Ассамблея 2013 и ещё


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» > Ассамблея-2013: и ещё несколько анонсов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ассамблея-2013: и ещё несколько анонсов

Статья написана 11 августа 2013 г. 05:28

Доклад «Чёрное фэнтези русской истории» (Ю. Нерсесов)

Земля, на которой мы живем, не единственная во Вселенной. Кроме нее, существует и другая, каждый житель которой имеет двойника на нашей планете, а любое государство — почти точную копию. Только история стран и народов тут совсем иная.

Здесь Красная армия, руководимая бездарными сталинскими военачальниками,  без сопротивления разбежалась от немцев, но перед этим успела отрезать груди у тысяч женщин, содержащихся в тюрьмах приграничных городов. Лишь молитвы священнослужителей помогли завершить войну в Германии, но все же в ее последней операции — штурме Берлина, из 2,5 миллионов красноармейцев было убито 500 тысяч, остальные ранены и покалечены, а организовавший эту бойню кровавый мясник Жуков вошел в Берлин с одними обозниками и палачами из бериевских заградотрядов...

Князь Александр Невский узнал от живших за двести лет до него церковников, что еще через два века после его смерти рухнет наследовавшая Римской империи Византия, и, проанализировав причины ее гибели, написал тайную доктрину «Русская правда», которая должна была спасти Святую Русь. Воспользовавшись этой доктриной, коммунистическая партия во главе с Лениным и Сталиным ввергла державу в тьму и хаос, расстреляв, выморив голодом и отправив в лагеря большую часть ее граждан...

Авторами истории параллельной земли являются, например, министр культуры России Владимир Мединский, депутат Государственной Думы Владимир Никитин, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков и десятки других известных общественных деятелей. Глубоко символично, что некоторые из них, как обозреватель радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, одновременно являются писателями-фантастами. И иначе как к «черному фэнтези» их исторические изыскания отнести невозможно.

 

Круглый стол «Макулатурно-художественные издания» (ведущий С. Бережной)

Не секрет, что львиная доля фантастики, выходящей сегодня в России, – непритязательное одноразовое чтиво. Издания не столько литературно-, сколько макулатурно-художественные. Это охотно признают и читатели, и издатели. Тем не менее, одни по-прежнему покупают (или скачивают с пиратских сайтов) и читают, а другие – активно печатают такие книги. Какой смысл (кроме очевидного: легкого заработка на публике, лишенной литературного вкуса) в существовании этого пласта литературы? Почему палп-фикшн так живуч? Можно ли ждать перехода количества в качество – и если ждать, то когда? Что говорит нам опыт западного книжного рынка, где «макулатурно-художественная» фантастика завоевала свое место на много десятилетий раньше, чем в нашей стране? В ходе круглого стола на Петербургской фантастической ассамблее — 2013 ответить на эти вопросы попытаются критики, журналисты и представители крупных издательств.

 

Круглый стол «Российская космическая фантастика: тиражи-бабки-миражи»

Нет нужды рассказывать участникам Петербургской фантастической ассамблеи о том, что такое космоопера. Каждый любитель фантастики хоть раз в жизни открывал книгу о гигантских космических кораблях, бороздящих просторы галактики в поисках потенциального агрессора, о сшибающихся звездных эскадрах и взрывающихся солнцах. Но какова специфика этого жанра в России – и какое место он занимает на нашем книжном рынке? Какие ходы и приемы свойственны отечественной космоопере, и какие для нее убийственны? Насколько серьезно сами авторы относятся к этому жанру и всякая ли авантюрная фантастика, действие которой разворачивается в звездной империи, стоящей на пороге войны, может быть причислена к космоопере? Наконец, так ли велика у нас популярность этого жанра, как может показаться при взгляде на полки книжных магазинов – и как добиться успеха на этом поприще, обскакав бессчетные орды конкурентов? Вот об этом действительно стоит поговорить. В роли застрельщика дискуссии выступает единый в двух лицах Александр Зорич, автор популярной серии «Завтра война», ассистируют Юлия Зонис, автор романа «Инквизитор и нимфа», Ина Голдин, автор повести «Ностальгия межпланетного лингвиста», и другие авторы, отдавшие должное этому специфическому жанру.

 

Круглый стол «В чужой вселенной — со своим уставом?..»

Это нередкое явление в современной фантастике, когда некая книга (или цикл книг) становится бестселлером и издатели – по договорённости с автором (а иногда и без оной) – превращают её в межавторский проект: сторонние литераторы пишут романы в рамках изначально заданной вселенной. Первый пример, что приходит в голову, – это «Конан», продолженный после смерти Роберта Говарда его поклонниками и учениками; из отечественных вспоминается «Мир Волкодава» – продолжение цикла Марии Семёновой; в последний год набирает обороты проект «Миры Ника Перумова». С одной стороны, это явление хорошее: и поклонники имеют возможность куда чаще получать весточки из полюбившейся им вселенной (ведь один автор редко когда способен написать более двух романов в год), и участники проекта – а это, как правило, ещё не очень известные писатели – получают свою долю читательского признания, двигаясь в кильватере автора с именем. Но на самом деле здесь есть несколько «подводных камней» – о которых и пойдёт речь.

 

Творческие встречи на Ассамблее-2013

Помимо встречи с иностранным гостем, Йеном Макдональдом, в программе Ассамблеи запланированы мероприятия с участием известных отечественных писателей, где все желающие смогут задать им вопросы и получить автографы.

Александр Мазин известен в первую очередь как автор исторической фантастики и основоположник популярного сегодня поджанра фантастической литературы о попаданцах (о котором он расскажет в отдельном докладе), хотя его творческий багаж отнюдь не исчерпывается этими направлениями. Анна Гурова пишет в жанрах городского фэнтези и подростковой фантастики.

Александр Зорич – это коллективный псевдоним писателей Яны Боцман и Дмитрия Гордевского. Вместе ими было написано около четырёх десятков романов и примерно столько же повестей и рассказов. Авторы 11 раз становились лауреатами различных жанровых премий. Помимо творческой встречи и нескольких тематических мероприятий на Ассамблее-2013 они проводят мастер-класс по фантастическим рассказам.

Вера Камша получила известность благодаря своим многотомным романам-эпопеям «Хроники Арции» и «Отблески Этерны», а также как один из авторов и составителей (наряду с Ником Перумовым) сборников «Наше дело правое». Она была почётным гостем Петербургской фантастической ассамблеи в прошлом году и приняла наше приглашение и нынче.





212
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 06:39
Относится ли Юлия Зонис к известным отечественным писателям? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 08:12
Кстати, да. К уже известным. И в этом списке она была бы не последней.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 08:53
См. мой ответ Игорю )
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 08:38
И, безусловно, к талантливым.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 09:02
Может, это мое имхо, но «Инквизитор» в сравнении с космооперами Зоричей (а они неплохи) все же не сравним. Это как рок сравнивать с попсой.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 10:33
А где у Зоричей космооперы? «Завтра война» — это космическая военная фантастика, но никак не космоопера. Никому же не приходит в голову называть космооперой цикл Вебера о Виктории Харрингтон. И здесь тот же самый случай.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 10:53
Уел:-)))
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:37
Ну дык! Космоопера — это ж одно из самых моих любимых направлений в фантастике :-D
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:39
Тады, последнее, что читал — Питера Гамильтона. Тут-то она самая? )
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:48
Ага.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:42

цитата Dark Andrew

Никому же не приходит в голову называть космооперой цикл Вебера о Виктории Харрингтон.

На самом деле на Западе порой называют. И, например, составители антологии The Space Opera Renaissance включили в ее состав Ms Midshipwoman Harrington.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:47
Не всё так просто. Они же в предисловии пишут:

цитата

Издательская аннотация сообщает: «Диапазон его таланта весьма широк: от эпического фэнтези („Клятва мечей» („Oath of Swords», 1995), „Гвардия бога войны» („The War God's Own», 1998)) до захватывающей дух космической оперы („Дорога ярости» („Path оf the Fury», 1992), „Наследие Армагеддона» („The Armageddon Inheritance», 1994) и военной научной фантастики (знаменитый и невероятно популярный цикл о Хонор Харрингтон)». Менее чем за десять лет Вебер стал, пожалуй, самым продаваемым автором космической оперы в Соединенных Штатах.

и

цитата

Иными словами, это та самая космическая опера, которую большинство британских читателей «любят ненавидеть» за милитаризм и правую политику. Несмотря на это, цикл занимает ведущее место среди фантастических бестселлеров в США, обзоров данной серии немного. Современная американская критика НФ, под стать британской, не жалует ни военную фантастику, ни Вебера. Тем не менее и жанр, и писатель невероятно популярны и востребованы.


Т.е. они в космооперу в этой антологии относят вообще всё что угодно, связанное с космическими сражениями.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:49
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 12:06
Хм. Вот хоть тресни не понимаю я этого смешения жанров. Логика списка от меня ускользает.
Lost Fleet и Honorverse относить к космоопере можно с тем же успехом, как «Дорсайский цикл» Диксона и «Звездный десант» Хайнлайна.
Военная фантастика от космооперы отличается невооруженным глазом — в ней речь сфокусирована строго на армии и армии же и боевым действиям полностью она и посвящена.

PS А ты читал Дональсона, кстати, цикл «Прыжок»? А то это, пожалуй, единственный непрочитанный цикл, который относят к космоопере и я никак взяться не могу за него. Он стоит потраченного времени?
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 12:22
Вики я привел просто в качестве иллюстрации. В англоязычных источниках я не раз сталкивался с тем, что цикл о Харрингтон относят к космоопере.

цитата Dark Andrew

А ты читал Дональсона, кстати, цикл «Прыжок»?

Нет.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 12:09
И чего-то я перестаю Вики доверять. Англоязычная Вики к числу военной НФ относит «Technic Civilisation Books» Андерсона. А там, насколько я помню только один такой — «Люди ветра».
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 16:57

цитата Dark Andrew

Никому же не приходит в голову


Приходит. Космоопера и есть. Как и Буджолдиха с ее Форами, и Кард с его Эндером...
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 17:07
:-))):cool!:
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 17:29
«Игра Эндера» — космоопера? О да, могучая классификация :-)))
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 17:48
Прикинь, фигня какая? И «Вавилон-17» Дилэни космоопера... Не хватает этим западным литературоведам квалификации, явно не хватает! :-D
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 18:04
«Вавилон»-то да. А «Игра Эндера» с какого бока? И что за литературоведы, кстати? У Клюта в «Энциклопедии» про космооперу ни слова насчет Карда. Имя, сестра, имя )))
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 23:14
До чего ж ты ленивый, ей-богу... Для чего бог дал человеку «Гугл», а? Дэвид Хартуэлл и Кэтрин Крамер тебя в качестве авторитетов устраивают? У них компетенции хватает? :-D Вот, например: http://www.sfrevu.com/...

Но я бы, как человек малокомпитентный, так глубоко забираться не стал. А просто вышел бы на «Амазон» и набрал словосочетание «космическая опера» на любом из буржуйских языков: http://www.amazon.com/...
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 00:19
Вася, это очень смешно, само собой, потому что Хартуэлл — не критик; он редактор. Жена его — критик, судя по Вики, но как-то не очень известный. Ну и — у них в списке моделей для космооперы присутствуют муркоковские «Танцоры»; я, наверное, не должен тебе объяснять, что в «Танцорах» космооперы кот наплакал? :-))):-))):-)))

А Клют, значит, уже тебе не авторитет? Бггг.

Малокомпетентным же людям я скажу, что не надо путать критику и маркетинг. И что для начала надо дать определение космоопере — и оттуда уже танцевать. Что если мы под космооперой понимаем, допустим, сражения в космосе, то «Игра Эндера» не может быть классифицирована как таковая, потому что никто из героев непосредственного участия в таких сражениях не принимает; про сиквел точно не скажу, не помню, что там точно было, кроме пеквениньос и разговоров, но вряд ли. В общем, тщательнее надо.

«Амазон», кстати, к космооперам относит «Дюну», «Путеводитель по Галактике...», «2312», «Звездную пехоту», «Конец детства» и учебник клингонского языка Марка Окранда. Дурак потому что твой «Амазон», как и всякая система, ориентированная на продажи. ЧТД :Р
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 08:47
Какой же Клют авторитет, если у него Кард не космоопера? :-))) А Хартуэлл не столько издатель, сколько составитель, то есть аналитик. Да и в любом случае не он это придумал, он только в очередной раз озвучил -- если ты обратил внимание, в статье упоминаются ожесточенные споры вокруг термина.

Если серьезно, то в фантастике существует несколько метажанров, исчерпывающего и полного описания которых не может дать ни один исследователь. Я, по крайней мере, не встречал. «Киберпанк», «готика», «космическая опера»... И, разумеется, «Звездная пехота» с «Дюной» могут быть отнесены к космоопере, следовательно, космооперой и являются. Поскольку обратное, исходя из текстов, доказать невозможно.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 12:38
Давай сначала дадим определение, м?
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 12:43
программа-минимум? :-)))
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 16:15
Есть такое понятие: «литературная конвенция». Так вот, «космоопера» или «киберпанк» -- понятия конвенциальные. Определения здесь возможны только описательные, но мне столько знаков за всю жизнь не набить. Причем условия конвенции меняются с ходом времени: в 1960-х «Дюна» космооперой не была, а сейчас -- вполне. :-)
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 22:53
Докажи. Иначе это будет конвенция в отдельно взятой голове, знаешь ли 8-)
 


Ссылка на сообщение13 августа 2013 г. 08:22
См. предисловие к антологии «Новая космическая опера». Там довольно подробно о том, как трансформировалась конвенция. Так что существует она не в голове, а как минимум в головах. Читательских. Что и требовалось доказать.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2013 г. 15:05
А вообще забавная ситуация: ты возмутился, как кто-то смеет причислять книги Карда к космоопере и потребовал от меня подтверждения факта и ссылок на авторитеты. Я подтвердил и ссылки дал. Ты тут же сменил стратегию: оказывается, это неправильные пчелы, они делают неправильный мед, и вообще, кто такой этот Хартуэлл, подумаешь что председатель оргкомитета премии им. Дика и обладатель ученой степени в области литературоведения и медиевистики. Тебя его слова не убеждают, ты требуешь еще каких-то доказательств -- то есть мы сместились в область веры и субъективных мнений.

Коля, я сам такие ловкие повороты люблю, это сбивает оппонента с толку, но давай доспорим в следующий раз, сейчас решительно некогда. Если интересно -- я ниточки дал, копай дальше.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2013 г. 22:44
Ну, я уяснил, что есть некие странные точки зрения на это дело — за это спасибо. В остальном — да, давай потом. Мне по-прежнему интересы точные определения, а не «вот он причисляет роман Икс к космоопере, а она нет» — чего мы с тобой можем накидать груду, верно же? :beer:
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 08:52
Безусловно, относится, но боюсь, все-таки пока в недостаточно широком кругу она известна. Но мы все надеемся, что в обозримом будущем ее ждут и тиражи с гонорарами, соответствующие ее таланту, и большое количество поклонников не только среди лично знакомых ) Я серьезно, между прочим.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 08:59
Она будет рада твоим пожеланиям. :-)))
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:56
ты слишком хорошо меня знаешь ;-)
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 11:52
э-э. То есть ты считаешь, что у меня поклонники только среди лично знакомых? Но, если круг моих поклонников так узок, зачем же меня, человека никому практически неизвестного, приглашать на мероприятия? Пожалуй, уклонюсь. И это я серьезно, если что.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 12:50
Юля, когда я задавал первый вопрос, то не ожидал столь подробного ответа. Я думал, что твое фото, как взявшего подряд два ИПК приза должно тоже быть в ряду. Более того, коль эти писатели столь широко известны (это я не шучу — я их всех уважаю, а некоторым и симпатизирую) , то их и так фанаты должны знать в лицо. Как-то так)
 


Ссылка на сообщение11 августа 2013 г. 14:30
Во-первых, я нигде не сказала, что поклонники у тебя ТОЛЬКО среди знакомых, я всего лишь пожелала более широкой известности и популярности — и ты что, против?
Во-вторых, в фэндоме ты и правда популярный автор, а что талантливый писатель — я вообще всегда и всем говорила, ты знаешь. Если обидела неудачной фразой — сорри, не хотела.


⇑ Наверх