FantLab ru

Сергей Кузнецов «Учитель Дымов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Голосов:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Учитель Дымов

Роман, год

Аннотация:

Сергей Кузнецов — прозаик, журналист, культуртрегер. Автор вызвавших бурные споры романов «Шкурка бабочки», «Хоровод воды» (шорт-лист премии «Большая книга»), «Калейдоскоп: расходные материалы» (шорт-лист премий «НОС» и «Новые горизонты»). Сергей Кузнецов умеет чувствовать время и людей в нем, связывая воедино жизни разных персонажей. Герои его нового романа «Учитель Дымов», члены одной семьи, делают разный жизненный выбор: естественные науки, йога, журналистика, преподавание. Но что-то объединяет их всех. Женщина, которая их любит? Или страна, где им выпало жить на фоне сменяющихся эпох?

«Роман о призвании, о следовании зову сердца. О жизни частного человека, меняющего мир малыми делами, который не хочет быть втянутым в грубую государственную игру. О мечте. О любви, которая бывает только одна в жизни. О родителях, ценность которых люди осознают, только когда они уходят».

Сергей Кузнецов

Входит в:

— журнал «Октябрь 2017'5», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 290

Активный словарный запас: низкий (2598 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)

Учитель Дымов
2017 г.

Периодика:

Октябрь 2017'5
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, вообще-то, современной русской прозы не чтец. Скучно мне её читать, за редкими исключениями. Но тут решил прочитать «Учителя Дымова», потому мне эту книгу рекомендовали чуть ли не как новую классику, которая «в будущем, несомненно войдёт в школьную программу» — как-то так примерно. Поэтому решил сделать над собой усилие и прочитать. Сразу скажу, что до конца я эту работу не довёл. Когда текст мне не нравится, а прочитать мне его, по каким-то причинам, надо, то я его дочитываю по диагонали. Так случилось и на этот раз.

При этом ругать автора мне и не за что. Вроде бы, всё на местах в этом романе, всё по канону. История семьи на фоне эпохи — мне обычно нравятся такие вещи. Но не в этом случае. И даже не хочется глубоко анализировать, почему. Выскажу только одну догадку. Для меня роман распадается на две части. Когда автор пишет о сороковых или пятидесятых -- я ему, в основном, верю. Он — мой ровестник, и об этих временах мы знаем примерно по одним источникам: книги, кинохроники, воспоминания родителей и прочее. Но вот рассказ переходит к семидесятым-восьмидесятым — то есть ко времени, которое и я, и Кузнецов уже помним сами. И тут внезапно действие переносится из СССР в какое-то Буркина-Фасо. Это не мои семидесятые, я помню их совершенно по-другому. Заметьте, — я не говорю, что помню их правильно, а автор романа — нет. Но для меня всё было не так. И мне неинтересно читать про его семидесятые или его девяностые. И герои, которые, вообще-то, должны были вызвать у меня симпатию (а концепция учителя, меняющего мир малыми делами, мне очень симпатична), этой симпатии почему-то не вызывают.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень стандартная такая семейная сага периода с сороковых до настоящего времени. Мужская часть семьи одержима взаимоотношениями с государством: как бы так мимикрировать, чтобы не диссиденты, но и чтобы не мешала власть, а женщины по большей часть функциональны и как раз к рефлексии не склонны. Последний представитель рода Андрей — в значительной степени авторская калька с опытом работы в глянце. Пошел работать в учители, а дилемму: как быть с талантливыми и честными школьниками, что идут на Манежную, разрешил стандартно — уехал учить в провинцию, где против власти нет демонстраций. Несколько напоминает почином рубановского «Патриота», который с другого угла, но, в общем тоже приходит к выводу, что из столицы стоит валить. Роману уверенно не хватает какого-то второго измерения. хотя, в общем, роман не статичен, все время что-то происходит. Автор совершает маленькие скачки временные между событиями и злоупотребляет приемами типа:« когда через несколько лет она увидела», «он мог бы стать летчиком и водить самолеты» и проч. Такие мини-скачки от персонажей, смена места и времени технически несколько напомнили «Дерни за веревочку» Рыбакова, вещицу, понятно, куда как более эмоциональную. У Кузнецова роман вышел ровным, без больших огрехов, но и эмоционально и содержательно не впечатлил. Почитал-забыл.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Герои его нового романа «Учитель Дымов», члены одной семьи, делают разный жизненный выбор: естественные науки, йога, журналистика, преподавание. Но что-то объединяет их всех. Женщина, которая их любит? Или страна, где им выпало жить на фоне сменяющихся эпох?

В новом романе «Учитель Дымов» внимание писателя сосредоточено на одной семье. На фоне исторических пейзажей. От послевоенной разрушенной Москвы до шумных вечеринок в «О.Г.И.», от подпольных йога-клубов до современных глянцевых журналов. Каждое поколение Дымовых будет расти в новых «интерьерах». Год за годом, шаг за шагом в прошлое будут уходить страхи лагерей и репрессий, неуправляемого рэкета девяностых — больше свободы, больше возможностей. Но не иллюзия ли это? Ведь какими бы разными ни были условия времени, каждому из героев придется заключить свою сделку с действительностью. И в этом смысле «Учитель Дымов» — своеобразная история русской интеллигенции второй половины XX века. Людей, которые слышат и чувствуют время. Одна власть пытается их запугать, другая — приручить, третья — не заметить. Но, принося себя в жертву эпохе, Дымовы и такие как они, неизменно учат не поступаться своей совестью.»

Добавить особо и нечего. Достаточно серые жизни членов одной семьи. Никакого героизма замечено не было. Скорее наоборот. С другой стороны, чернухи и сальных подробностей тоже. Вот в этом нешироком диапазоне и написан этот роман. Очень проникновенно пишет о смерти и умирании. От этого иногда начинают желваки на скулах ходить.

Хронологически роман заканчивается уличными протестами 2012-го года. Сам роман писался в 2014-2017 году. Удивительно, почему автор не захотел захватить события 14-го года и дальше...

Короче, то движение белоленточников, что Пелевин злободневно отрефлексировал в тот же год в БЭТМАН АПОЛЛО, Кузнецов своим романом перевёл в плоскость литературной истории.

Однозначно менее яркая вещь по сравнению с ХОРОВОДОМ и КАЛЕЙДОСКОПОМ.

7 (ХОРОШО)

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не очень поняла, каков был в целом авторский посыл, но мне показалось, что это роман о призвании в первую очередь. О том, что есть люди, которым, независимо от обстоятельств — политики, семейных проблем, вообще мировоззрения — повезло родиться с каким-либо призванием. Как, например, три основных героя этой книги: Владимир, Валера и Андрей Дымовы. Все они, пройдя, определенные терни, приходят к своему призванию — они Учителя.

В романе мало говорится о самой профессии, все больше о жизненных перепитиях, об истории страны, которая во многом вершила судьбы своих граждан, занося из крайности в крайность, о семейных ценностях и трудностях.

Кстати, еще одна героиня — Женя, которая мне показалась самой ярко прописанной из персонажей, — тоже своего рода линия основной темы — ее призвание изначально — это быть ангелом-хранителем этой семьи.

Немного недотянуто, на мой взгляд, во многих моментах. Слишком «галопом по европам», что ли, получилось, но все же я получила удовольствие от книги.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх