FantLab ru

Феликс Крес «Громбелардская легенда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Голосов:
282
Моя оценка:
-

подробнее

Громбелардская легенда

Grombelardzka legenda

Роман, год; цикл «Книга Всего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Она была офицером легиона. Лучницей. В этот горный край ее прислали обучать стрельбе. Она ошиблась и горы жестоко отомстили ей. Но она не сдалась. Она осталась в горах, узнала их и научилась жить там. Она стала известна всем — солдатам, разбойникам, пастухам, горожанам.

Это рассказ о Каренире. О Громбелардской легенде.

Примечание:

В состав романа вошли переработанные рассказы из сборника «Сердце гор».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Польский роман года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Книга года. 4-е место

номинант
Портал, 2011 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
К. Плешков (1)

Громбелардская легенда
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает фэнтези светлая, бывает темная. Это — мутная. Полагаю, что на Самиздате Феликса Креса мало кто бы отметил.

«Громбелардская легенда» слабовата в деталях. Придумал постоянный дождь в горах — покажи хоть одну переправу из тех, что сводят с ума альпинистов. Объясни, что выращивают под вечным дождем крестьяне, которых грабят твои тысячные банды. В безлесых горах — частоколы. И т.п. и т.д. Автор способен не глупить. Например, история безногого в Овраге объективно недурна. Но, похоже, его интерес в другом. В чем?

Атмосфера, как в «Вирикониуме»? Книга лишена поэзии и элегичности Харрисона так же, как энергии раннего Вэнса. Эмоции, романтика, пафос? Для пятого класса средней школы. А она была такая, а сотник, такой, ей глаза. Ах, ах, ах.

Структура — нечто. С опозданием на 250 страниц, но сюжет все же прибывает на запасной путь (почти одновременно с грубой, подъездной чернухой и эротикой, количество которых оправдывает выбор серии).

Дальше лучше. Если первая треть текста — отстой, вторая часть книги поднимается до троечки, и в проработке, и в деталях. Ассоциации — Геммел, Дональдсон. Возможно, «Завоеватели» Хаецкой. У кого там еще бессмысленность существования, непредсказуемость и вечный облом по всем позициям?

И ударная концовка. Финал говорит, что вся тягомотина по плану, а персонажей несли подводные течения и интриги хербертовского уровня. Хорошее решение для рассказа. Но в «Легенде» 656 страниц. Для романа «остроумие на лестнице» — утешение проигравшего.

Язык. Аристократки, бандиты и солдаты мыслят и говорят высоким стилем, напоминающем внутренние монологи у Сапковского. Манера письма: за словом «девушка» ждите явления «бедер». Встречаются сцены почти роденовского типа. Только Роден суконно описан: «Клыки одного из косматых солдат вонзились в горло человека, меч которого, в свою очередь, пронзал горло кота». Впрочем, если начнут валить на перевод, поверю. Ибо синтаксис весьма вольный: «Зелено-белое платье стоило целое состояние, но достойно было своей цены» .

Полиграфия хороша.

Рекомендую перед приобретением очень, очень долго и внимательно листать. Во избежание.

Оценка: нет
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В высоком фэнтези рыцарь побеждает дракона, потому что у рыцаря храброе сердце, верный конь и любящая принцесса.

В черном фэнтези дракон убивает рыцаря, потому что рыцарь убил принцессу, которая убила коня.

В реалистичном фэнтези дракон просто сильнее, поэтому, что делать с рыцарем решает он, а не авторская прихоть.

ГЛ все-таки относится к последней категории, несмотря на все подмеченные рецензентами условности повествования. Мне приятель рекомендовал томик Креса со словами «Круто. Там вообще все сдохли», поэтому, открывая книгу, я ожидал распоследней чернухи и мяса. Честно сказать, не обнаружил. Все жестко и со сдвинутыми бровями, но не беспробудно депрессивно. Скажем, «Физиогномика» Форда, тоже причисляемая к фэнтези, на меня произвела куда более гнетущее впечатление.

На ГЛ достаточно много негативных либо сдержанных отзывов. Мне не улыбается заносить Креса в фавориты, но защитить попытаюсь. Брутальность, безусловно, на страницах романа присутствует, и персонажи гибнут весьма часто. Описания шокируют? Крес просто честно показывает, что такое смерть: мы бы смотрели на гибель людей теми же глазами, что и автор. Так же видели бы боль, грязь и вонь умирания. В Громбелардской Легенде нет элегантно и трагично страдающих со стрелой в груди эльфиек. Нет фальшиво красивых смертей в объятьях друзей, со слезами, дрожащими губами и обещаниями вечно что-нибудь беречь. (Только со смертью главной героини вышел перегиб. По непонятной причине она описана с какими-то баркеровскими нотками смакования – выбивающимися из тональности, неестественными.) С другой стороны, пускай для персонажей ГЛ смерть буднична, для автора – отнюдь нет, именно поэтому он умеет донести до читателя ее суть. Уход каждого персонажа – это жертва во имя чего-то. Жертва может быть напрасной и ненапрасной. Она может быть принесена во имя чего-то стоящего и во имя иллюзии. Цена человеческой жизни – вообще, одна из центральных проблем Легенды, при этом автор подходит к ней с неожиданной стороны: «Во сколько сам человек оценивает свою жизнь?». У Креса нет бессмысленных смертей, потому как каждый персонаж – за исключением статистов – сам наполняет свою гибель смыслом.

Автора упрекали и в слабой проработке персонажей, и в том, что некому сопереживать, ибо каждый готов на подлость. Действительно, действующие лица описаны скупыми мазками, но так ли все плохо с образами? Отправившийся на поиски жены аристократ, который не протянул бы и пары дней в Громбеларде, но который, тем не менее, ради достижения цели выучился выживать и обороняться. Мудрец, некогда отвергнутый высшей силой, но продолжающий служить ей и стремящийся ее понять. Телохранитель, потерявший своего господина, ради которого был готов умереть, и поэтому готовый умереть (практически) за первого встречного. Крес не показывает душевных переживаний своих героев; это бы глупо смотрелось в жестком фэнтези. Он раскрывает персонажей через конфликт, через ситуацию, притом, как мне кажется, сам конфликт его интересует даже больше. У Кресовского героя всегда есть альтернатива, он всегда выбирает из нескольких возможностей: «сделать» – «не сделать», «уйти» — «остаться». «Распутье перед камнем» Кресу, если позволите, интереснее «витязя на коне».

Оценка реалистичности громбелардского антуража во многом зависят от того, какого реализма читатель ищет. Что до меня, то я обнаружил достаточно честно и со знанием дела описанную далекую имперскую провинцию. Возможно, Крес не уделил достаточно внимания укладу жизни или социальному устройству Громбеларда, но он очень точно уловил суть жизни на отшибе цивилизации. Правители далеко. Те, которые близко, либо занимаются своими делами и пускают жизнь подчиненных на самотек, либо ведают своим маленьким участком ответственности и – опять-таки – не лезут в реформаторы. Разбойничья вольница вполне уживается с купцами и регулярной армией. Порядок и власть олицетворяют три гарнизона, еле справляющиеся с тем, чтобы держать под контролем сообщение между собой. Отчего бы в таком месте – скучном и унылом – не родиться легенде?

Что не понравилось. Крес иногда заигрывается с сюжетом и рисуется. Его герои любят вставать в пафосные позы и совершать героические поступки – весьма нелогичные, как было неоднократно отмечено рецензентами. Это простилось бы автору, пиши он высокое фэнтези или хоббовские angstики. В случае с Громбелардом контраст очень бросается в глаза.

Во-вторых, с уникальностью своего мира — Шерера – Крес в чем-то перегнул палку. Здесь вообще нет религии, только космогония. Высшие силы присутствуют, но им не поклоняются. Оригинально, но нереалистично, особенно с учетом того, ЧТО эти силы – как следует из повествования – могут выкинуть.

Наконец, не знаю, стремился ли Крес сделать ГЛ романом, но романа как такового не получилось. Получился сборник историй разного качества и назначения – что-то писалось ради хронологического «мостика», что-то — ради сохранения логики одной из центральных линий. Вышла сага, вроде компиляции легенд о Робин Гуде, рассказываемых то солдатом, то ученым школяром, то хронистом. Книга, «перпендикулярная» устоявшимся представлениям о фэнтези, не лишенная поэтичности, неглупая, но в своем стремлении быть оригинальной не обошедшаяся без первопроходческих неудач.

Оценка: 8
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всего романа меня не покидала мысль, когда же наконец станет интересно. Наверное, это всё вступление, а потом события закрутятся волчком и появится интересный сюжет. Но книга уже подходила к концу, а ничего интересного так и не появлялось.

Если рассматривать мир, который автор предлагает нам в этом романе, то он маленький, убогий и совсем не продуманный. Автор придумал край, в котором нет никакой логики, идут дожди практически целые сутки, а если не идёт дождь, то стоит хмарь и Солнца всё равно не видно. Конечно же дается оправдание этому, что это льет воду с небес Шерни, богиня или что-то вроде того, но так как на протяжении всего романа никакого подтверждения не дается, что вообще существует какая-то Шернь (как допустим вера в Перуна или Зевса и то что посылают молнии с небес, остается верой и не больше).

Говорить о том, что в условиях такого климата невозможна жизнь людей, которая описывается в книге, по-моему нет смысла, и так это элементарно понятно. Мифические овечьи пастбища и пастухи, которые являются единственной ценностью этого края, ни разу не попадаются на страницах романа. Несколько раз говорится о том, что в этом краю ничего не растет из-за отсутствия Солнца вообще и высокой влажности, что нет деревьев, даже мох не растет, но при этом откуда-то для костра герои с собой таскают дрова по горам. Таких несуразиц по роману тьма, одно всё время противоречит другому, это меня лично очень сильно раздражало.

На протяжении 600 с лишним страниц я пытался понять, что такое полосы Шерни и ленты Алеры. Автор даже не пытался дать ответа. Идёт война между Шернью и Алером. Но что это такое? Это боги? Это стихии? Нет ответа, но почему-то все знают о них доподлинно, 100% уверенны что они есть. Откуда? В Древнем Египте считали, что по небу плывет Ра, что ночью он плывет по загробному миру, где ведет борьбу с тварями подземного царства. Все это доподлинно знали египтяне, но от этого это не стало фактом. Как мир, где нет религий, а только одно верование у всех народов (которых с гулькин нос) одна только убежденность что есть Шернь и Алера, но нет поклонений, нет жрецов, обрядов, есть только какие-то мутные посланники, которые не ведут бесед с обычными смертными, не делятся с ними знаниями. Так откуда у людей вера в Шернь? Почему нет других толкований? Кто-нибудь из них хоть понимает что это за силы? Знать во всех обществах всегда опиралась на религию и верования, иначе как объяснить «благородство» и то, что это ребенок семьи родился «благородным» с чистой кровью, а другой бедняк должен ему служить. Для автора всё это мелочи, над которыми не стоит думать, зачем это пытаться состыковать, ведь в романе это не главное. А вот что это самое главное, я так и не смог понять.

Но это ещё не так страшно, а вот то, что герои романа выходят не правдоподобными, и ты восклицаешь «не верю!» практически на каждой странице, вот это было реально неприятно читать. Главная героиня, королева гор, не вызывает никаких чувств кроме омерзения, отвратительный человек преследующий свои цели, которые и не объясняются никак. Просто вот хочет она так и всё. Один из героев говорит про неё «ты не последовательна». И это правда, но как такой герой может стать легендой, которому важна только своя репутация, слава Королевы гор.

Если вы ждете, что я начну говорить о плюсах книги, то нет, я не начну, я их почти не встретил на страницах и они не так существенны, чтобы о них говорить. А вот то, что концовка всего этого талмуда отняла ещё два балла от конечной оценки, я считаю важным упомянуть.

Муть, муть и ещё раз муть ...

Забыл написать, я очень жалею, что потратил столько времени на эту книгу и я лично не советую другим читателям для прочтения этот роман, есть на много более интересные авторы фэнтези. Это самая худшая книга, которую я читал наверное на протяжении последних двух лет.

Оценка: 1
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Громбелардская легенда».

Книга, восхитившая одних.

Книга, заставившая других плеваться от отвращения.

Книга, вызвавшая столько споров.

Книга, которую пора переименовывать в «Фантлабовскую легенду»...

Попытаюсь поразмышлять, почему же у нее такие низкие оценки, и попутно свое мнение выскажу.

Низкие оценки вызваны, как мне кажется, завышенными ожиданиями после первых рецензий. Ждали нового слова в фэнтези. От нового мастера дарк-эпика. Но... «Э-э-э... Какого?.. Где???» Не дождались... И понеслась!..

Я же, начитавшись отзывов и форума, ожидал (с точностью до наоборот) какого-то г... Хм... В общем, ничего хорошего не ждал. Начал читать из любопытства. И вот поди ж ты... Мне понравилось. И даже очень. До того понравилось, что захотелось покритиковать «критику».

Мир не прописан? По мне, так вполне достаточно. Мне хватило и этих набросков. Здесь важен не мир, а герои. Возьмем, к примеру, Бэккера и его хитовую трилогию. Мир настолько прописан, что самая интересная часть его книг — это... глоссарий.

Устройство Громбеларда неправдоподобно? Плевать. «ГЛ» — художественное (!) произведение, а не отчет о финансовой и сельскохозяйственной деятельности отдаленной провинции империи N.

Герои ведут себя нелогично? Согласен. Но вопреки всякой логике порой ведут себя и реальные люди, и я верил в поступки героев и понимал их (другое дело, что не всегда принимал). А возьмем Робин Хобб и ее «Ученика убийцы». Во время чтения данного опуса часть моего мозга, отвечающая за логику, была в постоянном ступоре: «Как могут люди вести себя ТАК?»

Характеры вам не нравятся и развития нет? В жизни и не такое бывает. А для сравнения, «Черный Отряд» Кука. Для меня это вообще набор кличек (даже не имен!) без характера и внешности (за редким исключением).

Смысла нету? Так я уже писал, здесь важны герои и их жизнь. А жизнь, как известно, игра. Сюжета никакого, зато графика офигенная (и где я этого набрался?). Да загляните в какой-нибудь провинциальный Мухосранск. Там полно людей так живущих (в смысле, без смысла): утром на работу; вечером на диван к телевизору; в выходные выпить пива (а лучше нажраться водки! и не ждать выходных, давай прям щас!); потом наплодить маленьких спиногрызов, которые вырастут и... утром на работу...

Если вы ждете, что я начну говорить о минусах книги, то нет, не начну. Не хочу... И так она свою порцию г...на получила. Хотя, признаю, минусы тоже имеются.

Ну и к чему я все это, спросите вы. Да к тому, что рейтинги и оценки — вещи весьма относительные. Кому-то «Властелин колец» — фигня, а кому-то и «Гномошноббит против марсонавтов» — шедевр.

И что же в итоге. Да, это не Сапковский, и, может, даже не Бэккер, и, наверняка, не... А... нет, не буду писать про Мартина — не читал я его еще. Но все-таки это очень хорошая книга. А вам, уважаемые будущие читатели «ГЛ», могу посоветовать только одно: не слушайте никого (даже меня), просто берите и читайте, хотя бы только для того, чтобы составить свое мнение, и, может (кто знает?), восхититься, или же (никто не знает наверняка!) начать плеваться от отвращения.

P.S. Перечитал и ужаснулся. Фига се я нагородил. А может сказать, что это писали летописцы-посланники, которые намеренно исказили мои слова? Может тогда не закидают меня тухлыми помидорами поклонники всех тех авторов (безусловно, хороших), которых я помянул недобрым словом? :wink:

Оценка: нет
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем приниматься за чтение «Громбелардской легенды», третьего романа из цикла «Книга Всего», неплохо было бы определить для себя, к какому типу читателя ты относишься: читатель-логик, которому важно правильное и дотошное соотношение между собой всех мелочей, или читатель, которому больше важна «чувственная» сторона книги. Потому что от этого во многом зависит, понравится ли это произведение или же нет. Читатели из первой категории, скорее всего, останутся к книге равнодушными или даже будут ненавидеть Креса, а вот у вторых есть весьма солидный шанс, что роман придется им по вкусу.

Действие «Громбелардской легенды» происходит, как это понятно из названия, в Громбеларде, мрачных пустынных горах, где почти постоянно идут дожди. Эти горы уже упоминались в «Северной границе», а герои «Короля темных просторов» ближе к финалу книги даже посещали находящийся здесь Дурной край, Ромого-Коор, место обитания посланников Шерни и Брошенных Предметов, так что примерное представление о том, что можно ожидать от этого места, у читателя есть. Теперь можно узнать о нем более подробно. Сам роман же представляет собой сборник местных историй, главным героем которых является лучница Каренира, она же Охотница, ставшая из простой солдатки армектанского отряда настоящей Легендой Гробелардских гор.

Как и в предшествующих двух романах «Книги всего», Крес все так же мрачен, депрессивен. Его герои все так же по большей части простые вояки из громбелардских гарнизонов, да разбойники, что бродят по пустынным горам. Все так же автор мелодраматичен, многословен, беспощаден к своим персонажам; словно тяжелые тучи над Громбелардом над всей книгой висит ощущение безнадежности, разочарования, упадка. Нет идеально, кристально чистых, людей. Та же Каренира своими поступками скорее вызовет чувство неприязни, чем симпатии. Немного обязательных размышлений над природой Шерни, а вследствие этого и разговоры о людских поступках: что есть добро, что – зло, и как эти две вещи между собой соприкасаются. Стоят ли жизни сотен людей сейчас возможности избежать гибели сотен тысяч в дальнейшем?

Но почему же читатель-логик разочаруется в этой книге? Ответ на этот вопрос прост. Во-первых, не продуман сам Громбелард. Крес рисует его, как край разбойников, где чуть ли не тысячные отряды прячутся в ущельях, пещерах и занимаются грабежом. И в то же время говорит о том, что эти горы безжизненны, лишены хоть какой-то растительности; что здесь все время идет дождь и мало кто из зажиточных людей желает сюда приехать. Естественно возникает вопрос, а за счет чего же выживает в горах такое количество темных личностей? И это только один из множества. Во-вторых, не продумана сама книга. То ли автор поспешил и не до конца переработал свои рассказы в одно целое, то ли он просто не захотел этим заниматься, но в любом случае итоговый результат вышел не самым лучшим.

Я осознаю и принимаю все ошибки, но в то же время… В отличие от «Северной границы» или «Короля просторов», где Крес упустил множество возможностей, чтобы создать нечто интересное, в этот раз он воспользовался шансом в полной мере и превратил Громбелард в действительно странное и необычное место. Да, с точки зрения логики здесь многое неправильно, но зато есть Ромого-Коор, Черный лес и Перевал туманов, Пасть и Корона Медевана. Водяная стена. Множество местечек, что делают Тяжелые горы волшебным местом. Только здесь волшебство не светлое, а темное, мрачное. Впечатление, как от «Вирикониума» Харрисона, только без поэтических образов. Есть потрясающая концовка, которая в моих глазах перечеркивает многое из неудач Креса, да и во всей второй половине романа автор собрался и история заиграла темными красками.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем писать отзыв, позвольте дать вам — тем кто еще только собирается прочитать эту книгу, маленький совет.

Откройте книгу на странице 395... и начинайте читать прямо отсюда. Если после прочтения 20-30 страниц у вас не возникнет стойкого желания закрыть книгу и никогда больше ее не открывать, то продолжайте до конца.

Ну а первые 392 страницы... Вы осилили вторую часть и у вас сохранился интерес к главной героине? Тогда прочитайте еще несколько унылых историй из ее довольно скучной жизни.

Теперь собственно о произведении.

Представим себе жанр «Фэнтези» неким континентом, скажем Африкой.

Вот писатели — исследователи, а некоторые так и первопроходцы девственных просторов.

Вот пустынный север, пафосный, древний, эпичный Магриб. Здесь, где-то в глубине материка, таится Мордор, из-под песков проглядывают руины Танелорна. Немногим счастливчикам удается пробиться так далеко, но тем кто смог, обеспечено место в пантеоне величайших.

Вот западная Африка — экватор, веселье, буйство красок, черепахи несут на спинах целые миры.

Вот Африка восточная — тоже экватор, но какой-то странный, пираты, ну чем не место для Бас-Лага?

Вот пустынный берег Черепов, страшная пустыня Намиб. Те, кто осмелился углубиться в ее просторы, будут вознаграждены и узреют мрачный Голготеррат, а может и башню на поле из алых роз.

Какое же место высадки для изучения столь разнообразного континента выбрал автор? Я бы сказал самый юг. Место, где, согласно моим детстким воспоминаниям белые долго третировали черных, а потом все получилось наоборот и почему-то от этого всем стало только хуже.

Автор с упорством, достойным лучшего применения, также пытается рассказывать нам о ужасной, подневольной судьбе угнетенного края. Больше всего произведение (нет не роман — романа тут нет) смахивает на отчеты коменданта мятежной провинции о проведенных военных операциях против туземцев. Его (коменданта) не волнует история края, мифология покоренного народа, характеры персонажей про которых он пишет. Ведь это просто отчет — в начале небольшой раздел о природных условиях провинции (в седьмой раз читать о том, что Громбелард — дождливый край, было уже тошно), а дальше предельно скупой на эмоции рассказ о проведенной спецоперации: вышли оттуда-то, пошли туда-то, убили столько, ранили столько, результат, краткое резюме.

Собственно основная проблема этой книги — ее составные части — из рассказов ну никак не получается цельного произведения. А ведь потенциал был и какой! Ленты и полосы, коты и стервятники, посланники — оживи это все, добавь интриги и получится интересная история. Пусть одна, но не в количестве же ценность!

В итоге мы имеем сухое повествование о суровом крае, в котором живут скупые на эмоции люди. Исследовательская экспедиция превратилась в военную, этот участок континента так и остался для нас «белым пятном» на карте, в конце не хватает только списка погибших в этом нелегком походе и количества потраченного провианта.

На мой взгляд самое слабое, на сегодняшний момент, произведение в «Черной фэнтези», будем надеяться что тенденция не продолжится.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что произведение имеет атмосферу, которая притягивает... Иногда к атмосфере прибавляется закрученный в тугую спираль и переворачивающийся с ног на голову сюжет, когда, читая страницу, ты не можешь сказать, что будет в следующем абзаце... И очень редко, в исключительных случаях, в этом сюжете действуют герои, которые вызывают неподдельные эмоции. И я говорю не про то, что хочется плеваться от их глупости. А о том, когда появляется неосознанное желание, ворваться на страницы книги и придушить кого-нибудь, закричать, помочь, встать бок о бок с героем... И вот именно такие произведения навсегда впечатываются в память...

И именно таким произведением стала для меня «Громбелардская легенда». Да, многие будут утверждать, что в ней не хватает деталей и отчасти они правы. Но автор пошел на это осознанно. Как сам край, где происходит почти все действие, так и задумка автора не располагают к объемным описаниям. На мой взгляд, Ф. Крес сделал отличную стилизацию своего романа, он действительно предал ему форму легенды. По этой же причине, по началу тут нет эпичности, которой возможно, тоже кому-то будет не хватать. Здесь, по сути, есть только Громбелард, вторая провинция. Суровый и скупой край, где есть только дождь и горы, и нет солнца. Но у того же Бэккера была и эпичность, и подробные описания, но не было героев, которым хотелось сопереживать. А здесь они есть, под стать краю, где они живут. Поступки их логичны, они поступают так, как бы поступили бы многие из «живых», пусть порой эти поступки и жестки, а иногда и жестоки. Они испытывают эмоции, согласующиеся с их поступками и ситуацией. Автор создал очень много действующих лиц, которые играют свою роль в повествовании. Но всех без исключения он наделил характерами и подробным описанием, не сделав ни одного из них ни белым, ни черным, ни шаблонным. И самое важное, автор не прикипел к своим героям, все они здесь смертны, действующие лица сменяются часто и порой неожиданно. И вот эта совокупность заставляет героям сопереживать, а порой и ненавидеть.

Автор с самого начала кидает нас в омут, без объяснений, глоссариев и примечаний, только с развитием сюжета нам дают пояснения тем или иным вещам, и только тогда, когда это нужно. Может показаться, что завязки, как таковой и нет, но произведение стилизованно в виде легенды и именно поэтому оно должно было начинаться так, а не иначе. Само произведение разбито на истории, которые на первый взгляд, связаны только действующими героями и местом действия. Но на самом деле, всех они постепенно накладываются друг на друга, создавая в конце общую картину, объясняя многое из произошедшего.

Я редко когда говорю о слоге переводных авторов, но в случае с Ф. Кресом хочет о нем сказать, у него очень скупой стиль повествования, он краток до предела. Все что можно не описывается, познается в «движении», через действие, поступки персонажей, события. Там, где можно было бы написать страницу, он ограничится парой строчек. Роман сбит до такого состояния, что того и гляди вышибет «крышку». Стиль повествования как нельзя лучше подходит к миру «Громберлардской Легенды» и ее героям. И при это, четко видно, что при желании автор смог бы «увеличить» мир, придать ему деталей, нарисовать новые города и страны. Но тут они не нужны, поэтому их и нет. Все что создал автор, здесь к месту, без излишеств и не нужной «нагрузки».

«Громбелардская легенда» — это история жизни Карениры, Охотницы, Королевы Гор. Человека, которая навсегда стала частью этих гор, их легендой. И именно так и нужно воспринимать это произведение.

Итог: Прекрасный и самодостаточный роман, один из немногих, который может вызвать эмоции, но перед прочтением, которого следует четко представлять себе, что скрыто внутри книги и набраться немного терпения. Но, независимо от пристрастия читающего, «Громбелардская Легенда» достойна ознакомления. Приятного Вам чтения.

Читал издание 2010 года с твердой обложкой, шитым блоком, белой бумагой с четкой печатью и с приятными оформлением.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От книги сложились довольно двоякие впечатления. С одной стороны, это очень сильная в эмоциональном плане книга, способная перевернуть все представления об идеальной книге жанра, с другой стороны до этого самого идеала роман не дотягивает, имея за душой достаточное количество недостатков и погрешностей.

Если говорить об основных достоинствах книги, то их три — удивительный атмосферный мир, симпатичные герои и ударная и неожиданная концовка. Кресу удалось создать впечатляющий и очень красивый горный край, где постоянно идет дождь и ничего не растет, и заселить свой мир симпатичными, хотя и далеко не идеальными персонажами, из которых автору (сказывается, что он кошатник) особенно удались гигантские разумные коты.

Сюжет поначалу не блещет изысками, однако ближе к середине книги стремительно набирает обороты, действия принимают эпический размах, а от поступков главных героев зависит будущее всего мира. И вот здесь автор последовательно разрушает все присущие жанру стереотипы, не оставляя камня на камне от обычной структуры построения героического фэнтези.

В «Легенде» читателям не стоит ожидать ни счастливых концовок, ни удачных развязок, ни геройских поступков, ни долго и счастливо живущих героев. Все предельно жестко, жестоко и почти безнадежно.

Однако вместе с тем в романе содержится ряд существенных недостатков.

Во-первых, созданный автором мир, несмотря на всю свою привлекательность, самобытность и атмосферность, на поверку оказывается не достаточно проработанным. Трудно представить, что суровая и безжизненная провинция, труднодоступная и чисто формально подчиняющаяся Империи, представляет для Императора такой интерес, что в горах постоянно содержатся больший отряды армии, и при этом край просто кишит разбойниками. Также непонятно, как в условиях тотального дефицита и полной зависимости от ввоза товаров из-за пределов провинции, в Громбеларде может процветать какая-то честная жизнь, и уж совсем непонятно, зачем возить в край товары купцам — ведь вряд ли горцы могут предложить что-то на обмен.

Во-вторых, мотивы таких милых и симпатичных героев во многих ситуациях не поддаются адекватной оценке, они действуют вопреки всякой логике и здравому смыслу. Их характеры местами слабо проработаны, а практически подавляющая часть женских персонажей выставлены мягко говоря не в лучшем свете.

В-третьих, автора местами очень подводит чувство стиля. Роман просто насыщен излишне жестокими, подробными и натуралистическими сценами, не несущими никакой нагрузки для сюжета. К тому же толстый томик вполне можно было бы и подсократить на треть, выкинув из книги все лишние сцены, сюжетные линии и целые рассказы. Если бы «Громбелардская легенда» позиционировалась как сборник рассказов, коим первая часть книги в свое время и являлась, то все бы было в порядке. Но в цельном романе некоторым историям не место, поскольку они никоим образом не добавляют новых красок в картину мира и образы персонажей, а часть информации и вовсе неустанно повторяется из истории в историю.

Издано все это на хорошей белой бумаге, снабжено картой и стильно оформлено. Сергей Шикин нарисовал для книги очень красивую, хотя и мало соответствующую тексту романа, обложку. Так что к русскому изданию претензий нет.

Но вот перед тем как купить, книгу стоит все-таки долго и тщательно пролистать, чтобы примерно понять авторский стиль и счесть его подходящим или не подходящим для чтения в ближайшее время.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Променял я на жизнь беспросветную

Несусветную глупость свою».

Слова Владимира Высоцкого хоть и подходят главной героине, но не совсем. Дело в том, что после обмена глупости осталось еще много. Она по-прежнему несусветна и ее так же несусветно много. Лучше всего к главной героине подходит определение «спесивая дура». И если в начале ее спесивую дурость из-за которой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибнут люди, а посланник Шерни теряет свою силу
можно объяснить молодостью и неопытностью, то чем ее оправдать дальше? То в лучших традициях тинейджеров
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
устраивает соревнование по скалолазанью с десятником (которому, кстати, симпатизирует) заведомо зная, что тот не выдержит соревнования и разобьется, то обидевшись (тридцатилетняя как минимум женщина, опытный воин и проводник) на реплику семнадцатилетнего (!) сопляка-гонца, вынуждает его загнать насмерть лошадь. Ни для чего. Просто показать, что у нее лошадь лучше. Как с такой дуростью и спесью она стала опытной проводницей и знатоком гор, а не погибла в первый же месяц. – неясно. В первой новелле мы видим ее молодой спесивой дурочкой. Во второй – она уже опытнейший проводник по горам.

Также не совсем понятно, какую художественную задачу решает описание наваливания героиней кучи возле стены трактира и неясно, почему Кресс обошел стороной такую захватывающую информацию о том, чем женщины пользуются в Громбеладе во время менструаций. Все это как и семейные проблемы а-ля ах, муж трахает ее исключительно сзади смотрятся здесь как-то неуклюже и нарочито. Мы хотим натурализма, но не знаем как и куда его пристроить. Как возможность свободно матюкаться или курить в присутствии взрослых. О потрясающей же эротической сцене на странице 534 не написал только ленивый.

Абсолютно зря Кресс сообщает некоторые подробности о своем мире, тем более вещь заявлена как легенда, а в ней вполне уместно не сообщать какое благосостояние и географическое положение было у страны, король которой захотел молодильных яблок или на какие (и чьи) деньги содержалась армия, сидевшая десять лет под Троей. Опять же только ленивому не пришла в голову мысль, чем питаются и живут две тысячи разбойников, сидящих в пустынных и дождливых горах (через которые все боятся ходить из-за тех же разбойников. Кстати, прикольно было бы сделать их людоедами – тогда сразу же снимался бы вопрос о провианте и о том, куда деваются пропавшие отряды солдат) , почему герои в безобразных количествах жрут мясо и постоянно пьют водку в мире, где землепашество и скотоводство развито плохо. Где берут провиант многочисленные пастухи, бросившие свое ремесло, чтобы перебраться в город?

Как матерому котолюбу и котоводу мне всегда приятен кот в качестве персонажа., даже если его зовут как негра-рэпера (Л.С.И. Рбит против М.С.Хаммера!) Но говорящий вслух кот – это уже не фантастика. Это сказка. Хотя бы из-за физиологии кошачьих.

Сюжетно чем-то напомнил Панова.

Героиня прописана так, что кажется – автор женщина.

Общее впечатление — как-то вяло. Нарочитая чернуха. Многие герои погибают просто так, «шоб було».

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько уже написано разных фэнтезийных эпопей! Рецепт их создания прост и понятен. Надо всего лишь придумать мир поярче, населить его героями покруче, злодеями пострашнее, подбросить магии, артефактов, придумать героям квест поинтересней — и вперед! Феликс Крес подошел к делу немного иначе. Вроде бы почти все внешние каноны фэнтези он выдержал. Но при этом содержание «Громбелардской легенды», ее суть, серьезно отличаются от типового романа в стиле фэнтези.

Для начала несколько слов о мире. На окраине Армектанской империи расположена горная провинция Громбелард. Некогда на этих землях божественная сила Шернь вступила в отчаянную битву со своим антагонистом Алером. Эта битва наложила тяжелый отпечаток на жизнь в Громбеларде. Постоянные дожди и нехватка плодородных земель обрекают Громбелард на бедность. Армектанские завоеватели укрепились в нескольких городах, в то время как громбелардские горцы массово входят в состав разбойничьих шаек, которые то враждуют между собой, то объединяются под единым руководством. В итоге Громбелард напоминает не то средневековую Шотландию, не то вполне современный Афганистан. Вот только среди обитателей Громбеларда фигурируют еще разумные коты, нанимающиеся на службу в имперскую гвардию и разумные же стервятники, способные телепатически воздействовать на людей. К Громбеларду примыкает Дурной край — чрезвычайно опасные земли, где до сих пор господствуют силы Алера, и где можно отыскать уникальные магические артефакты. Так что мир дает богатые возможности для увлекательных приключений героев. Однако, это — отнюдь не главное в историях Креса.

Да-да, именно в историях. Ведь «Громбелардская легенда» — это не единый роман, а цикл отдельных повестей и рассказов, объединенных общими героями. При этом, с одной стороны, каждая история вполне самодостаточна, а, с другой стороны, вместе они постепенно образуют масшатбную картину.

Герои «Громбелардской легенды» производят достаточно непривычное впечатление. С одной стороны, Феликс Крес создает яркие, почти мифологические образы. Благородный и могущественный разбойник по прозвищу Король Гор. Его верный помощник и товарищ разумный кот. Легенлдарная Охотница, посвятившая свою жизнь уничтожению стервятников. Могущественный маг, лишившийся своей силы. Еще один маг, вынашивающий грандиозные планы перекройки мироздания. Каков размах! Какие эпические фигуры! И при этом все они, вплоть до кота — несчастные создания, мечущиеся в поисках своего места в жизни, тратящие свои силы и энергию впустую, неудачники, чьи замыслы проваливаются раз за разом. Вот именно это и делает «Громбелардскую легенду» столь непривычной для читателя. Мы-то с вами привыкли к тому, что герои круты, что какие бы сложности не стояли у них на пути, в итоге зло будет повержено. а победа будет за нами. У Креса все совсем не так. Проклятье Громбелардской земли тяготеет над всеми героями. Раз за разом их замыслы терпят крах не из-за их собственных ошибок и не из-за чрезмерной силы и коварства противников, а в результате дурацкого стечения обстоятельств. То воины небольшого отряда перегрызутся между собой и взбунтуются против командира. То в темноте отряд вступит в роковую схватку с союзниками-легионерами, приняв их за разбойников. То попытка мага предупредить союзников об опасности приведет к гибели этих союзников. Так часто бывает в жизни, на реальной войне. Но об этом не принято писать в сказках.

Рано или поздно герои романа понимают бессмысленность и бесперспективность своего существования на Громбелардской земле. Но, отравленные «военным синдромом», они не могут найти себе места и в мирной жизни, за пределами рокового края, и снова и снова возвращаются в Громбелард, чтобы вновь погрузиться в бесконечный круговорот квестов, погонь, засад и стычек. Такое оригинальное решение автора с одной стороны, впечатляет. Герои действительно оказываются не картоннымии богатырями, которым неведомы страх и усталость, а вполне живыми людьми со своими слабостями, опасениями, ошибками. С другой стороны, авторская манера утомляет. Когда в четвертый, пятый, шестой раз читаешь похожие истории, когда очередной квест еще не начался, а ты уже понимаешь, что дело закончится очередным провалом, то создается впечатление, что ты сам не сидишь в уютном кресле с книгой, а месишь непролазную грязь Громбеларда под проливным ливнем, не перелистываешь страницы, а еле волочишь ноги, обутые в пудовые от грязи сапоги. И хочется уже не искать новых чудес, а доползти до какого-нибудь укрытия и, наконец, немного обсохнуть и отдохнуть. А ведь в романе есть немало эффектных и ярких эпизодов. Одна история с глазами лучницы чего стоит! Но эти эпизоды теряются в общем круговороте событий. Да, подзатянул пан Крес свою историю, и она от этого только проиграла.

Странствие по дождливым землям Громбеларда — трудное испытание для читателя, особенно привыкшего к легким и увлекательным дорогам из Желтого кирпича. Не готов рекомендовать эту книгу всем подряд, но тем, кто ищет что-то нетипичное и не боится гнетущей атмосферы, стоит обратить внимание на этот роман.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купился на хорошую рецензию журнала Мир Фантастики, которому обычно доверяю с их оценками,т.к. часто совпадают, а оказалось унылой чушью, и сравнение с Сапковским и другими интересными авторами пишущими в мрачно-мясном стиле вроде Кука и Аберкромби совершенно неуместны. Стиль написания какой-то полудетский, отношения и психология героев разжовываются до мельчайших подробностей, нам как детям объясняют, что, зачем и почему — да и вообще все показанные отношения — друзья,любовники,враги на уровне средних классов, постоянные поклоны то одному персонажу то другому дико раздражают. Структура произведения напоминает рассказы, связанные одной героиней, и хоть она по разному описывается в каждом из них, якобы с каждым годом она все сильнее, ловчее и профессиональной, а как только она становится действующим лицом, а не мелькающим персонажем сразу становится понятно, что никакого развития не было — она все та же глупая девчонка из первого рассказа. Экшен здесь вялый и скучный, в отличии от большинства книг написанных в этом стиле. Интересен только сам мир, который достаточно оригинален и интересен, но толком к сожалению не расписан — отдельные мазки то там, то сям толком ничего не объясняют. Полностью прочитать не смог. Ставка издательства Эксмо на этого автора в рамках хорошей новой серии «Чёрная фентези» мне не понятна, она быстрее убьет желание читать ее, чем покупать, что-то новое.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разочарован.

Никогда еще я ТАК сильно не покупался на рецензии. Не мальчик вроде, а поверил в книгу на 10 баллов.

Субъективные минусы:

1. Тяжеловесный и в итоге обесценивающий всю историю сюжет. Этакая Конина, где главный герой супер-тетка, погибшая без цели и смысла, но ставшая легендой.

2. Раздутый объем = бесконечные повторы, описательные и смысловые (о крепостях, Лошаднике, дожде и пр.). Однообразно и тоскливо.

3. Загубленная композиция. Видно, что автор нашел свой стиль и форму. Когда я сталкиваюсь с тем, что ключевое событие происходит за кадром — один раз — я согласен — стильная фишка, но когда ВЕСЬ текст построен на этом: смерти ключевых персонажей, битвы, ради которых действуют герои, важные действия — все это НЕ существенно для Креса, он показывает нам, что стало ПОТОМ. И полностью выхолащивает текст, лишает его упругости, динамики, азарта.

4. Повисшие линии — к примеру, линия Барсергорба-Крагдоба и его друга-кота. Все говорило в пользу того, что они обязаны появится в финале, включиться в борьбу Охотницы и погибнуть. Но нет.

5. Казнь персонажей. О, это НЕ реализм Мартина, у которого каждая смерть ключевого персонажа — драма! Это даже не натурализм. Это просто казнь. Крес убивает просто так, не доводя линию ни до какого пика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вот он случайно застрелил Лейну. И вот нашли мертвую Кагу. Так Каренире повторно вырвали глаза

6. Чудовищный финал!!! Если кому-то кажется оригинальным просто показать тщету всего сущего — бэнг вам Библию в помощь! Все стремно, все сдохли, все планы завалились в мусор. О чем должен нам поведать такой финал? Чему научить? Какие эмоции вызвать? И да — я вовсе не шокирован, имхо, Крес просто НЕ сумел создать яркую драматическую концовку, в своем стиле, лишив персонажей силы и сгноив их в тоске и безвестности.

7. Шаблонная речь героев. ВСЕ герои, без исключения, говорят на одном и том же языке, единым корпусом фраз и речевых конструкций. Особенно, когда злятся и угрожают друг другу/показывают свою власть. Такая клонированность и заштампованность речи тупо бесит.

Попытка найти плюсы:

1. Понравились коты и линия со стервятниками.

2. Противостояние Алера и Шерни.

Унылая книга. Нет огня. Нет страсти. Нет яркости. Нет жизни. Нет высказывания.

Есть свое лицо. Есть смерть. Есть тоска. Есть обвал всех надежд. Есть ветер и дождь.

Тщательно листайте перед покупкой/чтением.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется поставить высокую оценку «Громбелардской легенде» вопреки «критикам», которым, видите ли, мерзко читать это жесткое и холодное произведение.

Не нравится — не читайте, кто вас заставляет?

Лично мне глубоко симпатичен цинизм автора и его грубые описания, я люблю атмосферу жути и сырого мрака Громбеларда, и мне импонируют очень многие персонажи Кресса — честные, прямые и надежные, как и полагается воинам, стойким и мужественным, невзирая на пол.

Что же помешало выставить десятку автору, чье творчество настолько пришлось мне по душе?

Да, пожалуй, что талант писателя Феликса Кресса не вполне справился с масштабной задачей создания мощного эпика. Архитектура романа такая же сырая и неуютная, как жилища громбелардцев, но для художественного произведения такое качество отнюдь не комплимент. Герои, в общем и целом, действуют, как в тумане, наугад, часто беспричинно и вслепую. Словом, атмосферность поглотила автора и встала над замыслом.

И это бы еще куда ни шло, но все эти «полосы Шерни» и «ленты Алера» никак не хотели укладываться в нечто доступное моему разуму, а поэтому вызывали раздражение, когда о них заходила речь. Если заменить их на «шары Шмерни» и «круги Мбрякса», в романе ровным счетом ничего бы не изменилось. Никак такого не должно быть в произведении, оцениваемом самым высоким баллом — отсюда и снижение, балла на 2, не больше.

Для тех, кто склонен к реалистичному и мрачному фэнтези с изрядной долей цинизма и насилия — рекомендовано к прочтению.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой отзыв в МФ! Повелась, стала читать. Домучила до конца с огромным трудом. Пропущу те минусы, о которых уже сказали. Добавлю свои. Давно не встречала такого женоненавистничества. У короля есть цели. Кага -« только женщина и цели у нее не было». « С обычным для женщины отсутствием чутья...». Сексизм во всей своей красе. Впрочем, дуры, упорно таскающие в дождливых горах короткие юбки без всякого нижнего белья, иного отношения и не заслуживают. Но опять же, все это они делают по воле автора.

Закрывши экран, произнесла сакраментальное:« Вообщем, все умерли.»

И слава Богу!

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеи интересные, а вот исполнение посредственное. Не самая лучшая мысль взять за основу легенды старые рассказы, подшлифовать их напильником и сложить в новую мозаику. Детали складываются, но со скрипом. В итоге даже сильный финал не улучшает впечатлений от постоянной езды по кочкам. Плюсов и минусов примерно поровну. Интересный мир, интересные персонажи, необычные конфликты, горький привкус обыденности, мрачности, фатальности. В этом мире если твой конь сломает ногу ты с равной вероятность можешь чудесным образом спастись или банально погибнуть, не дождавшись подмоги. У автора нет любимчиков, перед законами мира все равны. Герои и злодеи меняются местами, боги ходят среди людей, а люди приближаются к богам. Все это можно отнести в плюс произведению. В минусах же рваность и шероховатость произведения (авторское послесловие заставляет посмотреть на картину под новым углом уже после прочтения, но неприятный осадок отложившийся в процессе чтения портит это послевкусие). Слишком много ляпов и недоработок для книги, претендующей на место в высшей лиге. Слишком много пафоса, ненужной слезливости и многословия. Арбалеты и луки развешанные на стенах в начале романа не стреляют вообще. Даже в финале. Появляются и уходят в никуда герои, отвлекая внимание, увеличивая объем текста, но не дающих сюжету ничего нового. Плюсы на минусы дают результат близкий к нулю. Можно читать, а можно и не читать.

Итог. Оригинальное, но довольно сырое произведение, из которого так и сочится вода. «Легенда» могла бы стать отличным рассказом, хорошей повестью, но в конечном итоге получился довольно средний роман.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх