смотрел, что было издано «Олма-Пресс» в серии «Оригинал» и обнаружил среди прочих «Пещеру». Аннотация заинтересовала.

Указано, что это городская фэнтези. Поскольку я имел о жанре довольно смутное представление, мой интерес только вырос.

Сюжет вкратце следующий. В некой стране технологически довольно близкой постсоветскому пространству конца прошлого века и населяемой людьми с именами близкими к славянским (но, по-моему, не всегда) идёт двойная жизнь. Днём это обычные человеческие существа, ночью же, в своих сновидениях они вселены в тела зверей нескольких видов, которые ведут борьбу за существование в некой Пещере.

Не берусь судить, насколько идея соотносится с Пещерой Платона, но замысел показался мне очень многообещающим. Но вот реализация его впечатлила меня, к сожалению, меньше...

Не понравился язык — вальяжный, не понравилось — даже не знаю, почему — изображение героев... Плюс желание авторов привнести в происходящее дополнительную загадочность — так бы назвал неясность некоторых моментов. Вообще показалось, что при написании текста авторы слегка им любовались — а на мой взгляд, для прозы это серьёзный недостаток.

Вместе с тем повествование, протекавшее довольно размеренно, в последних главах вдруг прибавило оборотов, и вот эти главы — несомненно лучшее, что есть в романе.

А теперь хотел бы сказать о его достоинствах. Общим строем немного напомнило «Ланарк» Аласдера Грэя. И «паранормальные» повести Вежинова. Респект авторам за то, что они создали свой мир, оригинальный, без этих набивщих оскомину банальностей, которые можно сейчас встретить и в фантастике и в так называемой реалистической литературе. Т.е. по сути, это такая проза с претензией на европейское качество. В наше время это становится редкостью, поскольку даже лауреаты якобы престижных российских литературных премий всё чаще пишут какой-то трэш. Но при этом, сделал такой вывод, это не совсем моё чтение.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне больше понравился, чем не понравился.

Не понравилось:

-не понятно что такое Пещера, как она устроена, кто такой Триглавец и многие другие интересные вещи

-то, что главные герои Раман Кович и Павла Нимробец совершенно не симпатичны, не вызывают сочувствия, сострадания, сопереживания и т.д.

-затянутость произведения.

Понравилось:

-сюжет и особенно финал

-главный герой Тритан Тодин, умный, верный,любящий.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороша! Очень хороша! Положительно нравятся мне Дяченко, что-то есть в них такое необычное, даже может странное, выделяющее среди других фантастов.

Повороты сюжета — непредсказуемы. Вот серьезно, для меня последнее время это редкость.

Герои — объемны. Раман Кович кажется может прямо-таки выпрыгнуть из книги.

Всего достаточно: драмы, любви, накала...

Очень советую!

9, а не 10 только потому, что есть мне кажется некоторые недоработки по идее книги..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это как же, в этом мире люди не доживают до старости?.. Ведь больные и старые больны и стары и в Пещере:/

Отдельное спасибо Игорю Князеву и Веронике Райциз, в озвучке которых слушала книгу.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, наверное уже упоминала, что после плохой книги мне обычно отчаянно хочется писать самой. После Пещеры мне не только не хотелось писать, мне, некоторое время не хотелось даже читать, что б не вспугнуть ту бурю эмоций, которую вызвала эта книга. Пещера это ЛИТЕРАТУРА. Пещера обволакивает своей особой эстетикой, не оставляет равнодушным ни к одному персонажу, выключает все внешние раздражители и заставляет думать о вечных вечностях — любви, благородстве, искусстве... Думать так, как раньше никогда не приходилось.

Сюжет настолько объемен, что я затрудняюсь сказать какая линия главная — Павла с её особенностью, творчество Ковича или флешбэк Тритана, я затрудняюсь сказать какая любовная линия основная

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тритан-Павла или Кович-Павла
Я лишь могу сказать какая именно лично меня тронула больше остальных. И то не вполне уверена, потому что все сильно...

Язык у Дяченок мягкий и простой, но вот способ изложения особенный. Они умеют создать настроения при помощи «откушенных конфет», «фамильярно лежащих на плечах веток яблони», «селедки в портфеле», «камушков в ботинке». Я в какой то момент даже подумала, что именно так правильно описывать эмоции. При помощи знакомых вкусовых, тактильных или ароматических ощущений. Это удивительно работает.

Ну и наконец персонажи. Павла — в отличие от основной массы романов — я отчетливо понимала почему она стала объектом любви. Тритан потрясающе выписанный образец благородства, «был настоящим настолько, что даже...» с недостатками, Раман умудрился сначала вызвать резкое отвращение, к середине книги уважение, а после спектакля я уже была в него влюблена без памяти. Впрочем, я посочувствовала всем и каждому. Когда заперли в туалете Раздолбежа, я вместе с ним в отчаянии искала мало-мальски правдоподобную легенду, которую завтра можно будет предложить вниманию руководства. Засранец Митика меня реально раздражал на протяжении всей книги и достал таки, но он был первым о ком я подумала, когда стала понимать что именно грозит теперь этому миру. И в этот момент я отчетливо поняла, зачем понадобился авторам такой назойливый, и, на первый взгляд, бесполезный персонаж. Ведь я чуть не упустила то, что в мире Пещеры есть дети.

И самое главное, почему я решила написать эту рецензию — огромное спасибо авторам за концовку, за то, что они настолько верят в людей, что готовы принести в жертву прекрасный, почти идеальный, мир Пещеры. Спасибо.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав «Пещеру» заметил, что познакомился уже примерно с половиной романов, опубликованных этим дуэтом. Есть авторы (для меня яркий пример Олди), которых начинаешь читать и не знаешь понравится ли их очередное произведение или нет — бывает как полный восторг, так и полное разочарование. Есть такие, где уже точно знаешь — понравится практически все, что напишет. Видимо бывает такой резонанс между читателем и писателем. Для меня Дяченки вошли во вторую категорию — можно смело брать любую непрочитанную книгу. Хотя в свое время долго откладывал знакомство с их произведениями.

Что можно сказать прочитав половину творчества Дяченок? Есть признанные мастера политической интриги типа Мартина или Буджолд. Есть специалисты по космооперам, фентези и т.д. Отличительная черта Дяченок — психологический детектив (и не важно на фоне фантастики, фэнтези или магического реализма).

Пещера — яркий образец. Радует, что пока прочитал только половину их книг.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх