fantlab ru

Василий Звягинцев «Одиссей покидает Итаку»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
1346
Моя оценка:
-

подробнее

Одиссей покидает Итаку

Роман, год; цикл «Одиссей покидает Итаку»

Аннотация:

Земля становится ареной тайной и продолжительной войны, которую ведут две могущественные космические цивилизации, мечтающие заставить людей лепить свою историю под интересы пришельцев. Но не все земляне согласны быть безвольными марионетками в чужом театре. И на далекой планете Валгалла, и в России, вступающей в Великую Отечественную войну, — везде Андрей Новиков и его друзья доказывают, что никогда не станут слепым орудием в руках представителей «высшего» разума.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

  • Роман написан в 1978-1983 годах. Из-за своего объема издать роман полностью долгое время не удавалось — печатали по частям (книга первая — 1988, книга вторая — 1990). Полностью роман напечатан был только в 1992 году.

  • Среди прочих премий, произведение получило ещё и награду «Пьяный меч», — присуждаемую фэн-группой «Мертвяки», — «за лучшее описание процесса распития спиртных напитков».



  • В произведение входит:


    7.83 (136)
    -
    3 отз.
    8.04 (131)
    -
    3 отз.

    Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
    рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


    Входит в:

    — антологию «Десант из прошлого», 1988 г.

    — журнал «Гея № 8», 1989 г.

    — антологию «Украсть у времени», 1991 г.


    Лингвистический анализ текста:


    Приблизительно страниц: 679

    Активный словарный запас: высокий (3055 уникальных слов на 10000 слов текста)

    Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

    Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

    подробные результаты анализа >>


    Награды и премии:


    лауреат
    Интерпресскон, 1993 // Крупная форма (роман)

    лауреат
    Аэлита, 1993 // Премия «Аэлита»

    лауреат
    Беляевская премия, 1993 // Фантастическая книга

    Номинации на премии:


    номинант
    Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма

    номинант
    Бронзовая Улитка, 1993 // Крупная форма

    Похожие произведения:

     

     

    
    Десант из прошлого
    1988 г.
    Одиссей покидает Итаку
    1990 г.
    Украсть у времени
    1991 г.
    Одиссей покидает Итаку
    1991 г.
    Одиссей покидает Итаку. Том 1
    1992 г.
    Одиссей покидает Итаку. Том 1
    1992 г.
    Одиссей покидает Итаку. Том 2
    1992 г.
    Одиссей покидает Итаку
    1993 г.
    Одиссей покидает Итаку. В двух томах. Том 1
    1995 г.
    Одиссей покидает Итаку
    1997 г.
    Одиссей покидает Итаку
    1998 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2001 г.
    Одиссей покидает Итаку. Бульдоги под ковром
    2003 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2004 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2005 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2009 г.
    Одиссей покидает Итаку. Бульдоги под ковром
    2014 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2022 г.

    Самиздат и фэнзины:

    Гея № 8
    1989 г.

    Аудиокниги:

    Одиссей покидает Итаку
    2006 г.
    Гамбит бубновой дамы
    2019 г.
    Одиссей покидает Итаку
    2019 г.




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  39  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Кратко — самое большое разочарование последнего времени.

    Что называется «купился» на положительные отзывы. В результате — дочитывал с трудом.

    Первое. Что «натёрло мозоль мне на мозгах» – неумение автора определить место отступления для подачи нужной информации или философских размышлений. В итоге получаем картинку с которой каждый не единожды сталкивался в жизни — занудный и самовлюблённый рассказчик начинает словами: «Шо со мной вчера было – это бомба! Идём мы с Лёхой по Дерибасовской… Ты знаешь Лёху? Да нет, ты должен его знать, он же учился на параллельном потоке, ну тот который твою Светку клеил. Как не твою, не заливай….» И дальше на пять часов бреда и выяснения отношений о Лёхе, Светке, и прочих персонажах… А ты сидишь и думаешь: «Ну и где рассказ «про вчера», и на кой ляд мне все твои лёхи и светки?..»

    Второе. Автор, очевидно, уверовал в идею, что чем больше рефлексии в книге – тем большим интеллигентом ты выглядишь. В результате, вполне себе нормальные люди превращаются в эдаких «мини-раскольниковых». Ну, далеко автору до Достоевского... мелкие и не настоящие раскольниковы выходят. Надувают щёки, водют глазами, «пафосно думают» о судьмах мира и галактик… а – не верю. Почему? А почему настоящему Раскольникову верю? Наверное, «шо-то в консерватории надо править».

    Третье. Самое смешное… и грустное для автора. Он-то думает небось, что обличая «бездарное, преступное, тоталитарное» прошлое он как «Свободомыслящий» человек – свободен от штампов и идеологических шор. Видать не оглядывался вокруг… потому как всё о чём он говорит и есть на сегодняшний день правящая идеология. А читать очередное выступление г-на Ельцино-Медведева на тему «типо» свободы и демократии нет ни малейшего желания. Зубы сводит. Тем более, что стоит совсем намного напрячься, найти пару-тройку исторических документов и вдруг обнаруживается, что «сатрапы и душегубы» сделали для людей гораздо больше чем самые великие нынешние «языкомпотрясателивселенной»; да и «тысячапятсотмульёновмулиардов» жертв существуют только в воображении борцов с ветряными мельницами, а на деле всё нааамного скромнее и не выходит за пределы представления даже современных демократий о репрессивном государственном аппарате, не говоря уж о тогдашних…

    Отвлёкся немного. Просто надоело промывание мозгов на новый манер.

    Четвёртое. «Детский» какой-то, местами, уровень фантастики. Не покидало ощущение, что автор современник не Головачёва, а Жюль Верна. Азимов в «Конце Вечности» (та же идея хроноколодцев вне времни, что и Замок) выглядит намного более современным, хотя и написал он её в1955г. Я уж молчу о головачёвском хронобурении в «Смутном времени»…

    И в заключение… Отложив книгу после прочтения не испытал ничего кроме досады.

    Не понравилась в целом.

    Естественно не буду читать и серию.

    Оценка: 5
    – [  36  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Знаете, я до прочтения этой книги не очень-то любил коммунистов, но после прочтения антипатий стало намного меньше, даже появилось желание защищать их. Причина проста : скажи мне кто твой враг и я скажу кто ты, а Звягинцев, меня сильно раздражал уже под конец книги. «Живые» герои на деле оказались рядовыми фанфаронами и пустобаями с гипертрофированной самооценкой. В обычной жизни ничего не добились, однако туда же, лезут руководить сверхдержавой, лезут учить маршалов и министров как надо работать! Логических ошибок куча : то говорится что Ирина знает о своей службе меньше чем рядовая советская женщина знает о КГБ то с уверенностью говорит какая техника у них есть а какой быть не может. Про устройство перемещения между мирами, переделанное из телевизора и магнитофона и говорить не хочу, это сюжет максимум для начальной школы. Еще отмечу что в описании инопланетян и землян будущего нет и намека на оригинальность : землян в будущем так описали десятки советских авторов до Звягинцева, инопланетяне с Вальгаллы это обычные среднеазиатские народы помещенные на другую планету, а аггры и форзейли словно сошли со страниц со стандартного шпионского романа[

    Оценка: 2
    – [  32  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Попал я на эту книгу то ли по рекомендации фантлаба, то ли через поиск по жанру. Первоначально аннотация меня немного отпугнула (согласитесь, она так похожа на аннотации к тем тысячам одинаковых книжек в мягких обложках с какой-нибудь яркой картинкой, которые так распространены сейчас в книжных магазинах), но я не внял интуиции и все же этот роман прочитал. Оказалось, что интуиция не подвела :-)

    Для начала все же плюсы:

    - несмотря на довольно-таки немаленький объем, роман очень легко и непринужденно читается, можно буквально за несколько вечеров прочитать;

    - начало понравилось, обещало интересное развитие сюжета, интересно было читать дневники главного героя.

    На этом, собственно, все. А вот на другой чаше весов, увы:

    - герои. Если в 1980-х годах в книге их еще можно было различить по поступкам, словам, то на Валгалле, во время войны, в замке они абсолютно одинаковы (от слова «совсем»). Они говорят одно и то же, действуют так же, их можно с успехом поменять местами и подмены с большой вероятностью никто не заметит;

    - снова герои. Они «слишком» герои. Этим, правда, грешат очень многие писатели, но тут, на мой взгляд, это слишком явно: изобретатель практически с легкостью придумывает и реализует технику инопланетного уровня (на транзисторах, видимо), другой самостоятельно разрабатывает методику специальной подготовки (почти ниндзя, если не больше), бывший морской офицер с легкостью ведет и организовывает боевые действия на суше в 1941-м году (ну а что, он же военный, значит, все может), десантник в отставке становится командармом (разницы в командовании взводом и армией почти никакой, только людей чуть больше), а журналист и психолог и вовсе некоторое время управляет государством (выходит, что и кухарка тоже может?), заменяя товарища Сталина (о нем еще будет сказана пара слов);

    - рояли в кустах и штампы. Их тысячи. Очевидно, что сложнейшие устройства по управлению пространством и временем можно собрать в гараже из подручных материалов (почти как Шурик в известном фильме, хотя там жанр все же несколько иной), если терпит крушение космический корабль, то выжившие должны попасть на необитаемую по их представлению планету и чуть не умереть в метрах, буквально, от человеческого жилья и спасения.

    - Сталин. Очень часто бывает, что писатели (и фантасты, как ни странно, тоже) не могут вырваться за грань своего времени. Было такое время, когда практически повсеместно считалось, что во всех бедах был виновен лично товарищ Сталин, победа была достигнут вопреки, дальше можно долго продолжать (тут можно вспомнить известный довольно стих «Сталин аццкий сотона»). Обсуждать личность и деятельность товарища Сталина здесь, наверное, смысла особого нет, но вот к автору придраться все же можно. Сталин, у него злой. Просто злой, потому что плохой злой, на уровне детского сада. Он отправляет людей в лагеря, расстреливает их, нарушает заветы Ленина, в общем ведет себя так, как положено вести себя кровавому тирану в дешевом боевике. Получается это все очень похожим на «раскидистую клюкву». Честно говоря, я даже удивлен, что Жуков здесь показан не бездарным командиром, заваливающим врага трупами в стиле «бабы еще нарожают». В общем: «в ГУЛаг и расстрелять, товарищ».

    - простота. Все у автора сделать очень просто: уничтожить технику пришельцев просто, собрать свой мега-агрегат в гараже просто, обмануть пришельцев просто. Берию убрать просто, выпустить всех из лагерей просто, управлять государством проще некуда. Самое главное: историю изменить просто. Захотел, обустроил оборонительные рубежи, враг и не заметит, перевез дивизии из Сибири, никто и не в курсе, подготовил новые аэродромы, никто ничего не знает. Ну а что, спутников же нет, как немцы увидят-то? Немцы же педантичны донельзя: в другой реальности они напали 22 июня, значит и тут так же надо. Планы нападения? Да нет, никто не меняет, не в курсе же про устройство обороны. Шпионов задержали, самолеты-разведчики сбили? Ну и ладно, чего тут думать, план же уже есть. Дальше можно долго продолжать.

    В итоге впечатление невнятное какое-то, вроде и книга прочитана, вроде и какие-то эпизоды понравились, но хорошим я бы этот роман не назвал. В памяти надолго не останется, серию читать ни малейшего желания уже нет.

    Оценка: 6
    – [  31  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Ненавижу писать длинные отзывы, но есть такие произведения, которые невозможно оценить односложно. Каждая фраза, каждый факт – есть повод для комментария.

    Итак. Читала с большим интересом. Всё ждала, когда же начнётся то, за что у книги такие хвалебные отзывы… И, нет, дело не в том, что этот жанр – попаданцы и инопланетный разум – не мой жанр. Я и раньше читала книги не моих жанров и, заканчивая, признавала, что книга не плоха, просто не моя. Но тут…

    Из плюсов – психологическая направленность книги. Вернее, мне нравился сам факт психологических изысканий героев, но не их результаты. Из-за полного игнора элементарных законов психологии и неспособности героев мыслить логически, люди патологически не понимали ни себя, ни окружающих, хотя времени на психоанализ уходило больше, чем на спасение мира. Из отсутствия логичности мысли следовало отсутствие логичности поступков. Герои ведут себя не так, как было бы единственно рационально в конкретной ситуации, а так, как удобно автору, чтобы развивать интригу и плести свои лирико-философские рассуждения. Попав в новое место и познакомившись с новыми людьми, герои вместо того, чтобы выяснять, куда они попали и с кем познакомились, начинаю читать друг другу стихи. А логика автора вообще абсурдна. «А что это у вас на поясе болтается? – Кобура. – А для чего это? – Для пистолета. – А, тогда понятно». По определению не глупый и эрудированный астронавт XXIII века знает, что такое пистолет, но не знает что такое кобура? Даже самый тупой неуч XX века, попав даже в X век, сообразит, что такое ножны! Люди XXII века знают о XX веке так же мало, как люди XX века о веке XVIII. Почему? — потому что и там и там промежуток по два столетия. Автор серьёзно не понимает, что уровень наших знаний об истории определяется не прошедшим временем, а количеством сохранившийся источников? Словом, даже двух страниц подряд не набиралось, чтобы, читая, не воскликнуть: «как?», или «зачем?», или «почему?». Если есть волшебный телепортёр – зачем колоть дрова в запас, опасаясь, что их может не хватить? Как в ситуации совершенно аналогичной Дефо, Пятница за два дня может бегло заговорить на языке Робинзона? Почему, строя тайное убежище, на вечеринку по поводу окончания строительства зовут кучу народа, включая незнакомцев?

    Характеры созданы ходульно, но по всем правилам мужского эгоцентризма. Старозаветный рыцарь на необозримый срок покидает любимую девушку (даже не объяснив ей толком, что она любимая), а когда через годы ей надоедает его ждать и она желает устраивать свою жизнь – оказывается, что это единолично она виновата в том, что ничего у них не сложилось. Герои – ходячие энциклопедии, набитые цитатами из классики на языках оригиналов, и супермены вселенского масштаба (в одном флаконе). Все мужчины такие супер-пупер честные-умные-смелые-сильные-талантливые-нравственные, что остальные миллиарды мужчин планеты всех эпох – откровенный шлак под их ногами. Несмотря на это, до того, как им на головы свалились пришельцы, герои прозябали безвестными одинокими неудачниками. Но они по определению самого Звягинцева, существуют в собственной системе (нравственных) координат. Видимо поэтому в нормальном обществе эти самые супер-пупер разгерои, опьянённые безграничностью своих возможностей, ведут себя по-хамски. Оказываются в новых обстоятельствах, но продолжают вести себя всегда и везде одинаково откровенно по-сволочному, с брезгливым презрением поплёвывая на нормы времени и здравый смысл и с упоением эпатируя окружающих людей, всевластием не наделённых.

    В сюжете нет естественной непринуждённости событий, которые случаются сами собой, а не волей автора – он вял, тянется неохотно и преимущественно за уши, а, прочитав очередную сотню страниц, понимаешь, что событий набежало с гулькин нос. Зато в избытке пустой трёп затянутых на десятки страниц разговоров. Фантастическая составляющая сводится к тому, чтобы связать в кучу кучу непонятных слов; манипуляции со временем и пространством даны как таковые: автор даже сам для себя не стал продумывать механизмы, торопясь перейти к тому, о чём ему писать приятнее. А приятно ему расшаркиваться в философствовании и смаковать, что может захотеть горстка одиноких мужиков, у которых вдруг откуда ни возьмись появятся скатерть-самобранка, телепортёр и машина времени (в одном флаконе).

    Дальше безвкусный и фальшивый, уже изрядно затасканный тысячами плохих писателей поворот. Герой попадает в чужое время и оказывается супер крут. Только тут ситуация вовсе не безобидна: советских солдат 1941-го учит воевать настроенный антисоветски попаданец! Непонятно только, зачем: слишком отчётливо мелькает высокомерно-презрительное отношение автора и к войне (дескать, игрушечная она была), и к победе (дескать, ничего-то не принесла).

    Но дальше – ещё больше! Дубль два прыжка в 41-й вообще предлагает нам пересмотреть, кто за что воевал и кто победил. Спойлер: это будут всё те же попаданцы, которые (с этим сложно спорить) лучше Жукова и Сталина знают, как нужно побеждать немцев, потому что Жуков и Сталин делали историю (неправильно, само собой) в реальном времени, а наши попаданцы только оценивали её, уже кем-то сделанную (и оценили, само собой, правильно). С одной стороны, я могу понять желание мальчики-идеалиста переписать начисто черновик истории, когда полвека спустя становятся очевидны допущенные ошибки. С другой стороны, как-то претит, что мужчина-писатель, вместо того, чтобы создавать собственные истории и сюжеты, пыжиться доказать, как он крепок задним умом историю идеологически перелаживать. Ядовитая антисоветчина автора, маленькими дозами разлитая по всему роману, в главах о войне явно стремится к передозировке. А историческая оценка автора (и его героев) так же узколоба, как и линия партии эпохи «большого террора». Только с обратным вектором. Тухачевский – хороший, Будённый – дурак. Всё! Никаких оговорок, полутонов и архивных материалов. Только тезисы XX съезда и шепоток «Голоса Америки». Нет, я не отрицаю репрессий тридцатых и могу согласиться с разумной критикой «застоя», но субъективная ненависть к Сталину – это одно, а делать его маньяком и идиотом – это уже совсем другое. Вообще все вокруг умных-умных героев – сплошные идиоты. Немцы идиоты потому что в упор не видят внезапную подготовку к войне; русские идиоты, потому что любят Родину такой, какая она есть, а не такой, какой хотят её слепить наши попаданцы; а Сталин идиот… ну просто потому, что он идиот… Зато наши попаданцы настолько гениальны, что с такими дилетантски-некомпетентными распоряжениями точно ход войны изменят. А именно: Советы с треском продуют всю войну уже к зиме 41-го. НКВД разогнать, а все его функции похерить, авиации в любых обстоятельствах летать только полками… Что?

    И мало что меня так бесит в книгах про попаданцев, как то, что люди начинают в чужом по сути мире наводить свои порядки – с высоты знаний и идеалов, которых ещё не существует. Со своим уставом в чужой монастырь – в любом случае некрасиво, но тут и «устав» откровенно чуждый, и «монастырь» слишком свой, чтобы такое неуважение к нему проявлять. Через годик-другой современный последователь автора напишет, как новые попаданцы, рухнув в 41-й, начнут там продвигать радости принадлежности к ЛГБТ. Смешно? Горько… Нельзя, ну нельзя нормальность своего мира автоматически считать благом для всех других миров и времён и везде её насаждать! Двое героев задаются вопросом: кто решил, что Сталинская система – это хорошо? Да всего лишь полстраны. Сколько процентов населения согласны с тем, что задуманные героями реформы – есть беспросветное благо? Да только они двое. А если люди поголовно эти реформы не принимают, значит, проблема в людях, а не в реформах. Особенно много проблем с врагами всего человечества – энкаведешниками, которые страшны тем, что продолжают выполнять приказы, которые для них никто не отменял. Давить без суда и следствия этих негодяев! И Берия нервно курит в сторонке от той «демократии», которую мутят в стране заместо его «террора»…

    Из отзыва сугубо ИМХО вытекает такой же сугубо ИМХО вывод. С такими диаметрально противоположными взглядами на абсолютно всё нам с автором бескомпромиссно не по пути, и впредь я буду старательно избегать даже случайного контакта с его творчеством. Признаю, что автор при определённых оговорках мог бы считаться неплохим литератором, но он совершенно несостоятелен ни как психолог, ни как фантаст, способный к созданию целостной метафизической картины, ни, к сожалению, как наследник собственной истории. Но вместо того, чтобы раскрывать сильные свои стороны, автор с непробиваемой самоуверенностью ломится в те сферы, которые ему лучше обойти. Я слишком категорична? Не я первая начала: если автор позволяет себе односложно и безапелляционно трактовать сложные исторические фигуры (хороший – плохой), то обязан быть готов к такой же однозначной трактовке и в отношении себя.

    Некоторые книги ценны только при прочтении в правильном возрасте. А эта имеет свою ценность строго в привязке ко времени создания. Тогда это могло быть оценено и оценено высоко. Железный занавес рухнул, уже можно писать не только соцреализм, но и… всякое такое-разэдакое… Достоевский ненавидим со школы, Семёнов обрыг, Дюма иностранец, Дж.Р.Мартина ещё не существует – там и тогда даже данные потуги к созданию чего-то диковинного заслуженно могли цениться. Там и тогда. Но откуда у книги такие хвалебные отзывы и по сей день? Потому что мир прекрасен в своём многообразии! Нет такого продукта, который не нашёл бы своего потребителя. То, что я считаю гениальным, для кого-то чушь чистой воды; то, что для меня дрянь, для кого-то шедевр. Так бывает. И это хорошо.

    Оценка: 3
    – [  27  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Очень противоречивое впечатление от книги. В первой части книги, где дело происходит в 80-х годах 20 века автору удалось нарисовать группу ГГ вызывающих симпатию, хотя и очень непохожих на среднестатистических людей той эпохи. Они по замыслу автора и не являются среднестатистическими. Да и сам дух этого времени передан душевно и атмосферно — самому удалось немного зацепить.

    Фантастическая составляющая тоже нетривиальна: хроноопера, спецслужбы пришельцев ведущие тайные операции по изменению истории, интриги, оригинальные ходы ГГероев. Для времени написания книги очень хороший уровень.

    Но когда автор полез в альтернативную историю ВОВ и начал транслировать всю эту либерально-огоньковскую антисталинскую пропаганду стало как-то грустно. Видно, что душа у автора за державу то болит, но стремно это, когда поколение инфантильных идеалистов, которые проХХХли СССР за джинсы и жвачку, отправляется в 41 год учить тех, кто дал по зубам объединенной армии Евросоюза (3-го Рейха). Да еще и прославляя по ходу дела врагов да предателей и валяя в грязи людей, которым мы обязаны ядерной бомбой и ядерной энергетикой. Самое отвратительное, что автор искренне верит в тот бред, который написал и транслирует эту свою уверенность малообразованной публике.

    Зная как все вышло, легко сказать как надо было делать. А.П.Сидоренко в книге «Последний шанс» гораздо интереснее раскрывает тему попаданцев к Сталину. Эта книга к сожалению не каталогизирована на ФЛ, но зато есть в свободном доступе в сети.

    Читая все эти книги с альтернативной историей 20 века, невольно задаешься вопросом: а не является ли фактическая история, которую мы так или иначе знаем результатом чьего-то вмешательства и корректировки. Ведь коллективный подвиг советского народа был возможен только при таком строе, идеологии и менталитете. Первая мировая показала, что Российская Империя, имя вроде бы значительно лучшие социальные, экономические, людские ресурсы не смогла противостоять Германии, воевавшей на два фронта. А дальше следует цепочка событий просто невероятных с историческо-логической точки зрения: красные побеждают белых, огромная масса людей поверила в определенные идеи, которые до этого и после воспринимались не иначе как утопичные, Сталин одолел Троцкого, Тухачевского и Ко, СССР совершает мощнейший индустриальный рывок после бардака 1914-1929 (гораздо более крутого бардака, чем в 1990-х), США и ВБ выступают союзниками СССР в войне, народ совершает экономико-управленческий подвиг по переброске промышленности на восток, далее ядерная бомба, космос и пр. Не возникает ощущения, что какие-то очень крутые силы помогают России? Не вписывается в эти чудеса только военный провал начала войны, но и тут некоторые моменты поражают с лета 41-го по лето 43-го вроде бы полная жопа, а потом раз и в 44-м мы уже Европу освобождаем. Готовый сюжет для альтернативщиков прямо под ногами лежит.

    Оценка: 3
    – [  26  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Это какой-то ужас. Я бы назвал жанр, в котором написан этот роман- «роман месть.» Месть обиженного подростка всему несправедливому миру. Не любят девушки в классе- есть инопланетянки красивее. Напортачил на лабораторной по физике? Есть друг, который походя изобретает «черные дыры», или что там нужно в данный момент? Не нравится история? Садимся на броневик, едем в прошлое, и громим-громим-громим вражеских стратегов, плохих или «неразумных» наших дядей, поворачиваем реки вспять. Внезапная контрольная по алгебре? Это инопланетяне строят козни. Но есть друг Антоха, который инопланетянин еще круче. А еще он подарит мне крутую тачку и пачку денег. Да! И обязательно черный браунинг! Кто-то не любит Гумилева? Нате, читайте через страницу Гумилева! И все это с участием «около-комсомольских» характеров, но алкающих буржуазной красивой жизни и в окружении «девушек месяца плейбоя», но в то же время девушек с ахматовским томлением. По сюжету в кустах разбросаны не рояли, а целые «роялевые комбинаты». Стотысячелетняя цивилизация падающая под напором судовых механиков на танке. Стотысячелетняя мораль падающая под напором бородатых мужиков в хаки... Фантастическая нелепица!

    PS: А вдруг это всего-лишь пародия?

    Оценка: 1
    – [  22  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Начало романа понравилось. Это когда первый визит героя в недавнее прошлое. Довольно свежо написано, и автору веришь. Это лучшая часть Звягинцева. А потом как-то все хуже и хуже. Что больше всего не понравилось? Наивность и инфантильность главных героев. Среди самых заветных чаяний – построить супердачу как у новых русских, натащить туда всякого барахла. Женщины чтоб тоже были. Отсидеться, попивая пиво «Туборг». Как-то всё мелко, по мещански. Потом, вроде, и приключения идут. Но не трогает. Потому как такие герои, ну, не могут у меня вызвать уважение. Хотя, может, автор выразил этим подспудные мечты и чаянья своего поколения в 90-х? Тогда всё равно какое-то несимпатичное это поколение получается.

    Оценка: 4
    – [  22  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Роман для девяностых...С клеймением преступного сталинизма и жаждой демократии. Сейчас упоминание военного гения Тухачевского и Блюхера может вызвать только улыбку. Если по мнению автора, все жизнь Сталина, все его поступки-череда преступлений, то что можно сказать о нынешних правителях?

    Роман для своего времени. Не понравился. Хотя на вкус и цвет..)

    Оценка: 3
    – [  17  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Я пишу эту рецензию не сразу после прочтения книги. Прошло всего пару месяцев, мои впечатления оформились, а содержание романа утряслось в голове. Мне всегда казалось, что по прошествии некоторого времени память сохраняет самые яркие, самые сочные и вкусные моменты книги, что позволяет оценить ее более объективно, нежели в рецензии, написанной сразу же после того, как перелистнешь последнюю страницу.

    Книга показалось мне довольно пустой, довольно расплывчатой и однообразной с некой патриотической жилкой и тоской о светлом будущем, загубленном злющим кровавым диктатором — Сталиным. Казалось бы, такой могучий том, а вспоминается всего пара-тройка моментов, да и те не столько потому, что какие-то особенно яркие, а потому, что вызвали у меня удивление.

    1) Любовная история (истории). Удивительно, но истории однообразны. Настолько, что даже автор говорит прямым текстом: как удивителен рок судьбы, которые заставляет героев проходить через одни и те же испытания тарам-пам-пам, тарам-пам-пам. Серьезно, мне кажется, что автор скрывает за самоиронией истинную причину повтора — скудность сюжета. Первый раз любовная линия смотрелась неплохо, свежо. Во второй раз читать то же самое, только с другими героями — это слишком круто для меня. Мало того, герои-то другие только по именам. Архетипы те же, поступки те же и характеры примерно те же в обеих историях.

    2) Инопланетяне. Что им нужно? Зачем они здесь? Вообще ничего не ясно. По-моему их роль сродни какому-то фоновому стихийному бедствию, но не простому, а абсолютно бессмысленному. Вроде набега саранчи на Антарктиду во льдах. Ну да, набег. Ну и что, собственно? Под ногами только веселый хруст, да несколько противно наступать...

    3) Гении и герои. Кругом. Не беда, что вы противостоите втроем сверхцивилизации. Не беда, что у вас и оружия-то нет, а их ресурсы бесконечны. Ваш друг соберет в сараи при помощи ключа на 20, молотка и старого тостера машину времени или антигравитатор, а вы вспомните навыки нинзюцу, которые учили с друзьями в детском саду во время тихого часа.

    4) Злой товарищ Сталин. Я опущу момент, злой ли Сталин. Хитрость авторского замысла в другом... Помните американские спортивные фильмы? Да, нам совершенно чуждо, когда мальчик-изгой в очках с толстыми стеклами выходит на замену на последней минуте и отбивает мяч. Но ведь в этой книге то же самое. Мы ощущаем горечь войны, горечь неисправимую и позорную, когда в панике совершались тысячи необдуманных поступков, приводящих к смерти и разрушению. И вот вам — шанс. Рыцарь на белом коне все исправляет. Мы затаились, ждем победы... И да, по всем фронтам продвижение, шапки взмывают в воздух, солдаты чешут на правалах сытые животы, а потенциальные мертвецы первого года войны уже шествуют по Берлину. И вот мальчик отбивает мяч. В тот момент, когда всем известно, что мяч реально был потерян. Когда всем известо, что мальчика потом били на переменках долго и упорно. Ведь хорошо, правда? Но звучит так, будто бы он себя и других убедил в последствии, что мяч он отбил и радуется, что не было, ничего не было, не было ничего...

    Это ведь так просто. Есть же тоска по великой державе? Правда хорошо, когда советские войска доходят до Берлина в 42-м и идут дальше. И вот, в наше время мы живем при социализме, а что такое деньги наши дети уже не знают. Нам ведь нравятся утопии? Утопии с нами в главной роли, он же мечты?

    В итоге же я считаю, что роман более чем средний. Нет характеров. Нет логики. Нет событий. Есть искусственная радость мнимой победы и вообще-то неплохая сама по себе первая любовная линия. Не плохо, нет. Просто совершенно средне.

    Оценка: 6
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Прочитал отзыв на книгу от читателя с ником O.K. (самый популярный в топе списка). Честно могу сказать, что ни прибавить, ни убавить мне нечего. Согласен со всем написанным. Просто хотел бы поделиться своим скромным эмоциональным впечатлением от романа, с которым я познакомился дважды в 1993 и недавно в 2023 гг.. Одна и та же книга, но какое разное восприятие и послевкусие от прочитанного. Ведь прошла целая эпоха, когда я первый раз взял эту книгу в руки, то на дворе был 1993 г. , а вокруг хаос и разруха, нищие и потерянные люди, нравственно и эмоционально опусташенные, без веры в будущее, но с ненавистью в сердце к недавнему прошлому когда-то великой страны. Из каждого утюга кричали голоса о Великом демократическом выборе и о том, что хорошо бы вычеркнуть из памяти все 70 лет «кровавой«истории. Тогда эта книга стала для меня еще школьника старших классов откровением и в общем отвечала внутреннему запросу. Многие вокруг меня именно так и смотрели на окружающий мир, как и Автор. А недавно решил перечитать всю серию, чтобы сравнить себя самого тогда и сегодня. Насколько потрясло меня первое знакомство с романом в 1993 г., настолько же велико было мое разочарование, когда я перечитал его сегодня в мае 2023 г. Мне стыдно за себя молодого и глупого, за автора, и больно за свою страну. На самом же деле, ничего нового автор не придумал, он всего лишь удачно и своевременно поспекулировал на ожиданиях общества того времени. Есть ли вина автора в этом? Ничуть. Все мы были хороши тогда, разрушая своими руками то, что создавалось поколениями наших предков, втаптывая в грязь и хорошее, и плохое, отрицая себя самих, вычеркивая себя из пространства и времени. Да. Роман не блещет гениальностью, но талантливо написан. Спасибо автору хотя бы уже за то, что заставил еще раз посмотреть на себя со стороны, подвести эмоционально-нравственную черту под опытом прожитого.

    Оценка: 5
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Роман прочитал недавно и он уже успел устареть. Читал его, как анахронизм 80-х. Также роман чересчур затянут и много ненужной специальной информации. Вторая часть книги действительно намного интереснее, так-как разговоры и монологи героев заканчиваются и наконец-то начинается альтернативная история. За первую часть роману поставил 2, за вторую твердую 8, в итоге 5.

    Оценка: 5
    – [  12  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Никак не мог подступиться к вселенной Василия Звягинцева. Вроде и тема для меня интересная и оценки с рекомендациями самые благоприятные. Однако душа не лежала, а вернее категорически отрицала, на интуитивном уровне, любую сопричастность с этим произведением. Понимаю, что словосочетание «душа на интуитивном уровне» — бредово звучит. Но более точного образа, моего нерационального отношения к этой ситуации, подобрать не смог. Когда, наперекор своей песне, все же начал читать, ожидаемо пошло очень тяжело.

    То, что автор гуманитарий, понимаешь сразу, когда главные герои начинают декламировать отрывки из поэзии Гумилёва, Блока, Эмигранта. Вечерами почитывают Буссенара, Пастернака, и что-нибудь из Екклесиаста на сон грядущий. Такая культурная агрессия, немного напрягала своей неуместностью. В начале я смирился и даже пару раз отвлекался для повышения своей эрудиции. Однако дальше это стало превращаться в банальное позёрство. Ощущение нестыковки и нежизнеспособности описываемых ситуаций создавал запах папье-маше театральных декораций. Где главное внешняя красота а не функциональность.

    Второй напрягающий момент, также связан с главными героями. Автор озвучивает что они все своеобразная не кондиция современного общества. Но вспыхивают сверхновой звездой в критической ситуации. Однако у меня сложилось впечатление о них, как о высокомерных эстетах не пришедших ко двору гаденьких власть имущих. Вылитые в бронзе, они мироточат сусальным золотом от своей правильности, образованности, исключительности, в лёгкую расправляясь со всеми недругами. Почему они не могли до этого сбиться в команду и прогнуть этот мир под себя, непонятно. То ли много лени, то ли мало денег?

    Также очень удивили недруги главных героев (коварные инопланетяне), ставшие катализатором для выше описываемых сверх людей. Одни злобные и тупые, другие хитрые интриганы, но обыграть которых плёвое дело. Окончательно добили меня потомки из будущего и представители иной цивилизации (третьей по счёту). На фоне наших богатырей, первые выглядят инфантильными слабаками, а вторые папуасами на дирижаблях. Тут стало ясно что читать дальше не стоит, в поддавки играть неинтересно, а «душа на интуитивном уровне» была права.

    Оценка: 6
    – [  12  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Возлагал надежды на автора и книгу, однако, прочитав три четверти, понял — не моё. Интересная завязка, перспективные сюжетные ходы теряются для меня на фоне сплошных психологических переживаний героев. Для кого-то возможно интересны судьбы любовных треугольников, вторая жизнь романов юности и переживания барышни в ожидании своего героя, но меня увольте. Когда многие десятки страниц вышеперечисленное идёт лейтмотивом, а сами присущие фантастическому произведения сюжетные актуализации уныло ожидают в сторонке, становится неинтересно. Ни динамики, ни остроты. Не стал дочитывать до конца.

    Оценка: 4
    – [  12  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Для времени, в которое была написана эта книга — настоящий прорыв. Читать этот роман было сплошным удовольствием, не ожидал, что меня может настолько увлечь произведение, в котором не происходит практически никаких событий. Наверное, я не совсем правильно выразился, события происходят, встреча с пришельцами из будущего, инопланетяне, разногласия между пришельцами, просто все это описано без всяких перестрелок, схваток, а решается все с помощью головы и правильного планирования.

    События развиваются неспешно, автор подробно описывает взаимоотношения между героями, у каждого из участников событий была своя жизнь, и Звягинцев показывает жизнь до пришельцев и после. Чтение этой книги напоминает старые шпионские романы, где кроме слежки и погони, есть место любви и ненависти, наблюдению за природой и близкими друзьями, изменению личности под давлением новых обстоятельств и самое главное, что автор дает возможность выбора пути, насильно никого не затягивают в эту жизнь, только осознанный выбор.

    Этот роман представляет из себя смесь фантастики и альтернативной истории, причем фантастическая часть написана на высоком уровне, с применением необходимых терминов и пояснений, все обосновано и разложено по полочкам, создается достоверная информативная база, чтобы читатель смог разобраться в происходящем и понять механизм путешествий во времени. Альтернативная часть написана с большим размахом, герои полностью меняют известную историю, выигрывают войну и снижают до минимума людские потери СССР, к чему это приведет неизвестно, так как автор ловко играет с мирами и не исключено, что все это произойдет в параллельном мире.

    Отличное начало цикла, чувствуется размах и потенциал автора, поле деятельности огромное и необходимо только находить нужные ходы, чтобы вся серия двигалась в правильном направлении.

    Оценка: 9
    – [  12  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Книгу эту я читал долго, уж не знаю почему, хотя всё меня в ней устраивало. Но вот как-то так получилось. Может из-за объёма иногда хотелось переключиться на что-то другое, может из-за некоторых мест, в которых действие надолго теряет напряжение и тогда становится явственно видно, сколько страниц ещё впереди. Но вот роман прочитан. И первым делом хочется заявить, что совершенно не жалею, ни о покупке, ни о потраченном времени, ни о некоторых не сделанных вовремя делах, виной чему можно поставить часы увлечения некоторыми частями книги. Последняя страница перевёрнута и осталось чувство хорошего удовлетворения от того, что ознакомился с ещё одним ярким явлением в литературе и в отечественной фантастике в частности. Приятное чувство. Тем более чтение это не прошло в пустую. Есть очень занимательные места, есть настоящие находки в сюжетном плане, есть много поучительного, а так же эмоционального. Хороший роман, хорошее литературное произведение.

    Фантастику, основанную на описании альтернативной истории я не очень-то воспринимаю. Не мой вкус, не мой жанр, а может быть с слишком малым количеством образчиков данного направления я знаком. Но что-то, что бы меня поразило или слишком уж заинтересовало, такое припомнить тяжеловато. Можно привести несколько примеров из тиражных и популярных у нас авторов, но это всё немного не то. А вот роман «Одиссей покидает Итаку» может быть и будет для меня в будущем неким эталоном что ли, по которому буду мерить остальное из подобного. Особенно, если учесть, что альтернативкой роман является лишь косвенно. Конечно, основная идея, то ради чего это писалось и то, ради чего читателя так долго автор готовил, основывается как раз таки на попытке изменении главными героями существующей истории. Очень уж грозной инопланетной цивилизации понадобилась альтернативная ветвь. Но вот в целом книгу можно назвать каким угодно словосочетанием. Удачно переплетаются в ней хронопутешествия, контакты с внеземным, приключения тела, искания духа и целая история нескольких личностей, взаимоотношений между ними и всё это в хорошей увлекательной форме и написано весьма и весьма неплохим языком.

    О языке. Пусть он на первый взгляд напоминает лучшие образцы передовой советской фантастики, но вот какая-то особая литературность в нём присутствует. Неплохой словарный запас, удачное сочетание и чередование описания, повествования и диалогов, гладкость текста, хорошая структура строения предложений. Нет никакого нагромождения сложносочиненных и сложноподчиненных строений. Из-за этого читабельность просто удивительная.

    А что касается диалогов, то при желании можно сказать, что живые люди так не разговаривают, что некоторые их высказывания похожи на декламацию с бумажки, что люди военные и технари все как один ещё и начитанные гуманитарии и сыплют цитатами направо и налево. Можно сказать, но не хочется. Потому что это всё не выглядит картинно или шаблонно. Всё воспринимается очень даже легко, просто и с интересом. А интерес ведь самое главное.

    Об интересе. А также о динамике и скорости сюжетного развития повествования. Да, есть места (а порой и целые главы), где действия не происходит никакого, а сплошь только сидение на одном месте и разговоры. Разговоры, мысли, действия, которые могут показаться нужными для дальнейшего хода событий, для налаживания отношений в небольшой группе людей, по воле случая оказавшихся вместе, в одной команде и разделивших одну дорогу. Долгое освоение Валгаллы, частая смена центрального персонажа, отсутствие развития основной линии. И причем читается это всё неплохо, но вот скучновато. Для меня порой настолько, что откладывал книгу на неделю, тем более ритм жизни такой, что иногда не до чтения совершенно, как бы грустно это не звучало. Потом я продолжал чтение. И знаете, что самое главное? Я тут же вспоминал, кто есть кто в этой истории и о чем шла речь. Вот это хорошая особенность данного романа. Наверное не зря автор столько времени раскладывал всё по полочкам. Но вот когда я читал, мне казалось, что объём порядком завышен, а когда книга дочитана, то и нет ощущения того, что что-то в ней было лишним, ненужным и громоздким.

    Пара слов об образах героев. Удивительное дело. Столько всего написано и рассказано, а некоторые персонажи так и остались загадкой. Особенно Воронцов. Слишком сложная, сильная и глубокая натура. Остальные тоже вроде как не до конца раскрыты, но вот насчет них есть ощущение, что в этой истории они отработали до конца и по полной. А вот Воронцов словно бы готовился сыграть какую-то особую роль, а не только спасение и вызволение своих друзей. Какую-то роль масштаба космического! Но этого не произошло. Да, возникает такое ощущение.

    И напоследок всё же об альтернативке. Чтение о действиях героев в годы Великой Отечественной войны просто потрясающее. Редко так захватывает и не отпускает. Читал, задержав дыхание, медленно, словно бы пропуская это всё через себя. Очень уж не хотелось, чтобы это закончилось. Очень хотелось, чтоб было продолжение, хотелось узнать как скоро наша страна выйдет победительницей и что после этого будет дальше. Жаль, что всё вот так оборвалось. Но!... Всё же я автору аплодирую стоя. Не буду говорить о том, что эти части были лучшим чтением за последний год, но скажу, что может быть этот роман когда-либо будет перечитан, может быть нет, но вот эти места будут перечитаны стопроцентно. Браво автору.

    Да, ещё очень мало было сказано о внеземных цивилизациях, много упомянуто, но мало рассказано. Может быть дальше всё изменится.

    Роман хорош. Рекомендую всем. А я нацелился на продолжение.

    Оценка: 8


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх