FantLab ru

Святослав Логинов «Вымертский тракт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
107
Моя оценка:
-

подробнее

Вымертский тракт

Повесть, год (год написания: 2018)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Тысячу лет назад на прекраснейший город мира обрушился удар чёрной магии. Город был разрушен и некогда цветущая страна обратилась в заброшенные земли, где могут обитать только оборотни, гнилые карлики и прочая нечисть. И всё же, люди там порой тоже появляются.

Два охотника за нечистью встретились на дороге, которая когда-то вела в столицу. И хотя это были разные люди, и цели у них были совершенно разные, дальше они отправились вместе.

Примечание:

Авторское предисловие к повести:

Никогда не писал предисловий к своим повестям, полагая, что умный читатель сам разберётся. Но в данном случае без предисловия не обойтись. И вот, почему.

Не следует искать здесь философских глубин, просто потому, что их здесь нет. Повесть одномерна, нет в ней ни второго, ни третьего уровня восприятия, разве что случайно что-то затесалось.

Нет в повести глубокого психологизма, автор старался всего лишь, чтобы герои не были картонными, а выверты психики полагал излишними.

Сюжет может быть пересказан одним словом из пяти букв: Квест.

Спрашивается, зачем тогда писалась эта повесть?

Без малого сто лет назад Серапионовы братья, те, что, здороваясь, говорили: «Брат, писать трудно», слёзно жаловались, что писать умеют многие, а вот придумывать – никто. С тех пор положение не только не улучшилось, но стало много хуже. Фэнтези оказалось полностью лишено фантазии. По страницам толстых романов бродят однообразные Главные Герои (недаром их называют ГГ) в сопровождении столь же однообразных спутников ГГ. Можно подумать, фэнтезисты перечитались Проппа, хотя, скорей всего, они о Проппе и не слыхивали. Я тоже запустил в квест двоих человек, но попробуйте определить, кто из них герой, а кто спутник героя. Лишённые фантазии фэнтезисты скучно живописуют одну магическую академию за другой. Фэнтези тома переполнены благостными вампирами и сонмами неразличимых зомбей. Любители чернухи уныло расплёскивают вёдра крови и развешивают по стенам кишки. А ведь можно написать так, что это действительно вызовет ужас.

Во всех своих фэнтезийных произведениях я старался создавать оригинальный антураж, но этого почему-то почти никто не замечал. Умные читатели говорили: «Но ведь рассказ не об этом…» Так вот, эта повесть ОБ ЭТОМ! Господа фантасты, уважаемые и малоуважаемые коллеги! Не надо переписывать друг у друга давно надоевшие штампы. Включите фантазию, должна же она у вас быть! Не надо равняться на гениев. Для начала напишите что-нибудь без философии, без психологии, без социологии, что-нибудь просто приключенческое, но своё, незаёмное. Фантасты вы или хвосты собачьи?


Входит в:

— антологию «Грань безумия», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2021 // Средняя форма (повесть)

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2020 // Художественное произведение

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Грань безумия. За гранью безумия
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В предисловии к повести «Вымертский тракт» уважаемый Святослав Владимирович пишет следующее:

«Во всех своих фэнтезийных произведениях я старался создавать оригинальный антураж, но этого почему-то почти никто не замечал. Умные читатели говорили: «Но ведь рассказ не об этом…» Так вот, эта повесть ОБ ЭТОМ! Господа фантасты, уважаемые и малоуважаемые коллеги! Не надо переписывать друг у друга давно надоевшие штампы. Включите фантазию, должна же она у вас быть!»

А дальше он просто включает свою, весьма богатую (чего не отнять, но это для поклонников творчества Логинова как раз давно известный факт) фантазию, и выдаёт отличный, плотный, выверенный текст, в котором буквально каждое слово на своём месте, охарактеризовать который я могу только одной фразой: «пока не дочитал — спасть не лёг!» =))) И это чистая правда.

Я не скажу, что «Вымертский тракт» — это шедевр на все времена, обязательный к прочтению всем от мала до велика, нет. Это просто очень качественно написанный текст о приключениях двух героев с совершенно разными целями, случайно встретившихся в некоем аналоге фэнтезийной Зоны — местности, называемой Вымерт. Местности со своими аномалиями, населённой существами не совсем понятной природы. И автор не обманул — бестиарий в повести действительно весьма необычный, одни оборотни среди гнилых карликов, хоть и вскользь упомянутые («В волка или медведя им обратиться не по силам, так они в лис перекидываются, в куниц… Особенно часто становятся выдрами. Ежами быть не брезгуют, так что если ёжика встретите, не торопитесь в руки брать»), чего стоят! =))) Ну и остальные обитатели Вымерта получились весьма примечательными.

И ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание потенциальных впечатлительных читателей: данная повесть — ни разу не добрая сказочка. Это — Логинов, поэтому в повести присутствуют достаточно жёсткие, а порой даже жестокие моменты. Не те модные нынче страшилки про кровь/кишки и прочие полувёдра студёной крови, а вполне себе такая обыденная, рутинная, я бы даже сказал, жестокость охотника по отношению к объекту охоты, если понимаете, о чём я.

В любом случае — отличная повесть, от чтения которой по-настоящему трудно оторваться.

Буду надеяться, что она будет опубликована, и тогда я смогу поставить ей вполне заслуженные 9 баллов.

P.S. Дополнение к отзыву, спустя почти год:

Дождался. Повесть опубликована. Перечитал с удовольствием и поставил обещанные 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная какая повесть... Автор не велел искать психологизм, но помилуйте, я ж так не могу! Удивительно нелогичное поведение Стана заставляет постоянно предполагать скрытые мотивы.

Смотрите сами: с первых страниц повести Стан —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(охотник за головами и по сути, сталкер, циничный и рационально жестокий) настолько откровенно навязывается в сопровождающие к некоему Раллиху (идейный борец со злом), что даже тот, тип довольно примитивный, сразу заинтересовался причиной. Стан отвечает, что добычи хватит на двоих, «...во-вторых, вдвоём идти веселее. Ну, а в-третьих, если бы я к вам не напросился, то шёл бы сейчас и гадал: человек идёт тем же путём, что и я, или призрачный путник?». Ой... У сталкера на работе обострилась жажда общения? Не смешите! Сталкер остерегается призрачных путников? Ну так подкрался бы к этому Раллиху, выстрелил в голову на всякий случай, а потом: «Ой, он, оказывается, живой был, неудобно-то как!» Вот это — вполне типичное поведение для такого Стана, каким дальше описывает Логинов, а здесь — что-то нечисто...

Или последующее объяснение: «...Если мы выберемся из Вымерта целыми, да ещё и с победой не знаю над кем, то о вас сочинят сотню героических саг и баллад, а заодно помянут и меня». Да ладно! Ежу понятно, что абсолютно не информированный, не подготовленный и не владеющий никакими сверх-навыками Раллих не то чтобы не добьется эпических побед — он вряд ли один день проживет в этом Вымерте без Стана. Раз так Стану хочется в сагу — почему бы не попасть туда самому, зачем тащить с собой такую обузу? Да и попадание в героическую сагу в качестве мотивации для сталкера как-то сильно настораживает..

Что дальше? Дальше Стан постоянно спасает Раллиха от всевозможных ловушек и напастей, открывает ему свои серьезные тайны и передает полученные ресурсы. Причем в критические моменты благополучно забывает о субординации в паре дворянин/простолюдин и жестко и безапелляционно отдает команды типа «Стоять!», «В середину не бить, только по краю! ... Делать, как я!». А далее на привале почтительно передает дворянину право в первому и в одно рыло съесть приготовленную охотником еду. Опять не верю! Холоп, впитавший почтительность с молоком матери, не скажет дворянину «Делать как я!» даже под угрозой смертельной опасности, ну просто язык у него не повернется, ну не знает он, что так можно было... Вывод: Стан притворяется на привале. Зачем?..

И так далее, нестыковка за нестыковкой, загадка на загадке, и вдруг бах — финал. А разгадка??? История делает сюжетный поворот, Стан убит или надежно выведен из игры, судьба Раллиха неясна, но тоже крайне далека от исходной задачи... Похоже, мы так никогда и не узнаем, на что циничному сталкеру сдался малопонятный идейный борец с нечистью и каковы в итоге были планы Стана. Может, он хотел дождаться беременности принцессы от Раллиха и съесть сердце их первенца для излечения от родового проклятия?... Или еще какая многокомпонентная фигня?... Стан построил план, навязался Раллиху в попутчики, привел, куда надо, а потом раз — и трагическая ошибка накрыла планы сталкера медным тазом.

Но мы никогда об этом не узнаем, повесть кончилась! В жизни, конечно, так бывает, но в фентезийной истории? Как-то это слишком сильно конфликтует с законами жанра. Похоже, автор нас всех развел своей повестью и аннотацией, сидит там и хихикает: догадаемся мы, что он имел в виду, или нет?

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прав был автор в предисловии: фентези прежде всего должна быть с фантазией, а не с затасканными штампами. Это с одной стороны. А с другой — охота на вервольфа вполне может быть технологична, а его шерсть при продаже можно разбавлять волчьей. Кто сказал, что фантазия не должна быть правдоподобной? В итоге получился добротный кусок приключений. Все как автор и замышлял.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо проработанная фэнтези — повесть — ненавязчивая пародия на известную сказку. Сюжет увлекателен, не особо сложен, но грамотно обрисован, двое охотников на нежить, один профессионал — забойщик и шкуросдиратель, другой — идейный рыцарь, воин света — пробираются по дороге почти из жёлтого кирпича, но порядком порушенной, загаженной и перегороженной разного рода препятствиями, в основном злобными тварями вампиро-оборотнической сути и прочими хыщниками.

Забой монстрюков идёт по плану и показан вполне грамотно. Цель их путешествия — таинственный замок таинственной принцессы (не доказано), где читателя ждёт полное приключалово, интрига и разоблачение тайн и легенд.

Как вывод, достойное произведение, которое даже возможно признать готичным по своему завершающему штриху.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала повесть Святослава Логинова «Вымертский тракт» уже несколько дней назад и всё не решалась приступить к отзыву. Хоть Святослав Владимирович и пишет в предисловии, что в повести нет философских глубин, что это просто квест, на самом деле это не совсем так. Вполне допускаю, что специально каких-то глубин он не закладывал, но мысль если есть, если она живая, то она будет стремиться к развитию, к обдумыванию.

С одной стороны, да, это просто квест, который закончился так, как закончился. А закончился он страшно. По-настоящему страшно.

С другой стороны, я вот уже несколько дней думаю о тех людях, которые идут рядом со мной по дороге жизни. И мы с ними то зубы у оборотней рвём, то хрустальную икру варим, то от Ворочуна прячемся, а то стараемся не думать про Белую Даму. Проходим мы свой квест, и я понимаю, что без доверия жить нельзя. Просто нельзя.

И как быть? Ведь то, что случилось в повести, страшно именно своей обыденностью! Это не нечто из ряда вон выходящее. Это наша обычная жизнь.

Но как без доверия?!

У меня нет ответа.

Очень надеюсь, что повесть будет опубликована. Она того заслуживает.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинального сюжета не увидел, хотя и очень старался разглядеть. Мир и герои традиционны для жанра.

Качество текста ниже обычного уровня Логинова. Вроде бы написано как всегда грамотно, вкусно, язык богатый — у волка пасть, у карлика пастишка (спасибо, Пришвин!) и много ещё такого рассыпано. Но персонажи разговаривают странно — фразы чистые и в основном разговорные, но постоянно попадаются канцелярские и книжные обороты, современные словечки, тяжелые обороты. Всё это ломает речь, чувствуется какая-то неестественность — ну не могут люди так разговаривать.

Например, охотник — персонаж из фентезийного мира, который ассоциируется со средними веками. Он по сюжету конечно ученик мага, но все равно, крайне странно, когда охотник с мечом и дубиной использует лексикон образованного человека 20 века.

Фразы вроде

- в спину надо бить, что для вас неприемлемо,

- само его присутствие порождает волны зла,

- у меня устроена… не вполне заимка

- телепатия доступна оборотням и гнилым карликам

- Но это так, размышлизмы

- Вам доводилось видеть трансформацию вервольфа?

и т.д. просто режут глаз, особенно когда стоят рядом с вполне живыми разговорными репликами.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие отмечают отсутствие оригинальности. Но как по мне — количество нечисти на страницу текста просто зашкаливает. И все такие, о которых я раньше не читала (вполне допускаю, что просто мало читала таких ужастиков). Очень атмосферная повесть! Дрожать и покрываться мурашками не пришлось, но и не хотелось бросить.

Если честно, ожидала немного иную развязку. Почему-то представляла, что в итоге Раллих окажется «подставной уткой», заманивающей жестокого охотника в расставленные силки. Эдакая охота за охотником. А поводом так думать послужила излишняя разговорчивость Стана и опасение, что это не к добру.

В итоге авторский финал стал приятной неожиданностью. Замечательно!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал эту повесть в сборнике ужасов «Грань безумия».

Никаких ужасов в этой повести я не заметил — это добротное приключенческое фэнтези.

Любопытно, что в какой-то момент чтения заметил, что сравниваю сюжет повести с серией романов S.T.A.L.K.E.R:

Опытный сталкер ведет в зону отлично и богато экипированного, но малоопытного мажора. По дороге они собирают всякие ништяки/артефакты — некоторые на продажу, некоторые для себя; натыкаются на всякие аномалии и порождения зоны, бьются с мутантами; прокачивают свое оружие и амуницию.

:)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стандартное, ничем не выделяющееся из подобных произведений, фэнтези.

Автор пишет в предисловии к своей повести:

«Для начала напишите что-нибудь без философии, без психологии, без социологии, что-нибудь просто приключенческое, но своё, незаёмное.»

Очень правильная мысль. Это — фэнтези. Сказка. Может быть, для взрослых, но, в основном, книги такого жанра ориентированы на подростков. Чисто развлекательная литература. Приключенческая. И совсем не обязательно, что в этой истории должен быть философский смысл, многослойный сюжет, некие символы и скрытые горизонты.

Если смотреть с этой стороны — повесть удалась.

Но, вот, С. Логинов опять утверждает:

«Во всех своих фэнтезийных произведениях я старался создавать оригинальный антураж, но этого почему-то почти никто не замечал.»

Не знаю, это мое мнение. Но, как раз, ничего оригинального, самобытного, я в этой повести не увидел.

Фэнтезийный мир? Что в нем оригинального? Фэнтезийные существа? Оборотни, некроманты, заколдованные принцессы? Все это стандартный набор.

Герои? Ну не знаю. Нет, неплохо написано, достаточно ярко. Персонажи приятные. Но, не переживал я за них, ничто не тронуло, к сожалению.

Но, вот ничем не запоминается мне эта история. Прочитал — забыл. Не за что зацепиться, ничего не выделяется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх