Джерри Олшен «Не демонтировать!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Луна | На орбите Земли )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира | Жизнь после смерти | Экспедиция/подготовка к экспедиции | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
Где пролегает граница между реализмом и экстрасенсорикой? Мы постоянно становимся свидетелями чего-то непонятного, мистического. Как это объяснить? Как объяснить вещие сны, ясновидение, гипноз? Не говоря уже о другом, вообще не постижимом.
В романе — плавный переход от реализма к мистике, и как результат — вся планета занимается экстрасенсорикой.
Главы 1-11 — перевод А. Мирера, главы 12-54 — перевод С. Масленниковой.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Getaway Special»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 19 июля 2021 г.
Если быть точным, то правильно было бы перевести название несколько по-иному: «Оставить на месте». А в существующем варианте оказался утерян скрытый авторский посыл: самое лучшее, что герои могли сделать в сложившейся ситуации — это ничего не трогать (т.е. не развивать свои парапсихологические таланты).
СЮЖЕТ
Данный роман по жанру — мистическая фантастика. Вдобавок еще и альтернативная: в истории нашего мира не существовало ни описанных в произведении Президента США и Римского папы, ни постсоветского кризиса с новой мировой войной в Европе. Но главное в сюжете — это способность его героев, американских астронавтов, создавать силой воображения настоящие космические корабли. И не просто создавать, а еще и летать на них к Луне, повторяя нереализованные в истории полеты лунного проекта.
Впервые я прочитал роман в журнале «Если», где он еще был повестью, а его герои не претендовали по сюжету на такое могущество, что практически делало их равными богам. Речь всего лишь шла о полете на Луну на корабле-призраке. Это было настолько ново и необычно, что я тут же пошел в магазин и купил книгу, где был изложен развернутый вариант сюжета. Но закончить его чтение смог только сегодня. Что можно сказать по свежим следам?
Во-первых, роман писателю явно удался. Я уже забыл, когда я так же вот напряженно следил так за развитием сюжета, переживая за основных персонажей. Награду Nebula произведение получило вполне заслуженно. Во-вторых, как русскому по национальности, мне было весьма приятно, что автор не отнесся к нашей стране, как к исконному врагу Америки, и даже позволил калининградскому ЦУПу вести к Луне американскую «Надежду«! Вообще, по отношению к России у писателя не оказалось традиционных комплексов америаканского ментатлитета. В романе мы описаны как обычные люди, а не какие-то исчадия ада. В-третьих, удачна, на мой взгляд, использованная в романе идея «материализации мысли», дающая объяснение всем мистическим и ментальным фокусам и феноменам. Правда, с вызовом в наш мир самого короля Артура автор немного переборщил (где он, этот Авалон?). В-четвертых, четко просматривается и авторская ирония по поводу роли масс-медиа и толпы поклонников в формировании своих кумиров: без их поддержки Рик бы не смог осуществить такой дерзкий проект. В-пятых, импонирует и главная мораль романа: реальность такова, какой мы ее представляем. В своей практике я постоянно встречаю подтверждение этого тезиса. Ну и, наконец, в-шестых. Язык романа легкий, понятный, логичный и красивый — что тут еще можно добавить? Только возгласы «браво!»
ПЕРСОНАЖИ
Все описанные в романе персонажи получились яркими, разнообразными и реалистичными. Даже злодей Багдонис, эта реинкарнация гедиминовских королей, мечтавших о европейском господстве. Автор старается быть точным и пунктуальным даже в мелочах: все действующие персонажи имеют собственное мнение обо всём происходящем и строго придерживаются своей личной морали. Честно скажу, что сильнее всего я переживал, когда Рик освобождал из лап военных свою невесту — это было очень эмоционально! Весьма продуманы в романе диалоги, которые раскрывают не только суть происходящего, но и темперамент, и уникальность каждого из действующих лиц. Одинаковых характеров вы просто не найдете. И такое разнообразие только радует глаз.
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
С наукой в романе тоже все в порядке. В основном она следует давно закрытой программе «Аполлон», которая была весьма насыщенна научными экспериментами. Герои идут по следам своих предшественников, повторяя их действия почти в точности (у Рика после посадки на Луну тоже осталось топлива всего на 6 секунд, как и у его коллеги Нейла Армстронга). С этой точки зрения полет к Луне даже нельзя считать фантастикой — это самая настоящая реалия (простите мне эту тавтологию!). А вот после приземления начинается сплошная мистика, которая изменяет не только сюжет повествования, но и всемирную историю (папа-прагматик, женщина-президент, узурпатор-литовец и прочее). Как ни странно, воспринимается это нормально, хотя каждый из нас понимает, что никакого научного обоснования вся эта мистика не имеет в принципе. Но всё равно цепляет. Финал кажется и вовсе безумным (массовое сознание материализует настоящий звездолет), но это всего лишь символ, своеобразная idefix человечества, играющая роль жирной точки. Точнее, многоточия.
------------
РЕЗЮМЕ: весьма недурной рассказ о том, как наши мысли могут осуществиться на практике. Лишнее доказательство тезиса. что «вместе — мы несокрушимая сила».
Error, 6 июля 2017 г.
Соглашусь с предыдущими отзывами и их авторами — первая часть романа весьма великолепна и читается на одном дыхании. Хоть и описываемые события и напоминают нам пионерские времена освоения пространства и явно чувствуется тот задор, который был общий для всех землян, когда американцы высаживались на Луну, всё равно повесть (первая часть) читается здорово и не зря получила пристижные премии. Хотя от научной фантастики там только материал о полёте и высадке, который может вызвать виртуальный щенячий восторг, что мы снова смогли это сделать, пусть и с помощью некоторых специфических ментальных сил (простая сила мысли и фантазии. Ничего общего с саенс фикшн.). Так почему в действительности не повторить высадку, ведь Луна так близко? Ну а дальше...происходит постепенное скатывание в разочарование. И чем ближе к концу, тем всё скучнее, слабее и со множеством совершенно ненужных движений как героев, так и толпы их окружающей. Прибавте к этому совершенно невообразимые «вывороты» для того чтоб хоть как — то научно, не просто объяснить, а даже оправдать головоломный полёт в Первой части. Писатель, словно взявшись дописать роман, будто извиняется за «детский«полёт мысли и фантазии и хочет насадить воздушный резиновый шарик, сияющий яркими переливами, на железный кол логики и науки. ЗАЧЕМ?! На мой взгляд глупо и совершенно не нужно. До этого хоть и выглядело всё как — то феерично и немного наивно, зато органично и великолепно. А так...
Сам же автор — создаётся весьма стойкое впечатление по мери прочтения — уже сам запутавшись в непонятном объяснении феноменов взлётов «Сатурнов», да и самого полёта и высадки на Луну, экстрасенсорикой, пытается выпутаться из самих объяснений и кое как доползти хоть до какого — нибудь конца, который и сам не видит какой он. В окончании динамика и последовательность настолько слабы, что и говорить не хочется. А существует ещё один роман этого же автора. Но вот взаимосвязан ли он с этим — бог его знает, отзывов и даже анотаций пока не видел.
За Первую часть 9, а за всё последующее 5 и того 7.
vam-1970, 17 мая 2017 г.
Где в современном мире граница между реализмом и экстрасенсорикой?
Постоянно мы видим факты непонятного в человеке, мистического. Как это объяснить?Как объяснить вещие сны, видения через расстояния, счет в уме различных числовых операций,
гипноз хотя бы? Не говоря уже о другом, вообще непостижимом.
Олшен сумел совершить в сюжете переход от реализма к мистике и вот результат -вся планета занимается экстрасенсорикой.
djdelavega, 10 апреля 2016 г.
Невнятная, невыразительная, картонная книга с такими же героями.
Задумка хороша, но реализация из рук вон.
Продолжение ещё хуже.
фрейзи, 5 июля 2013 г.
Первые 1/3 опубликованная в Если недаром получила все свои аплодисменты. Смерть Нила Армстронга напомнила всему человечеству о утраченной мечте . Мечты в свою очередь взяли и воплотились одним из очень интересных способов. Ну сколько там эзотерики всякие твердили о материальности мыслей. Получите, оплачено. Я в сцене похорон Армстронга так и ожидала увидеть Гагарина с фуражкой под мышкой, ненадолго отпущенного обратно.
А вот написанные на волне успеха следующие 2/3, превратившие повесть в роман — что-то ужасное. Сначала ощущение как будто милицейский протокол читаешь, потом много страниц откровенной скуки. А конец.... Такое ощущение что над бедолагой Олшеном сидел издатель с плёткой и без конца подгонял — Джери, быстрее, Джери, мы растеряем половину фенов если ты не ускоришься, Джери , другие вон в месяц по книге пишут, а ты закончить за полтора не можешь.
И несмотря ни на что я поставила 10 за ту, за первую часть. Потому что очень мне понравилось . А наскоро написанное дополнение я просто не буду больше читать .
FixedGrin, 16 ноября 2011 г.
Первая часть, почти без изменений переписанная из лауреатской повести, читается взахлеб (впрочем, может статься, тут еще перевод Мирера сказался). А вот дальше... мистика и розовые слоны. Действие безбожно провисает, язык становится картонным и невыразительным, и заканчивается книжка смешением всего и вся в доме Облонских, выдержанным в стиле комиксов про Фантастическую Четверку и Серебряного Серфера. Самое обидное, что никаких попыток выстроить внятную картину происходящего нет и в помине. Единственно, мегаманьяк Саюдис Багдонис и папа Фома Неверующий повеселили.
Читать первые одиннадцать глав, остальное — только если некуда время убить.