429 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 429. Иллюстрированный Михалков. Дядя Стёпа (Худ. А.Каневский, И.Кеш-Проскуряков, Ю.Коровин, В.Гальдяев, Р.Вольский, К.Ротов, Ф.Лемкуль, М.Бычков).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

429. Иллюстрированный Михалков. Дядя Стёпа (Худ. А.Каневский, И.Кеш-Проскуряков, Ю.Коровин, В.Гальдяев, Р.Вольский, К.Ротов, Ф.Лемкуль, М.Бычков).

Статья написана 2 августа 2022 г. 22:18

Воспитательная советская детская поэзия

Собирая иллюстрированные книги, невозможно было, даже без особого желания, не скопить солидное собрание книг Михалкова.

Разные иллюстраторы, вроде бы богатый материал для сравнений и обобщений. Но я неожиданно обнаружил, что даже если брать по-настоящему прекрасные стихи раннего Михалкова, обзоры иллюстраций к ним будут невыносимо скучными. Художники лишены возможности как-то выразить себя. Михалков всё образно показал в своих дидактических стихотворениях («я у стенки», «у меня дрожат коленки» и т.д.), картинки не нужны. В этом сила морализаторской поэзии Михалкова. Его лирическая поэзия тоже черезчур предметна для лирики: «Дело было вечером...». Все вынуждены рисовать городской двор с компанией ребятишек. Потом взрослые читатели могут вспоминать самый любимый рисунок к этим стихам, но это будет рисунок «шаблонных» художников типа Чижикова, Лемкуля или Васильева-и-Булатова: они что ни нарисуют, всё будет хорошо, при этом все персонажи будут одинаковые и оторванные от текста. Здесь текст вообще не важен (у меня, например, во младенчестве любимым занятием было рассматривать «шаблонные» карикатуры Чижикова — и неумение прочесть подписи к рисункам нисколько не мешало наслаждению).

Эссе Л.Кудрявцевой

В то же время, существует прекрасный обзор иллюстраций к «Дяде Стёпе» из книги Л.Кудрявцевой «Собеседники поэзии и сказки». Это идеальный образец анализа, снабжённый необходимым и достаточным иллюстративным рядом (это эссе в формате pdf я прикрепил внизу).

«Дядя Стёпа» — приключенческий роман (первая и лучшая часть трилогии). Его интересно не только иллюстрировать, но и интерпретировать. Какую тенденцию выявила Кудрявцева?

1) Сталинский период.

Очень сильно в СССР отличалось предвоенное искусство, которое начали всерьёз ограничивать года с 1934-го, но ещё сохранялась инерция «золотого века» детской книжки-картинки 1920-х гг., и послевоенное искусство, когда «сталинский ампир» вытеснил все другие направления.

а) А.Каневский в 1936 году

цитата
воспринял Дядю Стёпу как персонаж абсолютно комический... Просто какой-то Иванушка-дурачок. И лицо дурашливое. В общем, остроумная шутка.

б) В 1949 году И.Кеш-Проскуряков рисует совсем другого Дядю Стёпу

цитата
За десять лет Дядя Стёпа вырос в образцового гражданина... Получился жизнеутверждающий плакат.

2) После-сталинский период.

Тоже разные времена: «Оттепель», Семидесятые, Восьмидесятые.

а) К.Ротов. 1957 год:

цитата
Его Дядя Стёпа тоже весьма положительный мужчина, но нарисован с улыбкой

б) Ю.Коровин. 1971 год:

цитата
Внёс лирическую ноту, декоративность. Какой же это «Дядя» да ещё «Стёпа«! Приятный спортивный молодой человек с мечтательностью во взоры... Такая книжная жизнерадостная иллюстрация. Таков и герой. Тоже, конечно, плакатный.

в) В.Гальдяев. 1984 год (первый вариант), 1987 (второй вариант):

цитата
Грубоватое лицо, накачанные мускулы, лёгкая самоуверенность, заломленная на затылок белая кепка... Веселится и ликует весь беспечный народ.

От себя добавлю: это был первый опыт историзма в стёпаниане. Через 50 лет Дядю Стёпу вернули в его довоенное время. И это время — грубоватое и крикливое — представлялось таким художнику. Я не знаю, какого происхождения был Гальдяев (родился в Москве в 1938 году), но он принадлежал к поколению, родители большинства из которых были полуграмотными выходцами из деревни. Это взгляд поздне-советских интеллегентов на свои корни: трогательно, неуютно и немного стыдно.

г) Р.Вольский. 1988 год:

цитата
Нарисовал его таким аккуратненьким подтянутым франтом. Красавчиком, как бы сейчас сказали, гламурным.

Новые прочтения старых произведений становятся наглядными в иллюстрациях разных эпох. Эволюция образа Дяди Стёпы от Иванушки-дурачка до гламурного супермена впечатляет.

Иллюстраций к «Дяде Стёпе» было больше, чем привела в пример Кудрявцева. Но сюиты таких, например, первоклассных художников как Сутеев (см.), или Мазурин (см.) — при своём создании ничего не добавляли к развитию образа героя, уже закреплённого в этот период. Пост-советские молодые художники тоже ничего нового не привнесли в стёпиниану. Но всё же можно добавить пару слов к обзору Кудрявцевой.

Худ. М.Бычков

Мартовский номер «Мурзилки» за 1998 год был посвящён юбилею Михалкова. Блеснуло целое созвездие поколения поздне-советских художников-концептуалистов. Иллюстрировать «Дядю Стёпу» выпало М.Бычкову. Художник вернул персонажей стихотворения в 1935 год. Это возвращение вышло совсем не таким, как у Гальдяева десять лет назад в советское ещё время. Сейчас, в 1998 году, получилось милое ретро с очаровательным советским допризывником в настоящей футболке. Мейнстримом это в конце Девяностых не было.

1) Мирная жизнь Дяди Стёпы.

Мурзилка. 1998-03
Мурзилка. 1998-03

2) Мирные подвиги Дяди Стёпы.

Мурзилка. 1998-03
Мурзилка. 1998-03

Худ. Ф.Лемкуль

Сложно объяснить, почему Кудрявцева в своих книгах и статьях упорно игнорирует художника Ф.Лемкуля. Может, потому что это «шаблонный» художник, который критику не интересен. Но ведь столь же «шаблонного» Чижикова она в своей книге не забывает. Что-то личное, наверное, лежит в основе этого умалчивания. А я вот думаю, без Лемкуля не получится полноценного обзора стёпанианы. Хотя иллюстрации Лемкуля стоят настолько особняком, что могут поломать любую стройную концепцию.

У меня имеются две книги Михалкова, проиллюстрированные Лемкулем.

Первое издание крупноформатной книги «Детям» было в 1969 году (а последнее стереотипное, скорее всего, в 1973 году). Сборник обычного формата «Весёлый день» первым изданием вышел в 1979 г. — через 10 лет после большой книги. Для советского общества эти 10 лет — эпоха больших изменений: жить стало лучше, жить стало скучнее.

В книге 1969 года Дядя Стёпа — забавный и беззаботный. Лемкулю в период 1960-х гг. это было свойственно — он и совершенно хулиганского Хармса в это время проиллюстрировал озорными картинками (1967). Дядя Стёпа получился разбитным, как в довоенное время, когда его воспринимали как Иванушку-дурачка. А потому что Лемкуль наслаждался «оттепелью», которая дала ему — уже пожилому художнику — второе дыхание и, наконец-то, собственную оригинальную манеру. Лемкуль выпал из общей тенденции лакировки образа Дяди Стёпы.

А что же в книге 1979 года? Лемкуль перерисовал рисунки. Изменил персонажей чуть-чуть, а настроение совсем другое. Дурашливость исчезла. Как будто, в самом деле, Лемкулю указали на отклонение от генеральной линии в трактовке «Дяди Стёпы», и он всё переделал с нескрываемым раздражением. В целом, это может служить подтверждением концепции Кудрявцевой о наведении лоска на образ Дяди Стёпы.

В издании 1969 года иллюстраций к «Дяде Стёпе» очень много: отображён каждый эпизод. В 1979 году гораздо меньше картинок. Будем смотреть только те, которые совпадают в обоих изданиях (т.е. все из книги 1979 г. и некоторые из ранней книги 1969 г.). Полная сюита из книги 1969 г. приведена   вот здесь, например: https://kidpix.livejournal.com/1895315.html.

Итак, смотрим и сравниваем. Один и тот же Дядя Стёпа десять лет спустя.

1) Представление.

1969
1969
1979
1979

1969 год: у Дяди Стёпы непропорционально длинные и тонкие ноги (как на ходулях, что сразу настраивает на балаганную атмосферу). Лицо — расплывшееся в улыбке. Толпы народа — идут по своим делам, только малыш пялится на сказочного великана.

1979 год: ноги пропорциональные! Всё, не будет цирка. Обыкновенная дылда. Дядя Стёпа всё так же молод, но он теперь солидный гражданин, не лыбится. И широко известный: добропорядочные дети выстроились для приветствия вдоль пути уважаемого Степана.

2) Поездка на осле.

1969
1969
1979
1979

1969 год: многочисленная публика по-разному реагирует на то, как комично-длинноногий Стёпа едет на осле. Но можно заметить и эмоциональных граждан, радостно приветствующих цирковой номер.

1979 год: в глазах народа недоумение и возмущение. «Сколько можно мучить ослика?». За Степана всем неловко.

3) В тире.

1969
1969
1979
1979

1969 год: Дядю Стёпу окружают какие-то персонажи, не идентифицированные в тексте. Но эти персонажи сплошь колоритные, что поддерживает атмосферу карнавала.

1979 год: Степан совсем один, он никому не интересен со своими ногами обычных пропорций.

4) Спасение утопающего.

1969
1969
1979
1979

1969 год: Дядя Стёпа, шагающий по воде, по-прежнему комичен. Хотя он в первый раз без улыбки (ребёнок чуть не погиб). Публика (включая рыбок) продолжает вносить элемент абсурда даже в серьёзное дело спасения на водах. Комичен даже спасённый младшеклассник с зелёным лицом.

1979 год: Степан не просто не улыбается, он явно взбешён из-за маленького паршивца. Публика настроена серьёзно и даже трагично.

5) Медкомиссия в военкомате.

1969
1969
1979
1979

1969 год: комично и многолюдно.

1979 год: обмельчал Дядя Стёпа, с ним теперь пара скучающих докторов справится.

6) Отпуск моряка.

1969
1969
1979
1979

С эпизодом возвращения моряка Дяди Стёпы такая история. В 1935 году он, понятно, пришёл в отпуск с флота мирного времени. В войну или сразу после войны Михалков сделал вставку о военном приключении Дяди Стёпы: он, не покидая советского корабля, своими длинными руками сорвал флаг с мачты фашисткого судна (я в начале 1970-х гг. смотрел диафильм с этой вставкой). Потом этот эпизод выпал и осталось только упоминание о войне, о ранении. Так что в последнем каноническом варианте текста Дядя Стёпа получил отпуск по ранению (война, вероятно, ещё не закончилась). Но большинство поздне-советских художников помещают действие стихотворения в современную обстановку. Поэтому между текстом и рисунками возникает временной диссонанс, на который предпочитают не обращать внимания.






465
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 августа 2022 г. 09:42
Я думаю, что при рассмотрении стилей иллюстраторов надо еще учитывать, что текст неоднократно менялся. Ротовские довоенные иллюстрации сильно разнятся с последующими, «под Баталова»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2022 г. 12:13
Да, текст менялся. Но, думаю, основные эпизоды остались прежними. Решил, что интереснее пунктирную концепцию Кудрявцевой показать.
Спасибо за указание на довоенные иллюстрации Ротова. Нашел «Весёлые стихи» 1940 г. — там тоже Иванушка-дурачок (концепция Кудрявцевой подтверждается). Очень интересно.


Ссылка на сообщение3 августа 2022 г. 19:54
Прекрасная работа.
Могу добавить только:
а)Дядя Степа представляется каким-то, детям-то не особо зашедшим. Ну дядя, ну длинный, ну Степан. Не Бармалей, в общем. И так со всеми работами Михалкова
б) В контексте довоенный — послевоенный, есть нюанс с восприятием великанства Степы. В первой половине ХХ века средний рост мужчин СССР был до 168 см. Голодные военные и послевоенные прекрасно соотносятся с

цитата Zivitas

За десять лет Дядя Стёпа вырос в образцового гражданина.
В 1980-х «Две огромные ноги /Сорок пятого размера / Покупал он сапоги» уже лажово.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2022 г. 20:12
:-)))


Ссылка на сообщение7 августа 2022 г. 23:36
В московском метро есть тематический поезд, посвященный стихам С. Михалкова.
Дяде Степе выделен отдельный вагон: внутренность его состоит из разных иллюстраций к этому циклу разных художников, а поясняющие тексты, кто, когда и почему помещены на околодверные панели.
Лемкуля там, вроде бы, нет, а вот Ротов, Каневский, Гальдяев и Мазурин (мой личный вариант) — имеются.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2022 г. 00:48
o_O


⇑ Наверх