fantlab ru

Юлиана Лебединская «Они были мелкие и золотокрылые»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
14
Моя оценка:
-

подробнее

Они были мелкие и золотокрылые

Роман, год

Аннотация:

Кто такие златокрылы? Они пришли из глубин Космоса, чтобы сделать жизнь людей на Земле лучше. Помочь человечеству выйти на новый уровень. Но. Готово ли к этому человечество? Роман «Они были мелкие и золотокрылые» — это антиутопия про инопланетных дракончиков-эмпатов и временные петли, про психопатов, дорвавшихся до власти и простых людей, пытающихся что-то исправить. Местами довольно безумный. Местами весьма жестокий. Но — дающий надежду и несомненно увлекательный!


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Они были мелкие и золотокрылые
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно уже отгремели залпы хвалебных отзывов, давно утихли дискуссии на форуме об этичности и допустимости рекламы в подобной форме, и теперь, думаю, настало время выполнить обещание, данное когда-то коллегам-лаборантам: прочитать «Мелких и золотокрылых» и написать первый здесь неангажированный и по возможности объективный отзыв.

Итак, о чем вообще идет речь? В каком-то, судя по всему, не слишком отдаленном будущем инопланетяне-миги завезли на Землю золотокрылых дракончиков в качестве домашних питомцев для людей. Завезли не просто так: от того, смогут ли люди ужиться со златокрылами, зависит, доросло ли человечество до вступления в галактическое содружество миров. Златокрылы входят со своими хозяевами в тесный эмоциональный контакт и, обладая телепатическими способностями, воздействуют на человеческую психику, меняя ее к лучшему. Еще они могут перемещать хозяев на несколько минут в будущее, чтобы те могли увидеть нежелательные последствия того или иного своего поступка и, вернувшись назад, предотвратить их. Так златокрылы способны постепенно излечить все человечество от врожденных пороков – алчности, жестокости, властолюбия и прочего, – если люди, конечно, захотят этого. И вот однажды группа ученых с одним златокрылом, собираясь на конференцию, вдруг неожиданно для себя перенеслась сразу на год вперед, а возвращаться в свое время стала постепенно: каждую полночь перескакивать на двое суток назад, проживать одни сутки, опять перескакивать на двое суток назад…

Ничего не напоминает? Ну да, Янус Полуэктович со своим попугаем, все верно. Вообще говоря, многие из идей, положенных в основу «Мелких и золотокрылых», кажутся прямо позаимствованными у классиков мировой фантастики. Обыденность контактов с инопланетянами и обилие диковинных чужих растений и зверей с еще более диковинными названиями – из «Звездных дневников Ийона Тихого» или, к примеру, из «Заповедника гоблинов» и Саймака вообще. Существование содружества (Кольца) обитаемых миров – от Ле Гуин, Ефремова, того же Саймака. Да и сама идея инопланетной зверюшки, приносящей людям мир и радость, вроде бы тоже не нова, разве что не могу вспомнить, у кого я такое встречал. Название «Они были мелкие и золотокрылые» – само собой, намек на известнейший рассказ Брэдбери, хотя здесь ничего общего с ним нет. (Очень похоже, что это просто коммерческий прием, «удочка» для потенциальных читателей.) Только вот на сцене, созданной перечисленными выше почтенными классиками, здесь играют опереточные злодеи и садисты-извращенцы, захватившие власть ради власти и прямо-таки сочащиеся образцово-показательным злом, таинственные медноволосые незнакомки в сновидениях и наяву, благородные незнакомцы – спасители девушек и отважные девушки – спасительницы мира, влюбленные студенты и официантки-золушки… И, само собой, присутствуют жаркая любовь с первого взгляда и ядовитая ненависть. Словно бы автор взяла за основу неплохой фантастико-гуманистический замысел, но не нашла лучших способов реализовать его, кроме как с помощью такой вот галереи персонажей из женских романчиков.

Издательская аннотация представляет нам «Мелких и золотокрылых» как антиутопию. Что ж, можно сказать и так, только это антиутопия мягонькая и уютная, словно бы придуманная нарочно для девочек-подростков, дабы не ранить их неокрепшую психику. Обществом управляет искусственный интеллект с неаппетитным названием Аколитус (у меня как-то сразу возникают ассоциации с колитом и аконитом, а отнюдь не с латинизированным греческим словом, означающим «спутник» или «помощник»). Люди разделены на три сорта, каждый живет в своей так называемой полосе (целевая аудитория: ой!), переходы и даже переписка между ними крайне редки, нельзя в одной полосе говорить о том, какова жизнь в другой (вот кошмар-то!), у каждого своя личная идентификационная карточка, без которой шагу не ступишь (ой, мамочки!), роботы вытесняют людей из многих сфер деятельности, отсюда безработица (хнык-хнык), на «обочине» живут «стертые» и деклассированные (ах, как ужасно…), и так далее. Но при всем том жизнь на Земле благоустроенная, спокойная и мирная, без вражды, войн и агрессии, без назойливой пропаганды и разнообразных держиморд на каждом шагу – да это просто пряничный домик какой-то. (Кстати, одного из златокрылов как раз зовут Пряник.) Знаете, даже если это и антиутопия, то я не отказался бы в такой пожить немного – так, в качестве приятного отдыха от нынешней действительности.

Так вот, вернемся к сюжету. Он развивается сразу в нескольких линиях в разное время, так что понимание событий требует поначалу некоторых усилий. Зато потом, примерно к концу первой трети текста, приходит понимание: да ведь все очень просто, можно уже сейчас предсказать, что будет дальше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Та самая группа ученых, оказавшаяся в будущем на год вперед, видит там жестокое общество, совершенно не похожее на свой «пряничный домик». Разобравшись, как разворачивались события, породившие такое общество, они, точно попадая в ключевые моменты с помощью Аколитус и златокрыла, эти события предотвращают. Однако, хотя таким образом худшему и не дали случиться, златокрылов по решению мигов увозят с Земли (не доросли, мол, люди еще), а Аколитус вдруг отключается с невнятным предостережением: система трех полос себя изжила, ищите новые пути. (Кстати, искусственный интеллект, помогающий спасти мир, а потом выключающийся, – это явная отсылка к еще одному классику, Хайнлайну.) В целом я не ошибся в своих ожиданиях относительно развития событий, разве что думал, что исправление истории будет происходить не «точечными уколами» с помощью весьма искусственных средств (некой чудодейственной ленты и точных переносов в нужное место и время), а устранением первопричин после возвращения в свое время.

Заявленный девиз книги – «эмпатия спасет мир». Хм. Много комментировать не буду, а приведу только цитату из замечательной повести Ариадны Громовой «Мы одной крови – ты и я!», также посвященной проблеме взаимопонимания на планете Земля: «Понять – это еще не значит договориться. Я в принципе понимаю и без телепатии, что думает, например, Барри Голдуотер, но договориться мы с ним вряд ли сможем».

Немного о языке «Мелких и золотокрылых». Не Пушкин, конечно, но далеко и не бергеры-фарутины. Встречаются раздражающие жаргонизмы и ошибки (прежде всего лексические и пунктуационные), авторский стиль порой кажется примитивным, но в целом написано вполне грамотным и легко читающимся языком. Заслуга ли это автора, редактора или корректора – не знаю, но общий уровень на нынешнем деградировавшем фоне можно считать неплохим.

Так что получается в итоге? «Мелкие и золотокрылые», не стану скрывать, оказались несколько лучше, чем я ожидал от столь активно рекламируемого произведения. Но в то же время это, разумеется, далеко не шедевр мировой фантастики, никаких великих откровений и глубоких мыслей, которые взахлеб обещали нам многочисленные медоточивые отзывы, здесь, как и следовало ожидать, нет. Перед нами просто старательно смешанный коктейль из различных проверенных временем ингредиентов, по мере фантазии бармена украшенный сверху парой ломтиков имбиря и веточек мяты и с фигуркой златокрыла на соломинке. Так что если прочитаете – возможно, вам и понравится, а не прочитаете – ровным счетом ничего не потеряете.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человечество, это тупая, злобная всепоглощающая тварь. В отличие от человека. Человек может быть всяким.

Добрым, злым, умным, тупым. Но всегда присутствуют эмоции. Не зря ведь (после чего угодно, хоть жестокое слово, хоть дырка в голове) говорят: я ведь не со зла. Вспылил. А ещё человеки всегда различают где дар, а где подарок. Потому как, подарок — это личное. Интимное. А дар — это общественное, его не жалко. Его подарили всем, а если не мне — значит никому.

Дракошки — дар. Инопланетный подарок всему человечеству. И конечно же этот дар не понят. Симбиоты-эмпаты которые должны сделать людей чище и одухотвореннее. Они прекрасно себя чувствуют в компании тех, кто сохранил в себе сострадание и способность любить. Кто не ожесточился, и кто не в состоянии увлечённо «топить ближнего» ради сиюминутной выгоды. Что в свою очередь, вызывает ненависть тех

кто стремиться забраться повыше в пирамиде власти невзирая на жертвы. Как это? Я такой/такая из себя, а эта модная зверушка воротит морду, испытывает отвращение и отказывается жить в моем обществе?

И конечно, те кто с дракошами живёт в ладу также вызывают подозрение и ненависть у тех, кого отвергли инопланетные «няшки».

А ведь это живые индикаторы добра.

А вдруг добро исчезнет, и безжалостная целесообразность будет править миром?

Книга жёсткая, потому как Юлиана традиционно предлагает «примерить» это общество «пустых людей» читателю на себе.

Но будучи человеком добрым, она не стремиться довести читателя до суицида. (хотя честно, местами такая безнадега накатывала).

Поэтому в конце книги кто-то смахнет воображаемый пот со лба «фух, ну его», а кто-то вместо того чтобы пнуть дворнягу — вынесет ей перекусить.

Кто-то задаётся. Кто-то станет добрее. Полагаю для этого книга и писалась. Чтобы мы все стали добрее.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ЗЛАТОКРЫЛА

Как составить рецепт идеальной книги?

Увлекательный, оригинальный сюжет, актуальные темы, герои, выхваченные из реального мира, вкусный слог... Да, я забыла самое главное😂 Драконы!

Друзья, я шучу, конечно. Все составляющие рецепта важны, но прелестные создания, описанные в романе Юлианы Лебединской «Они были мелкие и золотокрылые», покорили меня.

Если вы думаете, что драконов держат дома, точно домашних питомцев, они забавляют хозяев, и на этом роль их исчерпывается — нет, все не так просто! Златокрылы обладают особыми свойствами. Они могут преподнести хозяину такие сюрпризы, что жизнь его изменится, пойдёт иным путем, и откроет он в себе такие ресурсы, что сам поразится.

Прелестные златокрылы становятся камнем преткновениями меж двумя группами землян: одни уверены в их пользе, другие кричат о жутких инопланетных тварях, похищающих душу... И конфликт разворачивается, закручивается, и оторваться невозможно. Динамики придают и перемещения во времени. Для любителей «эффекта бабочки», к коим отношу себя, роман — цветущий сад🦋

В антиутопии Юлианы Лебединской виртуозно изображены грехи и язвы современного (да и в сущности, любого) общества: честолюбие, алчность, лживость, духовная черствость.

Дора, простая официантка с третьей линии («рабочей окраины»), честна с собой и окружающими, а её дуэт с янтарноглазым Пряником трогает до слез. Филип, кругломордый, тошнотворный тип, готовый на любую подлость; Эдуард, мастер своего дела, его сын, студиоз Артемий, мучительно разбирающийся с дихотомией добро-зло; Зарина и Гандз, учёные, готовые рисковать собой ради спасения человечества — как хотела бы я рассказать о каждом... Но лучше прочитайте роман 😉

Любовная линия ненавязчива, но горяча. «Удастся ли героям остаться вместе?» — вопрос становится все громче, все яростнее. И к финалу напряжение растёт, и златокрылы бьют крыльями, и, кажется, мир на грани...

Но люди и златокрылы должны найти выход!

Благодарю за совместные чтения клуб «Книги без границ»

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Они были мелкие и златокрылые» Юлианы Лебединской.

Начать надо с того, что роман затягивает, читать интересно, много приключений, несколько сюжетных линий – в общем, вещь достойная внимания читателя. Да и тема… На Землю из глубин космоса явились маленькие дракончики, обладающие множеством талантов и богатым духовным миром. Главный талант – уметь переноситься и переносить других во временах и измерениях. Златокрылы пришли сделать мир землян лучше, но те, в большинстве своем, оказались к этому не готовы. На планете лютует пост апокалипсис – мир поделен на полосы. На первой живут крутыши, на второй – достойный средний класс, а вот на третьей – «голь третьеполосная», как сама о себе думает одна из двух героинь романа – Дора. Вторая – медноволосая Зарина. Их линии почти не пересекаются, разве что косвенно, через мужчин – у Зарины в ходе романа вспыхивают чувства к Эдуарду Орлову. Чувства, причем, взаимные. А вот в Дору безответно влюблен заносчивый юнец Артемий – сын Эдуарда.

Дора получает от жизни неожиданный подарок – чудесного златокрыла. Она делает для него все, что может и тот отвечает взаимностью. Такие же отношения со златокрылами складываются и у Эдуарда. А вот Артемий попадает в лапы собственной ненависти к этим существам, а, в результате, и в лапы злобного Филиппа – отборного мерзавца и борца со златокрылами. Вот такая диспозиция. Думаю, читателю будет интересно прочесть, как будут развиваться отношения людей и волшебных существ.

О чем заставила задуматься эта книга? О том, что человечество, увы, никогда не может само справиться со своими бедами, порожденными им самим. Людям всегда нужен волшебный помощник из другого мира (тут вспомнился собственный Лим из «Алмазной Одиссеи»). Еще подумалось, что каждый человек рано или поздно – а порой и неоднократно – встает перед очень важным жизненным выбором. И иногда мало сделать правильный, надо сделать его вовремя. И несмотря на то, что чтение романа Юлианы – не увеселительная прогулка, – в тексте есть очень напряженные и даже трагические моменты, – порадовало, что в результате хороших людей все-таки оказывается больше, чем филиппов, а значит, есть надежда!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочла с удовольствием, по-хорошему позавидовала: Юлиана вышла на новый уровень мастерства. Она создала сложное, многоуровневое произведение. Характеры героев, на мой взгляд, ей всегда отлично удаются, видимо, благодаря умению чувствовать людей. Не случайно же книга об эмпатии.

Роман состоит из трех частей, в которых Юлиана играет со временем: настоящее, прошлое, будущее. Именно в таком порядке. Игра со временем идет и в настоящем. Бросить героев на год вперёд, показать картину ужасного будущего и… Спасти мир, вернувшись в ключевую точку? Нам подкидывают подобную наживку, но автор не разочаровывает, не идет по проторенному пути. Это было бы слишком просто, а в жизни просто не бывает. Ведь не секрет, что настоящая фантастика – это всегда про жизнь в острой форме, если так можно выразиться, ибо средства создания НФ-произведения позволяют.

Юлиана берется за непростую задачу: изменить человечество к лучшему. В связи с этим вспоминается рассказ Рэя Бредбери «Были они смуглые и золотоглазые», в котором подобная утопическая идея легко реализовывалась под влиянием места, куда люди прилетели. На Марсе с ними произошла метаморфоза: они изменились и внешне, и внутренне. В романе Юлианы Лебединской есть миги и есть златокрылы. О крылатых тварюшках землянам предписано заботиться. Они что-то вроде катализатора, пробуждающего эмпатию.

Здесь я сделаю отступление: как-то беседовала с биологом, и он сказал, что далеко не каждого человека можно обучить сложным наукам, мозги не дотягивают. Я была в ту пору молода и очень искренне возмутилась его неверию в род человеческий. Увы, он был и остается прав. Правда и то, что далеко не каждый обладает эмпатией, что тоже обусловлено устройством мозга. В общем, весьма закономерно, что златокрылый катализатор не всегда срабатывает.

Юлиана прекрасно выстраивает повествование, показывая примитивное мышление некоторых персонажей, базирующееся на постулатах: во всем виноваты другие и если со мной чего-то не происходит, значит, этого не существует (остальные – оболваненные идиоты). Но даже таким недалеким товарищам дается шанс улучшить карму.

Самое страшное заключается не в существовании подобного пласта в обществе, страшно, когда его начинают использовать для грязных целей. А как водится, самое грязное дело – политика. Когда люди являются ведомыми, критичным становится – кто и куда их ведет.

В первой части не всегда понимаешь происходят события в реале или в вирте, можно сказать, там витает дух «Матрицы». Вирт или нет – не имеет особого значения, потому что в основе всего происходящего – игры разума: разума больного и разума здорового. Это как вечное противостояние добра и зла, они словно тренажеры друг для друга, и каждый в этой борьбе прирастает силой, и противостояние выходит на новый виток. Нас греет надежда, что добро победит, и автор оставляет нам её в финале (нужно просто забыть о слове «вечное»)

Благодарю клуб «Книги без границ» за возможность познакомиться с интересным произведением до его выхода в свет.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв был написан в рамках совместных чтений с «книжный клуб без границ»!

Фантастический роман погружает в земное будущее. Люди живут под куполом, разделённом полосами, где первая самая успешная и благостная, а нулевая — свалка, где людей лишают памяти. Все под контролем искусственного интеллекта — Аколитус.

Не знаю как другие читатели, но я весь роман переживала за златокрылов. Хоть автор описывает внеземных чешуйчатых созданий с крыльями и способных раскрыть в хозяине некие способности больше чувствовать и видеть, а ещё перебрасывать во времени, я все равно видела милых котиков. Они и мокрым носиком потрутся об ноги хозяина и глазками стреляют, смотрят в самую душу и уркают. Мое сердце таяло при их упоминании, но и замирало!

Кричат некоторые особы: Златокрылы — зло, они вредят людям, надо их убить, уничтожить, покалечить!

Каждый раз, как только вижу подобный накал, прошу автора: «Пожалуйста, только не жестокость!»

В итоге люди себе вредят и без того искалеченном, сложном мире и несчастным животным.

Роман таит в себе очень много смыслов. Автор дает читателю возможность через мутные ленты — завесу понаблюдать за людским житием-бытием.

Не все люди плохие и не все хорошие- это знакомо каждому. Одни в край «отбитые». Другие рвутся к воссозданию справедливости и гуманности.

Но когда «отбитым» удаётся убедить общество в своей правоте, и когда начинают наслаждаться гниющими плодами, тогда и приходит погибель.

Филип — «отбитый» создал общество «Чисто-люди». Вначале его никто не воспринимал в серьез. Клоун — посмеивались они. Но кто очень хочет, тот достигает цели. И Филиппу удаётся убедить общество, что златокрылы — зло!

Роман интересно построен. Некой временной петлей. Из будущего мы возвращаемся в прошлое и наоборот. Как будто автор все время даёт шанс исправить гибельное положение. Не дать Филиппу превратить мир в сплошное насилие.

Удастся ли героям спасти положение, а главное златокрылов, вы узнаете прочитав роман!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто хорошо знает меня и мою любовь к Брэдбери, тот сразу понял, почему я заинтересовалась этой книгой. И она меня не разочаровала.

Книга как калейдоскоп — смотришь на свет, крутишь барабан и частички складываются в картинку. Временные прыжки, прошлое, настоящее, будущее — сначала просто знакомишься с историей, потом начинаешь понимать ее, после приходит понимание и того, что ты уже прочитал и что оно значило на самом деле. Книга это пазл, который складывается сам по себе с каждой новой страницей и оторваться очень сложно. Хочется ведь узнать, чем все закончится, удастся ли все исправить! И наблюдаешь, как меняется история, как у персонажей появляется другая роль и как это влияет на сюжет. Ведь в жизни важно не только, каким ты родился, но и то, как мир и другие люди повлияли на тебя. Здравствуй, нераздавленная бабочка.

Кто такие златокрылы? Чудесные маленькие золотые драконы, милые и харизматичные, лично мне упорно напоминающие кошек. И обладающие чудесными способностями — к эмпатии, чувствовать переживания других и определенным образом предугадывать их, помогая своему хозяину сглаживать острые углы и менять все к лучшему. Мир далекого будущего хоть и пестрит новыми технологиями, чем то до боли напоминает наш. Здесь есть место полосам — своеобразные гетто с повышением социального уровня, презрению к низшим и страхом перед отличным от тебя. Глупые и наглые кричат громче остальных и всё, абсолютно всё, даже самое чистое и доброе можно оболгать и извратить. Даже драконов. Люди мнительны, легко поддаются внушению и намного проще пробудить в них что-то грязное и мерзкое, чем хорошее и светлое.

О названиях — мое почтение автору, многие названия хоть и непривычны, но абсолютно понятны любому. Как вам синтомясо и кивиград? Слимфон? Флаймобиль? Лично я вспомнила о Кареле Чапеке и его «роботе», о тех временах, когда фантасты только придумывали названия того, что стало привычным для нас в жизни сейчас. Кто знает, может и будут на Земле или других планетах через много лет растить кивиград... До синтомяса, боюсь, не так уж далеко.

И отдельная моя любовь — Неонила. То мать правителя, то девчонка верхом на коне, то древняя старушка на краю цивилизации — в любом возрасте она всегда прекрасна. И всегда права.

Как по мне, эта книга — напоминание, что нужно чувствовать. Сопереживать. Ценить других и дорожить ими. Не закрываться в своих проблемах, своей боли и неудачах. Даже если весь мир — сер, зол и опасен, нужно стараться. Может когда-нибудь человечество станет достойным. Вряд ли нам повезет получить драконов, но хотя бы позволит не стыдиться себя.

Знакомство с книгой прошло в совместных чтениях клуба «Книги без границ», за что я благодарю клуб и автора

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если первая треть книги читается легко, то дальше становится все очевиднее, что история эмоционально не так проста, как кажется, она намного трагичнее и глубже.

Боль и надежда — вот, что такое эта история для меня. История глубокая, философская, многомерная. В романе поднимается множество важнейших вопросов, касающихся как развития цивилизации, так и развития в ней личности, с точки зрения внутренней духовности, способности со — чувствовать, со — жалеть, со — существовать... Могут ли отец и сын, мать и дочь понять друг друга в свете извечной проблемы разности взглядов поколений? Может ли общество, в котором царит полнейшее неравноправие, прекратить неистовый бег к своей безумной цели — самоуничтожению? Есть ли в прогнившем насквозь мире истиная любовь к живому, сущему...?

Золотокрылы — величайший дар населению планеты Земля от мигов — представителей родственной линии развития человеческой расы. Трогательные, нежные, прекрасные существа — небольшие дракончики — эмпаты, способные сделать человека чутким, чувствующим, зрячим духовно... Именно вокруг них и разворачивается многомерная карта событий романа. Наделенные эмпатией, эти дракончики в прямом и переносном смысле не дают спать спокойно ни тем, в чьей душе они пробуждают любовь к ближнему, ни тем, в чьей чёрной глубинной сути провоцируют злобную зависть, гордыню и эгоизм одним своим существованием. Что уж говорит о том, что эти чуткие создания могут управлять временем, вернее даже нет, не так... Они способны дать человеку второй шанс, сместив его во времени в точку, в которой ещё не поздно предотвратить, а порой и исправить текущую вероятность настоящего, которое в той самой точке ещё является максимально возможным вариантом будущего.

Нелинейность времени, вариативность развития истории..., в какой-то момент задумываешься и допускаешь, что возможно так оно и есть, есть разные варианты раскрытия ситуаций, мест, людей, обстоятельств, есть линии, есть углы, есть вектора, есть, в конце концов, надежда... Надежда на то, что люди вспомнят, что такое любовь истиная... и не свалятся в тот мрак, в который так стремятся. И пусть не прозвучит это кощунственно, но в глазах златокрылых на страницах этого романа читается лишь одно : возлюби ближнего как самого себя, останься человеком!

Таким увидела этот роман я, таким я его почувствовала.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юлиана Лебединская. Они были мелкие и золотокрылые

Фантастика души, или Мир спасут котики?

С присущим мне занудством всегда начинаю рецензию с попытки классифицировать произведение. Укладываю в коробочку, прилепляю этикетку… многие авторы обижаются. Приходится долго извиняться, объясняя, что определенность – не минус, это просто характеристика. Не обижается же блондин на то, что его назвали блондином? Просто – вот так оно есть.

Так вот, роман Юлианы Лебединской «Они были мелкие и златокрылые» можно назвать и научной фантастикой, и социальной фантастикой, и – этот термин я сама придумала, хотя, может, он где-нибудь еще используется – символической фантастикой.

Попытаюсь объяснить.

Фантастика Юлианы строго научная. Мы привыкли, что НФ, особенно то, что называют «твердой НФ» — это про науку. Про технику, Космос и так далее. Однако сегодня научная фантастика оказалась в очень сложной ситуации. Во второй половине прошлого века она далеко обогнала реальную науку, смоделировав все социальные последствия всех открытий и изобретений, которые сегодня только делаются.

Виртуальная реальность, терапевтически подменяющая не очень презентабельную «реальную» реальность? Сразу же вспоминается Станислав Лем с его «Футурологическим конгрессом». Смоделировано, осмыслено, стало расхожим штампом и одним из «сеттингов» для масс-литературы. «Матрица» и все остальные ЛитРПГ – далекие потомки, но потомки прямые, без каких-либо дополнительных «ветвей».

Дистанционно управляемые роботы-манипуляторы? Да, СВО сегодня – война дронов. Но роботы, вкалывающие под дистанционным руководством операторов в неприемлемых для жизни человека условиях на агрессивных планетах, — это все было, и было сотник раз.

Новые разработки «биг-фармы»? Но потрясшая весь мир пандемия ковида – это лишь жалкая пародия на множество раз описанные в НФ эпидемии из-за аварии в какой-нибудь лаборатории…

Конечно, наука не стоит на месте. Однако от того, найден или не найден какой-нибудь бозон Хиггса, в жизни человечества, на первый взгляд, не изменилось ничего. То есть вообще. Даже осмыслить значение открытия любой элементарной частицы могут далеко не все, не то, чтобы смоделировать, как знания ученых об этом самом бозоне могут повлиять на повседневную жизнь. Очень далеко не все…

В общем, создается ощущение, что все, зависящее от развития техники и технологий, уже придумано и смоделировано до нас.

С другой стороны, сегодня опережающими темпами развиваются гуманитарные науки, науки об обществе, о человеческом поведении. Из набора отрывочных наблюдений м эмпирических знаний они превращаются именно в науки, порождая технологии, способные изменять общество.

Так вот, роман Юлианы Лебединской «Они были мелкие и златокрылые» построен на моделировании событий на основе социальных наук. И тут все вполне адекватно. Все ситуации, сцепки «причины-следствия» четко выверены.

Сеттинг строится на основе довольно расхожей футурологической модели окончательной победы монополярного мира и перехода власти от государств к корпорациям.

В оригинале эта модель описывает несколько «зон» или «кругов» — в зависимости от того, чем в каждой занимается преимущественно население. «Белая» зона – банковский сектор, креативные индустрии и обслуживающий персонал. «Зеленая» зона – экологически нейтральные эксклюзивные производства вроде швейных цехов высших брендов или головных предприятий в сфере электроники, экологически чистое сельское хозяйство, туризм, обслуживающий персонал. «Синяя» зона – массовое промышленное производство, достаточно серьезно влияющее на экологию. «Желтая» зона – массовое производство продуктов питания, которое уже сложно назвать сельским хозяйством, это – некий гибрид химии и биотехнологий, плюс — добывающая промышленность. «Красная» зона – наиболее экологически грязные промышленные производства. «Черная» — зона человеческих отбросов, исключенных из мировой экономики, и отбросов, промышленных и бытовых отходов в прямом смысле этого слова. Участки некой «мировой» свалки, население которой вообще никого не интересует, и оно живет по законам банд или первобытнообщинных племен.

В принципе, такая социальная структура уже не раз и не два описывалась в киберпанковских произведениях. Из последних достаточно известных вещей – «Анклавы» Вадима Панова. Да и в реальности человечество до последних лет уверенным шагом шло именно в этом направлении.

В «Златокрылах» эта модель несколько упрощена. Или не упрощена, но автора не интересовала общая схема, интересовала жизнь на границе зон. У Юлианы они называются «полосами». Главная героиня – Дора – обитательница «третьей» полосы. Видимо, это что-то вроде «красно-желтой» зоны. Может, и с вкраплениями «синей» и «черной». Территория простых работяг и свалок.

Плюс –у Юлианы Лебединской использовано такое интересное фантдопущение, как ментальный запрет для тех, кто по тем или иным причинам может бывать на двух и более полосах, на передачу информации обитателям одной полосы о жизни на других полосах. Навальновские фильмы о «дворцах элиты» в описанном мире просто не возможны. Видимо, это было сделано ради уничтожения зависти к тем, кто «родился с золотой ложкой во рту», и ради того, чтобы каждый довольствовался той полосой, на которой живет. Однако это привело к тому, что представления о жизни «второполосников», например, у обитателей «третьей» полосы достаточно мифологизированы. Напоминают наши представления в 90-е годы о жизни в Европе и США. Некий такой «филиал рая на земле». На этом строятся многие сюжетные ходы.

Второе сюжетообразующее допущение в романе «Они были мелкие и златокрылые» — на начало действия миром управляет некий искусственный интеллект Аколитус. Тоже достаточно распространенный прием в НФ и массовой литературе на базе НФ. Он, конечно, всемогущий и всезнающий ИИ и постарался устроить все как можно лучше. Но получилось… как всегда.

Третий прием, использованный автором, — временные скачки, невольные путешествия героев в прошлое и будущее, дающее шанс на исправление ситуации и изменение хода событий.

Четвертое допущение – появление на Земле златокрылов – неких инопланетных существ размером с кошку, похожих на дракончиков. Собственно, вокруг них и разворачивается все действие, так как златокрылы входят в ментальный и эмоциональный контакт со своими владельцами и способны развивать у людей при общении способности к эмпатии. Это, на мой взгляд, не фантдопущение, а некий символ современных идей о том, «как нам обустроить этот мир».

Благодаря упорной работе социальных манипуляторов на территории постсоветского пространства классовые теории были объявлены «устаревшими». Но лучше от этого мир не стал. И тогда была выдвинута теория о том, что прогресс возможен в результате смягчения нравов и развития эмпатии в представителях элиты. Дескать, цель человеческой жизни – счастье, а не бесконечное стяжательство, когда имущие это поймут, тогда наступит всеобщее благоденствие.

В романе Юлианы Лебединской социальные механизмы приводят к тому, что обладать златокрылами действительно могут лишь имущие. Нет, дело не в запретах, а в том, что такой питомец требует достаточно больших расходов. И, в теории, златокрылы должны начать смягчать нравы общества, прежде всего, его элиты. Но все получается с точностью до наоборот…

В общем, не стоит пересказывать сюжет. Скажу только одно: этот роман можно назвать мысленным экспериментом, проведенным художественным методом. Собственно говоря, как и любую НФ – ответ на вопрос «что будет, если…?». И, как это ни печально, результат эксперимента оказывается отрицательным.

Так что котики и прочая милота мир не спасут. Эмпатия эмпатией, но человек бывает разным. И вполне адекватным златокрылам, и эгоистичной скотиной. Так что возвращаемся к «отброшенному как устаревшее» — только социализм. Только хардкор и классовая теория. По крайней мере, в этих рамках у человечества уже что-то периодически получалось и продолжает получаться. А рая на земле не предвидится никогда.

Ну, и еще один момент… сегодня редко попадаются книги, над которыми надо думать. Мало того. Я уверена, что кто-то другой увидел в романе «Они были мелкие и златокрылые» совершенно не то, что увидела я. А сам автор вообще не закладывал в свой текст то, что я написала, и будет очень удивляться по поводу того, с чего это я сделала такие выводы.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала этот роман в рамках совместных чтений клуба «Книги без границ«! Очень интересный опыт, спасибо большое автору и организатору!

Писатель Юлиана Лебединская продолжает размышлять о будущем человечества в лучших традициях фантастики. Роман мне напомнил не живописное кружево, а скорее футуризм — со слогом без лишних украшательств, динамичными сценами, причудливой геометрией повествования и интересными идеями: нестабильность мира, переходы во времени, множественные «я».

Начиная читать о милых золотокрылых питомцах, не обманитесь, настроившись на лёгкий сказочный лад. В романе встречаются жестокие сцены, иллюстрирующие самое низменное проявление человеческой природы. Здесь дети могут ради шутки оторвать крыло у птицы, а уж взрослые…

Начало (оно же и конец) знакомит читателя с одной из главных героинь. Зарина и её спутники должны принять участие в конференции по вопросу сосуществования с инопланетным разумом. На мероприятие прибыло ещё двенадцать золотокрылов – инопланетных питомцев – и их хозяева. Обычно спокойные дракончики проявляют себя странно. Надо сказать, что некоторые из них освоили игры со временем…

Итак, лифт поднимает героев на этаж, где должна проходить конференция, но… случится она не скоро да и не та, что планировалась. Автор переносит нас на год назад и начинает сплетать события и судьбы людей. Для чего?

Глазами нескольких героев, мы наблюдаем, как может измениться мир от неверного решения, от действий одного гадёныша и людской глупости. Сумеют ли они всё исправить и какую роль играют мелкие и золотокрылые?

В конце романа автор дарит нам ещё несколько не менее интересных рассказов, которые помогают читателю расширить картину вселенной, лучше понять, кто же такие миги и сами золотокрылые.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая фантастика. Антиутопия, космическая и социальная фантастика — три (или далее больше) жанра в одной книге.

Очень крутая книга, мой восторг от которой сложно передать словами. Эта история — идеальна в моем понимании фантастики. Именно такие произведения я всегда ищу и очень радуюсь, когда удается прочитать что-то подобное. Ведь, как ни странно, таких книг не так много.

В книге — основной роман и несколько рассказов об этом же мире.

Основная история — увлекательная фантастика о мире будущего, в котором население живет изолированно друг от друга, «по полосам», в каждой из которых доступны свои «блага развитого мира». Разные полосы практически ничего не знают друг о друге, так как обсуждение этих различий запрещено.

Антиутопический мир, где людей заменяют роботами, а погоду «настраивает» Система (искусственный интеллект), делает необычным наличие драконов. Нет, здесь не те драконы, к которым мы привыкли по сказкам и фэнтези. Здесь — это милые, миниатюрные животные, которых держат в качестве «домашних любимцев». Драконы в этой истории — одни из главных действующих лиц.

В книге — несколько главных героев, от имени которых идет повествование. Мы смотрим на происходящее глазами разных людей. Но все они, конечно же, связаны и влияют (так или иначе) на развитие своего мира. Кто-то пытается спасти, а кто-то — наоборот.

Помимо смены лиц, от которых ведется рассказ, мы постоянно перемещаемся еще и во времени. Путешествия во времени — тоже одна из главных тем книги.

В книге вы найдете: уникальный мир и драконов, интересное и продуманное устройство общества, политические интриги, погони и драки, любовь и дружбу, ненависть и одержимость. А еще — очень ярких героев и динамичный сюжет.

Мне понравилось в этой книге все! Я переживала за героев, как за знакомых. Вместе с ними я мечтала о лучшем мире для драконов. И часто сравнивала это будущее с нашим настоящим. Мы ведь всегда верим, что после нас будет лучше, общество станет добрее, люди станут лучше... Но, к сожалению, люди не меняются. Никогда.

Рассказы в книге — разные, но все связаны с основным романом. Там есть истории о прошлом описанного мира, есть — о возможном будущем. Есть — альтернатива, это интересно!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга необычна тем, что состоит не только из одноименного фантастического романа, но и из рассказов, написанных по той же вселенной. Обычно издательства выпускают только романы, поэтому наличие рассказов приятно удивило — спасибо издательству «Снежный Ком М». Но начать чтение все же стоит с романа, так вы познакомитесь со вселенной и всеми героями, а некоторых из них встретите позже в рассказах.

В книге меня привлек ее лозунг «Эмпатия спасет мир». Действительно, ведь если бы все чувствовали, что испытывают другие, то не было бы ни жестоких преступлений, ни даже бытовых ссор и обид. Источником эмпатии в мире будущего стали внеземные животные золотокрылы. Далеко не каждому удавалось найти с ними связь, но тем, кому удалось, открывался новый прекрасный мир чувств. Отношения между родственниками налаживались, продавец легко понимал, что нужно клиенту. Одним словом польза от милых существ колоссальная. Но роман не был бы романом, если бы все так было просто. Конечно, есть и противники эмпатии. Те, кто хотят владеть умами людей, править миром и насаждать свои порядки видят в золотокрылах врагов. Антагонист бесчеловечен и коварен, готов идти на все для достижения своей цели. Чем закончится история, лучше прочитать, причем не только роман, но и рассказы. В них показан альтернативный конец, а еще и начало истории золотокрылов.

Книга поднимает много серьезных вопросов, за что мне всегда и нравилась фантастика. Помимо человеколюбия, мы видим, насколько важно бережное отношение к братьям нашим меньшим. Читая роман, проникаешься любовью ко всем животным, ведь они способны раскрыть сердце, как никто другой. Маленькие, беззащитные, полностью зависящие от людей, могут дать нам всем то, что давали золотокрылы — частичку любви и понимания. И ее можно распространять на всех окружающих.

Еще я увидела проблему классового разделения общества. В будущем показаны закрытые слои бедняков, среднего класса и элиты, которые живут на разных «полосах», а переехать на повышение очень трудно. Однако, променять свою полосу на ту, что лучше, хотят многие, но какой ценой? И так ли плохо живут нищие и где эта нищета — в голове и сердце или снаружи, предстоит ответить читателю.

Если вы ищете умную книгу с нестандартным построением сюжета (временные петли в помощь) и вопросами для размышления, то получите большое удовольствие.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх