fantlab ru

Все отзывы посетителя dmitrythewind

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Сергей Пономарёв «Мать»

dmitrythewind, вчера в 13:55

Заслуженный Тузик Грелки по непростой теме. Ставил на первое место топа.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Джон Бойн «Абсолютист»

dmitrythewind, 10 апреля 17:56

«Абсолютист» (2011) ирландца Джона Бойда — книга, которую нужно читать прямо сейчас, в 2024 году, хотя события в книге происходят в далёкие 1916-1976 годы. В далёкие, но узнаваемые по целому ряду признаков.

Начинающий писатель Тристан в 1919 году прибывает в провинциальный английский городок, чтобы встретиться с сестрой Уилла — его боевого товарища, погибшего в окопах Франции на Первой Мировой — и передать ей письма. Первое же событие романа вроде не связано с сюжетом, но отлично задаёт тон истории — Тристана не хотят заселять в номер отеля, потому что накануне там был инцидент — ограбление во время свидания двух мужчин. Это (не ограбление, а факт свидания) так шокирует владельцев отеля, что они боятся заселять Тристана в «оскверненный» номер. Тристан заселяется без вопросов — у него у самого много тайн. Потому что Уилл был не просто товарищем, а кем-то бОльшим. И погиб он не в бою, а при куда более трагичных обстоятельствах.

Рассказ о путешествии Тристана перемежается флешбеками в недавнее военное и довоенное прошлое,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а завершается горькой кульминацией спустя 60 лет.
И темы, которые разворачиваются за это время, не стали менее актуальными за прошедшие сто лет. Война, столкновение милитаризма и пацифизма, гомофобия, яростное неприятие любой инаковости — будь то другие убеждения, национальность или ориентация. И то, что происходит в результате — горе, трагедии, разрушенные судьбы. Люди ничуть не изменились за сто лет — вот такой печальный вывод я могу сделать из книги Бойда. И это страшно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ли Чайлд, Эндрю Чайлд «Джек Ричер: Лучше быть мертвым»

dmitrythewind, 7 декабря 2023 г. 23:51

Лет десять назад открыл для себя книги Ли Чайлда про Джека Ричера, заглотил первые штук 7-8, посмотрел две экранизации с Томом Крузом. Концепт нехитрый, но работающий — громадный экс-военный-коп с безупречными навыками рукопашного боя, музыкальным таймером в голове и задатками Шерлока Холмса бродит по Америке, без телефона и смены белья, и вписывается в неприятности одну за другой. Герой был интересен, читать было нескучно... но можно ли написать в одном и том же стиле под три десятка книг, не взвыв от скуки?

Ли Чайлд, видимо, взвыл, потому что привлёк соавтора, а его 26-я книга про Ричера «Лучше быть мертвым» выглядит усталой тенью первых романов. Роман излишне многословен (если герой звонит по телефону, вам придётся каждый раз читать про то, как он посмотрел на экранчик, нажал на кнопку ответа, а после разговора нажал на кнопку отбоя и спрятал телефон в карман). В ход идёт куча ненужной статистической информации — ширина коридоров, калибр стволов, вес, объем, номер... будто читаешь техническую документацию. Сама история топчется на месте по старым лекалам — злодей, силач-прихвостень злодея, женщина в беде... Автор писал по инерции, а читатели слушают по инерции. Наверно это и есть комфортное чтение. Видимо, стоит вернуться к пропущенным в середине цикла романам. А пока Чайлд и компания уже настрочил 27-й роман («Нет плана Б») и готовит 28-й... Ричер бессмертен!

Оценка: 5
– [  10  ] +

Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней»

dmitrythewind, 22 июня 2023 г. 15:48

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Если вы жили в СССР в 80-х, то наверняка помните милый многосерийный австралийский мультик «Вокруг света за 80 дней». Я видел его в детстве столько раз, что он полностью отпечатался в сознании, заслонив собою книгу Жюля Верна. Признаться, я вообще не помню, читал ли я ее в детстве – наверняка читал, но мультик наглухо «перекрыл» оригинал.

Недавно с какой-то рекламной акцией мне перепала бесплатная аудиокнига «Вокруг света за 80 дней» (в озвучке Александра Бордукова), я начал ее слушать с большим скепсисом – и втянулся. Да, местами сюжет прерывается буквально «вставками из Википедии» (где автор или Филеас Фогг с умным видом рассказывают про то место, где оказались герои), но текст совершенно не архаичный. И в отличие от мультика, который обрывался на отплытии героев из США в Англию (вечно незакрытый гештальт!), имеет логическое завершение

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
со знаменитым трюком про «лишний день».

Главное открытие – в книжке тоже есть мистер Фикс! Только он не прихвостень злого дяди, а полицейский инспектор, который подозревает Фогга в краже и сначала мешает ему (чтобы успеть получить ордер на арест), а потом, напротив, помогает (чтобы ускорить его возвращение в юрисдикцию Англии и там арестовать).

Занятно, как воспринимаются сегодня герои книги и антураж их путешествия (привет, культура отмены!):

- Филеас Фогг – мелочный тип, который не забыл вычесть из награды своего слуги Паспарту стоимость сгоревшего газа в невыключенном газовом рожке. Совершенно непонятно, чем он занимается и чем зарабатывает деньги, так как он только и делает, что играет в вист и ходит в клуб для джентльменов, где тоже ничего не делает. Практически все вопросы он решает деньгами (как там у Marvel: «Какая твоя суперсила? Деньги!»). А чтобы добраться из США в Англию, Фогг подкупает экипаж парохода, подбивает их на бунт и запирает в каюте капитана, а потом начинает крушить его корабль (пускает всё дерево на растопку). Естественно, деньги помогают замять и этот неприглядный эпизод :)

- Жан Паспарту — никакой не друг и не «компаньон» мистера Фогга, а просто слуга, случайно нанятый в день заключения пари и отправки в путешествие. В компании с Фиксом в Гонконге он накуривается опиума (эй, эту книгу дети читают!) и пропускает нужный пароход.

- Мисс Ауда, спасенная героями в Индии, весь роман безмолвно с обожанием смотрит на Фогга, который везет ее, как добытый трофей. У нее нет ни своих интересов, ни целей, она просто едет, как часть багажа Фогга. Такой женский персонаж в современности бы точно не вызвал восторга!

- Вся картинка в Индии подана, естественно, с позиции «белых цивилизованных колонистов», которые пытаются навести порядок в жуткой, грязной, допотопной Индии, где дикари только и ждут, чтобы начать человеческие жертвоприношения.

- Уж точно не прошел бы современную цензуру эпизод с «кровожадными индейцами сиу», которые варварски нападают на поезд, убивают несколько пассажиров и машиниста. А Фогг с пассажирами представляет «белое цивилизованное общество», которое дает отпор дикарям-грабителям. Вообще, эта сцена сильно выбивается из общей канвы – тут и «кровавые ошметки на колесах», и тяжелые раны, и трупы. Как будто вставили хоррор-эпизод в детскую передачу.

- Дуэли на пистолетах в общественном месте – совершенная норма, просто пассажиры вагона, где герои затеяли дуэль, спокойно выходят в соседний вагон, чтобы не мешать.

- Никого не парят вопросы виз. Фогг ходит в местные консульства ставить штампы в паспорте только ради доказательств совершения своего путешествия.

А в целом, я бы сказал, что помимо географической и приключенческой ценности, этот роман – о проактивности. В какую бы неприятность ни попадал Фогг (вроде опоздать на 45 минут на нужный пароход), он просто с каменным лицом берет паузу, а потом принимает решение, что можно сделать в этой ситуации, используя нестандартные ходы. А в это время Паспарту рвет на себе волосы и рыдает – то есть реагирует эмоционально и по-человечески, как мы все. В общем, мои симпатии в этом «детском» романе – на стороне Паспарту. «Ну и ну! Проделки Фикса! Проделки Фикса!»

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джефф Линдсей «Декстер во мраке»

dmitrythewind, 15 февраля 2023 г. 23:04

Обожаю сериал про Декстера, и всегда хотел ознакомиться с литературной основой, но с какого-то перепуга начал с третьей книги «Декстер во тьме». Это было жёстко.  Вроде тот же Декстер с сестрой-матершинницей Деб, подружкой Ритой и её детьми  Астор и Коди. Даже помощник Винс Масука есть. В этой книге Декстер готовится жениться на Рите (в сериале это случилось в третьем сезоне), когда в Майами начинают находить обезглавленные и зажаренные тела. И тут... Декстер «теряет» своего Тёмного Пассажира (так он называет свое альтер-эго убийцы), изучает демонологию (что?), ему противостоит некое демоническое ОНО (что?), а Астор и Коди

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сами хотят стать маньяками
(ЧТО???) Блин, я хочу почитать про Декстера, а не пародию на Стивена Кинга! В общем, хорошо что после первой книги и первого сезона пути книжек и сериала разошлись. Фирменные черты Декстера — самоирония, оптимизм, любовь к семье, талант криминалиста, чувство справедливости — в «Декстере во тьме» все ещё есть. Но выглядит это как дешевая подделка под оригинал.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ричард Лаймон «Луна-парк»

dmitrythewind, 2 мая 2020 г. 21:02

В курортном городке Болета-Бэй весело только на первый взгляд — колесо обозрения, аттракционы, «Веселый домик» с диковинами, теплый пляж, полный загорающих парочек. Но когда на город спускается ночь, на улицы выходят бомжи… и те, кто повадился жестоко расправляться с ними. Паренек Джереми переезжает в Болета-Бэй вместе с матерью, и в поисках новых друзей попадает в самую гущу страшных событий.

Роман «Луна-парк» Ричарда Лаймона написан в уже далеком 1989 году, и, несмотря на творящиеся на страницах ужасы, читается, как это ни странно звучит, уютно. Лампово. Никаких тебе мобильных телефонов и соцсетей. Только теплый песок, океан, подростки, первые влюбленности, первые ошибки... последние ошибки... Это странное ощущение, когда понимаешь, что если герои романа и выживут, то «сейчас» им было бы за пятьдесят... и где, спрашивается, их бунтующая молодость, конфликты отцов и детей?..

По стилистике и времени действия роман похож на «Оно» Стивена Кинга (и на гораздо более позднюю «Страну радости»), но Лаймон – не Кинг. Это вовсе не значит, что «Луна-парк» плох, а Лаймон – хуже Кинга. Время само расставило и авторов-ровесников, и их книги, по условным книжным полкам – Кинг и ныне живет и здравствует, пишет пачками, «Оно» пережило уже две экранизации. А Ричард Лаймон остался, по сравнению с Кингом, неизвестен — сам он винил в провале карьеры в Америке небрежно изданный роман «Где лесной заколдованный мир» (The Woods Are Dark) – да и времени ему было отмерено не так много – в 2001 году писатель скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет.

И все же «Луна-парк» (не вполне точный перевод названия парка аттракционов Фанлэнд — «Веселая страна») в свое время номинировался на премию Брема Стокера, как лучший роман (в тот самый год, когда эту премию в другой номинации получал все тот же Кинг за «Четыре после полуночи»). И читать его (или, в моей случае, слушать – я выбрал 15-часовую аудиоверсию) оказалось увлекательно и одновременно грустно. Грустно, потому что прочитай я это в начала 90-х, роман читался бы взахлеб и снес бы крышу. Сейчас слишком много всего перечитано, что превосходит «Луна-парк» и по масштабу событий, и по проработке характеров, и по нагнетанию жути. Но если перестать сравнивать, а просто следить за сюжетом, то от книги не оторваться.

Действие поначалу развивается нарочито медленно, сюжетных линий не так много (при таком-то объеме текста!), но немногочисленные главные герои подкупают своими историями, тем более что многие из них не делятся на «хороших» и «плохих». Очень долго как раз непонятно, кто именно в романе представляет из себя настоящую угрозу: грязные бомжи-«тролли», агрессивная группировка «троллеров» — охотников на бомжей, или же есть в Фанленде кто-то или что-то еще, что опаснее и тех, и других. Самой интересной оказалась как раз сюжетная арка Джереми – приехав в Болета-Бэй чистым и невинным подростком, он вскоре теряет эту невинность – причем вовсе не в сексуальном смысле. Его поступки и решения понятны – и вот уже за желанием понравиться девушке, он шаг за шагом приближается к черте, за которой дороги назад не будет.

Опасность щедро разлита по страницам романа, но ее концентрация кажется умеренно-щадящей до финала, когда действие неожиданно взрывается запредельным кровавым насилием, за что книга и получила место в категории «сплаттерпанка». Пытаясь взвинтить градус ужаса слишком высоко, Лаймон, кажется, промахивается и оказывается на территории совершенно другого жанра. Но тем интереснее читать последние главы – когда происходит реально неожиданные вещи. И ради этих открытий «Луна-парк» стоит прочитать – или прослушать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Стивен Кинг «Билл Ходжес & Холли Гибни»

dmitrythewind, 9 января 2020 г. 22:58

У Стивена Кинга свои счеты с опасными машинами. Благодаря его перу женское имя «Кристина» для многих больше ассоциируется с машиной-убийцей (модели Плимут-Фурия 1958 года) из одноименного романа и фильма. Огромный грузовик становится причиной трагедии в семьи доктора Крида в романе «Кладбище домашних животных». В фильме «Максимальное ускорение», где Кинг в первый и последний раз выступил в роли режиссера, по его рассказу, грузовики обретают мстительное сознание и убивают своих владельцев. В рассказе «Кадиллак Долана» (также был экранизирован) машина (понятно, какой модели) становится ловушкой и могилой для нехорошего мафиози. Под капотом обычного «бьюика» оказывается портал в иное измерение – потому что он «Почти как бьюик» (так и называется роман 2002 года). А в повести 2011 года «Миля 81» неизвестный автомобиль вообще сам по себе является хищным животным, пожирающим людей. Реальная жизнь не отстает – 19 июня 1999 года грузовик сбил Стивена Кинга на обочине дороги, чем не только чуть не лишил нас главного метра жанра хоррора и чуть не оставил без финала «Темной башни», но и сильно повлиял на текст этой саги, а авария практически покадрово воспроизведена в первой серии сериала «Королевский госпиталь» — естественно, по сценарию Кинга.

Так что в этой череде опасного автопрома появление еще одного романа о машине-убийце «Мистер Мерседес» (2014) вполне закономерно. Хотя в этот раз место мистике уступила история маньяка за рулем того самого «мерседеса», намеренно врезавшегося в толпу на ярмарке вакансий (на дворе кризис). Убийца получает от газетчиков прозвище «Мистер Мерседес», что довольно иронично, учитывая, что «Мерседес» — имя женское. Придумал это имя в начале XX века консул Австро-Венгерской империи в Ницце (он же глава представительства «Даймлер» во Франции Эмиль Еллинек) в честь Девы Марии Милосердной (Maria de las Mercedes), а заодно по имени своей дочери Мерседес. Причем именно с Ниццей связано первой жуткое совпадение – в этом городе спустя два года после выхода романа, 14 июля 2016 года, в день Бастилии, террорист врезался в толпу людей, наблюдавших праздничный салют. Погибли 86 человек, более трех сотен получили ранения... Так что по меркам реальности вымышленный «мистер Мерседес» оказался куда менее смертоносным. Еще одно жуткое совпадение – за месяц до теракта в Ницце, 19 июня (!) 2016 года погибает актер Антон Ельчин, выбранный для роли «Мистера Мерседеса» в одноименном сериале. Его автомобиль Jeep Grand Cherokee, установленный по ошибке на нейтральную передачу вместо ручного тормоза, пришел в движение и раздавил актера, который вышел из машины и стоял у кирпичной колонны.

Несмотря на эту череду зловещих совпадений и предзнаменований, сам роман оказался довольно «мягким» для Кинга – в нем не было никаких потусторонних монстров, а только злобный маньяк Брейди Хартсфилд. Настоящей находкой романа оказался главный положительный герой – детектив в отставке Билл Ходжес (сам Кинг утверждает, что при написании романа опирался на образ тучного актера Брендана Глисона).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вместе с помощниками – парнишкой Джеромом Робинсоном и странноватой девушкой Холли Гибни – Ходжесу удается разоблачить убийцу и отправить его – не за решетку, но в больницу, где Хартсфилд остается в состоянии комы. За романом последовало два прямых продолжения – «Кто нашел – берет себе» (расследование, не имеющее отношения к Хартсфилду) и «Пост сдал», где Кинг зачем-то возвращается к Хартсфилду, придавая ему мистические способности – теперь он умеет вселяться в мозги других людей и манипулировать ими. На этом история Ходжеса и Хартсфилда заканчивается (не будет лишний раз спойлерить), а Холли Гибни, похоже, стала новой точкой опоры в мультивселенной Кинга, появившись в романе «Чужак».

Наличие популярного романа с продолжениями – неплохой зачин для сериала, так что появления сериала ждать пришлось недолго. За исполнителем Билла Ходжеса далеко ходить не пришлось – Брендан Глисон фактически и является Ходжесом, ему и карты в руки. Мы уже никогда не узнаем, какой бы получился маньяк из Антона Ельчина, до этого игравшим только положительных героев (кстати, у Кинга он успел сыграть еще ребенком – в «Сердцах в Атлантиде»). После трагической смерти актера на роль Брейди Хартсфилда взяли Гарри Тредэвея – и этот не самый известный актеров выложился на 200%, сыграв эксцентричного психопата, прячущегося под маской усердного сотрудника магазина электроники (а заодно мороженщика).

Первый сезон практически точно воспроизводит канву книги «Мистер Мерседес» с небольшими отклонениями: например, чтобы удобнее показать характер Ходжеса в диалогах, ему «подселили» пожилую соседку Иду, с которой у Ходжеса даже кратко завязывается роман. Кое-какие углы сгладили – лишь вскользь упомянули жуткое прошлое Хартсфилда (практически не упомянув убийство собственного малолетнего брата), зато решились показать его сексуальные отношения с матерью (тема достаточно табуированная на телевидении). Благодаря отличной игре актера Роберта Стентона из эпизодического персонажа начальника Брейди – Роби Фробишера – получился крайне интересный герой: трусливый «менеджер среднего звена», которого Брейди терпит... до поры до времени. Отлично сыграла и Брида Вул – ее героиня-лесбиянка Лу Линклеттер является напарницей и другом Брейди, и их финальное столкновение в первом сезоне становится кульминацией сериала. Роль Джерома сильно переиначили – в книге это довольно самоуверенный полный подросток, а в сериале он худощав и задерган. А вот тихоня Холли Гибни получилась почти эталонная – ее играет Джастин Люпе (жаль, что в «Чужаке» ее роль отдали другой актрисе). Правда, в первом сезоне ее персонажу еще негде развернуться.

Главным аттракционом первого сезона является, без сомнения, Брендан Глисон. Ему даже не нужно произносить текст – он играет одной своей фактурой – большой, нескладный, нечесаный (чем-то похожий на Депардье), как медведь после спячки, он постепенно обретает смысл жизни благодаря охоте на «мистера Мерседеса». Не зря в «интро-заставке» сериала (под бодрую песню T Bone Burnett «It’s Not Too Late» — «Еще не поздно») мы просто следим за тем, как герой просыпается, слоняется по дому, кормит черепаху... Но за внешностью сонного увальня кроется недюжинная воля к жизни, интуиция, страсть и жажда справедливости. Следить за схваткой героев Хартсфилда и Ходжеса – одно удовольствие. Финал немного отличается от книги своей развязкой – но не концовкой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маньяк обезврежен и отправлен в нокаут – то бишь в кому.

Вопрос – что дальше?

Дальше Кинг устроил непростую жизнь создателям сериала. Будь Хартсфилд неуловимым злым гением все три книги подряд – эдакий Мориарти – было бы понятно что делать. Новые преступления – новые расследования, тем более что Ходжес и Гибни в финале «Мистера Мерседеса» создают детективное агентство «Finders Keepers» (это уже головная боль для переводчиков – так называется второй роман трилогии, переведенный на русский, как «Кто нашел – берет себе»; впрочем переводчики сериала не парились и именуют агентство... «Орлиным глазом»...). Но второй роман – упс – не имеет никакого отношения к маньяку-«Мистер Мерседесу», сосредоточившись на другом преступнике: Моррисе Беллами. Беллами – эдакая Энни Уилкс в новом формате, и его преступления крутятся вокруг некоего литературного наследия... Но какое это имеет отношение к сериалу, который называется «Мистер Мерседес»?

Что ж, авторы сериала решили оставить эту проблему на потом – и сделали второй сезон сериала по третьей книге трилогии – «Пост сдал». Вот только тут их тоже поджидала проблема... Федот – да не тот.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если в первой части Брейди прятался, строил козни, убивал, травил, то тут он... лежит в коме. В прямом смысле слова. Его сознание заперто в его теле, но он получает доступ к сознанию других людей – и тут ему невольно помогает... компьютерная игра из дешевого планшета.

Вот как такое экранизировать?

О смене темпа сериала можно судить сразу по заставке – под гораздо менее выразительную песню Mississippi John Hurt «I Shall Not Be Moved» («Я не сдвинусь с места») мы видим, как Ходжес сидит у постели Брейди, пока за окном сменяются времена года. И всё.

Создается впечатление, что первую половину сезона авторы идут по пути книги – к добру или к худу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Брейди действительно валяется на койке – и авторы довольно изобретательно визуализируют его извращенный внутренний мир в виде подвала с экранами во внешний мир, где находится место и могилам его родни, и призракам убитых им людей, и даже тому самому окровавленному «мерседесу». На Брейди ставят опасные эксперименты неэтичные доктор Бэбино со своей супружницей (в сериале ее сделали сотрудницей китайской фармкомпании). Брейди тихонечко проникает в сознание медсестры Сэйди и простака-библиотекаря Эла в то время, как в соседнюю школу привозят те самые злополучные планшеты с зомбирующей игрой «рыбалка».

Смотреть на это не особенно интересно, но тут претензии скорее к Кингу, чем к авторам сериала. В попытках встряхнуть сюжет они зачем-то лишают жизни одного из второстепенных персонажей книги (хотя у Кинга он жив-живехонек и даже сотрудничает с Холли Гибни в «Чужаке»). Джерома окончательно превращают в забитого неудачника – зачем? Зато персонаж Холли раскрывается во всей красе – с ее аутичным отношением к миру куда проще решать детективные головоломки, сопоставляя факты и роясь в интернете, чем общаться в живыми людьми.

А вот ближе к финалу второй сезон внезапно слетает с катушек. Создается впечатление, что авторы просто оторвали от книги вторую половину и выкинули ее на помойку, решив, что все сделают по-своему. ОК, вы удивили тех, кто читал книгу, но какой ценой?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К чему были все эти намеки и ниточки про пагубную силу планшетов (в одной сцене специально показали, как игры привозят в школу, и как с планшетом играет сестра Джерома)? Почему настоящий антагонист истории – доктор Бэбино – настолько выпадает из сюжета, что даже не появляется в последней серии? К чему была беременность его жены и вообще все напряжение внутри этой семейки? Зачем была сцена, в которой выжившую Лу Линклеттер пытается нанять Бэбино (?), после чего она находит «цифровой след Брейди в интернете» (?!) и заявляет, что он почти стал компьютерным вирусом (?!!) Тут уже рукой подать до сюжета «Газонокосильщика» — того самого фильма, от которого Кинг открестился настолько, что по суду убрал свое имя из титров!

Сюжет выруливает в какую-то запредельно нелогичную судебную драму, и когда до финала остается минут десять, вообще непонятно, как авторы собираются развязывать этот гордиев-мерседесов узел.

Они и не собирались. Как и гордиев узел, они фактически разрубили этот узел, оставив зрителей в совершенно обалдевшем состоянии. Даже Кинг, концовки которого не всегда являются его сильной стороной («я пишу концовки по той же причине, по которой надеваю по утрам штаны – таков уж закон этой страны» — как-то написал Кинг), себе такого не позволял.

Третий сезон сериала авторы все же решили посвятить персонажу Морриса Беллами (а как же «Мистер Мерседес»?) – сезон вышел в 2019 году, но еще не появился на лицензионных платформах. И так как, по слухам, сериал продлен на четвертый сезон, теперь уже по-настоящему интересно, что авторы будут делать дальше. Учитывая, что случилось с Ходжесом в финале книжной трилогии и с Брейди в финале второго сезона. Неужто они пойдут по пути «вируса», вернув на экран титульного «Мистера Мерседеса»?

Впрочем, это уже проблемы киношников. Судя по «Чужаку», Кингу вполне комфортно в созданной им мультивселенной, и впереди у Холли Гибни еще много приключений. А киношники?.. Судя по всему, они поступят, как авторы «Ходячих мертвецов» (или «Игры престолов»): начав с копирования первоисточника, они постепенно так далеко отходят от оригинала, что он им и не нужен. Что ж... если Билл Ходжес и Брейди Хартсфилд в книге свои «посты сдали», то их экранные альтер-эго Брендан Глисон и Гарри Тредэвей еще полны сил. Главное, чтобы они осторожно водили свои машины. Потому что касаясь материала Кинга, нужно постоянно быть настороже...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Стивен Кинг «Чужак»

dmitrythewind, 9 января 2020 г. 00:24

12 января 2020 года канал HBO покажет мини-сериал по новому роману Стивена Кинга «Чужак». В ленте в главных ролях снялись Джейсон Бейтман (человек с таким именем рано или поздно обязан был променять комедии на ужасы!), Бен Мендельсон («Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Черное море») и Синтиа Эриво («Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль). Очень надеемся, что получится хорошая экранизация – в последнее время Кингу больше везет на малом экране, чем на большом: «Касл-Рок» и «Мистер Мерседес», по крайней мере, пережили более одного сезона. Хотя история в «Чужаке» довольно компактная – так что наверняка в первом же сезоне мы увидим ее целиком. А пока – читаем книгу.

Итак, маленький городок Флинт-сити, где все друг друга знают, погружается в кошмар. Происходит ужасное преступление – и преступник явно не собирается скрываться. Вот только у него оказывается железное алиби. Детектив Ральф Андерсон оказывается перед дилеммой – верить показаниям свидетелей, отпечаткам пальцем и тестам ДНК или... поверить в невозможное...

В отличие от «Спящих красавиц», которые я начал читать в прошлый Новый Год, да так и не дочитал, «Чужака» я осилил за неделю. Это пример типичного кинговского романа, который по-английски называют метким термином «page-turner» – дословно «страницепереворачиватель» — книжка, от которой трудно оторваться. Я бы поставил ее выше кинговских работ последнего времени – в частности, трилогии о Билле Ходжесе («Мистер Мерседес», «Кто нашел – берет себе», «Пост сдал») – но не дотягивающих до золотого периода мастера.

Кингу всегда был свойственен «магический реализм» — нечто ирреальное, проникающее в рациональный мир. Даже из истории о бешеной собаке («Куджо») или о жертве домашнего насилия («Долорес Клейборн») он умудрялся сделать глубоко мистические вещи. Нечто демоническое в маленьком городке – под это определение попадут, наверно, десятка два произведений – например, «Необходимые вещи», «Буря столетия», «Бессонница» — но вершиной этого поджанра является, конечно, «Оно». В «трилогии Ходжеса», напротив, сюжеты уходят в сторону рационального мира (несмотря на экстрасенсорную суету в «Пост сдал», которая принесла немало головной боли авторам сериала про «Мистера Мерседеса») – мол, в реальной жизни и так достаточно страшных вещей, чтобы еще придумывать какие-то сверхъестественные силы.

«Чужак» начинается именно в «ходжесовском» стиле – мы наблюдаем за «типичным» детективным расследованием, выделяющимся на фоне собратьев по жанру особой кровавостью и смакованием деталей – как будто читателя тычут носом в кадры с места преступления. Но примерно в конце первой трети книги Кинг совершает то, что менее именитому автору точно бы не простили приверженцы строгой драматургии – он резко меняет фокал повествования (раньше мы следили за одним героем – а теперь, а за другим), его темпоритм и даже жанр. В «стройный мир» классического детектива буквально вваливаются элементы мистики и сверхъестественного. Герои реагируют на это так, как положено в романах Кинга – вместо того, чтобы покрутить пальцем у виска, они с серьезным видом начинают это самое сверхъестественное принимать и бороться. Самое забавное, что в этот момент в расследование полиции Флинт-сити вмешивается персонаж как раз из реалистичной «ходжесовской» трилогии – аутичная частная детективша Холли Гибни (в сериале про «Мистера Мерседеса» ее замечательно сыграла Джастин Люпе, но в грядущей экранизации ее роль политкорректно отдали темнокожей Синтии Эриво). И как раз с этого момента градус интереса к повествованию падает – слишком уж нарочито сюжет прошит мистическими белыми нитками, слишком уж сильно герои играют «в поддавки» с автором, действуя именно так, как нужно ему, и слишком уж невзрачным оказывается то самое «внешнее зло» по сравнению с колдуном Рэндаллом Флеггом или клоуном Пеннивайзом. Десяток героев (по кинговским меркам, немного) сбиваются в плотную группу и бродят по локациям, как персонажи компьютерной игры, пока автор подбрасывает им готовые ответы. Впрочем, объем книги не так уж велик, и заскучать читатель просто не успевает – действие стремительно катится к довольно банальной развязке.

Из всего этого герои (и автор) делают все тот же вывод – проще поверить в сверхъестественные внешние силы, чем в то, что «обычные» люди творят в реальной жизни. Но раньше Кингу не приходилось настолько манипулировать поведением собственных героев, приводя их «за ручку» к правильному ответу...

Оценка: 7
⇑ Наверх