Маккарти Дорога


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Маккарти. Дорога
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Маккарти. Дорога

Статья написана 1 марта 2010 г. 21:46

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/42206" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Если я скажу, что эта книга меня сильно впечатлила, это будет неверно. Она меня просто потрясла до глубины души! Давно мне не было так сложно и в то же время просто писать о книге. Сложно, потому что не очень легко привести в порядок свои мысли и чувства. Просто, потому что в книге речь идет об очень простых, но очень важных вещах.

Не могу удержаться от того, чтобы не сравнить «Дорогу» с «Террором» Симмонса . Как близки и в то же время насколько противоположны друг другу эти произведения! И Симмонс, и Маккарти ставят своих героев в сходные условия — условия выживания в совершенно отчаянной, безнадежной ситуации, когда с человека спадают все оковы цивилизации, когда стремление выжить отодвигает все остальное на второй план, когда на виду оказывается глубинная сущность человека, скрытая в обычной жизни. Но как же по-разному они это делают! Кажется, во всем остальном эти романы буквально противоположны друг другу.

Роман Симмонса базируется на реальных исторических событиях. Автор скрупулезно вписывает в свое произведение все известные факты об экспедиции Франклина. Роман Маккарти подчеркнуто неконкретен. Ни одного места, ни одной даты, ни единой четкой версии происшедшего, за которые можно как-то зацепиться, мы у автора не найдем.

В «Терроре» сложная композиция, множество действующих лиц, несколько главных героев, играющих ключевую роль в произведении. Симмонс в своем произведении тщателен, подробен  и многословен. Его роман напоминает масштабную картину кого-то из старых мастеров. «Дорога» Маккарти подчеркнуто лаконична во всех смыслах. Все действие построено только на двух персонажах. Отрывочность и краткость изложения только подчеркивают камерность происходящего, фокусируют до предела наше внимание на главных героях.

Предыстория событий, описанных в «Терроре», нам известна до последней запятой. Предыстория «Дороги» находится в полном тумане, а смутные намеки автора только запутывают ситуацию. Что именно произошло? Сколько лет прошло с тех пор? Чем занимались и как выживали герои все предыдущие годы? На все эти вопросы читателям придется отвечать самому.

Симмонс в своем романе предельно честен к своим персонажам. Каждый из них получил только те минимальные шансы, которые были ему отпущены реальной историей и его собственной судьбой. Маккарти постоянно подыгрывает своим героям. В тот самый момент, когда положение оказывается безнадежным, в кустах обнаруживается не рояль, а нечто гораздо более ценное — целый склад провизии, оружие, патроны, одежда. Враги раз за разом упускают героев, болезни отступают, и путники вновь и вновь продолжают свой путь.

Несмотря на то, что фантастический элемент в произведении Симмонса поминутно вмешивается в события, «Террор» — это почти исторический роман, жестокая правда жизни. Несмотря на то, что в романе Маккарти фантастический элемент в ходе действия фактически отсутствует, это не реализм. Это — страшная сказка, а еще вернее — философская притча.

Казалось бы, все преимущества на стороне у романа Симмонса. Но в рукаве у Маккарти оказывается козырь, который перевешивает все достоинства «Террора». Только прочитав «Дорогу», я понял, чего мне так не хватало в «Терроре». Герои Симмонса проявляют мужество и стойкость, демонстрируют верность и чувство долга. Нет у них только одного, самого главного — любви. Нет, не так — Любви. Герои Симмонса сделали все, что могли, и погибли, так и не сумев спасти сами себя. Герои Маккарти смогли сделать больше, чем могли, потому что спасали не себя, а друг друга.

Давно мне не встречалось произведения, в котором так сильно и пронзительно, так мощно и честно описана Любовь двух близких людей. Думаю, каждый, у кого есть дети, когда-то ловил себя на ощущении, что между самым любимым, близким, дорогим тебе существом на свете и жестоким, страшным, бесчеловечным миром есть только одна преграда — это ты. И только ты можешь согреть и накормить, сберечь, спасти, закрыть собой любимого человечка. Но твои усилия не пропадут даром, а воздадутся сторицей, когда подросший сын однажды подставит плечо тебе. Вот это чувство и проходит красной нитью через всю книгу, от ее первой страницы до последней. И уже одного этого достаточно, чтобы зацепить читателя до глубины души, чтобы заставить в очередной раз вспомнить, что на самом деле самое главное в жизни.

Но Маккарти не ограничивается описанием противостояния отца с сыном и окружающего их враждебного мира. Постепенно, шаг за шагом, во время своего страшного пути на юг отец и сын приближаются к цели и отдаляются друг от друга. И именно этот момент едва ли не самый сложный в романе. Желая спасти своего ребенка, отец раз за разом идет на трусость, предательство, в конце концов на убийство. И сын не может полностью простить ему этого. Какая сложная дилемма между совестью и любовью, между моралью и долгом поднята автором! Не так сложно настоящему герою рискнуть своей жизнью ради своих принципов. Но готов ли он рискнуть ради этих принципов жизнью единственного близкого человека? Что ж, герой «Дороги» берет на свою совесть грех за грехом, лишь бы его сын остался чистым.

Вообще, «Дорога» оставила очень странное впечатление. Очень давит чувство постоянной опасности, так сильно переданное в книге. В какой-то момент, выйдя из метро, поймал себя на том, что настороженно приглядываюсь к происходящему вокруг меня в подсознательном поиске угрозы. Действительно, жестокости в книге столько, что ощущения от чтения должны быть очень тяжелыми. Но внутренний свет, идущий от героев, настолько силен, что развеивает окружающую тьму.

Ну и, наконец, самое сложное и самое спорное в моем восприятии этого романа. Насколько я понял намеки автора, все, описанное в романе — беллетризация библейских притч. Ведь описанная в романе катастрофа — не ядерная война, не извежение вулкана, не падение метеоритов. Это именно библейский огненный дождь, который сжег нечестивое, погрязшее в грехе и гордыне человечество. Немногим же выжившим предстоит пройти страшные испытания дабы обрести «новое небо и новую землю».  

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И неудивительно, что отец такого права не заслужил и не получил. Но зато он помог добраться в этот новый, лучший мир своему сыну.  

Что ж, пора подводить итоги. Этот роман — нелегкое испытания для читателей. Вместе с героями вам придется пройти путь, полный страхов, сомнений, опасностей для тела и души. Только неравнодушные и стойкие духом смогут осилить эту небольшую книгу, но будут за это достойно вознаграждены. Для развлечения за нее нечего и браться. Ну а мой высший комплимент, знак качества «Дороге» — закрыл эту книгу я чуть-чуть другим человеком, чем тот, который ее открывал.

P.S. Интересно, читал ли Маккарти «Поезд в Теплый Край» Лукьяненко? Очень уж созвучны и сюжеты, и многие идеи этих произведений. И даже брошенный поезд с мертвецами тоже фигурирует в «Дороге». «Надо было поездом?»





270
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 21:49
Спасибо за комментарий. Только у меня обложку от книги Зотова показывает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 21:56
Исправленному верить;-)
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:12
Думал почитать эту книгу, но боюсь что после нескольких дней чтения Вудхауза она мне противопоказана. :-)
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:13
Возможно, между ними стоит прочесть что-то другое


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:43
Обязательно надо прочитать! А потом еще и экранизацию посмотреть) Спасибо за отзыв :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 22:56
При всей моей нелюбви к голливудским фильмам, этот я постараюсь посмотреть
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:32

цитата kkk72

этот я постараюсь посмотреть

угу.. только где б его взять? ((
Вроде бы обещали-обещали, но уже пошли слухи, что в прокате его, якобы, не будет..
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:34
Даже так? Придется поддержать пиратов:-)))
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:39
*шепотом* правда, я ещё слышала и такие «слухи», что фильм — жуть какой скучный ;-).
Несмотря на весь свой восторг от книжки, почему-то вполне допускаю, что это с легкостью может таковым и оказаться. Переносить Маккарти на экран? Нуу.. у гениальных Коэнов, допустим, получилось. Да еще кАк получилось! А вот насчет «Дороги» — всё же сомневаюсь. Впрочем, всё равно любопытно посмотреть, что там вышло.
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:40
Не знаю, книга показалась мне очень кинематографичной. Хотя, конечно, испортить можно все, что угодно. Вот, например, какой мальчишка сможет сыграть в этом фильме?
 


Ссылка на сообщение1 марта 2010 г. 23:46

цитата kkk72

книга показалась мне очень кинематографичной

Да. Если речь о зрителе, которому понравится кино без начала, без кульминации и, фактически, без убедительного, привычного для обычного кино финала. Все остальные компоненты — их видишь буквально, когда читаешь. У меня тоже, прям, картинки перед глазами стояли.

цитата kkk72

какой мальчишка

любой талантливый ;-)
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 09:45

цитата kkk72

Не знаю, книга показалась мне очень кинематографичной. Хотя, конечно, испортить можно все, что угодно.

Тут полностью соглашусь. Смотрел фильм. НЕ СОВЕТУЮ. Не то чтобы он очень плох... просто впечатление от книги намного сильнее. Да и многие казалось бы атмосферные сцены, достоверно передающие нравы выживших — вырезаны, дабы не травмировать нестойкую психику зрителя :-) Фильм не смог передать атмосферу книги.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 10:21
Жаль. Что ж, бывает. Я, в принципе, не особый фанат кинематографа
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 06:12
Тут больше от авторского кино — режиссер неизвестный(австралиец), снял пять фильмов за 20 лет, бюджет скромный(25 млн), сборы в штатах — треть от этой суммы.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 06:58
Посмотрим, посмотрим


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 01:20

цитата kkk72

Ну и, наконец, самое сложное и самое спорное в моем восприятии этого романа. Насколько я понял намеки автора, все, описанное в романе — беллетризация библейских притч. Ведь описанная в романе катастрофа — не ядерная война, не извежение вулкана, не падение метеоритов. Это именно библейский огненный дождь, который сжег нечестивое, погрязшее в грехе и гордыне человечество. Немногим же выжившим предстоит пройти страшные испытания дабы обрести «новое небо и новую землю».


Знаешь, мне кажется, что всё же библейского аналога катастрофе искать не стоит. Я увидел в этом именно итоги ядерной войны -- ядерную зиму в полный рост.

А так -- да, согласен, вещь очень сильная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 01:26

цитата Vladimir Puziy

Знаешь, мне кажется, что всё же библейского аналога катастрофе искать не стоит.
А по-моему, концовка довольно явно на это намекает. И сын все больше похож на Сына Божьего
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 01:34

цитата kkk72

И сын все больше похож на Сына Божьего


o_O

Не знаю, мне так не показалось, насчёт концовки. ИМХО, попытка вчитать туда подобные трактовки (как и, к примеру, то, что они действительно несут какую-то не метафорическую, а реальную «искру, свет»; в одном из отзывов на «Фантлабе» я видел нечто подобное) -- она лишняя. «Дорога» ведь одновременно избавляет от иллюзий и утверждает главное: человек должен оставаться человеком, а значит, быть чем-то бОльшим, чем животное. Оставаться вопреки всему, в этом предельно реалистичном, суровом, безжалостном мире, которые требует, казалось бы, ответной жестокости.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 02:33
Ты тоже «вчитываешь». Могу предложить другую трактовку: сколько не пыжься «оставаться человеком», «нести свет», все равно сдохнешь без погребения, перед этим порядком намучившись. Поэтому надо жить ярко и умереть молодым, перед смертью как следует покуражившись. :-)))
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 07:05
Э нет. Если бы отец из этого романа был бы один, он, возможно, так и поступил бы. Но ответственность за другого — центральная идея всего романа, подобный вариант поведения отрицает начисто
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:02

цитата vvladimirsky

Могу предложить другую трактовку: сколько не пыжься «оставаться человеком», «нести свет», все равно сдохнешь без погребения, перед этим порядком намучившись. Поэтому надо жить ярко и умереть молодым, перед смертью как следует покуражившись.


«Вчитывать» -- привносить интерпретации, которые не следуют непосредственно из текста. Финальные страницы, на мой взгляд, как раз приводят к выводу, который я сформулировал. А вот про «надо жить ярко и умереть молодым» -- это ты уже как следует куражишься.

Для отца, заметь, не было важно, сдохнет он без погребения или нет. Для него был важен сын. «Порядком намучившись», он добился того, чего хотел: сын жив, сын не пал духом, более того -- он попал к «хорошим людям» и последующая его жизнь, возможно, будет лучше, чем предыдущая.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 07:03

цитата Vladimir Puziy

человек должен оставаться человеком, а значит, быть чем-то бОльшим, чем животное. Оставаться вопреки всему, в этом предельно реалистичном, суровом, безжалостном мире, которые требует, казалось бы, ответной жестокости.

Что это, если не христианские идеи? Вместо ветхозаветного: око за око, зуб за зуб — не убий, не укради. И перечитай последнюю страницу — там все написано довольно четко
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 10:59

цитата kkk72

Что это, если не христианские идеи?


Не христианские, т.к. «вопреки всему», т.е. никакой речи о воздаянии после смерти, о справедливости и проч. речи не идёт.

Заметь: Маккарти уничтожает человечество вместе с невинными младенцами -- и никакого намёка на теодицею.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:27

цитата Vladimir Puziy

никакой речи о воздаянии после смерти, о справедливости и проч. речи не идёт.
Но и отрицания всего этого нет.

цитата Vladimir Puziy

Маккарти уничтожает человечество вместе с невинными младенцами

А что, в Содоме и Гоморре младенцы спаслись от божьего гнева? Или во время всемирного потопа?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:30

цитата kkk72

Но и отрицания всего этого нет.


А бритва Оккама после катастрофы не работает? :-)

цитата kkk72

А что, в Содоме и Гоморре младенцы спаслись от божьего гнева? Или во время всемирного потопа?


Ветхий завет, вообще-то. Не ты ли мне чуть выше писал о том, что, по-твоему, в «Дороге» ветхозаветная система ценностей меняется на новозаветную?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:36
Именно. А современный мир сейчас живет по какой системе ценностей? То и получаем.
Значит, по версии автора, пора опять спалить и сожрать 99% населения, чтобы оставшийся 1% переосмыслил свое поведение. Очень может быть, что так и случится.

цитата Vladimir Puziy

Но и отрицания всего этого нет.
А бритва Оккама после катастрофы не работает?

А что, по-твоему, удерживает отца от самоубийства? Любовь к сыну или боязнь погубить свою душу? Так сын и есть его душа.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:42

цитата kkk72


Именно. А современный мир сейчас живет по какой системе ценностей? То и получаем.


Вообще-то -- по разным.

цитата kkk72

Значит, по версии автора, пора опять спалить и сожрать 99% населения, чтобы оставшийся 1% переосмыслил свое поведение.


Ну, я не согласен с таким прочтением версии автора.

цитата kkk72

А что, по-твоему, удерживает отца от самоубийства? Любовь к сыну или боязнь погубить свою душу? Так сын и есть его душа.


А много что. В т.ч. -- вспомни, что ему перед смертью говорила жена.

Причём в тексте не раз подчёркивается, даже педалируется, что отец неверующий, он антирелигиозен.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:54

цитата Vladimir Puziy

Вообще-то -- по разным.

1% может и по христианским.

цитата Vladimir Puziy

Ну, я не согласен с таким прочтением версии автора.

А в чем смысл всех божьих кар? А в романе явно описана божья кара. Нечего сваливать все на метеориты.

цитата Vladimir Puziy

Причём в тексте не раз подчёркивается, даже педалируется, что отец неверующий, он антирелигиозен.
Он, хоть и хороший человек, но в романе явно символизирует все старое, отжившее. Поэтому он и умирает, а мальчик живет дальше
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:02

цитата Vladimir Puziy

Не ты ли мне чуть выше писал о том, что, по-твоему, в «Дороге» ветхозаветная система ценностей меняется на новозаветную?

цитата kkk72

Именно. А современный мир сейчас живет по какой системе ценностей? То и получаем.

цитата Vladimir Puziy

Вообще-то -- по разным.

цитата kkk72

1% может и по христианским.


Вообще-то системы ценностей не ограничиваются двумя вариантами: старо- и новозаветной.

цитата kkk72

А в чем смысл всех божьих кар? А в романе явно описана божья кара. Нечего сваливать все на метеориты.


Маккарти где-то пишет о Божьей каре? Это твоё прочтение.

«Дорога» тем и страшна, что главные герои не верят в Бога, у них нет надежды на то, что впереди их ждёт что-то лучшее (пусть даже это «впереди» -- после смерти). Надежды нет вообще. Но в этих условиях они продолжают надеяться. Духовный подвиг высшей пробы -- более мощный и отчаянный, чем если бы они верили в то, что после смерти их ждёт справедливое воздаяние.

цитата kkk72


Он, хоть и хороший человек, но в романе явно символизирует все старое, отжившее. Поэтому он и умирает, а мальчик живет дальше


Мы вообще-то начали с того, что я говорил: в романе нет ни слова о воздаянии после смерти и о справедливости.

цитата Vladimir Puziy

А бритва Оккама после катастрофы не работает?

цитата kkk72

А что, по-твоему, удерживает отца от самоубийства? Любовь к сыну или боязнь погубить свою душу? Так сын и есть его душа.

цитата Vladimir Puziy

А много что. В т.ч. -- вспомни, что ему перед смертью говорила жена.
Причём в тексте не раз подчёркивается, даже педалируется, что отец неверующий, он антирелигиозен.

цитата kkk72


Он, хоть и хороший человек, но в романе явно символизирует все старое, отжившее. Поэтому он и умирает, а мальчик живет дальше


Спрашивается: то, что отец «символизирует всё старое, отжившее», каким именно боком указывает на то, что он верит в воздаяние после смерти, в справедливость или же делает его верующим (с религиозной, конкретно -- христианской т.зр.)?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:12

цитата Vladimir Puziy

Вообще-то системы ценностей не ограничиваются двумя вариантами: старо- и новозаветной.
Думаю, мусульмане, иудеи, буддисты и т.д. автора не очень интересовали.

цитата Vladimir Puziy

Маккарти где-то пишет о Божьей каре? Это твоё прочтение.

А когда весь континент сожжен огненным дождем, то кивать на метеориты по меньшей мере странно. Еще раз: ни один вариант природной или техногенной катастрофы под описание Маккарти не подходит. А вот описание библейской катастрофы как раз очень схоже. Так кто тут забыл дома бритву Оккама?

цитата Vladimir Puziy

то, что отец «символизирует всё старое, отжившее», каким именно боком указывает на то, что он верит в воздаяние после смерти, в справедливость или же делает его верующим (с религиозной, конкретно -- христианской т.зр.)?

Ну и что, что не верит? Что ж ему, надо быть ортодоксальным иудеем, чтобы символизировать ветхозавтную мораль?
Очевидно, что центральное противоречие, конфликт романа — не противостояние отца и сына окружающему враждебному миру, а различие в их подходах к этому миру.
Струсить, сбежать, убить чужих ради спасения ближнего или нести людям свет несмотря ни на что. Вот в чем принципиальное различие. Аналогии с ветхим и новым заветом очевидны.
А жить по принципу «Око за око» можно и будучи атеистом
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:39

цитата kkk72

Думаю, мусульмане, иудеи, буддисты и т.д. автора не очень интересовали.


:-))) Хорошего же ты о нём мнения.

цитата kkk72

А когда весь континент сожжен огненным дождем, то кивать на метеориты по меньшей мере странно. Еще раз: ни один вариант природной или техногенной катастрофы под описание Маккарти не подходит. А вот описание библейской катастрофы как раз очень схоже. Так кто тут забыл дома бритву Оккама?


Вообще-то внизу цитировали мнение автора. «В Институте Санта Фе я работаю со специалистами многих дисциплин, и некоторые из них — геологи, например — говорят, что внешне катастрофа напоминает падение метеора. Но это может быть что угодно — вулканическая активность или ядерная война. Это не так важно. Важно другое — что делать?» Он, имхо, брадобрей, имеющий право финального слова.

цитата kkk72

Ну и что, что не верит? Что ж ему, надо быть ортодоксальным иудеем, чтобы символизировать ветхозавтную мораль?


:-D Ещё раз: отец делает то, что делает, не из религиозных соображений. То, как он поступает, -- это не «христианские идеи», это идеи внеконфессиональные, понимаешь, общечеловеческие. С чего мы, собс-сно, и начали эту нить дискуссии. Ты пытаешься сузить роман-притчу до реализации «месседжа» в рамках одной конкретной религии. А «Дорога» в это прокрустово ложе не влазит, с моей т.зр.

цитата kkk72

Очевидно, что центральное противоречие, конфликт романа — не противостояние отца и сына окружающему враждебному миру, а различие в их подходах к этому миру.


Вот тут я с тобой согласен. С одной ма-аленькой поправкой. Именно отец учит сына идее «нести свет», именно отец прививает ему эту мораль.

Но что-то мне подсказывает, что переубедить тебя я не смогу. Может быть, сам увидишь всё это, когда/если через какое-то время перечитаешь.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 13:34

цитата Vladimir Puziy

Ещё раз: отец делает то, что делает, не из религиозных соображений. То, как он поступает, -- это не «христианские идеи», это идеи внеконфессиональные, понимаешь, общечеловеческие.

Согласен. Так человечество и жило до христианства. Бей чужих, спасай себя, защищай своих. Видимо, слово «ветхозаветный» правильнее заменить на «дохристианский». Хотя как раз тот же буддист вел бы себя совсем по-другому.

цитата Vladimir Puziy

Вот тут я с тобой согласен. С одной ма-аленькой поправкой. Именно отец учит сына идее «нести свет», именно отец прививает ему эту мораль.

Вот тут я с тобой согласен. С одной ма-аленькой поправкой:-))) У хорошего учителя ученики идут дальше него. Так и здесь: сын в моральном плане пошел дальше своего отца.
Хотя, по большому счету, все это так условно. Все-таки сын отвечал только за себя, а отец — еще и за сына.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 10:43
Там христианская символика точно присутствует ;-)
Сходу, помнишь, книга начинается с воспоминания отца о мертвых рыбах, а в концовке вдруг оказывается, что они до сих пор скользят в водных глубинах. Да и сам сюжет, дорога — это же крестный путь к _сверх-новому завету на крови отца, а не сына.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:07
Цитирую (курсив мой):

цитата



Когда-то
в горной речке водилась форель. Было видно, как рыбы спят в янтарной воде, а течение покачивает их плавники с дрожащими белыми каемками. Рыбины оставляли на руках запах тины. Гладкие, мускулистые, напряженные. На спинах -- замысловатые узоры. Карты зарождающегося мира. Карты и запутанные лабиринты. То, что назад не вернуть. И никогда уже не исправить. В глубоких впадинах, где прятались рыбы, все дышало древностью и тайной. А человечество только делало свои первые шаги.


Внимание, вопрос: из чего следует, что «они до сих пор скользят в глубинах»? Как раз наоборот: воспоминание о тех временах, когда христианский бог еще не умер, окончательно и бесповоротно...
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:11
Умер великий бог Пан :-) И приведенный абзац можно толковать и совершенно по-иному, все что было до Катастрофы, было только первыми шагами человечества.
UPD соответственно, все таки скользят здесь и сейчас 8-)
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:30
Резюме: хорошая книжка. Каждый может вчитать то, что ему хочется. :-)))
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:33
Так сам Маккарти об этом же и говорит ;-)
Впрочем, надеюсь, что до «глубин» толкования ВК как антизападного памфлета читатели «Дороги» не дойдут ;-)
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:38
Дойдут, дойдут... Вообще я это рассматриваю как роман-предупреждение с христианской начинкой. Книжка реально страшная. Ну, я об этом уже писал.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:43
Знаешь, а я вот как предупреждение его не воспринял совершенно. Вот если серьезно и не натягивать что-нибудь экологическое, вроде «береги природу или будет кабздец», или религиозное, типа «вот что случается с теми, кто не возлюбил своих ближних», о чем «Дорога» предупреждает?
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 21:11
Возлюби ближнего паче самого себя, не забывай о простых радостях жизни, не кушай сырую человечину, иначе наступит полный и окончательный [редкий пушной зверек]. Примерно так, сильно-сильно упрощая.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 00:58
Есть у меня сомнения, что надо кого-то предупреждать о вреде сырой человечины, если кто сомневается, то пускай вспомнит о «смеющейся смерти»/куру ;-)

Я не почувствовал такого предупреждения в книге, но много толкований :-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:55
Именно:beer:
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 10:52

цитата suhan_ilich


Там христианская символика точно присутствует ;-)


Ага.

Я имел в виду конкретно фразу про то, что

цитата kkk72

сын все больше похож на Сына Божьего


Насчёт же рыб -- я это прочёл как воспоминание про «когда-то».
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 21:24

цитата

человек должен оставаться человеком, а значит, быть чем-то бОльшим, чем животное

Я бы так сказал: отец с сыном остаются людьми и это автоматически делает их в новом мире Отцом и Сыном. На мой взгляд библейская аллюзия очень прозрачна ???
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:04
На мой взгляд, нет. Не делает. И не прозрачна.

Но это уже вопрос личного прочтения каждого.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 02:29
Там нет и следов радиационного заражения. Концепт такой... Скорее уж действительно кара небесная.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 07:08

цитата vvladimirsky

Там нет и следов радиационного заражения.

Вот именно. И нет никакого объяснения случившемуся. И ни на какую природную катастрофу это тоже не похоже.

цитата vvladimirsky

Скорее уж действительно кара небесная.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 10:53

цитата vvladimirsky

Там нет и следов радиационного заражения.


Если шарахнуло где-то далеко, будут ли следы? А ядерная зима -- вот она, во всей красе.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:10
Герои идут через города, мимо тел, обращенных в пепел -- как ты думаешь, будут там следы радиации, даже через пять-семь лет?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:12
Ладно, вопрос снимается: ниже уже привели мнение самого автора:

«В Институте Санта Фе я работаю со специалистами многих дисциплин, и некоторые из них — геологи, например — говорят, что внешне катастрофа напоминает падение метеора. Но это может быть что угодно — вулканическая активность или ядерная война. Это не так важно. Важно другое — что делать?»
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:15
Ну, что делать он описал подробно: медленно и печально ползти на кладбище. 8-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:31
Это ты так прочёл. :-)))
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:48
Дык! Конечно, я. К коллективному разуму пока не подключился. 8-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:54
Это я к тому, что в тексте этого нет, тебе вон ниже и выше о том же и пишут. Вся книга как раз о том, что ползти на кладбище НЕ нужно... /далее нрзб. про надежду и пр./
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:57
Я внимательно прочитал этот роман. При буквальном прочтении он никакой надежды не дает. Только буквально воспринимать такие книжки, на мой взгляд, верх идиотизма. Это все-таки не «Сталкер» с точками.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:08
Разумеется, буквально воспринимать такие книжки не стоит. Но ведь ты пишешь, что «Дорога» -- про «как ни пыжься, всё равно сдохнешь» и что «при буквальном прочтении никакой надежды она не даёт». %-\ ;-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:15
Ну. Не дает. Могу по пунктам разобрать. С цитатами. Только смысла не вижу. А вообще я все, что хотел, в рецензии уже сказал. Добро пожаловать на сайт Книжного Клуба Фантастика. 8-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:38

цитата vvladimirsky

Добро пожаловать на сайт Книжного Клуба Фантастика.


Ух ты! Это где?! :beer:

(Рецензию, конечно, я читал ;) )


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 06:04
Вчера начал читать.

цитата kkk72

И сын все больше похож на Сына Божьего

В одном из своих редких интервью автор не отрицает этого.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 07:09

цитата Андрэ

Вчера начал читать.

Интересно будет сравнить впечатления.

цитата Андрэ

В одном из своих редких интервью автор не отрицает этого.

А есть в сети русский перевод этого интервью?
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 13:04
Я читал в журнале.


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 09:47

цитата kkk72

Ведь описанная в романе катастрофа — не ядерная война, не извежение вулкана, не падение метеоритов. Это именно библейский огненный дождь, который сжег нечестивое, погрязшее в грехе и гордыне человечество

Сам Маккарти отвечает на этот вопрос в своем интервью так:

цитата

В Институте Санта Фе я работаю со специалистами многих дисциплин, и некоторые из них — геологи, например — говорят, что внешне катастрофа напоминает падение метеора. Но это может быть что угодно — вулканическая активность или ядерная война. Это не так важно. Важно другое — что делать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 10:24

цитата sk-joker

внешне катастрофа напоминает падение метеора

Ой, вряд ли. Ну хорошо, небо, годами закрытое пылью — возможно. Но огненный дождь на огромной территории, а не в районе удара?
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 12:36
Согласен. Видно автор просто хотел создать атмосферу, не вникая в детали предшествующей трагедии.


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 10:02
А «Слепота» Сарамаго все таки лучше.И продолжая тематику могу посоветовать вам антологию «Апокалипсис» недурный получился сборник.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 10:24

цитата alexsei111

могу посоветовать вам антологию «Апокалипсис» недурный получился сборник.
Уже куплена и внесена в планы


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 12:45

цитата kkk72

Только неравнодушные и стойкие духом смогут осилить эту небольшую книгу, но будут за это достойно вознаграждены.

Мое вознаграждение, помимо всего прочего, состояло в почти двухнедельном литературном воздержании :-[. Ибо после романа Маккарти было сложно подобрать что-то столь же атмосферное.

цитата kkk72

Давно мне не встречалось произведения, в котором так сильно и пронзительно, так мощно и честно описана Любовь двух близких людей.

Я вот недавно общался с несколькими женщинами, прочитавшими Дорогу. Так вот они считают, что тема любви фактически не поднимается автором в диалогах героев. (Заботу о сыне они видимо не сочли за проявление любви ???) А Вы видимо, как и я, согласны с автором — это просто общение двух мужчин, без излишней сентиментальности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 12:59

цитата sk-joker

Мое вознаграждение, помимо всего прочего, состояло в почти двухнедельном литературном воздержании . Ибо после романа Маккарти было сложно подобрать что-то столь же атмосферное

Да, я тоже призадумался, что взять читать. Попробовал на контрасте Рушди.

цитата sk-joker

тема любви фактически не поднимается автором в диалогах героев. (Заботу о сыне они видимо не сочли за проявление любви

Любовь — не в словах, а в делах!


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 14:19
Отзыв очень интересный :beer:
Я до первого ролика фильма и знать не знал, что он по книге будет. Тема интересная, хотлось бы прочитать, разве что книгу боюсь не осилить по атмосфере и прочему. Хотя например тот же Террор, шел более-менее спокойно. Но все же надо будет сперва фильм посмотреть. Который говорят видимо такой же тяжелый и атмосферный как и книга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2010 г. 16:40
Фильм, кстати, больше поругивают.
А Дорога не производит такого тяжелого впечатления, как Террор
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:11
Ага. «Человечество должно быть уничтожено!» И что по этому поводу переживать? :-)))
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:28
Как раз концовка романа явственно указывает на то, что человечество возродится в обновленном виде, и возродят его такие, как выживший мальчик
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:41
Ага. А жрать они что будут? Святым духом питаться тоже вариант, но уж больно метафизический... Нам весь роман настойчиво объясняли: человечество переживает последние дни, бежать некуда, земля не родит, фауна уничтожена, флора на грани... Оптимистический финал тут просто невозможен. Осталось только сдохнуть с достоинством. В общем, полная безнадега.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:47

цитата vvladimirsky

земля не родит, фауна уничтожена, флора на грани...

Ага. А в концовке мальчик сидит и любуется на плывущих рыб
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:53

цитата kkk72

Ага. А в концовке мальчик сидит и любуется на плывущих рыб


Ох уж это скорочтение... Последний абзац романа (который идет после отбивки, прошу заметить) я процитировал выше. Никакого мальчика там нет. Последняя сцена с его участием -- там, где мальчика обнимает женщина и рассказывает о боге. Все. А уж сознание читателя связывает эти два фрагмента... Или не связывает, если читатель внимательный. :-D
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 11:58

цитата vvladimirsky

А уж сознание читателя связывает эти два фрагмента... Или не связывает, если читатель внимательный.

Скорее речь идет не о внимательности, а о мировоззрении читателя. Пессимист эти два фрагмента обособит, оптимист объединит. А Землю унаследуют реалисты, потому что они лучше пользуются автоматом Калашникова:-)))
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:02
«Дорога» -- роман-притча. Если воспринимать описываемые события буквально, с точки зрения реалиста, то как раз никаких шансов у человечества нет. Но ведь так воспринимать его не стоит, притча это самая настоящая...

Я вот сейчас взялся «Апокалипсис» читать -- вот там жесть: и компьютеры у них после катастрофы худо-бедно работают, и аппаратура виртуальной реальности функционирует, и машинки ездят, и даже посудомойки фурычат... «Конец света» по-американски: «Милочка, а откуда вы берете деньги? -- Откуда-откуда! Из тумбочки!»
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:14

цитата vvladimirsky

«Дорога» -- роман-притча. Если воспринимать описываемые события буквально, с точки зрения реалиста, то как раз никаких шансов у человечества нет. Но ведь так воспринимать его не стоит, притча это самая настоящая...

С этим полностью согласен.

цитата vvladimirsky

Я вот сейчас взялся «Апокалипсис» читать

Я тоже планирую прочесть. Пузий хвалил
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 12:16
Я пока до середины дошел. Впечатления неоднозначные.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 14:09

цитата vvladimirsky

Ага. А жрать они что будут? Святым духом питаться тоже вариант, но уж больно метафизический...
+100:-))).Я как раз за эту странную метафизику и сбавилл балл.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2010 г. 19:05
Ну как писал Шаламов «человек выживает даже там, где лошади мрут», за дословность не отвечаю. Мы не знаем, вся ли планета попала под каток,может где-то скрывается земля обетованная, тронутая катастрофой в меньшей степени :-) и т.д. Может бог сменит гнев на милость, раз уж катастрофа имеет именно такое происхождение ;-) Если уж ради десяти праведников, он готов помиловать Содом, почему бы ради одного не помиловать человечество. :-) Информации слишком мало, чтобы делать однозначный вывод.
PS И все-таки рыбы продолжают скользить, первые шаги человечества никак не получается отнести к воспоминаниям. ;-)


Ссылка на сообщение14 марта 2010 г. 19:03

цитата suhan_ilich

Мы не знаем, вся ли планета попала под каток,может где-то скрывается земля обетованная, тронутая катастрофой в меньшей степени :-) и т.д.

Ну, если люди дышат, значит процесс фотосинтеза идет, растения «работают», а значит и не только они, круговорот веществ в природе продолжается...:;-)


⇑ Наверх