fantlab ru

Все отзывы на произведения Марины Козловой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Марина Козлова «Слева от Африки»

kagury, 26 февраля 2020 г. 13:45

В отличие от предыдущих книг Марины Козловой, совершенно прекрасных, эта, увы, полное разочарование. Попадись мне эта книга первой, я бы больше никогда не стала читать этого автора.

Много героев, которые имеют разные имена, но совершенно одинаковы в своих высказываниях и проживании жизни, и потому неразличимы. Особенно это касается женских персонажей.

Набросанный грубыми штрихами рваный сюжет — который так и не станет увлекательным. Да, в финале тропинки разных пар людей сходятся, но результатом является не сложенный пазл, а сплошная боль.

Зачем-то приплетенный дракон и иные миры — дико чужеродные в романе, который весь о любви, которая у автора невозможна без страдания, и страданием или смертью заканчивается каждый раз.

Дочитала с трудом (наверное, месяц ушел на эту небольшую книгу), надеясь на чудо хотя бы в финале. Но нет, его так и не случилось. Никому не рекомендую.

P.S. Еще вспомнила один момент. Где-то в начале автор с восхищением отзывается об «Автохронах» Галиной. А я к Галиной испытываю глубочайшую антипатию из-за ее языка. Все у нее вечно некачественно, грязно, мутно, пыльно, тепловато и далее по списку. Вот вроде какая мелочь это упоминание, но у меня почему-то сразу возникло какое-то неприятие, что возможно, и на оценке книги тоже отразилось.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Марина Козлова «Слева от Африки»

Lartis, 14 ноября 2019 г. 17:59

У Марины Козловой, автора прекрасных и, с моей точки зрения, так и неоцененных по-настоящему романов «Бедный маленький мир» (АСТ, 2010) и «Пока мы можем говорить» (АСТ, 2013) в этом году вышла ещё одна книга, которая называется «Слева от Африки». Первые несколько десятков страниц читаются как обычный любовный роман, но я-то знаю, что в традициях Козловой – непременно закрутить нелинейное, многослойное, наполненное страстями повествование о пересечении сложных судеб множества женщин и мужчин. Новая книга не стала исключением. Если «Бедный маленький мир» можно назвать геополитическим любовным романом, «Пока мы можем говорить» – лингвомистическим любовным романом, то «Слева от Африки» – философский роман о любви.

Изданы упомянутые выше книги Марины Козловой в «АСТ» и «Эксмо» вне фантастических серий, в издательских аннотациях к ним не найдёшь слово «фантастика». Тем не менее, я ответственно утверждаю, что все эти три романа – фантастические. Я бы даже отнёс их к фантастике научной. Герои Козловой не только сталкиваются со «странным» и объясняют его, они это «странное» создают, творят, конструируют. Всё, как и должно быть в лучших образцах НФ. Вот только творцам, обосновавшимся в книгах киевского автора, не требуются сверхсложные технические аппараты, машины времени и звездолёты, прыгающие через подпространство. Научная фантастика Козловой – мягкая, гуманитарная, социальная, психологическая. Человечная и человеческая. Герои Козловой обходятся размышлениями и любовью, им не нужна атомная энергия, достаточно энергии ментальной. Они строят умозрительную «мыслительную машину», которая неожиданно становится актуальной реальностью и начинает действовать подобно божьей мельнице. «Случилось то, что иногда называют «материализацией мысли». Они «эксплицировали миры. Создали. Предъявили. Выдули, как мыльные пузыри». А началось всё с того, что философ Маркиян Вегенин (Марк) научился останавливать линейное время и раскрывать-создавать каскадные универсумы, «проявляющиеся» картинка за картинкой по мере их освоения. В эти свежесозданные миры можно уйти, время в них течёт по другому, там можно спрятаться, как бы «переждать» большие неприятности и смертельные болезни.

Об остальном рассказывать не стану. Когда-то Марина Козлова заявила, что «любовь – главный ресурс человечества». Её новая книга – опять об этом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Марина Козлова «Бедный маленький мир»

ab46, 27 декабря 2016 г. 13:01

Есть такое особое читательское счастье. Начинаешь читать и кажется, что именно для тебя книга написана. Нечто подобное почувствовал на первых страницах этого романа. Потом, правда, счастье не то чтобы кончилось, но стало прерываться и меркнуть. Роман неровный и, местами, слабый. Потому, наверное, что он первый у не такой уж молодой писательницы. Но, в целом, читать интересно и есть, над чем задуматься. В итоге, запомнил ещё одно важное имя в украинской фантастике – Марина Козлова.

Каждый бедный маленький мир чем-нибудь да богат. Ямайка гордится спринтерами, Кения и Эфиопия – стайерами. А Украина каким-то волшебным образом благоприятствует фантастам.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марина Козлова «Бедный маленький мир»

stax, 30 ноября 2016 г. 09:44

Повесть Марины Козловой «Arboretum» произвела на меня в свое время большое впечатление. С некоторым удивлением узнал, что она пишет и фантастику. И заказал себе этот роман. И вот он прочитан...

Геополитика — не та вещь, о которой хочется высказываться. Но Козлова подходит к этим вещам очень личностно и даже чувственно. Она, как всегда, искусно плетет тонкий узор человеческих судеб и чувств, которые способны изменить мир. Писательница остается верна себе по насыщенной интеллектуально и чуть ироничной стилистике. Правда, в романе, в отличие от повести, чувствуется желание «нагнать строкаж»: здесь слишком много отступлений, необязательных персонажей, излишних воспоминаний. И это многословие мешает порой уловить суть происходящего. Но герои трогательны, симпатичны, — поэтому прощаещь им излишний пафос и нелогичность их поступков.

Роман написан в 2010 году, когда «ничто не предвещало беды». В каком-то смысле Марина Козлова напророчила здесь то, что произошло с ее родной Украиной (и не только): «...Произошла резкая массированная подмена живого гибкого сознания... на матричные и фасеточные схемы, в которых нормативно прописаны базовые поведенческие реакции, нормы потребления и стандарты качества жизни. Личность умерла. Теперь стало возможным вынимать из сознания одно и вставлять другое. И вместо людей появилась гигантская биомасса».

Но главный посыл романа о том, что разрушить «славянский мир» невозможно, как невозможно убить любовь, — найдет отклик у любого читателя.

Умная, жесткая и нежная книга с красивым финалом, где музыкальная эстафета в обреченном городе Чернигове побеждает козни Вертикали. Марина Козлова и тут оказалась пророком. Об этом говорят недавние музыкальные флэшмобы с исполнением русских песен на украинских вокзалах и с ответным исполнением украинских песен на российских улицах. Да сгинет тьма!..

Оценка: 9
– [  4  ] +

Марина Козлова «Бедный маленький мир»

vokula, 9 июля 2016 г. 11:29

Хорошую книгу найти нелегко! Особенно при нынешнем книжном изобилии и полностью размытом определении «хорошая книга». Бизнесмен, снайпер, «белые мотыльки» — могущественная тайная организация «проектировщиков», полторы тысячи лет направляющая ход мировой истории… По издательской аннотации к роману можно подумать, что это очередной криптоисторический детектив. Вот только рисунок на переплёте никак не стыкуется с «детективной» рекламой аннотации…

Первая часть книги – интродукция, знакомство с парой героев, жизненные зарисовки. Тридцатилетняя преподавательница логики Иванна, в раннем детстве оставшаяся без родителей, воспитанница «экспериментальной специализированной гуманитарной школы-интерната для одарённых детей» — будущая баронесса Эккерт – начинает работу в МЧС Украины. Литератор Алексей волею обстоятельств знакомится с олигархом Владимировым… Роман как роман, ничего особенного. Эпизоды детства и отрочества Иванны выписаны замечательно, и «философические» сентенции нередки («самоопределение невозможно без рефлексий»), но сразу книга не захватывает. Надо «вчитаться», почувствовать ритм – начинаешь догадываться, что странноватая книга может обернуться очень странной! Предчувствие ничто по сравнению с «элегантными тезисами Витгенштейна», но оправдывается оно на все сто процентов!

Во второй части первой книги начинается и «экшн»: убийство олигарха, «белые мотыльки» и прочие тайны… Реальность очень отличается от действительности; что ведь оказывается: в информационные потоки «кто-то зашивает определённые смыслы», и этот кто-то «высасывает из нас жизнь»… Встать боком к генеральным тенденциям, чтобы они тебя обтекали, получается совсем у немногих. «Простые смертные ребята создают и реализуют сценарии, в которых не только люди, но и страны выступают как материал, требующий переструктурирования. Нет никакой эволюции, а всё суть проект»! Это они организовали исламский терроризм; решили, что «науке пришёл окончательный кирдык», а славянский мир должен исчезнуть… «Проектирование имморально» — какие бы красивые штуки «мотыльки» ни создавали, руки у них всегда в крови…

Параллельно в книге нередки ссылки на Крапивина, Лема, Стругацких, Дм. Быкова. Множество действующих лиц, что несколько напрягает – не совсем понятно, при чём тут они… А ссылки на «весёлую работу по методологии интеллектуальных интервенций»! А «Танец на ковре», после которого мордовские сельчанки могут провидеть будущее! Эта история могла стать замечательной повестью, но и в романе без неё обойтись сложно. А заметки по психологии миллионеров: «они начинают желать изменить мир. Идеалисты…»

Книга вторая начинается эпизодом из жизни всемирно известного сербского музыканта Давора Тодоровича. При чём тут он? Да ведь он тоже из манипуляторов, он также «амаргор»! Вроде бы не очень связанные нити романа начинают сплетаться в оригинальное полотно. Полудюжина сюжетных линий, постоянно балансирующих на грани динамического равновесия, сходится в «точке сборки». И целое больше простой суммы его частей. «Инфернальный лабиринт обстоятельств, смыслов, умыслов и замыслов» приводит в Черниговский институт микробиологии и вирусологии, в котором когда-то отец Иванны – гениальный генетик – придумал и создал биологический модуль-генератор, меняющий структуру ДНК… Вот эти «часы судьбы» отщепенцы Второй вертикали «программистов» и применяют в сценарии уничтожения трёх государств, желая «схлопнуть» славянский мир…

Эпизоды жизни героев перемешаны круто – читать непросто, текст очень «плотный». Логика действий не всегда понятна, герои часто выбирают не лучший вариант – так разве в жизни не так? Но если дочитал до половины книги, дальше с текстом уже «живёшь»! Не просто одна из десятков нынешних «конспирологических» книжек, тут гораздо серьёзнее. «Истинная криптоистория – лишь творческий метод для создания увлекательного и умного произведения, которое пробуждает живость мысли» — совсем неплохо написал обозреватель журнала «Мир фантастики» Борис Невский несколько лет назад.

«Бесконечно разное предполагает имманентно принцип несводимости». И полифонический (как музыка Давора) текст Козловой в полной мере можно оценить, если сможешь «схватить и удерживать» сложно организованный контекст. Вряд ли я понял все смыслы, которые пытался вложить в книгу автор, сложновата она иногда, но всегда – изящна! Но это чувство приходит при чтении неторопливом и вдумчивом, сопереживая героям, совсем не «белым и пушистым».

Окончание – полная фантасмагория! В изолированном от мира Чернигове Иванна с Давором (создателем собственного «метаязыка»), вдохновлённые бахтинской идеей карнавала, организуют музыкальное шоу, распространившееся затем на весь мир. Исполняя только что сочинённую симфонию «Славянский мир» эти «люди силы» (амаргоры) как гаммельнский дудочник «уводят» всех, «вынимают» город с трёхсоттысячным населением из нашего пространства-времени, так что даже «спутники не видят города Чернигова»… «Объяснить это невозможно. В том, что случилось, замешано очень сильное чувство. И совсем не обязательно любовь». (А знаете, об очень непростой этой штуке-любви есть в книге замечательные страницы…)

Так куда же город-то делся? А непонятно… Совсем не про это книга. Иванна и Давор, похоже, оказались за пять веков до нашего времени, что после всего прочтённого не так и удивительно. Это тот случай, когда интересно, про что написано, но важнее – как! Да, это и детектив, и геополитический триллер, но прежде всего – интеллектуальная драма, героям которой постоянно приходится решать непростые задачи – с помощью ума и логики, воли и творческих усилий. Эта книга совсем не о тайном сообществе, убийствах и поисках преступников. Её чтение вызовет у пытливого читателя собственные эмоции и мысли; они будут разными, но точно будут! Стоит только поймать ритм слов и предложений, прочувствовать «магию текста».

Оценка: нет
– [  1  ] +

Марина Козлова «Arboretum»

stax, 29 марта 2016 г. 09:54

Маленькая повесть — но такая огромная по силе эмоционального воздействия!..

Прочитал ее еще в 1995 году в журнале — но до сих пор эта щемящая история не выходит из головы, а само слово Arboretum вызывает сердечный трепет. Надо сказать, что образ крымского Сада, в котором разворачиваются основные события, обладает особой таинственной метафоричностью и герметичностью — он затягивает и заставляет посмотреть на себя со стороны. Это вневременная субстанция, — и недаром многие из читателей повести отмечают, что сюжет ее спроецирован скорее в будущее, нежели в эпоху 90-х. Так что магический реализм тут налицо.

«Дpужба, обpати внимание, — это всегда лиpическая истоpия. И пол для нее — вопpос десятый». Молодой ученый Лев Веденмеер, занимающийся изучением адвентивной флоры, мог бы совершить какое-нибудь открытие в биологии — и тогда бы повесть была научно-фантастической. Но он совершил другое открытие — открыл главному герою свои объятия и целый мир в придачу. Все фантастические чудеса блекнут по сравнению с этим.

»... когда я задаю себе вопрос — есть ли еще что-то, ради чего мне стоит жить, то понимаю — нет, ничего больше нет, и, более того — ничего больше не надо»... Гошку жалко до слез... Финал повести прошибает даже самых упертых скептиков. Как это все удалось Козловой — ума не приложу!

В Сети книга стала культовой — ее разобрали на цитаты. А само киевское издание стало недосягаемым раритетом, — не могу найти до сих пор...

Кстати, у этой повести есть продолжение под условным названием «Арборетум-2», и его тоже можно найти в Сети. Но эта уже совсем другая история, и она не так волнует, как первая...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Марина Козлова «Пока мы можем говорить»

kathakano, 13 сентября 2015 г. 12:04

Роман довольно интересный, но какой-то рваный и сумбурный. Уж очень тонкая нить сплетает все эти события и пласты времени, людей и места. Но боль мира передана хорошо, вся эта бытовуха, разруха, и полное «падение». Герои получились самобытными, отношения, тоже, очень живыми и полными чувств. Вообще, вся книга как одно большое чувство, или их смесь. Словно крик отчаяния или сумбурная исповедь. Мне кажется тут не надо искать большой логики, здесь надо просто с головой окунуться в это «дерьмо», чувства, слезы и любовь. Прожить все эти моменты. Здесь больше чувств, чем связности что ли.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Марина Козлова «Пока мы можем говорить»

Petro Gulak, 12 сентября 2014 г. 00:03

Впечатления от книги Козловой примерно такие же, как от «Пансионата» Яны Дубинянской (текст, который оправдывается или не оправдывается финалом; не оправдался). Только роман мне понравился меньше, а «языковеды» (в отличие от героев «Ностальгии межпланетного лингвиста» Голдин) – совсем не убедительные. Немалого объема текст, который на 4/5 состоит из экспозиции, а 1/5 – это финал. Как если бы в «Vita nostra» нам подробно показывали бы Сашкины испытания перед приездом в Торпу, а потом – сразу выпускной экзамен. При этом эффект погружения – возникает, персонажи не кажутся авторскими марионетками, пророческая функция фантастики – на месте («антимиром» в романе оказывается луганский город Счастье), а редактура не помешала бы («Чувства иссякали в ней несколько раньше, по мере ее сомнамбулического движения по селу», «Страшный смысл этой речевой конструкции открылся Анне во время Бесланской трагедии»).

Оценка: 5
– [  5  ] +

Марина Козлова «Пока мы можем говорить»

kagury, 22 мая 2013 г. 14:28

Это такая же чудесная вещь, как и «Мой маленький бедный мир», если кто читал. Только еще более запутанная и еще более шизофреническая. Вплоть до того, что несколько основных героев постоянно живут в сумасшедшем доме. Правда, в разном качестве :)

В целом, что ни напишешь об этой книге (как и о предыдущей), кажется неточным и неправильным, и кроме того, страшно раскрывать даже мелкие детали — они стоят того, чтобы обнаружить их самому. Можно лишь сказать, что сама книга — это снова лабиринт из сходящихся где-то в прошлом и будущем историй (сюжеты разбросаны с большой щедростью), эдакая волшебная мозаика, сложенная на коробке от детской мечты о прекрасном рыцаре и вечной любви.

А еще в ней есть потрясающий внутренний ритм. Он появляется почти сразу. Вот читаешь пару строк и моментально проваливаешься в другую действительность, а фоном постоянно идет какой-то тихий, но явный шаманский стук барабанов и иногда — мелодия флейты . Ничего похожего, конечно, в самом тексте нет, а вот в ощущениях — есть.

И это завораживает.

А в финале, в финале начинается дождь...

Одним словом, Марина Козлова написала еще одну прекрасную книгу

Оценка: 10
– [  1  ] +

Марина Козлова «Arboretum»

kagury, 19 апреля 2012 г. 15:41

История любви с легкой примесью детективной загадки. Совершенно не моя тема, не мой жанр, не мой размер, вообще все не мое. Но написано прекрасно

Оценка: 7
– [  4  ] +

Марина Козлова «Бедный маленький мир»

dvh2000, 31 марта 2012 г. 18:52

Интересное произведение. Поразило интеллектуальной насыщенностью, поданой естественным и даже увлекательным образом. Сплетены в слаженный узор философия, социология, методология, культурология, лингвистика, религия, мистика. Главная героиня — Иванна — преподаватель философии, исследователь необычных социальных процессов, сверхчеловек — очень увлекательная местами персона. Было интересно с такой героиней познакомиться.

Есть в произведении отголоски Стругацких и Крапивина. Это мило.

Общий пафос произведения — любовь, иррациональное, духовное сильнее рационального, расчетливого, интеллектуального. Немного «женский» заход. Хотя так оно и интереснее.

P.S. Автор считает себя ученицей Сергея Валентиновича Попова.

Оценка: 8
⇑ Наверх