FantLab ru

Дафна Дю Морье «Птицы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Голосов:
413
Моя оценка:
-

подробнее

Птицы

The Birds

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

На людей начали нападать птицы. Причина агрессии непонятна и защититься практически невозможно. Люди, пытавшиеся спастись в укрепленных домах, понимают, что долго не продержатся...

Примечание:

В 1963 году на экраны мира вышла одноименная экранизация рассказа, снятая великим режиссером Альфредом Хичкоком. В ней сюжет Дафны Дю Морье подвергся значительным изменениям (в частности, действие перенесено из Англии в окрестности Сан-Франциско), однако это не помешало «Птицам» стать одной из самых выдающихся работ маэстро.

Опубликован в журнале «Нева» № 1, с.127-143, перевод — А. Ставиская.


Входит в:

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  антологию «Alfred Hitchcock's Spellbinders in Suspense», 1967 г.

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.

— условный цикл «Tales of Terror»  >  антологию «Cornish Tales Of Terror», 1970 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.

— условный цикл «Румбы фантастики»  >  антологию «Человек в лабиринте», 1991 г.

— антологию «Зловещие мертвецы», 1992 г.

— сборник «Птицы», 1952 г.

— сборник «The Treasury of du Maurier Short Stories», 1960 г.

— сборник «Echoes from the Macabre», 1976 г.

— сборник «Classics of the Macabre», 1987 г.

— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.

— антологию «Sinister and Supernatural Stories», 1978 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— журнал «Нева» № 1, 1989», 1989 г.

— журнал «Alfred Hitchcock’s Mystery Magazine, August 1982», 1982 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма (перевод). 4-е место

Экранизации:

«Птицы» / «The Birds» 1963, США, реж: Альфред Хичкок



Похожие произведения:

 

 


Не позже полуночи
1989 г.
Человек в лабиринте
1991 г.
Зловещие мертвецы
1992 г.
Трильби. Новеллы
1993 г.
Французов ручей
1993 г.
В когтях страха
1994 г.
Синдром Анастасии
1994 г.
Полёт сокола
1999 г.
Ребекка
2000 г.
Монте Верита
2002 г.
Монте Верита
2003 г.
Монте Верита
2004 г.
Ребекка
2004 г.
Птицы
2009 г.
Птицы
2012 г.
Птицы
2013 г.
Птицы и другие истории
2016 г.
Птицы и другие истории
2016 г.

Периодика:

Нева № 1, январь 1989 г.
1989 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Cornish Tales of Terror
1970 г.
(английский)
Cornish Tales Of Terror
1971 г.
(английский)
Sinister and Supernatural Stories
1978 г.
(английский)
Alfred Hitchcock’s Mystery Magazine, August 1982
1982 г.
(английский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)
The Birds
1999 г.
(английский)
Selected Short Stories
2006 г.
(английский)
13 Great Horror Stories
2007 г.
(английский)
Horror Stories (аудиокнига MP3)
2007 г.
(английский)
13 Great Horror Stories
2010 г.
(английский)
Птахи та інші оповідання
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2013 г.

Сейчас уже прописаны десятки сценариев конца света, в интернете доступны инструкции на случай зомби-апокалипсиса, а некоторые люди уже запаслись тушенкой и ломиками. На всякий случай. Но что, если угроза исходит вовсе не от неспокойных трупов, а от птиц? Отбиться или убежать от существа, ходящего по земле, вполне реально, спастись же от стаи голубей, больных новым штаммом бешенства, намного сложнее. Да и несмотря на популярность идей, в оживших мертвецов и инопланетян люди не особо верят, а вот птицы ближе, всегда рядом... Никогда не замечали, как стая голубей смотрит на ребенка, пытающегося их разогнать, громко топающего, чтоб они взлетели? Уверен, что нет. Вот и Нэт Хокен, обычный английский фермер не обращал на птиц особого внимания, пока они не начали атаковать его дом и его семью. Атаковать всерьез, убивая и калеча людей, несмотря на то, что после каждой атаки десятки птиц прощались с жизнью. Читая этот рассказ, очень быстро приходишь к мысли, что иметь в квартире ход в укрепленный бункер с припасами и оружием – это абсолютно здравая идея.

Интересная ситуация с экранизацией этого рассказа: Альфред Хичкок, будучи очень талантливым (если не гениальным) режиссером, создал фильм, объединенный с оригиналом лишь идеей. И при этом оба произведения производят сильное впечатление. Что-то подобное было с «Солярисом» Станислава Лема. Великолепный и глубокий роман превратился в великолепный и глубокий фильм режиссера Андрея Тарковского, правда превратился настолько искусно, что С. Лем после его просмотра сказал, что «он [Тарковский] снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание»». Но вернемся к «Птицам». Чего вообще можно ожидать от фильма с таким названием? Лично я, избалованный трешем 80-х и 90-х (помните этот легион низкопробных ужастиков типа «Комары», «Клещи», «Крокодилы», «Муравьи» и т.д.? С названиями, может, напутал, к ним временами добавлялись еще слова типа «убийцы», «людоеды», но суть, думаю, понятна), не воспринимал фильм Хичкока всерьез. Зря, конечно, но что теперь поделать. Зачастую фильмы ужасов аппелируют к страху человека перед хищником покрупнее, либо поядовитее, либо поопаснее. Следуя этой логике, птицы должны быть размером с птеродактиля, как минимум. Однако нет, фильм пугает и держит в напряжении своей атмосферой и кажущейся обыденностью: птицы нормальных размеров и нормального вида, однако даже сцена, изображающая вроде как мирно сидящую стайку птиц, снята так, что мурашки по коже не просто бегают, а носятся на реактивной тяге.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2011 г.

Сразу после прочтения пришло желание купить блок минералки и забить холодильник консервами, мало ли что.:shuffle: Ещё какие-нибудь листы жести хорошо бы купить, окна завесить. Разное же бывает...

Собственно, желание вполне объяснимо. После столь атмосферной вещи начинаешь с подозрением поглядывать даже на воробьёв, щуриться, глядя на птиц и приподнимать воротник куртки. Рассказ более чем убедителен, он правдоподобен (ох, только бы описанное не воплотилось). Герои обычные, это просто семья, потому и понимаешь их прекрасно. Да, они спокойны, сидя в доме-крепости, но что им остаётся? Метаться по этажам, психовать? Нет, они знают, что чем спокойнее будут себя вести, тем больше шансов выжить. Они обречены (это более чем вероятно), это спокойствие смертников.

Во время чтения прямо видишь побережье, вдоль которого летят чайки, тёмные волны, ощущаешь мороз, от которого стынет кровь, видишь мёрзлую чёрную землю, на которой лежат трупики птиц, видишь одинокий дом. Хочется уйти, да только некуда. Безысходность, неимоверная по правдоподобности атмосфера- автор делает всё, чтобы мы почувствовали себя именно там. Чего и добивается блестяще. На последних строчках, зная, что это конец, не можешь вырваться из дома, остаёшься с героями до конца, которых отслеживаешь, буквально следуя им по пятам, дыша в затылок.

Блестящее произведение, запоминается на всю жизнь, а другие ужастики сравниваешь с этим. Что и говорит о его качестве и ценности.

P.S. Купите блок минералки, листы жести, а также консервов побольше. Так спокойнее.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2010 г.

Прочитала вчера этот небольшой рассказ на 20 листов формата А4.

Это, правда, было не первое мое знакомство с данным произведением, первый раз я его услышала очень давно, в передаче по радио — что то вроде «театр у микрофона», там было художественное чтение со звуковыми эффектами. Тогда, помню, у меня аж мороз по коже пробежал. И вот прочитала — и это абсолютные «10» из десяти!

В первую очередь, мне очень нравится написанная «широкими мазками» природа и резкое наступление зимы.

Далее, уже в словах «ветер переменился в ночь на третье декабря» сквозит столько скрытой тревоги, предчувствия надвигающейся катастрофы, что все внутри напрягается и начинает звенеть. И вот — птицы! Кто бы мог подумать, что это может быть ТАК страшно, что в рассказе на 20 страниц может уместиться целая история в жанре ПА, ведь в этом жанре написаны целые романы (например, мой любимейший «День триффидов»)!!

И КАК все написано — можно прямо ощутить запах моря, и арктического ветра, и сухих листьев, тронутых морозом.

И — открытый финал. И ничего лишнего. Ничего. Всего столько, сколько должно быть.

Один из лучших образцов в своем жанре, великий рассказ!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2013 г.

Терпеть не могу то чтиво, которое выдается современными издателями за хоррор : ни логически завершенного сюжета, ни настоящих, некартонных героев и характеров. Сплошной идиотизм, сравнимый разве что с нашумевшим в последние дни очередным претендентом на премию Дарвина, случаем, когда двое идиотов заплатили по 300 рублей за удовольствие быть сброшенными в пропасть на Домбае.

Но если бывает хоррор с человеческим лицом — то это именно то определение, которого заслуживают «Птицы» и другие рассказы Дафны дю Морье. По степени холодной отрешенности рассказчика это более всего напоминает уникальный, стоящий особняком в литературе День триффидов, по достоверности фабулы, сжатой как пружина страсти — рассказы Жан Рея и цикл «Неукротимая планета» Гаррисона.

Что до бытовых деталей, собственно и делающих рассказы, заставляющих читателя безоговорочно верить в происходящее — то в этом Дафна дю Морье нисколько не уступает своему знаменитому соотечественнику — Джону Голсуорси, с абсолютной, портретной точностью прорисовывавшему характеры своих героев, что давало читателю редкую возможность довоображать их судьбы и поступки с раннего детства, порой в Человеческой комедии едва упоминаемого. Надо действительно по-настоящему любить своих героев чтобы с абсолютной точностью, без отталкивающей натуралистичности и ложного пафоса, с простым, естественным состраданием, изо дня в день, из года в год в течение полувека рассказывать о них.

Командорским крестом ордена Британской империи за красивые глаза не награждают даже женщин. Даже таких, судьба которых заставляет поверить в воплощение в реальной жизни одной из самых любимых автором и, смею думать, всеми читателями героинь Саги о Форсайтах — Динни Черрел.

Обычно я побаиваюсь смотреть фильмы Хичкока — но за Птиц могу сказать ему только спасибо.

Как и всем переводчикам, чьи тексты на Либре соперничают друг с другом...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2014 г.

Триллер.

Написанный штрихами. Да, мало героев. Да, мы не понимаем причины такого неожиданного и губительного поведения птиц.

Но сколько эмоций вложено в эти 30 страниц?

Удивление. Страх. Осознание собственной слабости и глупости. Неприязнь. Разочарование. Попытки борьбы. Волнение за близких людей. Спокойствие при взгляде на то, как огонь пожирает пачку сигарет.

Читайте, если хотите испытать одну или несколько из них вместе с героями.

Сходства. Забить окна и двери, не впустить внутрь зло — “Туман” Кинга и “Ночь живых мертвецов” Ромеро.

Но почему-то вспомнил:

“Потом достала из сумки красную коробочку, открыла пластиковый пузырек, подержала таблетки на ладони. Вздрогнула, ощутив новый спазм, и слабо улыбнулась.

— На этот раз я улизнула, — сказала она.»

“На последнем берегу” Шюта.

P.S. Скажите, насколько у рассказа нейтральное окончание и как изменился бы он, будучи окрашен в чёрные или белые тона?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2014 г.

Рассказ-катастрофа «Птицы» напоминает «День Триффидов» Джона Уиндэма, только здесь вместо плотоядных растений – птицы, вместо падающих ослепляющих метеоритов – природные явления, с не менее аномальным воздействием: приливы, холод и ветер.

Не понятно почему этот рассказ относят к жанру ужасов, неужели кому-то так страшно читать?! Скорее всего, сказывается инерционный эффект идущий из советской эпохи, ведь тогда славный фильм Хичкока классифицировали не иначе как хоррор.

При всей любви к одноименному фильму история выживания дю Морье мне понравилась больше, она драматичнее и эмоционально стоит на более высоком уровне. Кроме того рассказ выдержан в лучших традициях жанра. А многозначительная безысходность венчает логический финал.

Вообще очередная версия «конца света» весьма интересная, в особенности для своего времени. Эволюция словно застыла, но кто знает на какой скачок готова природа, чтобы биологические законы превзошли социальные.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2014 г.

Мне от книг никогда не бывает страшно. Но тут пробрала дрожь. Возможно весь эффект в том, что прочитывая каждую строчку, ожидаешь, что развязка наступит в следующем абзаце, а её всё нет и нет. Воистину, всё гениальное просто. Не зомби и демоны пугают, а обычные вещи и существа, доведённые до абсурда.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2012 г.

Кто сказал, что угроза должна прийти извне? В рассказе Дафны дю Морье «Птицы», катастрофа накрывает мир внезапно... и тем страшнее она, что причиной ее стали те, кто жил всегда бок с нами, кто летал над нашими головами и щебетал на деревьях под нашими окнами — ПТИЦЫ.

Вам кажется, что птички милы и глупы? Так вот, вы ошибаетесь. Они способны выклевать вам глаза, разбить клювом череп, разодрать вас в клочья...

Птичий апокалипсис — не самый невинный вариант конца света. И горе тому, кто не воспримет их всерьез...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2011 г.

Вообще я не люблю хоррор, но этот рассказ очень понравился. Вполне реалистичный сюжет: птицы, нападающие на людей. Теоретически — возможно, почему бы и нет? Автор не сказала, чем было вызвано столь странное поведение птиц, поэтому это поле предоставлено для фантазии читателя.

Дю Морье отлично передала психологическую сторону рассказа, наполнила его атмосферой страха и безысходности. Особенно, когда чайки разбиваются о двери и заколоченные окна дома. Героям, наверное, невозможно не сопереживать; к концу повествования я стал относиться к ним, как к близким родственникам, за которых очень боязно и надеешься, что они останутся в живых.

Непонятна только одна ситуация:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему птицы не нападали на животных с фермы? О том, что коровы и овцы остались живы после очередной атаки ясно сказано автором без указания причины.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2017 г.

«Птицы» — удивительно емкое и содержательное произведение малого формата, которое читается на одном дыхании. Это несомненный признак авторского таланта. Дафне Дю Морье удалось главное — вызвать у меня, как читателя, глубокое сопереживание главным героям (в которых, кстати, нет ничего героического). Важно отметить, что сюжет, при его фантастичности, воспринимается совершенно реально; каждый эпизод, каждое действие легко представимо и понятно.

В центре моего внимания было в основном не нападение птиц. Этот аспект, хотя и является основой сюжета, никаких особых мыслей не вызвал. Все равно никакого объяснения птичьему буйству не дается, да его и не может быть. Разве что только вскользь звучит мысль о том, что птицы миллионы лет копили ненависть, которая сейчас вдруг выплеснулась на человека. Но непонятно — почему на человека, и почему миллионы лет? Этими вопросами и не стóит задаваться.

Гораздо важнее, на мой взгляд, уделить внимание показываемым в рассказе чертам социальной психологии: в данном случае на примере жителей глухой английской провинции. В этих чертах можно заметить много примечательного, в широком спектре — от курьезного до экзистенциального.

Тут и курьезная (и одновременно позорная) версия о том, что виноваты русские — само собой, ведь действие происходит в 1952 году, когда, каламбурно выражаясь, «холодная война» уже вовсю пылала. И еще черта эпохи — английская обывательница лепечет о том, что Америка поможет. И это говорит подданная «Великой державы», «Владычицы морей»! Выходит, к 1952 году без Старшего Брата — никак.

Но это курьезы. Гораздо серьезнее другое. Среди этого другого назову три момента. Во-первых, выражаемая той же обывательницей вера в Правительство (а как же пресловутая индивидуальная самостоятельность людей Западного мира? — ее в рассказе демонстрирует, причем разумно, лишь главный герой). Во-вторых, упоминаемая в мыслях главного героя изнеженность нового поколения (он думает о том, что раньше люди сами легко обеспечивали себя пищей, а теперь его дети не хотят есть рыбные консервы, ибо невкусно) — важный штрих картины социума. Наконец, в-третьих, бросается в глаза поразительные вялость и легкомысленное безразличие большинства персонажей. Впрочем, то было в другую эпоху. Сейчас все наоборот — по пустякам в СМИ и социальных сетях происходят гигантские истерики. Пользы от которых, естественно, еще меньше.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2011 г.

Вот ОН!!! Прародитель современных произведений про зомби. Ими тут правда и не пахнет, но суть происходящего очень похожа. Все эти запасы еды/воды и прочих продуктов первой необходимости, а так же укрепление собственного жилища от проникновения враждебных объектов — активно используются современными авторами. В целом отличное произведение, довольно атмосферное, но к сожалению быстро заканчивающееся.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2016 г.

В очередной раз преклоняюсь перед талантом Дафны Дюморье.

Удивительно много смыслов упаковано в коротком рассказе. Тут и холодная война: американцы, наверное, помогут, а виноваты в происходящем кошмаре, конечно, русские. И атмосфера «медвежьего угла», где стоит рассчитывать только на себя (в городах, небось, и авиация, и вообще ученые что-нибудь придумают). И беспечность людей, которые не поверят в начавшийся конец света, пока сами не попадут под раздачу. И зима, злая, бесснежная, «черная». И, конечно же, тема противостояния человека и природы. Вся человеческая цивилизация, такая прочная и уютная, а противостоит ей всего только стая птиц...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Абсолютно эталонный, чистокровный хоррор!

Уже от первой фразы этого короткого рассказа веет ощутимой грозой, дурным предчувствием, убийственным холодом. А дальше атмосфера лишь сгущается и сгущается, венчаясь открытой (всем арктическим ветрам) концовкой.

Филигранный рассказ, и он лучше хичкоковского фильма. Нет, кино тоже хорошее, но оно чуть затянуто, страх и напряжение размыты любовной линией и ненужными эпизодами. А вот в рассказе есть только то, что нужно.

В общем натуральная классика жанра, ничуть не устаревшая. Очень страшный и давящий на психику рассказ, в сюжетную схему которого укладывается добрая половина всех современных ужастиков.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2010 г.

Как это часто бывает, рассказ и его экранизация вещи разные. В рассказе нет этой романтической линии и оттого он как-то более концентрирован. И более психологичен по-моему. Действия героев кажутся абсурдными и в этом абсурде есть какая-то убедительность, спокойствие и трезвость обречённых буквально сквозит (вспомнить хотя бы эпизод почти в самом конце, когда жена ГГ ругает детей, за то что они небрежно едят – и это в такой-то момент!). Да и герои рассказа вызывают большее сопереживание, так как показаны обычными людьми (если можно так сказать, ещё более обычными чем в фильме). Нападения птиц кажутся в рассказе чем-то необратимым и в то же время каким-то даже само собой разумеющимся… что по-моему прибавляет рассказу убедительности. К тому же конец без всякой надежды на исход, придаёт какое-то особое ощущение, заставляет рассказ помнить и выделять из всего прочитанного. Он заставляет домысливать… И не даёт покоя вопрос: а из-за чего всё это происходит, почему птицы нападают на людей? Ответа нет – и это интригует. Кажется, даже что всё это может случиться в реальности… прямо сейчас.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2017 г.

Дафна дю Морье всегда умела нагнать жуткую атмосферу, но подавляющее большинство её книг к хоррору никак не отнесешь. «Птицы» — счастливое исключение из правил.

Можно ли написать анимал-хоррор без кровавых подробностей и схваток людей с озверевшими животными? Как показывает рассказ «Птицы», ещё как можно. Здесь почти отсутствует «кровища», герои схватываются с птицами всего два раза (обе сцены занимают пару-тройку абзацев). Кровь и экшен здесь заменяет атмосфера, которую можно охарактеризовать как «ледяная». И прохватывает эта атмосфера с самых первых абзацев. Рассказ буквально пробирается под сердце и леденит кровь. Ни одной лишней фразы — всё в тексте работает на этот леденящий эффект. Когда герои баррикадируются от птиц и пережидают их яростные атаки на укрепления — ты не сидишь на диване с книгой, ты словно оказываешься в шкуре осажденных. Великолепный рассказ. А что касается экранизации... Прости, Хич, но она очень и очень не дотягивает. Ни к чему было посвящать первый час фильма любовной истории. Меня эта история лишь утомила и все равно не дала сродниться с героями. Да и той ледяной атмосферы в фильм не завезли, и герои вызывают гораздо меньше сопереживания.

Внимание, музыка: на атмосферу «Птиц» очень хорошо ложится «Veris Leta Facies» Карла Орфа.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх