Елена Булганова ...


  Елена Булганова. Автобиография

Я родилась в прекрасном городе Николаеве, где жила моя мама и учился папа. Там провела первые два года жизни, и да, уже в том возрасте сделалась заядлой читательницей. Бабушка и мама знали единственный способ меня накормить – читать без перерыва. Если читающий голос вдруг умолкал, то и рот наглухо закрывался. Там я однажды потрясла бабулю, когда взяла в руки книгу Бианки и «прочитала» вслух от первого слово до последнего историю о молодой синичке Зинке. На самом деле, я попросту ее запомнила.

Но вот папа закончил институт и получил распределение в далекую холодную Гатчину, город под Питером. Там я росла и там закончила школу.

Сочиняла я так же легко, как дышала. В основном устно, чем сводила с ума дедушку. «Она все врет!» — хватался за голову он. «Она фантазирует», — поправляла мама. Писала зубодробительные истории для песенников – это такие тетрадки с любимыми песнями, с рисунками, цитатами, анкетами, вид коммуникации до эпохи интернета. Однажды одну такую историю мне уже в старших классах сквозь глухие рыдания пересказала моя новая одноклассница. Момент, когда я скромно произнесла слова: «Это я написала», не сравнить даже с выходом в свет первой книги!

Но быть писательницей даже не мечтала. Были другие времена, книг выходило мало, и все знали, что их авторы – это просто небожители какие-то. В переносном, а чаще в прямом смысле слова. Я хотела быть ветеринаром, но поступила в педагогический, на русский язык и литературу. Там скоро выяснилась моя полная несостоятельность как потенциального учителя: на пробном уроке я работала только с одним парнишкой, который заинтересовал меня каким-то высказыванием о литературном персонаже, прочий же класс меня совершенно не волновал и радостно ходил на ушах.

И тогда я поскорее перенесла документы в Еврейский университет, отучилась там и стала семитологом. Но что мне приснилось в том сне, после которого я проснулась с четким желанием стать писателем? Лучше бы я свой сон забыла и жила сейчас спокойно. Но нет, случилось то, что случилось, и я начала записывать свои первые истории. Тогда это были небольшие мистические рассказы.

На смену им пришли детективные романы. Они щедро разлетались по издательствам, интересно, читал их хоть один человек? И только через цепочку знакомств удалось выйти на редактора, которая согласилась прочитать мой детектив, сочла неплохим… и предложила мне написать для их издательства дамский роман. Это был удар ниже пояса: я с детства не читала и не смотрела ничего, где была любовная линия. Считала всякие лямуры скучнейшей вещью на земле. Ну а куда деваться – написала. Вышло таких романчиков пять или шесть, потом еще три детектива – все в том же издательстве Центрполиграф.

Все шло хорошо, мои книги пользовались успехом, тиражи росли. Но в это время по телевизору я случайно увидела фильм в жанре фэнтези (прежде подобного не смотрела). И переклинило. Решила, что умру, но создам собственный фэнтезийный мир. Правда, вначале пришлось прочесть пару книг, чтобы разобраться, как это делается. А потом в новогоднюю ночь у меня родилась идея. Да чего там, текст прям-таки зазвучал в не вполне трезвой голове: «Очень трудно жить на свете, когда вот-вот стукнет шестнадцать лет, а у тебя до сих пор нет ни одного настоящего друга. Еще труднее, когда собственные родители относятся к тебе хуже, чем к любой другой девочке на земле…»

Так всего за пару месяцев родился на свет многострадальный «Подменыш». Его я послала на конкурс НДК в издательстве «Росмэн»… и на следующий послала, и еще, и еще раз. Только на четвертый раз «Подменыш» попал в шорт-лист, занял призовое место. Все шло к изданию, но увы… А я поклялась себе завязать с фэнтези и уж точно никогда не посылать рукописи на конкурс в «Росмэн». Но уже на следующий день у меня родился сюжет, который властно потребовал своего воплощения.

Дело было так: я гуляла по нашему Гатчинскому парку в сильный туман. Шла на ощупь и думала о том, как бы не свалиться в озеро. Вдруг прямо передо мной из тумана вынырнула девушка в алом спортивном костюме, с двумя черными косами, перекинутыми на грудь. И с удивительно знакомым лицом… Потрясенная, я узнала в ней Неизвестную с картины Крамского – репродукция все детство висело над моей кроватью. Девушка подмигнула мне – и скрылась в тумане. А я задумалась: а вдруг существуют люди, которым не нужно стареть, не нужно умирать? Так появился замысел трилогии «Вечники». Написав первую книгу в небывалом темпе, я успела послать ее на очередной конкурс Новая Детская книга. Рукопись была принята к изданию. А на следующий год – еще одна, «Инсомния», которая до того каталась на конкурс лет пять.

С «Инсомнией» была такая история: не попав даже в лонг конкурса с «Подменышем» я долго приходила в себя. Но потом все же решила испытать судьбу еще один раз. Сюжет «Инсомнии» родился совершенно случайно после долгой прогулки (уже не первой) по парку в попытках придумать что-то неизбитое. Мне вдруг пришло сообщение на телефон: «Она спит?» Видно, ошиблись номером, больше не писали. А я подумала: «Отлично, пусть история называется «Девочка, которая спит», звучит вроде интригующе». И тут же в голове сложились первые главы: мальчик каждую ночь видит во сне девочку, которая просыпается, когда засыпает он. И с ужасом понимает, что она во сне тоже наблюдает его жизнь, даже учится по его учебникам.

Сложнее было придумать, как же все это получилось. Вот обожаю сперва загнать себя в угол, а потом искать логическое обоснование! Вдруг припомнила, что и сама видела когда-то странные сны. В детстве я каждое лето проводила у дедушки в Кишиневе. И иногда мне снилось, что если я перейду дорогу за домом и войду в ближайший двор, то там произойдет что-то… некая встреча навсегда изменит мою жизнь. Я целыми днями носилась везде, но никогда так и не побывала в том дворе. Словно морок какой-то находил, и я забывала днем свои сны…

Что-то такое воспоминание о сне мне навеяло, и я задумалась: вот все так мечтают встретить свою половинку. Верят, что она существует, причем в единственном числе. А что, если человек с ранних лет будет точно знать о существовании своей половинки? И что он должен обязательно ее найти, иначе жизнь насмарку? И быть готовым к разочарованиям и потрясениям, но изменить уже ничего нельзя. Вот из этих размышлений и родилось развитие сюжета.

В общем, «Девочка» была благополучно написана и отправилась на второй конкурс НДК. И… пролетела. Заметили эту историю только через год после того, как были приняты к изданию «Вечники».

За название не швыряйтесь тапками – его придумали редакторы после длительного мозгового штурма. Не знаю, при чем тут бессонница, все мои персонажи спят нормально, хотя не все с удовольствием. НО если речь идет о некоем смятении чувств, душевной бессоннице, непокое – тогда в точку.

Следом в «Росмэне» были изданы мои трилогии «Навия» и «Нойды». А в прошлом году уже в АСТ наконец увидел свет «Подменыш». На текущий момент вышло две книги трилогии, третья пишется…

Ну, точнее сказать, должна писаться. На самом деле я взяла небольшой перерыв и написала историю в непривычном для меня жанре постапокалипсиса. И пока еще не предлагала издателям, заканчиваю правку. Авторское название – «Стальные скелеты». Эта история о мире, который после Катастрофы стал очень мал – большая часть суши оказалась под водой. И вот на территории, которая когда-то была Россией, в мелких городах-государствах выживает остаток человечества. Но беда не пришла одна – в каждом поколении стало рождаться все меньше девочек. Люди сохранили научно-технические достижения прошлых веков, но нравственно были отброшены на тысячи лет назад. В моду снова вошли смертельные битвы на аренах. Будущих участников этих сражений готовит школа гладиаторов «Стальные скелеты». Именно в нее так стремится попасть подросток Димка Дымов, чтобы вырваться из нищеты и безнадеги провинции, где совсем не осталось женщин моложе сорока лет...

Спасибо, кто прочитал до конца!

18.02.2024


⇑ Наверх