fantlab ru

Мишель Пейвер «Dark Matter»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Dark Matter

Роман, год

Аннотация:

Январь 1937-го. Тучи войны сгущаются над туманным Лондоном. Двадцативосьмилетний Джек беден, одинок и жаждет перемен в своей жизни. Так что, когда ему представляется шанс присоединиться к арктической экспедиции, он хватается за него обеими руками. Корабль отплывает из Норвегии. Пять горящих энтузиазмом мужчин и восемь хаски пересекают Баренцово море под светом полночного солнца. Конечный пункт путешествия — удалённая, необитаемая бухта Грюхюкен, где они встанут лагерем на весь следующий год. Лето в Арктике длится недолго. По мере того, как ночь предъявляет свои права, Джек ощущает ползучее беспокойство. Его товарищи, один за другим, вынуждены покинуть его. Перед ним встаёт жёсткий выбор — уйти или остаться. Вскоре он увидит последнее солнце и полярная ночь поглотит лагерь на месяцы темноты. Вскоре дороги назад не будет — море замёрзнет, сделав побег невозможным. Грюхюкен не совсем необитаем. Джек не один. Что-то бродит здесь во тьме...

© Перевод аннотации skein

Награды и премии:


лауреат
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2010

лауреат
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2013 // Переводной роман (Великобритания, 2010)

Номинации на премии:


номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2010 // Роман

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий и психологический триллер, мистический хоррор с привидениями, номинант и лауреат нескольких премий за ужасы и мистику.

1937 год, Лондон. Молодого Джека, несостоявшегося физика и клерка торговой компании, приглашают присоединиться в качестве радиста к научной-исследовательской экспедиции за Северный полярный круг, на Шпицберген. Джек едва сводит концами с концами, он одинок и несчастен и в этой поездке видит свой шанс вернуться к научной деятельности и убежать от жизненных проблем. Целый год в Арктике, в отдалённой бухте Грухукен, где будет только пять человек и свора ездовых собак — совсем другая жизнь! И вот путешествие начинается. Однако, капитан норвежского судна, которое перевозит команду и припасы на место планируемой стоянки, считает, что разбивать лагерь в Грухукене — плохая идея.

Главный герой, Джек Миллер, сразу предстает перед читателями не слишком приятным и сложным в общении человеком. Вся история подаётся в форме его дневников, поэтому все переживания Джека у нас как на ладони. На первой встрече с членами экспедиции — представителями высшего класса — Джек находится не в своей тарелке, переживает за то, что он беден, что его не примут как равного и что он не сможет оплатить обязательный раунд выпивки. Джек не просто стесняется, а ведёт себя чрезвычайно мнительно: начинает высматривать плохое отношение к себе, подозревает присутствующих в автоматическом презрении к тем, кто беднее, в чрезмерном высокомерии, отмечает и оценивает любые комментарии в свой адрес и ощущает постоянную насмешку, издевательство над его дискомфортом. При этом сам описывает новых знакомых исключительно уничижительно, отмечает малейшие изъяны, а с симпатией относится лишь к самому совершенному и дружелюбному из них — Гасу Балфору, который явно пытается завоевать расположение потенциального радиста. Очевидно, что в парне кипят жажда признания и неудовлетворённое самолюбие, зависть к тем, кому жизнь раздала лучшие карты. После этой встречи Джек решает, что ему с экспедицией не по пути и что если придётся провести с этой компанией целый год, то он точно кого-нибудь убьёт. Однако, успокоившись, немного обдумав ситуацию и свои лондонские перспективы, он всё же принимает предложение и отправляется в путь.

В Арктике приключение захватывает Джека с головой, он с энтузиазмом занимается экспедиционными делами, лагерем и описанием окружающей природы. Однако по отношению к людям — и собакам, которых так любят представители высшего сословия — он холоден, а в душе даже жесток. Его по-прежнему донимают мысли о своём статусе, он резок в высказываниях и в реакциях, ни с кем не может сдружиться. Экспедиция и её успех становятся для него всем. И когда капитан Эриксон начинает убеждать британскую команду сменить место для лагеря, намекая на его проблемность и дурную славу, Джек воспринимает эти разговоры в штыки и даже отказывается вникать в историю Грухукена: место должно принадлежать только им. Но всё пойдёт не так, как планировалось.

Мишель Пайвер удалось прекрасно описать арктические реалии, природу Шпицбергена и экспедиционный быт. А с развитием сюжета — полярную ночь и влияние, которое она оказывает на людей с более южных параллелей, тоску по свету, по бурлению жизни и по людям. Как отчаянно Джек пытается сохранить рассудок и привычную рутину, оставшись один. Чем дальше продвигается сюжет, а вместе с ним и мистическая составляющая, тем страшнее становятся дневники Джека, тем больше он меняется, переосмысливает себя и своё окружение и одновременно теряет себя. От последних глав вплоть до развязки совершенно невозможно оторваться, настолько эта личная драма захватывает. Особенно страшно сознавать, что даже без реального призрака Грухукена всё могло бы быть точно так же: настолько темнота, пустота и абсолютное одиночество чужеродны человеческой психике.

Если вас удивляет физический термин, вынесенный в заголовок мистического триллера, то тут всё честно. Джек читает научную статью, посвященную темной материи, загадочному веществу Вселенной, которое точно существует, но которое не может быть зафиксировано приборами и органами чувств. И эта гипотеза его не радует: сколько такого тёмного и непостижимого может таиться вокруг нас.

Отдельно хотелось бы отметить, что роман «Тёмная материя» и более поздний «Разреженный воздух» — братья-близнецы. У них похожи завязка, структура, развитие сюжета и даже развязка, они как страшные масштабные сказки у костра. В обоих романах действие происходит в начале XX века, в экстремальных условиях, главные герои-британцы имеют похожие психологические заморочки и проблемы. Но — удивительно! — при этом нет желания обвинять автора в самоповторе. В романах различаются сеттинг и сопутствующие проблемы героев, элементы сурвайвал-хоррора, как психологические, так и физиологические, у каждого главного героя есть свои уникальные черты и особенности истории, поднимаются разные этические проблемы. И от финала, и от эпилога остаётся совершенно разное послевкусие. Есть ощущение, что при всей композиционной схожести эти произведения оказались совершенно о разном. Дороги, которыми прошли главные герои, привели их к совершенно разным личностным результатам и по-разному изменили их жизнь. Рада, что прочитала оба.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх