fantlab ru

Скотт Вестерфельд «Вторжение в Империю»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
268
Моя оценка:
-

подробнее

Вторжение в Империю

The Risen Empire

Роман, год; цикл «Последовательность»

Аннотация:

«Единственная цель существования человеческой цивилизации — служить питательной средой для гигантских планетарных разумов», — считают последователи культа риксов. И вот после долгих попыток им наконец удается занести семя такого разума на одну из планет Империи Воскрешенных. Кто мог знать, что при этом в опасности окажется величайшая тайна Империи, и ради ее сохранения Император готов пожертвовать миллиардами своих подданных...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Вторжение в Империю
2004 г.
Вторжение в Империю
2005 г.
Империя Воскрешенных
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Risen Empire
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый западный фантаст, пишущий в традициях Гибсона и Дилэни. Дилогия «Последовательность» — своеобразный прорыв автора на мировой Олимп. Что в ней особенного?

1. СЮЖЕТ. Одна из планет звездной системы Легис подвергается нападению со стороны риксов — сторонников искусственного интеллекта планетарного масштаба. Чтобы хозяева планеты не мешали им делать свое святое дело, нападающие берут в заложники второе лицо в Империи Воскрешенных — младшую сестру самого Императора. На выручку ей направлен боевой фрегат имперского флота «Рысь» под командованием капитана Лаурента Зая.

Для военной фантастики a la Буджолд или Диксон — вполне стандартный сюжет. Но вот реализация новаторская. Дело здесь даже не в стилистике речи, которая всё же ближе к упомянутым выше мастерам «новой волны», — новаторскими являются и вселенная (Империя Воскрешенных), и герои (воскрешенные мертвецы и напичканные синестетическими симбионтами живые), и технологии (микрокорабли, вакуумное оружие и даже единицы измерения величин). Читать непросто из-за подробного разъяснения автором устройства и принципа функционирования всех описанных устройств, а также детального экскурса в политику и социологию Империи. Если вы не уснете на первой сотне страниц, значит, дочитаете роман до конца (а, может, и вторую его часть). Необычна и последовательность изложения сюжета: она то и дело прерывается «провалами» во времени, как бы напоминая читателю, что физическое время относительно и несинхронно. Автор даже делит его на абсолютное и субъективное. И тем самым добавляет повествованию лишний балл в раздел «достоверность». А вот описание сражений этот балл забирают: они слишком быстротечны, чтобы на них можно было среагировать — тем не менее, герои ведут себя так, будто для них это время растягивается в бесконечность. Например, описание входной сцены со спасением Дитя-императрицы растягивается на 160 страниц, хотя в реальности она длится не более получаса! Не уверен, что человеку будут доступны все ее нюансы, даже если учесть применение кибер-имплантов. Как ни странно может показаться, но из всего повествования меня заинтересовало только два момента: открывающая сцена атаки мини-кораблей и описание изощренных пыток дхантийских повстанцев. Первый — своей обманчивой очевидностью, а второй — изобретательностью. Воистину — прекрасное и ужасное часто шествуют в одном ряду.

2. ПЕРСОНАЖИ. Два ключевых действующих лица — капитан фрегата Зай и сенатор Нара Оксам — интересны каждый по-своему. Капитан — единственный, кто смог пережить уже упомянутые мной издевательства дхантийцев. На память об этих событиях у него остались три протеза — только одна из рук его собственная. Он получил повышение от самого Императора и, наверно, именно потому ему доверена миссия по вызволению Первоосновы из лап рикских террористов. Он из семьи потомственных лоялистов, так что на него вполне можно положиться. Император поставил на капитана — и проиграл. История этого фиаско и составляет канву первой части. На нее фоном накладывается любовный роман капитана с сенатором от Вастхолда, придерживающейся противоположных политических взглядов. Нара Оксам не любит Императора и вообще всех Воскрешенных. Она прирожденный эмпат и потому может видеть ту сущность собеседника, которую тот пытается скрыть от остальных. «Серые» ей не нравятся не потому, что мертвы по сути, а потому, что лишены чувств и потому легко могут скрывать свои истинные намерения. Нара подозревает, что они намеренно тянут Империю к краху. Только вот зачем? На этот вопрос она и пытается ответить, проводя свое собственное расследование инцидента на Легисе. Эти две независимые линии резко обрываются в финале, что намекает на продолжении сюжета во второй части. Второстепенные персонажи не менее интересны. Это, конечно, сам Император — первый из Воскрешенных. Мрачный и загадочный тиран, пытающийся играть в демократию. Старпом «Рыси» Хоббс, которая втайне любит капитана Зая, но не закатывает ему сцен ревности и всегда остается на его стороне даже в самых ответственных ситуациях. Образ риксского боевика Херд интересен как своей необычной физиологией, являющейся фирменным знаком всей расы риксов, но и способностью искусно внедряться в чужое общество, а также философией, которую в определенной степени можно назвать пацифистской. Она вовсе не кровожадный террорист, как изображает имперская пропаганда, а обычная гражданка своей державы, которая ставит на высшую ступень не человека, а искусственный интеллект. Ей не нравится убивать, и она даже влюбляется в одну из жительниц той планеты, где оказалась по воле рока. Ну и, наконец, сам виновник всех событий на Легисе — исин Александр. Назван в честь Александра Великого и старается вести себя подобающе. Он отрезан от своих поклонников и всячески стремится восстановить разорванный контакт, что вступает в противоречие с устремлениями всех остальных персонажей. Конфликт интересов и игра мировоззрений — вторая составляющая романа (помимо самого сюжета).

3. НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ. Чего у романа нельзя отнять, так это разнообразных технологий будущего. Люди Империи широко используют биосимбионты (которые почему-то названы «симбиантами»), которые позволяют им не только принимать и обрабатывать поступающую информацию на нескольких синестетических уровнях, но и даже бороться со смертью. Правда, технология воскрешения описана весьма туманно и сложно понять, чем живой («розовый») человек отличается от мертвого («серого»). Единственное, что я сумел понять, так это то, что «серые» лишены каких-либо желаний и творческого начала. Их бессмертие весьма относительно, о чем говорит ритуал «ошибки крови», а также гибель имперской Первоосновы. С научно-технической стороны подобная технология невозможна и немыслима чисто по этическим соображениям. Мозг умирает через 15 минут после клинической смерти и возвратить его к жизни не получится, т.к. начинается распад нейронной ткани, что составляет его основу. А без мозга это будут не люди, а «овощи», которые даже дышать самостоятельно не смогут. Придумано всё это автором только с одной целью: поразить читателя самой постановкой проблемы и одним из возможных вариантов ее решения. А по сюжету Воскрешенные нужны в качестве антагонистов живым. Конфликт Империи с риксами на самом деле не главное — это просто следствие политики «серых», которые не хотят отдавать занятый когда-то трон какому-то искусственному разуму. А вот что касается производственных технологий, то здесь у автора полный порядок: почти все они вполне реализуемы и могут прийти в нашу жизнь в течении ближайших ста лет. Опыты с гибернацией в Америке проводят уже с 60-х годов, а микро-дроны и наномашины разработаны на уровне техпроектов — не хватает только подходящих материалов. Особенно заманчивой кажется мне технология вакуумного туннелирования с орбиты: если б Хайнлайн додумался до такого в своей «Космической пехоте», его десантники не гибли б пачками на чужих планетах, а война с Клендату была б закончена в считанные годы.

--------------

РЕЗЮМЕ: интересный в своих находках роман-дилогия, рассказывающий о конфликте двух взглядов на человеческую эволюцию — биотехнологического и кибернетического. В первом романе большее внимание уделяется первому пути, а второй делает упор на технологии риксов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вторжение в Империю» (хотя правильный перевод все же «Империя Воскрешенных») из тех космоопер, что склонны кружить в вальсе со всеми дамами на балу. Одновременно. Скотт поднимает массу тем: о политике, жизни после смерти, любви, технологиях будущего, прогрессе, королях и капусте. Но главные ворота, куда намечено забить гол: боевик, космоопера и «твердая» НФ. Забить мяч удалось только в одни.

Космоопере не к чему технические подробности. Люди – вот что по-настоящему важно. Остальное – довесок. Впрочем, если уж захотел создать мир, будь готов писать обо всем: и почему зубочистки квадратные, и как кот в детстве укусил героя за ногу, отчего у последнего с тех пор случаются приступы истерического мяуканья. Вестерфильд подготовился к этому не хуже бойскаута. Почти научно рассказал о принципах работы всего, от дронов до системы кровотока у расы Риксов, вторгшихся во владения Империи Воскрешенных.

Одна печаль – в этом самом «почти». Описания поверхностны, в духе: «эта штуковина сделана из мега-нано-волокна и по идее должна танцевать джигу на столе в самый разгар празднования, но никто не знает, как она это делает». То есть от наукоемких приставок мега- нано- гипер- транс- зарябит в глазах, как в каком-нибудь подростковом романе, но цельность «твердой» части не больше чем у скомканной салфетки.

О расах, истории и всем-таком прочем, автор упоминает в лучшем случае вскользь. Разве что о населении «Чумной оси» нам расскажут побольше. Но эти ребята так и остаются фоном и лишь немного подыграют во второй части романа («Уничтожающий миры», но в нашем переводе: «Корабль для уничтожения миров»). О становлении империи мы не узнаем ровным счетом ничего. Изобрел человек, как оживить людей, сделал зомби, надо думать, разбогател, но как, почему он стал императором восьмидесяти миров? Как смог создать цельный культ-религию имени себя?

Личность, режим и история диктатора вынесены за скобки. Он злой, самодур, негодяй – это аксиома. Но что «хорошие» предлагают взамен? Абстрактный прогресс как многовековой процесс смены поколений? Не маловато ли для ненависти к стабильной империи, тем более что «хорошие» политики в лице главной героини тоже не лишены недостатков.

Женщина-сенатор готова душить неугодных финансово, опосредованно убивая тысячи, но боится за единственного возлюбленного, с коим она разделила несколько ночей и четыре дня в личном поместье десять лет назад. Вот уж, поистине, сила любви. Её любовник, капитан Зай как раз оказался в центре конфликта. Человек, верный императору от костного мозга до селезенки, готовый умереть за него, не раздумывая. Но мысли предатели. Подумал о возлюбленной и — муштра, честь и собачья преданность императору слетели, как шкурки с жаренного арахиса.

Мотивация персонажей шита белыми нитками, едва ли заставляя переживать, кто выживет, а кто нет. Зато тема лесбийской любви инопланетянки и местной девушки умиляет, пусть изложена пунктирно и плоско.

Выписаны скрупулёзно, но изящно боевые действия. Каждое движение морпеха, сражения микроскопических дронов, диверсии – все это читается на одном дыхании. На недолгие минуты, погружая в атмосферу изъеденного молью лоскутного мира.

Будучи первой частью романа, «Империя воскрешенных» оставляет половину вопросов открытыми и главный из них – здешний саспенс – что за тайну так охраняет император? На фоне общей слабой драмы, умелое увиливание от раскрытия этой тайны и захватывающие – хотя и локальные – сражения на земле, в воздухе, космосе вполне вытаскивают книгу в разряд читаемых, и даже читаемых с интересом. Но ни о каком шедевре, изысканности, цельном мире и героях нет и речи.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что тут сказать — СУПЕР. Новая Космическая Опера реально во всей красе. Классика данного направления фантастики. Без заумностей, как (например) книги данного жанра у Бэнкса, а реальный фантастический боевик. Книга, в которой дополнительные межличностные интриги не портят, не ускучняют роман, а привносят полноту. Где научная составляющая, описания мира и политики будущего являются не нудными кусками посреди боевика, а гармонично дополняют книгу, не умаляя напряжения повествования.

Единственный минус первому роману дилогии — это финал. Те кто прочитали его не имея на руках второго романа дилогии — наверняка сильно матерились. Ибо заканчивается первая книга как серия в телесериале — реально на самом интересном месте. Когда аж трясёт — как интересно узнать что же стало дальше.

Мне повезло. Я прочитал дилогию в новом издании, без перерыва во времени между романами, залпом. Можно сказать, на одном дыхании.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно реалистичное будущее человечества — разные планеты, с разным укладом и культурой. Император, который является тем клеем, который держит человеческие миры и не дает им разбежаться в разные стороны. Технология бессмертия для верных слуг Империи, что является дополнительным пряником для чиновников и военных. Демократия в определенных рамках и секретная полиция, которая следит, чтобы демократия своих рамок не пересекла. В целом достаточно правдоподобно.

Повествование ведется от множества лиц (военных разного ранга, политиков, боевиков противной стороны), в том числе и от искусственного разума. Написано интересно, боевые сцены неплохие. Подробно описано космическое сражение (дейстия отдельных членов экипажа и процесс принятия решения командованием корабля).

Неплохая фантастическая книга

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что являюсь поклонником «Твёрдой-НФ», однако данный роман мне понравился. Очень понравился.

Читатель сразу попадает в круговорот экшена. Элита планеты захвачена в плен, их необходимо вызволить. Провал задания — смерть. Эта сцена разворачивается со многих сторон. И тут используется Мартиновский приём (безусловно, не Джордж Мартин его придумал, однако именно он в литературе его выполнил так, что дух захватывает) — мы видим момент с разных сторон — добрых и не очень. Попутно нам рассказывают о мироустройстве. На удивление, читать про это далёкое будущее легко. Конечно, есть новые термины, без них совсем никуда. Но начало проходит гладко, читать интересно.

Понравился язык. Очень и очень живо всё описывается! Я не ожидал такого от НФ-романа. Немного удивило, что во «Вторжении» очень много действующих лиц — женщин. Они занимают то главные, то второстепенные роли. Не могу сказать, что здесь прослеживается какое-то мужененавистничество, но момент явно любопытный. Приглянулась и общая концепция. Действия происходят в настоящем (в настоящем будущего, если угодно), но приправой к ним служат действия в прошлом (то есть в прошлом будущего). Равномерность такого распределения очень адекватно вышла — мы по крупицам узнаём о главных героях, о мире. Хороши и главные герои. Капитан Зай — человек со сложной судьбой. Сенатор Оксам — женщина, которая отличается от многих других представительниц слабого (?) пола того времени. Старшая помощница Хоббс, которая не один раз заставит вас усомнитьсяудивиться в её личности. Даже главы от Херд были хороши. Я молчу уже про «Александра» (и тут будет уместны такие слова — вот так имя придумал этому «персонажу» Вестерфельд. Ни секунды не сомневался, какой именно это Александр).

Книга полна великолепных сцен. 100-страничный штурм дворца, захваченного риксами (порой это действие смешивалось с прошлым главных героев) или пронзительный в своей трогательности момент, когда описывалась жизнь Дома. Или лесбийская любовь девушки и робота. Вроде в моих словах это звучит очень грубо, а в книге — нет, наоборот, очень органично. И никакого отвращения.

Были просто красивые детали. Например, процесс десантирования. Описание вышло очень ярким, сочным.

Скотт Вестерфельд поднял много тем. В их числе смерть и бессмертие, политика и ответственность за свои темы. Всё это переплетается множеством интриг. И на выходе получается шикарный коктейль — «Вторжение в Империю». А последние строчки просто заставляют скорей листать «Корабль для уничтожения миров».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх