FantLab ru

Джон Харвуд «Призрак автора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Голосов:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Призрак автора

The Ghost Writer

Другие названия: Тень автора

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Австралийский библиотекарь Джерард Фриман переписывается с загадочной англичанкой Алисой Джесселл, прикованной к инвалидной коляске... Мать Джерарда хранит какую-то тревожную тайну... А за этой тайной — секреты бабушки... И загадки прабабушки... Каким же должен быть ужас, преследующий семью целое столетие?

Древние новеллы, пожелтевшие дневники и письма, современная электронная почта... Разные тексты написаны разными людьми, но есть автор, связывающий их воедино, и есть призрак автора, для которого нет барьеров времени и нет сроков давности...

Награды и премии:


лауреат
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2004

лауреат
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2005 // Дебютный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
И. Литвинова (3)

Призрак автора
2005 г.
Тень автора
2013 г.
Тень автора
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня тоже книга вызвала в целом положительные эмоции. Читалось легко и с интересом. Первая часть книга посвящена переписке нашего гг и таинственной Алисой из Англии. На протяжении всей переписке, а значит и юности, будут расти как чувства так и загадки. Тут и странное поведение матери, таинственная фотография обнаруженная им (глав.героем) в тумбочке у матери, таинственное происшествие в их родовом поместье в Англии из-за которого вся семья была вынуждена переехать в Австралию и тд.

Первая часть книги более сентиментальная, она всецело посвящена ярким чувствам, первой любви, пусть и по переписке.

Вторая часть более динамичная и интересная, наш гг. вырос и с нетерпением отправляется в Англию. Какое же его разочарование ждало, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никакой Алисы и того места откуда она писала не существует
...Вот тут и начинается самое интересное. Правда трудно было разделить реальность и галлюцинации гг. Уж больно всё сплелось в повествовании. Но всё равно читать было интересно.

Концовка весьма странная, открытая. Но отрицательных чувств не вызвала.

7 баллов смело поставлю.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джон Харвуд — австралийский литературовед, сын известной в Австралии поэтессы Гвен Харвуд. Одна из его литературоведческих работ — биография викторианской писательницы Оливии Шекспир (не псевдоним — красавица Оливия вышла замуж за скучного адвоката по фамилии Шекспир, а потом стала писать книги и встречаться с великим поэтом У.Б. Йейтсом). В книгах Харвуда чувствуется знание литературы и литературной жизни конца XIX в. Но это не просто коммерческое предприятие автора, решившего написать нечто модное (готика, призраки, викторианская эпоха) на тему, с которой хорошо знаком. Харвуд действительно писатель, как говорится, от Бога, который не придумывает, а видит — старинные кабинеты и галереи, скрытые в кустах и траве заброшенные особняки, освещенные закатным солнцем; тайные двери, запертые письменные столы; хранящие душу безвестного автора странные картины, лица ушедших (навсегда ли?) людей.

Нужно быть очень талантливым человеком, чтобы в наше время завлечь столько читателей, по сути, «рамочным» романом, наподобие какой-нибудь «Рукописи, найденной в Сарагоссе», где основной сюжет лишь обрамляет вставные новеллы.

Мальчик Джерард растет в жаркой, унылой, провинциальной Австралии. Единственная радость — рассказы матери: о зеленой Англии, о родном поместье Стейплфилд, о бабушке и любимой подруге Розалинде. В один прекрасный день он находит в письменном столе матери загадочную книгу и фотографию прекрасной женщины. Мать в ярости; она перестает рассказывать Джерарду об Англии, а он потом снова находит книгу и читает там странный рассказ, автором которого была Виола — красавица на старинной фотографии, бабушка его матери. С этого начинаются поиски: Джерард хочет найти другие рассказы Виолы и встретить «в реале» дорогого ему человека — Алису, незнакомую подругу по переписке...

О чем книга Харвуда? Она о литературе и искусстве, о влиянии искусства на жизнь (порой роковом). Она — и это очень грустно — еще и о семье, о том, что безумное поведение наших родных кажется нам нормой и мы невольно привыкаем к нему, миримся и даже невольно и неизбежно строим по его образцу собственную жизнь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Претензии к концовке книги, судя по отзывам, не у меня одной. Не жалуюсь на то, что не все тайны остались раскрытыми (да в конце концов, пусть происхождение «Утопленника» останется тайной!), но последние 30 страниц, как написал один из рецензентов с Амазона, просто могут быть результатом неудачного вмешательства редактора. Если так — дорогой автор, тот, кто посоветовал тебе присобачить в конце «саспенс» с классическим голливудским приёмом «идиот(ка) на чердаке» — тебе не друг. Ход с пожаром в особняке тоже идиотский (в конце концов, и дом жалко, и библиотеку Виолы жалко даже очень), хотя и символичный. У героя появляется возможность избавиться от тяжелого наследия предков (в конце концов, библиотека писательницы Виолы и духовидицы Айрис навеяла далеко не безобидные литературные грезы и самой Виоле, и ее потомкам) — но неужели это так необходимо? Неужели единственный способ перестать жить в «очарованном круге» литературы — это «собрать все книги бы, да сжечь»? Грустно как-то.

Резюме: книга не всем понравится, но Харвуд — сильный и интересный автор, заслуживающий внимания; вставные новеллы — это отдельные произведения искусства, которые, думаю, захочется перечитать.

Небольшое отступление: хотя автор — мужчина, он, мне думается, создавая рассказы Виолы, очень близко воспроизвел особенности именно женского творчества — совершенно не в негативном смысле слова. Легкий переход от реальности к мистике, многовариантность сюжетов, фанфик (в «Серафине» и «Призраках» чувствуется и «Портрет Дориана Грея», и даже «Портрет» Гоголя) и автофанфик (несколько вариантов «Беседки» и внутри новеллы, и вне её), даже «мерисьюшность» — все это определенные гендерные особенности, не «плохие» — а просто другие, в руках талантливого автора зачастую дающие очень впечатляющий результат.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. Читается легко и с удовольствием. Хороший таинственный роман в готическом стиле, он будет интересен любителям этого жанра. История рассказывается от первого лица и захватывает большой пласт жизни главного героя: от детского возраста до тридцати пяти лет. Иногда даже сложно понять в какое время идет повествование, настолько рамки времени размыты — это придает роману загадочность.

Начало истории кажется совсем неспешным: маленький мальчик Джерард, воспитывается матерью в очень жестких условиях, отец где-то на заднем плане, его как-бы и нет. Мама ведет себя странно: часто замирает и стеклянными глазами смотрит в пространство, иногда рассказывает истории из детства, иногда проговаривается, очень боится за сына, поэтому ограничивает его свободу полностью. Не удивительно, что он был очень чувствительным и легко поддавался влиянию. Единственное, что ему разрешили — это переписку с девочкой Алисой из Англии, которая длилась более двадцати лет. Но вот Джерард находит фото незнакомой женщины из-за чего мать приходит в ярость, прячет от него фото, перестает рассказывать о своем детстве и Джерард понимает, что мать что-то скрывает, но что и почему? — с этого начинается долгая, но интересная история его жизни. Джерард оказался очень терпеливым, т.к. его расследование растянулось на десятилетия, в течение которых ему по крупицам попадаются странные сведения, которые никак не складываются воедино.

По ходу повествования автор понемногу подбрасывает сведения об истинной истории, но каждый раз, как только приходишь к какому то выводу, появляется следующая подсказка, которая снова меняет наши выводы и выводы Джерарда.

В этой книге нет призраков. Они существуют только в сказках, написанных Виолой, бабушкой Джерарда. На самом деле это не сказки, а новеллы — таинственные, интересные, загадочные, каждая из которых оставляет простор для воображения, т.к. не имеет прямого окончания. Но иногда кажется, что что-то сверхъестественное присутствует, кто-то таинственный, невидимый закручивает историю, запутывает еще больше, добавляет мистики — ведь одна из историй, написанных Виолой сбылась... Здесь же есть и семейные тайны, и таинственные истории, и зависть, и месть, и измены, и интриги, и странные отношения Джерарда и Алисы — но все это не выглядит громоздко, а наоборот, четко и гармонично сочетается друг с другом и успокоится не возможно, пока не прочитаешь последнюю страницу. Все расставляется по полочкам к концу истории и главного героя становится очень жаль, хоть он и сам сделал выбор. Но финал истории все же открыт и остается не досказанным — это придает большой плюс всей истории.

В общем книга понравилась и я довольна тем, что она попала мне в руки и позволила провести с ней два вечера, наполненных тайной, мистикой и загадками.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз купилась на обложку и на аннотацию, обещающую тайны и сюжет, завязанный на старых дневниках, письмах и книгах.

Книжка немножко ни о чём. И всё было бы не так страшно: читать о жизни людей очень интересно, когда подано это хорошо. Автора же то и дело переклинивало и он с адекватного текста срывался в какие-то дебри, потом повествование выравнивалось, а потом снова куда-то уносилось. Очень неровно написано.

Что автору действительно удалось — так это персонажи. Интересные, хорошо прописанные, даже в сказках, мелькающих в тексте. В итоге запомнились именно они — сказки эти, а всё остальное прошло мимо. Финал скомканный, словно Харвуд писал-писал книгу, а потом ему вдруг надоело и он решил побыстрее со всем этим закончить. В итоге осталось странное ощущение, как будто от книги отрезали как минимум треть. Порадовал лишь немного внезапный поворот с любовью протагониста — я до последнего боялась, что всё выльется в сопливый хэппи энд. Обошлось.

Проглотила залпом, несмотря на то, что книга далеко не самого высокого уровня. Читается легко, быстро — идеальное чтиво вечерком после работы или же в автобусе. Совершенно не грузит мозг, расслабляет. Книга на один раз. Даже сказать о ней толком нечего, никаких особых эмоций не оставила.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это просто какой-то «Дориан Грей» в письмах!

Потрясающая вещь с нелинейным сюжетом.

Да, завязка простая -- рассказ о сыне, личную свободу, кхм, несколько ограничивает его мама, как впоследствии выясняется, мама-то со странностями и изредка стекленеющими глазами.

Сын безмолвно вопияет и решает завести себе друзей путем переписки. И да, ему везет — счастливая случайность подбрасывает ему прелестную деву по имени Алиса, которая, к сожалению, инвалид, что не мешает, впрочем, эпистолярным событиям.

И вот уже история катится, словно ком, история набирает обороты и порой в танце приседает, позволяя нам окунуться в прошлое семьи юноши. А вот тааааам!

Там как раз и царит полный «дориан грей», приправленный тяготами семейного древа, измен, интриг с примесью Дю Морье и всяческие завещательные дела.

Очень нагнетающе/

Шах и мат.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая часть книги, на мой взгляд, — те самые страшилки Виолы, от которых мурашки бегут по спине. Что касается основного повествования... Книгу я буквально «проглотила», но закрыв, увы, начала размышлять. И эти попытки разложить все по полочкам, переосмыслить ход событий, уже зная тайну, в конечном счете испортили мне впечатление. Потому что в концовке я очень разочаровалась...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга мне очень понравилась. В ней есть все, что нужно: старая добрая Англия, мрачное родовое гнездо, молодой герой выросший в нездоровой психологической атмосфере, загадочная девушка, страшная тайна и даже приятный налет мистики.

Приятно удивил и порадовал прием книги в книге (рассказы Виолы интересовали иной раз больше основной сюжетной линии). Классный прием.

В общем давно не хотелось безотрывно читать какую-либо книгу, а эта действительно на одном дыхании проскочила.

Любители Агаты Кристи, Англии и мистического детектива — эта книга для вас.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга как матрёшка. Читаешь основную сюжетную линию, вот думаешь, что же дальше, а автор начинает тебя занимать каким-то рассказом. Сначала это несколько раздражает (я не очень люблю рассказы), но потом начинаешь ощущать, что нити этой истории постепенно, из этих казалось бы посторонних рассказов, собираются у читателя в руках. В итоге получается таинственная, своего рода детективная история, на мой взгляд, очень омерзительная. Повествование автор излагает в стиле готического романа, хотя это вполне современная история, с присутствием интернета. Как и должно быть, здесь есть большой, по-своему красивый и зловещий особняк с огромной библиотекой, с потайными нишами и ящиками, подвалом и прочими радостями. Финал у книги не порадовал: он очень неоднозначный, недосказанный, плохой, причём даже для главного героя (в большинстве случаев автор хоть здесь оставляет надежду, но увы, я её не обнаружила).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написать про этот роман можно много. Временные рамки в нем весьма размыты, жизнеописание главного героя соседствует с отрывками писем и емейлами, готическими рассказами о призраках.

Скажу сразу, никаких призраков в книге нет. Да есть рассказы Виолы, которые имеют странную особенность воплощаться в жизнь, есть пьяные галлюцинации Джералда, но никаких призраков. Разве что финал, который довольно размыт и может трактоваться и как вмешательство потусторонних сил, и как сумасшествие главного героя, и как обычная месть!

Отдельно стоит упомянуть новеллу «Призрак», которую запросто можно публиковать отдельным произведением. К сожалению, мы так и не узнаем конца рассказа, но проведя аналогию с судьбой матери Фримана все становится на свои места.

К концу романа вообще все расставляется по полочкам, кроме самого финала. И эта зловещая недосказанность приводит меня в восторг!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх