FantLab ru

Артур Кларк «2001: Космическая одиссея»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Голосов:
2207
Моя оценка:
-

подробнее

2001: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey

Другие названия: Космическая одиссея 2001 года

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 161
Аннотация:

«2001: Космическая одиссея» — научно-фантастический роман Артура Кларка, написанный в 1968 году на основе сценария одноимённого фильма, над которым писатель работал вместе со Стэнли Кубриком, и выпущенный после выхода фильма.

Сюжет большей частью основан на рассказе Кларка «Часовой» (The Sentinel), написанном в 1948 года для конкурса Би-би-си и впервые напечатанном весной 1951 года в журнале «10 фантастических рассказов». Первая часть романа, «В первобытной мгле», где Монолит обучает питекантропов, основана на рассказе «Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn, 1953).

Примечание:

Первое издание «Космической одиссеи 2001 года» в СССР в 1970 году было без последних глав, как раз и раскрывающих глубинную суть всей книги.

Считается, что фильм 2001: Космическая одиссея является экранизацией рассказа «Страж» («Часовой») (The Sentinel, 1948). Кларк уточняет: <i>«Часто говорят, что «2001» сделан по рассказу «Страж», вошедшему под названием «Страж Вечности» (Sentinel of Eternity) в сборник «Фантазия из 10 историй» (10 Story Fantasy, 1951). Однако всё намного сложнее, и связь между ними такая же, как между желудем и дубом. Для фильма нужно было больше материала, и мы взяли кое-что из рассказа «Столкновение на рассвете» (Encounter in the Dawn). Но в основном сценарий фильма – совершенно новое сочинение, плод нашей со Стэнли [Кубриком] многомесячной творческой деятельности».</i>

Сценарий был переделан Кларком в роман без участия Кубрика, уже после создания фильма (издан в 1968 в США; переработанное издание вышло в 1994 с новым предисловием Кларка). Из чего можно заключить, что все переводы на русский сделаны с ранней версии, а переработанная в нашей стране не публиковалась.

Между фильмом Кубрика и книгой Кларка существует значимое отличие: в книге действие происходит не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.

В продолжении книги, «Одиссее-2», Кларк также перенёс все предыдущие события с Сатурна на Юпитер.

=========

Журнал «Молодая гвардия», 1970 г., № 8—10.

№8 — стр. 227-261; №9 — стр. 123-160 и 193-199; №10 — стр. 217-259.

В № 8 (на стр. 227), то есть в самом начале публикации романа – так сказать, на титульной странице – можно найти следующее примечание для читателя: «Печатается с сокращениями. Исключена часть первая и соответственно изменена нумерация глав». Далее в размере одного абзаца излагался краткий пересказ исключенной части. Публикация начиналась сразу с части II (которая называется «ЛМА-1»).

В целом, в трех номерах журналов содержится 37 глав (VI частей) романа.

Перевод Я. Берлина. Рисунки А. Плаксина, 12 штук. В №10 на стр. 260-262 (то есть на следующей странице после окончания романа) была напечатана статья Ивана Ефремова «О романе А. Кларка ,,Космическая одиссея 2001 года’’». (Такая же статья есть и в книге.)

=========

Серия статей «2001»

  1. 2001: Путешествие по ту сторону «Одиссеи» (1964–1966)

  2. 2001: Через тернии к «Одиссее» (1966–1968)

  3. 2001: Сателлиты «Часового»

  4. 2001: Конец и начало детства

  5. 2001: Имя для шедевра

  6. 2001: Как они выглядят?


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала "Новое Измерение" / Premios Nueva Dimensión, 1968 // Книга (Великобритания/Шри-Ланка)

Является новеллизацией:

«2001 год: Космическая одиссея» / «2001: A Space Odyssey» 1968, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик



Похожие произведения:

 

 


Космическая одиссея 2001 года
1970 г.
Сборник зарубежной фантастики
1991 г.
Космическая одиссея
1991 г.
Сборник зарубежной фантастики
1992 г.
Космическая одиссея
1992 г.
Ушедшие в Комарру
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
2001: A Space Odyssey
2000 г.
Космическая одиссея 2001 года
2002 г.
Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.
2001: Космическая одиссея
2016 г.
2001: Космическая одиссея
2017 г.
Космическая одиссея
2017 г.
Конец детства
2018 г.
2001: Космическая одиссея
2018 г.
2001: Космическая одиссея
2018 г.

Периодика:

Молодая гвардия № 9 1970
1970 г.
Молодая гвардия № 8 1970
1970 г.
Молодая гвардия № 10 1970
1970 г.

Издания на иностранных языках:

2001: A Space Odyssey
1968 г.
(английский)
2001: L'odyssée de l'espace
1968 г.
(французский)
2001: Een Ruimte-Odyssee
1969 г.
(голландский)
2001 metų kosminė odisėja
1974 г.
(литовский)
2001: Odiseja u svemiru
1983 г.
(сербский)
2001: A Space Odyssey
1999 г.
(английский)
2001: A Space Odyssey
2000 г.
(английский)
Odyssee im Weltraum
2001 г.
(немецкий)
2001: Космічна одіссея
2016 г.
(украинский)
2001: A Space Odyssey
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После таких книг неудержимо тянет смотреть на звезды или хотя бы фотографии с телескопа Хаббл :glasses: Ощущение Космоса охватывает с невероятной силой. Потрясающие описания

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всего своего существования человечество неустанно ищет ответы на вопросы о происхождении жизни, нашем предназначении, роли разума во Вселенной. Сложно представить, что из какой-то ничтожной клетки, плававшей в органическом бульоне, может появиться такое высокоорганизованное, сложное существо, как человек. Идея бога, вмешательства в процесс эволюции некого Высшего разума или представителей иной цивилизации — эти бездоказательные на сегодняшний день теории развивались и трансформировались на протяжении сотен лет истории, но никогда не уходили в небытие. Свою версию возникновения и развития человеческой цивилизации в романе «Космическая одиссея» представил известный британский фантаст и учёный А. Кларк. Книга получилась действительно эпичной — от проработки технических деталей до философских размышлений текст вызывает эффект полного погружения и оставляет неизгладимое впечатление, позволяя причаститься великих тайн, что скрывает Вселенная.

По структуре роман состоит из шести частей, первые две из которых являют собой предысторию к основному сюжету — научно-исследовательской миссии корабля «Дискавери», впервые отправившегося к орбите Сатурна через пояс астероидов и Юпитер. Довольно интересный подход — начать повествование с доисторических времен, показать небольшое племя питекантропов, ведущее суровую борьбу за выживание. Первые робкие шаги от животного состояния к человеку разумному — могла ли прямоходящая обезьяна совершить их самостоятельно или потребовался некий внешний толчок? Трудно представить насколько сложной была сама идея использовать палку в качестве оружия для дикого, ещё не разумного существа. Заготовить добычу впрок, а не сожрать на месте лучшие куски, оставив большую часть мяса падальщикам — элементарная мысль, но лишь для существа, руководствующегося логикой, уже познавшего свет разума — такие незначительные достижения были гораздо важнее изобретения пороха или компьютера в будущем.

Познакомив нас с событиями седой древности, автор тут же переносит читателя в космическую эру — человечество уже вышло из земной колыбели, отстроило лунные базы и увлеклось исследованием Солнечной системы, готовя первую в истории экспедицию к Сатурну. Что общего между событиями далекого прошлого и ближайшего будущего становится понятно не сразу, автор раскрывает карты постепенно, заинтересовывая и интригуя читателя. Авторитетный ученый и научный консультант НАСА доктор Флойд получает срочный вызов на Луну — его миссия окутана ореолом высшей степени секретности и только избранным известно, что же произошло на земном спутнике, официально закрытом на карантин. Полёт Флойда на Луну с промежуточной остановкой на орбитальной станции описан в мельчайших подробностях и производит полное впечатление достоверности. Внешний вид челнока, интерьеры станции, еда и развлечения во время перелета, описание невесомости — всё продумано до малейших деталей.

По прошествии лет интересно сравнить, какие прогнозы автора осуществились, а какие пока не очень. Жаль, конечно, но пока мы не построили лунных баз, не долетели даже до Марса, что уж говорить о Сатурне. Автор не мог предвидеть, что Советы сойдут с политической арены вместе со своей космической программой, а ведь если бы история сложилась иначе, то всё описанное в романе вполне могло бы состояться. Сейчас надежды связываются с развитием частной космической инициативы, но уверенность в том, что человечество рано или поздно построит орбитальные станции для туристов, создаст базу на Луне — есть. Хотя некоторые предсказания автора сбылись с поразительной точностью, например, массовое распространение планшетных компьютеров с беспроводным интернетом — устройство, которое использовал доктор Флойд, читая в полете новости, теперь доступно каждому желающему. Ощущение достоверности во время чтения не покидает, местами кажется, что читаешь не фантастический, а документальный роман.

Основная сюжетная линия также подается с массой научно-технических подробностей — в деталях описан внешний вид космического корабля, устройство внутренних отсеков, распорядок дня астронавтов дается буквально по часам. Как они проводят свободное время, питаются, работают и даже ходят в туалет — как будто реально побывал на экскурсии. Отдельная глава посвящена размышлениям о перспективах космических полетов — проблема звездного ковчега, анабиоза, искусственного интеллекта, преодоления скорости света — автор ничего не забыл, рассказал обо всём. Особо хочется сказать об описаниях космических просторов, звёзд и планет — романтика холодного космоса и точность научных описаний сливаются воедино, ощущаешь себя пассажиром космического корабля, наблюдающим все эти красоты в объёмный иллюминатор. Однако автор не ограничивается производственной частью, постепенно переключая течение сюжета в русло напряженного триллера. Ориентируясь на свои ощущения, могу сказать, что скучать мне не пришлось ни на минуту, автор чётко ощущает в какой момент можно снизить ритм повествования, а когда напротив заинтересовать читателя, добавить напряжения, подбросить новую интригу. Я уверен, что всем, кто по-настоящему любит космос, роман придется по душе, для остальных же читателей он может показаться скучным.

Напоследок автор приготовил главный сюрприз, и хотя финал остается открытым, чувства недосказанности не возникает, в данном случае это правильное решение — слишком велика и непостижима для человеческого разума тайна, явленная в начале. Признаюсь, что изначально к чтению романа меня подтолкнула концовка его экранизации из которой я ровным счетом ничего не понял — какой-то психоделический бред наркомана, вырвиглазно-сюрреалистический видеоряд, который не вызвал ничего, кроме разочарования. К счастью, благодаря книге всё стало на свои места, и авторская мысль стала понятной. К слову, в первом русскоязычном издании отсутствуют последние главы с 45 по 47-ую, но благодаря Н. Галь концовка была переведена, и теперь можно достоверно узнать финал истории капитана «Дискавери». По глобальности замысла, глубине поднимаемых тем этот роман можно смело ставить в один ряд с «Солярисом» С. Лема — любители умной космической и философской фантастики обязательно оценят эту книгу по заслугам.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После просмотра фильма «2001 Год: Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика я решил познакомиться с одноимённой книгой Артура Кларка, вышедшей сразу же после выхода фильма Кубрика, который совместно с Кларком вёл работу над сценарием. Идея фильма была мне понятна, и кинокартина оставила мне много тем для размышления, вопросов, на которые человек ещё не может получить ответа. Человек пока не готов к этому. Ранее я уже знакомился с этим фантастом, и он оставил приятный налёт воспоминаний. Его рассказы крайне живые, эмоциональные и при этом, строго научные. «2001 Год: Космическая Одиссея» — это потрясающее произведение, которое приводит в восторг и трепет после прочтения.

Кларк повествует чуть ли не о всей нашей людской истории, придерживаясь теории эволюции Дарвина и начиная с эпохи зарождающегося разума, начиная с питекантропов и заканчивая космической эпохой, встречей со Стражем. Тема Разума поднимается в книге не раз. И размышляя над человеческим разумом, Кларк постепенно подготавливает нас к встрече с разумом высшим, инопланетным, чуждым и абсолютно непонятным. Кларк представляет нам высший разум, как некую субстанцию. Высший разум освободился от материальной оболочки, столь теснившей его и не дававшей абсолютной воли, свободы, которая могла бы дать скачок, совершенно новое представление обо всём мире, обо всей Вселенной, о его безграничности. И этот разум наблюдал за нами, интересовался, он видел в нас потенциал, возможность того, что и в нас могут зародиться зачатки высокого, возможно даже вселенского разума.

Переход из трёхмерного пространства в гиперпространство. Полёт со скоростью, превышающую скорость света. Настолько быстрый, что ощущаешь не только осознанно, но и физически. Миллисекунды текут, словно часы. Всё происходит настолько медленно, но и равно быстро. И затем появление в новом, непонятном для человеческого разума мире. Геометричные абстракции гиперпространства, которые являются Боумену абсолютно непонятными, фантастичными и нереальными. Материальность вокруг исчезает, столь привычная для людей, остаётся лишь основа всего материального, то, что находится за теснящей эту основу оболочкой. И основа, субстанция, получает абсолютную свободу фигур, пространства и мышления. Невообразимые образы, всплывавшие перед Боуменом, дают ему понять, что человек пока не готов понять это и вряд ли даже представляет, каковы действительные масштабы столь огромной Вселенной. Сколько жизни на тысячах (а может даже сотнях тысяч) галактик, и появится ли среди них ещё одна новая разумная жизнь?

Артур Кларк в конце произведения уходит от своей строгой научности в произведении и даёт полную свободу воображению. И всё происходящее в конце перед развязкой, конечно, ненаучно, но настолько реалистично, что, кажется, уже веришь во всё происходящее. Конечно, на него так повлиял не кто иной, как сам Стэнли Кубрик.

Кларк — потрясающий фантаст. Обязательно прочту рассказ «Часовой» и с сиквелом «Одиссеи» познакомлюсь в скором времени, однозначно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав около четверти книги узнала смутно-знакомый сюжет когда-то виденного фильма. Усомнилась, стоит ли читать, но жутковатая реалистичность космических фантазий Кларка заворожила. С каждой прочитанной страницей усиливалось ощущение будто все это было, будто историческую хронику читаешь. Причем совсем недавняя. Постепенно приходит еще более странная иллюзия, что все это происходит прямо сейчас, ты вживаешься в переживания героя, страх перед необозримыми пространствами и ни с чем не сравнимый восторг первооткрывателя несет эта книга. Неспешный ритм повествования затягивает, становится привычным и итоговый поворот сюжета, подобно гиперпрыжку в звездную беспредельность, вжимает читателя в спинку кресла, грозя снести крышу:biggrin: Рвется тонкая граница жанра и читатель видит совсем иную Вселенную, бесконечно более удивительную и многогранную... Шокирует. Незабываемая книга, помогает шире взглянуть на вещи:wink:

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот эта книга и есть научная фантастика. Однако если не считать монолит, то это, я надеюсь, недалёкое будущее. Орбитальная станция уже есть, осталась лунная станция и полёты на Марс и другие планеты. Если каждый прочтёт этот роман, может и разногласий между ними станет меньше. Ведь они такие мелкие, если смотреть на них с расстояния юпитера или Сатурна. Мы песчинка в необъятных просторах космоса.

Самое потрясающее и нашему сознанию неподвластное — это космические пространства. Лететь месяцами до ближайших к нам планет, а за бортом корабля бескрайняя ночь космоса.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман единственного сериала от Артура Кларка рассказывает о контакте человечества с иным разумом. Неторопливое, в фирменной манере автора, повествование рассказывает нам про находку на Луне первого материального доказательства существования внеземной цивилизации и последующую экспедицию к Сатурну, куда был направлен сильнейший энергетический импульс артефакта с Луны.

Темп очень спокойный даже для Кларка, роман можно назвать созерцательным, большую часть повествования ничего экстраординарного не происходит, описываются будни двух астронавтов, красоты космоса и планет со спутниками — Юпитера, Сатурна и система колец. Но в концовке произведения автор с лихвой навёрстывает упущенное, бросая главного героя Дэвида Боумена в круговорот необъяснимых и недоступных для человеческого понимания событий. Не зря Кларк говорил, что если зрители кинофильма (и как следствие читатели) поняли и осознали всё происходящее до конца, то весь его замысел с треском провалился, ведь Кларк и Кубрик хотели задать больше вопросов чем предоставить ответов.

Скажу пару слов о кинофильме. В целом он соответствует книге (хотя скорее наоборот), есть некоторые различия, самое заметное — «Дискавери» летит к Юпитеру, а не к Сатурну, в первую очередь из-за того, что Кубрику не удалось бы достоверно воспроизвести систему колец Сатурна.

Рекомендую всем поклонникам Кларка и любителям «твёрдой» НФ. Немного завидую тем, кто ещё не знаком ни с книгой, ни с фильмом, уверяю, вы получите непередаваемое удовольствие, так что обязательно читайте книгу и смотрите фильм.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал после просмотра фильма. Сам фильм оставил массу интересных впечатлений. Знал же, что это вершина мировой фантастики в кинематографе, но сколько не вглядывался, вершину разглядеть не смог. У фильма много минусов. Первый — затянутость сюжета. Сначала питекантропы не пойми чем занимаются, затем доктор летает. Все это, конечно, под классическую музыку, но ОЧЕНЬ убаюкивает. Вот я и засыпал. Трижды. Очень скучный и непонятный фильм получился, хотя надо отдать должное — визуальные эффекты были такие, что и сейчас не все режиссеры могут изобразить в фильмах подобное.

Теперь книга.

Книга очень понравилась. Это первая весч которую я читал из Кларка (не считая рассказов), но сразу могу отметить, что нашел «своего» писателя.

О Верноре Виндже я писал, что выбрал бы его на должность бога, если бы такова была выборная. Настолько детально он продумал свою вселенную. Кларк НИЧЕГО выдумывать не стал. Одиссея больше похожа на хронику полета, чем на фантастический роман. Единственный элемент фантастики — черная плита и порталы в другие миры.

А читается книга не в пример живее, чем фильм. В общем — советую всем ценителям твердой научной НФ.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как известно теперь, книга родилась благодаря выдающемуся режиссеру Кубрику, который поставил перед собой сверхзадачу — снять по шедевру в каждом жанре. И вот настала пора снять научно-фантастический шедевр. Предполагаю, события развивались так: режиссер пришёл к Кларку, который в тот момент уже заработал репутацию самого научного из фантастов, и предложил написать строго научно-фантастический сценарий. Что бы в нём было:

1. про то, откуда человечество взялось;

2. к чему оно в конечном итоге придёт;

3. про космическую экспансию человека;

4. про искусственный интеллект;

5. про бунт искусственного интеллекта;

6. про контакт с внеземной цивилизацией.

Т.е. режиссёр, ни много ни мало, захотел объять чуть ли ни все темы научной фантастики в одном произведении. Задачка оказалась Кларку по плечу. Результат: мы наслаждаемся кинематографическим и литературным шедеврами.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — одна из самых лучших научных вещей, которые мне приохилось читать из science fiction. Особенно меня впечатлили моменты с провалом в пространстве, и описание мира, вывернутого наизнанку. Вообще, я считаю идея черного монолита просто гениальна! Не каждый автор такое придумает! А концовка тоже весьма интересная и необычная, правда в фильме её удалось реализовать красивее...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я понимаю, книга культовая. И обычно я стараюсь избегать такой литературы, она редко оправдывает ожидания. Во всяком случае мои.

Знаменитый фильм Стенли Кубрика я начинала смотреть и бросила, не понравилась надуманность и «загадочная» мутность сюжета. Однако, при этом фильм вспоминался и решила попробовать книгу, ведь печатное слово имеет свои преимущества. Окончательно же меня подвигла книга воспоминаний Алексея Архиповича Леонова («Время первых»), где он очень хвалит этот роман. Вообщем взялась.

Итак, это научная фантастика, состоящая из трех частей и все эти части достаточно разрозненные, склеенные между собой лишь загадочным черным монолитом.

В первой части человекоподобные обезьяны, которые начинают эволюционировать благодаря вмешательству неких разумных сил в виде монолита. Они из собирателей вегетарианцев вдруг превращаются в хищников, берут в руки/лапы первое оружие и расправляются с различными врагами, а так же решают проблему голода и вымирания. Вообщем рассмотрена одна из теорий возникновения и эволюции человека. Не самая основная, но вполне себе жизнеспособная в некоторой части общества, теория внешнего вмешательства.

Вторая часть книги — обнаружение на Луне черного монолита. Стремление американских ученых в строжайшей секретности разобраться что это такое и к чему оно. На мой взгляд, самая не проработанная и непонятная часть. До конца так и не понятно, что же это за монолит, зачем он нужен на Луне, кто его оставил? Неужели просто как источник сигнала, что существа эволюционировали и вышли за пределы своей планеты? Вообщем у меня осталось больше вопросов, чем ответов.

Третья часть о полете к Сатурну корабля «Дискавери». Все вроде бы хорошо, есть проблема разумности машин, есть команда космонавтов, ой, простите, астронавтов, есть основное и секретное задание. При этом есть и трагедия в виде гибели почти всех членов экипажа, кроме командира. Но тут сюжет опять делает кульбит и оказывается, что все это не важно и речь-то вовсе не об этом. Снова монолит. Правда с ним все более или менее понятно, это звездные врата. После них начинается самое загадочное, намек на следующий этап эволюции, когда разум выходит за пределы тела или что-то в этом роде. Тут все не менее туманно чем в фильме и множество недосказанностей, понимайте в меру своей фантазии.

Вообщем сюжет так же мутен как и фильм, развивается он дергано и в тоже время неспешно. В шутку называю такие книги «концептуальными» и обычно избавляюсь от них, благополучно забывая. Так почему же я поставила высшую оценку?

Книга красивая. Красота её ограничена лишь Вашей фантазией. Артур Кларк, очень красиво описывает космос. Любите Вы смотреть на снимки космоса, туманностей сделанные телескопом Hubble? А фантастические картины художников на тему космических красот? Вот этой красоты и полно в книге. Видимо моя буйная фантазия отозвалась на слово и стиль Артура Кларка и пока я читала в голове возникали очень красочные, великолепнейшие картины планет, звезд и созвездий. Вот за них, а не за сюжет, я и поставила наивысшую оценку.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если составлять хрестоматию по НФ, то «2001: космическая одиссея» займет в ней самое достойное место. Классическая накучная фантастика, до сих пор продолжающая поражать воображение. Увлекательно, остроумно и не перегружено различными техническими подробностями. К сожалению, дальше эпоея начала только ухудшаться. Пошил самоповторы, появился натужный юмор. Но первый роман продолжает будоражить воображение!.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале издания идет небольшая, но очень интересная статья «Отложенное будущее»: про историю написания романа, его философию и заложенный автором смысл. Статья раскрывает тайны создания романа и сразу погружает в мир книги, сравнивая историю Одиссеи с творчеством Стругацких, Нортона и других фантастов. После такой статьи роман читается гораздо интереснее и вдумчивее.

Мне нравятся романы с изложением событий, как в Одиссее – без умопомрачительного экшена и погонь (привет, Крауч), основанные на интеллектуальных спорах и логических состязаниях, психологических вызовах и испытаниях героев (классический пример, Азимов «Я робот»). Романтика космоса, поиск и познание самого себя и чего-то неведомого — вот чем характеризуется сюжет этой книги.

Примечателен факт, что книга создавалась Кларком параллельно со сценарием одноименного фильма, который он писал совместно с Кубриком и, кстати, само название «2001: Космическая одиссея» придумано именно Стенли Кубриком. Книга вышла сразу после премьеры – это фактически новеллизация фильма. А следующий роман серии «2010: Одиссея два» является продолжением не книги, а фильма – уникальный случай в истории литературы.

Говорить об идеях и научных предсказаниях романа можно много. Именно Кларк предположил возникновение ряда вещей, сегодня ставших неотъемлемой частью нашей жизни: идея планшета «Newspad»; бомбардировка небесных тел для их изучения и т.п. Сейчас все это наша реальность.

ИТОГО. Яркое неспешное космическое приключение, наполненное буднями космонавтов, их научными исследованиями, техническими деталями и размышлениями. Дух романа напомнил мои эмоции от просмотра Интерстеллара. После него также хочется поднять голову и начать всматриваться в ночное небо. Прочесть этот роман стоит каждому поклоннику научной фантастики и здорово, что появилась серия The Best of Sci-fi Classic, позволяющая нам это сделать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман!

Он затягивает с самого начала — с незапамятных событий на Земле, когда зарождалась наша цивилизация. Автор показывает читателю альтернативную теорию зарождения жизни на Земле. А ведь читаешь и хочется верить что эволюции действительно нужен был толчок...Иначе смогли бы мы достигнуть нынешнего уровня развития?

Многие фантасты описывают черные артефакты, которые не отражают свет и которых не берет любая современная техника.. Однако у Кларка при их описании проникаешься загадкой, тайной... Начинаешь верить!

Космос, звезды, тишина, тайны...Все это тут, Читатель ты не будешь разочарован!

Книга спокойная, размеренная. Экшена в ней немного, это не Гаррисон, однако чтение захватывает, увлекает. Время застывает.

Много вопросов при чтении. Куда ушел сигнал с обелиска? Что ждет космонавтов в пути? Что будет в конце миссии? Где место людей и Земли во Вселенной?

Кларк великий фантаст и эта книга одно из лучших его творений!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Погружаясь в мир «Космической Одиссеи», замечаешь, что правильно обозначенные вопросы не требуют разъяснений. Описывать судьбу героев и мира можно находясь за пределами истории. Но что делать, когда своим повествованием Артур Кларк непросто ставит вопросы, выходящие за повседневность. Он создаёт будущее, в котором время написание романа и время прочтения стираю грань почти в 50 лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно наслаждаться слогом и повествованием, можно размышлять над вопросами космоса, а можно понаблюдать за всем процессом, описанным в романе с позиции методологии проектов. Зачем усложнять размышление последним? Если есть возможность получать пищу для ума и делать новые выводы из приключенческого, научно-фантастического романа, тогда следует, как первобытные сородичи данной книги развиваться в личном восприятии.

Когда на землю упал неизвестный «Монолит» и стал систематически пробуждать в умах австралопитеков процессы, превращающие их в следующие развитое поколение — книга уже не годится только для чистого развлечения. Все дальнейшие главы и переходы по времени Артур Кларк сопровождает последовательным процессом развития. Между настоящим и будущем, между живым и механическим, между мгновенным и скоротечным. Эти параллели будут идти важной нитью вдоль всего романа.

Возвращаясь к настоящему – если по теории Абиогенеза химический процесс превращает неживое в живое, тогда можем ли мы отнести разум и сознание к части теории Панспермии. Когда непросто вырастить существо, способное автоматически двигаться по ветви эволюции. Тогда механическим воздействием создатели ускоряют процесс, выводящий один индивид на совершенно новый, в рамках осознания собственного «Я» этап. Роман «2001: Космическая Одиссея» превращает приключение в способ создания нового из устоявшегося старого. Благодаря вмешательству «извне» австралопитеки вышли на новый для себя уровень, по сравнению с другими обитателями этого мира.

Усложняя повествование, автор переносит нас в те времена, когда идёт активный процесс освоения Луны. Найдя на нём такой же «Монолит», озвученный в первой части, они предпринимают попытки отправиться по следу расшифровки его происхождения. Создав автономный космический корабль. Внедрив в него компьютер, на нейронных цепях и несколько астронавтов — читатели вместе с героями книги отправляются в новое приключение. Тут, благодаря знаниям и провидением Артура Кларка чувствуешь техническую «современность» написание романа. Я читаю книгу по электронному устройству именно так же, как делали герои книги более 50 лет назад. Пью кофе и совершаю общение идентично. Такая техническая основа книги подтверждает не только оценить точность «проекций» будущего из прошлого, но и создаёт очень отчётливую линию уже нашего возможного будущего.

Во время полёта на корабле происходят события, поднимающие вопросы разума на другой уровень. Имеет ли машина сознание и осознанность? Способна ли она сомневаться и делать нравственные выводы? Способна ли она осознавать себя? Страница, за страницей Артур Кларк погружает в мир принятия быстрых решений, увлекая читателя всё больше в этот дальний космос. И вот через поиск — перед нами совершенно другое развитие всех увиденных процессов. Мы попадаем туда, где приходится принимать новые решения. Отказываясь от «Я» в понимании человеческого восприятия – герои переходят на новый этап. Открывая новые миры, вновь обретая своё «Я» в новой форме.

Приключение проносит читателя между разными мирами и историями, сохраняя устойчивое ощущение масштаба. Каждый раз автор поднимает новые вопросы. В то же время он всегда балансирует на грани, в которой масштаб действий в сюжете, не уменьшает масштаб личности участвующей в процессе. Читатель всегда остаётся в центре событий. Тем самым вопрос «потерянности» в космосе ограничивается только осознанием и развитием своего разума и собственного «Я». Артур Кларк показал, что масштабы вселенной способны расширять горизонты всегда, когда участники хотят и готовы к этому. Читатель готов выходить на новый горизонт. И разве не в этом методология романа Кларка?

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал после просмотра фильма. «Одиссея» стала первым произведением Кларка в моей жизни, чему я рад. Впечатления самые положительные. Слишком люблю «сухое» повествование, без лишних эпитетов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх