Рецензия Михаил Веллер ...


  Рецензия. Михаил Веллер, «Великий последний шанс»

© Валерий Иванченко


Послание идиотам

Разберемся сначала, кто такой Михаил Веллер. Не как кое-кто спрашивал — «юморист он или политик?», а серьезно. А этапы пути были такие. По молодости поставил цель: стать лучшим писателем малой прозы. Стал отличным рассказчиком и стилистом. В те же далекие годы заявил, что обессмертит свое имя, открыв людям глаза. И создал первую в русской философии законченную систему, объясняющую ВСЕ. Называл это учение энерговитализмом, после остановился на термине энергоэволюционизм. На деле это интеллектуально проработанный диалектический материализм, доведенный до логического конца. На своих позициях учение неуязвимо, критиковать его можно только с точки зрения метафизики и религиозной догматики. Но Веллер, хоть и рассуждает о сравнительной пользе религий, остается атеистом. Основным трудом является трактат «Все о жизни». Позже издана «Кассандра», обращенная к вопросам политики и общественной жизни. Ныне, с углублением российской кризисности и оживлением жанра «национальных проектов», Веллер решил, что настало время выполнить профетическую функцию мыслителя с еврейскими корнями. Книга «Великий последний шанс» говорит о судьбе России и мира.

Помимо дискурса, интеллектуально-логической составляющей, в сочинениях Веллера замечателен стиль. Мало кто из русских философствующих публицистов писал разговорным языком с применением просторечия, вульгаризмов и чуть ли не мата. И уж никто не сравнится с ним в экспрессивности. Своих персонажей, а зачастую и читателей, Веллер именует идиотами, негодяями, болванами, мерзавцами и подлецами. Это самые простые эпитеты. Обижаться я бы не стал. Читаешь книгу — думай как автор. Взгляд со стороны никому не вреден. Если Веллер таки обращается к идиотам, значит на что-то рассчитывает.

Книга не очень-то однородна, похожа, скорее, на сборник разноплановых эссе, Веллер часто повторяется. Вычленим основные тезисы:

—Сегодняшняя власть в России нужна только сама себе. Наш стабилизационный фонд хранится в Америке, потому что держать или вкладывать государственные деньги в России нельзя — все украдут. Власть сама себе не доверяет. Деньги вообще России сейчас только во вред. Надо заморозить месторождения на будущее. Власть имущие всегда воруют, зато, как правило, и общую пользу блюдут, чтоб власти не лишиться. Наши же играют в одни ворота. Их только своя польза интересует. И олигархи все — трупоеды.

—Америка была честным врагом и честно победила. Паранойя — полагать, что она желает нас уничтожить. Теперь с ней лучше осторожно дружить, без нее мы останемся одни против Китая и ислама.

—Национальные мифы лживы. Наша история (за вычетом 20 века) относительно благополучна в сравнении с Европой. Русские не самые талантливые, но и не самые разгильдяистые. Мы совсем не миролюбивы. Запад нам отнюдь не враждебен. Мы, вообще, не очень-то кому интересны. Россия — третьесортная страна не по факту, а по поведению своих жителей. Психология русского народа — одновременное сознание собственного бесправия и мирового величия (психология имперского раба). У русских довольно слаб системообразующий инстинкт.

—Национальная идея сегодня — социальная справедливость и месть виновным в обворовывании и наглом унижении страны и людей.

—Разные народы не равны. Не подольщайся к дикарю — охамеет и надругается. Мигрант строит дома, но разрушает страну.

—Терроризма не было, пока либерализм не объявил об уравнении прав. Сработал принцип «посади свинью за стол...» Ислам — агрессивная религия дикарей. Единственное средство против террора — ответ террором большей силы и поражение прав нецивилизованных народов.

—России не надо примазываться к Европе. Либеральная Европа обречена, тогда как у России есть шанс сохранить белую цивилизацию.

—Единственный выход России — в избрании временного диктатора, упраздняющего злокачественную бюрократию.

И вот для этого будущего диктатора Веллер дает множество рецептов, касающихся пропаганды, армии, внешней и внутренней политики. Но, рассуждая о механизмах привода диктатора к власти и защиты общества от возможных злоупотреблений, он пускается в такие не свойственные себе прекраснодушные фантазии, что диву даешься.

Хотя книга и вызывает раздражение не только безапелляционной нетерпимостью автора и его следованием некоторым смехотворным мифам, но и ошибками, опечатками, неряшливостью синтаксиса, она увлекательна и может на многое открыть глаза тем, кто не привык читать оппозиционную прессу, а таких среди постоянных читателей Веллера большинство.

 

источник: Книжная витрина


⇑ Наверх