Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 09:50  
цитата Pirx
Так вот, сильно подозреваю, что за прорисовку дат и их взаимоувязку отвечал именно АНС, а высказывания БНС о том, что хронология их не сильно интересовала, означает лишь, что она не интересовала его, в связи с чем он просто принял разработки брата, на основе которых и были написаны тексты тех же ЖвМ и ВГВ. Это же, кстати, объясняет, почему БНС так легко относился к регулярно затеваемым кем-то из "люденов" исправлениям "ошибочных" авторских дат в текстах АБС.
Выглядит логично, хотя и грустно, конечно.
Но может, это просто усталость пожилого человека. Что тоже грустно, но понять можно.

UPD: Для меня вот лично было поразительным узнать, что АНС серьезно считал Контакт нежелательным (я увидел эту запись не позавчера, но все-таки не 30 лет назад). Но я понял его точку зрения, и это открыло для меня новую сторону его личности. Потому что читать подобное в тексте Сказки о Тройке — это одно, это умозрительно, а видеть, как это же самое мнение высказывает настоящий автор — это придаёт другой смысл подобному сообщению. И заставляет задуматься.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


активист

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:13  
цитата dmsl
ВГВ не про диссидентов, работающих на врага.
ВГВ является продолжением постоянно возникающей у Стругацких темы про то, что человечество уже разделилось на две неравные части: условно говоря, интеллектуальную элиту, интеллигенцию — «людей Будущего» (людей, которых прямо сейчас можно забрать в Будущее, см. Данг), и усреднённое конформистское мещанское болото, к

Ну что ж, абсолютно согласен. В таком случае авторы изобретали велосипед. Ведь действительно, имея хорошие деньги, ты живёшь совсем в других условиях. Но не факт что в среде интеллигенции.
Это то, что я называю пирамидальным обществом. Нижние слои живут в своих сферах. А верхние совсем в других. И сферы эти не пересекаются.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:23  
цитата tick
ой, как удобно! Объявить небрежностью, ошибкой всё то, что не нравится или не укладывается в прокрустово ложе чьих-то построений (г-н Переслегин, да-да, это про вас!). Автор воистину мёртв!
Я просто слишком часто сталкивался с подобного рода косяками в НФ, уже привык к ним и считаю явлением неизбежным, хоть и досадным.
цитата
Я думаю, что "ушли" тут означает не это. А то, что людены прекратили процесс создания новых люденов.
Да, тут возможны разные интерпретации. Авторы слишком лаконичны.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:28  
цитата Maidarin
В таком случае авторы изобретали велосипед. Ведь действительно, имея хорошие деньги, ты живёшь совсем в других условиях. Но не факт что в среде интеллигенции.

Конечно. Элизиум придумали древние греки. Ну, и потом Эйн Рэнд его переизобрела.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:29  
цитата dmsl
Конечно. Элизиум придумали древние греки. Ну, и потом Эйн Рэнд его переизобрела.
Утопия!!:-)))
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:32  
цитата tick
то есть 78й год в ЖвМ — это где-то 2278й (условно). Потому что не исключено, что в Мире Полудня приняли новый календарь и 78й год — это не сокращение, а буквально так — от нового летоисчисления.

Тогда и нумерация веков должна была поменяться. То есть XXIII в. — это первый век "новой эры". А например XX в — получается, третий век "до новой".


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:43  
цитата Pirx
Так вот, сильно подозреваю, что за прорисовку дат и их взаимоувязку отвечал именно АНС, а высказывания БНС о том, что хронология их не сильно интересовала, означает лишь, что она не интересовала его, в связи с чем он просто принял разработки брата, на основе которых и были написаны тексты тех же ЖвМ и ВГВ.
Можно погипотизировать, что этим же объясняется и то противоречивое отношение к собственным декорациям, о котором я писал. Возможно, одному из братьев было интереснее прорабатывать миры, в котором живут персонажи, а второму важнее были идеи, а к декорациям он относился как Фон Триер в "Догвилле". Но... Всё это конечно не более чем измышлизмы, подтвердить их нечем. Разве что из переписки видна любовь АНС к экшону ("Шпаг мне, шпаг!":-))


активист

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:47  
По сути, никто из исследователей творчества Стругацких ещё не использовал в полной мере опубликованную переписку.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:52  
цитата Vramin
а второму важнее были идеи, а к декорациям он относился как Фон Триер в "Догвилле"
Вот только идеи без нормальных декораций становятся Неудачной басней
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 28 февраля 10:53  
цитата Vramin
одному из братьев было интереснее прорабатывать миры, в котором живут персонажи, а второму важнее были идеи

Так и есть. Общеизвестно, что АНС был великолепным рассказчиком, который "держал" на себе любую компанию. И в дуэте он в большей степени отвечал за сюжетные "вкусности". БНС же был идейным лидером. Он им стал не сразу: в первых произведениях он был по сути лишь помощником старшего брата; но та идейная революция, которую он устроил в ходе работы над "Стажёрами" (которые первоначально задумывались просто как набор космических анекдотов, нанизанных на облёт Солнечной системы Генеральным инспектором МУКС и которые уже фактически были отданы в печать именно в таком виде), где в самый последний момент перед публикацией была введена придуманная им идейная мотивировка "Главное — на Земле!", фактически вывела его в идеологические лидеры соавторской пары, которым он продолжал оставаться до самого конца их совместного творчества.
Все эти рассуждения нужно воспринимать с известной долей условности, т.к. не всё было так однозначно, как воспринимается из вышенаписанного, но всё-таки именно БНС в большей степени отвечал за идейную составляющую произведений АБС, в том время как АНС был в большей степени ответственным за событийный ряд и сюжетные линии.
–––
a million bright ambassadors of morning


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 12:43  
Интересно! А подскажете, где про это можно почитать? В "Комментариях" таких подробностей нет.


миродержец

Ссылка на сообщение 28 февраля 12:52  
Vramin, про что "про это"?
Как верно заметили выше,
цитата paul_atrydes
По сути, никто из исследователей творчества Стругацких ещё не использовал в полной мере опубликованную переписку.

То, что я написал в предыдущем сообщении, это мои выводы на основе чтения переписки и дневников АБС. Какие-то систематизированные исследования на их основе мне и в самом деле пока что не попадались...
–––
a million bright ambassadors of morning


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 13:16  
Понятно... Жаль, конечно.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 13:32  
цитата Vramin
Понятно... Жаль, конечно
Так письма и дневники изданы были. И, ЕМНИП, на сайте Стругацких есть (были во всяком случае) в свободном доступе (на худой конец у пиратов должны быть)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 13:45  
Гм...
Похоже, что цитатой из исторических последовательностей я шокировал почтенную публику😄
Ну, попробуем реабилитироваться 😊
Представим, что у нас есть ящик в котором находится Саул (😆 Ага) Ящик закрыт и мы не знаем, жив там Саул или нет 🤔🙂 При этом эйнштейновская трактовка (трактовка просточитателя🙂) утверждает что Саул там есть, независимо от того, жив он или мертв. Просто мы его не видим. Оппоненты же — в том числе и ваш покорный слуга😁 — заявляют, что не просто не видим, а что Саул в это время может быть в каком угодно состоянии и в каком угодно месте (копенгагенская трактовка😇). И только открыв после этого ящик, мы видим, что Саул мертв.
В настоящий момент квантовая хронофизика придерживается второго варианта.
🙃🙃


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 28 февраля 13:57  
цитата П. Макаров
Так письма и дневники изданы были. И, ЕМНИП, на сайте Стругацких есть (были во всяком случае) в свободном доступе

"Неизвестные Стругацкие" (а вы, видимо, про них) действительно есть в свободном доступе: https://www.rusf.ru/abs/ludeni/ind_ns.htm
Это 10 томов:
цитата
Неизвестные Стругацкие: От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: Черновики, рукописи, варианты
Неизвестные Стругацкие: От «Понедельника...» до «Обитаемого острова»: Черновики, рукописи, варианты
Неизвестные Стругацкие: От «Отеля...» до «За миллиард лет...»: Черновики, рукописи, варианты
Неизвестные Стругацкие: От «Града Обреченного» до «Бессильных мира сего»: Черновики, рукописи, варианты
Неизвестные Стругацкие: Письма. Рабочие дневники. 1942-1962 гг.
Неизвестные Стругацкие: Письма. Рабочие дневники. 1963-1966 гг.
Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1967-1971 гг.
Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1972-1977 гг.
Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1978-1984 гг.
Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1985-1991 гг.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 13:58  
цитата paul_atrydes
никто из исследователей творчества Стругацких ещё не использовал в полной мере опубликованную переписку.

Все, кому интересно, её читали и применяют извлечённую оттуда информацию для своих рассуждений и трактовок.
А как ещё Вы предлагаете её использовать?


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 14:25  
цитата senso_inglese
"Неизвестные Стругацкие" (а вы, видимо, про них) действительно есть в свободном доступе: https://www.rusf.ru/abs/ludeni/ind_ns.htm
Это 10 томов:
Во, отлично, то, что надо. Спасибо!


миродержец

Ссылка на сообщение 28 февраля 14:32  
цитата senso_inglese
"Неизвестные Стругацкие" (а вы, видимо, про них) действительно есть в свободном доступе

Там, к сожалению, отсутствуют многие важные письма. В частности, письма Бориса брату начала 1960-х были обнаружены в архиве АНС уже после того, как вышло это издание, и опубликованы только в ПСС.
Вот для примера небольшой фрагмент программного письма БНС по поводу "Стажёров" от 14 сентября 1961:
цитата
Образ Жилина. Вот где должен быть герой! Он очень любит и жалеет людей. Способен понять все их порывы (что не дано более никому из героев). Очень не любит себя, считает себя дурацким мечтателем, и в этом мощное влияние Быкова. Но он выходит из-под этого влияния. Его не удовлетворяет нынешнее его положение и ему очень мучительно осознавать это, но он медленно приходит к мысли, что с Быковым ему не по дороге. Он не работяга, он мечтатель. Ему нужна такая работа, где он бы мог развернуться вовсю. Это зреющий человек коммунизма, не удовлетворяющийся всю жизнь одним и тем же и во что бы то ни стало стремящийся от добра добро искать.
Вот так я представляю себе образа. Очень схематично и неконкретно, наверное, но что я могу — один? Без тебя я как без ног на бабу скок. Мне, однако, совершенно ясно:
1. В настоящем виде «Стажер» — сопля трясучая, бесхребетная.
2. Необходимо пронзить эту соплю хребтом. Этот хребет — ненависть к мещанству. Это — основная идея вещи, и нужно сделать, чтобы это стало ясно даже и ежу.
3. Разработка идеи и образов требует выдумывания конкретных ситуаций. Ситуации, разрабатывающие ИДЕЮ, у нас есть или почти есть (можно придумать еще одну, от силы — две). Но ситуаций, раскрывающих образ, у нас почти нет. Они есть только для Юрковского. Для всех остальных героев их надо придумать, придумать во что бы то ни стало. И именно над этим нужно сейчас думать. Я считаю, что мы способны это сделать. Пусть каждый думает. Забросим все — Магов, Горбовского — все. Только ситуации. Может быть, придется перепланировать и перекроить повесть — пусть. Ради одной хорошей ситуации, раскрывающей образ Жилина, я готов выбросить к чертовой матери весь Марс с этой идиотской облавой, от которой ни тепло ни холодно основной идее и основной задаче. Может быть, придется ввести на корабль еще одного человека, чтобы ситуации могли разыгрываться на «Тахмасибе». Я готов и на это. Давай писать настоящую, злую книгу, хотя бы для этого пришлось переписать все заново.
–––
a million bright ambassadors of morning


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 15:26  
цитата Pirx
Вот для примера небольшой фрагмент программного письма БНС по поводу "Стажёров"

Шикарно!
К сожалению, уже к концу 60-х из писем почти начисто исчезают обсуждения идей, сюжетов, героев. Всё это обсуждается очно, потому что обсуждения эти начинают уходить в такие сферы, которые бумаге доверять нельзя.
А в письмах в основном обсуждение денежного вопроса, краткие упоминания кто с кем и по какому поводу встречался.

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх