прощальная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > прощальная музыка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

прощальная музыка

Статья написана 24 сентября 2012 г. 14:41

James Ellroy

Brown’s Requiem

Open Road Media\Mysterious Press eBook, 2011

(originally published in 1981)

Частный сыщик с лицензией из Лос-Анджелеса Фриц Браун работает репоменом с тех пор, как вылетел со службы в LAPD. Завязав с пьянкой, Браун за умеренную плату возвращает поюзанные тачки одному жулику, а вечерами слушает классическую музыку и разговаривает со своим алкоголиком-другом Уолтером. Когда толстый вонючий кэдди по прозвищу Толстый Пес за солидную для бомжа сумму предлагает Брауну кое-что раскопать, сыщик решает отложить репобизнес и взять дело. Младшая сестра Толстого Пса Джейн Бейкер, хорошо играющая на виолончели, живет с пожилым бизнесменом Солом Купферманом. Он ее спонсор и наставник, никакого секса, но кэдди думает, что старик в чем-то нечист, и просит Брауна раскопать какую-нибудь грязь на Купфермана.

Браун, хотя и опустившийся тип, свое дело знает и первым делом проверяет самого Толстого Пса Бейкера и выясняет, что тот большой извращенец, прирожденный кэдди и психопат. Браун, копая дальше, делает вывод, что Купферман и Бейкер как-то связаны с давним преступлением, когда был спален дотла один бар. Браун понимает, что это его прорывное дело, которое может принести ему славу и деньги. Естественно, все оказывается запутаннее, чем кажется, и мертвые тела будут появляться одно за другим.

Эллрой признавался, что этот его дебют был написан под влиянием Чандлера, но с Чандлером здесь пересечения только в том, что это PI роман, и в нескольких стилистических оборотах, присущих Чандлеру. В остальном – это Эллрой-0, то есть площадка для ранних экспериментов с теми элементами, что в дальнейшем будут преобладать в книгах автора. Есть здесь и давнее преступление с заговором, и одержимость LAPD, и упоминание Black Dahlia, и психопаты, и потрясающие описания Лос-Анджелеса, и низшие круги криминального мира.

Можно подумать, что «Brown’s Requiem» — это Эллрой-light, но это не так. Да, здесь Эллрой еще разминается, ищет свой стиль, но это другой Эллрой, Эллрой от первого лица, PI роман, его единственный PI роман. Браун только номинально положительный персонаж книги, и его мотивы здесь далеки от благородных и честолюбивых. Только в начале романа он руководствуется благими побуждениями, в дальнейшем он сам хищник, нарушивший за весь роман законов больше, чем какой-либо романный злодей. О том, что он ничуть не лучше тех, кого он хочет наказать, Браун несомненно понимает, но его раздувшееся эго не позволяет принять это понимание. Браун – хитрая и изворотливая тварь, так и не изжившая в себе калифорнийского копа, не зря многие персонажи книги принимают Брауна за полицейского, хотя он давно лишился беджа.

Эллрой дотошен и внимателен к деталям, вот почему его роман успешен и как murder mystery, и как социальный роман об Америке начала 80-х.

Для Брауна этот роман был реквиемом, для меня – только началом знакомства с Эллроем.





204
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх