23 Владимир Михайлов и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 23. Владимир Михайлов и фэны
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

23. Владимир Михайлов и фэны

Статья написана 1 ноября 2020 г. 14:42

Фейсбук опять напомнил одну мою старую запись (1 ноября 2016 г.):

-- В 80-е годы как у заматеревших, так и у свежесозданных старо-фэндомных КЛФ были, пожалуй, два самых любимых занятия:

1) придумывать, голосовать и присуждать внутриклубные и межклубные призы за лучшую фантастику года (самым известным из которых стал приз "Великое Кольцо", первоначально придуманный в Волгоградском КЛФ "Ветер времени" под командованием Бориса Завгороднего, но затем естественным путём эмигрировавший в Омск, где процессом номинирования и голосования стал рулить суровый Марат Исангазин);

2) путём межклубных голосований составлять списки самых любимых советских фантастов. Естественно, что первое место в этих списках всегда и неизменно занимали братья Стругацкие, но вот все последующие места в первой пятёрке, а затем и в первой десятке были подвержены достаточно бурной турбуленции, и на них постоянно перетасовывались Иван Ефремов, Кир Булычев, Владислав Крапивин, Север Гансовский, Зиновий Юрьев, Александр и Сергей Абрамовы, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, Александр Мирер, Владимир Савченко, Ариадна Громова, Сергей Снегов, Ольга Ларионова, Геннадий Прашкевич, Сергей Павлов, Вячеслав Назаров и еще некоторые другие фантасты-шестидесятники и семидесятники (за исключением, разумеется, "слишком юных еще" авторов малеевской "четвертой волны", у которых от силы было лишь по нескольку рассказов в сборниках и периодике, но ни одной книги еще ни у кого, даже у Бориса Штерна).

Но, конечно, в пятёрко-десятке постоянно присутствовал и претендовал на самые высокие места Владимир Дмитриевич Михайлов. И это при том, что он почти не издавался в центральных московских издательствах (всего один сборничек в "Библиотеке советской фантастики" в 1971 году и одна повесть и несколько рассказов в "Искателе"). Михайлов по тем временам был типичным регионально-республиканским автором — всего несколько книг, изданных в Риге в 60-е и 70-е годы тиражами порядка 30 тысяч экземпляров каждая, что по советским временам было ну просто тьфу. И тем не менее — фэны выделяли его из общего ряда провинциальных фантастов, за ним охотились, его собирали. Я и сам каким-то чудом (через "черный" книжный рынок и отделы книгообмена в букинистах) умудрился отловить почти все его тогдашние латвийские издания — от "Особой необходимости" 1963 года до "Тогда придите, и рассудим" 1983-го.

Ситуация с изданием книг изменилась для него только в перестройку и позже, но время было упущено, и суперзвездой у массовой аудитории Михайлов уже не стал, благо и конкуренция предельно обострилась, а стиль у него был всё-таки тяжеловат. Кстати, у меня в Питере было много книг Михайлова, изданных после 90 года, причем многие из них с автографами, благо встречались мы довольно часто, начиная с конвента 1987 года в Новомихайловском под Краснодаром (где мы познакомились и где я и сделал вот это его фото) и семинара молодых фантастов 1989 года в Дубултах, ну а затем мы постоянно пересекались на "Странниках", где он был почётным членом жюри, а я, как ответсек премии, должен был его опекать. Увы, все эти поздние книги мне сохранить не удалось. Однако старые советские издания все уцелели и ждали на полке, пока я не вернусь в Севастополь. Правда, они без автографов. И теперь я иногда беру их в руки и бережно перелистываю — "Люди и корабли", "Исток", "Дверь с той стороны", "Сторож брату моему"...



И тогдашние ФБ-комменты к этой записи:


Олег Пуля -- Помню, лет 13 назад мы с Сашей Громовым, моя любимая и еще кто-то напросились к Михайлову в гости. Хорошо посидели, поговорили, любимая моя была им совершенно очарована. А я притащил ему для автографирования полный комплект его рижских изданий в идеальном, как только что из типографии, состоянии — включая "Особую необходимость", которая аж с фирменной типографской закладкой была. Михайлов тогда очень грустно на всё это посмотрел, сказал, что у него у самого этой книги уже не осталось... Печально тогда как-то получилось, печально и светло...

Борис Завгородний -- Олег!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Олег Пуля -- Понимаю, но ((((

Борис Завгородний -- А Михайлов наш любимчик, потому что ему было интересно с нами тусоваться... Стрелять неразумных гитлеровцев в Прибалтике и общаться с неразумными фэнами! Зацените разницу!!!

Борис Завгородний -- А я только недавно узнал, что Север Гансовский вовсе не СЕвер а СевЕр!!!

Олег Пуля -- Теперь вся жизнь в новом цвете )))

Андрей Чертков -- а я этого и до сих пор не знаю...)))

Борис Завгородний -- Олег Пуля -- язвишь?!

Олег Пуля -- Как говорится в народе, пуркуа бы и не па?!

Андрей Измайлов -- Ну да. Рюрик, Трувор и Синеус. Вот как правильно — СинеУс? Это ж так по-русски. Или СинЕус — эдак по-латынски. А Гансовский, склоняюсь, таки СевЕр. По-латынски.

Нелли Раткевич -- О Михайлове воспоминания только хорошие — ЧЕЛОВЕК!





678
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 ноября 2020 г. 19:08
В юности Капитан Ульдемир произвёл весьма сильное впечатление...
А сейчас, как охладела к советской фантастике, даже и не знаю...
Отмечу, советская фантастика это стиль, а не только изданное в СССР...
К слову, в недавнем выпуске ТМ Геннадий Тищенко отметился про выдающимся рассказом, как рах, в данном стиле...


Ссылка на сообщение2 ноября 2020 г. 23:09
Очень хорошо тогда с Владимиром Дмитриевичем пообщался, поспрашивал его от души. Есть его фотки в этом же прикиде, примерно там же, у открытой сцены))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 20:51
Ну, если есть такие фотки, то и выложи их как-нибудь. Впрочем, ты и так это часто делаешь, не то что я...
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2020 г. 15:41
Я несколько раз выкладывал фото, на котором Михайлов в Новомихайловке подписывает мне «Тогда придите, и рассудим...». Ну а потом я и это фото подписал у него)))
Здесь об этом рассказывал: https://fantlab.ru/blogarticl...

 


Ссылка на сообщение4 ноября 2020 г. 16:09
Ну да, ну да, «узнаю брата Вову» (с))) «Золотой телёнок».


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 00:33
Тоже был с Колобаевым у Владимира Дмитриевича в гостях в Москве. Хороший вечер получился! Поразили тогда две шпаги настоящие (не реплики), которые были у Михайлова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 20:50
Тысячу лет про Юрку Колобаева ничего не слышал...
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2020 г. 12:51
Тоже давно не слышал ничего. Знаю только что в Москве живёт...


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 20:19
Про СевЕра я до сих пор так и не знал, ну а Михайлов у меня, видимо, тоже весь (до 90-го года), правда все книжки потрепанные.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 20:49
А уж какие у меня потрёпанные...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 20:54
так это ж плохо, значит их кто-то читал, с каждой прочиткой ценность среди коллекционеров становится все ниже и ниже:-D
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 21:10
Так я давно уже не коллекционер. Какой смысл коллекционировать книги, если потерял уже три библиотеки?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2020 г. 21:19
В самом процессе. Менглет рассказывал, как он собрал всего Уоллеса, а потом.. ну а потом пришлось собирать заново и он его опять собрал. И еще кое у кого горели дачи, а там была библиотека и они , стиснув зубы, начинали заново. Маньяки. У Полякова в одном из романов был тоарисч, который собирал фарфор, и вот когда у него этого фарфора становилось так много, что его уже некуда девать, товарисч его колотил и начинал собирать заново. А так-то да. собирать то, что уже однажды было собрано не шибко интересно. я вот какой уже год никак не соберусь купить Пылающий остров 1941 года, который когда-то подарил.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2020 г. 16:39
Ну, тут дело в том, что все эти старые собиратели жили в совсем другие времена, на которые еще не пришлись кардинальные смены технологий и социально-экономические перемены, и книга по-прежнему оставалась книгой (и значительной материальной ценностью). Потерял одну библиотеку (скажем, из-за пожара) — значит, начинаешь собирать новую — такую же точно, из тех же изданий. А вот наше поколение оказалось на самом гребне цунами нового стиля жизни. Свою первую библиотеку (несколько десятков томов самиздата и ФЛП) я потерял в 1984 году, в результате эвакуации из Николаева в Севастополь после окончания института и гэбэшного прессинга, и восстанавливать ее я уже не стал, переключившись на обычные книги, благо начался легальный книгообмен. Вторая библиотека фантастики, собранная с 1984 по 1990 год, растерялась в процессе переезда из Севастополя в Ленинград, где я уже сам начал издавать книги. Книги, собранные в Питере, терялись неоднократно, пока я несколько раз переезжал внутри Питера с места на место, — и пока я в 1994 году не обрел свое уже постоянное место жительства на следующие 18 лет. Там и была собрана моя третья библиотека, а также коллекция винила, кассет, CD и DVD. Всё это пришлось там и оставить (частично раздав по друзьям), когда после инсульта и 5 лет безуспешных попыток восстановиться я был вынужден окончательно уехать из Питера на свою «малую родину». Забрать с собой всё это «богатство» я уже не мог по состоянию здоровья, да и контейнером отправить тоже — в Севастополе у меня совсем не так много места, чтобы это можно было вместить. Но именно на этот момент пришёлся очередной технологический прорыв, в результате которого уже в 2008 году я купил свой первый «покетбук» и начал скачивать электронные книги. А в 2010 году появились торренты и внешние винты, после чего можно было забыть и о видеокассетах, и о виниле, и о DVD (которых у меня было около 2-х тысяч штук). Так что теперь я могу жалеть только о книгах с автографами авторов, которых к моменту эвакуации у меня было около 200, ну и о других раритетах. А в смысле доступности текстов, фильмов и музыки я ведь совсем не пострадал, и даже наоборот — этого добра у меня стало гораздо больше, чем раньше, причем занимает гораздо меньше места. Но коллекционированию в старом смысле этого слова (коллекционированию вещественных артефактов), разумеется, пришел окончательный конец.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2020 г. 17:15
Вот поэтому в наступившую эпоху особую ценность приобретают неоцифрованные раритеты, потенциальный да и реальный интерес к которым весьма высок, а вероятность полного бесследного исчезновения при этом существенно выше нуля.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2020 г. 17:23
Да, ценность таких вещей несомненна, но заниматься всем этим могут только энергичные, мобильные, обеспеченные и здоровые люди, к каковым я, увы, уже не отношусь. Так что по Сеньке и шапка...


⇑ Наверх