fantlab ru

Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
1228
Моя оценка:
-

подробнее

Алмазный век, или Букварь для благородных девиц

The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В мире недалекого будущего гениальный ученый, нарушая закон, создает интерактивный учебник для воспитания «идеальной леди». Но совсем случайным образом эта интерактивная говорящая книга-букварь попадает к маленькой девочке Нелл из деклассированной семьи. Кем станет Нелл в будущем и как сложится ее дальнейшая судьба — вот то, что предстоит узнать читателю…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Действие книги происходит через два поколения после романа «Лавина».

«Алмазный век» был переведен для издания в этой серии: https://fantlab.ru/series1316 и не вышел в 1998/99 гг из-за краха рубля с 6 до 26.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1996 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1996 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1996 // Роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1995 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1996 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1996 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1996 // Лучший роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1998 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第33回 (2002) // Переводной роман

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

Похожие произведения:

 

 


Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
2003 г.
Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
2004 г.
Лавина. Алмазный век
2008 г.
Алмазный век
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

История будущего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Diamond Age
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну не знаю, может быть Нил Стивенсон и гений как его называют, но меня он абсолютно не впечатлил. Можно было бы все списать на то, что это не мой автор и он тяжел для моего восприятия. Но подождите, есть авторы и с куда более глобальными идеями и сложными мирами! Тот же Станислав Лем, Вернон Виндж, Питер Уоттс. Но книги этих авторов я прочел и остался доволен ими. А роман «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» я не смог осилить до конца. Честно, прочел три четверти книги и забросил. Сюжет. А его просто нет. Есть набор персонажей, живущих только по им понятным законам. Повествование очень сумбурное и разглядеть смысл практически невозможно. Я понимаю, что пистолеты вживленные в башку и вшивание кредитной карты в височную кость это революционно, но нельзя же плодить одни идеи, принебригая сюжетом.

В итоге имеем:

Сюжет: как таковой отсутствует

Идеи: их много. Очень при очень много!

Персонажи: присутствуют. В том то и дело, что только присутствуют.

Стиль написания: рваный стиль.

Обычно я в своих отзывах пытаюсь немного раскрыть сюжет, заинтересовать и заинтриговать будущего читателя. Но здесь я бессилен. Как я могу сделать развернутый отзыв если ни хрена не понял!

Рекомендация: на любителя!

Оценка: 6
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недаром Нила Стивенсона называют «Артуром Кларком компьютерного века»: практически на каждой странице походя автором рассыпаны изумительные инженерные решения в области образования, вооружения, средств связи, медицины или развлечений.

Еще любопытней (интересней даже, чем техническая бижутерия) у Нила Стивенсона показан новая модель мирового устройства:

«Информационные технологии избавили культуры от необходимости владеть конкретными клочками земли; мы можем жить где угодно. Общий Экономический Протокол определяет, как это делать».

В двух словах этот ребус «Мир без границ» и не объяснить, у Стивенсона на это намеками и примерчиками аккурат полкниги ушло.

Например, одна из господствующих культур взяла себе для подражания Викторианскую Англию. Имя Александрины Виктории (годы жизни 19 мая 1819 – 22 января 1901, королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии с 1837, императрица Индии с 1876), ассоциируется сейчас с укреплением морального авторитета короны, экономической, военной и политической мощью Империи. Канонизировав лучшие черты английского XIX века в воспитании детей, военном искусстве и дипломатии, англичане конца двадцать первого века добились и аналогичного статуса на геополитической арене. У них даже новая королева опять Викторией зовется.

Кстати, «Алмазный век» уже не первый утопический экскурс в викторианскую Англию. Год назад у нас был переведен роман Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона «Машина различий» («The Difference Engine», 1991) (Екатеринбург, «У-Фактори»), где тоже антуражем использована сильно идеализированная, альтернативно-историческая Англия XIX века с паровыми компьютерами. А десять лет назад выходил совершенно нехарактерный для Гарри Гаррисона роман «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» («A Transatlantic Tunnel, Hurrah!», 1972) – опять же, прославляющий Великую Британскую Империю, сохранившую владения в Америке.

Особо стоит отметить перевод «Алмазного века». Современная переводная фантастика много теряет из-за спешки, но данный текст выверен в лучших традициях. Поразительно, что даже ирония, встречающаяся в тексте, совершенно не портит общую серьезную тональность произведения. Шутки органично вживлены в текст и воспринимаются как должное, а не как притянутый анекдот для оживляжа. Может быть, большая половина успеха этой книги у русского читателя – аккурат заслуга переводчицы Екатерины Доброхотовой-Майковой.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.

Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.

Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.

Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.

Звание благородной девицы обязывает.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак решил таки взяться и за Алмазный век.На форуме посоветовали таки читать ибо Лавина меня,мягко говоря,не впечатлила.

Алмазный век и вправду другое произведение.Сумбурный слог остался,но тем не менее общая картина более менее ясна.Может благодаря переводчице?Немного неинтересное начало с дурацкими «лобомётами» не понравилось,а дальше пошло,как по маслу.Клёво описано викторианское общество,совсем круто описаны трущёбы и особенно удались нанотехнологии.Всё это очень и очень правдоподобно и вполне возможно в будущем вещи из натуральных компонентов будут на вес золота.Молодец Стивенсон.Теперь я понял почему его так уважают и называют «твёрдым» фантастом.Короче за первую половину(или даже две трети)можно ставить десятку....

Но,увы,на этом роман не заканчивается.Не читавшие роман,пропускайте мой отзыв!

Не понятно с какой радости Нелл после учёбы в викторианской школе очень строгой,после годов с учебником для !!благородных девиц!! направляется в Китай из благородного викторианско-аристократического общества и устраивается в бордель!!!Может кто-то здесь и видит логику,но этот кто-то точно не я:gigi:Толк был в букваре?Она и без него в борделе очутилась бы.А так она в нём очутилась,как леди(какое противоречие!).Да и вообще последняя треть на редкость скучна и неинтересна.Все эти сюрреалистические басни про барабанщиков,которые годами только и делают,что сношаются.А как кушают интересно?Ну да ладно.Было написано,что информацией обмениваются через жидкости,и тут же сказано,что у всех средства контрацепции медиатронные:gigi:Басни,в общем всё это.

Ну и идея с самим букварём.Она-то весьма интересная.Но подача оставляет желать лучшего.Зачем там рактёр,если он всё равно читает то,что пишет для него букварь.Сейчас уже можно любой голос синтезировать,а что в те времена-то!Какие-то совершенно сюрреалистические сказки посредством которым героиня учит азы программирования:gigi:Да это же курам на смех!А какая идея была!Электронный медиа-букварь,как самоучитель для высоких леди!Это ведь могло сделать книгу шедевром социальной фантастики.А в итоге пшик....

Политика со всеми этими кулаками описывается вскользь.Какие там страны где и почему понятно далеко не сразу,приходится выискивать фрагменты и перечитывать.Какие еще кулаки?Зачем?В конце Нелл,которая чуток поучилась в букваре у динозаврика и мышки самообороне,рвёт в клочья вооружённых мужиков!Курам на смех-2.

Ну и тут упоминали,что много сказок в букваре описано.Сначала был несогласен,но в конце с королём-койотом и машинами Тьюринга уж точно переборщили.

Всё-таки роман я добил,в отличии от Лавины...Первая половина меня очень впечатлила,от второй же наоборот воротит(это ж надо какой контраст-то!).За вторую половину балла 3.В результате общая будет 6.У Стивенсона без сомнения есть талант,личность он оригинальная.Надеюсь,Криптономикон и Барочная трилогия меня не разочаруют.

Отмечу ужасную туалетную бумагу в издании за 2008 год.АСТ в своём репертуаре:super:

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое удручающее в этой антиутопии — что при всех гигантских технологических изменениях человек ничуть не изменился: так и бьются в далёком и несветлом будущем одни банды обезьян с другими за пресловутый Lebensraum — просто одни вроде бы умные («новые викторианцы») и воюют с помощью новейших технологий, а другие — вроде бы глупые («кулаки» и прочие) и предпочитают грубую физическую силу. Т.е. за всё долгое время нано-НТР господа из высших страт так и не удосужились заняться изменением природы человека, всё какие-то костыли пытаются для него придумать, которые якобы могут помочь ему стать лучше (тот же Букварь; живо вспоминается нелепая идея АБС про Всеобщую Теорию Воспитания, которую они безрезультатно пропагандировали всю свою жизнь). Самое печальное с точки зрения художественной в данном тексте — его какая-то совершенно несвойственная Стивенсону неряшливость — читать иногда просто физически неприятно. Ну и самое ужасное, что можно вынести из данной книги — при внимательном её прочтении — то, отдельные проявления чего можно было заметить и в других книгах автора — это его тотальная ксенофобия. Причём ксенофобия не национальная, а, скорее, интеллектуальная («культурная»)... Ибо все эти теории про то, что «одни люди лучше, а другие хуже», «одни вещи лучше, а другие хуже», подкреплённые сказками про девочек, одним махом семерых здоровых мужиков побивахом, — практически ничем не прикрытый расизм. По молодости думал почему-то, что умные люди не могут быть ксенофобами, не говоря уже — фашистами... Жизнь, увы, внесла свои коррективы... Англосфера (одно из самых любимых словечек Стивенсона) ухитрилась вскормить и вспоить целый класс интеллектуалов, которые несмотря на весь свой интеллектуализм по сути своей являются пещерными ксенофобами — и что тут удивляться тому, что все интеллектуалы (ну или почти все) англосаксонского мира обеими руками аплодируют любым попыткам своих властей вбомбить кого-нибудь в каменный век? Ведь тамошний интеллектуал прекрасно понимает (и получил он это с теми самыми «нанозитами» и вместе с материнским молоком): чем меньше претендентов на кусок хлеба в мире (а вбомбленным обычно не до претензий), тем больше будет у тебя, такого крутого интеллектуала, твой личный кусок хлеба с толстым слоем масла и икры... У меня и раньше были подозрения, что премию «Локус» дают только за глубоко «правильные» произведения. Данный случай в очередной раз в этом убеждает: Стивенсон рисует мир, в котором тамошние интеллектуалы жить хотят... Не важно, что остальные там перебиваются с нанориса на наноквас — главное, им, таким умным и продвинутым, будет хорошо и уютно в их тщательно отгороженных от остального мира «филах».

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы научная фантастика. Но самом деле повествование написанное на волне интереса к нанотехнологиям, но на самом деле от них в книге только название, подкреплённое псевдонаучной трескотнёй. Так и задаёшся вопросом — неужели в наши дни для написания НФ уже не требуется знания предмета хоть чуть-чуть выше обывательского уровня? Ищущим главных героев — просьба не беспокоится — таковых здесь нет, а есть только действующие персоонажи и изложение происходящего от третьего лица. Может быть ГГ является само общество?.. но нет — дикий дисбаланс описанных технологий и несоответствие их социально-экономическому состоянию описанного мира отметает и это предположение. И вообще — социально-философские модели соответсвуют интелектуальному уровню малышей, играющих в песочнице, но изложенны в далеко не в детском литературном стиле. Идея обучающих игрушек впервые прочитал в «Все тенали бороговы», интерактивный компьютер в виде книги в «Дорожных знаках», а летающие нанотехи — в «Непобедимом». Но при всём вышеперечисленном, если абстрагироваться от авторских ляпов в технологиях, демографии, экономике и социологии книга вполне читабельна, если не учитывать провальную концовку, которая и не могла быть другой при нарисованной автором модели общества... Самая сильная сюжетная линия = Нелл + Миранда, но как мало выделена ей места!

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написать хорошее, запоминающееся фантастическое произведение не так уж и просто. Один автор может прописать живых персонажей, но его мир вызывает тысячу «почему?» Другой же может прописать интересный мир, с кучей деталей, но населять его будут блеклые личности, чьи имена испаряться из вашей памяти сразу же после прочтения.

«Алмазный век» — пример как раз второго случая. Когда я читал эту книгу, у меня складывалось впечатление, что я читаю не обычное художественное произведение, а какое-то очередное расширение какой-то настольной киберпанковской РПГ. Все признаки налицо. Сперва идет динамичный пролог, оканчивающийся для героя этого самого пролога традиционно плачевно. Затем начинается основной костяк сюжета, где автор старательно вырисовывает мир будущего, снабжает его необычными деталями и населяет различными персонажами. Но при этом у нас нет ни четкого основного персонажа, ни центрального сюжета, да и в принципе повествование достаточно рваное. Ей-Богу, переворачивая последнюю страницу, я был готов увидеть приложение с характеристиками героев и игромеханикой этого самого букваря и других техно-новшеств.

В общем как эдакая «книга-пособие» для выдуманного мира «Алмазный век» неплох. Разве что иллюстраций не хватает. Но автор зачем-то выпустил его в виде обычного художественного произведения, и в таком виде итоговая оценка ему будет достаточно средняя.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свободное продолжение «Лавины» (нигде, впрочем, не сказано об этом прямо, но встречается пара толстых намеков на отвязную скейтершу И.В.).

Безумный китайско-викторианский маскарад в нанопанковой обертке, больше приличествующей Строссу, чем Стивенсону — но тем не менее очень сильная вещь. Сказки, которые Букварь рассказывает Нелл, читались с неослабевающим интересом, они как головоломка, кроссворд наоборот: разгадав потаенное содержание очередного эпизода в походе принцессы на край света, примерно понимаешь, чего стоит ожидать от следующей главы, как тут же получаешь утку в лицо — конфуцианское правосудие судьи-гангстера, герцогский замок с машинами Тьюринга и, конечно же, постапокалиптические картины гибнущего под натиском маоистов Автономного Шанхая.

Характерно, что единственный персонаж, по духу и букве отвечающий классическому киберпанку, появляется лишь на краткое время в самом начале романа: тем самым Стивенсон как бы отрекается от принесшего ему славу течения и вступает на землю неизведанную, Арендованную Территорию посткиберпанка, которая в конечном итоге разродится такими роскошными деликатесами, как «Криптономикон» и «Анафема».

Также стоит отметить, что в этом романе впервые у Стивенсона поднимаются темы квантовой природы человеческого мозга и возможностей коллективного разума. Первая потом развернется во всю ширь в «Анафеме», а вторая еще ждет убедительной реализации, поскольку, на мое субъективное мнение, линия Барабанщиков и сексуально-симбиотическое рабство Хакуорта совершенно мутные и лишние.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие отзывы здесь упоминают большое количество персонажей... Это как раз не проблема, и вообще не так уж их и много. Если вы читали и осилили «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина, то количество персонажей в этой книге будет последнее о чём вы будете думать... А кто не читал Джорджа Мартина то сразу скажу — оставьте эту книгу на попозже, и прочитайте действительно что-то стоящее.

Мне лично книга ОЧЕНЬ не понравилась... Читается тяжело, трудно представить описываемые места с географической точки зрения. Сюжет вроде как есть, а местами кажется что его и нет совсем. Некоторые главы читаются на одном дыхании, а некоторые просто больше похожи на бред... При том что идея основная отличная, есть другие хорошие идеи, но всё вместе как-то не склеилось...

Попробую прочитать Анафем и Криптомикон... Посмотрим как пойдёт... Кстати — Сноуфол понравился, хотя тоже не 10 по моим критериям.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, бурная техническая фантазия Стивенсона заслуживает уважения. Не шутки столько-то описаний достижений научно-технического прогресса XXII века наваять! И из-за этого часть книги больше напоминает не роман, а какую-то футуристическую спецификацию, которую составил главный инженер для иллюстрации концепции новой сборочной линии.

В остальном книга оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, первая половина захватывает и интригует. Много персонажей, много сюжетов, викторианско-киберпансковско-нанотехнологический антураж, интересная концепция социально-политической сферы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Приключения Хакворта, пытавшегося создать нелегальную копию Букваря и побег Нелл из родительского дома — самые сильные места книги.
Все это обещало мне интересную, сильную развязку.

А вот вторая половина книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
начавшаяся не там, где автор указал, а после побега Нелл
меня сильно разачоровала. Какой-то сумбур из китайских люмпенов, воинственных девочек, сказок и т.д. Внезапно все политические интриги вышли из фокуса и осталась только
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нелл, ищущая Миранду. Концовка в стиле «Мамонтенок ищет маму» же! Тема КриптНета не раскрыта совсем, хотя, на мой скромный вкус, в этом был самый большой потенциал Плюс еще под конец раздражают сказочные вставки. Я то понимаю и одобряю их, ведь они одна из центровых составляющих сюжета. Но под конец длительные погружения в букварь начинают потихоньку раздражать. Идейная сплоченность Мышиного воинства осталась мне непонятной, ведь каждый букварь был разработан с целью выращивания выдающейся личности, а в итоге получилась толпа серых исполнительниц. Тот факт, что первые три Букваря эффект дали, наводит на мысль, что Хаквор, передавая технологию доктору Х, напустил туда багов. Тот же доктор Х, переквалифицировавшийся из типичного киберпанковского хитреца в китайского патриота. Внезапно возникшее под конец противопоставление европейско-атлантического и азиатского менталитетов тоже кажутся лишними.
Одним словом, начали за здравие, закончили за упокой.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю фантастику недавно, не дольше семи лет, хотя читательский стаж несколько десятков лет. Почему стало интересно? Это просто азарт, узнать кое-какие новости будущего, о которых не расскажут нигде, кроме НФ. Нил Стивенсон для чтения мной был выбран почти случайно, понравилось название романа Лавина. Алмазный век читала третьим после Лавины и Анафема, не соблюдая хронологию, но тем заметнее задумка писателя. Лавина и Алмазный век писались молодым, амбициозным, начитанным интеллектуалом. Он очень умело на базе из научных открытий и научно-популярных идей выстроил свои прогнозы будущего века. Мне кажется, что плох тот фантаст, который не видит себя пророком (за то мы великих и уважаем). Поэтому читая отзывы огорченных и раздраженных читателей, понимаю, что такие книги не для каждого. Сюжет, по сути, вторичен, герои схематичны и малоинтересны, как люди, зато разных научных ништяков изобилие. Не буду тщательно разбирать прототипы идей в Алмазном веке (ибо это отдельная работа), но заметила сразу:

1. Очевидно, что Нил Стивенсон неплохо изучил работы К.Юнга (коллективное бессознательное и проч.). У Юнга есть интересная книга «Психология и Алхимия»- не оттуда ли герой с именем «Алхимик», идеи филы Барабанщиков — идеи, которые читателю без знакомства с проблематикой кажутся нелогичным бредом, но в них замаскированы вполне артикулированные в 20 в. идеи коллективного бессознательного- и это уже наше настоящее. Образ «Семя» мне напоминает шумерский культ священного брака и празднование воскресения (из смерти в жизнь всего сущего) в дни весеннего сева ячменя. В Лавине автор сумел пристроить одну, но самую фундаментальную идею шумеров, и в Алмазном веке, как мне кажется, он не расстался с шумерами.

2. На мой взгляд, в триаде романов Лавина, Алмазный век, Анафем фундаментами для постройки сюжетов служат религиозно-философские системы: шумерская, конфуцианство, картезианство. Видимо, Н.С. пытается моделировать развитие каждой из них. Это очень интересно. Однако, если судить по этим трем книгам, в них отражены идеи о развитии мирового сообщества, принятые в научной среде в конце 20 века — когда есть противостояние только двух цивилизаций: англо-саксонской и китайской, в том числе, намек, что победа за конфуцианством, христианство не составило ему конкуренцию. А других цивилизаций нет, наверное, уже погибли к концу 21 века, судя по сюжету.

3. Во всех этих книгах есть похожие сцены массовой паники при атаке неведомых сил. Причины разные, но развитие действия похоже и здесь я вижу связь с событием, ставшим настоящей паникой из будущего — радиоспектакль Джорджа О́рсона Уэ́ллса «Война миров». Уверена, что Н.С. этот опыт прошлого использует, зная вполне реальную картину.

4. Уход Нелл в море к матери-русалке и тысячи девочек-жриц, может иметь прототип в шумерской богине — матери Намму, которая представляла собой безграничные воды океана. Идея, что местом рождения и местом последнего обитания человека будет океан вполне обсуждаема сегодня. Называя Нелл варварской принцессой, возможно, автор намекает на завоевание китайской языческой цивилизации другой цивилизацией (но какой — не ясно) и постепенный распад-умирание этой нерушимой китайской древности.

5. Мне показалось, что описание устройства домов в виде огромного бетонного стержня и висящих на нем легких жилищ напоминает города с домами ветками и гроздьями жилья в романах трилогии Лю Цысиня.

Роман занимателен как раз тем, что можно пытаться искать прототипы и пытаться услышать высказывание автора о будущем.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безудержный полет фантазии — насколько это хорошо? Сложный вопрос. Прочитав «Алмазный век» хочется однозначно ответить, что в этом нет ничего хорошего. Воображение и фантазия суть инструменты в руках творца и должны быть послушными в той же мере, в какой творец должен виртуозно уметь с ними обращаться. В «Алмазном веке» какое-то безумное нагромождение идей и технологий, начиная от социальных структур и их философских обоснований и заканчивая различными нано-роботами. О, эта приставка «нано-«! От нее просто рябит в глазах. Нанотехнологии это панацея и божество будущего, альфа и омега всего, в каждой бочке затычка и объяснение ВСЕМУ! Очень много «нано-«, слишком много, чрезмерно. Я теперь не хочу читать литературу, в которой есть потенциальная возможность встретить хотя бы упоминание о нанотехнологиях.

По сюжету все как-то очень сумбурно и непонятно происходит. Вроде бы читаешь книгу про взросление и становление персонажа, про то, как представитель одного из низших слоев общества с помощью грамотной обучающей программы идет вверх по социальной лестнице, а также растет морально, нравственно и т.д. Но что-то тут не так. Сказка. Да, обучение через сказку — логично в отношении ребенка. Но пардоньте, когда у нас уже 16-летняя девушка учится в академии, изучает историю, естествознание, общественные науки (не помню, что там насчет прикладных было), то логично предположить, что тут Букварь станет для нее не РПГшкой, а собеседником в размышлениях и дискуссиях на сложные и неоднозначные политические, социальные, философские и тому подобные темы. Но нет же! Нелл отстраненно продолжает прокачку своего персонажа в интерактивной игре. И вроде бы ясно, что сказка есть аллюзия на реальную жизнь героини, что одна из основных линий романа и заключается в этом мистическом взаимопереплетении и -проникновении реальности и виртуальности букваря. Вроде мурашки должны по коже... но нет, их просто нет. Как-то не складывается картинка, не доведена линия до конца, нет апогея, за которым наступил бы долгожданный катарсис.

Еще Букварь дает Нелл много практических знаний. Но они остаются за бортом, Нелл их не применяет на практике. И речь не о боевых искусствах, а о более бытовых вещах. Мне дали вывод — Нелл чертовски самостоятельна и обладает навыками выживания, а также смекалкой, чтобы хитро использовать эту «тележку» знаний, превращая их на практике в лайф-хаки. Спасибо, конечно. Но лучше б мне это «показали», чтоб я сама подумала «вау, да какая она ловкачка!» Извиняюсь, но пара пробежек с автоматом на перевес да идея обгадиться, чтоб было противно связанную насиловать, как-то не производят такого впечатления.

В общем, после прочтения этой книги пришла к выводу для себя, что не люблю такое количество бреда и абсурда как самоцель.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь оказывается много сложнее, чем представлялась в книге».

В романе «Алмазный век ...» Нила Стивенсона показаны две жизни, тесно связанные друг с другом, две истории. Это изобретение Джона Хакворта — «Иллюстрированный букварь для благородных девиц» и его внедрение в общество и это взросление и становление Нелл — девочки из неблагополучной семьи. Букварь нового поколения — интерактивная энциклопедия, которая может ответить на практически любой вопрос и обучить детей множеству умений и полезных навыков. У букваря множество достоинств, но есть и недостатки, причем серьезные. Такая книга сильно изменяет жизнь Нелл. К лучшему ли? Трудно сказать.

Если отбросить приключения Нелл, забыть об изобретателе Хакворте и еще о паре человек, то книга превратится в сборник технических изобретений, решений множества проблем, идей и их воплощений в жизнь. По мнению автора в ближайшем будущем нанотехнологии очень сильно изменят привычный нам мир, приставка нано- для 22 века станет совсем обыденной. «Лезвие скальпеля имело толщину ровно один атом», «Одежда из неразрываемого, неразрезаемого наноматериала». Удобно? Практично? Да, конечно! Хотите знать, что придет на смену магазинам и службам доставки, как будут действовать полицейские в случае захвата нарушителя, какой станет реклама, как будут сниматься фильмы и многое другое? Хотя по поводу фильмов я как раз с автором не согласен. Нил Стивенсон пишет, что для кино от актера обычно требуется только голос, мимика и минимум движений, которые передаются на виртуального персонажа. Однако, на мой взгляд, раз подобным образом некоторые фильмы снимаются уже в наше время («Аватар», Голлум из «Властелина Колец», «Кинг-Конг»), а «Алмазный век» — это уже век 22-ой, то спустя такой промежуток времени процесс должен измениться (так же как цветное кино со звуком пришло на смену немому черно-белому). Компьютерная графика все больше и больше приближается к эффекту реалистичности. За сто лет эффект наверняка будет достигнут. Так разве не проще и дешевле будет делать фильмы, совсем не прибегая к услугам актеров и актрис, а пользуясь лишь возможностями техники? Тоже самое и с проблемой озвучки. «Вся наша технология, все псевдоразумные алгоритмы, каталоги записей, ассоциативные чудо-программы и тому подобное так и не приблизились к генерации человеческого голоса, сравнимого с живым». Кино, музыка, аудиокниги — источник неплохих денег и в этих направлениях прогресс сильно заметен, компьютеры уже в ближайшем будущем научат имитировать человеческую речь. Может быть я чересчур оптимистичен в плане развития технологий, может быть стоит учесть год публикации — 1995, но не верю, на фоне других достижений человечества, описанных в книге, таких проблем быть уже не должно.

О самом же будущем скажу лишь, что писателям все сложнее и сложнее показать его хорошим, утопическим. Вот и здесь оно не слишком приятное, но довольно реалистичное.

Я бы мог назвать книгу очень хорошей, но ближе к развязке события вдруг начинают развиваться слишком хаотично, а происходящее с героями, мягко говоря, странным. Начало за здравие, а конец, к сожалению, за упокой.

P.S.: если такой предмет, как «Математическая логика» вы изучали в университете, будет немного проще, например, тогда, когда автор с десяток страниц описывает работу машины Тьюринга.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая науная фантастика конца ХХ века — на твёрдую десятку! В недалеком будущем, думаю, Стивенсон будет так же известен как сейчас Жюль Верн.

Детальные описания развития будущих нанотехнологий, популярные объяснения сегодняшней теории передачи информации, различные модели будущего человеческого общества — этого вполне достаточно для занесения книги в классику научной фантастики. А ведь есть еще Букварь, разговаривающий «детским» языком, рассуждения о конфуцианстве, переплетение сюжетных линий, и в самом конце — жёсткий экшн, чтоб дать отдых уставшему мозгу:wink:

Практически все идеи «Алмазного века» хороши сами по себе, но некоторые, например, законспирированное общество КриптНет и Алхимик, нашли продолжение в «Криптономиконе» и «Ртути».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказочный киберпанк.

Продолжаю своё знакомство с господином Стивенсоном — вторым произведением из условного цикла История будущего.

Мы вроде как в том же мире, что и в Лавине, но, как сказано в примечании на Фантлабе — через 2 поколения после.

Первый показанный нам персонаж — Бад передвигается по городу на роликах. Непонятно имеют ли они какую-то дополнительную тягу или всё дело в усиленные мышцах, но лётает он в них со скоростью 150 км/ч. Ребята на мощных моноколёсах, разгоняющихся до 90-100 км/ч сейчас улыбнулись.

Бад приехал — догадайтесь зачем? Ну конечно за свежей аугментацией! Он ставит себе новый лобомёт. Но после операции почему-то не может секретировать в своём организме обезболивающее, а просит  анальгин.

Банковская система в мире этого недалёкого будущего не так далека от нашего настоящего. Кредитные карты уже не являются физически картами — в нашем мире это тоже есть — ведь вы можете в приложении иметь несколько виртуальных карт, которые из приложения банка прекрасно импортируются в платёжные системы Samsung Pay, Google Pay или Apple Pay. Ну а вживление чипа NFC, эмулирующего банковскую карту  — в руку, пусть экстравагантная, но уже тысячи раз сделанная процедура.

Ещё один герой — инженер Джон Персиваль Хакворт. Он участвует в проекте искусственного острова и на торжественном открытии знакомится с лордом Финкелем-Макгроу, который зовёт его в новый очень важный проект.

Чуть позже мы узнаем про семью Бада. Его подруга Текила и двое детей — сын от первого брака Гарв и родная дочь Нелл.

Забавно, что в книге упоминается почивший в 2020 году радиотелескоп Аресибо, простоявший почти 60 лет, казавшийся вечным. Феноменоскопы — это же наши смарт-очки VR/AR, которые как раз в инженерно-конструкторской сфере уже сейчас становятся реальностью. Да и интерактивные листы, на которых можно будет писать много раз подряд — тоже на подходе. Массборщик — это что-то вроде нано-3D-принтера, который способен изготовить всё что угодно, предварительно переработав другой предмет, пригодный для этого.

Интересно, что мы встречаем продакт-плейсмент KFC в этой книжке — заплатили ли Стивенсону за него — или он просто любитель вёдер с острыми крылышками?

Острее встаёт вопрос — как связаны судьбы детей нашего странного кибергопника Бада и почтенного виктортанца Джона Персиваля Хакворта?

И автор весьма интересно сводит их, в не самый удачных для Хакворта момент.

Камнем преткновения становится именно тот самый Букварь благородных девиц, который Хакворт, по заказу Финкеля-Макгроу разработает для внучки лорда. При этом сделает копию для своей дочери Фионы — именно он попадёт в руки Нелл... Но на этом явные спойлеры заканчиваю.

Стивенсон рассказывает здесь о вещах, на которые не хватило места в первой книге. Например, рактёрство — это тоже самое, что актёрство, но только в интерактивных VR-фильмах, где зрители тоже могут играть роли на равно с профессионалами. Смарт мушки, способные искать предметы, распознавать их и оповещать своего владельца — это уже нанотехнологии. Перекликаются со смарт-пылью, описанной Лемом, а затем и другими фантастики, в частности одним из моих любимых авторов — Питером Гамильтоном в его Звёздной Дороге. А ведь в 90е нанотехнологии лишь зарождались. Управление тектоникой для создания искусственных островов — это полностью выдуманная технология, я не нашёл даже зачатков чего-либо подобного, хотя идея красивая. Интересно развитие электровелосипедов и велошеринга — в начале 90х компания Zike начала массовый выпуск электровелосипедов, но тогда не было понимания, что такой транспорт в будущем станет действительно весьма распространён, в том числе через сервисы краткосрочной аренды. Помимо вполне существующих электровелосипедов — здесь есть и вымышленные робобылы — роботизированые кобылы, которые символизирует старый мир с его живыми лошадьми. Впрочем, после того, как Адам Сэвидж из Разрушителей легенд проехал в повозке, запряженной роботом Boston Dinamics — я не удивлюсь и робобылам, спустя пару десятилетий.

Чем дальше мы следим за судьбой Нелл, тем в больший мрак мы погружаемся. Атмосфера её детства, где кроме брата и книги ничего нет — с одной стороны пугает, а с другой, кажется столь будничным, как будто сам собой разумеющимся. Ведь это тайная жизнь наших соседей, чьи крики мы слышим через стены или потолки, но стесняемся вызвать полицию или опеку, да даже что-то сказать в лицо, едя в лифте с этими людьми. А может и тайная жизнь наших родственников или знакомых, детей которых мы видим с синяками или морально измученными на столько, что лучше бы это были синяки...

Сублимация Нелл в виде замка и мачехи, к которой приплывали корабли с сужеными — смотрится даже мило. Ребёнку сложно принять, что мама мечтает лишь удачно выйти замуж, вместо того чтобы самой достичь лучшей жизни для себя и детей. Да и вообще, дети тут скорее оправдание, ведь это всё ради них, чтоб их обеспечить... и в общем-то неважно 20, 21 или 22 век на дворе — такие люди ведут себя одинаково независимо от времени.

Но ребёнку хочется другого, иной жизни — стать кем-то, кем она не является...

И господину Хакворту тоже! Пусть не самолично, но через свою дочь — он пытается стать кем-то большим, кем-то другим!

Но это и роман о любви к Нелл, как практически её наставница по удалёнке пытается помочь ей через букварь, как другие люди, встреченные на пути — помогают ей.

Как её опекун и наставник, учит её защищаться, логически мыслить, выпутываться из сложных ситуаций.

И как цель о другой жизни осуществляется.

Ещё меня очень волнует вопрос, одна из персонажей — мисс Матесон говорит о том, что в юности была доскершей, является ли она постаревшей И.В. из Лавины? Чёткого ответа мы не получаем, но хочется верить...

Но параллельная история принцессы Нелл, происходящая в виртуальности букваря постоянно преподносит нам какие-то интересные повороты, даёт отсылки, например на математика Алана Тьюринга, отца информатики. Сюрреализм этих путешествий и их символизм порой просто выворачивает мозг. И к концу мы видим сюрреализм повествования в реальности. Я бы даже сказал полную фантасмагорию. Но в ней так много глубины и красоты... как и во всей этой книге в целом. Автор отказался от попытки сделать боевик, он создал сплав детской сказки, драмы, детектива и триллера, полного рассуждений, метафор и образов. Это воистину великая книга, очень сильная литературно, чего не всегда хватает  авторам-фантастам.

Я бы мог ещё поуглубляться в рассуждения о технологической составляющей, она тут так же сильна, как и в первой книге, а то и помощнее. И книга не кажется в этом плане какой-то наивной, даже некоторые вещи автор будто бы предвидел... скажу одно — это стопроцентный мастрид и я рад, что наконец-то познакомился с этой замечательной книгой!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх