Причудливое преломление


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Уникальные и Странные» > Причудливое преломление английского дендизма в имидже рок музыкантов. Часть I
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Причудливое преломление английского дендизма в имидже рок музыкантов. Часть I

Статья написана 12 октября 2012 г. 07:30
Размещена:

   Английского рок музыканта узнаешь всегда и не спутаешь с американцем. Дело в каком-то особом шике ношения одежды, аксессуаров, применения грима и сооружения причесок. Дендизм в эпоху Оскара Уайльда стал рафинированным. У современного англичанина он в крови, да и примеров хорошего стиля насмотрелся он немало в процессе собственного становления и изучения быта и истории родной страны. Рок культура протестна, и к атрибутам английского костюма музыканты добавили броские элементы поддразнивающего китча, остающиеся в памяти зрителей, критиков и поклонников и свидетельствующие о самоиронии носящего. Меня всегда поражало инстинктивное чутьё британцев: как бы дико они ни одевались, получается красиво, стильно, весело. Захотелось сделать обзор, посвященный выпендрёжу подданных её величества, на который не стыдно равняться и который, несомненно, достоин изучения как культурологический феномен.

   Оговорюсь, что качество исполняемой музыки упоминаться не будет. Убеждена, что облик музыкантов – тема, заслуживающая рассмотрения и в отрыве от музыки.

   Начну с основателя группы «Слэйд» (1966) Нодди Холдера. Обладатель какой-то «старинной» британской внешности, он был похож на героя романа Диккенса, какого-нибудь нотариуса или клерка лондонского суда. Он носил цилиндр и пальто, похожее на сюртук или камзол. Меня восхитили его брюки – желто-красные в клетку, сообщающие костюму чиновника 19го века привкус клоунады. Современные панки носят вещи в красно-черную клетку, имеется даже российская группа, одетая в такую шотландку с ног до головы. Смотрится это плохо: клетка – слишком рябящая, «загружающая» зрителя расцветка, поэтому клетчатый предмет должен быть в гардеробе один (мини юбка, бриджи или жилет), а остальные детали костюма желательно подобрать в комплект однотонные. У шотландцев клетка узаконенных цветов являлась знаком принадлежности к определенному клану, она украшала и плед, и килт, и гетры. В наши дни англичане «по старинке» носят шотландку, не удивительно, что она присутствует и в гардеробе британского панка. Почему брюки, а порой и двойки Нодди Холдера, игравшего не панк рок, а глэм рок,  вызывают ассоциации с цирком? Клоунская одежда – обычная людская одежда, но в ней всё гипертрофировано. Слишком крупные пуговицы. Слишком короткие (не закрывающие щиколоток) или слишком длинные (гармошкой на лодыжках) брюки. Желтоватая клетка тоже «слишком». Это расцветка женская, излишне броская. Специалисты считают сочетание черного с желтым самым агрессивным, так окрашена оса, привлекающая к себе внимание и подающая сигнал об опасности. Музыкант из «Слэйд» должен был не только выделяться из толпы, но и раздражать слушателя, как раздражали их поведение на сцене, тексты и утрированно вульгарное исполнение песен. От фамилии братьев Хулиган произошел термин, отражающий социальное явление, помогающее некоторым рок коллективам шокировать и привлечь зрителя. Современный человек, уставший от муштры, принудиловки, дресс кода на работе, необходимости сдерживаться, приличных бесед с гостями и фальшивой любезности соседей, отдыхал, слушая неприличные вопли «Секс пистолз», и раскрепощался, когда музыканты «Слэйд» выходили на сцену в своем дурацком облачении.В королевстве много мест со строжайшим дресс кодом. Трудно представить англичанина, явившегося во дворец или правительственные учреждения без смокинга, и рок группы, нарушая все правила хорошего тона, дают возможность расслабиться гражданину, вечно закованному в латы приличного костюма. Повседневное платье подданных Соединенного королевства окрашено в тёмные и тусклые тона: коричневый, серый и т. п. В противовес ему сценические облачения на эстраде пестрят так, как жителям Востока и не снилось. Выходки вроде ломания гитары, откусывания головы мыши, прикосновения к гениталиям завершают имидж. Хулиганство, подобное эпатажу рок музыкантов, уже наблюдалось в английских стишках для детей. Ни в одной стране нет такого количества озорных потешек, как в чопорной Англии.

   Специалисты отмечают, что Англия – страна, первой подвергшаяся индустриализации, поэтому народный костюм здесь не сохранился. Бесполезно искать в одежде здешних рок музыкантов этнические корни.

   Считаю, что при некоторой грубоватости англичанок, Британия – страна красивых мужчин. Солисты «Блёр» (1988), Харрисон («Биттлз», 1960) и многие другие обладали «журнальной» внешностью. Британцы наделены длинными, очень худыми ногами, роскошной шевелюрой, лёгким и тощим телом, и это позволяет ударяться в смелые эксперименты с одеждой, выступая в роли «вешалки» подобно манекенщицам-девушкам. Эта особенность рок музыкантов успешно эксплуатируется индустрией моды, навязывающей обывателю предметы туалета, носимые их рок кумиром.

   Когда я говорю, что американцы одеваются на сцене иначе, я имею в виду не только ковбойский стиль, сопровождающий музыку кантри (джинсы, замшевые жилетки, ковбойки, шляпы, шейные платки), но и определенный гламур звезд американской эстрады. Элвис Пресли и Майкл Джексон носили богато расшитые костюмы, которые английский рок музыкант ни за что бы не надел. Имеются группы из США, подражающие английскому стилю («Аэросмит»), ссылаться на их аксессуары мы в этой статье не будем.

   Не сообщу ничего нового специалистам, если расскажу, что, родившись в Британии,  панк не имел ирокеза. Английские панк музыканты носили кеды и тяжелые ботинки, шокирующую одежду, а ирокез появился позже в среде американских панков, подражавших индейцам, коренному населению страны, живущему в тех же социальных условиях, что и отбросы общества. В последствии английские панки тоже делали себе ирокезы, можно лицезреть таковой у исполнителя из анархо-панк группы «Conflict» (1981). Подтяжки тоже не были изначально атрибутом панка. Этот предмет носили скинхеды, но позже панки также стали надевать подтяжки, и мы видим это довольно часто.

   Аксессуары играют важную роль при формировании образа денди. Англичане, стремившиеся выглядеть «приличными людьми», имели трость, лорнет, монокль или театральный бинокль, дорогие часы с тяжелой цепью, галстуки и шейные платки, съемные манжеты, воротнички, перстни, булавки, табакерки, носовые платки из дорогой ткани с кружевом, бутоньерки, гетры, маникюрные наборы, перчатки, щеголи носили корсеты и подвязки, не отставая от дам, душились, бриолинили волосы, завивали усы и кок на голове. Аксессуары рок музыканта сильно отличаются от приведенного джентльменского набора, но их не меньше. Банданы, жилетки, бляхи, браслеты, напульсники, серьги, временные имитации татуировок, пирсинг, пряди волос диких оттенков, ошейники, заплатки, эффектные карабины, хайратники и ксивники, экстравагантные украшения для музыкальных инструментов, булавки, бахрома, фенечки, накладные ногти, эксклюзивные шнурки, шипы и клепки, люверсы, брелоки, каналы в мочках и многое другое.

   Прически менялись с приходом нового направления в рок музыке. Приличных мальчиков из бит квартетов сменили волосатые хиппи, их в свою очередь – неровно постриженные лохматые панки, на смену которым пришли бритые скины, напоминающие военных, и эмо с челкой, прикрывающей один глаз. Окраска волос то имитировала натуральный цвет, то демонстрировала свою искусственность, кислотность. Готы отдавали предпочтение черному цвету, панки – всему спектру радуги. Но у каждого исполнителя в рок группе могли иметься индивидуальные предпочтения и заморочки. Ричи Блэкмор коллекционировал шляпы, а кто-то мог соорудить себе китайскую косицу, потому что увлекался китайской философией. Нередко музыканты подражают своему кумиру и носят прическу, напоминающую зрителю известного человека. Отросший вариант стрижки участника группы «Биттлз» можно созерцать на некоторых фотографиях Харрисона. Длинная челка прикрывает брови, пряди, спускающиеся с затылка, — воротник плаща. Аналогичная шевелюра наблюдалась у братьев Галлахеров из «Оазиса» (1991).

   Зритель проецирует на исполнителя собственные интересы. Я постоянно сталкиваюсь с тенденцией называть одежду панков или металлистов костюмом в стиле БДСМ. Часто путают атрибуты рокеров, металлистов, панков и скинхедов. Грим – самая опасная игрушка для мужчины, которого сразу несправедливо причисляют к воинству гомосексуалистов, если он подкрасит веки или побелит лицо. И готы, и панки, совершенно не имеющие гомосексуальных наклонностей, раскрашивают лица очень ярко.

             О тематике рисунков на футболках и о содержании надписей на одежде можно написать колоссальное социологическое и культурологическое исследование. Сегодня представляется, что футболки с портретами и лозунгами типичны не только для среды неформалов, и не только рок музыка сделала популярной подобную атрибутику. Человек самовыражается,  поместив определенную картинку у себя на груди или спине, он заявляет о своей индивидуальности, написав девиз на предмете одежды, и, не будь на свете рок музыки, подобная одежда всё равно появилась бы. Разумеется, английский флаг бывал изображен на футболках участников рок групп, например «Cockney Rejects» (1979). У гитариста «Def Leppard» (1977) в цвета британского стяга был выкрашен инструмент.

   Известна попытка модельеров сделать юбку элементом не только женской, но и мужской одежды. Англичане пытаются обыгрывать тему килта, надевая юбки в клетку, но почти женского фасона. Это делают и участники коллектива «Alestorm» (2004).

   Необходимо ответить на естественный вопрос, который может возникнуть у читателя. Зачем денди быть денди? Для англичанина это значило быть приличным человеком, отличаться от бродяги. Как и для Пушкина, писавшего «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Занятно, что для современника Уайльда было стыдно одеваться бедно и не модно, а для панка стыдно одеваться модно, гламурно и дорого. Хиппи старались радоваться жизни и в бедности, простую одежду они украшали цветами, бисером, аппликациями. Панки рвали и портили одежду, устраняя лоск и намек на гламурность. Они перестали искать позитивное в повседневности капиталистического города. Быть приличным человеком – значит не участвовать в эксплуатации и всеобщем воровстве. Да и не позволять глянцевым журналам делать из тебя хомо покупающего.

   Наименее интересной представляется тенденция некоторых британских рок групп использовать в сценических костюмах цитаты из исторической тематики. Появляется душок карнавальности, искусственности, фальшивости.


«Adam and the Ants» (1977). Группа явно этим злоупотребляла, но на многих их фотографиях имелся интересный штрих. Они делали белую горизонтальную полосу через всё лицо. Правильные красивые черты позволяют пускаться на подобные эксперименты, индивидуальный прием был найден

   Многие музыканты стилизуются под роботов, ожившие статуи, манекены («Alien Sex Fiend», 1982).

Нельзя не упомянуть, что сегодня создан целый мир аниме, компьютерных персонажей и кукол, превращающихся в телеведущих и даже звезд. До появления антропоморфной Глюкозы слушатели песен знали её как куклу в стилистике лего. Видеоряд группы «Гориллас» (1998) анимирован, тогда как сами участники появляются в утрированно повседневной, простой одежде.

   Ансамбли из других стран вынуждены изобретать костюмы, скорее подходящие для съемок фантастического фильма. Мы помним персонажи «Кисс», на «Евровидении» выступал коллектив, одевшийся драконами, у «ACDC» исполнитель выходил на сцену рогатым. (До чего доводят человека проклятые конкуренты!) Сразу оговорюсь, что некоторые рок группы обозначаешь представителями некой страны весьма условно. «ACDC» считаются австралийцами, это значительное явление в рок культуре, но… Происхождение у музыкантов опять-таки британское, и мы неизбежно упираемся в факт, что значение Англии в формировании рок стиля неоспоримо.

   На фотографии группа экстремального металла «Cradle of Filth» («Колыбель разврата», 1991).


Эти исполнители одевались и почти как куклы драконов, но в данном случае костюмы на них более легкие, не препятствующие передвижению. Готическая тематика сочетается с пирсингом и шипованием одежды. Панковский ошейник превращен в нагрудник, крепящийся к панцирю из ремней, а клепаная юбка смотрится органично из-за цитирования Средневековья. На некоторых фотографиях этой группы у одного из музыкантов показательный грим – ветки-трещины-сосуды на лице. Хорошей его же находкой является использование черного шнура в оформлении торса. Сетка напоминает строение скелета. Но интересно, что стремящаяся быть нарочито эффектной «готская тема» меркнет по сравнению с простотой и изяществом костюмов «Блэк саббат» (1969). Старикам вкус не позволял перебарщивать.

   Имиджмейкеров у ассов старшего поколения не было. Создается впечатление, что музыкант влезал в кожаные штаны или джинсы, шнуровал ботинки и шел на репетицию, на ходу натягивая пиджак и застёгивая напульсник. Он мог попросить гримёра сделать ему образ поужаснее, но в выборе одежды опирался не на рекомендации модельера, а на собственную интуицию.

   К этому же направлению (о чем заявляет название)


) принадлежит и группа «The horrors» (2005). Черный цвет преобладает в одежде пяти изящных лохматых ребят, порой намекающей на стилистику эмо.

   У некоторых музыкантов имеются предметы – «визитные карточки». У исполнителя из блюз рок группы «Бэд компани» (1973) ремешок с металлом на брючине напоминал ножной браслет, имитирующий патронташ. Особое внимание приходится уделять очкам, предмету, приобретающему неожиданные цвета, форму и размеры.На фотографии – гротескные окуляры исполнителя из «The darkness» (2000)

Их костюмы, прямо скажем, не соответствуют заявленному названию коллектива, работающего с эстетикой ужасов.


Интересно, сколько карет неотложной психиатрической помощи вызвали бы к русскому человеку, вздумай он напялить брюки в бело-розовую полоску с верхом в аналогичную полоску, но горизонтальную?  Британцу простительно всё.

С особенной ностальгией хиппи смотрят на старые фотографии «Black Sabbath».


Крупные кресты, роскошные волосы, вместо хайратника повязанные небрежно скрученные банданы. Осборн, сидящий в кресле и выставивший вперед ноги, облаченные в брюки, испещренные столь крупной клеткой, что не на англичанине она выглядела бы комично. Усыпанная цветочками жилетка, брюки из «кожи пресмыкающегося». И пиджаки. Помятые, деформированные, но сидящие на своем хозяине и находящиеся на своем месте. Может быть, умение англичан одеваться объясняется тем, что голова занята работой, творчеством, поэтому об одежде не думают, а одеваются интуитивно и небрежно. «Чернуха» была осмеяна и выставлена в карикатурном виде всеми участниками «Саббат»– постоянными и временными.

   Визитной карточкой «Deep purple» (1968)

была, пожалуй, интеллигентная простота, отличающая этот ансамбль от многих других рок коллективов. Работая в студии безвылазно месяцами, записывая очередной альбом, музыканты забывали о нормальной еде, одежде и семейной жизни. Но юбилеи своего брака Ян Гиллан отмечал с женой в разных странах, и пара облачалась в местные костюмы, как бы причудливо они ни смотрелись.

   Довольно смело выглядят брюки с люминесцентными отворотами и аппликациями. «Led Zeppelin», группа основана в 1968 году.


   Подозреваю, что в России подобное пристрастие к ношению нарядных блузок назвали бы женским. «Pink Floyd», родившаяся в 1965.


(Продолжение следует)





430
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх