fantlab ru

Все отзывы посетителя shulzh

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Кобо Абэ «Тайное свидание»

shulzh, 21 октября 2023 г. 05:01

Продолжаю читать сборник японской фантастики. Теперь это роман Кобо Абэ «Тайное свидание» — и тут уже трудно понять где просто абсурд, а где уже даже бред. Улитка на склоне, переписанная японцем и препарированная с помощью чисто японской шизы. Все тот же квест, пройденный на одном дыхании и в каком-то диком невероятном темпе. Не рекомендуется читать животным с больной психикой)

Итак к главному герою ночью приезжает скорая и увозит его жену, ибо они утверждают, что она больна. А утром (главного героя кстати звали Мужчина) он отправляется на розыски жены, которые приводят его в Больницу.

Больница представляет из себя классическую кафкианскую бродилку: бесконечные тусклые одинаковые коридоры, одинаковые люди в одинаковых белых халатах, бесконечный лабиринт, куда можно войти и нельзя выйти. И все буквально набито шпионящей следящей аппаратурой: жучки в цветках, в горшках для цветков, в подошвах больничных тапок... везде. Всемогущий медперсонал следил за бесправными пациентами и друг за другом. Получалась интересная модель тоталитарного общества, где граждане равны пациентам, причем все врачи также являлись «по совместительству» и больными (и конечно все пациенты считались неизлечимыми).

Причем главный герой не носится бестолково по медицинскому лабиринту, он максимально послушно выполняет «рекомендации и указания» хозяев больницы. А те в обмен на услугу оказания помощи в поисках пропавшей жены, предлагают ему устроится к ним на работу, то есть стать одним из них. И тут кроется главная ловушка лабиринта, ибо нельзя никогда полностью идти на поводу у любых властей, соглашаться можно только на отдельный компромисс. Став одним из них герой утрачивает свое Я, свою индивидуальность. А следовательно теряет права на самостоятельные свободные действия и мысли...

Книга набита всяческим абсурдом в лучших традициях жанра. Многие персонажи представляют из себя очень странные абсурдные существа: женщина, превратившаяся в ватное одеяло, девочка с тающими костями (практически ведьмин студень из Пикника на обочине). Отдельного разговора заслуживает зам заведующего больницы по имени Жеребец. Это очень наглое и властное существо-кентавр с двумя нижними частями мужского тела. Несмотря на свою силу и напор Жеребец — полный импотент. И вся его деятельность и усилия направлены на то, чтобы любим способом «добыть мужскую силу» из подвернувшихся подчинённых и пациентов. По моему, очень сильный образ — метафора исполнительной власти. Власть, которая очень много хочет, но абсолютно ничего не может.

Что мы имеем в итоге:

- кафкианский роман абсурда

- Причудливую фантасмагорию в тусклых оттенках кошмарных снов спящего разума

- Антиутопию с антитоталитарным подтекстом.

- Ну и восточную философскую притчу о слабой личности, потерявшей свою индивидуальность под давлением обстоятельств.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Жиль Перро «Сахара горит»

shulzh, 9 декабря 2021 г. 04:32

Советская зарубежная проза))... Класс, ностальгия, из детства

Оценка: нет
– [  5  ] +

Герман Гессе «Игра в бисер»

shulzh, 26 октября 2017 г. 02:06

Странные игры духа и разума в эпоху декаданса

Вот и закончилась эта чудная книга, сотканная из побед, разочарований и противоречий. Поражающаяся титаническим замыслом и воплощением борьбы духа и воли и одновременно открывающая всю фатальность, бренность и никчемность человеческого бытия.

«Игра в бисер» безусловно, антиутопия. Человечество переживает эпоху культурного упадка, властвует декаданс, «фельетонная эпоха», упадок творчества, гонения на культуру и науку. И в неком мифическом районе Европы – Кастилии создается некий орден, стремящийся сохранить научные и культурные достижения человечества. Орден Игры в бисер. Его участники – Магистры Игры проводят играет в бисер. Смысл Игры состоит в бесконечном сочетании, расположении и совмещении произвольных произведений и достижений человечества. Например соединить в одной игре музыку и философию, или объединить нечто филологическое и точную научную дисциплину и доказать их родство. Однако эта игра также подменяет собой творчество и люди, гоняя бесчисленные элементы и сочетания, гоняя бисер, теряют способность творить новую реальность, систематизируя и улучшая прошлые достижения, они попадают под власть прошлого и теряют перспективы будущего развития.

Сам орден Игры в бисер, наполненный высокоинтеллектуальными и рафинированными магистрами, как мне кажется, является по структуре классической сектой со строгой подчиненной иерархией. Правда сектой, которая возвела в идола науку и искусство. Как впрочем наверно и любой другой орден. Орден жестко отсеивал случайных членов на начальном пути – школа, и не прощал ошибок и предательств тех, кто уже далеко ушел на пути служения и добился успехов на поприще ордена (пример Бертрама).

Главный герой книги Кнехт прошел долгий путь возмужания разума и духа от талантливого мальчишки, обожающего музыку до великого и искусного магистра Игры в бисер. Осознав в конце пути порочность Игры и никчемность своего бытия, он делает попытку бегства из ордена, которая конечно заканчивается трагически.

Теперь об аспекте, который мне показался в романе , наиболее главным, интересным и спорным в то же время. Книга мне показалась наполненной бесконечным фатализмом, несмотря на все победы духа и сильных героев. Игра в бисер, которой посветили свою жизнь магистры ордена, являлась лишь иллюзией настоящей Игры. Настоящим игроком, по моему мнению, является в романе Вселенная или Господь, беспрестанно и непрерывно гоняющий мириады бисера по темно-зеленого полю сукна – проекции пространства – времени. А в роли бисера конечно же мы с вами, вот мы и если настоящий бисер. Бисерины рождаются, мечутся, сталкиваются друг с другом, побеждают, терпят поражения, суетятся… погибают. И величайшая игра мироздания, продолжается вечность и не прекращается не на миг, в ней нет пауз… и нет обратных ходов. Она фатальна, она порождает великие личности, которые переворачивают миры … но затем приводит их краху. Эту идею в книги замечательно доказывают три маленьких гениальных жизнеописания в финале произведения. Каждая из них как бы является вариацией-моделью жизни Иозефа Кнехта в различные периоды человеческой истории и его пути, недаром в первой новелле героя зовут Кнехт, а второй – Иосиф. Путь во всех вариантах с весьма печальным концом. «Майя… майя» — кричит индийский йог в последней новелле, вся наша жизнь беспричинная никчемная суета, маета, метания, бренность, отбирающая надежды, чаяния и силы и приводящий к одному неизменному концу. Йог насылает герою видения, рассказывающие примерный путь его жизни, а потом одним взмахом руки, разрушает эти иллюзии. И герой Дарса понимает, что эта иллюзия ничем, абсолютно ничем не отличается от его настоящего бытия, которое видимо точно такая иллюзия.

цитата:

Он был по горло сыт этими миражами, этим демоническим сплетением событий, радостей и страданий, от которых сжималось сердце и стыла кровь и которые потом вдруг оказывались майей, и оставляли тебя в дураках, он был по горло сыт всем, ему уже не нужно было ни жены, ни ребенка, ни престола, ни победы, ни счастья, ни ума, ни власти, ни добродетели. Ничего ему не нужно было, кроме покоя, кроме конца, ничего ему не хотелось, хотелось только остановить и уничтожить это вечно вертящееся колесо, эту бесконечную вереницу картин. Он хотел остановить и уничтожить себя самого, как хотел этого тогда, когда в той последней битве бросался на врагов, раздавал и принимал удары, наносил и получал раны, пока не рухнул. Но что потом? Потом будет пауза обморока, или забытья, или смерти. А сразу же после этого ты снова очнешься, снова должен будешь вбирать в себя сердцем потоки жизни, а глазами страшную, прекрасную, ужасную череду картин, бесконечно, неотвратимо, до следующего обморока, до следующей смерти. Но она, может быть, лишь пауза, лишь короткая, крошечная передышка, а потом все пойдет дальше, и ты снова будешь одной из тысяч фигур в дикой, хмельной, отчаянной пляске жизни. Увы, прекратить это нельзя было, конца этому не было.

Вы еще мните себя игроками, господа?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный»

shulzh, 23 октября 2017 г. 04:32

Град обреченных

некоторые мои мысли по поводу моего видения Града обреченного:

Первый раз я прочел роман в 88-89 годах, это была журнальная публикация в журнале «Нева»... мне было 15 лет и конечно я ничего не понял, книга показалась мне нагромождением абсурдных непонятных и зловещих действий...

затем в 90е годы я перечитал роман и уже уловил в этом граде аллюзию на советский строй и государство — как жестокий и бесчеловечный эксперимент... над обществом и людьми...

однако перечитав книгу уже в зрелые годы и будучи искушенным читателем, я уловил как мне показалось, еще более глубинный смысл : град — это аллюзия на человеческую цивилизацию в целом, ибо правильно это есть вавилонская башня, где представлены представители всех национальностей и как бы они представляют некий срез нашей цивилизации планеты Земля

для меня важны три момента в романе:

1) Эксперимент и его материальная основа — ГРАД

2)Экспедиция — как бегство из града и как бы кульминация, поворотная точка эксперимента

3) и конечно совершенно открытый и непредсказуемый финал ... и романа и эксперимента.

Итак, для меня град обреченный, это некая правильно вавилонская башня — модель нашей цивилизации... цивилизации, которая зашла в тупик... в граде живут те, кто по условиям эксперимента обречены в нем жить и крутиться в бесконечном кругооборота абсурда, условностей, переворотов и прочего жестокого действа нашей истории... в том смысле, град — то символ застоя, если глубже остановки (конца) Истории, он вечен и вечно обречен стоять и люди там будут крутиться по кругу, развитие там остановилось... почему-то Стругацкие оставили там немца Фрица ... и почему первым выходит из игры именно американец Купер.

Выходом из тупика является экспедиция, то есть бегство из Града .... тернистый кошмарный путь — это бесконечный ряд препятствий и соблазнов и давление на участников растет с каждым шагом прочь от города...

ну а к финалу приходят всего двое и вот финал...

в финале и предлагается самый последний и самый трудный тест — тест: «НЕ УБИЙ».

ВОТ, что писал о финале сам Борис Стругацкий:

» Ниоткуда не следует, что Андрей «на границе» стрелял в свое зеркальное изображение. То мог быть совсем другой человек, но с похожей, разумеется, судьбой. Для авторов было важнее другое: наш «добрый малый, но педант» дошел к концу своего первого круга до такого состояния, что и думать не думает броситься в объятия неизвестности с оптимистическим криком «хинди-руси бхай-бхай!» – нет, он норовит палить из пистолета во все, что шевелится, другие варианты ему и в голову, заметьте, не приходят.»

то есть Воронин проваливается на самом финальном этапе, не проходит финальное препятствие И.....

еще несколько разрозненных моих мыслей по поводу книги:

а важно то, и самый страшный момент, что Андрей после всего ада, который он прошел вместе Кацманом — после всего этого ... он открывает огонь по тем, кто идет навстречу... ПРОСТО ОТКРЫВАЕТ ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ...

все круг насилия замкнулся... поэтому и кидают их в изначальную точку...(однако не факт, что кидают обоих вместе с Изей)

То, что Стругацкие сделали с Кацманом и Андреем, не какому тургеневскому нигилисту Базарову и не снилось в кошмаре... полное изничтожение всякой надежды и веры, всякого Бога, да и дьявола тоже (уничтожение самого понятия ВЕРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ЧТО-ТО АБСОЛЮТНОЕ И НЕ УСЛОВНОЕ — НЕИЗМЕННОЕ НЕ ПОДВЕРЖЕННОЕ ДЕФОРМАЦИЯМ ОТ СИЮМИНУТНЫХ РЕАЛИЙ — будь то вера, идеология или что-то еще ;-).... все в мелкую капусту... по сравнению с абсурдом Града, импортные Кафка и Сартр — радостные дети на зеленой лужайке

вся это чехарда с продвижением по служебной лестнице, выключение «солнца»... беседы на кухне... все это так и дышит застоем... и эта странная география мира, откуда не возможно было вылезти — это же такая милая аллюзия железного занавеса

дело то не в ребятах... а в том, что обречены эти ребята... и те ребята, что остались в городе... и те двое, что добрались до «границы»... обречены крутиться в мясорубках адских экспериментов.. круг за кругом... поколение за поколением... по настоящему я эту книгу только сейчас понимаю... через ад 90х и ад 2010х

кстати многие читатели считают, что наставники и разговоры с ними — это только попытка героев услышать свою СОВЕСТЬ и поговорить с НЕЮ.. ДОГОВОРИТЬСЯ так сказать

P.s. Стругацкие постепенно отсекают тупиковые пути развития... то есть и Купера и Фрица... но в финале то что?...

просто откат назад?... получается все тот же порочный круг:

новая жизнь

переворот

бегство

откат

и т д.

вот почему я считаю этот роман безысходным и пессимистическим

Оценка: 10
– [  2  ] +

Натали Бэббит «Вечный Тук»

shulzh, 22 октября 2017 г. 03:10

Этим летом я как обычно продолжил свое погружение в пучины детской психоделики. На этот раз это «Вечный Тук» — книга по моему мнению с совершенно уникальной атмосферностью, причем атмосфера здесь очень специфическая – она довольна мрачная и насквозь готическая. Что неожиданно погрузило меня как читателя в довольно странное состояние тотального сумрака и некого тумана, искажающего все предметы вокруг. Несмотря на то, что в книге стоит адская августовская жара от пролога до эпилога.

Итак, десятилетняя девочка убегает из скучного дома в лес и волей случая похищается странной семейкой лесных отшельников. Суть книги в том, что все члены семьи когда-то нечаянно обрели бессмертие и вечное здоровье. Сей факт делает их упертыми готами, говорящими и думающими только об одном – найти способ ухода из жизни и о жестокости и бессмысленности вечного существования. Причем в книге очень много философии о смысле жизни, смерти, и необходимости этой смерти, как единственно возможного конца любого живого организма. И все это преподносится на настоящем детском уровне, это действительно детская подростковая книжка, которая будет понятна большинству детей 10-12летного возраста.

Все это в совокупности с уникальной гнетущей и подсасывающей атмосферой книги к финалу создает некий эффект «!ЫЫЫЫЫ!» и смерть главной героини в эпилоге произведения ты воспринимаешь просто как какой-то хэппи- энд. Если вкратце, мне понравилось это в сорок лет, но в вот насчет ваших детей – не уверен. Книга была создана в 70х годах прошлого столетия и на западе входит в золотой фонд детской классики, в России она была переведена лишь недавно.

Оценка: 10
⇑ Наверх