FantLab ru

Николай Гоголь «Мёртвые души»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Голосов:
1826
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвые души

Другие названия: Похождения Чичикова, или Мёртвые души

Роман-эпопея, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 185
Аннотация:

«Мёртвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты?» Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка...

В большинстве собраний сочинений Н.В.Гоголя печатается первый том поэмы полностью и ранняя редакция второго тома, датированная 1842 годом. Как известно, Гоголь сжег более поздний вариант второго тома поэмы.

Содержание цикла:

8.22 (412)
-
1 отз.
8.62 (1929)
-
39 отз.
8.39 (89)
-
7.89 (392)
-
13 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 256

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2665 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 104 знака — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Мёртвые души» 1909, Российская империя, реж: Петр Чардынин

«Мёртвые души» 1960, СССР, реж: Леонид Трауберг

«Мертвые души» 1984, СССР, реж: Михаил Швейцер

«Дело о «Мертвых душах»» 2005, Россия, реж: Павел Лунгин



Похожие произведения:

 

 


Похождения Чичикова, или Мертвые души
1842 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1846 г.
Похождения Чичикова или Мертвые души (в двух томах)
1855 г.
Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 4
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 4
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 4
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1900 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5-7
1900 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1901 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души.
1901 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Николай Васильевич Гоголь
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Похождения Чичикова или Мертвыя Души
1908 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1908 г.
Похождения Чичикова или мертвые души
1909 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Сочинения Н. В. Гоголя
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 5. Мертвые души. Т. 1
1912 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Мертвые души. Т. 2
1913 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Сочинения
1917 г.
Мертвые души
1937 г.
Мертвые души
1937 г.
Мертвые души
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Мертвые души
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1949 г.
Том 6. Мертвые души
1951 г.
Том 7. Мертвые души II
1951 г.
Мертвые души
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 5
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Мертвые души
1953 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1953 г.
Мертвые души
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Мертвые души
1957 г.
Избранные произведения
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 5
1959 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 2. Драматические произведения. «Мёртвые души»
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 5
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1962 г.
Избранные произведения
1963 г.
Мертвые души
1964 г.
Мертвые души
1964 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 2
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1967 г.
Цветы лета
1968 г.
Мертвые души
1968 г.
Мертвые души
1968 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1968 г.
Мертвые души
1969 г.
Мертвые души
1969 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1969 г.
Мертвые души
1972 г.
Мертвые души
1972 г.
Мертвые души
1973 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1973 г.
Мертвые души
1974 г.
Мёртвые души
1975 г.
Мертвые души
1975 г.
Мертвые души
1975 г.
Повести. Пьесы. Мертвые души
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 2. Драматические произведения. Мертвые души
1975 г.
Мертвые души
1976 г.
Здравствуй, поле русское!
1977 г.
Избранное
1977 г.
Мертвые души
1977 г.
Ревизор. Мертвые души
1977 г.
Мертвые души
1978 г.
Здравствуй, поле русское!
1978 г.
Избранные сочинения. Том второй
1978 г.
Мертвые души
1978 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1978 г.
Избранное
1979 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 2
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1981 г.
Ревизор. Мертвые души. Шинель. Господа Головлевы. Сказки
1982 г.
Мертвые души
1982 г.
Мертвые души
1982 г.
Мертвые души
1982 г.
Избранное
1983 г.
Мертвые души
1983 г.
Ревизор. Мертвые души. Шинель. Господа Головлевы. Сказки
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1984 г.
Избранные сочинения. Том второй
1984 г.
Мертвые души
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1985 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1985 г.
Мертвые души
1985 г.
Избранные сочинения
1987 г.
Мертвые души
1988 г.
Избранное в 2 томах. Том 2
1994 г.
Мертвые души
1994 г.
Мертвые души
1994 г.
Мертвые души
1994 г.
Мертвые души
1995 г.
Мёртвые души
1995 г.
Избранная проза
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1996 г.
Избранное в двух томах. Том 2
1997 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2
1997 г.
Избранные произведения
1998 г.
Мертвые души
1998 г.
Повести, Мертвые души
1998 г.
Современная хрестоматия для школьников 8-9 лет. Часть 2
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том II. Мертвые души. Ревизор. Повести
1999 г.
Похождения Чичикова или Мертвые души
1999 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 3
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 5. Мертвые души. Том 1
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Мертвые души. Том 2
1999 г.
Избранное
2000 г.
Мертвые души
2000 г.
Мертвые души
2001 г.
Мертвые души
2001 г.
Избранное
2002 г.
Мертвые души. В 2 томах (подарочное издание)
2002 г.
Мертвые души: Поэма (избранные главы)
2002 г.
Повести. Ревизор. Мертвые души
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Мертвые души
2003 г.
Повести, комедия
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души
2004 г.
Мертвые души
2004 г.
Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Повести. Мертвые души
2004 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 2
2005 г.
Мертвые души
2005 г.
Мертвые души
2005 г.
Мертвые души
2005 г.
Мертвые души
2005 г.
Мертвые души
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Мертвые души
2006 г.
Мертвые души
2006 г.
Мертвые души
2006 г.
Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 3. Том 5. Мертвые души
2006 г.
История моей души. Книга вторая. Мертвые души. Драматические произведения
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души. Ревизор
2007 г.
Новейшая хрестоматия по литературе. 9 класс
2007 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души - В двух томах (подарочное издание) Номерованный экземпляр № 51
2008 г.
Мертвые души. 9-10 классы
2008 г.
Мертвые души. В 2 томах
2008 г.
Мертвые души. Женитьба. Ревизор
2008 г.
Мертвые души. Тарас Бульба. Ревизор
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души (подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души (эксклюзивное подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души (эксклюзивное подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Мертвые души. Том 1
2009 г.
Мертвые души. Том 1
2009 г.
Мертвые души. Том 2. Варианты
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Том 5
2009 г.
Собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Мертвые души. Ревизор. Женитьба
2010 г.
Том 2. Мертвые души и другие повести, комедии и драмы для любезного читателя
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Мертвые души
2011 г.
Мертвые души
2011 г.
Мертвые души
2011 г.
Мертвые души. Том первый
2011 г.
Сочинения Н.В. Гоголя. полное собране в одном томе
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Мертвые души. Петербургские повести. Ревизор
2011 г.
Мертвые души
2012 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 7. Книга 1
2012 г.
Похождение Чичикова, или Мертвые душа
2012 г.
Мертвые души
2012 г.
Мертвые души
2012 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2014 г.
Мертвые души
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2015 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мёртвые души
2016 г.
Мертвые души
2017 г.
Мёртвые души
2017 г.
Мертвые души
2017 г.
Мёртвые души
2017 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мёртвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души. Ревизор. Петербургские повести
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2019 г.
Мертвые души. Ревизор. Проза
2019 г.
Петербургские повести. Мертвые души
2019 г.
Мертвые души
2019 г.

Аудиокниги:

Мёртвые души
2000 г.
Мертвые души
2002 г.
Мертвые души
2002 г.
Мертвые души
2004 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2005 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2005 г.
Мертвые души
2006 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2007 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2008 г.
Хрестоматия по литературе. 9 класс. Часть 2 (аудиокнига MP3)
2008 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3 на 2 CD). Подарочное издание.
2009 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Мертвые души
2011 г.
Русская классика. Лучшее
2011 г.
Великие исполнители. Том 16
2012 г.
Мертвые души
2012 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2013 г.
Радиоспектакли
2013 г.
Собрание сочинений (аудиокнига MP3 на 6 CD)
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Dead Souls
2004 г.
(английский)
Les Ames mortes
2007 г.
(французский)
Dead Souls
2009 г.
(английский)
Le anime morte
2010 г.
(итальянский)
Le anime morte
2014 г.
(итальянский)
Мъртви души
2016 г.
(болгарский)
Dead Souls / Мертвые души
2017 г.
(английский)
მკვდარი სულები
2018 г.
(грузинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мёртвые души» — литературный шедевр, и на этом можно покончить с восхищениями. В конце концов, никакие восторженные слова не передадут того наслаждения, которое даётся этим гибким, переливчатым, как бы муаровым, текстом. Это прекрасно! И всё, и хватит.

Прекрасность «Мёртвых душ» очевидна всем, кто хоть немного владеет русской речью и слышит музыку русского языка (в высшей степени музыкальная книга! читать её вслух, наслаждаясь аллитерацией и извивами сложноподчинённых предложений — изысканное наслаждение, сравнимое лишь с удовольствием от чтения вслух Николая Лескова), либо любит хорошую, качественную литературу.

Однако читателям намного менее заметна такая особенность «Мёртвых душ», как тотальная лживость повествователя. Рассказчик, тот, кто излагает нам историю жизни Павла Ивановича Чичикова, постоянно совершает смысловые подмены, лукаво демонстрирует нам фокусы с переключением эмоциональной оценки и вообще всячески резвится, показывая читателю картинку с лошадью и уверяя, что изображена корова. А сам смотрит, кому мы верим больше: своим глазам или ему, язвительному шутнику.

Примеры по тексту поэмы рассыпаны во множестве. Самый разительный из них касается истории Плюшкина. Показывая нам доброго, хорошего человека, сломанного жизнью и семейными обстоятельствами, но сохранившему на дне безумия живое сердце, повествователь (сам Гоголь, наверно? ведь никто другой в качестве автора не предполагается? это ведь сам Гоголь острит по поводу русской жизни, попивая итальянскую минеральную водичку в окрестностях Рима?) пытается уверить нас, что милейший Плюшкин, развлекающийся смешными перебранками с дворовой девкой, с крепостной, которую, кажется, считает ровней себе — это «прореха на человечестве». Да полноте... Другой на месте Плюшкина озлобился бы на весь мир, стал бы монстром, садистом, а несчастный старик мучается жалостью к любой ненужной бумажке, ваялющейся на дороге и пытается спасать всякий мусор, раз уж не может спасти людей. Это бесконечно трогательно, и Гоголь, думаю, сам всё прекрасно понимает. Но для читателей он выводит Плюшкина в роли клоуна, который не должен вызывать ни малейшего сочувствия. Мы, читатели, должны смеяться над одиноким, преданным собственными детьми стариком, потому что рассказчик (Гоголь?) подталкивает нас именно к такому восприятию.

Из таких оптических искажений соткана вся ткань «Мёртвых душ». Помните, как злобно смеётся Гоголь над тем, что Манилов, после многих лет брака, как мальчишка, нежно влюблён в свою жену? Мне кажется, это здорово, что эти двое любят друг друга, что они счастливы, но автор хочет, чтобы мы посмеялись над любящими сердцами.

Зачем Гоголю все эти игры? Я не знаю. Может быть, он ставил эксперимент над читателем, может быть, он просто развлекался... Трудно сказать. Книга получилась гениальная. Но мало кто решает гениальность этой книги проанализировать достаточно последовательно, потому что в финале анализа натыкаешься на довольно неприятные вещи. Пушкин А.С. в своём «Памятнике», помнится, пафосно утверждал, что долго будет любезен народу, потому что, мол, пробуждал своей лирой чувства добрые. Гоголь о себе такое вряд ли сказал бы. Народу он любезен как раз за то, что чувства, пробуждаемые его изумительной, гениальной поэмой, отнюдь не добрые. «Мёртвые души» учат не любить людей. Учат любой человеческой красоте пристёгивать какую-нибудь циничную насмешку, изощрённое оскорбление. Учат оправдывать презрение к к каждому отдельному человеку вдохновенной любовью к Русскому Народу и к... э... к Птице-Тройке, на которой скачет по неоглядным русским просторам застенчивый жулик Павел Иванович Чичиков.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение знакомое всем нам со школьной скамьи и посему, как это не парадоксально, многими не оцененное по достоинству. До сих пор не могу понять зачем включать такие произведения в школьную программу. Ну разве в 16-17 лет можно оценить все то великолепие психолоических портретов, типажей хараткеров, созданных гением Николя Васильевича? А грустно улыбнуться, читая о мытарствах в недрах российского бюрократического аппарата (боюсь опозрится и ошибиться в фамилии и звании:shuffle:) капитана Копейкина?

Для этого нужно иметь за плечами пусть небольшой, но опыт возрослой жизни. Поэтому я и не согласился с мнением большинства в классификаторе: «Возраст читателя: Любой « и выбрал вариант «для взрослых».

Я читал эту книгу трижды — в школе, в 22 и в 28 лет. И с каждым разом убеждаюсь, что это произведение из серии вечно актуальных. И пусть 19 век с его укладом канул в Лету, но коробочки, ноздревы, плюшкины и пр. живут и здравствуют рядом с нами.

P.S. Хочу подкинуть идею для опроса (вдруг кого-то заинтересует и он потратит свое время для оформления в нужную форму). Можно спросить у фантлабовцев с кем из типажей «МД» они встречались в своей жизни.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В самом названии этой поэмы-в-прозе мне всегда мнилось нечто такое мистическое. «Мёртвые души» — по отношению к кому применимо такое название? К одним лишь усопшим объектам ревизских сказок или речь идет о зачерствевших, закостеневших в будничных пороках уездных помещиках? Может быть, следует смотреть шире: все пространство огромной России населяет пребывающий в летаргической дреме народ, не замечающий бесконечно трагической хандры, что сковала всех подряд — от крепостного до царя?

Логика сна, как точно, на мой взгляд, заметила историк Дина Хапаева, вообще характерна для гоголевских произведений. Вспомните хотя бы ощутимую нереальность происходящего во втором издании повести «Портрет» и, особенно, в повести «Нос». В последней и вовсе налицо очевидна озорная игра писателя с названием (нос — сон). Подобно Данте проводит нас Гоголь по слоям своих «комедий», точно по уровням сна, иногда при помощи авторского голоса взывая к пробуждению.

Вкратце напомню фабулу романа-поэмы. Талантливый плут Павел Иванович Чичиков совершает авантюрную «одиссею» по российской глубинке, приобретая у помещиков города NN. числящихся мертвыми крестьян. Помещики эти, как правило, не видят дальше собственного носа (ах, опять он!) и не понимают хитрого расчёта Чичикова: чем больше крепостных душ будет записано на его имя, тем большую ссуду он сможет получить от государства.

Путешествие Павла Ивановича с самого начала перестает быть похожим на невинное плутовское приключение. Слишком точный слепок общества демонстрирует Гоголь, слишком выразительные и узнаваемые образы российской повседневности рисует. В пути Чичиков обрастает новыми знакомствами, терпит всевозможные чудачества помещиков и, изловчившись, выкупает-таки желаемые реестры, после чего город переворачивают с ног на голову всевозможные слухи и сплетни о таинственном визитере. Складывается впечатление, что только одна его фигура смогла хоть как-то поколебать это недвижимое море уездного безвременья.

Перечитал «Мёртвые души» впервые за десять лет и вновь был поражен тем, сколь современным продолжает оставаться роман, опубликованный аж в 1842 году! Гоголь создал во многом универсальный текст, который без труда ложится на события и общественные процессы актуального времени. Как часто в жизни мы наблюдаем слепоту и распущенность элит, вкушаем плоды чужого невежества и взращиваем их сами; не растворились во времени ни бюрократическая волокита, ни ставшее нормой поведения самодурство высоких столоначальников. А уж про душевную пустоту, что почему-то иногда испытываешь на родной и любимой земле, но которая стихает вдруг в заграничных путешествиях, чтобы вновь возвратиться тоской о доме, отечественная литература рассказывать и не переставала. Творчество Виктора Пелевина тому яркий пример.

И во всем этом соNNом царстве один лишь Чичиков гонит и гонит вперёд запряженную тройкой коляску, пытаясь отыскать место, где пригодились бы его, пусть и спорные, таланты, его мягкость и его способность к живому рассуждению. Хочется даже сказать оживляющему: как ещё объяснить убедительные образы реальных людей, которые на глазах обрастают плотью, стоит лишь Чичикову приложить свою фантазию к забытым именам в поданных помещиками реестрах. Один мужик завел было сапожничью лавчонку, да прогорел с неудачи и по пьяному беспутству, другой — пытался удрать от барской невольницы, да и попался под ломающую кости и судьбы машину государственного розыска. Какая изобразительная сила, какое наполняющее жизнью воображение! Записные «мертвые души» оживают под действием интересующегося чичикова ума.

Но не желает заканчиваться затянувшийся сон, некому растормошить за плечо и указать дорогу, пройдя которой достанет везения отыскать смысл или хотя бы наскрести немного воли к этим поискам. Не подумайте плохого — пишу исключительно о собственных впечатлениях. Например, узнаю в себе некоторые опасные черты маниловского «благорастворения», талантливо схваченные великим нашим писателем. И любовь к обстоятельным беседам на разные темы мне не чужда, и расслабленная необременительная медлительность мысли иногда случается. А бывает, что и в хозяйство уйдёшь с головой, не понимая (либо делая вид), что за этим скрывается грубоватая житейская практичность Собакевича — вот уж до чего на века сделан был социально-психологический справочник Гоголя! И всякий найдёт среди стилистически точных и детальных портретов знакомые характеры, пороки или благодетели.

Очень люблю это произведение и настоятельно рекомендую всем к пере- или прочтению. Все, что закодировано и разобрано в русской литературе за последние полтораста лет так или иначе Гоголем было предвосхищено, угадано или осмыслено. Невероятно современный текст, который увлечет вас часами вдумчивого чтения, пусть иногда и неприкрыто горького. А там, чем чёрт не шутит, — глядишь, и отыщете вы выход из сонной круговерти и помчит вас птица-тройка к рассвету нового дня, к бодрствованию настоящей жизни.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В книге «Мёртвые души» Николай Гоголь представил один из способов быстро разбогатеть для благородного человека.

Но самое смешное заключалось в том, что Чичиков не нарушил ни одного существующего закона в Российской империи. Я не буду вникать в дебри общеизвестного сюжета, а просто поясню, для чего главный герой скупал мёртвые души, и почему ему их продавали.

Продавали, потому что ревизия крепостных душ проводилась через определённый промежуток времени – раз в несколько лет. Поэтому, вне зависимости от того, жив или мёртв крепостной, его хозяин вынужден был платить государству за него налог. Скупая мёртвые души, Чичиков избавлял «рабовладельцев» от лишних расходов. Для покупки тоже были свои причины. Государство поощряло дворян заселять людьми новороссийские земли. С этой целью каждому желающему бесплатно выдавались земли на юге России, а на каждого переселенца государство выделяло по 200 рублей казённых денег. То есть, купив допустим тысячу мёртвых душ, Чичиков автоматически становился обладателем баснословной по тем временам суммы – двести тысяч рублей.

Вот и весь смысл с покупкой мёртвых душ… Книгу рекомендую к прочтению всем.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко охарактеризовать это гениальнейшее произведение, то«Мертвые души»- это антология человеческих типажей и характеров. Можно использовать для ориентирования в социуме. Только со временем понимаю, что пыталась донести учительница по литературе говоря о «маниловщине», а в приступах гнева называя кого-нибудь Коробочкой. Ярчайший сборник отрицательных персонажей. Актуален и по сей день. Будет актуален еще очень и очень долго. Вечность? Надеюсь

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, века меняются, а люди нет. Ведь оглянись вокруг, и в каждом втором увидишь черты гоголевских персонажей. Один как Чичиков пытается нажиться всевозможными махинациями, подлогами и обманами. И даже неудачи не отбивают желания к сомнительным авантюрам. Другой как Манилов все мечтает о многом, строит планы и рисует радужные замки, но и пальцем не пошевелит, чтобы достичь всего этого. Третий гордо зовет себя бережливым человеком, а на самом деле скряга и каждую мусоринку бережно хранит, обрастая хламом, — авось пригодится.

А кроме всего прочего, три из четверых жадны. Ведь самим им мертвые души только в тягость — пользы никакой, а налог платить надо, но заслышав, что кто-то готов взять их на себя, тут же думают, а нельзя ли еще и навариться на этом побольше? А не упускаю ли я еще какую-то выгоду?

Не зря поэма Гоголя стала классикой, прошла проверку временем и нравами, а персонажи стали нарицательными. Книгу проходят в школьные годы, но как и со многой классикой, понимаешь ее только в более взрослом возрасте.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решившись написать отзыв о «Мертвых душах», размышлял. Стоит ли писать впечатления свои в отзыв? Столь умных мужей до сих пор строчат об этой поэме трудов, не жалея бумаги и места на жестких дисках их ноутбуков, что Николай Васильевич, пожалуй, иронично бы улыбнулся и промолвил, что «Русь моя, узнаю тебя».

На мой загадочный взгляд, после неоднократного прочтения этого шедевра, Николай Васильевич желал показать, как по его мнению нужно любить Русь, свою Отчизну, а также, кто и что мешает любить ее. В самом деле, мелкий чиновник Чичиков взлетает ввысь, обходя вся и всех не своими талантами и незаурядными качествами, а всего лишь лестью, расчетом и «копейкой». Страна наполнена не творцами или же людьми, пекущимися за интересы государства, а причудливо-извращенными формами характеров и личностей, живущих каждый в своей индивидуальной призме. Как следствие этого — у каждого свои взгляды на происходящее. Смешно до горечи автору, и Гоголь делает ремарки и отступления в ходе повествования, потому что не может сдержать себя.

«Мертвые души» никогда не будут стареть. Гоголь был провидцем, написав...«все прекрасно видит нынешнее поколение...и смеется над старым, говоря «дураки«!...и идет своим путем...чтобы сделать ровным счетом такие же ошибки...»

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/741427.html

После перепрочтения осталось неоднозначное впечатление. С одной стороны Гоголь прекрасно создавал яркие образы людей и отношений между ними, а с другой — каким же заунывьем тянет от авторской речи. Не спасает его прекрасное владение словом, когда взгляд размазыватся по широтам матушки России. Мастерство крупных планов часто соседствует с расфокусированными общими. Конечно, в этом можно увидеть отзвук «русского взгляда на жизнь», но, мне кажется, все же дело именно в том, что поэму нельзя было загонять в прозу. Прозаический текст растягивает, размазывает точный поэтический образ. Ведь сколько человек видит всю Россию в лицах помещиков из первого тома, и сколько человек легко вспомнит, что происходит в 5 последних главах из 11, действие которых происходит уже после отъезда от Плюшкина? Зато там «птица-тройка» и т.д.

И забавно, конечно, но мне жаль, что второй том был сожжен, еще и потому, что он как раз-таки лишен авторских широкомасштабных рассуждений. Монологи, произносимые персонажами в сохранившихся пяти главах, звучат куда живее даже в тех случаях, когда они бредовы или глупы. Возможно, Тентетников, Костанжогло, Бетрищев и Муразов проигрывают по яркости Манилову, Собакевичу и прочим, но они неплохо смотрятся на уровне героев, написанных позже Гончаровым и Тургеневым. Черновики второго показывают дельную плутовскую историю на фоне первых успешных капиталистов и самодурственных переустроителей России. Под таким углом схема Ад-Чистилище-Рай, кажется мне куда действеннее, чем схема одиссеи Чичикова. Как минимум, потому что Одиссея — это коррекция пути при известной цели, а роман Гоголя- это периодическая коррекция цели при неизменном за два тома методе — купить мертвые души да заложить. Из таких предпосылок в третьем томе, видимо, должен был быть описан путь России к расцвету духовному и экономическому, в котором «живые» герои бы нашли согласие — некое общее дело. Гадать — гиблое дело.

Помимо всего прочего, Гоголь — первый полновесный русский автор, написавший сатиру на русскую бюрократию. Надолго я залип на маленьком кусочке второго тома: «Он насильно пожал ему руку, и прижал ее к сердцу, и благодарил его за то, что он дал ему случай увидеть на деле ход производства; что передрягу и гонку нужно дать необходимо, потому что способно все задремать и пружины сельского управленья заржавеют и ослабеют; что вследствии этого события пришла ему счастливая мысль: устроить новую комиссию, которая будет называться комиссией наблюдения за комиссией построения, так что уже тогда никто не осмелится украсть». Есть в этом что-то)))

Итого: Получилось так, что Гоголь, создавая свое главное произведение — 13 лет работы — разработал комплекс типажей, формирующих наше сознание. Конечно, это не вся палитра, которую мы можем наблюдать вокруг, но разве редко какой-нибудь элемент мира говорит нам: «и я тоже похож на Собакевича»?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это конечно классика. Это то произведение, с которым ассоциируют имя Николай Васильевича Гоголя. Это конечно гениальное произведение. Это конечно актуально и по сей день. Даже более того скажу, как человек, который узнал обратную сторону медали, так сказать. По моему впечатлению, это единственное классическое произведение, которое как никакое другое, описывает состояние страны. Как тогда, так и сейчас. (Вообще Гоголь по моему скромному мнению — это единственный писатель, который как никто лучше описал и познал русскую душу и Россию. Говоря по другому, те кто хочет узнать нашу страну и наших людей, читайте Гоголя. А именно Ревизора и Мертвые души. В этих произведениях, вы найдете все ответы на интересующие вас вопросы. И жить станет легче.) Классик он и в Африке классик. Оценка 8/10

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что эта книга Гоголя одна из самых обличающих. В героях хоть и очень, на мой взгляд, гиперболизированных можно увидеть извечные человеческие пороки, которые и высмеивает автор. Однако вся суть осмысливается не всегда после первого прочтения.

«Мертвые души» очень понравились, хотя именно положительных эмоций книга доставила мало, в отличие от той же «Ночь перед Рождеством»

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потерявшие душу, или От чего с души воротит …

*****************************************

«...А между тем «Мертвые души» произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкой, и правдой, и карикатурой …»

(Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»)

***

Какая прелесть – перечитывать классику, с которой тебя знакомили, когда ты сидел за школьной партой (!), после, в зрелом возрасте. Какое счастье, что на моём жизненном пути мне встретились учителя литературы, постаравшиеся не отбить желание перечитать то, что «проходили» в школе! Перечитывая «Мертвые души» сейчас, прослушивая аудиокнигу в исполнении Александра Клюквина, я получила, как говорится, «массу удовольствия». Отмечу, что именно неподражаемый артистизм А. Клюквина усиливает получаемое удовольствие от книги. Для меня – это тот редкий случай, когда аудиокнига лучше, чем собственное чтение, хотя я тоже человек эмоциональный и не лишённый некоторой артистичности. По крайней мере, могу читать выразительно (научили в школе, плюс природные способности). Но Клюквин – это высший класс!

Известный исторический факт, что Гоголь взялся за написание «Похождений Чичикова» с лёгкой руки А.С. Пушкина. «Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! Ах! боже мой, чуть не забыл! вот тебе задача: историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» — писал поэт. Видимо, Пушкин вкладывал какой-то свой, особый смысл в слова «поэма», «поэтический», и Гоголь, который с ним общался, называет известное произведение также, как Пушкин, сказки, – поэма, хотя по жанру, в обычном смысле, «Мёртвые души» поэмой не являются. У литературных критиков на этот счёт есть определённые мнения. Главное, что Николай Васильевич так сам назвал! И многие критики с ним согласились. Кстати, он своё произведение в переписке с друзьями также называл и «роман». Можно было бы и назвать «эпопеей». По жанру подходит, хотя по объёму небольшое, совсем не грандиозное, как, скажем, «Темная Башня» Стивена Кинга. Чичиков Гоголя и стрелок Кинга совершают одинаковое действие – оба путешествуют… Всё. На этом сходство заканчивается.

Гоголь рисует помещичью Россию. Помещики, по мнению критика, современника автора, Н.И. Греча «Это какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать…». Никто не хочет признавать свои пороки. А между тем, Н.В. Гоголь не боялся этого делать и признавался, что с помощью своих антигероев стремится стать лучше, избавиться от своих «гадостей» и «дурных свойств».

Описания жизни помещиков с их укладом, взглядами на мир пронизаны не юмором, но едкой сатирой: произведение похоже на фельетон на злобу дня, которые часто писались в газетах в советское время. Но писатель не даёт ему скатиться всего лишь до критики существующих порядков (беспорядков) крепостной России с бездуховностью помещиков. В «Мертвых душах» очень много лирических отступлений, монологов и размышлений автора, которые и придают всему произведению эту самую поэтичность. Читатель чувствует боль автора, который любит Россию, переживает за ее судьбу.

В произведении нет ни одного положительного персонажа. Помещики – преувеличенно, на грани гротеска, смешны и уродливы. Простые люди – забиты и глупы … А Россию Гоголь любит, описывает её с восторгом, упоением и восхищением … Но знает ли он Россию? А что такое Россия, если не люди?

А знаем ли мы Россию, живущие двести лет спустя? Можно ли её постичь? Россия необъятна, неизмерима, у неё особый путь развития, особое предназначение …

Мне нравится литература, которая наводит на размышления, способствует развитию личности. Книги, после прочтения которых остаются вопросы, побуждают к поиску ответов на эти вопросы. Роман «Мертвые души» — одно из таких произведений. Отношение к нему, даже в наше время, неоднозначное. И это хорошо, что оно входит в школьную программу и по сей день и никто его убирать не собирается. Значит, это важно. Читайте. Наслаждайтесь. Смейтесь. Удивляйтесь. Рассуждайте. Всё это будет, если вы читаете поэму «Мертвые души».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все качества людей, которые нужны для обогащения и накопления богатства были переданы Николаем Васильевичем Гоголем в полной мере. Очень хорошо поднята проблема отличия крестьянства местного от зарубежного. Дьявольски мистических моментов предостаточно, как и всегда. И если что еще нужно для хорошей книги будет, все там окажется. От проклятий с упоминанием Лешего и до желания повесить главного героя, не говоря уже о том сколько раз он был близок к смерти. О, множество раз

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что «Мертвые души «мне понравились в школе, но с уверенностью заявляю, что с возрастом оцениваешь это произведение все выше и выше. Замечательные, запоминающиеся, яркие образы остаются в памяти навсегда , и благодаря этому ты в жизни узнаешь Плюшкиных, Ноздревых, Маниловых...Думаю, что это произведение Николая Васильевича будет актуально еще долгие годы.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

на все 100% согласен с Konst!

такие произведения сложно по достоинству оценить в школьном возрасте.. я, признаться чесно, в школе не читал, было не интересно, а вот спустя 9 лет после окончания, прочитал с огромным удовольствием! :smile:

От себя добавлю, что Гоголь просто гениально, с юмором и сочными красками описал типажи человеческих личностей! +100000000

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гоголь задумывал «Мертвые души» как русский парафраз «Божественной комедии» Данте. Получилась только книга 1-я — «Ад».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх