fantlab ru

Эд Макдональд «Чёрные крылья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
453
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрные крылья

Blackwing

Роман, год; цикл «Печать ворона»

Аннотация:

Под небом в трещинах, откуда доносится непрестанный вой, под солнцами иных миров раскинулся Морок, огромная и страшная пустыня, где нет ночи, где легко умереть, где можно встретиться с самым страшным кошмаром. Только Морок создали не монстры. Его создали люди в последней войне с Глубинными королями, таинственными, могущественными и жестокими созданиями. Рихальт Галхэрроу дышит пылью Морока уже двадцать лет, его отряд выслеживает монстров и тех, кто вернулся из пустоши другим. Когда он получает задание сопроводить богатую аристократку в пограничную крепость, Галхэрроу поневоле впутывается в сеть заговоров, которые не только грозят разрушить мир на границе с Мороком, но и ставят под удар единственное оружие людей против Глубинных королей.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
BookNest Fantasy Awards, 2017 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2018 // Лучший дебют

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2018 // Премия им. Сиднея Дж. Баундса лучшему дебютанту

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2018 // Переводной роман фэнтези (Великобритания)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2019 // Зарубежный переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Черные крылья
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Blackwing
2017 г.
(английский)
Blackwing
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Над головой — непрестанно воющее небо, испещрённое рваными ранами на теле реальности и переливающееся тусклым светом трёх лун. Под ногами — подверженная искажениям пространства гиблая пустошь, где можно найти лишь несколько островков постоянства — но кто сказал, что от этого станет легче? Между — редкие чёрные камни, коих лучше не касаться, луга стеклянной травы, врезающиеся в ноги сонмом острых стеблей... И чёртова уйма тварей, в разной степени мерзких и неизменно опасных, многим из которых нет даже названия. Таков Морок, рукотворное последствие войны между магами Безымянными и Глубинными королями, древними монстрами с претензией на божественность, а заодно и пограничная зона между владениями людей и чудовищ. Увечная и увечащая земля, в которой случается оказаться лишь отчаянным, тупым и жадным — и в компании вторых и третьих за парочкой первых отправляется в погоню Рихальт Галхэрроу, капитан отряда «Чёрные крылья»...

Сюжет дебютного романа Эда Макдональда «Чёрные крылья» очень быстро отходит от боевой вылазки на искажённые пустоши и сталкивает героя с учёной и чародейкой Эзабет Танза, по совместительству его первой любовью, призраком полузабытого и тщательно запитого прошлого. Вместе им доведётся распутывать изрядно закрученную интригу вокруг Машины Нолла, оружия запредельной мощи и главного сдерживающего аргумента в борьбе высших сил. А заодно и поучаствовать в сумасшедшем забеге с норовящей наступить на пятки смертью — кто-то явно не желает, чтобы правда о состоянии Машины оказалась раскрыта и ради сохранения тайны готов пойти на многое. Титул капитана «Чёрных крыльев», для людских масс наёмника, ищущего и карающего шпионов Глубинных королей, беглецов и предателей, а для тех, кому не посчастливилось знать чуточку больше — непосредственного исполнителя приказов Безымянных, делу не больно-то помогает. Ведь Безымянные вечны и жестокосердны, их суть и силы едва ли постижимы для простых смертных, да и Морок, чьё появление погубило два человеческих города со всеми жителями, именно их рук дело. Одно точно роднит Безымянных с неумолимо навевающими мысли разом о Лавкрафте и фэнтезийных высших демонах Глубинными королями. Люди, а заодно и всё то, что можно из людей сделать, для и тех, и других суть пыль. Разве что, на Безымянного иной раз может напасть блажь, и человек в такой момент удостоится почётной позиции муравья. Вопрос, что из этого хуже, остаётся открытым...

«Чёрные крылья» — кровь от крови гримдарк с отголосками традиционного квеста, авантюрного боевика, военного фэнтези, вкраплениями детектива с упором на вопрос «Почему?» и эпика вокруг интриг правителей и высших сущностей. Мир автора колоритен и вне Морока. Магия и наука здесь идут рука об руку, колдуны наряду с лунаризмом подкованы в физике и математике. А слабые чародеи-«таланты» на специальных мануфактурах выплетают из лунного света фос, субстанцию, питающую Машину. А заодно боевую магию и всевозможную технику, в частности, уличное и домашнее освещение. От этого уровень развития мира местами напоминает даже XIX век, при этом повсюду торчат уши позднего средневековья — огнестрельное оружие в ходу, но удобством и изяществом в применении не обладает, поэтому едва ли не все дерутся на мечах, луки и арбалеты при осаде города используются наряду с пушками, а канализация если и есть, то явно доступна не всем. И в этом мире хватает мрачности и безнадёги. Цена лунной энергии — рабский труд «талантов» на износ, от которого они чахнут и теряют рассудок. Великие князья больше думают о закулисных играх, чем о защите от потусторонних сил, и снабжают пограничье только с целью укрепить собственные позиции. В этом мире предстоит вместе с героем хорошенько порыться по трущобам Валенграда, посетить дома надменных правителей, богадельню для обезумевших магов и мануфактуры, заключить сделку с колдуном неясных целей и пределов возможностей. И, конечно, совершить более обстоятельную экспедицию в Морок, чьих гибельных красот хотелось бы видеть ещё больше.

Главной авторской удачей при отличной динамичной истории и изобретательно выписанном мире остаётся Рихальт Галхэрроу. Классичнейший «рыцарь в ржавых доспехах», отгораживающийся от мира и собственных душевных шрамов стеной цинизма, регулярно орошаемой дождями из дешёвого бренди. А жизнь по нему прошлась здорово, изобретательно и с огоньком. Даром, что Рихальту вполне подошла бы одна из фирменных фразочек Логена Девятипалого. «Всегда был себе худшим врагом». Но, как бы он ни усердствовал, в конце концов Галхэрроу не удастся ни отгородиться от крохотной светлой частички прошлого, ни заглушить в себе хорошего человека, которому не плевать. И это при его подчас очень жёсткой и беспощадной манере действий. Да, типаж традиционный — но чёрт побери, он настолько объёмно выписан, что кажется, будто вот прямо сейчас Рихальт с длинным мечом на перевязи протиснется меж страниц книги, дохнёт перегаром и — никто же не станет брать с собой длинный меч, если не собирается вспороть чьё-нибудь брюхо! — пойдёт искать автора с целью спросить за всё, что по его милости довелось испытать. Но ему подойдёт и другая цитата всё того же северянина — «Ещё жив...» — и именно таким героям, пусть наглухо поломанным, но упёртым и способным идти до конца, и быть щитом на пути немыслимого зла под воющим от злости небом. И выстоять, каким дрянным бы ни был расклад.

В конечном итоге, «Чёрные крылья» — ещё один прекрасный дебют последних лет. Сочный, грубоватый и рубленый текст, поданный от первого лица и обладающий нуарным отзвуком, конечно, навевает некоторые ассоциации с маститыми авторами. В таинственных магах и прожжённых вояках на центральных ролях видится Глен Кук, непроглядный цинизм и горький юмор висельников напомнит об Аберкромби, а в подтекстах и интонациях иной раз и вовсе ощущается близкое пану Сапковскому (с милсдарем ведьмаком Рихальт уж точно спелся бы сразу), но авторский голос у Макдональда совершенно свой. И в набирающей мощь в последние годы когорте новых авторов, уже с дебютных работ создающих серьёзную конкуренцию мэтрам современного «хардового» фэнтези, он уж точно не затеряется.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже два столетия длится война между Безымянными, могущественными колдунами, и Глубинными королями, чудовищными существами, которых кто-то в древности заточил на дне океана. Дотла сожжены города, равнины превратились в мертвые пустоши, искаженные смертельно опасной магией. Лишь загадочная Машина Нолла, уничтожившая одного из королей, позволила достичь шаткого затишья в Пограничье. Лично Безымянные больше не вмешиваются, охраной пограничных станций и ядра Машины заняты военные, а поиском и ловлей лазутчиков — наемные отряды головорезов под названием «Черные крылья». Капитан Галхэрроу является предводителем одной из таких команд, охотящихся за приспешниками королей. После пятилетнего перерыва он вновь получает тайный приказ Безымянного Воронья Лапа. «Она должна выжить!»

Дебютный роман Эда Макдональда «Черные крылья» продолжает ряд удачных открытий в жанре темного фэнтези за последние годы. Мрачные пустоши, жестокие и мало похожие на людей могущественные колдуны-Безымянные, отряд разношерстных наемников — роднят историю с «Черным отрядом» Глена Кука, а эмоциональное повествование с долей цинизма и авантюрные элементы — с «Легендой о Круге» Дугласа Хьюлика.

Тусклое небо зеленого, грязно-золотого и буре-кровавого цветов бесстрастно следит за путниками, ползущими по черно-красным камням и песчаным дюнам. Это Морок, искалеченная жуткой магией таинственного Сердца Пустоты земля, посреди которой когда-то стояли города Адрогорск и Клир. Здания плавились, горы пылали, реки обратились в камень, а немногих уцелевших горожан изуродовала магия. Теперь же гарнизоны на станциях ждут признаков появления врага в Мороке, чтобы по сигналу сжечь его легионы Машиной Нолла. Однако большая часть событий разворачивается не в отравленной, полной опасностей и магических аномалий пустыне, а в самом Пограничье — на станциях и в Валенграде, городе-крепости, центральном узле обороны. Служба Галхэрроу приводит его и в особняки аристократов, и на мануфактуры, где из лунного света маги-«таланты» плетут необходимый для зарядки батарей фос. Но чаще капитану приходится шнырять в Помойке — среди сырых и убогих зданий, в подвалах — в поисках приспешников и тварей. Ведь Глубинные короли пополняют свою армию драджей из людей.

История отряда «Черных крыльев» начинается, как мрачный дорожный фэнтези-квест со скупым «отыщи-догони-убей», затем превращается в авантюрные приключения с элементами детектива, чтобы в конце переродиться в темное военное фэнтези с элементами классического квеста. Подобный микс с одной стороны не позволяет автору честно отыграть какой-либо из жанров до конца — разве что авантюры разворачиваются в полной мере. Детективом в чистом виде книга тоже не является, поскольку круг подозреваемых крайне узок, улик прискорбно мало, и вопрос стоит даже не «кто?», но «почему?» С другой стороны, и заскучать читатель не успеет при всем желании, ведь капитан Галхэрроу постоянно бежит наперегонки со смертью, спасая то друзей, то человечество, а то и вовсе собственную шкуру.

Хотя главный герой далек от безупречного рыцаря без страха и упрека, и ему более привычны грубые и грязные методы, но в душе он упорно хранит светлые образы из юности. Поэтому отнюдь не случайная встреча с первой любовью — леди Танза, которая стала талантливым магом, «спиннером» — заставит его выбраться из старательно взращенной скорлупы черствости и цинизма, чтобы бросить все силы на защиту возлюбленной. Ведь когда начнут всплывать нелицеприятные факты о Машине, противоречащие официальной версии, очень многие захотят заткнуть рот или окончательно избавиться от излишне любопытной леди вместе с ее телохранителем. Однако кто сказал, что это будет легко?

Итог: увлекательное авантюрно-приключенческое темное фэнтези.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

« — Фентези, фентези, а почему ты такое темное?

- А это для того, дорогой читатель, чтобы ты не увидел, какое я банальное и заштампованное».

Испокон веков по миру ходят истории, что мол количество сюжетов и сюжетных ходов в литературе, как и в любом другом виде искусства, исчерпаемо, и рано или поздно нам останутся лишь одни самоповторы да репризы. Я с этим категорически не согласен. Да, нынче выдумать что-то кардинально новое сложно, но предать своему произведению какие-то отличительные черты не то чтобы невозможно. Только вот это мало кто стремиться делать из начинающих авторов (да и из продолжающих и заканчивающихся часто тоже). В худшем случае просто пишут под копирку, в лучшем – собирают как конструктор из чужих идей. Хотя, конечно, что лучше – талантливое подражание или безграмотное нагромождение «оригинальностей», тот еще вопрос.

«Черные крылья» пошли по пути конструктора, и большей частью выглядят как эдакий Франкенштейн, сшитый из частей чужих тел. Вот кусок от «Черного отряда» — суровая группа наймитов и бессмертные маги у власти. Вот от Боевой Колотушки – сочетание магии и огнестрельного оружия, местный аналог Пустоши Хаоса, набегающие в неправдоподобных количествах недруги-мутанты. Вот кусочек Мифоса с его богами-морепродуктами и рыболюдьми, вот чудо-машина, питающаяся энергией живых магов из собрата той же Боевой Колотушки (догадайтесь с сорока раз, начнет ли она барахлить...). Набор героев вообще стандартный для приключенческой литературы – побитый жизнью наемник, его давнишняя любовь, хранящая некую тайну, пропавший друг, который «неожиданно» всплывает ближе к концу… Вот вам еще и «сильный женский персонаж» сверху, а то, упаси Древние, без такого нынче и в печать не пропустят. Признаюсь, я не слишком внимательно читал произведения и местами перелистывал целые куски. Может там, где-то в глубине, у автора и проскакивала хоть что-то оригинальное, но в своих метаниях я не нашел у него ни одной хоть сколько-то свежей детали – ни в героях, ни в мире, ни в развитии сюжета (ну-ка догадайтесь, закончиться ли все очередной раз треклятым кустовым роялем, который автор будет пытаться выдать за многоходовой план?)

Итог – типичный фентезийный дебют, с миру по нитки — нищему рубаха. Качество и красочность этой одежки соответственное.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вкратце — он нагнетает, а мне не нагнетается.

Если чуть подлинней и оставив в покое классика, Эд Макдональд старательно напирает на разруху, упадок и БЗСХДНСТ на протяжении всего романа, но поверить ему довольно затруднительно. Во-первых, Макдональд рассказывает, а не показывает. Читатель сам лишен возможности наблюдать за кризисом, разъедающим Пограничье, и узнает о нём исключительно от капитана Галхэрроу (который сам для себя успешно превратился в кризис и тоже р а з ъ е д а е т). Во-вторых, которое вытекает из «во-первых», книге остро не хватает масштаба. Понятно, что «Чёрные крылья» держатся на главном герое, остальные персонажи играют на него и только в рамках этой задачи прописаны, но даже несколько коротких интерлюдий с мимолетными героями могли бы добавить объема и, да — больше подчеркнуть БЗСХДНСТ. Это что касается недостатков.

Теперь о достоинствах. У Макдональда вышла неплохая вариация на тему хардбойлд-фэнтези (ни в коем случае не нуара, нуар при схожих декорациях выглядит совершенно иначе). Краткий, емкий язык с обилием метафор, герой с пудовыми кулаками и куда более неподъемной рефлексией, но одновременно — пронесший в сердце первую любовь через огонь, Морок и клинки драджей. Мир, опять же, не совсем заштампованный, а финальный твист приятный. А самое главное — лично для меня — не показали эпичный финальный махач и последующий бадабум. Потому что книжка у Макдональда не про махач и уже тем более не про бадабум. Ещё бы сам автор полностью это осознавал.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удачный фэнтези-дебют.

Сюжет — нуарный боевик в декорациях позднего средневековья. Герои получились достаточно живыми и неоднозначными, свою роль отыгрывают смачно и нажористо. Само повествование несется как на санках с горки за счет того что автор пропускает почти все описания чего бы то ни было. Фактически непрерывные сюжетные твисты, короткие диалоги и немного флэшбеков. Боевка как ни странно очень слаба, некоторые моменты вообще вызывают недоумение своей беспомощностью. Также сама магия и ее применение не всегда получились удачно.

Хотя выше я сказал что большинство описаний пропущены, но там где они есть — они хороши. Очень яркие и атмосферные локации, масса оригинальных авторских находок. Такие вещи как — «невеста», подтверждают мое мнение о хороших перспективах автора в жанре.

По простоте и мрачности подачи немного напомнило цикл Warhammer 40.000 только без пафоса. Язык неплох, Макдональд работает в основном короткими фразами. Если автор в дальнейшем перестанет стремиться к максимальной простоте и немного снизит почти что комиксную скорость подачи материала читателю — его ждет успех.

Не могу сказать что очень понравилось, сыроватая в целом вещь, но и отторжения не вызвало. С интересом прочитаю продолжение.

7 из 10.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ммм! Что это тут у нас? Очередная Зона! Сколько мы их перевидали! И в НФ, и в фэнтези-антураже! Из свежего приходят на ум Колодзейчак с «Чёрным горизонтом» и «Первая материя» Пшехты. Всё страшно-жутко-опасно! Куда ни ступи, всюду подвох и морок. А точнее — Морок.

Главный герой у нас — Бывалый. Излюбленный типаж протагониста тёмного фэнтези (как в высоком фэнтези — подросток-Избранный). Лучшие года Галхэрроу позади, но ушедшие рвение и молодость заменяют опыт и осторожность. По профессии герой — баунти хантер, охотник за головами. С героем мыкается костяк его команды — гей-старик-следопыт и безносая женщина-головорез.

Погружение происходит практически мгновенно. Нас активно забрасывают незнакомыми терминами, но вскоре объясняют их.

Мир. Несомненное достоинство романа. Глубоко проработанная предыстория, лор, география и текущая непростая ситуация.

Есть земли людей, есть владения Глубинных Королей, могущественных демонов этого мира. Территории разделяет Морок, последствия применения мощной боевой магии. Ничейная полоса, населённая ужасами, враждебными к обоим сторонам конфликта. Границу Морока со стороны людей охраняют стена и дюжины пограничный крепостей. Вся экономика и политика людей направлена на предотвращение вторжения армии драджей — людей, обращённых в монстров Глубинными Королями. Князья выбирают Верховного Князя. Есть Маршал, командующий объединённой армией границы.

Эпоха у нас — немного анахроничное позднее средневековье. Мушкеты, рапиры, тесаки, арбалеты, полудоспехи, кареты, наряды времён Короля-Солнце. Других рас, кроме людей, нет. Если не считать драджей. Они как орки, но на самом деле это всего лишь люди, обратившиеся ко Злу.

Магия. Крайне необычная магическая система. Магия ткётся из света трёх лун. Свет-фос буквально наматывается на катушки и заливается во фляги-аккумуляторы. Маги здесь называются спиннерами (наматывающими). Есть ещё высшая лига магов — шестёрка Безымянных, своими прозвищами, повадками и скверным характером отчаянно напоминающими Взятых и магов Круга из «Чёрного отряда». Эти ребята сами себе аккумуляторы магии, им не нужен фос. Существует и орден «Чёрных Крыльев» — семь капитанов, верные добровольно-принудительные слуги одного из Безымянных, мага по прозвищу Воронья Лапа. Если Безымянный приказывает, отказаться можно, но только один раз. Через несколько дней мучительных пыток отступник умирает. Этот момент мне напомнил «Расколотый мир» Гилмана и слуг Стволов. Орден Крыльев пресекает взятки, коррупцию и прочие пороки, ведущие к обращению людей на сторону Глубинных Королей. Покровитель не балует своих капитанов — главному герою, повторюсь, приходится заниматься охотой на людей и монстров и работать частным детективов, чтобы заработать себе на жизнь.

Сюжет. То неприятное время, когда масштабные сражения забылись, армия расслабилась, правители считают содержание границы обременением. Гэлхерроу это не нравится, он то помнит, чем грозит вторжение. Автор умело навешивает на капитана целую гирлянду квестов: пропавший друг, свихнувшийся спиннер; необходимость выплачивать безумному целителю огромный долг за исцеление соратницы; не вовремя всплывшая старая любовь — тоже магичка, тоже едущая кукухой и тоже пропавшая. Ну и по мелочи — охота на монстров, проникновение со взломом. И много, много классно выписанных драк на холодном оружии. Пока Гэлхэрроу суетится, Глубинные Короли начинают вторжение, а защитные магомашины, оказывается, не «могут повторить».

Язык. Идеальный стиль для динамичного тёмного фэнтези. Без лишних красот, но не примитивно. Не гримдарк, к счастью. Лишнего смакования грязи и кишок нет.

Перевод. В паре мест только показалось, что переводчик не вывез, но, возможно, в оригинале было похоже. Мне, допустим, резануло взгляд словосочетание «человеческих жиж», а не жидкостей.

Макдональд в благодарностях рассказывает, что он ярый поклонники исторического фехтования и настольных «Подземельев и Драконов». Да, поединки переданы очень живо! И спасибо ролевым системам за еще один прекрасный фэнтези-роман!

Еще раз. Самый точный референс — осовремененный «Чёрный отряд». Книга создана по всем современным канонам — бета-ридеры, три редактора. Читается легко.

В паре мест испытывал восторг с лёгким замиранием в груди — от атмосферы и поворотов сюжета. Даже жалею, что не прочёл раньше. Зато уже есть второй том и на подходе, вроде как, третий, финальный.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Почему 10/10? Просто книга равна самой себе! Полностью соответствует ожиданиям и по-хорошему превосходит их. Хотите крепкого тёмного фэнтези — вам нужны «Чёрные крылья».

Все обвинения во вторичности считаю несостоятельными. Просто роман стоит на плечах гигантов.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее впечатление: Кровавый вестерн в стиле «Форта Аламо» с небольшой детективной составляющей. Добротно написано. Чувствуется фантазия автора в создании мира.

Как водится в любом хорошем вестерне, главный герой — скрывающаяся под внешней оболочкой откровенного ублюдка тонкая и романтичная натура. Постоянно пьяный, изрыгающий цинизм и временами блевотину, стойкий идейный защитник рубежей своей родины и охотник за головами. Как водится в вестерне, главный герой глубоко скрывает свою жизненную драму и уже 30 лет не может избавится от воспоминаний о первой детской влюбленности. Мотивация действий (а заодно и драйвер сюжета) большую часть книги и строится на этом воспоминании. Не скажу, что это выглядет реалистично, скорее условно правдоподобно, но это же законы жанра.

Детективная составляющая проглядывает, но едва-едва. Расследование проходит достаточно условно. «Игры разума» на уровне – «дал в глаз и получил ответ», «получил в глаз и послушал признание злодея».

Как водится в хорошем вестерне – повествование летит как табун взбесившихся мустангов. За этой скоростью легко прячутся мелкие и не очень мелкие огрехи в логике и описании мира. Стоит отметить, что мир, окружающий героя хорош! Это не заезженные и уже доставшие до печенок любого читающего человека «эльфийские леса и орочьи степи». Нет, это красиво выписанная «граница апокалипсиса», эдакая сталкерская зона между миром людей и миром других людей. Чем автор подкупает с первых страниц, так это неспешностью в раскрытии окружающего героя мира. Мы видим внешнюю картину, с ее искажениями реальности и расколотым небом и получаем лишь самый минимум пояснений на тему «что, как и почему». Да и пояснения даются нам по большей части полунамеками. У такого подхода есть большой плюс – он лишен тупого занудства в описании мира и не тормозит сюжет. У такого подхода есть большой минус – далеко не всегда происходящее вокруг главного героя понятно. Так, у меня 2/3 произведения было ощущение, что автор путается в датах. То у него локальный армагеддон устроили 80 лет назад, то главный герой, возраст которого заявлен в районе 40, в разумном возрасте сражается в городе, разрушенном в ходе этого катаклизма. Но нет, ближе к концу появляется разъяснение, что сражение было на старых развалинах и хронология хоть как-то разъясняется.

Чем еще хорош мир? Да хотя бы тем, что в нем нет добра и зла. Все так, как это выглядит и в настоящем – есть только политические позиции. Некие персонифицированные сверхсилы сражаются друг с другом, используя человечество как ресурс и расходный материал в этих битвах. Используют по разному, но одинаково наплевав на интересы своих пешек. Почему сражаются, есть ли идеалы у сторон – а фиг его знает. Главного героя это не особо интересует, а значит и нам об этом автор не спешит рассказывать. Главное, что битва идет уже тысячелетия, и мы знаем на какой стороне наш герой. В этом отношении у нас настоящий «dark». Без всяких розовых соплей в стиле Куанг, Бардуго, Сета Дикенсона, и прочих «эдалтов». Без прилизанного и идеологически выдержанного «6+» в стиле Вегнера или Аберкромби. Все честно, что называется, как в жизни. А те, кто принимает такую жизнь за «грязь», просто слишком вжились в свою роль рабочего планктона в режиме «дом-работа-дом».

З.ы. Что по настоящему удручает, так это похоже перешедшая из Голливуда в англоязычную литературу установка — в каждой книге должны быть геи. Пофиг, что их ориентация для сюжета значения не имеет. Геи должны быть, потому что все авторы обязаны показывать, какие толерантные к ЛГБТ герои в их книгах.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр Тёмного фэнтези сейчас твёрдо стоит на ногах, но в последнее время что-то с авторами мне не везло — последний кто порадовал был Глен Кук, который сделал для этого жанра тоже самое, что и У. Гибсон для Киберпанка. И вот я взял в руки роман Эда Макдональда — и остался доволен как черт!

Есть люди, а между ними — Глубинные короли, выступающие древним злом, что-то вроде Белых ходоков Мартина. И есть Безымянные, которые воюют с королями, помогая заодно людям — правда порой не так уж они и дорожат этими людьми. Так однажды в прошлом в ходе наступления королей Безымянные выжигают мощным оружием большой кусок местности, остановив их наступление..... и заодно спалив два людских города с тысячами жителей. Так родился Морок — что-то вроде Чернобыльской зоны отчуждения на стероидах, прямо как из игры Stalker: все здесь другое — небо, местность, земля смещается, ходят мутанты, бывшие людьми, разные твари и другие прелести адской пустыни.

Главный герой — Рихальт Галхэрроу — является капитаном подразделения ,,Чёрные крылья» и служит напрямую одному из Безымянных. Попутно он ходит в Морок, ловит дезертиров, шпионов — надо же на жизнь зарабатывать. Именно от его лица ведётся повествование — и это, мать его, прекрасно! Его мысли, замечания, чёрный юмор делают книгу живой, динамичной и это ей только в плюс. Помимо главного героя в романе представлен ряд второстепенных, из которых хочется выделить прежде всего Эзабет Танза: давнюю любовь капитана, которая даёт ему надежду на то, что не все ещё в его проклятой жизни потеряно. Вместе с ней Рихальт пытается разобраться с большим заговором, грозящим погубить людей.

Несмотря на аннотацию, основное действие происходит в центральном городе континента. В Мороке мы побываем всего два раза — и на мой взгляд автор поступил правильно: Морок действительно воспринимается как нечто опасное, к чему нужно основательно готовиться и где нужно быть постоянно настороже. Сущность этой страшной местности в романе неплохо раскрыта, а вот остальной мир не так хорошо — надеюсь в следующий романах автор уделит ему внимание. В городе же проходит детективная линия, которая является центральным для романа — почему враг напрямую подходит к нашей границе, а верха бездействуют ? На мой взгляд она получилась замечательной — хоть это и трилогия, этот роман в конце отвечает на все главные вопросы.

Читать Макдональда одно удовольствие — его стиль, острота, динамика разворачивающихся событий вскружают голову, будто пьешь вкусный коктейль. Это отличный, свежий дебют в жанре, который я искренне рекомендую любителям фэнтези!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой дебют, хотя и не выдающейся.

Понравилось развитие сюжета — он динамичный, скучать не приходится. Хороший финальный твист, именно в духе темного фэнтези, да и сам по себе изящный. Есть некоторое количество смачных, прям пробирающих сцен и деталек.

Из минусов — уже отмеченная и другими читателями лоскутность мира, который выглядит не как самостоятельное творение, а как собранный из идей других писателей паззл. Не так уж и плохо собранный, надо признать, но все-таки оригинальности мне не хватало. Также для читателя, привыкшего к ярким персонажам Аберкромби, Мартина, Сапковского и пр., местные персы кажутся блекловатыми. Не хватает им харизматичности.

Все же в общем роман понравился, и если автор продолжит развиваться, будет очень хорошо.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы здорово. Но при этом с первых же страниц по восприятию очень сильно бьет вопиющая «феминитивность» произведения. Вот вам и дама-воин, которую главный герой удостаивает ремарки о том, что «только глупцы не воспринимают женщин как равных». Могучий маг у нас тоже дама (причем с намеком на паранджу), представленная читателю на контрасте с обрюзгшим комендантом-бюрократом. Единственный политик высшего эшелона, который не погряз в коррупции, похоти и вещизме — разумеется, женщина.

А как вам такое: «Великого князя всегда выбирали из Леннисграда, поскольку там могли позволить самые жирные взятки и поставляли больше всего солдат...»? Не правда ли кажется, что автор намекает на какую-то подозрительно знакомую страну?

Очень уж оперативно вышеупомянутое убило у меня все первично-приятные впечатления от романа. Хотя казалось бы — вот вам и фронтир, и почти что ядерная пустошь, и элементы дарк и технофентези, и ощущение глобальной угрозы и атмосфера декаданса, и подневольный статус защитников цивилизации... Как испортить такую бочку мёда? Солидной ложкой современных западных трендов, разумеется.

Если закрыть на них глаза, то что остается? Сочное динамично развивающееся повествование, однако герои не очень-то и стремятся впечататься в сознание читателя, благо выполняют вполне дежурные функции для развития сюжета. Это именно роли, нежели цельные образы, во всяком случае передо мной они предстали таковыми. Тем не менее это сеттинг с отличным потенциалом и лично я все равно буду ждать перевода следующих частей.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

…Города, населенные бандитами, проститутками, нищими и преступниками веры сжимаются землями, искаженными злой магией и воющими разрывами в пространстве-времени; невообразимые чудовища и миллионные армии зомби, ведомые могучими и древними существами; боги, считающие человеческий вид не полезнее распоследних паразитов и боги, видящие в людях лишь удобный инструмент.

Действующие лица под стать миру: беспробудные пьяницы, уроды, извращенцы, фанатики и безумцы, с мазохистским удовольствием копающиеся в своем черном прошлом и с наслаждением причиняющие боль окружающим в настоящем. И положительным персонажем здесь считается тот, кто копается и причиняет, найдя прежде повод. Прочие обходятся и без него.

Все это вместе – чем не яркий представитель темного фэнтези?

Тем, что не особо во все это верится, из-за чрезмерности чернухи различной, постоянного и навязчивого выставления ее на первый план. Автор прямо-таки тычет ею в лицо, в каждом абзаце напоминая, о каком неприглядном мире мы читаем.

В отдаленном прошлом всё плохо, в недавнем прошлом всё скверно, в настоящем всё паскудно, и будущее также не сулит ничего хорошего, а то и вовсе все передохнут.

И никто особо не пытается исправить ситуацию, только ноют, жрут свою лакрицу и предают друг друга. Лишь, как водится, главный герой, да еще парочка таких же отбитых, прямо скажем, персонажей, не сидят, сложа руки. Упрямо, отчаянно, оставляя за собой пустые бутылки из-под дрянной выпивки, идут к цели, которая, по их представлениям, может еще немного продлить агонию человечества и их собственную, жалкую жизнь. Но в итоге оказывается, что их бессовестно использовали высшие силы – и это даже не спойлер, а стойкое подозрение с самого начала.

Впрочем, не стоит думать, что книга плоха. За всей показушнической «темностью» скрывается добротный детектив особого вида, собранный из типичных для нуара элементов: мрачный герой, роковая женщина в беде, всеобщий заговор и город, в котором никому нельзя доверять.

Тем самым, описания окружающего, безумного и чужеродного мира здорово разбавляются смещением акцента на персонажей, на проводимые ими поиски. Нужного человека, информации, оружия. Эта часть и впрямь получилась очень интересной. Череда новых характеров, их мотивов и поведения, новые зацепки и новые подозрения, беготня по грязным улицам, драки, пытки – все это собрано в мощный сюжетный ком, почти всегда держащий в напряжении и желании узнать, кто настоящий предатель, а кто только прикидывается, чтобы спасти свою шкуру. Работают ли защитные механизмы города, построенные и брошенные сумасшедшим богом, ради которых, собственно, и напрягаются герои, или все это грандиозный обман.

В общем, имея некоторые проблемы с логикой у персонажей (которую можно и не заметить, зачитавшись), с мотивацией у тех, кто определен в однозначные злодеи, с перегибом в натурализме, чернухе и грязи, «Чёрные крылья» являют собой достойное начало цикла, в котором нашлось место и для подробного описания необычного мира, и для хорошего детектива, и для разнообразных, качественно выписанных, харизматичных (хоть и с перекосом на темную сторону) действующих лиц.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно темное фэнтези: гнетущая атмосфера, мрачный мирок, мерзкие герои. И, бонусом к жанру, унылость и нудность. Бесполезное «барахтанье«героев, их унылые путешествия по пустоши навевают тоску. Интригу можно раскрыть в зародыше, пока автор ее еще не озвучил. Тайна « Запертой двери», которую не могли разгадать лучшие умы 20 лет — просто смех один. Есть любовная драма, но слабая и больше для антуража. Раскрытый мир крохотный: город, пустошь и форт — все очень скомкано. Любителям жанра может и понравится, а остальным — употреблять только с голоду.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это заметил не только я — данное произведение очень напоминает картину, сложенную из пазлов. Есть пазлы с разноуровневыми колдунами, как в «Чёрном отряде», есть некое подобие самогО Чёрного отряда, есть главный герой, непобедимый как Конан или Логен, есть найденная вновь и снова потерянная любовь, есть мелкие людишки и те же пресловутые «орки», есть «сумасшедшее» оружие, способное уничтожить целые континенты. Всё это наложено на карту из «Пикника на обочине» с территорией «нормального» проживания и зоной отчуждения. Сравнений можно приводить много и каждый читатель увидит свои аналогии, но назвать произведение законченным плагиатом я не могу, не станете же вы называть плагиатом все исторические романы из-за того, что персонажами в них являются поголовно люди. Всё зависит от того как автор сложил эти пазлы. И на мой взгляд, у него это получилось. Произведение вышло интересным и необычайно динамичным, с полным отсутствием провисаний. Особенно следует отметить момент перед финальным залпом с неожиданным «шабашем» Безымянных и всей подноготной существования «Машины». Этот момент несомненно самый весомый во всём произведении.

Что мне не нравится в подобных произведениях, так это чрезмерная глобализация верховных магов до уровня богов и совмещение несовместимого, например мушкетов с верёвочными фитилями и оружия массового поражения с антеннами, рычагами и кнопками. Много ли шансов у котёнка против льва или мог бы дикарь, добывающий корнеплоды палкой-копалкой шмальнуть из того же мушкета, а мушкетёр запустить ракету...? Не верю, а поэтому читаю о подобном с долей скептицизма. И ещё одно наблюдение, с годами география импортных произведений не меняется — всё Зло сосредоточено на Востоке, ну а Добро, конечно же, на Западе...

Особенно неуместным считаю сравнение данного романа с произведениями Аберкромби. «Черные крылья» намного проще из-за того, что здесь полностью раскрывается только главный герой. У Аберкромби же чуть ли не каждый персонаж описан как главный. Да и само поведение персонажей Аберкромби, их мысли, чувства и конечно же юмор посильнее будут.

Не смотря на все нюансы, описанные мною и ряд логических нестыковок (а они действительно присутствуют), выявленных коллегами, читать произведение стОит, в особенности тем, кто не любит нагромождения имён, названий и хитросплетений сюжета, а предпочитает более «простую», в хорошем смысле этого слова, литературу. Так же, эта книга рекомендуется к прочтению «слабой» половине населения, не чурающейся элементов «дарка», поскольку в ней присутствуют колоритные женские персонажи — умные маги и сильные воительницы, если вас не смущает, что автор

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всех этих женщин немного покалечил: женщину-воина — лишил носа, любимой женщине главного героя — поставил ожёг на всё тело, женщину-врага — сначала оставил без одного глаза, затем без другого.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с мужиками автор поступил не на много гуманнее: одного друга и соратника главного героя — лишил руки и секса (нетрадиционного, сейчас это модно), другого — сначала ума, а затем и обоих глаз одним выстрелом, что никак не помешало им мило побеседовать, даже всемогущего Безымянного (почти бога) автор умудрился поставить на воронью лапу.

И вот, в заключение, поставив основных персонажей в один ряд и представив картину, я ужаснулся... На ум пришли только: куплет из дворовой песенки: «...один глаз был фанерой заколочен, другой вообще не видел ни хрена, одна нога другой была короче, вторя деревянная была...» и кадры из комедии «Без вины виноватый» с одноруким, одноногим, одноглазым убийцей....

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я редко обращаю внимание, что автор – дебютант, но в случае с Эдом Макдональдом это просто невероятно сильно бросается в глаза. И ладно бы только сквозящая отовсюду идейная заштампованность и постоянно встречаемые заимствования у маститых коллег, в конце концов, главное – правильно и вкусно подать их под собственным соусом. Однако с подачей-то всё как раз и не заладилось (исключительно на мой вкус).

«Чёрные крылья» начинаются настолько сумбурнейше, сходу бросая читателя в гущу событий, будто бы автор уверен, что придуманный им мир с его законами и персонажами для незнакомцев изначально как родной. Поэтому он отрицает стадию знакомства, сходу выдавая на-гора такую смесь каши с борщом и кусками торта, что впору за головы хвататься. Кто-то куда-то бежит, кто-то что-то обороняет от полчищ врагов, какая-то странная Машина, питаемая божественными силами, то ли работает, то ли нет, магия сверкает, колдуны творят какую-то ересь, некие «малыши» устраивают дикий массакр, древние сущности проявляются в виде аватаров, какая-то давняя трагедия и личная привязанность объединяют главного героя и загадочную обезображенную колдунью… И почти всё это – за первую сотню страниц первого романа цикла, без малейших объяснений, что к чему. Макдональд будто выплёскивает всё то, что годами копилось у него в голове, и только спустя какое-то время начинает хоть как-то структурировать подачу информации о мире и его законах. Но всё равно ощущение сумбура не проходит до самого финала. Ну, хоть развязка не подкачала, хотя определённая доля заштампованностей в реализации горькой идеи «боги как боги, люди как пешки, одни играют другими» всё же может испортить удовольствие, но я на это закрыл глаза, уж здесь-то в эмоциональном плане автору многое удалось, как и в срывании личных покровов.

Ещё странно, что книга довольно короткая. Меня, наверное, серьёзно избаловали всякие Сандерсоны, Макклелланы, Эриксоны, Кэмероны, Линчи, Бретты, Буллингтоны и прочие Стейвли с Райанами, но как-то после их объёмных начал и продолжений фэнтезийных циклов на десяток-полтора часов чтения Макдональд со своим романом, прочитанным за два вечера по паре неспешных часов, смотрится ну, не знаю, несерьёзно, что ли. А уж принимая во внимание лютую сумбурность и перепрыгивания с одного на другое и вовсе перестаёшь понимать, что мешало автору допилить свое детище. Ведь есть же масса недурно прописанных сцен, хороших диалогов, горьких эмоциональных выплесков… Довести до ума – и я бы дал оценку на пару баллов выше. А так – просто приятный середнячок от подающего надежды дебютанта.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал вчера Эда Макдональда «Черные крылья», вполне неплохая задумка, но несколько в сюжете логических ошибок портят впечатления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например я так и не понял, что хотели «Глубинные короли» от Эзабет, ведь у них был в плену сам Глек Малдон, который и обнаружил что Машина не работает. Непонятно то что «Малыш» пол книги пытается Эзабет убить, а в конце романа говорит, что она нужна ему живой, потому что ее гений необходим его хозяину.Я так и не понял, что она хотела вычислить из всяких там записей Глека, какие доказательства раскрыть? Кроме колыбельной песенки, которую и так все знали, в итоге у неё больше ничего не было.Да, кстати, даже я догадался что это песенка и есть ключ к ядру Машины, но та самая гениальность Эзабет, почему то не помогла ей это понять. Также почему ее не могла найти госпожа Эроно, когда Эзабет скрывалась у Отто Линдрика, ведь в том доме был шпион Глубинных королей, который должен был, как водиться шпионам, выдать ее с потрохами:-D

Вообщем, таких логических не состыковок в сюжете можно найти еще много, но на этом остановлюсь, в принципе роман вполне добротный: много нестандартных идей, колоритных персонажей, незаурядной фантазии автора, но всё это меркнет на фоне банальных ошибок в конструкции повествования.Увы:-(

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх