fantlab ru

Эд Макдональд «Чёрные крылья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
453
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрные крылья

Blackwing

Роман, год; цикл «Печать ворона»

Аннотация:

Под небом в трещинах, откуда доносится непрестанный вой, под солнцами иных миров раскинулся Морок, огромная и страшная пустыня, где нет ночи, где легко умереть, где можно встретиться с самым страшным кошмаром. Только Морок создали не монстры. Его создали люди в последней войне с Глубинными королями, таинственными, могущественными и жестокими созданиями. Рихальт Галхэрроу дышит пылью Морока уже двадцать лет, его отряд выслеживает монстров и тех, кто вернулся из пустоши другим. Когда он получает задание сопроводить богатую аристократку в пограничную крепость, Галхэрроу поневоле впутывается в сеть заговоров, которые не только грозят разрушить мир на границе с Мороком, но и ставят под удар единственное оружие людей против Глубинных королей.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
BookNest Fantasy Awards, 2017 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2018 // Лучший дебют

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2018 // Премия им. Сиднея Дж. Баундса лучшему дебютанту

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2018 // Переводной роман фэнтези (Великобритания)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2019 // Зарубежный переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Черные крылья
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Blackwing
2017 г.
(английский)
Blackwing
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же прекрасно иногда находить у себя в коллекции книги, которые не помнишь, когда и зачем покупал. И о чем книга вообще. А она вдруг раз — и удивляет. По-хорошему удивляет.

«Черные крылья» — дебютный фэнтезийный роман английского автора Эда Макдональда. Автор сразу берет читателя за шкирку и бросает его в гущу событий, из-за чего начинает казаться, будто мир в романе сложный, запутанный, многогранный. Главный герой — Рихальт Галхэрроу — наемник-головорез по всяким решаемым делам. В частности, он может сходить или сводить в Морок, огромную выжженную пустыню с аномальными явлениями и мутантами, что-то типа Зоны. Морок — место рукотворное, которое получилось умышленно в противостоянии между Безымянными и Глубинными королями. Сложно сказать, кто из них добро, а кто зло, но Галхэрроу подчиняется одному из Безымянных, Вороньей Лапе, который общается со своим подчиненным с помощью татуировки Ворона. Глубинные короли собирают войско мутантов и оживших мертвецов для завоевания мира. Люди, живущие у приграничной зоны, готовятся к масштабным сражениям. Но помочь им может только машина, созданная одним из Безымянных, которая выжигает землю и создает Морок. Но вот беда, машина вроде бы по слухам не работает...

Чем нас встречает роман — Галхэрроу ведет группу людей в Морок, дабы найти там беглецов с фабрики по созданию волшебной материи, сражается с чудовищами, встречают «малышей», боятся «невесты». Ничего не понятно, но очень интересно. Галхэрроу — мужик с опытом. Человек голубых кровей, которого лишили статуса, теперь он просто воин-пьяница, потерявший семью и не видящий смысла в жизни. Но все в его жизни меняется, когда он получает задание найти пропавшую аристократку, его любовь периода юношества, с которой даже почти обручился.

Роман сразу сильно затягивает. Мир кажется необычным, живым, полным сюрпризов. Прошлое главных героев тоже покрыто мраком, но в периоды между атаками и погонями они с удовольствием рассказывают о том, что знают, через что прошли, то есть раскрывают нам твои секреты, показывая скелетов в шкафу. Правда, где-то после 150-ой страницы бег переходит в ходьбу, а иногда и в ходьбу на месте. Мир вдруг оказывается значительно проще, чем казалось сразу. Люди оказываются марионетками, а зло и добро перемешивается в однородную серую пластилиновую массу. Даже главные герои перед решающим действием, до которого осталось практически 5 минут, решают заняться сексом, потому что когда еще представится такой шанс?

Может быть где-то местами наивно, местами затянуто, но интриг хватает. Предателей полно, тайн и загадок выше крыше, а мне большего и не надо.

Роман прочитался взахлеб, не ожидал, что он окажется таким интересным. Да, повторюсь, что придраться есть к чему, все-таки роман дебютный, но я не могу назвать его вторичным. И мне очень интересно, что же будет дальше, ведь это всего лишь первая книга трилогии. Хотя и как самостоятельный роман он тоже вполне подходит.

Прекрасный дебют, оживающие татуировки, страшные создания, загадочные боги, аномальная зона, вокруг одни предатели, а выпить охота. 8/10.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чёрные крылья» — дебютный роман британца Эда Макдональда. Такая фактурная смесь «Чёрного отряда» Кука с его же циклом о Гаррете. Мир получился действительно колоритным. Здесь одна кучка чертовски могущественных говнюков Безымянных борется с другой — Глубинными королями. (Их реально семь, что весьма забавно, хотя, скорее всего, просто совпадение). В своей борьбе эти могущественные колдуны превращают все окружение в коричневую субстанцию.

На начало романа Безымянные уже успели жахнуть по Королям каким-то оружием последней надежды, попутно уничтожив пару собственных городов. Из-за этого солидные территории стали похожи на Зону с жутью и аномалиями. Чтобы закрепить успех, один из Безымянных создал грозную машину, которая бьёт по площадям и выжигать всё живое. Почувствовав её силу, Подземные короли отступили зализывать раны. Это подарило небольшой период затишья, но ничто не вечно под светом трёх здешних лун.

Люди здесь не живут, а скорее выживают, нося на себе шрамы прошедших войн, местной опасной магии и многого другого. Главный герой Рихальт Галхэрроу — наёмник и капитан по особым поручениям у Безымянного Вороньей Лапы. Рихальт, понятное дело, с первых страниц попадает в гущу событий с новым наступлением Подземных королей. Но его задача не вести в бой роту солдат, а выявить предателей и разобраться, почему главное оружие устрашения, кажется, перестало работать.

Затравка, на первый взгляд, многообещающая, но практически с самого начала романа меня не покидала ощущение когнитивного диссонанса из-за главного героя. Он такой весь из себя прожжённый пьяница и наёмник со стажем. Да, у него богатое на печальные события прошлое и голубая кровь, но сейчас он вроде как стал практически неотличим от отребья, с которым якшается… При этом одновременно остаётся рыцарем в сверкающих доспехах. Ради друзей в петлю голову сунет, после встречи с первой любовью по описаниям у него там практически бабочки в животе порхают и настолько весь из себя такой правильный, что даже по проституткам не ходит. В общем, так контрастирует с описанным миром, что мой внутренний Станиславский к концу книги совсем охрип от вскриков «не верю».

Бонусом к этому идёт довольно странный перевод. Я уже слышал смешанные отзывы о товарище Могилевцеве, но лично не сталкивался с его работами. Не знаю, может из-за того, что он белорус, но первое время я с трудом продирался сквозь текст. Вот вроде всё по-русски написано, а приходится перечитывать предложения, чтобы понять суть. Некоторые моменты вообще сленговые, и я такого сленга не знаю! Например, уже на первой странице «Like balls they are» в переводе стали «В дупу на все сто». Дальше странностей тоже хватает. Целенаправленно не сравнивал, но кое-где очень удивился. Так, местная зона в оригинале называется Misery, а в нашем издании Морок. Однако, самое моё любимое — это прозвище одного из Безымянных Shallowgrave. На языке родных осин он стал… Мелкой Могилой.

В целом получился довольно любопытный сплав фэнтезийного эпика и нуара, в котором автор перегнул с нуарностью главного героя, сделав из него ходячую карикатуру на абсолютно серьёзных щах. Помимо этого, можно много ещё к чему придираться, но именно персоналия главного героя стала для меня решающей. По отзывам дальше там лучше не будет, поэтому на первом томе и попрощаюсь с трилогией Макдональда.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пешки в игре сильных мира сего

***

«Чёрные крылья» – роман британского автор Эда Макдональда, открывающий трилогию «Печать ворона». Книга вышла в серии «Шедевры фэнтези» и по праву может считаться одной из лучших в серии. По объёму роман довольно короткий, но при этом весьма ёмкий. До «Чёрных крыльев» желательно ознакомиться с коротким рассказом «To see a mosnter». Просто по той причине, что так вы сможете узнать о молодом Рихальте Галхэрроу до основных событий. Тем более, сам роман спойлерит содержание рассказа.

…Лишь Безымянные смеют противостоят Глубинным Королям. Почти сто лет назад итогом такого столкновение стал Морок – буферная зона между жизнью обычной и драджами — не-жизнью. В Мороке не действует обычная навигация, сам воздух пропитан злом и ядом. И там полно тварей столь ужасных, что ходить в Морок решаются далеко не все.

Рихальт Галхэрроу – один из таких смельчаков. Некогда аристократ, мечтавший сделать военную карьеру, ныне прозябает от рейда к рейду, а от бутылки к бутылке. Он лишился всего. Лучшее, что он умеет – убивать. И вот однажды его заставляют отправиться на двенадцатую станцию. Это запускает целую череду невероятных событий, в центре которого окажется отряд Рихальта...

«Чёрные крылья» бросают читателя в эпицентр событий без малейшей раскачки. С первой страницы (в прямом смысле!) нас ждут бесконечная цепочка приключений. В какой-то момент даже автор понимает, что нужно что-то сказать о мире, чуть притормаживает градус событий, рассказывают о том или ином аспекте мира (о том ниже), чтобы вскоре вновь окунуть в бешеный драйв. Любители неспешного сюжета будут недовольны. Как и любители высокого слога, тонких шуток и нежных чувств. Брутальное дарк-фэнтези с элементами технофэнтези, эпатажный герой вкупе с песочным сюжетом и яркими диалогами (и монологами). Интересно? Дальше – больше.

Персонажи. Главных героев в романе не так уж много. Это капитан Рихальт Галхэрроу, воительница Ненн, навигатор Тнот. Чуть позже появляется спиннер Эзабет. Рихальт некогда подавал большие надежды, но он сам выбрал свою судьбы. Теперь он капитан «Чёрных крыльев» – отряда, который служит Вороньей Лапе (знают об этом единицы). Остальные же считают, что он просто занимается поисков не то должников, не то нарушителей. Вроде полиции, но по части Морока. Ненн – очень дерзкая, очень смелая. За словом к ней в карман лезть не стоит. А ещё не стоит смотреть на её нос. В меру ревнива, но предана Рихальту так сильно, что Галхэрроу готов на всё, чтобы спасти её. Тнот – навигатор и по совместительству гей. К счастью, автор никак эту тему не развивает, лишь упоминает о наклонностях да подкидывает пару шуточек. Эзабет – талантливый спиннер, она увлечена своей идеей и целью. Готова идти по головам, готова использовать людей. Но не спешите судить её! Есть и другие герои, но они сугубо второстепенные.

Мир. Темп ворлдбилдинга у Макдональда очень неспешный. Но к концу романа картинка складывается. Есть некий континент, в центре которого находится Великий Союз Дортмарка. От Дхьярской империи их отделает Морок. По границе с Мороком располагаются станции – защитные посты. Система магии весьма любопытна, чем-то напоминает сандеровский подход, хотя Брендон тут впереди планеты всей. Дабы сохранить небольшую интригу – маги у Макдональда делятся на талантов и спиннеров. Хотя есть и куда более могущественные силы. Речь о Безымянных и Глубинных королях. Фантастические радсы представлены исчадиями Морока и драджами (не-люди, напоминают зомби).

Сюжет. Макдональд ловко сочетает сразу несколько жанров — дарк\технофэнтези, боевик, детектив. Здесь нашлось место политике, интригам, чуток социального подтекста и психологизма. Наполнение романа не позволяет назвать книгу «пустой». Есть твисты, есть квесты, есть смерти и увечья главных героев. Есть некоторое развитие, есть флешбеки. Автор не скатывается к банальной боёвке, хотя поединков хватает. Нет здесь и Лоуренсовских слоу-мо на 10 страниц, нет имба-выстрелов МакКлеллана.

Недостатки. Сюда можно занести отсутствие карты (есть в немецком лимитированном издании, 70% карты узнаётся даже без словаря), отсутствие словаря (почти все слова интуитивно понятны), темпоритмику романа (иногда автор заигрывается, забывая про ворлдбилдинг, вкачивает дозы экшена, не давая читателю передохнуть). К сожалению, есть вопросы и к переводу романа на русский язык. При том, что всю трилогию перевёл один человек, присутствуют разночтения. По первой книге этого не понять, а вот со второй видно. Список разночтений будет приведёт в отзыве на вторую и третью книги. Но самый большой вопрос к переводу слова spinner. Отчего-то переводчик (и редактор) решили, что его нужно просто транслитерировать. Получился спиннер. Маг, если говорить топорно. А если говорить по сути, то это пряха\прядильщик. Причём автор описывает суть спиннера, где слово «пряха\прядильщик» читается на ура. Увы, российский читатель будет знать магов как спиннеров.

Заключение: «Чёрные крылья» – глоток свежего воздуха в мире фэнтези и дарк-фэнтези в частности. Трилогия закончена, первый роман имеет промежуточный финал. Автор создал оригинальный мир, хотя похожее было у Бардуго («Тень и кость» вышла раньше), у Гузека (один год релиза). Но больше всего «Чёрные крылья» напоминают меш-ап из «Садов Луны» Эриксона и трилогии «Пороховой маг». Здесь есть знать, пушки, боги и пешки. Люди – обычные фигуры на игровой доске. Подобно Э и Э Макдональд (даром, что он Эд!) делает сюжет настолько фрактальным, что некоторые элементы предсказать сложно. Вот только «Чёрные крылья» – это как 1 ветка «Садов Луны» (допустим, Крокус или Ганос). Это нисколько не умаляет труда Эда. Читается роман легко и интересно, хочется поскорее взяться за продолжение.

9 печатей ворона из 10.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ммм! Что это тут у нас? Очередная Зона! Сколько мы их перевидали! И в НФ, и в фэнтези-антураже! Из свежего приходят на ум Колодзейчак с «Чёрным горизонтом» и «Первая материя» Пшехты. Всё страшно-жутко-опасно! Куда ни ступи, всюду подвох и морок. А точнее — Морок.

Главный герой у нас — Бывалый. Излюбленный типаж протагониста тёмного фэнтези (как в высоком фэнтези — подросток-Избранный). Лучшие года Галхэрроу позади, но ушедшие рвение и молодость заменяют опыт и осторожность. По профессии герой — баунти хантер, охотник за головами. С героем мыкается костяк его команды — гей-старик-следопыт и безносая женщина-головорез.

Погружение происходит практически мгновенно. Нас активно забрасывают незнакомыми терминами, но вскоре объясняют их.

Мир. Несомненное достоинство романа. Глубоко проработанная предыстория, лор, география и текущая непростая ситуация.

Есть земли людей, есть владения Глубинных Королей, могущественных демонов этого мира. Территории разделяет Морок, последствия применения мощной боевой магии. Ничейная полоса, населённая ужасами, враждебными к обоим сторонам конфликта. Границу Морока со стороны людей охраняют стена и дюжины пограничный крепостей. Вся экономика и политика людей направлена на предотвращение вторжения армии драджей — людей, обращённых в монстров Глубинными Королями. Князья выбирают Верховного Князя. Есть Маршал, командующий объединённой армией границы.

Эпоха у нас — немного анахроничное позднее средневековье. Мушкеты, рапиры, тесаки, арбалеты, полудоспехи, кареты, наряды времён Короля-Солнце. Других рас, кроме людей, нет. Если не считать драджей. Они как орки, но на самом деле это всего лишь люди, обратившиеся ко Злу.

Магия. Крайне необычная магическая система. Магия ткётся из света трёх лун. Свет-фос буквально наматывается на катушки и заливается во фляги-аккумуляторы. Маги здесь называются спиннерами (наматывающими). Есть ещё высшая лига магов — шестёрка Безымянных, своими прозвищами, повадками и скверным характером отчаянно напоминающими Взятых и магов Круга из «Чёрного отряда». Эти ребята сами себе аккумуляторы магии, им не нужен фос. Существует и орден «Чёрных Крыльев» — семь капитанов, верные добровольно-принудительные слуги одного из Безымянных, мага по прозвищу Воронья Лапа. Если Безымянный приказывает, отказаться можно, но только один раз. Через несколько дней мучительных пыток отступник умирает. Этот момент мне напомнил «Расколотый мир» Гилмана и слуг Стволов. Орден Крыльев пресекает взятки, коррупцию и прочие пороки, ведущие к обращению людей на сторону Глубинных Королей. Покровитель не балует своих капитанов — главному герою, повторюсь, приходится заниматься охотой на людей и монстров и работать частным детективов, чтобы заработать себе на жизнь.

Сюжет. То неприятное время, когда масштабные сражения забылись, армия расслабилась, правители считают содержание границы обременением. Гэлхерроу это не нравится, он то помнит, чем грозит вторжение. Автор умело навешивает на капитана целую гирлянду квестов: пропавший друг, свихнувшийся спиннер; необходимость выплачивать безумному целителю огромный долг за исцеление соратницы; не вовремя всплывшая старая любовь — тоже магичка, тоже едущая кукухой и тоже пропавшая. Ну и по мелочи — охота на монстров, проникновение со взломом. И много, много классно выписанных драк на холодном оружии. Пока Гэлхэрроу суетится, Глубинные Короли начинают вторжение, а защитные магомашины, оказывается, не «могут повторить».

Язык. Идеальный стиль для динамичного тёмного фэнтези. Без лишних красот, но не примитивно. Не гримдарк, к счастью. Лишнего смакования грязи и кишок нет.

Перевод. В паре мест только показалось, что переводчик не вывез, но, возможно, в оригинале было похоже. Мне, допустим, резануло взгляд словосочетание «человеческих жиж», а не жидкостей.

Макдональд в благодарностях рассказывает, что он ярый поклонники исторического фехтования и настольных «Подземельев и Драконов». Да, поединки переданы очень живо! И спасибо ролевым системам за еще один прекрасный фэнтези-роман!

Еще раз. Самый точный референс — осовремененный «Чёрный отряд». Книга создана по всем современным канонам — бета-ридеры, три редактора. Читается легко.

В паре мест испытывал восторг с лёгким замиранием в груди — от атмосферы и поворотов сюжета. Даже жалею, что не прочёл раньше. Зато уже есть второй том и на подходе, вроде как, третий, финальный.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Почему 10/10? Просто книга равна самой себе! Полностью соответствует ожиданиям и по-хорошему превосходит их. Хотите крепкого тёмного фэнтези — вам нужны «Чёрные крылья».

Все обвинения во вторичности считаю несостоятельными. Просто роман стоит на плечах гигантов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где твои крылья...

Книга очень вторичная. Этакий микс из «Черного отряда» Кука и «Архива Буресвета» Сандерсона. Ну и сталкера добавили сюда. Самого интересного — приключений в Мороке — удивительно мало. Страшных моментов нет. «Темным» это фэнтези можно назвать с натяжкой.

Главный герой в основном мечется по городу и страдает от то ли неразделенной, то ли наоборот — разделенной любви. Идея форса не нова — см Сандерсона, да и сам персонаж со сложно произносимым именем Рихальт Галхэрроу очень напоминает лайтовую версию Каладина. Хотя тайн в его прошлом и причин для страданий у первого заметно меньше. И, кстати, автору явно не хватило фантазии и сил описывать членов отряда «Черные крылья» — их всего -то трое или четверо. И то картонные. Усилия автора сделать их более объемными явно видны, но в том-то и беда...

Политические интриги, кажутся надуманными и похожи на плохо смонтированные декорации, но червяк с глазом забавен )))

Вообщем на безрыбье пойдет. Но не вах.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качественный фэнтезийный дебют на стыке героики, тёмноты и техно. Да, самостоятельности в этом романе не так много — кусочек лора про катаклизм и силы мутантов явно потянули из Вахи, главный герой наёмник с тёмными личностями на подпевке — чистейший Глен Кук с его «Чёрным отрядом», а все прочие ходы и тропы давно пережёваны и выложены в роты читателей.

Но, чёрт возьми, вышло же бойко! Есть и нерв, и интрига, и мрачные высшие силы, и боевая магия, и сцены фехтования с классными описаниями. Приятный, живой, не перегруженный, но и не рубленный язык, умеренный размер всего произведения без провисаний и откровенных роялей из кустов, правильный баланс между мрачнотой и гадостью с пафосным и возвышенным по сути приключением.

Мастеровитому автору стоило бы обрезать рейтинг, но для старта — моё уважение и признание. Спасибо Эду Макдональду за прекрасные четыре вечера чтения!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга понравилась мне не сразу. Первую половину я читал только ради того, чтобы узнать, чем там всё в итоге закончится — уж очень любопытный сеттинг создан автором. Потом я вошёл во вкус и получил настоящее удовольствие.

«Чёрные крылья» немного напоминают «Город лестниц» Беннета — особенно по части богов и прочих древних, таинственных сущностей, но «Крылья» намного мрачнее и «грязнее». Ещё тут есть что-то от «Кробюзонской трилогии» Мьевиля — местный Морок похож на тамошнее Какотопическое пятно, только он не такой абстрактный.

Ну а в целом это очень хороший боевик, а главный герой — «крутой с тяжёлой судьбой».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее впечатление: Кровавый вестерн в стиле «Форта Аламо» с небольшой детективной составляющей. Добротно написано. Чувствуется фантазия автора в создании мира.

Как водится в любом хорошем вестерне, главный герой — скрывающаяся под внешней оболочкой откровенного ублюдка тонкая и романтичная натура. Постоянно пьяный, изрыгающий цинизм и временами блевотину, стойкий идейный защитник рубежей своей родины и охотник за головами. Как водится в вестерне, главный герой глубоко скрывает свою жизненную драму и уже 30 лет не может избавится от воспоминаний о первой детской влюбленности. Мотивация действий (а заодно и драйвер сюжета) большую часть книги и строится на этом воспоминании. Не скажу, что это выглядет реалистично, скорее условно правдоподобно, но это же законы жанра.

Детективная составляющая проглядывает, но едва-едва. Расследование проходит достаточно условно. «Игры разума» на уровне – «дал в глаз и получил ответ», «получил в глаз и послушал признание злодея».

Как водится в хорошем вестерне – повествование летит как табун взбесившихся мустангов. За этой скоростью легко прячутся мелкие и не очень мелкие огрехи в логике и описании мира. Стоит отметить, что мир, окружающий героя хорош! Это не заезженные и уже доставшие до печенок любого читающего человека «эльфийские леса и орочьи степи». Нет, это красиво выписанная «граница апокалипсиса», эдакая сталкерская зона между миром людей и миром других людей. Чем автор подкупает с первых страниц, так это неспешностью в раскрытии окружающего героя мира. Мы видим внешнюю картину, с ее искажениями реальности и расколотым небом и получаем лишь самый минимум пояснений на тему «что, как и почему». Да и пояснения даются нам по большей части полунамеками. У такого подхода есть большой плюс – он лишен тупого занудства в описании мира и не тормозит сюжет. У такого подхода есть большой минус – далеко не всегда происходящее вокруг главного героя понятно. Так, у меня 2/3 произведения было ощущение, что автор путается в датах. То у него локальный армагеддон устроили 80 лет назад, то главный герой, возраст которого заявлен в районе 40, в разумном возрасте сражается в городе, разрушенном в ходе этого катаклизма. Но нет, ближе к концу появляется разъяснение, что сражение было на старых развалинах и хронология хоть как-то разъясняется.

Чем еще хорош мир? Да хотя бы тем, что в нем нет добра и зла. Все так, как это выглядит и в настоящем – есть только политические позиции. Некие персонифицированные сверхсилы сражаются друг с другом, используя человечество как ресурс и расходный материал в этих битвах. Используют по разному, но одинаково наплевав на интересы своих пешек. Почему сражаются, есть ли идеалы у сторон – а фиг его знает. Главного героя это не особо интересует, а значит и нам об этом автор не спешит рассказывать. Главное, что битва идет уже тысячелетия, и мы знаем на какой стороне наш герой. В этом отношении у нас настоящий «dark». Без всяких розовых соплей в стиле Куанг, Бардуго, Сета Дикенсона, и прочих «эдалтов». Без прилизанного и идеологически выдержанного «6+» в стиле Вегнера или Аберкромби. Все честно, что называется, как в жизни. А те, кто принимает такую жизнь за «грязь», просто слишком вжились в свою роль рабочего планктона в режиме «дом-работа-дом».

З.ы. Что по настоящему удручает, так это похоже перешедшая из Голливуда в англоязычную литературу установка — в каждой книге должны быть геи. Пофиг, что их ориентация для сюжета значения не имеет. Геи должны быть, потому что все авторы обязаны показывать, какие толерантные к ЛГБТ герои в их книгах.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, главную особенность этого интереснейшего романа не отметил практически ни один лаборант. Видимо потому, что аудитории Эда Макдональда и Росса Макдональда практически не пересекаются. Только опытный пан Туман произнес термин «хардбойлед», да и то в проброс.

А ведь это настоящий, классический американский «крутой» детектив (хардбойлед) только в антураже дарк-фэнтези. Именно отсюда вытекают все достоинства и недостатки романа. Образы второстепенных персонажей такие схематичные потому, что это не книга об очередном «братстве кольца» или «братстве без знамен», не поддавайтесь заблуждению. Галхэрроу все кличут капитаном, так как у него есть патент от политческой власти на то, чтобы нанимать периодичеки отряд головорезов для решения тактических задач. Во всем другом он — волк-одиночка с собственным захламленным офисом, вечными долгами, суровым характером и пристрастием к выпивке. Его нанимают выручить красотку, потом и сама красотка его нанимает. Он расследует загадочное исчезновение психопата и убийство, пикируется с законниками и Стариком (даже несколькими Стариками). Сбор улик, допросы прохвостов всех мастей и получение ударов по морде — это его трудовые будни. У него даже нет имени (прямо как у оперативника из агентства «Континентл» Дэшила Хэммета), Галхэрроу — рабочий псевдоним. Он такой же мерзавец, как грязный Гарри или Сэм Спейд из «Мальтийского сокола», рыцарь — с нерушимым кодексом чести, не боящийся испачкать руки ради благородного дела.

Также много для своей книги Макдональд взял из другого жанра — эманации рыцарского романа: вестерна. Отсюда Фронтир, пустоши и разукрашенные бесноватые джирды вместо индейцев классических лет Джона Форда. Обвинять локации книги в унылости, все равно что жаловаться на сушь прерий и постылость всех этих кактусов. Причем в отличие от персонажей Луиса Ламура, наш капитан не только быстро стреляет или ловок в поножовщине, а еще и головой хорошо работает.

Поэтому сужение эпических событий в угоду линии следствия, мелодраматизм и культ Прекрасной Дамы ,схематизм образов пособников и врагов можно отнести к особенностям тех жанров ,что призвал на помощь своей Музе Эд Макдональд.

Главное, что книга у него получилась действительно яркая, как луны и небесные шрамы над Мороком. Борзая, дерзкая и быстрая, как удар кастетом по лицу. Если нравятся жанры — прародители романа, вестерн и детектив, то книга забирает очень сильно!

Так что рекомендую всем, кто — как я — вырос на книгах Джеймса Х. Чейза и Рэймонда Чандлера, кому нравится «Непрощенный» Клинта Иствуда и «Красная страна» Джо Аберкромби. Я лично с предвкушением ожидаю встречи с двумя другими романами серии.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно темное фэнтези: гнетущая атмосфера, мрачный мирок, мерзкие герои. И, бонусом к жанру, унылость и нудность. Бесполезное «барахтанье«героев, их унылые путешествия по пустоши навевают тоску. Интригу можно раскрыть в зародыше, пока автор ее еще не озвучил. Тайна « Запертой двери», которую не могли разгадать лучшие умы 20 лет — просто смех один. Есть любовная драма, но слабая и больше для антуража. Раскрытый мир крохотный: город, пустошь и форт — все очень скомкано. Любителям жанра может и понравится, а остальным — употреблять только с голоду.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

День капитана «Чёрных крыльев» Рихальта Галхэрроу не задался. Собственно, вся его жизнь, начиная с определенного момента, планомерно катилась под откос, так что любой день, когда Рихальт, будучи трезвее обычного, вынужден вместе со своим отрядом следовать за мерзкими приспешниками прямо в Морок, можно считать неудачным. Но такая уж работа.

Впрочем, оставим пока капитана Галхэрроу наедине с его должностными обязанностями и поговорим немного о Мороке. Это чуть ли не главное украшение данной книги. Эдакий фэнтезийный вариант Зоны со своими аномалиями, сталкерами и кровососами. Заходить в Морок очень опасно и неприятно. Мало того, что там водятся всякие твари, так еще сама его атмосфера негативно сказывается на человеческом организме. Появился Морок в результате использования некоего убермощного оружия Безымянных против Глубинных Королей. И те, и другие являются местными околобожественными сущностями, хотя первые условно хорошие, а вторые – безусловно плохие. И вот Глубинные Короли обитают где-то под Мороком, но не теряют надежды вернуться в большой мир, Безымянные, по большей части, куда-то подевались, а основная беда Морока в том, что он появляется два раза за книгу, а все остальное время главный герой проводит в ближайшем пограничном городке.

А вот теперь вернемся к Рихальту. Живя в довольно мрачном мире, капитан «Черных крыльев» сохраняет в себе искру благородства, что достаточно поразительно. Он не антигерой, и даже «негодяем с золотым сердцем» его назвать сложно, ведь не такой уж он и негодяй. При этом Галхэрроу не является и картонным хорошим парнем, ему сочувствуешь и сопереживаешь, а за его отношениями с окружающими персонажами следишь с интересом. Рихальту в какой-то степени присущи черты нуарного детектива: в его прошлом есть драма, он идет по своему пути до конца, он сохраняет внешнюю непоколебимость, но скрывая внутреннюю уязвимость. И он в любой момент готов заплатить по счетам.

Парадоксально, но при всех своих достоинствах, роман оставил меня по большей части равнодушным. Это предложение плохо согласуется со всем сказанным до этого, поэтому попробую объяснить. Сюжет начинается очень драйвово, пусть и сумбурно: отряд главного героя преследует беглецов, находит их не в том виде, в каком ожидалось, далее гонка через Морок, яркая сцена битвы, и вроде все хорошо. Но затем главный герой попадает в свой пограничный городок, и начинается какой-то мрачный авантюрно-фэнтезийный детектив. И да, он динамичный, персонажи раскрываются, но сюжет в целом какой-то предсказуемый и линейный. Лишь в конце вновь начинают происходить масштабные и неожиданные вещи, но до этого надо еще дотерпеть. Надеюсь сиквел окажется для меня поинтереснее, всё-таки автору удалось создать и запоминающихся чудовищ, и любопытный мир, и живых персонажей.

Кстати, язык романа неплох, а авторские метафоры в духе: «совет у Венцера протекал, как моя крыша» и «брови Эзабет сошлись как боевые порядки», неизменно радовали глаз.

«Черные крылья» – тёмное фэнтези с элементами детектива, авантюрно-плутовского романа и боевика. Есть проблемы с балансом, есть сюжетные нестыковки, но для дебюта, в принципе, неплохо.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взявшись читать дебютный роман какого-либо автора, всегда играешь в лотерею, повезет-не повезет, окажется чем-то стоящим, интересным, либо впустую потратишь время.

В случае с Черными Крыльями, впечатлениям от романа больше со знаком плюс, нежели минус.

Первые впечатления от романа, это НЕ темное фэнтези, ощущается шероховатость и сыроватость стиля, перед нами вроде бы и представитель темного жанра, мрачный, суровый мир, балансирующий на грани выживания, вековая вражда между магами-полубогами, причины которой теряются во мгле времен, главный герой тоже под стать миру, в котором вынужден выживать.

Но, складывается такое чувство, что вся эта мрачность, нагнетаемая суровость бытия, выступает больше фоном, данью современной моде.

Главным образом, это заметно по поведению главного героя ,командира специального отряда разведчиков/охотников/ветеранов, «Черные Крылья», капитана Галхэрроу.

Этот ветеран рейдов в Морок и бывалый рубака, больше номинально, изображает из себя прожженого циника и хлебнувшего жизни вояку, он не настолько суров, каким хочет казаться, он не способен использовать подлые приемчики, ради выживания, не бросит товарища в беде и не попытается манипулировать кем-либо, ради выгоды.

Так мне показалось.

Безусловно, Рихальт Галхэрроу не дотягивает до образа антигероя, который вписался бы в сюжет темного фэнтези, слишком правильный.

Однако, даже с учетом недостаточной «темноты» характера героя, Эд Макдональд постарался дать своему персонажу хорошо прописанную историю, очеловечить причины его поступков и в целом, вдохнуть в него жизнь

Что же касается бойцов отряда, которым руководит Галхэрроу, о них мы узнаем, пока что не слишком много и это одно из упущений автора, раз эти люди есть и их многое связывает с капитаном, то нужно наделить их большей индивидуальностью и какой-то значимостью для сюжета, одних лишь имен, да пары фраз описания, слишком мало, для полноценных участников действа.

Разве что, «красотку» Нелл связывает с капитаном какое-то весомое прошлое, а из второстепенных персонажей, запоминается история не очень доброго колдуна-целителя, любящего украшать свое тело лоскутами кожи от разных доноров и перемещающегося в сопровождении очень странных детишек.

Сам мир, по началу кажущийся фрагментарным, ближе к середине романа, по чуть-чуть начинает обретать форму, хотя до завершения ему еще очень далеко, можно еще много о чем рассказывать и рассказывать, добавляя деталей, историй и подробностей глобального конфликта.

Пока что мы знакомимся лишь с пограничьем, узкой полоской крепостей, лежащих на границе Морока, эдакой магической аномалии, поглотившей изрядный кусок земли, после одного из эпических битв чародеев.

Вот эта часть мира, действительно получилась суровой, нездоровых цветов воющее, словно от боли, небо, пустынные земли, кратеры, «фонящие» остаточной магией и орды созданий населяющие, как сам Морок(за «малышей» отдельный плюсик автору), так и земли за его пределами, владения Подземных Королей.

К слову сказать, об этих главных антагонистах первой книги, эдакой классической «Тьме с Востока».

Чувствуется, что у автора есть и желание, и идеи в следующих книгах более подробно раскрыть причины противостояния между Подземными Королями и Безымянными, благо эти две стороны, по своим методам и склонности манипулировать простыми смертными не слишком-то далеки друг от друга.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безымянные и вовсе не чураются использовать собратьев, как магические реагент, для достижения своих целей

Также, надеюсь, автор уделит больше внимания и остальному миру, добавит красок, новых территорий, персонажей, характеров, больше расскажет о системе магии, основанной на плетении лунного света.

Начало положено, но есть много деталей,которые можно углубить и проработать, пока что это хороший, но требующий основательной шлифовки середнячок.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это дебютный роман автора, у нас выпущен «АСТом» в серии «Шедевры фэнтези» в 2018-м году. Всего в цикле, который называется «Печать ворона», планируются три книги, и второй, вроде как, в переводе.

И да, то, что это дебют, видно сразу. Как и то, что книге явно не хватает редактуры. Пропущенные знаки препинания, тавтологии и прочие несуразицы так и пестрят. Тут у нас имеются: «Я вспомнил, где я уже видел эту коренастую фигуру на фоне огня», «я уписал еду, пиво помогло улечься в желудке, я услал Ненн» и «мои руки начали трястись».

Да и сам роман подан достаточно в лоб, без нескольких слоев, в очень прямолинейной киношной манере, которая забрала на себя часть логики и здравого смысла.

Мне изначально было трудно вчитываться в текст — не только из-за перевода и редактуры, но и из-за манеры письма автора. Текст стилизован под грубую речь наемника, не церемонящегося в подборе фраз и их благозвучия. В этом роман перекликается с «Черным отрядом» Глена Кука, который я, кстати, недавно обозревал, и здесь у меня точно так же рассеивалось внимание.

Такой текст для меня — на грани фола, когда иной раз думаешь, что написано так плохо, что как будто бы нарочито, адаптированно под типаж действующего лица.

Главный герой, кстати, Рихальт Галхэрроу. Он капитан отряда «Черные крылья» и служит напрямую Вороньей Лапе — одному из Безымянных, которые ведут войну с Глубинными Королями. И те, и эти, надо сказать, могущественные маги и чуть ли не боги.

Нам показана часть мира, а именно — граница, своеобразное ожерелье из станций, которые тянутся вдоль территории Морока, и жители станций следят за тем, чтобы оттуда не лезли на города всякие твари.

Морок — это главная фишка романа. Это болезненная территория, которая образовалась в результате относительно давнего сражения между Безымянными и Глубинными Королями. При помощи заклинания были уничтожены два города, и на их месте возник здоровый кусок пустыни, пронзенный магией и всякой жутью. Там не властны законы природы, и вообще люди опасаются этого места и стараются избегать.

При описании Морока автор явно вдохновился миром, который сдвинулся, из «Темной башни» Кинга. В нем тоже стандартные законы физики не работают, все сдвигается и не поддается объяснению. Над ним даже небо свое, расколотое и периодически воющее от боли. Круто. Это подкупает. Необычные флора и фауна, рельефы, небо и так далее. Место это довольно нервное, тревожное, беспокойное. Ему не доверяешь, оно вызывает подозрение и опаску. Благодаря метким фразам и отработанному поведению и привычкам отряда главного героя это передается максимально обширно и полно. Морока вообще хотелось бы побольше — при некоторой схожести с Кингом он все-таки самобытен и видно, что автору было по кайфу писать про него.

Сюжет складывается из того, что на одной из станций главный герой встречает свою давнюю возлюбленную Эзабет, и с этого момента начинаются их совместные приключения. Квест строится вокруг Машины Нолла — огромного мощного устройства, созданного Безымянным для пресечения атак армий Глубинных Королей. Ее-то герои и попытаются активировать и завести, ведь Эзабет провела исследования и утверждает, что эта самая машина не работает. К ней не поступает нужное количество энергии, и вообще эту энергию похищают городские власти для своих целей.

Из-за этих громких высказываний за Эзабет и, соответственно, Рихальтом, начинается слежка, их преследуют, они становится не в милости, и князья города делают все, чтобы помешать их расследованию и не оглашать довольно палевную информацию.

Кое-кому явно не выгодно, чтобы народ узнал, что главное оружие человечества— попросту бутафория, и героям пытаются закрыть рот.

Здесь у нас будут и заточения в психушку, и покушения, и уничтожение улик, блокировка банковских счетов, и персонажам придется здорово попотеть, чтобы достичь своей цели — выяснить, работоспособна ли Машина Нолла в принципе и сможет ли она отразить надвигающееся вторжение.

Часть сюжета заключается в банальном выживании, но изрядное время уходит на поиски концов, ведущих к информации о том, как заставить Машину работать, используя выявленный одним из Безымянных парадокс, который, несмотря на недопоставку энергии, сможет заставить машину работать как надо.

Всё, вроде бы, здорово — городское фэнтези с вылазками в таинственный Морок и приключениями в нем, но никакого масштаба истории и захватывающих поворотов и движений сюжета здесь не чувствуется. Может, это вызвано восприятием главного героя — на первый взгляд черствого сухаря и пьяницы, но я не поверил в это, поскольку отсутствие масштаба — не единственное слабое место романа.

Здесь не чувствуется размаха мира и я до сих пор не понимаю его масштаба. Сперва я думал, что он сосредоточен только в этом приграничном анклаве и за его пределами ничего нет, но пару раз упоминался океан и какие-то далекие города. Хотелось бы больше ясности и простора.

Сама структура и идея противостояния людей против Глубинных Королей незамысловата и подана без ухищрений. Вся ситуация с нападениями напоминает компьютерные игры в духе Tower Defence или Доты — две базы (с одной стороны Морок, с другой — город), промежуточные посты и башни, пустыня и пушки, регулярная отправка воинов. Абсолютно прямая война без ответвлений, союзников и интриг.

Роман мог бы остаться плосковатым и слабым, если бы не сильнейшая линия Рихальта и Эзабет — их взаимодействия. Я вообще готов поставить этот роман в ранг мелодрамы в антураже темного фэнтези. На протяжении всех событий мы наблюдаем за судьбой некогда возлюбленных, разделенных перипетиями судьбы, которые через тяжелые двадцать лет встретились, но, став иными, прошлого не забыли. Приятно видеть, что здоровая солдатская детина, постоянно пьющая, не утратил чувств и подвержен страданиям и рефлексиям. В это веришь и за это переживаешь. Но сам он закрывается от прошлого и говорит:

Как бы Рихальт ни уходил от осознания давней влюбленности, у него ничего не получается. Ему здорово досталось по жизни, произошло много кошмарных событий, он превратился практически в алкоголика (в свободное от выполнения обязанностей время). Автор удачно показал мысли пьяного человека, и иногда повествование пускалось прямо в микромодернизмы, демонстрируя поток сознания выпившего человека. Это интересно и уместно разбавляет грубоватый тон солдата-наемника.

А любовная линия тем острее, чем чаще главный герой топит воспоминания о прошлом в алкоголе.

Я с удовольствием следил за отношениями Рихальта и Эзабет. Могу сказать лишь, что автор довольно жесток и бессердечен к главному герою, это очень видно, и, к сожалению, часть вещей, которыми должен закончиться роман, угадываются довольно легко. Спойлерить не буду, но очевидные подводки к некоторым событиям оказались слишком явными, и это подпортило впечатление. Автор поставил киношную драму выше логики и здравого смысла, и это совсем не плюс.

Но, опять же, то, как поданы отношения, оставило самые приятные эмоции. Конечно, в угоду чувств и трагики они чуть выкручены и я не всегда понимал, что же им мешает в романтическом раскрытии, но у героев на этот счет слова находились.

Повторюсь, события не имеют должного накала и катарсиса — отчасти потому, что это все-таки дебют автора и тут много шероховатостей, отчасти потому, что опытный читатель все предугадает, но, как бы то ни было, концовка удалась — она необычайно горькая и депрессивная, с тяжким осадком и с не менее грустной и беспросветной завязкой на следующие части.

Подробнее — в моём видео-обзоре по ссылке: https://youtu.be/xlPQ84BCyIs.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр Тёмного фэнтези сейчас твёрдо стоит на ногах, но в последнее время что-то с авторами мне не везло — последний кто порадовал был Глен Кук, который сделал для этого жанра тоже самое, что и У. Гибсон для Киберпанка. И вот я взял в руки роман Эда Макдональда — и остался доволен как черт!

Есть люди, а между ними — Глубинные короли, выступающие древним злом, что-то вроде Белых ходоков Мартина. И есть Безымянные, которые воюют с королями, помогая заодно людям — правда порой не так уж они и дорожат этими людьми. Так однажды в прошлом в ходе наступления королей Безымянные выжигают мощным оружием большой кусок местности, остановив их наступление..... и заодно спалив два людских города с тысячами жителей. Так родился Морок — что-то вроде Чернобыльской зоны отчуждения на стероидах, прямо как из игры Stalker: все здесь другое — небо, местность, земля смещается, ходят мутанты, бывшие людьми, разные твари и другие прелести адской пустыни.

Главный герой — Рихальт Галхэрроу — является капитаном подразделения ,,Чёрные крылья» и служит напрямую одному из Безымянных. Попутно он ходит в Морок, ловит дезертиров, шпионов — надо же на жизнь зарабатывать. Именно от его лица ведётся повествование — и это, мать его, прекрасно! Его мысли, замечания, чёрный юмор делают книгу живой, динамичной и это ей только в плюс. Помимо главного героя в романе представлен ряд второстепенных, из которых хочется выделить прежде всего Эзабет Танза: давнюю любовь капитана, которая даёт ему надежду на то, что не все ещё в его проклятой жизни потеряно. Вместе с ней Рихальт пытается разобраться с большим заговором, грозящим погубить людей.

Несмотря на аннотацию, основное действие происходит в центральном городе континента. В Мороке мы побываем всего два раза — и на мой взгляд автор поступил правильно: Морок действительно воспринимается как нечто опасное, к чему нужно основательно готовиться и где нужно быть постоянно настороже. Сущность этой страшной местности в романе неплохо раскрыта, а вот остальной мир не так хорошо — надеюсь в следующий романах автор уделит ему внимание. В городе же проходит детективная линия, которая является центральным для романа — почему враг напрямую подходит к нашей границе, а верха бездействуют ? На мой взгляд она получилась замечательной — хоть это и трилогия, этот роман в конце отвечает на все главные вопросы.

Читать Макдональда одно удовольствие — его стиль, острота, динамика разворачивающихся событий вскружают голову, будто пьешь вкусный коктейль. Это отличный, свежий дебют в жанре, который я искренне рекомендую любителям фэнтези!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой дебют, хотя и не выдающейся.

Понравилось развитие сюжета — он динамичный, скучать не приходится. Хороший финальный твист, именно в духе темного фэнтези, да и сам по себе изящный. Есть некоторое количество смачных, прям пробирающих сцен и деталек.

Из минусов — уже отмеченная и другими читателями лоскутность мира, который выглядит не как самостоятельное творение, а как собранный из идей других писателей паззл. Не так уж и плохо собранный, надо признать, но все-таки оригинальности мне не хватало. Также для читателя, привыкшего к ярким персонажам Аберкромби, Мартина, Сапковского и пр., местные персы кажутся блекловатыми. Не хватает им харизматичности.

Все же в общем роман понравился, и если автор продолжит развиваться, будет очень хорошо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх