Антология Франкенштейн


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мириам» > Антология "Франкенштейн"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антология «Франкенштейн»

Статья написана 9 марта 2012 г. 19:14

Открывая антологию, готовтесь к новым встречам с Виктором Франкенштейном и его монстром, к встречам с экспериментаторами с человеческой плотью, к рассказам о генетических экспериментах и выведению новых людей, к встречам лицом к лицу с создателям (или правильнее сказать творцами) существ, ну и к рассказам о влиянии произведения Мэри Шелли на сознание широких масс. Тематика представленных в антологии рассказов разнообразна, практически на любого вкус любого привередливого читателя, любителя экспериментов и результатов этих экспериментов. И для того, чтоб было с чем или с кем сравнивать — вначале антологии роман Мэри Шелли. Кто не читал — прочитает, кто прочитал — напомнит себе.

Из всех представленных рассказов/повестей точно можно выделить продолжения бессмертного произведения, где героями являются либо сам Виктор, либо созданный им Монстр. Наверно не верилось авторам, что Шелли именно так закончила свой роман, оставила однозначную концовку, без двойных/тройных трактовок. Один из выходов был найден Адрианом Коулом в «Наследстве Франкенштейна» — ведь вся история Виктора рассказаны в письмах Роберта Уолтона, а письма иногда могут врать и врать хорошо. А можно вообще не утруждаться и не придумывать обоснований своим фантазиям на заданную тему — путь будет альтернативное продолжение истории, где нет острой необходимости в объяснении почему живы Виктор с Элизабет, почему они находятся в Англии, в местности с пустошами и по окрестностям бегает злобная собака... нет, не Баскервилей, а Франкенштейна. А как вам Монстр в роли рок-музыканта и кумира девочек-подростков? Вариантов для жизни Франкенштейна и его создания после романа Шелли можно напридумывать множество от более-менее реалистичных до совсем уж странных и безумных. Только все эти варианты уже не будут цеплять. Мэри Шелли всё, что хотела сказать, сказала. Но кого это может остановить? Ведь Франкенштейн со своим удачным экспериментом очень даже привлекателен и считать, что история начинается и заканчивается одной книгой, не очень хочется.

Дополнением к рассказам-продолжениям известной истории выступают рассказы: «Последний выход сыновей шока» Дэвида Шоу о встрече персонажей черно-белых фильмов студии Universal — Монстра, Дракулы и Человека-волка в одном из баров; «Рай для комплетиста» Кима Ньюмана о нашедшемся на просторах спутникого телевидения канала за номером 1818, транслирующем фильмы/передачи о Франкенштейне в круглосуточном режиме (чем не рай для любителя?); и «Лучше умереть» Бэзил Коппера, о котором можно сказать кратко — просмотр старых фильмов ужасов, в том числе фильмов о Франкенштейне, до добра никогда не доведет.

Рассказами об ученом из Женевы антология не заканчивается. Из представленных продолжателей, или скорее коллег, Франкенштейна хорошо выделяются те, кто занялся наукой ради любимых или почти любимых женщин, пытаясь вернуть/возвращая их к жизни или давая им новое, более совершенное тело. Такие рассказы смотрелись бы хорошо и сами по себе, без всяких тематических сборников на заранее заданную тематику, хотя и в данной антологии они не являются лишними, только дополняют её. Дж.Браннер «Равносильно убийству», Г.Мастертон «Воссозданная мать», К.Э.Вагнер «Глубинное течение», Р.Лэннес «Совершенная женщина», Б.Муни «Чандира» — пять историй, пять женщин, чья жизнь и судьба оказалась в руках у мужчин, увлекающихся наукой и порой преследующих свои цели.

Немного далековато от воскресений, пересадок мозга и т.д. и т.п., но близкие по духу рассказы о генетических экспериментах либо по выведению (если так можно сказать) совершенных людей, выносливых и запоминающих любую информацию (как в «El sueño de la razón» Дэниела Фокса), либо получение людей не будущего, но прошлого на основе генетики современных людей («Тупик» Дэвида Кейза), либо вообще клонирование еще эмбрионов для того, чтоб можно было использовать этот клонированный материал, если оригинал будет поврежден и ему понадобится замена какого-либо органа («Получать лучше» Майкла Маршалла Смита). Ко всем этим генетическим экспериментам хотелось бы добавить еще и рассказ Мэнли Уэйд Уэллмана «Pithecanthropus Rejectus» — никакой генетики, но с помощью операции создание из человекообразной обезьяны обезьяноподобного человека. Доброе произведение с четно прослеживающейся моралью — до добра эксперименты с животными не доводят, ваше создание вас же и отправит на другой свет, чтоб не смели больше ни над кем издеваться.

Напоследок чуть-чуть грустного — идеи идеями, но исполнение части рассказов меня порой хорошо разочаровывало — блекло, скучно и выть хочется от тоски. Особенно это касается своеобразных продолжений истории о Викторе Франкенштейне — больше похоже было на желание показать, что историю Мэри Шелли можно было продолжить, причем не важно как и чем, лишь бы продолжить, получить какую-нибудь историю с известными персонажами, а что будет на выходе — не важно.

P.S. Понравилось в антологии то, что были собраны как старые рассказы, так и специально написанные — можно хоть немного, но проследить, чем занимались пусть и не всегда ученые, но всегда изобретательные умы на страницах рассказов в разное время.





135
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх