FantLab ru

Клиффорд Саймак «Все ловушки Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
609
Моя оценка:
-

подробнее

Все ловушки Земли

All the Traps of Earth

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Робот Ричард Дэниел пишет инвентарную опись имущества Баррингтонов — семьи, которой он служил шесть веков. Но роботы столько не живут... Теперь, по закону, он лишится памяти.

Ричард Дэниел спасается бегством — гиперпространственный корабль доставит его на «дикий запад» вольного космоса. Там планета, которой предстоит стать новой Землей; там люди, которым нужен старый мудрый робот, умеющий проникать в суть вещей.

© v_by
Примечание:

Первое издание на русском — журнал «Вокруг света», 1968 г., № 4, стр. 64-70, № 5, стр. 41-47, 62 (пер. С. Васильева)


Входит в:

— сборник «Все ловушки Земли», 1962 г.

— сборник «Best Science Fiction Stories of Clifford D. Simak», 1967 г.

— сборник «Skirmish: The great fiction of Clifford Simak», 1977 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— журнал «Вокруг света 1968'04», 1968 г.

— журнал «Вокруг света 1968'05», 1968 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 18. Клиффорд Саймак
1970 г.
Все ловушки Земли
1990 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Все ловушки Земли
1992 г.
Заповедник гоблинов
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 14
1994 г.
Пересадочная станция
1998 г.
Прелесть
2002 г.
Все ловушки Земли
2004 г.
Грот танцующих оленей
2005 г.
Грот танцующих оленей
2009 г.

Периодика:

Вокруг света № 4, апрель 1968 г.
1968 г.
Вокруг света № 5, май 1968 г.
1968 г.

Издания на иностранных языках:

I Am Crying All Inside and Other Stories
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2014 г.

Я скажу честно — смысл рассказа мне не особо понятен. Хотя, достаточно неплохо зная творчество Саймака, я могу с уверенностью сказать, что в нём проглядывают первые контуры более позднего, но замечательного «Проекта «Ватикан». Роботы, как ответвление человеческой расы, роботы, обретшие веру и душу... А здесь — робот, получивший сверхспособности мощнейшего разума...

Пока нет идеи о роботах как вида Homo, нет и азимовских строгих законов роботехники. Следовательно — что мне кажется несколько фальшивым — рассказ о мышлении вечного металлического слуги. Шесть столетий своей жизни Роберт Дэниел служил богатому семейству — а теперь его нет. Он готов служить людям и дальше, но таких достойных вокруг него, в большом мире нет. Уже начавшееся у него просыпаться у сверхробота презрение к Человеку вдруг неожиданно исчезло — стоило повстречать людей, по интеллекту и душе сходных с бывшими хозяевами — и он снова в строю. Но уже как мудрый наставник и тайный помощник. Так что — неубедительно. В конце концов, неожиданно взявшаяся «духовность» робота — несколько странная тема для НФ, совершенно ненаучная без подробного объяснения.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2010 г.

наверное, Саймаку не по душе пришёлся век технического прогресса в ущерб человечности и развития внутренних, скрытых потенциалов человека. Ибо история с роботом Ричардом Даниэлом явно гласит: скорее робот станет Человеком, чем сам человек. И недаром у робота возникло презрение к некоторым представителям человеческого рода. Не потому что он работ, а они люди, а потому что он считал людей намного выше и человечней, чем есть на самом деле. Большая ирония заложена в том, что робот решается помогать людям заброшенной планеты «найти свой путь»...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2012 г.

Жил-был робот. Это был хороший робот: исполнительный, чтущий законы робототехники, послушный и преданный. Он никогда не роптал на свою долю и на протяжении 600 лет служил своим хозяевам, которые, сменяя друг друга, заботились о нем, дали ему двойное имя Ричард Дэниел и не стали «переделывать» его, как этого требовал закон, раз в сто лет. Это было хорошее существование, и однажды оно закончилось

Вот так и начинается эта история странствий Ричарда Дэниела в поисках своего предназначения и обретения собственной, неповторимой личности. И позвало робота в дорогу, заставило нарушить законы такое понятное человеческое желание — не терять собственное, с таким трудом обретенное, «Я». А ведь мог бы остаться, обрести новое тело, новых хозяев и уютный мир. Ах, уж эти извечные ловушки Земли: обыденность и привычка, в которые так легко попасть и плыть, плыть, плыть по течению, чтобы сами собой решались проблемы и находились ответы!

И, оказалось, эти ловушки расставлены не только на Земле. Как было бы легко беглецу затеряться среди себе подобных на далекой планете и всю жизнь заниматься разгрузкой-погрузкой. Или стать членом экипажа космического перевозчика, выполнять несложную работу. Все проблемы решены, и можно было бы неспеша размышлять о своих неожиданно приобретенных способностях, законах Вселенной и путях эволюции.

Но оказался Ричард Дэниел не азимовским «двухсотлетним человеком», стремящимся повторить путь своих создателей. Такую историю мог бы рассказать другой азимовский персонаж — Дэниел Оливо, посвятивший жизнь охране Человечества, создавший Цивилизации Академии и Геи. Кто знает, может скромное желание Ричарда Дэниела передать свой Дар людям на маленькой планете, где нет ловушек Земли — эгоизма, самоуспокоенности и лености ума — только начало нового витка развития Цивилизации людей?

Но запомнилась эта история не этим. Саймак не тот писатель, который отличается красочными описаниями. Но не в этом рассказе. Есть в нем потрясающий эпизод преображения Ричарда Дэниела, когда силы Вселенной позволяют ему прикоснуться к самым сокровенным тайнам Космоса. И этот эпизод, красочный и глубокий, заставил вспомнить полет Дэйва Бауманна через Черный монолит в гениальном фильме «Одиссея 2001» Стэнли Кубрика.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

У Саймака явно хромает футуристическая фантазия. У него быт точь в точь — Америка 50-х. Только робота туда запихнул. И робот такой — как их наивно представляли в прошлом веке первые фантасты. Все древне и патриархально. И звездолет описан не как суперсовременный сверхсветовик, а словно какая-то консервная банка — пикап, на которых американские опять же фермеры развозили тогда продукцию по минимаркетам.:smile: Всё диссонирует. Нет полета фантазии, как, например, у Шекли. При описании обыденных вещей Саймак так и не смог избавиться от давления тогдашнего быта. А как робот улепетывает от погони по темным дворам-закоулкам, сшибая пустые ведра и путаясь в бельевых веревках, подгоняемый многоголосьем окрестных собак — это нечто!:lol: Какое тут, пардон, светлое будущее, где колонизируются иные миры!:lol:. А если учесть, что роботу уже перевалило за 600 лет! то уж наверное жизнь, в том числе и бытовая, должна выглядеть для нас, мягко говоря, более экзотичной :smile: Когда прочитал, подумал, что это его один из первых рассказов — эдак начала 40-х гг, — тем более есть что-то неуловимо общее с «Космическими инженерами». А это, елки-палки, 1960 год! Излишне наивно. Хотя я в этом плане всегда защищаю Саймака, подчеркивая его душевность, проникновенность, уютность, глубину идей, всякий раз закрывая глаза на его, как правило, неудачные технические описания или в совокупности неудачные попытки построения некоего мира будущего — продуманного и логичного (когда я оцениваю его миры, то все время представляю Америку 50-х... никак не иначе — всякие там люди в плащах, шляпах и галошах от дождя и прочее:smile:). Исключение — «Принцип оборотня». Но тут... извините...

А вот если рассматривать историю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как философскую притчу, как некий символ, то она становится великолепна! Итак, за философию — десятка, за все остальное — 4, средний бал — 7.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2008 г.

После первых страниц сложилось впечатление, что этот рассказ немного переплетается с «Городом». Действительно вопросы, которые затрагивает Саймак, в начале чем-то похожи, но потом кардинально расходятся.

В итоге робот действительно пошел на самопожертвование, но я бы не назвал это желнием стать богом над людьми. Он просто решил остаться там, где ему было бы хорошо и он сможет принести наибольшую пользу.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2008 г.

Рассказ произвел несколько двойственное впечатление. С одной стороны, во многом он архаичен, наивен, не содержит ни малейших претензий на правдоподобность будущего и роботов. С другой стороны, все это не столь важно в свете нравственно-философской подоплеки, которая с успехом заставляет задуматься о вечном. Возможно, это вообще сложная аллегория на жизнь после смерти. Присутствуют и привычные саймаковские гуманистические нотки; через героя Ричарда Дэниэла явственно проступают параллели с «Городом». Так что в целом «Все ловушки Земли», несомненно, стоит прочитать, особенно поклонникам Саймака и мягкой НФ вообще.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2016 г.

«Тёплый ламповый» рассказ из пятидесятых годов. Написан мастерски, очень атмосферно, меланхолически и с юмором. Навевает такое светлое настроение, очень, очень приятно его читать.

Разумеется, научный бэкграунд рассказа, мягко говоря, безграмотен. Клиффорд Саймак вообще не силён в технике. Я подозреваю, у него и водительских прав не было, и жена перегоревшие лампочки меняла, а сам он побаивался, что его током стукнет. Но зато в рассказе чудесная импрессия, размытая успокаивающая мягкость. Очень люблю такие тексты.

Если же подумать, откуда сей рассказ вообще взялся, то становится ясно, что на самом деле это история негра-раба, после смерти доброго белого хозяина бегущего, куда глаза глядят. Очень американский сюжет, да. И эта умилительная американская провинициальность (где-то за кадром бренчит банджо, наигрывая кантри) добавляет «Всем ловушкам Земли» обаяния.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2015 г.

Рассказ производит двойственное впечатление. Я уже писал в рецензии на «Выбор богов» что убеждённость Саймака, что робот должен функционировать на подобие неразрушимого перпетуум-мобиле просто умиляет. Здесь же она доведена вообще до абсурда. Робот уцелел находясь на внешней обшивке ракетного корабля поднимающегося сквозь атмосферу. Господи, да его одно трение об воздух расплавит. Это ведь ракетный корабль, а не антигравитационный, который может взлетать со скоростью метр в час. Да его на взлёте должна вообще окружать ионизированная плазма. И после этого робот беспокоится, что на солнечной стороне корабля его повредит радиация! Да по сравнению с «горячим» взлётом это вообще мелочи.

Точно так же вызывает сильное сомнение, что робот рассчитанный на земную атмосферу сможет функционировать в вакууме без защитных устройств, скорее всего у него всё масло вскипит. Его же как механического слугу создавали, а не как космического разведчика. Воистину Саймаковские роботы не уязвимы.

А вот что действительно понравилось, это последние страницы с описанием заброшенной планеты, что-то вроде сельской глубинки первой половины двадцатого века, американской конечно. Впрочем Саймак всегда был мастером сельских пейзажей.

Интересно только, найдёт ли там робот запчасти или энергию для подзарядки? Впрочем, как я уже писал, у автора все роботы воистину неразрушимы и вечны.

Кстати, что герой так подгадил смотрителю гостиницы на планете роботов, его отнюдь не красит. Он ведь даже попытки не сделал исправить ситуацию

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2018 г.

Как часто так бывает, работаешь, всего себя отдаешь семье, детям, внукам, а на старости лет, оказываешься не у дел, или вообще никому не нужен. Оглядываясь назад, приходишь к мысли, что прожил жизнь как робот, дом-работа-дом.

Ричард Даниэл нашел себе применение, не сдался.

Спасибо за совет, просточитатель.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2015 г.

Славный такой, симпатичный, позитивный рассказ. Робот, более человечный, чем люди. Получивший сверхспособность, которую он опять же собирается обратить на пользу людям. Интересный поворот, тем более, что нам открывается внутренний мир этого робота, и мир этот весьма достойный. Может быть, функция человечества и заключается в создании таких машин, которые, по сути, обретут душу? ))

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2011 г.

Рассказ не понравился. Либо надо было писать приключенческую историю о похожденияхробота в космосе, либо философскую притчу о том, что такое человек. То же, что получилось у Саймака — не рыба, ни мясо. На мой взгляд — слабо.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2018 г.

Весьма посредственная попытка Саймака обработать идею саморазвивающегося Искусственного Интилекта, выведения его в ранг мессии, — только вот для кого, для человека ли, или роботов — автор и сам не может дать ответ. Совершенно глупые попытки, да и не умелые, придать сбежавшему роботу парапсихологические способности от воздействия (Божешь ты мой!) гиперпространства, в котором он побывал находясь на внешней обшивке корабля (ну, ладно, Мастеру простительно). Рассказ надуман и слаб даже с литературной точки, не говоря уже с технической. Была надежда, что так называемой последней ловушкой окажется сам процесс попадания на планету роботов, и получения нового тела, о чём собственно и говорил адвокат. Но нет же! Саймак потянул в парапсихологию и ненужные попытки выставить робота Иссусом Христом. Ещё и притянуть за уши эмоциональные измышления его.

Вообщем...4

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2015 г.

Рассказ не очень понравился, но за «тёплое ламповое» настроение ставлю 8. Плюс, как и всегда у Саймака, гуманистическая направленность, что весьма импонирует. Робот, наделённый человеческими чертами, способный бояться и совершать хорошие добрые поступки — отличная идея, не нова, конечно, но в исполнении Саймака, как и следовало ожидать, великолепна.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2012 г.

Робот-долгожитель, любимец доблестной семьи, прервавшейся со смертью последней хозяйки дома, подлежит модернизации и передаче в новые руки. В нарушение земных законов, несколько поколений людей оберегали его от переделок более шестисот лет. В знак особой признательности робот получил двойное имя, и теперь Ричард-Дэниэл не хочет, чтобы из его мозга стерли память о семье. Верность людям, традициям — качество достойное. К сожалению, не частое. Р.Д. решается на побег. В космосе робот приобретает сверхъестественные способности, ему удается уйти от погони, казалось бы, он свободен. Но его космическая одиссея неожиданно завершается.

Удивительно гуманистический рассказ! Он в чем-то перекликается с «Воспителлами», только здесь Воспителла — сотворена человеком. И не только техниками, но и людьми, среди которых много лет находился робот. Ведь, как следует из рассказа, в космосе обитают и роботы-преступники — от каких хозяев бежали они? Заманчива мысль — получить с помощью роботов новые возможности, находящиеся за пределами человеческой физиологии. Трогательно завершение рассказа. Кажется, будто Р.Д. в открытом космосе вместе с телепатией и прочим набором умений приобрел эмоции и душу, и кто знает, может быть он станет счастливым?

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2009 г.

Добрый рассказ о человеческой доброте, которой проникается даже робот. Этакое фантастическое кантри — космическая деревня на задворках Вселенной. Но именно на ней находится главная ценность человеческой цивилизации, от которой не убежать, ибо она в тебе.

Десять.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх