FantLab ru

Герберт Уэллс «Дверь в стене»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
1117
Моя оценка:
-

подробнее

Дверь в стене

The Door in the Wall

Другие названия: Калитка в стене; Зелёная дверь

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 144
Аннотация:

Когда Уоллес был ребенком, он случайно отыскал дверь, которая вела в странное место, где он увидел сад, дворцы, познакомился с хорошими людьми, пролистал часть книги о своей жизни, потом он ушёл оттуда. Несколько раз после этого он видел эту дверь вновь, но никак ему не удавалось зайти в неё...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в Лондонской газете «The Daily Chronicle» 14 июля 1906 года.


Входит в:

— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.

— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.

— антологию «More Ghosts and Marvels: a Selection of Uncanny Tales from Walter Scott to Michael Arlen», 1927 г.

— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.

— антологию «Strange and Fantastic Stories: Fifty Tales of Terror, Horror, and Fantasy», 1946 г.

— антологию «Английская новелла», 1961 г.

— антологию «The 6th Fontana Book of Great Ghost Stories», 1970 г.

— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.

— антологию «English short stories of the 20th century, 1900-1950», 1988 г.

— антологию «Утро богов», 1992 г.

— антологию «Чудеса магии», 1993 г.

— антологию «Английские рассказы 10-х годов», 2000 г.

— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.

— журнал «Полнолуние, 2014 №1», 2014 г.

— антологию «Science Fiction and Fantasy Short Stories», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Страна слепых
1918 г.
Долина пауков
1924 г.
Фантастика
1935 г.
Избранное в двух томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 2
1957 г.
Английская новелла
1961 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 6
1964 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Рассказы
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Избранные произведения
1983 г.
Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Волшебная лавка
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Война миров
1986 г.
Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы
1987 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Утро богов
1992 г.
Чудеса магии
1993 г.
Английская новелла
1997 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Classic English short stories of the 10's
2000 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 7 (С – Ф)
2003 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 11.
2003 г.
Машина времени. Рассказы / The Time Machine. Stories
2004 г.
Война миров
2005 г.
Английский язык с  Г. Уэллсом. Дверь в стене / H. G. Wells. Short Stories
2007 г.
Пища богов
2007 г.
Война миров
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Чудотворец, Испытатели счастья
2012 г.
Вход и выход. Антология мистики
2014 г.
Война миров
2014 г.

Периодика:

Полнолуние, №1 2014
2014 г.

Аудиокниги:

Дверь в стене. Пища богов (аудиокнига MP3)
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Country of the Blind and Other Stories
1911 г.
(английский)
More Ghosts and Marvels: a Selection of Uncanny Tales from Walter Scott to Michael Arlen
1928 г.
(английский)
Strange and Fantastic Stories: Fifty Tales of Terror, Horror, and Fantasy
1946 г.
(английский)
The 6th Fontana Book of Great Ghost Stories
1970 г.
(английский)
The Valley of Spiders
1972 г.
(английский)
The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays
1981 г.
(английский)
Black Water: The Anthology of Fantastic Literature
1984 г.
(английский)
English short stories of the 20th century, 1900-1950
1988 г.
(английский)
У безодні
1988 г.
(украинский)
The Time Machine
1999 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не Фантастика, уважаемый потенциальный читатель, чистой воды — Мистика. Ну, или — магический реализм, это кому как нравится (в данном конкретном случае — не суть важно). НО. Надо отдать должное Автору: и с литературной точки зрения и технически — текст выше всяческих похвал.

Помимо антуражной составляющей чтива (утилитарное назначение которой в том, чтобы просто удерживать внимание читателя), в тексте уверенно звучат высокие тона откровенно философИческих оттенков. И чистота тона оного звучания — просто завораживает, уважаемый потенциальный. Мы тратим жизнь на… эээ… не скажу, что — прямо, так уж и безоговорочные мелочи, типа материального достатка, положения в обществе, самореализации, в конце концов. НО — ещё раз НО. За скобками при этом почему-то — в подавляющем числе случаев — остаётся нечто важное, что со временем перестаёт быть возможным вообще. Все мы — так или иначе — предаём мечты детства. Мы теряем способность войти в волшебную дверь, за которой — то, что мы всегда, всю свою сознательную жизнь, ассоциировали со словом «счастье».

«…Я давал клятву, что, если когда-нибудь эта дверь окажется предо мной, я войду в нее. Убегу от всей этой духоты и пыли, от этой блестящей мишуры, от этой бессмысленной суеты. Убегу и больше никогда не вернусь. На этот раз я уже непременно останусь там. Я давал клятву, а когда дверь оказывалась передо мной, не входил…».

Повторюсь, уважаемый потенциальный: не Фантастика. Но — вполне достойно восприятия

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уэллс здесь прекрасно уловил очень тонкий и постоянно ускользающий от осознанного восприятия образ чего-то неуловимого, светлого и притягательного. Этакий заповедный край, где можно скрыться от всех бед и невзгод и провести там всю жизнь. Такие образы очень редко снятся и ещё реже запоминаются, а наяву так и вовсе только иногда нахлынет нечто, будто пытаешься вспомнить, и сразу «проходит мимо».

А Уоллесу повезло — его «Дверь» ему точно известно, она рядом, но всё равно он раз за разом проходил мимо, предпочитая грязь, сложности и испытания реального мира. В этом есть своеобразная мораль — подобные двери в стене ведут в иллюзорные, несуществующие и в лучшем случае «солипсические» миры, в которых нет смысла что-то делать — они и так идеальны. В такие можно уйти как в рай послесмертия, но не более.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о взрослом человеке желающим найти дверь в детство в самые сложные и ответственные моменты жизни. Войти в нее дабы забыться, уйти от мирских забот и ответственности хоть на миг. Жаль что со временем поиск этой двери превратился в манию, которая кончилась плачевно для главного героя.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное психологическое произведение о мечте и реальности бытия. Что важнее? Призрак нирваны или жизнь, движение, борьба, цель. И я все же думаю, что конец рассказа закономерен, ибо и автор не верит в призрачный рай в виде сада, где нет проблем... И прав герой проходя мимо двери в стене. Но тянет человека в сон, покой, жизнь без проблем... Не поддавайтесь на уловку в виде двери в стене!..

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее и самое человечное произведение Герберта Уэллса. Такие двери в прекрасное и неведомое снятся по ночам, мерещатся в полусне, воспоминания о них не дают покоя — символ тоски по упущенным возможностям, ведь, кажется, было так близко...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой все хочет отыскать и открыть некую дверь, ведущую в сказочное и прекрасное место, и сбежать наконец куда-нибудь из бесцветно проживаемых будней. Конечно нужно воспринимать данную историю как метафору про человеческие мечты. Это про те желания, что иногда могут терзать душу и возбуждать воображение всю нашу жизнь. Но в итоге мы так и не решаемся приступить к намеченному, все себя чем-то сдерживая из-за различных страхов перед новым и неизведанным. Ну или же таки решившись и достигнув желаемого — жестко обманываемся, найдя совсем не то что так ярко себе представляли в мечтах. Правда читать про все это в рассказе было довольно скучно, и даже финал как по мне не особо спасает положение.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сказки» о параллельных мирах... Это про наши внутренние миры... Кто находится в той же эмоциональной плоскости, что и Уоллес, для того эта «дверь в стене» станет настоящей дверью в реальной стене и отведёт к вечным реальным ценностям. Неразумно, а может быть, даже и дурно, поддасться влечению, и, потеряв всякий интерес к окружающему, воскликнуть «Что такое успех, которому все завидуют? Жалкая, нудная, пустая мишура!» и войти... У меня в жизни были моменты, когда в самом воздухе было что-то пьянящее, что давало ощущение легкости, довольства и счастья. Но стоит ли целыми часами, порой обливаясь слезами, ломать голову, стараясь припомнить, в чем же состояло это счастье?... Не чувствовать, что ты дорог и тебя рады видеть, наполняться неизъяснимым восторгом от движений, прикосновений рук, от приветливого, сияющего любовью взгляда... а быть маленькой жалкой фигуркой и горько плакать...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Живёшь, живёшь, бежишь, к чему-то стремишься. А жить-то на самом деле, забываешь...

Такова мораль этого рассказа. Извечная тема для сочинений. И сто лет назад понятие успеха было примерно таким же, как сейчас: престижное образование, много денег, высокий пост, уважение нищебродов.

А ведь мог быть по-настоящему счастлив — в сказочной стране за зелёной дверью в стене.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дверь в стене» — на мой взгляд, самое глубокое и острое произведение Уэллса (при том, что в его творчестве глубины и остроты в целом предостаточно). Это мнение основано на том, что я считаю одним из важнейших (если не важнейшим) атрибутов Западной цивилизации — а именно: ее двойственного взгляда на Мир. С весьма давних времен в западном менталитете присутствует четкое разделение на две оппозиционных друг другу сферы, которые можно формулировать по-разному — идеальная и реальная; иллюзорная и настоящая; сон и явь; потустороннее и посюстороннее; фантазии и обыденность; и другие. Все это сводится к представлению о том, что есть место, где тебе хорошо, а есть — где плохо, и под последним имеется в виду как раз «обычный» мир, который и принято считать реальным.

Несть числа способам, которыми люди Запада стремились, стремятся и будут стремиться к бегству из своего обычного мира (кстати, самым популярным являлась религия). Я думаю, свою дверь в стене сознательно или бессознательно ищут почти все, кроме сумасшедших. Только все это не приносит ни счастья, ни гармонии, ни покоя. Отсюда в западной литературе полно примеров краха людей, выпавших за пределы мира в сторону невесть чего.

Я уважительно (и даже с восхищением) отношусь к фантазиям, но нельзя их противопоставлять реальности. Это составные части одной общности. И мне представляется куда более осмысленной взгляд на Мир в незападных традициях — например, в чань-буддизме реальность — это «ни нечто, ни ничто»; она пребывает вне оппозиций и альтернатив. А просветление доступно в нашем мире без всяких дверей, ведущих в другие «реальности» — которые в любом случае являются столь же пустыми, как и обыденная.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ замечателен тем, что доступен пониманию как и умудренных жизнью старцев, так и младых отроков. Отсутствие заумных рассуждений, кристально ясный язык изложения, но при этом подлинная философская глубина и многообразие подходов к истолкованию...

Возможно, этот рассказ многократно умнее и лучше своего создателя. Во всяком случае, когда Уэллс пускался именно что философствовать и рассуждать о будущем человечества, то, как правило, получались всяческие странные и пугающие проекты переделки человечества, позволяющие нынешним любителям конспирологии записывать старину Берти то в основоположники большевизма, то в предтечи фашизма, то в изобретатели теории «золотого миллиарда», то прямиком в члены Закулисного Мирового Правительства...

А в данном случае пером по бумаге водили не плоды учености(не слишком глубокой, надо признать) и не потуги осчастливить мир спасительным учением, а эмоции и вдохновение...

На мой взгляд, вышло совершенно гениальное истолкование сущности эскапизма. Не та чепуха, которую пишут в энциклопедических словарях, а именно: стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; культивируется массовой культурой; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу...

Это как раз погрязшие в рутине бумажных дел и мелочной погоне за лишней пригоршней монет пассивные слуги стереотипов являются адептами конформизма по отношению к существующему обществу. Они не плохие по своей сути люди, они придают обществу устойчивость и стабильность, они бережно хранят традиции, они совершают массу полезных дел, они символизируют собой здравый смысл. Но они не видят дальше собственного носа и не чуют этим носом, откуда дует ветер перемен...

А у эскапистов есть калиточки и дверки в стенах, ведущие в мир иллюзий и фантазий. Кто-то уходит в калиточки и дверки, чтобы никогда не вернуться назад. А кто-то возвращается и приносит с собой философские системы(Эпикур, Диоген, Платон), мировые религии(первые буддисты и первые христиане уж точно были эскапистами, отринувшими ценности и нормы, основополагающие для окружавшего их здравомыслящего большинства), необычные научные идеи, восхитительные произведения литературы и искусства. Развитие цивилизации во многом обусловлено результатами странствий эскапистов, сумевших трансформировать свои иллюзии и фантазии в то, что меняет взгляды на мир у миллионов. Они отнюдь не безобидны всегда и всюду: попытки построить ту или иную тоталитарную систему были спровоцированы тоже эскапистами, решившими что все человечество должно немедленно уйти за стену, а несогласные или неспособные будут уничтожены...

Внутри каждого из нас ведут незримый окружающим диалог конформист и эскапист. Подозреваю, что трагедия главного героя «Двери в стене» состояла в том, что его внутрений конформист и внутренний эскапист оказались в патовом положении. Никто из них не мог подчинить себе другую часть личность окончательно, но и вступить между собой в диалог Уоллес-мечтатель и Уоллес-прагматик не могли, не умели, не хотели. Вот и ушел в итоге Уоллес в никуда...Ни в волшебный сад, ни в реальность серых улиц, а в никуда...

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дела, дела, дела...

Сразу замечу, что на фантлабе у этого рассказа минимум в 4 раза больше отзывов, чем у любого другого уэллсовского рассказа. Это о чем-то говорит? Несомненно. Это значит, что проблема, поднимаемая в нем, волнует очень многих. Это что-то очень близкое и интимное, беспокоившее и щемившее душу, и вот наконец выплеснувшееся наружу в такой лаконичной и яркой форме.

Наблюдается три(!) стороны медали.

Орел... Как часто мы превращаемся в придатки протекающей вокруг нас действительности. Становимся детальками социума, выплавленными дабы строго выполнять свою общественно полезную функцию. Да, мы заняты́е, деловые и очень важные люди. Но где потерялась наша мечта? Наша вера в чудо? А может быть всё что мы делаем каждый день — это не то, к чему мы стремились и чего хотели? Иногда нам кажется, что всё могло быть иначе. Или даже что и сейчас можно было бы всё изменить и начать жить по-настоящему.. но мы вновь отворачиваемся от этой двери в мечту.

Решка... Гимн стремлению, стойкости и самопожертвованию. Дверь в стене всегда появлялась именно в те моменты, когда главный герой действительно куда-то спешил. Возможно, это дверь в лодырничество, забИвание и уход от проблем. В том-то и дело, что взрослые люди не бегут от проблем (в идеале), а решают их. Конечно, каждый думает: «ой, что-то мне не хочется... а может забить на всё и уехать далеко-далеко...» Не все могут не поддаваться соблазну и не упасть в ритме повседневности и напряжения. По большому счету, мы все герои.

И наконец, Ребро.... Дверь в стене — это дверь в своё сознание, в свою фантазию, возможно, в творчество. Так много скрыто в сознании возможностей, идей и миров. Даже в детстве мы чаще задумывались: откуда мы взялись, как движутся планеты, почему поднимается температура и т.д. Эта дверь — ребяческое любопытство самопознания. Иногда стоит минуту-другую задуматься над чем-то глобальным, сакральным — и сразу чувствуешь себя настоящим человеком.

Хочу предостеречь читателей данного рассказа от понимания его лишь со стороны Орла как единственно верной.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, собственно говоря, и всё.

Да, в истории англоязычной фантастики немало блестящих рассказов. Есть заставляющая взгрустнуть умная сатирика Шекли, есть замечательные рассказы Брэдбери, есть трогательные полусказки Толкина. Изобретательность Азимова и Рассела, шокирующие миниатюры Брауна, неторопливость Саймака и Уиндема. Много всяких рассказов есть.

Но вот этот рассказ — это не просто столп, не просто классический образчик литературы. Это предвестник многих и многих рассказов в фантастике. Из этого рассказа растут корни «Автоматического тигра» и «Марки страны Эльдорадо». Он предвосхитил «Идеальную женщину», и даже, может быть, предвосхитил в чём-то прекрасные «Цветы для Элджернона». Недаром уже есть определённая традиция завершать этим рассказом составленные антологии.

Но для меня его прелесть не только в этом. Будучи безусловной классикой, этот рассказ ухитряется поднять классическую тему с непередаваемым оттенком нежности и грусти. Насколько трогателен и поэтичен этот рассказ, насколько щемящую ноту он создаёт... Неуловимое ощущение чего-то прекрасного, утончённого, грустного, контраст между реальностью и фантазией, и конечно, вездесущий скептицизм, плавно переходящий в игру воображения.

Каждый раз, когда я вспоминаю этот рассказ в связи с чем бы то ни было, у меня возникает ощущение, что я прикоснулся к невыразимой тайне бытия. Как у другого, не менее классического английского писателя:

« ...и они почувствовали такое блаженство, словно никогда до этого не знали ни счастья, ни мудрости, ни доброты, ни вообще жизни и пробуждения. Память об этом мгновении навсегда остались с ними, и до конца своих дней в минуты грусти, страха или гнева они вспоминали это золотое блаженство, и казалось, что оно и сейчас недалеко, чуть ли не за углом, – и душу их наполняла спокойная уверенность.»

И конечно, заключён в этом рассказе вечный вопрос фантастики.

Никто ведь не знает, какие двери способно открыть воображение.

Как много я отдал бы, чтобы хотя бы раз увидеть такую дверь... и открыть её.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очаровательный рассказ !

Затрагивает очень важную и интересную тему: следования за своей мечтой. В наше время большинство людей предпочитает загружать себя множеством ненужных дел, создавать привязанности к разным второстепенным вещам, ставить перед собой неправильные приоритеты...

Люди потеряли способность оставаться детьми в душе. А многие сознательно искореняют в себе эту детскую мечтательность, искренность и жизнелюбие, т.к. с этими качествами не продвинешься далеко по карьерной лестнице. Сейчас ценятся серьёзные, работящие сотрудники...ну что уж, скажем как есть — обыкновенные потребители.

И главный герой побывав в детстве в стране своих грёз, всё равно устремляется по этой «наклонной» дороге, забывая что для него действительно важно. Скорее всего это происходит из-за черезмерного гнета окружающих его людей, ведь даже родные не верят ему, и называют лгуном и фантазером, что никак не способствует развитию в нем желания снова там побывать и, тем более, делиться этим с кем-либо.

Вывод можно сделать такой: найдите свою «дверь в стене», и хорошенько исследовав там все, задайте себе вектор движения к своей мечте, будьте готовы к тому, что окружающие будут вас высмеивать и мешать вам, просто помните, что это ваша жизнь и только вам решать, что для вас важно и как этого достичь.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Щемящая метафора потерянного рая. Горькая и одновременно светлая, звонкая, хрустальная. Очень красивая вещь. Из тех, что читаешь в юности, и потом помнишь почти дословно всю жизнь.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшно, потому что правда. Сколько раз каждый из нас вот так вот проходил мимо своей зеленой двери?

Так сложно увидеть, что есть что-то действительно ВАЖНОЕ за повседневными делами и проблемами. Что эта карьера, этот престиж, эти люди (подставьте сюда что-то свое) ничего не значат, если есть зеленая дверь, где тебя ждут.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх