fantlab ru

Клиффорд Саймак «Мир красного солнца»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.77
Оценок:
369
Моя оценка:
-

подробнее

Мир красного солнца

The World of the Red Sun

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

Харл Свенсон и Билл Крессман отправляются на машине времени в далёкое будущее. Там они должны уничтожить Голан-Кирта, воплощение Зла, прибывшего на Землю пять миллионов лет назад.

Другая аннотация:

Разведка близкого будущего на машине времени обернулось для героев путешествием до «конца времён» в духе Стэплдона и Уэллса. Выжило ли человечество через миллиарды лет или исчезло? Ответ, как ни странно, и да, и нет.


С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Wonder Stories, December 1931», 1931 г.

— антологию «До золотого века», 1974 г.

— антологию «Фата-Моргана 8», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Фата-Моргана 8
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 17
1995 г.
Мир красного солнца
2006 г.
Прелесть
2022 г.
До золотого века. Том 1
2023 г.

Периодика:

Wonder Stories, December 1931
1931 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

До золотого века
2017 г.
До золотого века
2020 г.
До Золотого века. Том 1
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Before the Golden Age
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый первый рассказ моего главного НФ-любимца, гуманиста Клиффа Саймака, ещё не старого. Все с чего-то начинали, наш же автор дал старт своего творчества с абсолютно типичной для своего времени историей, тем не менее, в ней уже виден будущий большой автор.

Главная проблема «The World of the Red Sun» — Саймак ещё писать не умеет, поэтому само построение текста и сюжета довольно-таки примитивно. В Интербеллум мало кто верил в дальнейшую поступь в светлое будущее, и грядущее видели в самых мрачных красках, творчество многих писателей, вроде Кларка Эштона Смита, или Джека Вэнса, описывает погружение в глубокую архаику. В этом смысле будущее Земли при Красном Солнце, навеянное явно Гербертом Уэллсом, мало чем выделяется из стандарта «pulp-журналов». Представители цивилизации прибывают к туповатым дикарям, которыми миллионы лет управляет гигантский мозг на ножках, и за один день освобождают человечество от жуткой напасти (научный подход и Кольт!), и наши герои теперь — кумиры и спасители Земли...

Но уже талантливый автор разорвал шаблон концовкой, которая одним движением обнулила пафос победы наших героев, оставив их в полном одиночестве с памятью о тех, кого они убули своим спасением, и с осознанием, что из этой ситуации выхода нет. Молодой Клифф — молодец!

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Саймака плох всем, т.к. при ничтожных литературных достоинствах еще и паразитирует на творчестве других авторов, что опята на тех деревьях. Два мужика построили машину времени в точности как у Уэллса и переместились на миллиарды лет вперёд, в эпоху угасания солнца. А там — встреча с немного замаскированными для вида чуваками эпохи четвертого

человечества из романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди»: людская цивилизация централизованно управляется через телепатию. Развязка рассказа, которой все восхищены, вторична и не красит автора. По итогу это просто какой-то внутрижанровый фанфик и энтузиазма не вызывает.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу заметно, что рассказ был написан достаточно давно: его стилистика и сюжет напоминают, скорее, марсианские похождения Джона Картера, чем масштабную сагу самого же Саймака о непокорном времени Городе. Двое испытателей отправляются на 5000 лет в будущее, чтобы проверить в деле свой «темполет» (темпоральный самолет), а заодно и посмотреть, как изменился их родной Денвер. Как и полагается по канону, это путешествие сразу же пойдет не по плану, опровергнув все сделанные заранее предположения и заставив героев произведения оперативно искать решение своих проблем «с хода»... Приключенский сюжет не блещет какими-то оригинальными находками — это, скорее, вариация некоего шаблона, основную линию которого предложил еще Герберт Уэллс в своей «Машине времени». Только место его морлоков занял некий Голан-Кёрт, появившийся из того же потока времени, что и сами путешественники. Образ этого антигероя также не нов — достаточно вспомнить «Великий ум Марса» Эдгара Берроуза. Ну а гладиаторские бои как развлечение придумали еще развратные римляне. Саймак только внес в этот сюжет несколько мелких отличий, чтобы его нельзя было обвинить в плагиате. Будем считать, что таким образом он просто вырабатывал свой уникальный стиль и язык.

----------------

РЕЗЮМЕ: очередная сага о путешествиях во времени, содержащая одну интересную мысль насчет необратимости времени. Не пойму, зачем путешественники встроили свою машину времени в самолет? Неужели Саймак ничего не слышал о более подходящих для данного дела вертолетах?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Незатейливый сюжет, но есть пара любопытных идей о путешествии во времени: особенно запоминается концепция отдельного подпространства, через которое и совершается перемещение во времени. Теперь понятно, почему в фильме «Назад в будущее» автомобиль прибывал заледеневшим!

Конечно, отрезок времени был выбран очень значительный (вплоть до изменения Солнца и перехода в состояние красного гиганта), а человеческая раса умудрилась при этом не сильно измениться анатомически, физиологически?.. Эта часть рассказа наивная: такое упрощение описания будущего сделано, скорее всего, ради сюжета.

Обрывается рассказ довольно резко. Хочется додумать самостоятельно возможные варианты развития событий.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто хоть раз бы не мечтал перенестись в будущее, оставив за спиной ошибки прошлого и отравляющие жизнь проблемы. Нажал кнопку — и оказался там, где человечество объединилось в единую семью, полетело к звездам, научилось продлевать молодость до бесконечности, победило нищету и глупость. Хотя, можно и нарваться: вдруг, все пошло совсем не так, и окажешься там, где собственное бурное и опасное время покажется раем.

Вот такая история приключилась с двумя изобретателями Харлом Свенсоном и Биллом Крессманом, когда они, не подумав и не проверив, самонадеянно решили, что приручили время. И то, что они увидели им явно не понравилось в таком далеком будущем, что само Солнце превратилось в тусклое и холодное светило.

И вот, что странно. Сначала мне рассказ категорически не понравился. Простой, наивный, предсказуемый. Тиран какой-то шутовской, с которым нужно сражаться не оружием, а смехом. Люди будущего- жалкие, беспомощные и какие-то бесплотные. Схематично нарисованные герои и почти карикатурный мир.

Но потом обратила внимание на год написания. 1931-й. До прихода Гитлера к власти осталось еще несколько лет. Еще не начались массовые репрессии в нашей с Вами стране. Тогда откуда вот это: «очевидно, сила воли этих людей ослабла, и Голан-Кирт нашел, что их мыслями удобно управлять. Они рождаются, живут и умирают под его властью. Это ярмо передается по наследству».

Или вот это: «быть может, человеческий разум выродился потому, что по мере того, как наука облегчала жизнь человека, потребность в разуме уменьшалась». А ведь не было еще никакого такого особого «облегчения» жизни: телефон, автомобиль, самолет, радио — для большей части населения Земли еще экзотика, чудо, чем привычная, неотъемлемая часть жизни. Два таких сильных пророчества. Причем, пророчества, которые не утратили актуальность до сих пор, имеющие тенденцию сбываться в каждом времени с пугающим постоянством.

И концовка, если задуматься отличная: опять не послушали, опять не проверили, не подумали над последствиями и самонадеянно окончательно погубили человечество. Еще одно пророчество об ученых, которые «за деревьями леса не видят»? Или просто такая всеобщая черта человечества — забывать, зачем ему природа выдала такие замечательные мозги?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только имя мастера заставило дочитать рассказ до конца, уж слишком простенький сюжет: пришёл, увидел, победил... Этакие бравые парни все проблемы решают револьвером, а в своей собственной технике не могут отрегулировать приборы. Но уж, если знакомится с творчеством автора, то следует читать всё подряд, тогда писатель станет понятнее и ближе читателю.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый первый рассказ автора.

Первый и наивный.Очень много натянутостей и ляпов, но первый...!

Меня удивило только продолжение путешествия во времени — хотели назад вернуться в прошлое, в своё время, а перенеслись в будущее, а цивилизации там уже нет никакой. И вернуться назад не получится — только вперёд. А их ведь предупреждали ученые , живущие в мире на 5 миллионов лет старше нашего. Не послушали! Посчитали себя умнее других.

Рассказ входит в Антологию «До золотого века», составленную Айзеком Азимовым. Подобраны самые-самые первые фантастические произведения,опубликованные в 30-х годах.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые впечатления: не особо примечательный или даже достаточно посредственный рассказ. Но обратив внимание, что по сути это дебют, начало творчества автора — ранний Саймак, это многое объясняет и позволяет простить автору — как для дебюта, то весьма и неплохо. Хотя в глобальном отношении, рассказ то от этого лучше не становится. Да, это «шортики» из которых рос автор, да и в целом американская и мировая фантастика, но Машина времени Уэлса меня потрясала, особенно беря во внимание дату ее написания, а здесь все намного примитивнее и шаблоннее — до Уэлса сильно не дотягивает.

- Двое ученых, потратив десяток лет на исследования и построив машину, в первых же испытаниях своего детища, зачем-то сразу решают отправится на десятки тысяч лет вперед, но промахиваются и пролетают на миллионы. А не было бы логичнее для ученых сначала опробовать полет на несколько дней/месяцев вперед?

- Я не специалист, но это только мне кажется, что в вакууме, даже при температуре абсолютного нуля, они бы не успели замерзнуть, ведь отдача тепла должна быть крайне маленькой и вместо переохлаждения им скорее бы грозил перегрев двигателей?

- Сцена расстрела десятков безоружных дикарей, без тени сомнений и колебаний меня тоже несколько смутила.

- Сцена этаких суперменов с кольтами 45-го калибра — несколько позабавила. Это ж как мало оказывается нужно американскому ковбою для героизма — всего лишь кольт 45-го калибра.

- Мега-мозг живущий миллионы лет. Круто. Тут есть что почерпнуть даже современным комиксам, да они, как по мне, и черпают:).

- Мега-мозг будущего держащий в своей власти всю планету, материализовавшийся (зачем-то) из ничего на арене и после нескольких страниц кривляний расстрелянный из этих револьверов — это вообще мега круто!))

- Кстати о всей планете. Жизнь теплилась только в Денвере? Арена только в Денвере? Только в Денвере мега-мозг устраивает представления на арене? — Как-то диссонирует вселенский масштаб с местячковостью, не находите?

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ я не буду рекомендовать даже самому фанатичному поклоннику творчества Саймака: устарело неизмеримо. Устарело и в художественной аспекте и в сюжетном. Даже не хочется разбирать с точки зрения логики. Всё населения планеты невообразимое количество лет находятся под пятой у мозга-гипнотезёра, а тут прилетают из прошлого два типа и делают его одной левой. Не верю!

Утешает только одно: это действительно самый первый рассказ мастера и он сам впоследствии считал опыт неудачным.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ автора! Он наивен и довольно прост, но не вызывает скуки. Враг в далеком будущем повержен, но попытка героев вернуться в родное время терпит неудачу.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился своей простотой, безискусственностью и каким-то свойством,вызывающим сопричастность к судьбам героев.А концовка просто великолепна

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда увидела название рассказа, мне показалось, что я его читала, но не могла вспомнить о чем он. Перечитала и вспомнила. Вспомнила и свои первые впечатления. Забавно, но теперь я уже иначе смотрю на этот рассказ. Замечаю больше не стыковок и отношу их к тому, что рассказ был написан еще в году, когда меня и на свете-то не было.

Странно как-то представлять себе машину времени в виде обычного самолета. В современном представлении — это нечто более герметичное. Однако, нормально же воспринимается самолет, потерявшейся во времени у Кинга («Лангольеры»).

Мозг, так называемый Голан-Кирт, стал править миром с помощью телепатии, причем никаких тебе служителей этого мозга, никаких приближенных. Вопрос: с чего бы вдруг все эти люди ему покорились.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мозг открыто вышел на вызов героев и позволил себя убить из обычного пистолета. Пусть я повторюсь, но это забавляет и меня тоже.

Герои — этакие революционеры разрушили режим и отправились по своим делам. Но были наказаны.

Я всегда брала под сомнения путешествия в прошлое. Думаю, да, в будущее еще как-то можно попасть, а в прошлое — вопрос. И вот автор поступил в соответствии с моими сомнениями.

Конец очарователен. Полностью согласно с теорией автора, выраженной в нем.

В общем впечатления от рассказа очень живые и ими хочется делиться, а, учитывая год написания рассказа, это уже говорит о том, что он , все же, интересен и на сегодняшний день.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, при чтении самого первого рассказа одного из моих самых любимых писателей фантастов я не ожидал ничего такого интересного и увлекающего. Всё довольно-таки стандартно:машина времени и вперёд в будущее! (Кстати видно,что автор отдаёт должное старичку Уэллсу). Видно,что Саймак только начал осваивать своё писательское мастерство и для первого раза нормально, для подростковой аудитории сойдёт. Единственное что понравилось — это концовка.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так начинался по большому счёту Саймак-фантаст. Конечно, здесь ему далеко до себя самого 50-70-х, но сразу заметно, что за Саймаком-приключенцем выглядывает Саймак-философ, пусть пока что ещё «зелёный».

А рассказ неожиданно для меня весьма понравился. Несмотря на то, что он с начала и (почти) до конца построен на жанровых штампах фантастики того времени, определённый шарм в нём всё же есть. Для меня ценно то, что эти штампы не пародийны, а вкраплены строго «по понятиям», и от того сюжет воспринимается вполне достоверно. Забавно, что Саймак не избежал участи многих ранних фантастов и также как они ничуть не стеснялся оперировать масштабами происходящего. Ну да, если отправлять героев в будущее, то уж непременно в самую его даль, — чего мелочиться! – сразу на пять миллионов лет, к умирающему солнцу. И даже факт непреднамеренности этого события ввиду неверной работы приборов не снимает добрую усмешку с губ, такую ;-) .

Мне очень понравилась мысль Саймака о том, что перемещаться во времени можно, но только в будущем направлении. Это моё стойкое убеждение, и хоть оно бездоказательно, но я считаю, что путешествия в прошлое невозможны. Правда, в поздних произведениях Мастер дал такую возможность (например, в романе «Снова и снова»), мне приятно, что здесь он со мной солидарен.

По душе пришлось отсутствие хэппи-энда, в данном случае оправданное полностью. Также позабавил способ достижения победы над сверхмозгом: смех-спаситель и насмешка-убийца выглядят неожиданно и как-то даже жизнеутверждающе, хоть и попахивают немного карикатурностью. В целом, рассказ неплохой, без изысков, но и без халтурки.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранний Саймак очень отличается от того, которого мы встречаем в более поздних работах – особенно отличается стилем повествования и глубиной затрагиваемых проблем. Пожалуй, по сравнению с некоторыми его вещами, «Мир красного солнца» можно назвать примитивным. Нет отточенности мысли, нет остроты в деталях. Есть некий шаблон, который заимствован из романов про попаданцев: двух друзей (разнообразия ради – учёных) заносит бог весть куда (по тексту – в далёкое будущее), там они сталкиваются со злым, чертовски умным дядькой и угнетёнными им аборигенами, происходит перестрелка (по тексту – именно перестрелка, потому что наши герои протащили в будущее два «сорок пятых»), злодея повергают, аборигены ликуют и просят друзей остаться с ними, дабы научить несчастных людей будущего уму-разуму.

Вот ей богу, если бы на этом всё закончилось, у повести не было бы никаких шансов. Возможно, принципом «пришёл-увидел-победил» можно было удивить во времена, когда повесть вышла в печать, но на сегодня он избит настолько, что реанимация бессильна. Однако напоследок Саймак подбрасывает своим героям дохлую собаку, и именно она спасает шаткое положение этого насквозь картонного опуса.

Я не могу умолчать о необычайно смелости двух простых учёных из Денвера, с какой они бросились противостоять злодею, о присутствии духа в их отнюдь не тренированных умах и телах (а если они и были тренированы, то автор об этом коварно умолчал!). Не могу умолчать о меняющемся фокале, который, казалось бы, должен всё время оставаться на героях из прошлого, но который по какой-то причине на краткие мгновения перескакивает на злодея.

Для знакомства с автором не рекомендую.

+5

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх