Я свободен словно птица в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > "Я свободен, словно птица в небесах..." (с)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Я свободен, словно птица в небесах...» (с)

Статья написана 19 мая 2017 г. 23:05
А. Беляев. Ариэль (1941)
А. Беляев. Ариэль (1941)

В сознании человека полет всегда связывался с обретением свободы. Именно эта тема является главной в последнем романе Александра Беляева. Что она такое — свобода? В какой мере зависит от уникальных способностей, обретаемых человеком?

Первое, что сделал Ариэль, научившись летать, — сбежал из своей первой тюрьмы. Из второй тюрьмы он тоже сбежал благодаря своей уникальной способности. Так что свободу в физическом смысле умение летать дает, хотя и создает дополнительные риски ее лишиться.

Но для летающего Ариэля на протяжении всего романа ограничителями свободы были не столько происки корыстных дельцов, сколько его сердечные привязанности и потребность быть верным слову. Привязанности и чувство долга сильно сужают спектр свободного поведения даже для летающего человека. Шарад и Лолита привязали Ариэля к земле надежнее любых кандалов.  

Человек обычный вполне комфортно чувствует себя на земле, человек летающий постоянно испытывает желание взлететь, причем один: эпизод, когда Ариэль впервые совершил полет без Шарада за спиной, один из самых ярких в романе. Зависимость от полета, тоже в некотором роде несвобода.

Александр Беляев (1884-1942)
Александр Беляев (1884-1942)

Часто высказывается мнение, что в «Ариэле» Беляев повторил несколько модифицированный сюжет «Человека-амфибии». Общее, конечно, есть: и тот, и другой герой из-за своей уникальной особенности отделены от обычных людей, обречены на одиночество.

Но есть в их судьбах и существенное различие. Человек амфибия физически отличен от других, это закрывает для него путь к людям сухопутного мира, ибо ксенофобия неистребима, как тараканы. Ариэль же внешне такой, как все. У него есть шанс, хотя в романе показан именно тот отрезок жизни героя, когда приблизиться к людям у него не получается, даже к любимым и любящим. Но это начало, становление характера, наработка опыта: у романа открытый финал, в будущем героя не обязательно ждет трагедия.

Как мне кажется, «Ариэль» не повторяет, а продолжает тему «Человека-амфибии»: есть ли место человеку с уникальными возможностями в мире обычных людей. И если в морском варианте ответ явно отрицательный, но в варианте воздушном Автор уже не так категоричен, он оставляет герою надежду.

Надежда эта связана отчасти с местом действия романа — Индией. Оно выбрано не случайно. В стране с такой своеобразной сильно мистифицированной культурой летающий человек воспринимается большинством людей как чудо, причем к принятию чуда люди Индии подсознательно готовы. А чудеса бывают разные, и каждое можно принять, даже летающего человека, который не является аватарой бога, есть же левитирующие йоги, вполне себе люди.

В Европе и Америке такое в принципе невозможно: это прагматичный мир деловых людей, где любое явление оценивается прежде всего с коммерческой стороны. В коммерциализированной среде Ариэль сразу потерял свободу летать, причем без всяких решеток и цепей. Просто в мире, где из всего на свете извлекают деньги, летающего человека не может быть.

Подводя некий итог потоку мыслей, вызываемых каждым перечитыванием этого романа, я бы сказала, что в «Ариэле» Беляев вывел главное условие, при котором уникальная способность может делать человека более свободным, расширять для него границы мира. Условие это: отсутствие физических отличий от других. В ином варианте получается только изменение границ среды обитания. ИМХО, разумеется.





364
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 мая 2017 г. 00:00

цитата Тиань

в «Ариэле» Беляев вывел главное условие, при котором уникальная способность может делать человека более свободным, расширять для него границы мира. Условие это: отсутствие физических отличий от других. В ином варианте получается только изменение границ среды обитания. ИМХО, разумеется.

интересные мысли, но спорные.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2017 г. 10:44

цитата Gourmand

но спорные

Конечно, спорные. Как это может быть на самом деле, никто не знает.:-)


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 19:49
А я думала, что Беляев меня уже не удивит. После Вашего отзыва пойду читать, вернее слушать, раз аудио есть. Спасибо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 19:53

цитата Ольгун4ик

После Вашего отзыва пойду читать, вернее слушать, раз аудио есть.

Рада, что заинтересовала произведением. Этот роман на самом деле очень хорош, главное — полностью отрешиться от специфики советской эпохи, читать книгу вне политики, тогда на первый план сразу выходят люди...:-) Вы совсем пропали из Роман-рулетки, так жаль...
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 19:56
Я мысленно со всеми вами и регулярно читаю рецензии и Вас . Просто сейчас читаю то, что мало кому понравится:-)))
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 20:02

цитата Ольгун4ик

Просто сейчас читаю то, что мало кому понравится

Понимаю. Просто помните, что мы Вас ждем.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2017 г. 20:47
Я и так с вами


Ссылка на сообщение23 мая 2017 г. 16:28

цитата Тиань

я бы сказала, что в «Ариэле» Беляев вывел главное условие, при котором уникальная способность может делать человека более свободным, расширять для него границы мира. Условие это: отсутствие физических отличий от других. В ином варианте получается только изменение границ среды обитания
То ли жизнь тогда была совсем иная, то ли Беляев был настолько далёк от реалий...

Любой человек со способностями в социуме рано-поздно привлечёт внимание или криминала, или спецслужб...

А третьего не дано — см. Мёртвую зону Стивена Кинга...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2017 г. 16:53

цитата lena_m

Любой человек со способностями в социуме рано-поздно привлечёт внимание или криминала, или спецслужб...

Ариэль и привлек к себе внимание криминала. Так что Беляев был с вами согласен, я думаю.


⇑ Наверх