Повесть «Кон» — одна из самых сильных, самых нестандартных вещей Дяченко.
Это, с одной стороны, рассказ о суровых законах искусства, о божестве Театра, который находится по ту сторону добра и зла и дает своим верным адептам — тем, кто не побоялся рискнуть и все поставить «на кон» — славу, вдохновение, вечную молодость. Но и требует жертв, одна из которых — остановка в развитии. Тот, чей спектакль понравился живому театру — Кону, чью премьеру он примет благосклонно, будет снова и снова блистать в этом спектакле, но только в этом и только на «волшебной» сцене. А тот, чей «творческий продукт» не понравится Кону, кто с треском провалит спектакль — навсегда останется неудачником. Умрет, сойдет с ума , но не будет больше актером, режиссером, сценаристом.
История, рассказанная Дяченко, имеет два плана. Это и притча об искусстве, и рассказ о художнике, который борется за свое право быть в искусстве, идет к цели, преодолевает невероятные препятствия чтобы... А вот тут будет спойлер:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этом противостоянии Кон — воплощение мхатовской традиции: ему нравится полная достоверность, жизнеподобие. Тимур Тимьянов- он, как бы новатор. Ну, не такой новатор, чтобы голышом по сцене бегать, но все-таки... Завершение «линии» этого героя — то, что он сжигает Кон, не найдя собственно творческих аргументов — невероятно сильный и провокативный вброс Дяченко. Если новатор превращается в Герострата, велика ли художественная цена его новаторства? Если он готов уничтожить саму систему театральных оценок (а ведь Кон — это персонификация некое экспертного потенциала мира искусства, он собирательный образ тех, кто дает оценку), не значит ли это, что ему просто не место в мире искусства?
К сожалению, в финале Дяченко несколько смягчили этот острый поворот мысли, который вряд ли снискал бы популярность у публики,
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
А сейчас будет минутка саморекламы.
Когда я решила написать вольное продолжение этой повести для сборника «Лигр», я поняла, что в «фанфике» нужно использовать то, что было на втором плане в тексте мэтров, а именно — пьесу. Тимур Тимьянов делает новаторский вариант «Трех сестер» Чехова, но содержание этой постановки на самом деле не так уж важно для развития конфликта в повести.
Значит, в тексте по мотивам нужен особый спектакль, содержание которого будет важно, будет интриговать и провоцировать. И я поняла, что это должен быть спектакль об Иисусе Христе.
За основу я взяла знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», немного изменив некоторые моменты. Я попыталась представить себе, как этот спектакль будет выглядеть на сцене Кона. Будет ли это провал или триумф? Что произойдет с актерами, с режиссером, со зрителями? Каково это — изображать Иуду? Каково это — умереть на сцене?
Что получилось — судить читателю. Надеюсь, таковой у сборника будет.