FantLab ru

Пол Андерсон «Сломанный меч»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Голосов:
585
Моя оценка:
-

подробнее

Сломанный меч

The Broken Sword

Другие названия: Сломанный клинок

Роман, год; цикл «Сломанный меч»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Страшное проклятье определяет судьбу Скафлока Смертного, воспитанника эльфов, и Вальгарда Подменыша, потомка жестоких троллей. И вот уже жестокая битва бушует на просторах Волшебной страны, куда нет доступа обычным людям. Но уже надвигается с юга новый, ревнивый Бог, которому суждено одолеть старых...

Примечание:

Все переводы на русский выполнены по редакции 1971 года.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2015 // Переводной роман фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Сломанный меч
1992 г.
Сломанный меч
1992 г.
Восставшие миры
1993 г.
Сломанный меч
1994 г.
Фантастическая сага
1996 г.
Миры Пола Андерсона. Том 22
1998 г.
Антология мировой фантастики. Том 10. Маги и драконы
2006 г.
Три сердца и три льва
2010 г.
Три сердца и три льва
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Сломанный меч
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Broken Sword
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот и меч — голова с плеч!

Очень добротная скандинавская сага. Конечно, правильнее будет говорит о стилизации, но, в принципе, особого налёта новодельности, который выдавал бы относительную современность создания этого произведения (1954 г.), я не заметил. Однако никаким специалистом по сагам и скандинавским эпосам не являюсь и потому это просто мнение такое сложилось.

Роман этот написан Андерсоном практически в самом начале его литературной карьеры и стал вторым произведением крупной формы, вышедшим из под пера будущего маститого автора. И получается, что автор практически сразу обозначил и себе и читателям будущий спектр своих литературных интересов, начиная с разнообразной научной фантастики (которую я в основном у него и читал раньше) и заканчивая историко-приключенческими книгами (с которыми практически не знаком).

По сути, этот роман можно рассматривать не только как стилизацию под скандинавскую сагу, но ещё и как произведение фэнтезийно-героического толка. Ведь среди героев и персонажей романа наряду с просто людьми находятся ещё и представители малых народов из Волшебной страны (эльфы, тролли, великаны, гоблины и прочие милые ребята), а также едва ли не половина скандинавского теологического пантеона (которые если не в полном составе и не всегда действуют в романе, то как минимум упоминаются в нём).

С точки зрения приключенческой с книгой всё в полном порядке: хватает и интриг, и любовных историй и побед, и всяких схваток и битв и войн, и разного коварства, и магией роман не обездолен. Так что для любителей скандинавского эпоса и прочих северных иллиад и одиссей вполне добротно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно миры фэнтези располагаются где-то в параллельных пространствах. Пол Андерсон поселил эльфов, троллей, гоблинов и прочих в средневековой Европе. Время действия известно – начало десятого века. Место действия каждого эпизода можно определить с точностью до нескольких десятков километров. Эльфы напоминают европейских феодалов с поправкой на эльфизм. Тролли похожи на викингов. Прочие племена Волшебного мира тоже легко опознаются. Войны, которые они ведут, напоминают войны той эпохи в изложении поэтов. Людей эти войны почти не затрагивают, если только случайно кого-то затянуло. За этим следят боги. Догадываются, что люди и так уже готовы отвернуться от древних богов, и тогда эти боги превратятся в стада демонов, подобных промелькнувшему на одной из страниц стаду одичавших богов Эллады.

Кровь льётся рекой. На двухстах с чем-то страницах трупов, наверное, не меньше, чем в бесконечной эпопее Мартина. Плюс инцест, похищения младенцев, пытки, некромантия, куча довольно грязных предательств. И ни малейшего намёка на хэппи-энд. И всё это изложено без единой капли цинизма. Подобного теперь не встретишь. Страшный мир этот по-своему прекрасен и по-своему благороден. Все до единого персонажи, даже худшие, вызывают жалость и хотя бы каплю сочувствия. Даже худший из худших, рождённый в одном мире, воспитанный в другом и не сумевший стать своим ни для кого. А самый благородный из героев принесёт в мир самое страшное зло, опять же из самых благородных побуждений.

«Сломанный меч» был одной из первых книг Пола Андерсона. Видимо, за него ему здорово досталось, в те времена. С годами автор и сам стал немного стесняться такой кровавой и некорректной книги. Зря стеснялся. «Сломанный меч» стал самым сильным романом великого фантаста и одной из лучших книг в мире фэнтези. Трудно передать обаяние этой жуткой, роскошной и завораживающей книги. Её надо прочесть.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один отличный роман Пола Андерсона в жанре мифологического фэнтези/альтернативной истории.

Основан роман на скандинавской мифологии с примесью других европейских мифологий.

Начало романа — сухая хроника событий. Но затем стиль повествования меняется — описания становятся более красочными, персонажи обретают плоть и кровь, атмосфера сгущается и начинается сага. Это весьма сумрачная, трагическая и кровавая история, полная предательств, мести, жестокости и безумия. История беспрерывной и, зачастую — бессмысленной, борьбы, в которой переплетаются судьбы людей, магических существ, полубогов. И эта борьба — отражение бесконечной борьбы богов. И прекрасная любовь, чудом зародившаяся в этом безжалостном мире, обречена уже изначально.

Всё же автор(и наверное — переводчик) умудрился подпортить роман — повествование получилось очень неровное. Оно то сухое и скомканное, то неожиданно наполняется подробными описаниями нарядов. Многие персонажи практически не прорисованы, некоторые события не получили должных объяснений, в некоторые моменты повествования автор вдруг начинает спешить и вроде как стремится отделаться от читателя. Особенно это заметно в конце романа. Я не сторонник графомании и раздувания книг посредством массы «воды», но здесь случай когда излишняя лаконичность здорово вредит повествованию.

«Сломанный меч» перекликается с другим романом П.Андерсона — «Дети морского царя». Оба романа полны беспросветности и фатализма. В обоих романах присутствует тема вытеснения(подавления) христианством язычества и «магического мира». Только в первом «мир магии» находится как бы в другом измерении, он лишь частично соприкасается с миром людей, во втором же «магические существа» и люди обитают в одном пространстве. Можно по-разному относится к этой теме, но мне почему-то кажется что что-то подобное таки происходило в истории Земли. Так же повторяется идея того, что бессмертные магические существа лишены души, а после христианского крещения приобретают бессмертную душу, но сами становятся смертными. На мой взгляд это отражение противоречивого отношения автора к христианству.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало показалось избитым и не многообещающим, приводя снова мои ожидания в уныние, а поиски в прах и безразличия. Но вскоре необъяснимое упорство продолжать идти по страницам сей саги дало свой плоды. И вот уже вроде история начинает преображаться, хотя и ожидал нечто непритязательно скучное, руководствуясь давностью написанного и жанром установленного. Немного погодя передо мной уже вскоре открывается по настоящему интересная история, где даже становится удивительно как такое могло выйти в свой то годы, а годы надо сказать далекие-далекие. Ох и да, не ожидал, не ожидал столь жестокую историю сплетённую с мифами, противостояний религией современной и языческой, с фольклором, сказаниями и легендами, почти всё как у всеми известного Пана.

Не думал так же, что будет присутствовать жестокость и насилие на уровне современных фэнтези такого жанра(ну почти, к тому же не детально и поверхностно). Это навело меня на мысль, что тот же Мартин с его планомерным убиением главных и второстепенных героев, а так же описанием всякой жести, ставящий в своё время многих в ступор и удивление, был как оказывается далеко не первый в столь щепетильном деле. А вот те на, есть тут ещё один, не так знаменит, но зато не менее жесток к судьбам своих наречённых чад.

Вообщем, как оказалось данное творение небес не уступает современным фэнтези, а кое где и превосходит их, тем более когда за плечами уйма прочитанных книжонок более современного периода, и такое даже удивляет. Советую к прочтению, главное тут пройти начало, потом всё заиграет более яркими красками.

Спасибо за внимание. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно неплохое фэнтези у Андерсона (хоть этот роман понравился мне меньше чем «Три сердци и три льва»). Хоть автор и смешивал все, что можно было (сказочные существа, викинги, боги, христианская вера, магия), все же основа произведения, я бы сказал — фон — скандинавская мифология. Что ж, получилось довольно интересно, местами мрачновато и жестоко, но в духе мифоэпических историй. Также у автора нет идеальных персонажей. Каждый имеет свои слабости и недостатки, как мифические эльфы, так и всемогущие боги. Данный ход помогает очеловечить персонажей и придать глубины произведению. Это несомненно только в плюс.

Некоторые моменты не могут проскочить мимо и цепляют глаз. Автор с каким-то остервенением описывает неприятие сказочными существами христианской веры. Ясно, что этот конфликт может проходить и в душе у автора, но все же слишком зацикливаться над этим не стоило. Еще мне показалось, что автору немного не хватило места чтобы размахнуться. Он как-будто сдерживает себя и избегает больших баталий. Стихи, на мой взгляд, можно было и убрать (ИМХО, конечно).

Итог: роман достоин прочтения, интересен, но к классике фэнтези я бы его не отнес.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал в первый раз (а было это давным-давно), то большого впечатления на меня роман не произвел — показалось, что написано очень сухо, почти документальное произведение вышло. Позже, когда ознакомился с «Сильмариллионами» сами знаете какого профессора, то узрел много общего. И такое мнение держалось у меня с тех самых пор.

Теперь же, в переиздании азбучном в серии МФ роман вдруг оказался назван «Сломанный клинок». Уже это слегка выбивает из наезженной колеи. Использован перевод К.Королева, не знаю, хорошо ли это. По крайней мере, эльфы называются эльфами.

Ну скажу так — жестко, мрачно, кроваво — это первые впечатления, и они не новы. Но на этот раз при чтении мое мнение о романе изменилось. Зацепила история. Тут и героика, и магия, и романтика. Плюс еще стихи (непонятно кто переводил, но в стиль саги попадание несомненно есть), так что еще и поэтичной получилась история. Еще добавлю: понравилась возникающая при чтении картинка — яркость кроваво-грязных битв и заснеженных северных островов, сполохи Северного Сияния и контраст эльфов с их-же общепринятым образом в фэнтези.

В итоге — мощный роман в слегка нестандартном стиле. Перечитал на этот раз с удовольствием (а может и открыл для себя заново).

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Твердое» если можно так сказать фэнтези. Все сурово, мрачно, базируется на мифах и легендах тысячелетней давности придуманных суровым мрачным народом. Персонажи книги цельные и опять же суровые. Сюжет исключительно глубокий и интересный. концовка логична и трогает за живое.

Зайду с другой стороны. На фоне этой книги 95% процентов современного фэнтези смотрится как розовые кустики на фоне сурового мрачного тысячелетнего дуба.

Ну т.е. кустики тоже приятны. Но дуб он такой что ого-го. Книга помогает правильно откалибровать шкалу восприятия фэнтезийных произведений. При этом она достаточно мрачная и каждый год ее перечитывать Вы скорее всего не будете, но прочитать ее безусловно стоит.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, моделируемый на основе скандинавских и кельтских мифов (а кое-где -- античных, а местами -- нет-нет да и промелькнет в средневековом эльфийском замке демон-служка с далекого Востока!) Короче, синтез культур, к-рые все вместе образуют новую. За основу своей мифологической вселенной Андерсон взял культуру раннего Средневековья (его принято называть «варварским», но автор делает вид, что все разговоры о Темных Веках в свое время прошли мимо него. Он как бы говорит: «Посмотрите, ведь жили же люди в то время. И любили, и боролись за то, что им дорого. И умирали, как герои -- короче, такая же повседневная рутина, как сейчас!.. И с чего вы взяли, что мы как-то от них отличаемся?»)

Знакомо? Да, разумеется -- так же писал Толкин. Но Андерсон -- писатель, выросший не на сагах и рыцарских романах, а на грубоватой «боллитре» (ну там Золя, Т. Манн...) и марк-твеновском «Янки» (это, кажется, очевидно любому, кто читал «3 сердца» ;)) -- бросил Профессору вызов. Не стоит (думал он) забывать про нудное бытописательство, про то, из какого сора временами растет поэзия... Прекрасные эльфы -- не альвы из далекой Норвегии, но чистокровные британцы! -- занимаются сексом (здесь нет запрета на инцест, ибо они изначально здоровее людей). Предают друг друга, когда это необходимо (а когда необходимо -- спасают!) Волшебство рун работает без ограничений (и слава богам. Надоели «импотенты от магии»...)

Эльфы циничны -- и, черт побери, они ПРЕКРАСНЫ. В замке Имрика время словно бы останавливается; «там -- вечер вечный», как писал все тот же Дж. Р. Р. Ну и, в конце концов, не будь эльфийский лорд с Лиа столь развращенными -- они бы не были настоящими аристократами, «несс-па»? Отважному викингу Скафлоку и сиротке Фреде очень повезло, что они жили и любили именно в Эльфландии...

«Осенние листья спешат в осеннем ветре, снег спешит упасть с неба, жизнь спешит к смерти, боги спешат в забвение!» Только не следует думать, что Андерсон писал что-то типа «Ведьмака» Сапковского. Нет, -- его книга, конечно, мрачна до крайности... но все же есть баланс между горькой полуправдой жизни и тонкой душевной красотой, временами прорывающейся сквозь «бытовуху». Героям -- и читателям -- дарованы лишь мгновения, когда в описаниях неприглядного Севера появляются поэтичные нотки (я говорю о настоящей поэзии, не о «р-р-романтике», прах бы ее побрал ;)) Но эти мгновения дорого стоят.

Прекрасны эпизоды, когда Скафлок создает лето среди зимы для своей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сестры
и возлюбленной. Вот они отдыхают под радугой, наслаждаясь обшеством друг друга. Вот родные Фреды, убитые мерзавцем Вальгардом и его троллями, снова стоят перед ней -- и рассказывают ей страшную правду о брате... а другой возможности увидеть их снова, стать с семьей одним целым, у Фреды нет. Ну, и кульминацией является эпизод, когда светлый образ богини Фанд на носу лодки, «танцуя», порхает над грязным туманом, окутавшим залив. Короче, всем начинающим авторам стоило бы у датчанина поучиться -- создать ТАКУЮ парадоксальную гармонию из грязи, смерти, крови и высокой духовности способен не каждый.

С другой стороны -- П. А. ведь так и не создал свой нео-мифологический канон. Во всяк. случае, такой, в к-рый веришь безоговорочно. Мне по-любому ближе Толкин; а еще ближе -- Лейбер, Говард и Вэнс, углядевшие, где именно «темная» извращенность переходит в изощренность. Где суровый качок Скафлок превращается в благородного атланта Кулла, меч -- не просто орудие смерти (ведь Вальгард, в конце концов, мог бы и от ножа погибнуть). Словом, ясно. Новое Средиземье не выстроишь, руководствуясь принципом «Не так все было, совсем не так».

И все-таки, за попытку -- респект. 8-)

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман, один из лучших у Андерсона. Захватывает и не отпускает до конца. Привлекает богатством фантазии, блестящим знанием мифологии и отсутствием сталей как таковых. Сурово, жёстко и безумно интересно. И никаких заделов на десяток продолжений. Рекомендую читать в переводе Королёва. По-настоящему увлекательная книга, прочёл за день.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как не крути, а это прелюбопытный сказ, сага не для детишек, читающим перед сном. Здесь есть над чем покумекать. Особо напрягло то обстоятельство: где узнаёшь такую правду о Фреде! Как бы я поступил, узнав истину, сразу ответить трудно, как говорится «удар ниже пояса». Но когда проходит «боль» и осознание произошедшего расставляет всё по полочкам, понимаешь (с точки зрения героя и того времени), на месте Скафлока я бы отреагировал так же, и с пониманием принимаю всё же итоговое решение Фреды: «Раз уж я согрешила, мне и жить с этим грехом, но в любви и счастье».

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глубокий , эмоциональный, не для любителей хэппи энда на пустом месте. Я считаю это лучший роман Пола Андерсона. И читается на одном дыхании в ШФ

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочется отметить, это прекрасный язык произведения: ровный, яркий, поэтичный. Переводчик поработал на славу, что для книг Пола Андерсона большая редкость.

Второе несомненное достоинство произведения: незатянутость. Все-таки Андерсон имеет обыкновение увлекаться ненужными объяснениями. В этой вещи нет ни одного лишнего абзаца. Действие разворачивается неспешно, но равномерно на протяжении всего романа.

Роман — классическое фэнтези, где люди существуют рядом с миром Фэри. Миры эти пересекаются нечасто и это благо для их обитателей, поскольку обитатели их враждебны друг другу. Смертные люди не очень интересны бессмертным. Интерес возникает, когда человек совершает поступок, привлекающий внимание древних богов. Герой романа Орм совершил такой поступок, когда силой отнял поместье у богатого англичанина, истребив при этом его семью. Поступок этот породил цепь последствий, гибельных для семьи Орма. И не важно, что на момент совершения злодеяния у Орма еще не было жены и детей. Боги умеют ждать и незаметно вести избранного по намеченным тропам судьбы.

Герои романа — и люди, и фэри — всего лишь игрушки в бесконечной шахматной партии древних богов. Бессмертные эльфы и тролли знают об этом и стараются обращаться к богам как можно реже, поскольку цена божественной помощи может оказаться непомерно высока. Люди же беспечны и доверчивы. Бесплатный божественный сыр кажется им чем-то само собой разумеющимся. Поэтому на людей в первую очередь делают ставку боги. Тем более, что и народам фэри люди нужны, так как могут многое, недоступное эльфам или троллям.

Бессмертным не дано любить, они для этого слишком мудры, холодны и раскованы. У людей же любовь — один из главных мотиваторов. И боги с присущим им безразличием используют это чувство в своих интересах. Человеку же приходится выбирать: нарушить нравственный закон людей и сохранить жизнь любимому или остаться в границах человеческой морали и позволить любимому погибнуть. Для женщины, на руках которой ребенок, выбор неоднозначен. Когда ребенка отнимают, выбор уже не важен. Боги подсовывают истерзанной героине надежду, чтобы продлить свою вечную игру.

Женщина-человек следует велению сердца, мудрый эльф снисходительно говорит о бессмысленности любого деяния, ибо все предрешено Норнами, боги вкладывают в руки людей оружие зла во имя собственных промежуточных побед, но и они в конечном итоге обречены на поражение. Так устроен мир «Сломанного меча», созданный Полом Андерсоном.

Это холодный, суровый, сияющий мир: мир каменных замков, лесов, морей, в котором живут сильные люди и фэри. Слабым в нем просто не выжить. В этом мире есть все: мощь природных стихий, красота драгоценных металлов и каменьев, волшебство, любовь, верность, предательство, добро и зло, часто меняющиеся местами. Нет в нем только надежды, поскольку в итоге проигрывают все. Цена побед в этом мире слишком велика, а сами победы призрачны, как стены эльфийских замков. Оружие зла всего лишь отправляется на консервацию, пока не подрастет новый владелец.

Прекрасный роман. Он вобрал в себя древние скандинавские легенды. Он показывает не только силу, но и слабость любых богов, слабость бессмертия.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл данный роман, ожидая найти подобие гаррисоновскому «Молоту и кресту» и был несколько разочарован. Несмотря на внешнюю экзотику и неслабый треш, не зацепило, так как всё как-то с наскока, до конца не доработано. Сюжет в романе крутится вокруг Меча, в итоге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
порубил им Скэфлок кучу троллей, сам погиб от него,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
причём благодаря как своему антиподу Вальгарду, так и Фреде, как невольной соучастнице.
А где обещанный армагеддец, последняя битва богов? Развязка романа оставила ощущение недосказанности.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферная и эмоциональная повесть, после прочтения которой мне всю ночь снились кошмары (парадоксально, но даже после Кинга такого не припомню). Действительно, описано жестокое и страшное время, о котором только читать приятно (а конкретно «Сломанный меч» — даже очень приятно и инересно). Перонажи довольно схематичны, описаны грубыми, скупыми мазками, но им всё равно хочется сопереживать — душевным метаниям безумного берсерка Вальгарда, любовной трагедии Скэфлока и Фреды, глубокому женскому горю Эльфриды,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
из-за безумия приёмного сына потерявшей всю свою семью.

ИМХО, альвы должны были получить по заслугам,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь не похить Имрик новорожденного Скэфлока — и не было бы жуткой семейной трагедии в доме Орма, и не перековал бы Скэфлок меч Тюрфинг, несущий погибель асам.
Но таков мир северных саг — далёкий от моралитета нашего времени... Жаль, нет продолжения — было бы очень интересно узнать
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о дальнейшей судьбе Фреды, и о её сыне, похищенном Одином и Дикой Охотой.

P.S. Стихи местами просто великолепны.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было последнее время, когда древние Боги еще спускались из небесных замков, чтобы бродить среди смертных и вовлекать их в свои интриги и войны. Это было такое время, когда смертный, выйдя ночью из уютного жилища, еще мог краем глаза увидеть отблеск луны на оружии спешащих по своим делам таинственных всадников -эльфов, или услышать далекий Рог и лай своры Дикой Охоты. Чтобы потом вплести увиденное и услышанное в сказки, песни и саги, рассказывать и петь их холодными зимними вечерами у жаркого очага.

А это именно сага — сказание о доблести и славе, тщеславии и власти, любви и предательстве. История противостояния благородного и смелого Скафлока, приемного сына эльфийского лорда, и жестокого Вальгарда, ставшего злым роком не только для вырастивших его людей, но и всех народов Потаенной страны Фэри. Два героя, две противоположности, трагическую судьбу которых боги и колдуны определили еще до их рождения.

Это не детская сказка на ночь. Это- жесткое повествование, где много войн, жестокости и убийств, чувственности и взрывной силы эмоций. И все это происходит в Колдовском Мире старой Англии, где еще можно случайно пересечь границу между страной смертных и страной эльфов, гномов, великанов, кобальтов. Это мир мрачной поэзии полуночных теней, холодных ветров, стылого моря и вековых лесов. Здесь еще может смертный узнать тайные заклятия древности, обернуться волком, орлом или выдрой, почувствовать не до конца порванные связи с дикой природой. И этот Мир – самая большая удача романа.

Мне не хотелось бы, даже намеком, раскрывать сюжет – чудесное переплетение древних скандинавских саг и фантазии автора. Но, скажите, почему эти жестокие сказания о грабительских набегах рыжебородых варваров — викингов, наполненные насилием и кровью, остаются такими привлекательными? Может потому, что при всей своей жестокости, наполнены они почти детским восхищением перед чудесами окружающего мира, простодушной жаждой волшебства, страстным желанием заглянуть за горизонт? Все это так, но есть еще в этих суровых воинах, в их гордых дочерях и сыновьях, непреклонных женах и другое — яростное и упорное нежелание склоняться перед волей каких-либо богов, прорицателей и пророков и слепо следовать определенной неизвестно кем Судьбе. Есть в них свобода и твердая уверенность, что человеку пристало жить, опираясь на свой собственный разум, чувства и опыт. Так понятно, так по-человечески.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх