fantlab ru

Вадим Панов «Отражение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
186
Моя оценка:
-

подробнее

Отражение

Роман, год; цикл «Отражения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Шесть историй. Шесть куплетов из песен знаменитых рок-групп. Шесть жанров. И многослойный сюжет, с математической точностью связывающий новеллы в объемный роман, вплетающий в нашу повседневность невозможное и неосуществимое. Отражение – мир, в котором можно купить мечту, молодость, признание и даже зло. Цена невысока – всего лишь человеческая жизнь. Но, к счастью, всегда находятся те, кто готов противостоять Злу: и внешнему, и внутреннему. С виду обычные люди, которых вы каждый день встречаете на московских улицах или питерских набережных, в Отражении становятся орудием возмездия. Но как бы ни преображались герои в Отражении, оно, если присмотреться, не так уж и сильно отличается от привычного Дня. Ведь оно – отражение нашей реальности, в наших глазах, наших сердцах, наших умах и капле дождевой воды...

Входит в:

— цикл «Отражения»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2687 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Басткон, 2018 // Премия «Иван Калита»

Номинации на премии:


номинант
Басткон, 2018 // Премия «Чаша Бастиона»

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Мистика и хоррор года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
РосКон, 2019 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Отражение
2018 г.
Отражение
2018 г.

Аудиокниги:

Отражение
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получил я от этой книги не то, что ожидал. Но от этого не менее доволен. И был бы даже в восторге, если бы не один момент...

Ну да обо всём по порядку.

По аннотации, по анонсам нового романа, лично я ждал чего-то совершенно самостоятельного, изначально внециклового, по типу «Занимательной механики» и «Ручного привода». Нового Шедевра на гранях магреализма и городского фэнтези. Но новинка оказалась несколько иного плана. С одной стороны, конечно, то, что я ждал чего-то другого — это мои проблемы. А с другой, в анонсах акценты расставлены не совсем честно. Дело в том, что перед нами... новый Тайный Город. И по размаху событий, по количеству всяких Древних, Первородных и прочих волколаков, чётко видно, что это — задел для большого цикла романов, а не штучная единичная работа.

По большому счёту говоря, все истории из этого романа преспокойно можно было бы написать в антураже Тайного Города. Но, видимо, старый Тайный Город и автору надоел, и продаваться хуже стал, вот и запускается новый проект. Первая книга. Разведка боем, так сказать.

Хорошо это или плохо? Как вообще роман получился? Лично я очень доволен. Отличное городское фэнтези. Более взрослое, более мрачное, чем «тайный город». Ибо Отражение у автора изначально замешано на Темноте и Зле. Маньяки, кровь, грязь. И добро, конечно, тоже. Но мало. И обычно с кулаками. Чаще как месть злу. И обыватели из нашего мира, соответственно, если случайно соприкасаются с Отражением — то хорошим это может закончится разве что случайно.

В общем, очень достойная вещь получилась.

Но смущает один момент. Край, как смущает. Тайный Город не завершён. Сквозной сюжет с Ярго не закрыт. И Панов считает нормальным в такой ситуации стартовать новый Тайный Город? Со временем будет у нас два незакрытых цикла... Вот счастья-то...

Но именно этот роман, из шести новелл, по сути — знакомящий читателя с Отражением, дающий основные вводные — очень хорош. Кто любит городское фэнтези — Добро Пожаловать на Тёмную Сторону Мира.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Отражение». Новый (ну, по крайней мере я добрался до него только сейчас) роман-антология Панова (и, хвала Спящему, в этот раз это действительно Панов, а не очередной «литнегр» под его вывеской), новый виток знакомой истории Тайного города, только в другом антураже, сильно напоминающем «Дневной дозор». Те же «тёмные»: любящие, страдающие, скорбящие, познающие себя и окружающий мир, но в то же время никак не уравновешенные «светлыми». И в этом заключается главная ошибка автора. Чтобы нормально раскрыть Тьму, нужно показать и Свет. Чтобы показать все глубины Зла, нужно продемонстрировать всеобъемлющую силу Добра. В первых «Дозорах» это было, в «Тайном городе» мы тоже это видели, а в «Отражении»... здесь есть только Зло. Первородная, единственная сверхъестественная сила, управляющая сюжетом и ключевыми персонажами. Нет, в противовес Отражению автор вроде мы номинально записывает День, но в то же время заселяет его обычными людьми, с их пороками, страстями и беспомощностью перед силами Тьмы. И не пытается романтизировать последнюю, а «включает Кинга» и прямо таки загоняет читателя в пучину безысходности. Вадим, Вадим... Ну не быть тебе «королём ужаса», как не пытайся. Одно дело — абстрактная мистика «Таганского перекрёстка», и совсем другое — прямое, практически не завуалированное послание: окружающий нас мир — мерзость и дерьмо. Такое ощущение, что всю свою доброту и любовь автор решил сконцентрировать в детском цикле об Ириске, а взрослой публике оставить только эту часть своего творчества.

Не знаю как вам, а мне вот поначалу было противно от такого подхода. Просто мерзко на душе... И к концу романа это чувство не исчезло, лишь немного притупилось.

Да, окружающий нас мир не идеален. В нём полно грязи, жестокости и порока. Не если видеть вокруг только это, то можно хоть сейчас лезть в петлю или придумать другой способ самоубийства. Без надежды, без веры в Свет наша жизнь лишена всякого смысла.

Но почему-то Свет мы связываем исключительно с религией, а мифологию отдаём на растерзание Тьме.

Нет, у многих авторов тёмная мифология выглядит исключительно органичной, но Панов — не из их числа. Таким авторам, как он, нужно соблюдать повествовательный баланс, иначе весь созданный мир начинает трещать по швам. Именно это (в моём представлении) случилось с «Отражением». Сеттинг романа скорее отталкивает, чем привлекает, и на то есть объективные причины. Если раньше его «тёмные» герои обладали честью, благородством, принципами, то теперь подобного не наблюдается. Да, есть некоторое подобие «кодекса», но оно абсолютно не вяжется с базой этой мира. Базой, построенной на крови, ужасе, инстинктах и звериной жестокости.

Вторая главная претензия — попытка совместить современные реалии и тренды с мифологией. Лукьяненко уже на этом погорел, теперь, видимо, пришла очередь Панова. Одно дело — вплетать окружающие нас реалии в городское фентези, и совсем другое — строить на этих реалиях сюжет. «Лайкеры» и блогеры наравне с древним инфернальным злом, серьёзно? Выглядит довольно глупо и жалко, если честно. Да ещё и притянуто за уши. Одно дело — отправить летающий ДеЛориан на Дикий Запад, и совсем другое — пририсовать «Бугатти» к фото английских кэбов 19 века и заявить, что так и было.

Так и с «Отражением». Если к первой половине книги ещё можно было отнестись как к излишне мрачноватой мистике, то вторая половина начисто убивает её мистический дух.

В итоге после прочтения остаются двойственные впечатления. Вроде бы и радостно, что Панов развивает новый сеттинг, но с другой стороны — немного боязно от того, КАК он это делает. Тем более, зная, сколь быстро он может остыть к своей идее и так и не довести её до логического завершения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЧИТАТЬ!

Я не знаю, что это было, но мне жутко понравилось!

Жанр не определить. Вроде бы городское фэнтези, а тут тебе и готика, и нуар, и хоррор, и детектив, и боевик, и техно. Архитектура книги, как у Тарантино с Родригесом – калейдоскоп рассказов несвязанно-связанных.

Злые демоны из легенд, которых никто не слышал. Храбрые герои, пришедшие из ниоткуда и ушедшие в никуда. Прекрасные Принцессы, которым никогда не стать прекрасными принцессами. Обрывки песен, которые без музыки невозможно услышать.

Наконец-то! Панов вернулся! Вернулся именно Дмитрием Юрьевичем, опытным, матёрым, но голодным. Никаких разжёвываний, крупные мазки ненавязчиво сочетаются с мелкими подробностями и тут же обрываются какой-нибудь невероятной эмоцией! Тут и пейзажи, и натюрморты, и батальные сцены. А главное – портреты! Истории людей, иногда обычных, иногда необычных, иногда радостные, иногда печальные. И любовь, и предательство, и дружба, и долг, и месть – всё интересно, всё живое, даже если мёртвое.

В итоге получилось Отражение: не просто очередной книжный мир, а отражение самого Панова, яркое отражение унылого «ТГ» последних лет.

Автор удивил и порадовал! Наконец-то!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу кажется, что это текст, похожий на «Занимательную механику» и «Ручной привод» (имхо, лучшее, что написал Панов). Набор эпизодов, пронизанных мистикой и намеками на нечто древнее и все еще присущее нашему миру. Но... Пожалуй что, именно реальности тут несколько не хватает, в отличие от «Московской мистики». Любопытно, что опять самые симпатяги -это фактически ремесленники, нашедшие свое призвание в любимой работе (Машина — инженер и Виталик — водитель). Наверное, поэтому и самый удачный (и наиболее человечный что-ли) эпизод — это история про ранний автобус.

Единого сюжета в книге нет, но главы так или иначе перекликаются за счет общих героев и общего мира, собираясь в некоторый пазл, пусть не совсем целый, но вполне цельный при этом. Очень хорошо написано про Питер, немного сумбурно про Москву, но когда было иначе :)

Хотела было написать, что многовато тьмы, но начала следующую часть этой серии, и оказалось, что по сравнению с «Искажением», «Отражение» — еще относительно нормальный мир. «Искажение» же настолько мрачно и перегружено отрицательными героями, что даже и читать уже не хочется. Кроме того, если «Отражение» хоть и содержит намеки на продолжение, но это вполне самодостаточная вещь, то в «Искажении» явно идет переход в сериальность, что мне кажется злом.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не уйти автору от сериала «Тайный город». Вроде и хочется, и старается, но увы... Особенно это заметно, если сравнивать «Отражение» с «Таганским перекрестком», великолепными «Занимательной механикой» и «Ручным приводом». Вот эти вещи были действительно «Московской мистикой» (по крайней мере, как это подавалось). А «Отражения» — очередной ремейк «Тайного города» в немного иных декорациях. Понятно, что писать так привычнее, а возможно иначе и не можется. Но жаль.

Оценка: 4
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочтением доволен! Сюжет похож на Тайный город (грех отказываться от успешной франшизы, хотя последние части так себе). Полагаю, что это начало нового цикла. Как пойдет дальше, будем посмотреть. Отражение вполне себе городское фентези, хотя персонажи проработаны не до конца (ИМХО). Не уверен, что с нетерпением буду ждать продолжения. Я так зашло, да!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторой опаской брался за чтение «Отражения». Всё же не хотелось второго «Тайного города». И уж тем более не хотелось позднего «Тайного города» — однообразного и заштампованного, с несмешными отсылками к российской политической жизни, медленно и мучительно тянущего нить глобального сюжета. Но в процессе чтения я был приятно удивлён, «Отражение» — роман-мозаика, каждый из камней-макамов которого постепенно открывает общую картину. При этом после первой книги остаётся ещё много места. Видимо, мы имеем дело с единой книгой, разделённой издательской волей на две по типу «Криабала» Рудазова. Сравнение с «Криабалом» тем более уместно, что, как и там, видно — автор старался собрать в книге всё то, за что его любят и читают. Тут есть что-то от «Тайного города», что-то от «Московской мистики» и даже что-то от «Анклавов». При этом каждая глава, обладая своим сюжетом, достаточно твёрдо укладывается в память, чтобы читатель не запутался в действующих лицах, событиях и их последовательности.

В «Отражении» нет персонифицированного Добра, но это не значит, что нет хороших людей. Валерка, Обуза, Виталик, хоть последний и не принадлежит Отражению, совершали поступки, которые иначе как альтруистичными и не назовёшь. Вообще, первая половина книги получилась сильней и ярче второй. Там каждый рассказ можно издавать отдельно. Посмотрим, что будет в «Искажении».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж… Начну, пожалуй, с издательской аннотации. Шесть историй – да. Но – шесть жанров?.. Увольте. Жанр один, как един и замечательно закольцованный (не хуже, если не лучше, чем закольцованы три повести «Зандра»), мастерски сводящий несколько сюжетных линий к финалу, роман.

Продолжу согласием с коллегами. И MarchingCat, и poxabich абсолютно верно увидели в «Отражении» отражение «Тайного города». Тот же антураж, та же манера персонажей изъясняться рублеными фразами в наполненных сумрачной иронией диалогах. Разве что количество сентенций, выдаваемых героями с таким апломбом, что они претендуют на максимы, увеличено. Да расчлененки с прочей кровищей, как опять же отметил MarchingCat, несравненно больше. Причем зло в романе не просто жестче, глобальнее и превалирующе, но… вредоноснее. В смысле для душ подрастающего поколения. Того самого, которое, в основном, и кормит лайкеров, в основном, и живет в сети))). Так что, возрастной маркер в классификаторе я поставил «только для взрослых».

Что еще нового автор продемонстрировал в новой книге? Попытку модернизации стиля. С одной стороны, он немного поэтизирован. До признанных мастеров литературных красивостей, как к примеру Олди, конечно далеко. Но сама попытка, сам шаг – засчитаны. С другой, делая бОльшую часть действующих лиц игроками информационного поля, Панов просто вынужден идти в фарватере Пелевина. И здесь он нашел свои нюансы. Его размышления, его аксиомы не менее жестки, чем у автора «Generation «П», не менее хороши (хотя и вторичны), но куда менее сатиричны, гротескны и злы. То есть, стилистически новы.

И последнее. Лучше всего мне легли эпизоды, где обитатели Отражения на равных действуют с жителями реала. Хороши (так же, как и в ТГ) и пунктирные недомолвки, намеки на предысторию Отражения. А вот моменты, где разнообразные Древние общаются с себе подобными, положительных эмоций мне не доставили. Показались нудноватыми. Отсюда и разное мое отношение к шести историям. От восторженного, до недоуменного. Отсюда же и полное погружение в книгу только где-то на исходе ее трети.

Хорош ли новый роман Панова? Вполне. Получил ли я от его чтения удовольствие? Несомненно. Жажду ли продолжения? Не знаю… Ибо упомянутые коллегами, законченные и самодостаточные «Занимательная механика» и «Ручной привод» произвели на меня бОльшее впечатление, нежели не менее любимые ТГ, «Анклавы» и «Герметикон».

Но, как бы там ни было, на полке «Отражение» я себе оставлю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некая смесь «Дозоров» и «Тайного города», написанная в стиле «Анклавов».

Читается легко, на раз, и вообще приятно читать вещь, написанную мастером (а это неоспоримо). А также лично для меня плюсом видеть твердо обозначенную позицию автора по некоторым моральным вопросам, что приятно разнообразит идущие потоком произведения о «приключениях» (то есть ни о чем).

Правда, идеи не особо оригинальны, сюжет периодически проваливается в пафосный боевик, ну и конец слитый. Но к этому уже привыкаешь, читая современную литературу)

Вещь, скорее всего, рассчитана на молодое поколение, потому что если смотреть под этим углом, то минусы сглаживаются, а мораль даже становится плюсом.

Может, это и неплохо?) Кто-то же все-таки должен говорить о том, что «Есть разница между «быть не таким, как все» и «считать себя не таким, как все» и «Потому что только ради этого следует читать, — чтобы думать».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все таки это Панов, наконец-то сам, и не уставший как в «Поцелуе Уробороса». Задел на будущее огромен, если б читал эту книгу первой в его творчестве, кричал бы о супершедевре, но очень чувствуются нотки Тайного города в героях (Авадонна и Дьяк-меченосец, где-то мы уже видели этих героев но в других ипостасях — например Сантьяга и Де Гир, но все это пропитано еще и нотками Занимательной механики, ее чувствами, особенно Панову удается показывать эмоции, веру в людей... Мир нов, в этой книге ще масштабно выстраиваются отнощения героев, чуток развешивают ружья по стенам, часть вопросов решают, о части еще нужно будет написать, основа мира вообще пока загадка, но читать стоит даже тем кто впервые слышит о Панове, а поклонникам -САМ БОГ ВЕЛЕЛ

И на вопрос жду ли я продолжения — ЖДУ. как и Зандра, как и хочу возвращения в привычный Тайный город, что самое маловероятное

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то Панова куда-то понесло. Мрачно и жестоко. Настолько, что порой становится противно. Ну и вторично немного. Все та же тайная магическая жизнь в городе. Все те же всемогущие «маги» и все те же ничтожные ничего не знающие «челы».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вызывала интерес минут 10 от начала прочтения. Когда стало ясно, что это не самодостаточный цикл, а всего лишь рерайт Тайного Города с типичными пановскими сюжетными ходами, героями и ситуациями, интерес моментально улетучился. Поэтому оценка 1. Большего этот цикл не заслуживает. Вот если бы Панов придумал что-то новое, тогда можно было бы о чём-то говорить. А так, любой профессиональный автор может взять свой или чужой цикл и переписать на новый лад с косметическими изменениями. Это называется халтура. Поглядим, что будет во 2 части. Хотя сомневаюсь, что получится что-то лучше первой.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё тот же Панов, фирменный стиль, кипящие страсти, Добро и Зло в вечном противостоянии «и протчая, и протчая, и протчая...» И да, согласен с со здешними рецензентами, всё это напоминает некое ответвление от Тайного Города. Но, по-видимому, Тайный Город настолько надоел (выражаясь приличными словами) автору, что он решил взяться за что-то новое. Только вот, новое получилось, так сказать, не слишком новым. Хотя и вполне себе интересным.

Понравился довольно лихо закрученный сюжет(ы) и взаимопроникновение разных персонажей в, опять же, разные новеллы.

А вот что не понравилось — так это огромное количество пафоса, так называемых «красивостей» и псевдофилософии. Ну явный перебор.

Тем не менее, книга весьма читабельна и порою даже захватывает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх