fantlab ru

Юн Фоссе «Другое имя. Септология I-II»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.60
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Другое имя. Септология I-II

Det andre namnet

Роман, год; цикл «Септология»

Аннотация:

Художник Асле живет в Дюльгью. В основном он общается только со своим соседом, холостым рыбаком Ослейком. В Бьёргвине живет еще один Асле. Он тоже художник. Оба Асле дружат и в каком-то смысле представляют собой две версии одной и той же жизни. В первой книге «Септологии» мастер «медленной прозы» Юн Фоссе ретроспективно знакомит нас с детством обоих Асле. «Другое имя» — это история о памяти, фьорде, опасностях и о соседе, сгинувшем в море.

Первая книга грандиозного полотна о Боге, одиночестве и сияющей темноте искусства. Номинант на Букеровскую премию 2020 года. Юн Фоссе — именитый норвежский писатель и драматург. Помимо пьес, он пишет стихи и романы, детские книги и эссе. Несколько лет назад Фоссе заявил, что отныне будет заниматься только прозой, и его «Трилогия» сразу получила Премию Совета северных стран.

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Н. Фёдорова (2)

Другое имя. Септология I-II
2022 г.
Другое имя. Септология I-II
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Те же самые имена

«Сияющая тьма», вот, значит, как называется картина

Норвежский драматург, прозаик, поэт Юн Фоссе вошел в наше культурное пространство как тот, о ком стоит иметь представление, сделавшись лауреатом Нобелевской премии по литературе. Может показаться, что его совсем не знают в России, но это впечатление обманчиво. Фоссе автор, которого по большей части не читают, а ставят на театральной сцене, и в этом качестве его видели тысячи зрителей: «Однажды летним днем» идет в Казани и Питере в двух разных интерпретациях, спектакль по «Сюзанне» малым пьесам «Свобода» и «Телемах» — в Москве, «Сон об осени» в Иваново и снова Питере, в постановке Юрия Бутусова, о которой говорят, как о шедевре. И это только то, что я сумела отыскать за минуты, наверняка гораздо больше.

Однако, хотя славу, популярность и деньги ему принесли пьесы — второй по количеству постановок после Ибсена драматург из Норвегии с общим числом спектаклей на мировых сценах больше тысячи — сам он считает себя в первую очередь прозаиком. И здесь я рассказываю о «Септологии» , из семи частей которой переведено на русский и опубликовано две, которые автор, не мудрствуя, озаглавил «I» и «II». Художник, зрелого возраста Асле, дар которого открылся очень рано, а в соединении с присущей ему коммерческой жилкой позволил не бедствовать, живет один доме в деревне Дьюргьи, который они с женой сначала снимали, а после унаследовали от старой Алес. Если вы читали «Трилогию», то наверняка узнаете в ней героиню третьей части «Вечерняя вязь» .

Его жена, тоже художница, Алис, умерла от рака задолго до начала истории. Теперь круг его общения ограничен другом, которого, как и его, зовут Асле, тот живет в городе. много пьет и недавно в приступе белой горячки едва не замерз насмерть в сугробе. Теперь он на излечении, а его собачку на это время забирает к себе герой-рассказчик. Продавать картины он начал рано и в целом именно живопись обеспечила ему достойную жизнь. Такое, знаете — попасть в обойму: картины выставляются и покупаются, не запредельно дорого, но на хлеб с маслом, холсты с красками и содержание этого дома хватает. Чего не скажешь о местном его приятеле Аслейке, тот фермерствует, рыбачит и еле сводит концы с концами. Потому деньги за услуги по хозяйству и регулярно привозимые им из города подарки от Асле приходятся как нельзя кстати.

Кроме денег, Асле дарит Аслейку картины, которые тот после передаривает сестре-селянке и у нее уже собралась недурная коллекция. У Асле тоже была сестра, что с ней теперь неизвестно, не забывайте, что это лишь первые две части семичастного романа. Но тревожная атмосфера саспенса в линии сестры по-хичкоковски умело нагнетается на всем протяжении книги, когда герой вспоминает ее. Еще в детстве у него было травмирующее происшествие с соседом педофилом (о, эти скандинавы!), и он одержим цветом. Скорее даже идеей цвета и света: бесконечно ищет возможность идеального отображения света, во всех своих картинах пишет не пейзажи, портреты, натюрморты, а свет, много размышляет о пятидесяти оттенках серого и любого другого цвета палитры.

Все это не то, чтобы увлекательно и с точки зрения читательского удовольствия сильно на любителя, хотя я сомневаюсь, что реальный любитель на такое найдется. Но со второй книгой, а у меня это вторая после «Трилогии», стилистические особенности Фоссе уже не раздражают, его примитивизм, манера без конца повторять одно и то же и ходить по кругу воспринимается куда спокойнее. Еще одна особенность, о которой нельзя не сказать — всех героев зовут одинаково, и во второй книге это тоже Асле, Аслейки для мужчин и Алес-Алис для женщин, как в «Трилогии». Должно быть некий скрытый смысл прячется здесь, но разгадывать его у меня ни желания, ни времени.

Чтение унылое, депрессивное и достаточно некомфортное из-за графических особенностей оформления — сплошные абзацы на страницу, как у Сарамаго. Но эта книга есть в аудиоверсии в исполнении Юрия Красикова, если интересуетесь современной премиальной литературой, но не готовы вгрызаться в текст — попробуйте послушать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх