Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «SwiD» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 2008 г. 06:50

Долго не выкладывал статью, так как защищал диплом, потом отмечал... В общем только сейчас вышел из состояния неадеквата и добрался до компьютера :-)

Итак, в предыдущих статьях были рассмотрены Род и Сварог, теперь настал черед Сварожичей — детей сварога. Начать я решил со Стрибога.

.

.

Стрибог является одним из сварожичей. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист — старший ветер, считается богом бури;

Подага — жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода — теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер — имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Северный ветер — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Западный ветер — настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;

Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;

Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Стрибог может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Вот как упоминается Стрибог в литературе:

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

«Книга Велеса», Род 1, 2:7

.

...Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.

«Книга велеса», Трели IV, 5:3

.

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.

«Слово о полку Игореве»

.

Живет Стратим-птица на Окиане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Окиан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Стрибог — мрачное божество, злое начало, противоположное светлому Даждьбогу. Прежде всего, следует принять во внимание соотношение имен «Даждьбог» и «Стрибог», отметив грамматич. параллелизм этих имен (первые части которых — императивы «стри» и «даждь», а вторые части — слово «бог»), указали, что соотношение этих двух восточнославянских имен напоминает соотношение Бел(о)бога и Чернобога. Однако, если Белбог и Чернобог противопоставлены друг другу, то Даждьбог и Стрибог, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй (как бог ветров) разносит их. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифолологические оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под.

Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала описывается в "Слово о полку Игореве", ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языческому представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна народная этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христианским заместителем Стрибога. Известны народные представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет. Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внешний облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.

Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:

Повей, Стрыбу, нам из неба,

Треба нам на завтра хлеба!

Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».


Статья написана 20 июня 2008 г. 12:14

Следующий славянский бог о котором хотелось бы поговорить — Сварог. Информации очень много, причем встречается и противоречивая и не совсем достоверная... Сварог достаточно широко упоминается в различной литературе, попытаемся все же разобраться с "биографией" этого товарища. Итак...

.

.

В начале, думаю нужно разобраться с происхождением имени этого бога. Имя имеет санскритские корни, словом "свар" обозначали небо, или свет, "сварог" же переводится как "ходящий по небу" в давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог, точно так же как Рода называли Всевышним.

Откуда появился Сварог? Сварога сотворил Род ( хотя если копать глубже, то Сварог является одним из проявлений Рода, так как мы уже выяснили в прошлой статье, что у славян прослеживается единая связь между всеми богами и людьми).

Сварог, как и Род является общеславянским и всеми почитаемым богом. За что же славяне так любили и уважали Сварога? Вообще-то, Сварогу приписывается очень много важных дел, но большинство источников сходятся на следующем. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные воины. Бог создал и Синюю Сваргу — страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды — это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Так же Сварог является законотворцем, он установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен — земных и космических.

Сварог — бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра).

Коротко попробуем найти сходства Сварога с мифологическими персонажами иных народов. С большой долей вероятности мы можем сопоставить Сварога с Таргитаем (скифский мифлогический кузнец и законодатель) и Гефестом (Греческий бог огня). Сопоставление Сварога, Гефеста и Таргитая происходит таким образом: a). Гефест, бог-кузнец, бог огня. Сварог — бог-кузнец, и законодатель, отец бога огня Сварожича. Таргитай — кузнец и законодатель. б). Гефест — отец бога света Аполлона согласно Цицерону. Сварог — отец бога света (Даждьбог). Таргитай — отец Колоксая — прародитель сколотов — праславян. Даждьбог — прародитель по Слову о Полку Игореве славян. в). Гефест — отец или создатель Солнца-Гелия по орфическому гимну, это его часть.Сварог — отец Даждьбога, отождествляемого также с Гелиосом. Таргитай — отец Солнце-царя.

Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу — т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых — удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.

День празднования его приходится на 14 ноября — Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына — Сварожича-Огня.


Статья написана 19 июня 2008 г. 12:56

Итак, начинаю серию статей о славянских богах. Тема на мой взгляд очень интересная, к тому же это наши корни... Начать наверное стоит с Рода.

.

.

Род является верховным не персонифицированным богом, родитель всех богов и Мирозданья.. В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д.

Все остальные боги, впрочем, как и люди, являются его проявлениями. Он – Отец и Мать богов. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей. Род – Вселенная. Род-Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира.

В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».

Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще — до Вышня.

Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники, народ.

Род родил – камень Алатырь; бога молитвы Барму – из слова Рода; Козу Седунь [Сатана]; Корову Земун; Ладу-матушка – богородица; Майю; Матерь Сва – дух Божий – Род испустил из своих уст; Мать Сыру Землю – из сбитого молока; Мировую Уточку – из пены Океана; Ра – бога солнца – вышел из лица Рода; Сварога – отца небесного; Стрибога – из дыхания Рода; Тарусу – Дух Бармы; Чёрного змея; Юшу – Змея, держащего Землю.

Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Очень важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они — проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино — боги и природа. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода — это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род — одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род — не невзрачный идол, а древний повелитель небес.

Роду сопутствуют рожаницы. Кто такие рожаницы? И почему их две Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым "с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ" , и люди еще в 13 веке "готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания" "А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам", "Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола".

Праздник рожаниц отмечали на следующий день после осеннего пира в честь Рода — 9 сентября. В это время, когда летняя страда позади и урожай собран, можно пить и есть вволю, не страшась грядущих невзгод — холода и голода. Позже католическая церковь приурочила к началу сентября праздник Рождества Богородицы, когда происходит «благословение хлебов».

Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!

В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему — Род». Так его и именовали в русских переводах Библии — «рододатель».

Сотворение мира из разных литературных источников:

.

Солнце вышло тогда, из лица Егo

Месяц светлый — из груди Его.

Звезды частые — из очей Его.

Зори ясные — из бровей Его.

Ночи темные — да из дум Его.

Ветры буйные — из дыхания..

«Книга Коляды»

.

Солнце Красное от лица Божьего,

Млад-светел месяц от грудей его,

Звезды частые от риз Божьих,

Ночи темные от дум Господних,

Зори утренни от очей Господних.

"Голубиная книга"

.

Когда разделили Пурушу,

Брахманом стали его уста...

Луна родилась из мысли,

Из глаз возникло Солнце,

Из головы возникло небо...

"Ригведа", X, 90

.

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше.

Ребы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде "пасхальных" яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.


Статья написана 19 июня 2008 г. 11:48

Я вот долго думал, что бы такое писать в своем дневнике?.. Думал, думал, и увидел вдруг на своем городском форуме тему про славянскую мифологию. Сам я одно время очень увлекался мифологией вообще и славянской мифологией в частности. И вот я подумал, а почему бы собственно не писать об этом в своей колонке? Тем более, что мифология и фантастика, если не родные сестры, то двоюродные уж точно :) Материал буду подбирать из разных источников, то, что покажется наиболее интересным.

Итак, приглашаю всех, кому интересна мифология наших предков на свою страничку 8-)


Статья написана 4 июня 2008 г. 07:56

Вот проснулся я сегодня с прекрасным, веселым настроением, налил кофе и решил прочитать что нибудь небольшое, так сказать чтобы время зря не пропадало. Открыл электронную библиотеку, немного порылся и решил прочесть рассказ Андрея Дашкова "Человек дороги". Прочел его и задумался о том, какое же все-таки сильное влияние на оценку произведения (имеется в виду не 10 бальная оценка в рамках фантлаба, а именно личная, внутренняя оценка) оказывает настроение читателя. Упомянутый выше рассказ весьма атмосферен, но довольно тяжел. Вот сидел я и думал, не зацепил меня рассказ, а почему? Да просто потому, что настроение хорошее и радужное, уверен, будь у меня "дождливое" настроение, после прочтения рассказ точно получил бы высший балл, а сейчас... Как бы наверное было хорошо, знать, какую книгу с каким настроением нужно читать?.. Тогда бы и удовлетворенность от прочитанного возросла и критика бы уменьшилась, да только вот возможно ли такое?..





  Подписка

Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх