473 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 473. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. М.Радин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

473. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. М.Радин)

Статья написана 24 марта 2023 г. 21:52

Худ. М.Радин (1948)

На сайте Национальной электронной библиотеки обнаружилась полностью отсканированная брошюрка — отдельное издание "Серебряного копытца". Издано в 1948 году в Свердловске.

Шрифт изысканный — явный русский модерн Серебряного века. Для 1948 года — почему бы и нет, у газеты "Правда" в заголовке такой шрифт на весь советский период задержался. Так что сам по себе такой шриф ещё ни о чём не говорит, разве что о необычном издательстве: Свердловское отделение художественного фонда СССР.

Иллюстратором обозначен М.Радин (не встречался ни разу).

О "Серебряном копытце"

Не люблю поздне-сталинскую иллюстрацию, но эти рисунки показались будто из другой эпохи. Шрифт на обложке оказался не случайностью.

1) Заставка и концовка: хорошая техника, гармоничная композиция. Рамочки. Пока это общие места.

2) Сюжетные иллюстрации: Кокованя навещает сиротку и забирает её к себе вместе с кошкой. Не могу избавиться от мысли, что эти рисунки — средний уровень иллюстрации дореволюционного десятилетия. Причём, именно средний — под влиянием стиля модерн.

3) Зимнее чудо. Эта композиция потом будет повторяться у других художников много раз: зритель стоит за спиной Коковани с Дарёнкой, и вместе с ними смотрит на оленя, бьющего копытом на заснеженной крыше. Но это потом будет. Для 1948 года — очень свежо.

И вот эта последняя картинка — ведь Билибин так рисовал перед войной, когда в СССР вернулся. Модерн сквозь дымку нескольких десятилетий. Иллюстрации явно выбиваются из послевоенного канона соцреализма.

О художнике

Заинтересовался художником. В Интернете есть несколько упоминаний о том, что в военные годы художник М.Радин был автором многих агит-витрин № 53 Свердловского Обкома и Горкома ВКП (б). Ещё ему приписывается петроградский плакат "Смело, товарищи, в ногу..." (1919), но, видимо, безосновательно. На изображении в Интернете нижний край плаката (где мог быть обозначен художник) обтрёпан, но если какой-то Радин и был упомянут, то это автор самой песни "Смело, товарищи, в ногу..." — Л.Радин, однофамилец.

По-видимому, вот эта архивная опись из РГАЛИ касается нашего художника:

Раздел систематизации: Р

Номер единицы хранения: 1247

Шифр: ф.2940 оп.3 ед. хр.1247

Заголовок: Радин Михаил Петрович, 1901 г., живописец-монументалист. Краснодарское отд. [Союза художников РСФСР]

Крайние даты: 15 июля 1943 — 12 мая 1951

Количество листов: 23.

Художник из Краснодара? В Свердловске оказался во время войны в эвакуации, да там и остался?

Повторюсь: Бажов — ровесник Блока, молодость пришлась на Серебряный век. Он же должен был свои детско-мистические сказы издать году этак в 1910-м! Как раз спрос был: "Русалочьи сказки" А.Толстого, "Посолонь" А.Ремизова. Иллюстрации тоже должны были быть в стиле модерн. Мне всё кажется, что к бажовским сказам модерн подходит. Вот и Радин в 1948 году со своим несовременным модерном подошёл.

Ведь провинциальный художник — плакатист, монументалист. А тут предложили проиллюстрировать какую-то не совсем советскую сказку. Ну и отдался художник 1901 года рождения душевному порыву, вспомнил как с восторгом штудировал рисунки из эстетских журналов: модерн для него — это естественная манера, а не имитация. Имитация — это его плакаты (забавно народ в Интернете пишет: предполагает, что Радин — это псевдоним, "т.к. можно найти свердловские агит-витрины с подписями разных художников, но с совершенно одинаковым стилем").

По недосмотру хорошая книжка получилась. В столичных профильных издательствах, думаю, не приняли бы в 1948 году такие рисунки, а в Свердловске, да не в партийном издательстве проскочили. И с художником повезло — попросили бы кого с именем, запуганного (раз с именем), так и получились бы убогие картинки: тому свидетельство — послевоенные рисунки выдающихся новаторов 1920-х гг. Милашевского да Кузьмина к уральским сказам (см.).

Подобный случай "по недосмотру" произошёл с выпуском нестандартных иллюстраций к бажовским сказам в том же 1948 году в московском издательстве "Профиздат", когда пригласили неформального художника Роскина (см.). Бывали отклонения.





146
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 марта 2023 г. 23:09
Великолепно! Чувствуется, что Михаил Петрович был большим знатоком и поклонником художников-мирискусников — Билибина, Поленовой, Нарбута, Митрохина (можно и продолжить список)! Какая чудесная графика! Имя для меня совершенно неизвестное — большое спасибо!
Для 1948 — это какая-то неправдоподобная история! Правда, травка сквозь асфальт иногда пробивается ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2023 г. 06:17
:beer:


⇑ Наверх