Конец света и аргумент


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «FixedGrin» > Конец света и аргумент симуляции
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Конец света и аргумент симуляции

Статья написана 21 декабря 2012 г. 23:56

Конец света шагает по планете, и мир продолжает успешно сохраняться. Когда, как не в такой день, представить общественности интересную статью об аргументе симуляции.

Так получилось, что в Швеции у меня есть несколько сочувствующих фантастике знакомых, и в предвверии киевского Еврокона я время от времени снабжаю их нужными для выживания в xUSSR сведениями. Между делом в переписке было упомянуто, что в упсальском КЛФ на днях пробегала совсем свежая статья на тему, затронутую Бостромом, но выдержанная в критическом ключе. Я заинтересовался этой статьей, поскольку киберпанк мне всегда был любопытен, а что до аргумента симуляции, то на вопрос о его справедливости в НФ обычно отвечают «да, да, чудесно; пожалуйста, долейте пива после отстоя», ну чему примеры, как выяснилось, и в статье приведены.

С приближением конца света мне удалось связаться с автором и получить от него черновик статьи. Написан он был на довольно шероховатом английском, и помимо рассказов про русскую фэндом-активность я заодно взялся несколько улучшить качество перевода. Со шведским оригиналом пришлось повозиться, так что покамест --- конец света не ждет --- показываю английскую версию статьи Хенрикссона, а там, если будет время, попробую перевести.

Публикуется с разрешения автора.




Файлы: counterbostromen.pdf (151 Кб)


307
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 14:01
Надо ли понимать что в модели виртуального мира по Бострому всё слишком было бы идеально и никто не калечился бы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 18:06
Это не то чтобы идеальность. Это требование оптимизации кода. Каждый несчастный случай провоцирует эмоциональный всплеск наблюдателя или участника и запускает процессы рекурсивной рефлексии «а вот что было бы, если б я успел...»
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2012 г. 00:54
PS.
собственно, у Бэнкса в Matter есть похожее возражение против аргумента симуляции:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

“You know there is a theory,” Hyrlis said quietly, walking amongst the gently glowing coffin-beds, Ferbin and Holse at his rear, the four dark-dressed guards somewhere nearby, unseen, “that all that we experience as reality is just a simulation, a kind of hallucination that has been imposed upon us.”

Ferbin said nothing.

Holse assumed that Hyrlis was addressing them rather than his demons or whatever they were, so said, “We have a sect back home with a roughly similar point of view, sir.”

“It’s a not uncommon position,” Hyrlis said. He nodded at the unconscious bodies all around them. “These sleep, and have dreams inflicted upon them, for various reasons. They will believe, while they dream, that the dream is reality. We know it is not, but how can we know that our own reality is the last, the final one? How do we know there is not a still greater reality external to our own into which we might awake?”

“Still,” Holse said. “What’s a chap to do, eh, sir? Life needs living, no matter what our station in it.”

“It does. But thinking of these things affects how we live that life. There are those who hold that, statistically, we must live in a simulation; the chances are too extreme for this not to be true.”

“There are always people who can convince themselves of near enough anything, seems to me, sir,” Holse said.

“I believe them to be wrong in any case,” Hyrlis said.

“You have been thinking on this, I take it then?” asked Ferbin. He meant to sound arch.

“I have, prince,” Hyrlis said, continuing to lead them through the host of sleeping injured. “And I base my argument on morality.”

“Do you now?” Ferbin said. He did not need to affect disdain.

Hyrlis nodded. “If we assume that all we have been told is as real as what we ourselves experience — in other words, that history, with all its torturings, massacres and genocides, is true — then, if it is all somehow under the control of somebody or some thing, must not those running that simulation be monsters? How utterly devoid of decency, pity and compassion would they have to be to allow this to happen, and keep on happening under their explicit control? Because so much of history is precisely this, gentlemen.”

They had approached the edge of the huge space, where slanted, down-looking windows allowed a view of the pocked landscape beneath. Hyrlis swept his arm to indicate both the bodies in their coffin-beds and the patchily glowing land below.

“War, famine, disease, genocide. Death, in a million different forms, often painful and protracted for the poor individual wretches involved. What god would so arrange the universe to predispose its creations to experience such suffering, or be the cause of it in others? What master of simulations or arbitrator of a game would set up the initial conditions to the same pitiless effect? God or programmer, the charge would be the same: that of near-infinitely sadistic cruelty; deliberate, premeditated barbarism on an unspeakably horrific scale.”

Hyrlis looked expectantly at them. “You see?” he said. “By this reasoning we must, after all, be at the most base level of reality — or at the most exalted, however one wishes to look at it. Just as reality can blithely exhibit the most absurd coincidences that no credible fiction could convince us of, so only reality — produced, ultimately, by matter in the raw — can be so unthinkingly cruel. Nothing able to think, nothing able to comprehend culpability, justice or morality could encompass such purposefully invoked savagery without representing the absolute definition of evil. It is that unthinkingness that saves us. And condemns us, too, of course; we are as a result our own moral agents, and there is no escape from that responsibility, no appeal to a higher power that might be said to have artificially constrained or directed us.”

Hyrlis rapped on the clear material separating them from the view of the dark battlefield. “We are information, gentlemen; all living things are. However, we are lucky enough to be encoded in matter itself, not running in some abstracted system as patterns of particles or standing waves of probability.”

Holse had been thinking about this. “Of course, sir, your god could just be a bastard,” he suggested. “Or these simulation-eers, if it’s them responsible.”

“That is possible,” Hyrlis said, a smile fading. “Those above and beyond us might indeed be evil personified. But it is a standpoint of some despair.”
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2012 г. 10:46
А вот это я на англ не прочту.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2012 г. 23:19
Перевод Крылова:

цитата

— Знаете, — тихо сказал Хирлис, двигаясь между слабо светящихся коек-гробов; Фербин и Холс шли сзади, четыре невидимых охранника были где-то рядом, — есть такая теория: все, что мы воспринимаем как реальность, — это лишь иллюзия, навязанная нам галлюцинация.

Фербин промолчал. Холс решил, что Хирлис обращается к ним, а не к своим демонам или как их там, а потому отозвался:

— У нас есть секта, которая исповедует примерно ту же веру, сударь.

— И это не такая уж редкость. — Хирлис кивнул на больных. — Они спят и видят сны, которые по разным причинам внушаются им. В спящем состоянии они будут считать, что их сны и есть реальность. Мы знаем, что это не так, но можно ли быть уверенным, что наша собственная реальность окончательна и неоспорима? Не существует ли другой, внешней реальности, которую мы можем увидеть при пробуждении?

— И что же делать простому человеку, сударь? — покачал головой Холс. — Нужно жить, где бы мы ни оказались на самом деле.

— Верно. Но мысли о таких вещах влияют на то, как мы проживаем свою жизнь. Некоторые считают, что с точки зрения статистики мы должны жить внутри иллюзии: шансы на это слишком высоки.

— Мне кажется, сударь, — сказал Холс, — что всегда найдутся люди, готовые поверить во что угодно.

— Ну а я убежден, что они ошибаются, — ответил Хирлис.

— Насколько я понимаю, вы размышляли над этим? — спросил Фербин как можно язвительнее.

— Да, принц, размышлял, — сказал Хирлис, продолжая вести их мимо спящих раненых. — И я основываю свои доводы на нравственности.

— Неужели? — Презрение Фербина теперь уже не было напускным.

Хирлис кивнул.

— Предположим, все, о чем нам говорят, не менее реально, чем наш собственный опыт, иными словами: история Вселенной, полная пыток, убийств и геноцида, реальна. Если она контролируется кем-то или чем-то, то создатели этой иллюзии — настоящие чудовища. Они должны быть начисто лишены порядочности, сострадания и жалости, если допускают все это, если все это происходит с их ведома. А ведь история по большей части выглядит именно так, господа.

Они подошли к наклонным, смотрящим вниз окнам, из которых открывался вид на изрытую ямами и воронками поверхность. Хирлис показал рукой на койки-гробы, а потом на землю внизу, где там и сям мелькали вспышки.

— Война, голод, болезни, геноцид. Смерть в миллионах разных форм, зачастую мучительная и долгая. Какой бог создаст вселенную, где его творения испытывают такие страдания или причиняют их другим? Какой создатель параллельной реальности или судья в игре задаст начальные условия, приводящие к таким ужасным последствиям? Кем бы он ни был — богом или программистом, обвинение в его адрес будет одно: бесконечный садизм, преднамеренная, варварская жестокость в невыразимо страшном масштабе.

Хирлис с надеждой посмотрел на них.

— Понимаете? — сказал он. — Следуя этой логике, мы в конечном счете должны оказаться на низшем уровне реальности. Или на высшем — как посмотреть. Реальность может порождать самые нелепые случайности — встретив такие в романе, мы ни за что в них не поверим. А потому только реальность — творимая в конечном счете материей в ее первозданном виде — может быть так немыслимо жестока. Все, способное мыслить, все, способное проникнуться понятиями вины, справедливости или нравственности, воспримет такую дикость — если она допущена сознательно — как проявление абсолютного зла. Нас спасает нежелание думать. Но оно же является нашим проклятием. Так мы становимся сами для себя учителями нравственности, и бежать от этой ответственности невозможно, как невозможно взывать к некой высшей силе, которая, на наш взгляд, искусственно сдерживает или направляет нас.

Хирлис постучал по прозрачному материалу, по ту сторону которого шла война.

— Мы — это информация, господа, как и все живые существа. Но нам еще повезло — мы закодированы в самой материи, а не циркулируем в абстрактной системе как сочетания частиц или стоячие волны вероятности.

Холс поразмыслил над услышанным.

— Конечно, сударь, ваш бог вполне может оказаться скотиной, — сказал он. — Ну, или эти иллюзионисты.

— Возможно, — сказал Хирлис. Улыбка сошла с его лица. — Те, кто над нами и за нами, вполне могут оказаться олицетворением зла. Но такой взгляд — на грани отчаяния.


Кстати, run в контексте программирования — не циркулировать, а выполнять(ся).

Кроме того, я не понял, какая религия не позволила переводчику употребить Русское слово симуляция. Но поскольку он везде заменяет его на иллюзия, то и simulationers — неологизм Бэнкса — превращаются в банальных иллюзионистов. Очевидно, что смысл понятия simulationer шире циркового иллюзиониста.

В целом, перевод внешне гладок, но по сути коряв. Чего стоит только кода в эпизоде, когда Анаплиан спускается к Ядру. Там back-up — резервное копирование личности — перепутан с black-up и транскрибирован — блэк-ап.

Или вот фраза из вышецитированного фрагмента

Death, in a million different forms, often painful and protracted for the poor individual wretches involved

сокращена до

Смерть в миллионах разных форм, зачастую мучительная и долгая.


⇑ Наверх