FantLab ru

Вадим Панов «Хаосовершенство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Голосов:
1378
Моя оценка:
-

подробнее

Хаосовершенство

Роман, год; цикл «Анклавы»

Аннотация:

Роман, завершающий цикл. Автор расставляет все точки. Чем закончится нарастающее противостояние всех против всех? Пламя хаоса охватывает мир и многим кажется, что эти дни для мира — последние. Что принесет человечеству запуск Станции — окончательную катастрофу или начало нового дня? Ответ известен единицам — Кириллу Грязнову, его дочери Патриции. И еще единицы начинают догадываться.., или чувствуют, что грядет.

Входит в:

— цикл «Анклавы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 398

Активный словарный запас: средний (2924 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Хаосовершенство
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Ну, вот и все!

То, что началось как футуристический политический триллер, с элементами антиутопии, продолжалось как религиозная остросюжетная мистика, а закончилось как… Не имею права сказать, чтобы не испортить впечатление. Все имеет свой конец.

Всегда интересовал вопрос: когда автор пишет первую книгу масштабного цикла, имеет ли он представление, чем его история может или должна закончиться? Сценаристы сериала Lost всем дали понять, что нет, не имеют. Справедливо ли это в отношении «Анклавов»? Наверное, такую возможность нельзя исключать. Начало, середина и конец различны по направленности и общему ходу сюжета. Несколько линий или персонажей так и привели в никуда или играют настолько мизерную роль, что про них почти забываешь. Но перед нами, несомненно, качественный и связный цикл.

Фантазия Вадима Панова вот та энергия, на которой, подобно новой энергии созданной им на страницах романа Станции, держаться все пять томов. Его фантазия заставляет читателей ждать выхода каждой новой книги, чтобы, наконец, выяснить, кто же кроется за личинами его харизматичных, фактурных, и от этого чрезвычайно загадочных, персонажей, и каковы их истинные цели. Кто они благородные спасители или расчетливые сверхсущества, стремящиеся к господству и власти?

Последний «Анклав» — «Хаосовершенство» почти расставляет все точки над «i», но к великому сожалению читателя, делает это не в полной мере. Вадим Панов ведет с нами игру и это игра, увы, исключительно по его правилам. Здесь мы не найдем однозначного ответа о сущности Мертвого или «антиквара» Грязнова; не проникнем в тайны Мутабора, остановившись по воле писателя где-то на половине, да и многое просто останется за кулисами, закрывающими от нас ответы. Ответы даны, но их явно меньше, чем хотелось бы получить.

Много ли потеряла в связи с этим книга или весь цикл? Нет, не потеряла. Но и не приобрела.

Намеки, намеки на намеки и лишь видимая часть айсберга. Изначально, писатель, разворачивает перед нами панораму событий, эпизодически выхватывая те или иные ключевые сценки с участием конечного набора действующих лиц. Кого-то это раздражает, кому-то такая параллельность развития сюжета приходится ко вкусу. Однозначно лишь одно: веришь, что его герои живые! Когда в рамках одной главы повествование скачет от Патриции к Мертвому или от генерала Ляо к Папе Джезе, создается устойчивое ощущение, что герои живут не только на тех страницах, которые посвящены им, но и за их пределами пока Вадим Юрьевич нам рассказывают о чем-то другом.

Но вернемся непосредственно к последнему роману!

Он начинается практически там же, где закончилась предыдущая книга: тритоны Сорок Два, вооруженные идеей становления Эпохи Цифры, планомерно ввергают мир в экономический и социальный хаос, строительство Станции, дарующей человечеству новый вид энергии подходит к завершению, синдиновый голод принял глобальный масштаб, Мертвый и Грязнов совершают все те же неясные нам «телодвижения», призванные к достижению только им ведомой цели… И только талантливый фотограф Кристиан, получивший частный заказ на создание фотоальбома, путешествует по городам и странам и щелкает затвором камеры, сохраняя в снимках мгновения последних дней мира.

Да, роману свойственен фатализм. Он буквально пронизывает его, каждую его страницу. Автор, изначально выписывает мир, перед глобальным катаклизмом, готовит нас к жертвам, подчас бесполезным, но от этого только более трагичным. Судьба ведет главных героев, предрешенная и безжалостная, заставляя их покориться во имя цели. Грязнов, прощающийся со своим домом, Пума, медленно умирающая от синдина, Мертвый, равнодушно наблюдающий за тысячами смертей, и Станция – символ, монумент новой Эры, в основу которой положены миллиарды человеческих жизней, но являющаяся спасением из тупика цивилизации, в который человечество само себя затолкало.

Роман удался. Он целостнее и на голову превосходит предыдущих «Продавцов невозможного», в нем существенно меньше от «боевика», и значительно больше от морально-нравственных дилемм и человеческих эмоций.

Конечно, автора можно упрекнуть за некоторые вещи, как то затянутые сцены военных действий, гражданских беспорядков или перестрелок. Иногда, кажется, что их можно было бы подсократить в полтора-два раза, и роман от этого бы только выиграл, так как в нашем случае движущей силой остросюжетного повествования является не количество и качество сбитых вертолетов, а развитие многоуровневой интриги. В угоду любителям «экшена», этот незамысловатый «упрек» можно смело записать в плюсы произведения. Кому как!

И еще, маленький, совсем крохотный камешек в огород Вадима Юрьевича. Концовка «Хаосовершенства» заставляет задуматься. Она грациозна и грандиозна одновременно. Автор не ударился в проторенные тропки всевозможных предшественников, а придумал достойное, выше всяких похвал, завершение истории. Однако, идя на поводу эпического финала, Вадим Панов не удержался и тут же использовал один из модных нынче приемов-принципов, вызывающих всегда дикие споры этического характера. Сознательно умолчу, о чем идет речь, чтобы избежать даже намеков на развитие и повороты сюжета.

Сейчас, после того, как закрыта книга, могу лишь позавидовать тем, кто еще не брался за «Анклавы». Поверьте, они того стоят. В любительских отзывах или профессиональных рецензиях можно отыскать тьму-тьмущую претензий, начиная от стилистики и языка, заканчивая «несуразным», по мнению отдельных личностей, поворотом от «киберпанка» до «городского фэнтези». Все это чушь и чушь в квадрате, не верьте.

Если вы не скованы рамками одного жанра, если вам по душе хитросплетение интриг, таинственные ритуалы и сила огнестрельного оружия, если есть желание увидеть авторский футуристический прогноз, не лишенный объективных современных оснований, то «Анклавы» для вас. Читать обязательно!

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2011 г.

Вот и закончился цикл «Анклавы». Последнего пятого тома я ждал с особенным интересом, ведь для Панова заканчивать циклы в новинку. И надо сказать, что с новым для себя делом Панов справился блестяще.

Одним из немногих недостатков предыдущих томов была, на мой взгляд, некоторая дискретность повествования. Каждый том представлял отдельную историю с собственной интригой-загадкой. Сперва взлом корпорации «Науком», затем появление Урзака, охота за книгой, становление сетевого пророка 42. Всё это было описано увлекательно, каждая книга добавляла новые краски в картину мира, но было непонятна цель автора, идея цикла. Но в финальном томе всё стало на свои места.

В этой книге мы наконец узнаем правду о древней традиции, которую представляют Грязнов и Кауфман. Согласно этому учению, зашедший в тупик мир можно привести к совершенству только через хаос и кровь. И адепты рун начинают сложнейшую игру против всех — государств, Моратти, тритонов. Огромный флот собирается у берегов Станции, мировая экономика рушится под ударами нейкистов, массовые погромами охвачены почти все анклавы. Мир стремительно движется к войне на уничтожение. И даже правители государств, лидеры крупнейших мировых конфессий и финансовые титаны не в силах навести порядок. Нужно нечто большее, некая сверхсила, что поведёт мир к совершенству. И силой такой, по Панову, является любовь. Только потому, что остались ещё люди, способные искренне любить, Великое Колесо не может остановиться.

Что до персонажей, то и здесь нас ждёт немало сюрпризов. Так, мы наконец узнаем, что связывает Макса Кауфмана и Кирилла Грязнова, воочию увидим живого бога Мутабор — Милостивого Владыку грядущего, выясним наконец исход спора о сути Нейкизма между 42 и Чайкой. Но самым удачным образом, на мой взгляд, является фотограф Кристиан. В его работах мгновения застывают навечно, вся глубина страданий гибнущего мира, втиснутая в тысячу кадров. Многие персонажи из предыдущих томов появляются перед нами буквально на пару страниц, наверное, просто чтобы мы знали, что «у них всё хорошо». Или не очень)))

Есть конечно и поводы немного поворчать. Слишком уж могущественными выглядят адепты рун, слишком легко расправляются со всеми противниками. Кауфман с лёгкостью манипулирует 42, предвидя каждый его шаг, играючи устраняет Ахо, чтобы продвинуть на пост верховного настоятеля своего ставленника. Умница Чайка в упор не замечает обмана со стороны Грязнова, точнее, не отдаёт себе отчёта в том, что всей душой хочет поверить в эту ложь. Даже бессмертный генерал Ляо не сумел ничего противопоставить мощи Традиции. Так что противостояния как такового в книге и нет. Зато есть невероятно сложный многоходовый план, достойный шахматного гения. Есть увлекательный сюжет и непростые персонажи. И конечно идея, старая как мир идея. Наверно потому, что наш мир просто не существовал бы без неё. Без любви.

В итоге вышла замечательная книга, если и не вершина творчества Панова, то как минимум заметное и достойное обязательного прочтения произведение.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Дочитал я последнюю книгу «Анклавов». Мало того, скажу с прискорбием, дочитал с удовольствием. Потому что хоть и куски какие-то, хоть насвязно и разбросано, но прошибает и выдавливает слезу. И вообще.

И чуть не написал хвалебную рецензию. Ну, правда же: слеза выкатывалась? Выкатывалась. Сердце стучало? Стучало. Сопереживал? Еще как!

Но тут вспомнил, как любимые мои Олди однажды лёгонько так, аккуратненько по темечку меня: тюк, тюк, тюк. За то, что ухватившись за ощущения, за впечатления горячие, хвалил без меры... А — подумать?

Ну, подумал... Еще подумал. Посмотрел искоса. Хмыкнул. перелистал.

О-о-о...

Итак, имеем пять книг, которые мне понравились. Там есть общие герои, общее место, общая идеология. Там один мир. И вот тут начало, в первой книге, а вот тут, выходит, конец, в пятой, в «Хаосовершенстве».

Конец чего? А всего. Вот вам, как бы говорит Вадим Юрьевич. И смеется, подрагивая крепкими плечами и хитро щуря светлый глаз.

И мы смеемся. Во-первых, потому что радуемся. Книга-то хорошая, и мыслей туда вбито без меры. И мир такой...

Ну, такой, вспомните: государства слабы. Везде стоят экстерриториальные образования — Анклавы, где командуют всем корпорации. А защищают интересы корпораций в целом и верхоглядов в частности — Служба Безопасности Анклавов. В Москве ею командует Максимилиан Кауфман по кличке «Мертвый». Страшный человек в черном. С одной стороны — страшный. А с другой — идеальный «безопасник». За порядок всех убьет и замучает...

Ну, не в нем дело.

Там еще действует директор магазинчика акнтикварных товаров Кирилл Грязнов, который является духовным близнецом и вторым «я» Мертвого. денег у него — куры не клюют. Кстати, обратите внимание: во многих книгах о переделе мира обязательно есть герой не стесненный материально. А еще Грязнов — крутой контрабандист и руководитель регионального узла сети контрабандистов.

Еще есть его дочь, которая внучка русского миллиардера и владелица всех патентов — Патриция. Она же, естественно, дочь Мертвого.

Еще есть Олово, который слуга Грязнова и убийца всех, на кого покажет хозяин. А сам такой невидный, безобидный.

И есть архиепископ Джезе, который влюбится в Патрицию — а она в него, соответственно. С первого взгляда, как положено.

И Мишенька есть. Выращенный по образу и подобию Мертвого Мишенька Щеглов — его правая рука.

И Рус, Рустам, который мог бы стать любовью Патриции — и подходил по всем параметрам, но нет, там еще есть простушка Матильда, которой совсем другая роль предложена в книге.

СБА, Традиции (старые религии), колдовство и барабаны Католического Вуду, ломщики, вскрывающие любые компьютерные защиты, всемирная сеть и грядущий Мир Цифры, пророк этого мира под странной кличкой «Сорок два», скрывающиеся от людей странные и страшные храмовники...

Нет, мир великолепен и достоверен. Поэтому и читаешь каждую книгу с интересом: что еще придумал автор?

А в пятом томе он придумал простое: он все рассказал.

Итак, никакого движения «нейкистов» на самом деле нет и не должно было быть. Его организовали храмовники.

Нет никакого кризиса, экономического и политического — его организовали храмовники.

Нет никаких открытий, ведущих к концу этого мира. Эти открытия запланированы за сотни лет и к ним ведут человечество. И все шаги казалось бы ярких и креатичных личностей — всего лишь по клеткам нарисованной не имим шахматной доски. И великий ломщик Чайка — в той же системе координат. И президент СБА, и Председатель КНР, и Президент России — все они здесь, на расписанных и указанных полях шахматной доски.

Оторвавшись от книги, перелистывая обратно — как же, неужели уже закончилось? — вдруг ловишь себя на мысли: а кто же тут положительный герой?

Вор, предатель и наркоман Чайка?

Лгущая друзьям и пользующаяся ресурсами, накопленными отцом, Патриция?

Грязнов, контрабандой поставляющий наркотики и лучшее оборудование «ломщикам»?

Мертвый? Хотя, он как раз своей должности, вроде, соответствует...

В общем, спойлерю налево и направо: суть всех пяти книг в том, что кто-то заранее посчитал, что мир загнивает, и колесо Сансары остановилось. Его надо сдквинуть с места, толкнуть. Таким толчком может быть только страшное потрясение. И вот все пять книг выстраивают для этого условия, заранее рассчитва, когда, в каком году и кто этот толчок организует.

И вот оно! Вся Земля трясется. Миллиарды погибших сразу, миллиарды погибнут потом. Мир погружен в хаос. Мир Фоллаута — это как раз то, что будет после событий. А все для чего? Для того, чтобы избранные могли удалиться с этой гнилой Земли в новые миры, где чисто и приятно...

Я немного упрощаю, но по тексту самые честные и до конца исполняющие свою роль, не предающие свой народ — только братья Бабры, Петруха, Митроха и Николай Николаевич. И говорится, что в будущем мире, в другом мире, не здесь, они, бандиты и гангстеры, станут во главе нового поселения людей...

...Да, и Олово в одиночестве грустит под чужими звездами.

Я не ругаю, что вы! Я ставлю высокую оценку. Потому что читал с довольствием.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2017 г.

Радостно.

От того, что закончился цикл «Анклавы».

Грустно.

От того, что пришлось потратить на чтение время.

Непонятно.

От зачем нужно было спасать планету от ужаса перенаселения путём открывания новых Миров для колонизации с гарантированным уничтожением 15-20 % населения Земли? С авторским цинизмом траваните половину планеты, вторая половина один хрен на наркоте — глядишь, жизнь-то и наладится.

Непонятно.

От кого все описываемые спецслужбы, спецшпионы и спецбойцы готовятся отбиваться, если в итоге практически каждый мало-мальски значимый персонаж как минимум один раз либо фатально косячит, либо критически тупит. А на финал всё это не влияет. Ну кроме чокнутой, беременной хрен знает от кого, колдунствующей шалавы.

Непонятно.

А где орки, гоблины и эльфы? Без них в этом коктейле мистики и техники как-то скучно.

Ужасно.

Финалы уметь надо делать. Тупо поубивать — пошло.

В итоге глобус проглотил сову.

ЧИТАТЬ последнюю книгу, чтобы охватить весь ужас совершившегося.

НЕ ЧИТАТЬ цикл.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2012 г.

Да. И все же ощущается неполное окончание серии, а такое чувство, что Вадим Панов оставил возможность продолжить писать «Анклавы». Надеюсь так и будет, — мир анклавов очень хорош, да и многие сюжетные линии оборваны. Например корпорация Мутабор. Так и осталось загадкой, зачем традиции было создавать общество супергенетиков, только для производства синдина, — сомневаюсь. Да и жизнь Патриции Грязновой в роли Избранной только начинается, а папа Джезе, а Матильда... Автор очень много оставил неразгаданным.

Из данной книги особенно запомнились два героя — Чайка и Олово. Точнее, как Автору удалось описать их финал. Лучше не придумаешь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2011 г.

Прекрасное завершение прекрасного цикла.

Все линии сводятся в одну. Великое Колесо перезапущено, мир настигает катастрофа, выводя его из тупика.

Раскрываются все тайны, хоть на некоторые вопросы и не дается однозначного ответа.

С Сорок Два сошел лоск пророка, и он показал свое истинное лицо раба, дорвавшегося до власти. Многово стоит рефрен «Мутабор должен быть разрушен!», делая неизбежным сравнение его с Карфагеном, который, как известно, тоже должен быть...

Триединый убийца богов потерял, пожалуй, лучшую свою часть.

Великий ломщик становится разумом и душой Цифры.

А на доске появляется новый Игрок.

Хаос последних глав — главная черта «Анклавов». Действие стремится к нему, возрастая насыщенностью в геометрической прогрессии. И только финал даёт ответ для чего это всё было нужно и как почти уничтоженная Традиция смогла найти выход.

Придираться ни к чему не хочется. Таким и должен был быть последний том цикла.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2010 г.

Переворачивая последнюю страницу романа и цикла и закрывая книгу всё-таки понимаешь что цикл действительно хороош. Цикл действительно продуман до мелочей. Вспоминая сейчас как всё начиналось, и как разворачивались события в предыдущих частях цикла могу сказать что «Хаосовершенство» может быть в каких -то отношениях слабее предидущих, но всё-таки лучшего завершения цикла наверное трудно себе представить. В этом цикле были перемешаны политические, религиозные и множество других мотивов, здесь присутствует экшен. боевик, множество интриг, драма. И всё это хитросплетение даёт ощущение реальности происходящего и полного погружения в мир, придуманный В.Ю. Пановым. Говоря именно о последнем романе цикла, хочется отметить читатель получает ответы не на все вопросы, на которые надеялся получить ответ. Совершенно не понятна личность Грязнова, Максимилиана Кауфмана (Мёртвого), Сорок Два... Совершенно не раскрыта тайна корпорации Мутабор и Храмовников... Очевидно это так и останется за семью печятями тайны! Всё-таки странно, но заявляя что это последний роман цикла, не раскрыть такие животрепещущие вопросы, как минимум странно. Каждый герой романа идёт по своему пути, каждый совершает ошибки, иногда фатальные для себя, но каждый в итоге приходит к своему логическому завершению. Повествуя о Пуме, Джезе, Ляо, Грязнове и других персонажей повсетвование не выбивается у автора из общей струи, а плавно перетекает от одного к другому, составляя более целостную картину происходящего. Конечно сюжет достиг своей точки кипения, «синдиновый» голод подвигнул тритонов, ломщиков, всех тех кто употреблял синдин на крайние меры, в результате которых вспыхнул бунт, развязалась война! Последняя война! но чем она обернётся?

В этот момент появляется новый герой Кристиан, которому суждено запечатлеть последние дни этого мира в 1000 снимках. Он что-то вроде летописца, хотя сам догадывается об этом не сразу, точнее не сразу приходит полное понимание важности той роли, которая выпала ему! Автор постепенно готовит к тем вынужденным потерям, которые не избежны. У каждого главного героя своя судьба — суровая, безжалостная, кторая заставила принести себя в жертву ради конечной цели, к которой шёл весь этот мир, через горы трупов, крови и ужаса. Пума умирающая от синдина, Грязнов прощающийся со своим домом, со всеми кто был ему дорог, Мёртвый оставшийся наблюдателем со стороны на бесконечную смерть. Вот он Хаос! И Станция являющаяся последней надеждой человечества, лучом света в тёмном царстве, способным вывести людей из тупика. в котором они оказались по собственной глупости. Станция- символ новой эры. Но какая она будет? Будет ли существовать эпоха Цифры, которую создал 42, или же это будет что-то новое? Фатализм присутствующий в романе, цикле, не даёт расслабиться до самого конца.

Этот роман существенно отличается от «Продавцов невозможного», в нём больше уделено внимания морально-этическим нормам человечества, нежели боевику. Лично для меня это является несомненным плюсом данного произведения! Несомненно тот факт, что Панову удалось свести все нити повествования воедино, и логически завершить цикл, не может не вызвать должного восхищения! Грустно расставаться с полюбившимися героями произведения, но несомненно таким и должен быть цикл: незатянутым и качественным!

Как же я завидую тем, кто ещё не читал этот цикл, обязательно прочитайте! :leb:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2010 г.

«Пятый том «Анклавов«!» — Сколько радости было в этой фразе. Наконец-то новая книга об отличном мире, об отличных персонажах, об отличной истории!

«Заключительная часть цикла» — сколько людей сказало: «не верю!»?

Вадим Панов, известный преде всего по до сих пор не оконченному циклу «Тайный город» решил полностью закончить свою вторую по популярности серию — Анклавы. Мне, как и думаю многим ещё, в это не верилось. Такой большой прописанный мир, столько персонажей, столько историй, столько вопросов, что само по себе ощущение конца истории может и приближалось, но не настолько быстро. Зная многотомные циклы других писателей, поверить в то что Панов сумеет остановиться мог не каждый. Но он остановился!

История, в которой всё основное становилось ясно ещё раньше, так или иначе к концу уже шла. Станция, ставшая причиной всех неприятностей, была уже близка к готовности, а новые персонажи не подразумевались. Но введение нового героя всё же случилось. Среди всех знакомых появляется Кристиан — фотограф-папарацци. Человек, продающий свои снимки нужным людям по хорошей цене. Человек, гоняющийся за сенсацией, работающий и скрытой камерой. Типичный такой охотник за кадром. И именно он, благодаря своему таланту, становится нужным. Он получает, пожалуй, странное задание: сделать 1000 фотографий мира. Он получает практически неограниченную свободу, море возможностей, его охраняют самые профессиональные люди, он имеет лучшую в мире камеру. И всё это ради одного фотоальбома, название которому «Хаосовершенство». Путь от хаоса к совершенству. А кому предназначаются эти фотографии и с какой целью можно узнать уже в конце книги.

И наконец о самом конце. История закончилась так, как можно было ожидать. Да, здесь нету чего-то действительно супер-пупер. Здесь есть история. Здесь есть люди, которые делали эту историю, которые знали к чему идут. Конец для мира оказался не таким радостным, но и не настолько эмоциональным как для некоторых героев. В этой книге есть то, чего нету в других. Она написана с душой персонажам тут действительно сочувствуешь. А конец серии и конец книги вызывают такие чувства, которые не всегда можно сдержать. Если вы почувствали что-то в конце книги, если вас одолели какие-нибудь эмоции — значит вы действительно закончили эту историю.

Грустно немного, что такие серии заканчиваются. Но такими им и надо оставаться: небольшими, но высококачественными!

Оценка книге — отлично!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2010 г.

Ну прямо чувствую себя ложкой дегтя в куче меда.

После прочтения «Хаосовершенства» очень захотелось пойти и помыть руки да плюс еще и стойкое ощущение, что меня обманули самым наглым образом.

Возможно из за того, что в течение всей книги ты, следом за автором, сопереживаешь главной героине, радуешься, когда ее враги терпят фиаско, и в результате все это заканчивается грандиозным вселенским пуком.

Пет то оказывается дрянью по большому счету, впрочем как и поддерживающие ее ребята. Язык изложения — никаких претензий, Панов в своей стихии, но блин как завершающая книга — кошмарный ужос.

Как вариант — я просто не люблю книги с бессмысленными жертвами как бы здорово они не были написаны, ибо теряется, пардон за тафталогию, смысл, ради чего собственно весь кипеш

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2010 г.

Ну что же... Панов в очередной раз подтвердил звание мэтра отечественной фантастики. Не смотря на критику, «Хаосовершенство» — шикарное завершение шикарного цикла. Автор изящно расставил все точки над i, завершил все сюжетные линии сериала, расставил все на свои места. Лучшего завершения серии о г-не Кауфмане и других придумать нельзя. Хотя финал таков, что автор все-таки оставил для себя возможность вернуться к истории анклавов при желании. Честно признаться, я ожидал, что серия «Анклавы» будет этаким бесконечным эпосом, постепенно теряющим свою новизну. На мой взгляд, очень не просто во время завершить свое творение. Однако Панову это удалось, за что честь ему и хвала. Буду с нетерпением ждать от автора новых произведений в новых вселенных.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2010 г.

Первые книги, вероятно, задумывались в отрыве от концовки — как еще объяснить столько бесполезных сюжетных линий — Го, Дрогас, Ляо, Моратти, Бобры (которые суть Красные Шапки первых Анклавов) и т.д. Имена все те же, личности — другие. Безусловно верно сказано в предыдущих отзывах о «на фоне убогих циклов других авторов» — вспомнить хотя бы «Мага» Перумова, где он наплодил безмерно много персонажей и «нашинковал» их в конце на одну растущую башню — по сравнению с этой концовкой Панов закончил хорошо. Но зачем же равняться на откровенную графоманию, когда есть, например, «Девять принцев Амбера» — много более целостный цикл?

О стилистике. Почему у всех мужчин в книгах Панова прическа идеальная/аккуратная/безупречная? Почему постоянно наливают в стакан «на два пальца». Всех клише не вспомню, но во время прочтения иногда есть отчетливое ощущение, что читаешь «сборник выражений Панова» из которого он в случайном порядке заполняет строки.

>А чудо есть Любовь.

>Жизнь есть движение. А еще — любовь.

Это что: «глубокая» философия 14 летней девочки, квазипафосный конец или шизофазия?

Сложно начав с развлекательного, не претендующего на размышления, бесконечного по возможности развития сюжета, симулякра киберпанка перескочить на целостную сагу — слишком много балласта тянется за собой из книги в книгу.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2010 г.

Ну вот. Повествование завершено. Сюжетные нити сведены воедино,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все мертвые, кроме Мертвого — мертвы:lol: (хороший получился каламбур)
, все живые — живы, становится ясно, для чего, точнее ради чего строилась Станция и персонажи расставлены в финальных сценах. Вопросы? Есть конечно, как без них. Последние три книги цикла продемонстрировали немало жестоких сцен столкновений, убийств... По моим ощущениям, примерно треть объема таких описаний были в тексте просто лишними. Они не несли ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки, были весьма однообразными и никак не улучшали текст. Либо автор увлекался, либо «заполнял пустоты». И в том и в другом случае — излишество. Неубедительными мне также показались трансформации, произошедшие с некоторыми персонажами, такими как например Мишенька, Папа Джезе и Рус. С чего бы вдруг сухой, лишенный эмоций палач стал проявлять такие качества, как способность к сочуствию, заботу о судьбах мира, людей, — по тексту цикла непонятно. Не было никакой «подводки» к таким изменениям. Почему именно так реагирует на всё Рус, один из наиболее «линейных» персонажей, тоже неясно.

Тем не менее, в «общем и целом», цикл Вадиму Панову безусловно удался. Он (цикл) и позволил автору раскрыть себя еще с одной стороны, и оказался неглупым, занимательным и во многом оригинальным. Пожалуй, «Анклавы» вышли более цельными, чем истории «Тайного города», и это — достоинство. Тем более, на фоне убогих циклов других авторов, порядка десятка которых за последние пару лет я так и не смог осилить далее первой книги. Поставил твердую восьмерку.:wink:

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2018 г.

Давненько не писал я отзывов, но тут придется.

Зацепила книга. Первую книгу прочел еще в далеком 2006 году и мне не очень понравилось, потому , что читал в основном Фентези эпическое и без особых размышлений, ценил драйв, размах и желательно отсутствие в книге философских размышлений, которые зачастую пропускал или читал между строк.

Последнюю книгу прочел недавно и после этого перечитал заново весь цикл и понял как изменилось мое мировоззрение за эти 12 лет.

Я читая эту книгу постоянно погружался в раздумья, я начал размышлять о смысле жизни, давал оценки своим поступкам в течении всей своей жизни, как то за собой такого раньше не замечал. Теперь пропускал экшн сцены и больше вчитывался в моменты переживания и размышления героев (одни переживания Пумы и Руса чего стоят).

В общем огромное спасибо автору за эту книгу и цикл в целом. Именно прочитав ее я осознал насколько я поменялся и это круто.

Ну а содержание самой книги очень добротное и политика и война и мистика и колоритные герои и нерв все в ней есть.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2010 г.

К сожалению последний том оказался самым слабым в цикле «Анклавы».Первые 200 страниц действительно весьма хаотичны, читаются с трудом. Я даже подумал, что этим объясняется название романа. Затем сюжет набрал динамику, стало интереснее, но бросаются в глаза многочисленные нелепости:

В обществе процветает коррупция, бандитизм, наркомания . И это при тотальном контроле. Каждый житель анклава находится под колпаком у спецслужб.Всех поголовно проверяют на «синдин» и , в случае залета, откупится невозможно. Не вяжется одно с другим.

[/spoiler]При описании бунта автор слишком сгущает краски. Повод для вспышки насилия-неубедителен.Мирные обыватели находят разбитую машину с наркотиком , и вдруг начинается бойня.Все оказываются вооружены и стреляют друг в друга и во все что шевелится.Получается, что процветающий анклав, куда мечтали попасть все жители России, населяли сплошь маньяки и буйнопомешанные? И что интересно. Все действующие лица романа, принимавшие самое активное участие в перестрелках,вышли из этого огненного ада целыми и невредимыми.Байкеры даже сохранили все свои 30 табуреток.

Далее. В условиях, опять же, тотального контроля и неусыпной слежки, с применением спутников и фантастических электронных систем, сотни тысяч ( если не миллионы-пять эшелонов в день по 5000 чел. в каждом) сотрудников Мутабор смогли незаметно покинуть анклавы и эвакуироваться на Станцию.Все спецслужбы мира ослепли?А представляете сколько помещений,продовольствия и прочего,и прочего требуется для их размещения? Никто ничего не заметил.

А вы можете себе представить такую ситуацию: десять телохранителей прикрывают двух агентов Моратти при штурме Станции. С неба падает подбитый самолет и убивает всех телохранителей, а агенты остались невредимыми.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Невероятно даже для фантастического романа.

Развязка цикла тоже разочаровала.

Да, секрет Станции раскрыт,но меня больше интересовала тайна личности Грязнова, а также Кауфмана,Патриции, Олово и их традиции.Что за Чудовище, почему его так боялись китайцы, что в книге Урзака?

Увы, эти вопросы прояснились лишь в малой степени.

Похоже, роман написан на скорую руку, лишь бы покончить с поднадоевшим циклом.

Несмотря на все эти критические замечания, читать было довольно интересно. Просто от А.Панова ожидал гораздо большего.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 февраля 2016 г.

Попробую написать свой отзыв, отталкиваясь от заглавия книги. Итак, «Хаосовершенство». Название фотоальбома из тысячи снимков, который по заказу анонимной персоны делает путешествующий по миру фотограф. Тысяча снимков для описания мира... Я же попробую обойтись тремя — для описания книги.

Итак, кадр первый. Центр обложки. Воздевшая руки Патриция. Избранная... Я не знаю, что именно видят иерархи вокруг неё. Должно быть, им многое открылось, когда она начала цитировать Милостивого Владыку. Жаль, я не владею соответствующим языком. Ибо я вижу... Я вижу девушку, у которой настолько «сильная» воля и «железный» самоконтроль, что она неспособна отказаться от сигарет даже во время беременности (авось магия всё уладит?). Я вижу девушку, торгующую телом и честью лучшей подруги ради... нет, не спасения мира. Ради прихоти, самоутверждения и получения урока. Очень напоминает ещё одного героя «без страха и упрёка» — Атоса. Того самого, что проиграл перстень д'Артаньяна. Но вот ведь что замечательно: у д'Артаньяна во всей этой истории был хоть какой-то выбор. Мог он высказать Атосу, что он думает по поводу друзей, позволяющих себе такие вольности, и порвать с ним навсегда? Мог. Не стал. Мудро. Одобряю. Не разрушил дружбу ради цацки. А есть ли выбор у Матильды? На самом-то деле? Увы. Ибо, строго говоря, она не подруга, она компаньонка. Патриция может выделывать с ней всё, что угодно, но та должна быть рядом с Избранной. «Не ради славы — ради жизни на земле».

Кадр второй. Восторженные иерархи, узревшие предмет религиозного обожания... Вообще автора не назовёшь профаном в отношении религии. Мне действительно интересны созданные им образы христианских священников. Да и от «иноверцев» в его исполнении зачастую можно услышать весьма глубокие мысли. Но — да простит он меня, не хочу ни обидеть, ни оскорбить — он замахнулся на невозможное. Можно придумать героя сильнее себя. Можно — выдержаннее. Можно наделить его спецспособностями. Но нельзя сделать его умнее и мудрее. Нельзя создать в книге новую философию, если ты сам не являешься создателем оной. Нельзя синтезировать все религии реального мира и надеяться получить жизнеспособный гибрид. В эту ловушку угодил уважаемый автор и в упаковке онтологической истины преподнёс нам самый обычный шаманизм, местами подкрашенный, подлакированный и приправленный субъективизмом. Жаль... И, кстати, совершенно непонятный стержень рекламной кампании книги, уверявшей почтеннейшую публику, что речь идёт о нашем с вами р-е-а-л-ь-н-о-м будущем. Это к пятому-то тому! Ну, если вы приверженец Милостивого Владыки, если шаманизм близок вам в качестве мировоззрения — то да. Но монотеисту и атеисту остаётся синхронно покрутить пальцами у висков и надеяться, что это была не авторская идея.

Кадр третий. Жёлтый кружок в углу обложки. «Выход здесь». И заголовок. «Хаосовершенство»... Хаоса много, это да. Совершенство где? Путь в новые миры? Господа присяжные заседатели, неужели вы и в самом деле верите, что «спасённое» таким образом человечество, переселившись туда, не исчерпает и не загадит их в мгновение ока (по вселенским масштабам)? Ведь перед нами общество потребления, где духовно «просветлённых» всех мастей раз, два — и обчёлся. Что изменится после переселения? Боюсь, ничего. Мальтузианство, увы, неумолимо.

Впрочем, возможно, я слишком строг к Кауфману и компании? Они спасали людей — и спасли, ёлки-палки! Не всех, кого смогли... но спасли! А я тут ворчу, что это спасение — всего лишь краткая передышка и вообще, мы все там будем... Но давайте зададим себе вопрос (да, собственно говоря, господа присяжные заседатели, судя по отзывам, вы этот вопрос уже себе задавали и ответ уже получили): а от кого они их спасали? Что за «бяка-закоряка страшная» обрушила на головы землян весь этот хаос? Да те же Кауфман и К (ну, и внутренние страсти человечества, которые оно понесёт с собой дальше...)! Как это «возвышенно»: устроить всеземную лотерею, в ходе которой кто-то мучительно погибнет, кто-то останется ни с чем, а кто-то сорвёт приз и переселится в новые миры. Как «красиво», как «эффектно«! А главное — об... кхм, обчихаться, как благородно! Великое Колесо... Ха! Скажите точнее: Великая Русская Рулетка! Где дуло к вашему виску приставляет кто-то другой. Крутите барабан, господа!?

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх