Рецензия Юлий Буркин Цветы ...


  Рецензия. Юлий Буркин, «Цветы на нашем пепле»

© Дмитрий Скирюк


В сознании массового читателя фантастики (подчёркиваю — не фэна, а массового читателя) Юля Буркин всегда воспринимался как лицо второстепенное, скорее часть, чем нечто целое. Отчасти это действительно так. Мышление рок-музыканта позволяет ему с лёгкостью «работать в группе», то бишь писать в соавторстве. Вспомним «Остров Русь» и «Подлинную историю ансамбля Битлз». Вдобавок Юлий — виртуоз малой формы: лучше всего до сих пор ему удавались повести, рассказы, и поэтому появление его первого «сольного» большого опуса вызвало естественный интерес и настороженность. Надо сказать, вполне оправданные.

Хочется немного отступить от темы. Без сомнения, художник Сева Мартыненко уже давно заслужил себе бронзовый памятник. С давних пор он оформляет творения друзей — как Юлия Буркина, так и Сергея Лукьяненко, но чтобы рисунок послужил толчком к написанию книги — такого не упомню. Эльф с автоматом, а вот поди ж ты! Свой opus magnum Юлий Буркин сочинял четыре года, но воистину результат того стоит. Сюжет книги раскручивается медленно, как гигантская юла, но раскрутившись, захватывает насмерть и уже не отпускает до самого конца. А главное, Буркин знает, когда вовремя остановиться — после прочтения совершенно не хочется издать традиционный клич: «А дальше?», ибо вопросов уже не остаётся. Отточенный на малых литературных формах стиль автора чувствуется везде. Ничего лишнего, никакой «воды», всё предельно функционально, просто, и красиво этой простотой. И даже немного «хромающая» средняя часть нисколько книгу не портит.

Бледная «тарзаниада», с которой всё собственно и начинается, как-то незаметно, даже элегантно перерастает в масштабную повесть о крушении надежд, экологической и социальной катастрофе, и любви, как единственной вещи, ради которой стоит жить. Разумные бабочки с телами людей... С точки зрения генетики и биологии — полнейшая чушь, но как это обыграно социологически! После прочтения возникают определённые аллюзии на «Дюну» Херберта, романы Джека Вэнса, Дэна Симмонса, но в целом это — глубоко самостоятельное произведение. Известно, что хорошая литература никогда не даёт готовых ответов, она лишь поднимает вопросы. Но здесь автору удалось даже большее — его книга заставляет читателя задавать вопросы самому себе. И какие вопросы! Буркин не боится любых допущений, драматизирует ситуацию до предела и раз за разом ставит читателя в такое положение, когда невозможно различить, где добро, а где зло.

Надо сказать, что песенная натура автора проступает и тут: книга развивается по всем законам музыкального произведения, от увертюры до финального крещендо, которое парит в вечности как заключительный аккорд в битловской «A Day In The Life». А уж насколько великолепны стихотворные эпиграфы, объяснить не получится: это надо читать самому. Без сомнения, «Цветы на нашем пепле» на сегодня не только лучшее произведение Буркина, но и главный претендент на звание лучшего фантастического романа года.

Читайте. Хорошую песню... ой, простите, — хорошую книгу надо читать хором.

 

источник: Каталог рецензий «Резонанс»


⇑ Наверх