FantLab ru

Нил Стивенсон «Смешенье»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.71
Голосов:
568
Моя оценка:
-

подробнее

Смешенье

The Confusion

Роман, год; цикл «Енох Роот»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Алхимия и герметика.

«Королевское искусство» и «искусство королей».

Загадочная наука, связавшая в прочную цепь магов и авантюристов, философов и чернокнижников.

Алхимиков то принимали как равных, то жгли на кострах Святой инквизиции.

Перед вами — история одного из ПОСЛЕДНИХ АЛХИМИКОВ Европы.

История охоты за золотом царя Соломона — вожделенной мечтой адептов «королевского искусства», в которой принимают участие Ньютон и Лейбниц, Уотерхауз и Петр I.

История тайн и приключений, чудес и мистических открытий.

Вторая книга «Барочного цикла» — открывшего читателю новую грань таланта Нила Стивенсона.

В произведение входит:

  • Бонанца / Bonanza
  • Альянс / The Juncto

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Енох Роот»  >  роман-эпопею «Барочный цикл»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

лауреат
Портал, 2009 // Переводная книга ("АСТ")

лауреат
Мраморный фавн, 2008 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Смешенье
2008 г.
Смешенье
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Confusion
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Производственый роман для практикующих экономистов и интриганов»...

Лично мне очень понравился ход с последовательным чередование частей двух книг. Мир как бы упростился, стал понятнее и ... роднее, что ли? «Невкусных» подробностей, вроде пресловутой собачки, которую поминают почти все читавшие «Ртуть», и натуралистичного описания хирургических вмешательств стало не в пример меньше. Кроме того, исчезла часть «анжеличности», которая смазала мне удовольствие от третьей части «Ртути». Элиза из героини дамского романа превратилась в человека. Человека, способного болеть, страдать, терпеть неудачи; как-то она остепенилась. Хотя масштабность и значимость дел, за которыми в «Смешении» стоит герцогиня д'Аркашон, возросла многократно.

Немного наигранным показалось спасение Джека. Хотя в «Ртути» и упоминается спектакль «Эммедёр в Берберии», но обстоятельства пленения Джека и его состояние не оставляли надежды даже на выживание. Однако же, жив, курилка! И команду собрал и палки в колеса сильным мира ставит с прежней прытью.

На мой взгляд, масштабность и углубленность «Ртути» в «Смешении» уступила место приключенческой стороне жизни. Если в первой герои жили себе потихоньку, вводя нас в курс дела и позволяя вжиться в эпоху, увидеть ее во всем многоообразии, то теперь они принялись действовать. Со вполне конкретными целями. Как-то исподволь мы подощли к тезису, что миром правят финансисты. Когда нет денег, нет ... не только любви, как утверждает группа «Ленинград», но и вообще ничего. «Смешение» показывает, насколько разорительна и обременительна война, насколько хрупок рынок, демонстрирует, как тайные финансовые механизмы превращают заклятых врагов в надежных партнеров...

Словом, с нетерпением жду третьей части, в которой Англия должна выйти на ведущие позиции и стать Британской колониальной империей.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я продолжаю получать большое удовольствие от книг Стивенсона. Да, это криптоистория. Да, это приключенческий роман. Да, рояли в кустах присутствуют — но это изначально заданная условность в этом жанре. А встреча Эдмона Дантеса с единственным человеком, который мог ему все объяснить, всему научить, да еще и умереть вовремя — это не рояль? И что теперь — осудим «Графа Монте-Кристо» за отсутствие реализма?

Пожалуй, первое, что приходит на ум — «Наследник из Калькутты». Только здесь друзья все-таки иногда погибают, и зубы от цинги — выпадают, и конечности утрачиваются.

Книга — на любителя жанра.

И это прекрасно иллюстрирует уважаемый GomerX. — У меня, например, в принципе не укладывается в голове, как можно ставить Олдям и Стивенсону двойки и тройки, а Филипу Дику — девятки и восьмерки (хотя во многих других оценках я вполне с ним согласен). На мой взгляд — Дик вообще не литература, а некий смутный набор заготовок для последующего литературного воплощения, поскольку при мощной фантазии, язык и система образов, характеры — на уровне «Как я провел лето». Но это для меня. А любители жанра восхищаются.

Вся обширность замысла барочного цикла, я бы даже сказал — экуменичность — диктует многие правила игры, которые сначала мы, может быть, не совсем поняли, но к середине 4-5 книги становятся вполне очевидными.

Поэтому — ребята, ну не мучайтесь. Хороших книг много, а Стивенсон слишком объемен, чтобы его читали только из желания возмущенно отбросить.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Острое варево Нила Стивенсона

Стивенсон так закончил «Ртуть», что напрашивался вывод – впереди будет ещё интереснее и сильнее. Не могу сказать, что вывод оказался правильным. «Смешенье» заметно отличается от «Ртути». Время действия примерно то же, почти все герои добрались до второго романа. Изменилась география, изменился временной разброс действия. Но больше все изменились акценты. Если «Ртуть» была гимном науке и\или алхимии, в ней была тяга к исследованиям, в ней были неоднозначные, но любопытные ученые. Всё повествование было пронизано научным познанием, столкновением парадигм (по тому самому Гуку, естественно). В «Смешенье» же акцент смещен на приключения, хотя отведено место и науке. И вроде бы при этих словах перед глазами должна встать картина беспредельного экшена, но ничего не выходит. И «Ртуть», и «Смешенье» страдают обилием воды. Правда, в «Ртути» она помогала ощутить атмосферу рубежа XVII-XVIII веков, Европу, научный (и псевдонаучный) подход, то в «Смешенье» вода пользы не несёт. И это самый главный минус романа.

Сюжет состоит из нескольких неравных частей.

Элиза продолжает свою придворную жизнь. Можно сказать, она добивается успеха в финансовом и любовном плане. Правда, ей мало достигнутого. Поэтому Элиза вновь и вновь пускается в авантюры – ищет любовников, ищет, где бы урвать кусок пирога побольше. Пожалуй, она отлично олицетворяет пример слепой погони за мечтой. Элизу отнюдь нельзя назвать счастливой. Да и кто позавидует её жизни? Читать про приключения Элизы скучно – это практически всегда только разговоры о деньгах и\или о постельных утехах. Пусто.

Джек Шафто. Еще в прошлом романе казалось, что его судьба закончится либо в пасти акулы, либо в безвестной смерти. Однако, Стивенсон не согласен на подобное. Именно Джек и будет отвечать за основной массив приключений в «Смешенье». И хотя даже в них полно воды, Джек хотя бы как-то двигает сюжет и заставляет порой удивляться его находчивости. Джек тоже ищет деньги, но он делает это как-то…более человечно что ли. Он не забывает про свои идеалы и обещания. Его приключения состоят не только из интриг, которыми грешит Элиза. Так же понравилась команда Джека. Не «Друзья Оуэшена», но вполне себе.

Боб Шафто. Вот уж кто приятно удивил. Стивенсон отвел мало времени брату Джека, но Боб этим временем распорядился очень хорошо. Он по-прежнему движется к своей цели, которая, о удивление, отлична от целей Джека и Элизы (то есть деньги Бобу не нужны). Цель Боба можно назвать даже благородной. Читать про Боба интересно, хоть и на страницах «Смешенья» этот герой появляется редко.

Даниель Уотерхауз, который вполне мог умереть в «Ртути» отошел далеко на задний план. Стивенсон практически напрочь забывает про этого интересного персонажа. Сперва о нём в «Ртути» забывают другие герои, теперь вот собственный создатель забывает. Даже немного обидно за Даниеля. В «Смешенье» Даниель – персонаж-функция, при помощи него автор попросту раскрывает некоторые детали, которые относятся, в основном, к Элизе. Но радует, что хотя бы Стивенсон не стал убивал Уотерхауза, хотя предпосылки к его смерти были.

Заключение: книга слабее «Ртути». До последних строк я настраивался, что придется-таки поставить оценку в 7 баллов, но поставил 8. Та же история была с «Вирусом Reamde». Но совесть не позволила. Ведь даже при всех провисаниях сюжета, при обилии воды, факт остается фактом – Стивенсон создал колоссальный труд, вложил в него много сил и времени, проработал мир (даже при условии, что мир-то уже создан, это не Арда Толкина с нуля, но 90% авторов не могут и готовый мир выписать так искусно, как Нил). Приступаю к «Системе мира», правда, немного с меньшими ожиданиями.

PS: почему Острое варево? Варево=смешенье, острое=колючее. Всё-таки пришлось немного расстроиться и постараться, чтобы дочитать книгу.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стивенсон, конечно же, чрезвычайно крут, — смешные упрёки в том, что он знает историю на уровне школьной программы, оставим на совести их авторов: для того, чтобы так вольно обращаться с историческим материалом, как он, нужно прочитать и, так сказать, пропустить через себя, ОСМЫСЛИТЬ, — просто для того, чтобы хотя бы решиться взяться за подобную историю на несколько тысяч страниц, — несколько сотен книг, причём настоящих исторических, а то и просто первоисточников, а не популярных книжонок для народа... И если Стивенсон и позволяет себе иногда приврать, то врёт он так хорошо, что отличить его ложь от правды сможет, как я подозреваю, только очень хороший специалист... И уж никак не человек, знакомый с историей 17 века в пределах школьной программы... в которой даже в советское время, помнится, англо-французской войне конца 17 века уделено было несколько строк. В нынешнее время, не удивлюсь, если о ней вообще не упоминается...

В отличие от «Ртути» сей опус действительно более приключенческий, и вся натурфилософия отодвинута на обочину сюжета, но сделано это вовсе не на потребу хавающему всё пиплу (чем Стивенсон, безусловно, порой грешит), а с одной целью — пропеть осанну тем, кто, как и те же натурфилософы, вложил свою весомую лепту в расцвет Запада. И звать этих ребят — авантюристы (главный из них — Джек Шафто) и жулики (главная из них — Элиза). В «политкорректном» варианте — первооткрыватели и финансовые гении. Таки да — ребята много чего наоткрывали — кто-то золотых или серебряных копей, а кто-то — супернадёжных схем в высасывании из простодушных и не столь финансово «одарённых» граждан тех же золота и серебра. Запад расцвёл, попутно придушив всех остальных претендентов на расцвет. Авантюристы и жулики положили начало всемирно известным династиям людей, которые нынче глубоко уважаемы и совершенно не обязаны для собственного прокорма заниматься грабежом и работорговлей. И какое кому дело до того, что их прадедушки и прабабушки грабили и воровали по-чёрному?

Не знаю, верит ли сам Стивенсон в то, что цивилизация, основанная на тотальном грабеже и разбое, заслуживает всяческого уважения и восхваления, но хвалит он и поёт осанну очень качественно и крайне убедительно. Особенно убедительно для той части своей целевой аудитории, которая знакома с историей на уровне школьной программы.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что мы уяснили из второй книги барочного опуса Нила Стивенсона?

1) Свое название цикл (и эта его часть в особенности) получил заслужено, ибо намешано тут полно всего. Особенно автор любит перетасовывать в ходе повествования вымышленных персонажей и придуманные географические объекты с реально существовавшими людьми и странами. Т.е., факты и вымысел на столько жутко подменяют друг друга, что непросвещенный читатель сможет легко запутаться во всем этом бардаке. Не берусь назвать этот роман историческим в принципе, поскольку познания автора по предмету ограничиваются стандартной школьной программой истории Нового времени.

2) Сюжет шит белыми нитками. И события на столько притянуты за уши, что чем дальше уходит повествование, тем больше роялей в кустах встречается. Постепенно перестаешь на это обращать внимание, предполагая, что в этой истории может случится все что угодно. Но в финале происходит такое, что дальше уже разум полностью отказывается уловить малейшую логику в происходящем. Абсолютно не удивлюсь если к концу третьего тома Джек окажется духовным вдохновителем и сподвижником Ньютона, а Элиза — новой фавориткой короля Франции. Иногда просто хотелось рвать волосы на голове и кричать «аааа! какой фэйл!».

3) Социальные и философские проблемы едва ли присутствуют в романе, но меня смутило не то, что хочет показать автор (неприязнь к католической церкви, инквизиции, рабству), а как он это делает — весьма топорным и навязчивым способом... Хотя это общий недостаток для большинства американских писателей.

Читать «Смешенье» в отдельности от остальных романов цикла не имеет смысла, т.к. это все части одной длинной и запутанной истории, а вовсе не цикл даже... После прочтения первой книги «Ртуть» ещё теплилась надежда, что далее история наберет дольше драматизма и интриги, станет более качественной в широком смысле... После прочтения второй книги все эти надежды можно похоронить... Но на авторе пока ещё рано ставить крест может другие вещи смогут меня приятно удивить, а этот цикл окажется просто неудачной попыткой первого знакомства с его творчеством....

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

всё-таки стивенсон, пожалуй, не мой автор. на фоне практически сплошных панегириков данной книге чувствуешь себя белой вороной, давая критический отзыв. на самом деле «смешенье» понравилось больше, чем «ртуть», но впадать в восторг почему-то не хочется. минусы первой книги никуда не делись, а изменения персонажей лично мне кажутся искусственными и наигранными. постельные забавы элизы и множащиеся байстрюки не захватывают, а её муж выглядит полным идиотом на протяжении всей книги. в концовке это исправляется, но как-то примитивно. финансовые махинации тяжело оценить несведущему человеку, но читать о них неинтересно да и обыграны они топорно (имхо конечно). план обогащения товарищества эммердёра выглядит нереальным как и его воплощение. из плюсов — более динамичное развитие сюжета по сравнению с первой книгой. но это, к сожалению, касается только линии шафто. динамичность эта выглядит театрализовано, в духе классических произведений про пиратов, что выбивается из общей канвы романа. хотя, повторюсь, читается весьма бодро. припасён один толстущий «рояль в кустах», который вылазит во время пересечения тихого океана командой джека. тоже режет глаз. предполагаемый поединок умов между шафто и ньютоном в третьей книге, как по мне, явный перебор.

получается слишком много негатива, что не затмевает огромной работы, проделанной автором для создания произведения. за что ему честь и хвала.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Смешенье» — вторая книга «Барочного цикла» и продолжение «Ртути». Уже из этого многое понятно :) Соответственно, отношение к ней уже попрохладнее, чем к «Ртути», когда новым было всё — загадочный Енох Роот, подробные жизнеописания Исаака Ньютона, Готфрида Лейбница (ему, кстати, уделено больше внимания, чем Ньютону) и многое другое. Практически все сюжетные линии: Джека, Элизы, Уотерхауза продолжены, но теперь они, в отличие от «ртутной» расплывчатости, получили чёткую ось — идею философского камня, золота — вокруг которой вращается не только сюжет, но и весь мир. Порадовали новые персонажи, каждый со своей историей и характером, особенно харизматичный испанец Иеронимо. И это хорошо: с яркими образами у Стивенсона туговато. Но действия этих персонажей, пусть даже в таких напряжённых сценах как битва в Каире, всё равно остаются лишь приправой к диалогам, письмам и даже пьесам — тому, что делает романы Стивенсона «интеллектуальными» :) И за что их хочется читать, тем более место ироничному юмору и сатире у Стивенсона всегда найдётся.

Итого: «Смешенье» получилось несколько менее динамичной (эх, нет уже прежнего Эммердёра...), но менее интересной от этого не стала. А для экономистов даже заиграла новыми красками ;)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полтора месяца неторопливого чтения позади. Читал, наслаждаясь каждой фразой, каждым поворотом сюжета. Прррелесссть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственный минус — на последних двух десятках страниц как начали рояли из кустов выскакивать, да один за одним.
Но испортить книгу это уже не может, как мне кажется.

Вот выжду полгодика и перечитаю, поищу незамеченные при первом чтении нюансы, получу ещё разок удовольствие от интриг экономистов и политиков, от пиратских схваток и от философских споров.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд — просто исторический роман.

Каких либо интересных концепций, реконструкций истории развития науки или философских соображений — по сути, не содержит.

Если автор и пытался проанализировать историю развития финансовых и экономических отношений конца средневековья — то как то немного и суть рассуждений теряется на фоне приключенческого повествования.

Впрочем, в книге есть что-то, побуждающее дочитать её до конца (возможно, просто слишком давно не читал исторических романов).

Потому «Систему мира», тоже попробую прочитать.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И опять великолепно. Второй том «Барочного цикла» очень отличается от первого: здесь меньше всякой науки, философии и алхимии, зато гораздо больше авантюрной и приключенческой составляющей. Никакой тяжеловесности, свойственной первой книге, не осталось и следа: здесь совсем мало

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даниеля Уотерхауса (который по сути заново родился после операции)
и очень много Элизы и Джека. География путешествий Джека охватывает половину мира, если не больше. А интриги Элизы как обычно поражают утончённостью и элегантностью. Единственный серьёзный минус (а может, это даже и не минус совсем) — это сознательно опущенные длительные периоды в жизни героев, например,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джека в Индии или путешествия Элизы
.

Отдельно хочется сказать Стивенсону спасибо за связный и цельный сюжет. Каждый том имеет совершенно чёткую концовку, которая допускает продолжение, но в весьма тонкой манере, без разрубания сюжетов на середине.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе достойное продолжение первой части трилогии, из которого, правда, почти удалена часть, связанная с Уотерхаузом, Ньютоном, Гуком и иными англичанами( да, собственно, действие в Англии почти и не происходит). За счет этого книга состоит из чередующихся частей похождений Джека во всех частях света и «европейских козней» Элизы. Потускнение и в конце книги фактически увядание Элизы — удачный авторский ход. Не всем быть юберменшами. Авантюрные странствия Джека, конечно, отличаются легковесностью на фоне остальной части книги, однако добавляют драйва. Сцена бегства из больницы для животных совершенно великолепна. В «Смешеньи» очень много иллюстративного материала на тему «исторической географии», натурфилософии, в отличие от первого тома же, немного, политэкономия присутствует. Все в оригинальной авторской упаковке, иронично, читается легче первого тома( во многом потому, что уже привык к повествовательной манере и правилам игры).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж удивительно! От книги к книге Стивенсон пишет все лучше и лучше. Пожалуй пока самая интересная книга в серии.

В Ртути были некоторые недостатки: неровное повествование и хромающая динамика, какие то главы читались в запой какие то даже хотелось перелистать...

В Смешенье такого не возникло ни разу. Книга прочиталась на ура! Некоторые моменты даже хотелось чтобы Стивенсон описал более подробно.

Так что вот, нашел один недостаток: МАЛО. многие довольно интересные линии пропущены или описаны всего несколькими словами. Это и Индия (вот где лакун больше всего) и дети Джека и Инквизиция....

Что же дальше?

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые 250 страниц напоминают больше подростковый приключенческий роман с плохим злодеем, кучей одноклеточных героев, которые пафосно умирают/исполняют свою роль.

Само путешествие по всему побережью северной Африки какое-то стандартное и не запоминающееся. Зачастую что происходит и куда они плывут решительно непонятно из-за обилия специфического жаргона и различных морских терминов. Также главы про Элизу почему читаются интересней, чем про Джека, хотя в первой книге было наоборот.

Казалось бы — провал. Скучно! Ан нет, вторая половина романа полностью искупает нудятину первой. Так что стоит потерпеть, если засыпаете и хотите бросить. Книга действительно преображается — и чем дальше, тем лучше!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стивенсон не просто удержал высокую планку литературного мастерства, продемонстрированного в «Ртути», но создал еще один шедевр, гармонично вплетенный в общую трилогию и условный «барочный» цикл.

«Смешенье» — это кульминация цикла, полная невероятных приключений, рискованных авантюр, смертельных путешествий. Ураган событий не потерял глубины, присущей всему циклу и читается на одном дыхании.

С персонажами произошел ряд метаморфоз, иногда столь же удивительных, сколь и век, в котором им выпало жить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эммердер подозрительно поумнел, чудом избавившись от сифилиса, но это оказалось на пользу роману. Кем ему только не предстоит побывать: королем, уже не только бродяг, отцом, заново обретшим сыновей, настоящим другом тем, кто разделил с ним смертельное предприятие длиной в годы, узником инквизиции..

Элиза стала более достоверной, но не менее привлекательной. За её умом и силой стало просматриваться ранимое и жаждущее любви женское сердце.

Лебниц и Ньютон отошли на второй план, но фундаментализм их характеров просматривается все лучше, готовя почву для того самого научного скандала, с которым мы столкнемся в следующей книге.

Только Уотерхауз так и остается резонером, через которого автор подает те или иные исторические события.

Сержант Боб, буканьер Жан, отец де Жекс — всем им найдется место в «Смешении», некоторым будет уделено особое, но адекватное внимание.

Правители Ганновера, Пруссии, Англии, Франции, Мексики, России, Индии, Малабара и прочих — все они расставлены так грамотно, как могла сделать только госпожа История.

Однако центральной фигурой романа, конечно, является неповторимая королева морей — «Минерва» и отважные чудаки, её задумавшие и создавшие, которым всегда улыбается Фортуна, но никогда бесплатно. Финальное рукопожатие двух компаньонов — «за десятерых!» навсегда врезается в память, вызывая в памяти незабываемые образы ван Крюйка, Иеронимо, Исфахняна, Евгения, Габриэля, Даппы, Мойше, Фута, Арланка...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение цикла.

Описав в первой книге большинство европейских городов и стран, в «Смешенье» автор описывает практически весь остальной мир. Действительно очень тяжело провести грань между реальным и вымышленным. Но манера изложения, отличный юмор, персонажи — везде чувствуется рука Мастера. Петр I просто порадовал.

В качестве минуса — упоминание Санкт-Петербурга в 1700 году, но по сути это мелочь.

Очень всем рекомендую как весь «Барочный цикл», так и «Смешенье» в частности.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх