FantLab ru

Дж. К. Роулинг «Корморан Страйк»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
158
Моя оценка:
-

подробнее

Корморан Страйк

Cormoran Strike

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16

Содержание цикла:

7.46 (568)
-
31 отз.
7.69 (375)
-
19 отз.
7.78 (259)
-
9 отз.
7.31 (91)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Экранизации:

«Страйк» / «Strike» 2017, Великобритания, реж: Майкл Кейллор, Кирон Хоукс, Чарльз Стёрридж



Похожие произведения:

 

 


Зов Кукушки
2014 г.
Шелкопряд
2014 г.
Зов Кукушки
2015 г.
На службе зла
2016 г.
На службе зла
2017 г.
Шелкопряд
2017 г.
Зов Кукушки
2018 г.
На службе зла
2018 г.
Шелкопряд
2018 г.
Зов Кукушки
2019 г.
На службе зла
2019 г.
Смертельная белизна
2019 г.
Шелкопряд
2019 г.

Аудиокниги:

Зов кукушки
2016 г.
На службе зла
2016 г.
Шелкопряд
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Cuckoo's Calling
2013 г.
(английский)
The Silkworm
2014 г.
(английский)
The Silkworm
2014 г.
(английский)
The Silkworm
2014 г.
(английский)
Career of Evil
2015 г.
(английский)
Career of Evil
2015 г.
(английский)
Lethal White
2018 г.
(английский)
Кувала зозуля
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, но никто до меня даже не попытался написать отзыв на цикл в целом — что-ж, буду первым. В этом году (после некоторого перерыва) ожидается выход четвёртой книги цикла, но, сдаётся мне, уже первые три вполне позволяют говорить о том, что отличает детектива Корморана Страйка от прочих его литературных коллег.

Нет, я не о несколько причудливом имени (куда Джоан Роулинг в этом плане до Дарьи Донцовой, которую родители на самом деле нарекли Агриппиной), и не о том, что он внебрачный сын девушки-группи и рок-звезды… Хотя как раз последнее, это не просто деталь портрета, вроде бельгийского происхождения Эркюля Пуаро, это, как и то, что Корморан вернулся с афганской войны (причём потеряв там пол-ноги) — работает на сюжет, а к третьей книге это всё и вовсе становится основными сюжетообразующими моментами…

Но прежде, чем сконцентрироваться на всех этих важных деталях, нужно обозначить главное. Хотя Корморан и Робин активно используют в своей работе сотовые телефоны, социальные сети, Википедию — то есть живут уже в изменённом информационными технологиями XXI веке, они остаются героями редкого по нынешним временам классического детектива. То есть, соревнуясь с государственной полицейской системой и используя свои «серые клеточки» (что, впрочем, не отменяет полезность владения приёмами наружного наблюдения и бокса) Корморан вычисляет хитроумного преступника, который с самого начала включён в достаточно ограниченный круг подозреваемых. Робин ему в этом активно помогает, но до эффектной развязки на последних страницах книги, в отличие от самого Страйка, об имени убийцы она, как и читатели, может только догадываться.

Так что, если вы ищите классический детектив, в духе Агаты Кристи или Эрла Стэнли Гарднера, но описывающий XXI век, а не старую-добрую Англию или Америку времён президента Рузвельта — не проходите мимо.

Однако должен сразу сказать и о важном отступлении от классического канона.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет, это не про то, кто оказался убийцей в «Кукушке». Многие классики жанра, отнюдь не одна леди Агата, нарушали запреты о том, кого не следует делать убийцей, и куда более явным образом.
Я об эмоциональной вовлечённости и социальном звучании. Здесь мы не найдём эдакой моральной отстранённости от мира преступников и их жертв, которая отличает классический англо-американский детектив. Нет там тоже были свои исключения — вроде честертоновского Патера Брауна, который своей, не постесняюсь сказать, святостью, порой ставит преступников на путь истинный, да и, к примеру, Агата Кристи время от времени делала продуманный шаг из пространства детектива в пространство притчи — но такие исключения, они правило только подчёркивают.

В этом аспекте Роулинг следует иной традиции, традиции скандинавского социального полицейского романа, начатой в 1960-1970 Май Шёвалль и Пером Валё. Собственно, сплав остросоциального романа с детективной загадкой заметен уже в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, а «Случайная вакансия» — это уже подобная смесь чистом виде, но Гарри Поттер — это всё же детская сказка, а «вакансия» — шокирующая книга, имеющая примерно такое же отношение к детективному жанру, как «Братья Карамазовы», здесь же Роулинг не сходит с фарватера жанровых канонов, что, впрочем, не мешает ей оставаться собой.

В первой книге Роулинг слегка разоблачает то, что не видно за блеском гламура, во второй — погружает читателя в срашновато-гротескные зарисовки из мира, где рождаются произведения литературы, а в третьей, начав с изнанки рок-н-ролла, заводит нас в куда более тёмные закоулки дна жизни, чем те, с которыми мы уже успели познакомится в «Случайной вакансии».

От первой, до третьей книги мы видим как постепенно раскрываются (и потихоньку развиваются) характеры Карморана и Робин. И хотя в первых двух книгах девушка и может показаться неоправданно статичной и схематически-идеализированной, зато в третьей книге, книге которая, укладываясь в контуры особого поджанра «ловля маньяка», всё равно остаётся классическим детективом и, при этом, описывает борьбу героев с призраками своего прошлого (в случае Карморана — это три худших человека, с которыми столкнула его жизнь в прошлом, для Робин работают более тонкие аналогии) — так вот, в этой самой третьей книге мы уже точно понимаем «откуда что взялось»…

И хотя такая незабронзовелость Карморана Страйка и Робин не позволяет предположить, что книг о них будет столько же, сколько об Эркюле Пуаро, Мисс Марпл, Ниро Вульфе и Арчи Гудвине или Перри Мейсоне с Деллой Стрит — героев столь неизменных, что кажется, само время течёт мимо них, не касаясь, но зато они куда живее, и мы с нетерпением ждём очередной книги «Роберта Гэлбрейта»

update от 22 апреля 2019. Как я и «предсказал» тут пару лет назад, к четвёртой книге героям в предписанном каноне стало тесно. И хотя детективная линия в определение классического детектива всё ещё вполне вписывается, она фактически ушла на второй план. «Смертельная белизна» — хорошая книга, возможно даже лучшая на сегодняшний день книга цикла, но уже не совсем детектив.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх