351 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 351. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга пятая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

351. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга пятая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)

Статья написана 19 августа 2021 г. 08:14

Прощаемся с Уленшпигелем. Последняя, Пятая, книга романа. Последние содрогания сюжета.

Как мы помним, в конце Четвёртой книги Ламме взял в плен толстого наглого монаха. Монах обозвал Ламме жирдяем. Ламме посадил его в клетку и начал откармливать (чтобы жирдяем стал монах). Дальше простенькое схождение параллельных линий: монах был повинен в том, что от Ламме сбежала жена, поисками которой он формально и занимался все эти годы. Жена нашлась, Ламме покидает Уленшпигеля.

Сложнее было закончить сам роман. Но тут война за независимость завершается, Уленшпигель с Неле поселяются на маяке. Опять какая-то мистика про семерых (выпущенная в детском издании). Во время прогулки Тиль впадает в обморочное состояние. Случившийся поблизости монах (не всех перевешали) торопится похоронить гёза Уленшпигеля. Тиль оживает и с песней уходит вдаль в обнимку с вечно молодой Неле.

Советских иллюстраторов даю в хронологическом порядке — интересно, как они переосмысливали этот скромный сюжет, как оглядывались на предшественников.

Воскрешение Уленшпигеля

Художник А.Кравченко (1928)

Не так уж много ксилографий было у Кравченко в первом советском иллюстрированном издании, но всё же он старался дать хоть по одной к каждой книге. Однако к Пятой книге у Кравченко нет ни одной гравюры. Показатель того, что значимых эпизодов с точки зрения иллюстратора не осталось.

Художник Л.Зусман (1935)

Кравченко был не совсем советским художником, его попрекали тяготением к мирискусникам, т.е. к буржуазной графике. А вот Зусман — уже вполне советский иллюстратор, хотя явно не соцреалист. Советскость выражается в классовых акцентах. Вот шмуцтитул и концовка: Тиль и Неле маршируют в светлое будущее, Тиль водружает знамя свободы на пузе поверженного католического священника. Вроде бы у де Костера именно об этом написано, но у Зусмана нарисовано чересчур плакатно.

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

Впрочем, это были линеарные рисунки в газетном стиле. А вот собственно иллюстрации на отдельных листах (цинкография, вероятно). Монаха откармливают в клетке и оживший Тиль вцепляется в священника. Весь сюжет Пятой книги отражён.

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

Художник И.Шабанов (1936/1948)

Шабанов на заставке к Пятой книге размещает военную сцену, показывая, что война к началу Пятой книги ещё не закончена.

Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)

А иллюстрации в тексте — те же два узловых элемента сюжета: кормление монаха и обнявшиеся Тиль и Неле, обретшие вечный покой.

Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)

Художник Е.Кибрик (1938)

Кибрик, чья сюита самая известная, выступил с последними довоенными иллюстрациями. Кибрик — художник выдающийся. Он, конечно, тоньше предшественников интерпретировал текст романа. На заставке — монах, но не в клетке, а «задирающий нос» на военном корабле врагов, в точном соответствии с первыми словами Пятой книги. На самом деле — это иллюстрация и половинчатых итогов войны за независимость, о которой де Костер напишет в конце: Бельгия-то — родина автора — осталась под властью испанцев и католической церкви (какие-то были у де Костера химеры по поводу единства голландцев и бельгийцев).

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Центральная иллюстрация посвящена прощанию Тиля и Ламме: Кибрик следил за линией двух друзей и, по-видимому, особенно выделял Ламме, внёсшего душевность в роман.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Концовка: прощание читателя с Тилем и Неле. Уходят не оглядываясь.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Художник Ф.Константинов (1961)

Замечательный ксилограф Ф.Константинов «Легенду об Уленшпигеле» проиллюстрировал вяло. Может быть, вообще, гравюр по дереву не должно быть в книге много: всё-таки это эстампы, которые воспринимаются как самодостаточные произведения. Не барское это дело: проходные сцены вырезать по дереву. В общем, на заставке Константинов поместил кормление монаха в клетке.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

Маленькая плохо воспроизведённая гравюра: Ламме в горячке кидается на шлюпке в погоню за своей женой. Страничная иллюстрация: Тиль и Нелле идут на демонстрацию (а Бельгия-то стонет под гнётом чужеземцев).

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

Художник Ю.Иванов (1972/1975)

Линеарный рисунок на шмуцтитуле содержит главный посыл Пятой книги: неумирающие Тиль и Неле повернулись спиной к монаху.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)

А вот внутренние иллюстрации озадачили: там рисунки к тексту из предыдущей Четвёртой книги. Решил художник так представить свою сюиту, не обращая внимание на соответствие тексту.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)

А в открытках есть сцена из Пятой книги. Весело шагают Тиль и Неле по просторам.

Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

Художник П.Бунин (1975)

И только П.Бунину было что порисовать в Пятой книге. Де Костер для общего фона бросал традиционные слова о репрессиях, о войне, о море. И Бунин не пропускал свои любимые сюжеты.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)

Политика: заочный суд сепаратистов над испанским королём и расторжение вассального договора.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Откорм монаха: быстрыми зарисовками на полях Бунин помечает забавные вставки, а в цветных рисунках передаёт психологически напряжённые сцены (в этой серии в цвете дано, как неадекватный монах рискованно наезжает на партизанскую вольницу).

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)

Тиль и Неле: Бунин отвергает мещанское успокоение супругов. Они, по-прежнему, просят бури.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)
Худ. Худ. П.Бунин (1975)

Художник Д.Бисти (1979)

Бисти на шмуцтитуле дал пронзительную сцену: Тиль и Неле с печалью смотрят на читателей. Никаких щенячьих восторгов: окончательной победы нет и не может быть.

Худ. Д.Бисти (1979)
Худ. Д.Бисти (1979)

Художник Б.Тржемецкий (1983)

Заставка-тизер. Все волнуются: неужто умрёт Уленшпигель?

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Да нет, всё в порядке: монаха откормят, а Тиль оживёт.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Художник И.Кусков (1988)

Пытается найти в Пятой книге что-то новое художник Кусков: кормление монаха традиционное, прощание с Ламме (давно не было, со времён Кибрика), оживление Тиля (в просоночном состоянии он кидается на священника, пытавшегося его похоронить).

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

Художник Ф.Ропс

В послевоенной советской книжке с перерисованными офортами Ф.Ропса — соотечественника и современника де Костера — наконец-то удалось обнаружить рисунок, привязанный к сюжету: это, конечно, откорм монаха.

Худ. Ф.Ропс
Худ. Ф.Ропс

Из цикла другого бельгийца — Линена (1914) ничего не смог подобрать. Хороший рисовальщик, интересные этнографические детали. Но этот художник находится с текстом романа в слишком интимных отношениях, посторонних в свой круг не пускает.





185
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх