Реальность


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Реальность переконфигурировалась: «Рубидий» Михаила ХАРИТОНОВА
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Реальность переконфигурировалась: «Рубидий» Михаила ХАРИТОНОВА

Статья написана 13 мая 2020 г. 20:56

Фактов всегда достаточно – не хватает фантазии

Сборник «Понедельник не кончается никогда» (М.: Э, 2018) состоит из продолжений повести братьев СТРУГАЦКИХ «Понедельник начинается в субботу». Начинается он с Сергея ЛУКЬЯНЕНКО, как самого известного. Правда, его история – «Временная суета» – об остановке Колеса фортуны была опубликована еще в 1996 году в легендарном проекте Андрея ЧЕРТКОВА «Время учеников». Тогда еще мало кто знал и слово такое «фанфик» – вариация на тему известного литературного произведения.

С тех пор продолжений повестей СТРУГАЦКИХ написано в разы больше, чем написали сами братья. Но даже самым талантливым так и не удалось подняться до уровня исходника. Лучше всех получалось у тех, кто не смотрел на классиков снизу вверх и не пытался подражать стилю, а высказывал свои соображения по поводу тех проблем, которые мучили Аркадия и Бориса Натановичей. Именно таким являлся Михаил ХАРИТОНОВ, он же главный редактор газеты «Русский Марш» Константин КРЫЛОВ.

Опубликованный в сборнике «Рубидий», к сожалению, не дотягивает до его же «Факапа», где он, не погрешив ни против одного факта из «мира СТРУГАЦКИХ», полностью переиначил подоплеку событий «Полдня. XXII века»: мир оказался не таким светлым и добрым, но не менее концептуальным и плотным. Заготовка повести явно написана в начале 2000-х вместе с первыми рассказами «стругацковского» цикла, заброшена в долгий ящик на 10 с лишним лет и завершена лишь в 2016-м. Одно из подтверждений тому — харитоновский неполиткорректный текст 2004 года «Выбегалло как русский учёный», вполне коррелирующийся с рядом тезисов произведения.

В «Рубидии» дело происходит спустя 30 лет после событий «Понедельника...» – в 1990-м году, когда положительными героями страны начали становиться, скажем условно, не «комиссары в пыльных шлемах», а их антиподы — реальность переконфигурировалась. Заведующий отделом Линейного счастья Федор Киврин укатил Оклахому. Не ради денег, он ученый, который занимается счастьем, – это его тема: «А никакого счастья у нас в стране не осталось. Сотворить того, чего нет, нельзя. Вот Киврин и отправился туда, где оно есть. За предметом изысканий». Кристобаль Хунта организовал кооператив в партнерстве с татуированными ворами. Сам Александр Привалов, точнее, Саша Привалов — для повести это концептуальная разница — изменился мало: «Пр-ростодушный пр-роект! Пр-римитив! Тр-рудяга!». Если учесть, что в НИИЧАВО рабочие дни не считались прожитыми, а в зачет жизни шли только выходные, проведенные вне институтских стен, знаменитое долголетие и трудолюбие магов получило иное объяснение.

Немало тех, кто по прочтении ХАРИТОНОВА осенял себя крестным знамением: «Ату его!» и заявлял об отвратительности его писания. На святое-де руку поднял. Но так и задумано: повесть изначально провокативна. Автор осуществляет классическую дерридавскую деконструкцию. Прямо по словарю: разрушение стереотипа и включение смыслов произведения в новый контекст.

В чем самый главный смысл «Понедельника начинается в субботу»? Вот в этом: «Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше — о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться».

Но что значит: меньше о себе, больше – о других? Кто эти другие? Вспомните знаменитую новогоднюю ночь в НИИЧАВО, забитом работающими сотрудниками: «Напились все. Дай, думаю, пойду лучше поработаю. Оставил им дубля и ушел», «Ты знаешь, танцую я с ней и чувствую, что обрастаю шерстью», «Галка, как же ты это мужа оставила?», «Опомнись! Двенадцатый же час! Верочка ждет! – Не! Я им туда дубля послал. Хороший дубль, развесистый… Анекдоты, стойку делает, танцует как вол…»

То есть родные и близкие – это не те другие, ради которых… Но кто тогда эти «другие» и кто пользовался плодами увлеченной работы в НИИ? И разве не входили в идеологему СССР лозунги, что «работа лучше, чем развлечение», «раньше думай о Родине, а потом о себе», «надо жить ради других»? В «Рубидии» эту идеологию десятками лет поддерживал «отсекатель», подавлявший мысли эгоистические.

Повесть ХАРИТОНОВА, аналогично его же «Факапу», дает абсолютно иную интерпретацию известных фактов ПНС. Как это сделал и Михаил ВЕЛЛЕР в рассказе «А вот те шиш». На этом, на парадоксальном сломе стереотипов, строится вообще все творчество Михаила ХАРИТОНОВА. В какой-то мере оно — это малевичевский «Черный квадрат». Неожиданно, концептуально, ярко. Но его «стругацкиада» ни в малейшей мере не перечеркивает творчество братьев СТРУГАЦКИХ. Даже раннее. Они существуют в разных плоскостях.





1302
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 02:03
Это что, сеанс самоуговаривания? Детское «не верю»; закрыть лицо ладошками?

Нет, господа хорошие. Измазать грязью — это не деконструкция. Совместить светлый мир Стругацких и грязный мир Харитонова не удастся. Либо вас ожидает шизофрения.

Впрочем, возможно, именно этого они и добиваются.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 08:01
Вас надо было навечно забанить еще когда вы теме некролога Харитонова

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

высрались
, других слов просто нет. Как не стыдно вообще было такое писать. Позорище.
Стругацких уважаю, Харитонов писал единственные вменяемые фанфики по ним.


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 11:59

цитата mif1959

На этом, на парадоксальном сломе стереотипов, строится вообще все творчество Михаила ХАРИТОНОВА.
Я бы этот тезис не поддержал. Читал не слишком много — повесть да семь рассказов. Вещи встречаются разные — от злободневной полемики с классикой до вполне рядовых страшилок. И «слом стереотипов», как мне кажется, часто граничит с обыкновенным эпатажем.

Автор действительно интересный, но его тяга к чернухе иногда автоматически вызывает отторжение.


Ссылка на сообщение15 мая 2020 г. 23:12
тож не понимаю , в чем здесь жесткая дилемма. Стругацких нежно люблю, Факап — занятнейший ревизионистский фанфик. Рубидий не читал, но мне малая проза Харитонова идет много хуже чем три его громадины, каждая из которых по- разному, но впечатлила. Жаль что так рано ушел талантише.


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 13:27
Про Факап тоже можно сильно поспорить :)
Слишком уж злоупотребляют харитоновско-полуденные спецслужбы промывкой мозгов. Причем у своих же оперативников, в том числе и у начальников. При такой процедуре полностью теряется накопление отрицательного (как и положительного) опыта со всеми вытекающими.


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 03:38
Действительно, в «Факапе» есть натяжки, но это не мешает ему быть блестящим и остроумным. Но надо понимать, что Полдень СТРУГАЦКИХ существовал и существует независимо от «стругацкиады» ХАРИТОНОВА, повлияв на мировоззрение поколения, а «Факап» — не будь СТРУГАЦКИХ – стразу бы потерял и блеск и смысл. Это как при точности анекдота «Пятый раз за последние два года из музея похищают полотно Малевича «Черный квадрат«! И вот уже пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину» все четыре варианта картины хранятся в художественных музеях как произведения искусства (два – в Третьяковке, один – в «Эрмитаже», один – в «Русском музее»).


⇑ Наверх